Научная статья на тему 'Воздействие музыки на личность и социум'

Воздействие музыки на личность и социум Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1484
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / личность / социально определенный тип личности / этапы / уровни / механизмы / music / personality / socially defined personality type / stages / levels / mechanisms.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е А. Бодина, С В. Покровская, Н Н. Телышева

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке наук: педагогики, психологии, музыкознания, культурологии. Она посвящена рассмотрению структуры и этапов взаимодействия музыки и личности. Авторы дают характеристику этапам: эмоциональной синхронизации, смыслового погружения, духовной объективации и деятельностной объективации, а также раскрывают их специфику и содержание. В статье раскрывается процесс формирования социально определенного типа личности, обозначаются основные механизмы этого процесса: популяризация, регламентация, запрет. Делается вывод о личностнои социально-формирующих возможностях музыки, ее действенном психолого-педагогическом потенциале. Подчеркивается мысль о его продуманном и целенаправленном применении с целью повышения духовного потенциала общества, прогресса в его развитии с общечеловеческих, культурологических и педагогических позиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Е А. Бодина, С В. Покровская, Н Н. Телышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF MUSIC ON THE INDIVIDUAL AND SOCIETY

The work is of an interdisciplinary nature, written at the intersection of Sciences: pedagogy, psychology, musicology, and cultural studies. It deals with the structure and stages of interaction between music and personality. The authors characterize the stages of emotional synchronization, semantic immersion, spiritual objectification and activity objectification, as well as reveal their specifics and content. The article reveals the process of formation of a socially defined type of personality, identifies the main mechanisms of this process: popularization, regulation, prohibition. The conclusion is made about the personal and social-forming possibilities of music, its effective psychological and pedagogical potential. The idea of its deliberate and purposeful application in order to increase the spiritual potential of society, progress in its development from the universal, cultural and pedagogical positions is emphasized.

Текст научной работы на тему «Воздействие музыки на личность и социум»

Представление движений, с точки зрения А.Ц. Пуни, выступает как относительно самостоятельный полифункциональный процесс регуляции двигательной деятельности, поскольку он взаимодействует, с одной стороны, с сенсомоторны-ми, перцептивными и мнемическими, с другой - с интеллектуальными (мышление, воображение) процессами, а при «определенных условиях - с эмоциональными и волевыми» [4, с. 124]. Иными словами, представление движений (идеомоторные представления, образы движений) включено в динамическую систему отражения объективных условий деятельности субъекта, его возможностей, состояний и организации двигательных действий, адекватных этим условиям.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: - неразвитость у человека способности актуализировать визуальный образ объекта, воспринимаемого в другой модальности, приводит к затруднениям в репрезентации этого объекта и, как следствие, снижает эффективность дея-

Библиографический список

тельности, в том числе интеллектуальной, и, в конечном счете, затрудняет общее развитие;

- у синестезии существует практическое значение, ее необходимо изучать глубже и с разных сторон, чтобы использовать в различных аспектах жизни человека;

- пространственное мышление развивается с раннего детства и заканчивается в подростковом возрасте, однако в течение жизни его возможно дораз-вить, даже самостоятельно. Люди с развитым пространственным мышлением не только хорошо читают чертежи и ориентируются в пространстве, но и наилучшим образом подготовлены к освоению любой профессии;

- способ диалектического обучения, которым связывались формальная логика, диалектическая логика и теория познания, был запатентован в 1996 году в г Челябинске [8].

1. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2GG6.

2. Лурия А.Р Ощущения и восприятие: материалы к курсу лекций по общей_психологии. Москва: Издательство Московского университета, 1975.

3. Боровская Д.Н., Кравцова Л.Ф. Особенности развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики. Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2G18; № 1-2 (13): 7 - 9.

4. Нургалеев B.C. Развитие воображения в процессе когнитивной деятельности. Диссертация ... доктора психологических наук. Новосибирк, НГПУ, 1999.

5. Нургалеев B.C. Развитие воображения субъекта в процессе когнитивной деятельности: монография. Красноярск, СибГТУ 2GG7.

6. Гончарук А.И., Зорина В.Л. Школа XXI века (Диалектика учебного процесса)._Красноярск: МЦПИ, 1997.

7. Белых С.Л., Мильчакова С.И. Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию и ее операционализация. Психологический журнал. 2GG8; № 36: 12G - 127.

8. Способ диалектического обучения. Патентное свидетельство № 126 от 29.G9.1996 .

9. Рукавишникова Е.Л. Роль синестезии в развитии пространственного мышления у студентов будущих дизайнеров ландшафта. Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XVI научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2G19: 299 - 3G2.

References

1. Shapar' V.B., Rossoha V.E., Shapar' O.V. Novejshij psihologicheskijslovar'. Rostov-na-Donu: Feniks, 2GG6.

2. Luriya A.R. Oschuscheniya i vospriyatie: materialy k kursu lekcij po obschej psihologii. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1975.

3. Borovskaya D.N., Kravcova L.F. Osobennosti razvitiya prostranstvennogo myshleniya mladshih shkol'nikov na urokah matematiki. Duhovnaya situaciya vremeni. Rossiya XXI vek. 2G18; № 1-2 (13): 7 - 9.

4. Nurgaleev V.S. Razvitie voobrazheniya vprocessekognitivnojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirk, NGPU, 1999.

5. Nurgaleev V.S. Razvitie voobrazheniya sub'ekta v processe kognitivnoj deyatel'nosti: monografiya. Krasnoyarsk, SibGTU, 2GG7.

6. Goncharuk A.I., Zorina V.L. Shkola XXI veka (Dialektika uchebnogo processa). Krasnoyarsk: MCPI, 1997.

7. Belyh S.L., Mil'chakova S.I. Sposobnost' k vossozdaniyu vizual'nogo obraza po taktil'nomu vospriyatiyu i ee operacionalizaciya. Psihologicheskijzhurnal. 2GG8; № 36: 12G - 127.

8. Sposob dialekticheskogo obucheniya. Patentnoe svidetel'stvo № 126 ot 29.G9.1996 .

9. Rukavishnikova E.L. Rol' sinestezii v razvitii prostranstvennogo myshleniya u studentov buduschih dizajnerov landshafta. Nauka i innovacii v XXI veke: Aktual'nye voprosy, otkrytiya i dostizheniya: sbornik statej XVI nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: MCNS «Nauka i prosveschenie», 2G19: 299 - 3G2.

Статья поступила в редакцию 29.04.20

УДК 37.03

Bodina E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Pokrovskaya S.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Telysheva N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE IMPACT OF MUSIC ON THE INDIVIDUAL AND SOCIETY. The work is of an interdisciplinary nature, written at the intersection of Sciences: pedagogy, psychology, musicology, and cultural studies. It deals with the structure and stages of interaction between music and personality. The authors characterize the stages of emotional synchronization, semantic immersion, spiritual objectification and activity objectification, as well as reveal their specifics and content. The article reveals the process of formation of a socially defined type of personality, identifies the main mechanisms of this process: popularization, regulation, prohibition. The conclusion is made about the personal and social-forming possibilities of music, its effective psychological and pedagogical potential. The idea of its deliberate and purposeful application in order to increase the spiritual potential of society, progress in its development from the universal, cultural and pedagogical positions is emphasized.

Key words: music, personality, socially defined personality type, stages, levels, mechanisms.

Е.А. Бовина, д-р пед. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

С.В. Покровская, канд. психол. наук, доц., Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.Н. Телышева, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЛИЧНОСТЬ И СОЦИУМ

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке наук: педагогики, психологии, музыкознания, культурологии. Она посвящена рассмотрению структуры и этапов взаимодействия музыки и личности. Авторы дают характеристику этапам: эмоциональной синхронизации, смыслового погружения, духовной объективации и деятельностной объективации, а также раскрывают их специфику и содержание. В статье раскрывается процесс формирования социально определенного типа личности, обозначаются основные механизмы этого процесса: популяризация, регламентация, запрет. Делается вывод о личностно- и социально-формирующих возможностях музыки, ее действенном психолого-педагогическом потенциале. Подчеркивается мысль о его продуманном и целенаправленном применении с целью повышения духовного потенциала общества, прогресса в его развитии с общечеловеческих, культурологических и педагогических позиций.

Ключевые слова: музыка, личность, социально определенный тип личности, этапы, уровни, механизмы.

Исследования и публикации последних десятилетий свидетельствуют о повышенном внимании к возможностям музыки влиять на психологическое состояние и деятельность человека. При этом обращает на себя внимание разброс соответствующей тематики - от влияния музыки на интеллектуальную деятель-

ность, потенциальные и проявляемые возможности человека до ее влияния на аппетит и шопинг.

Многозначность тематики, связанной с воздействием музыки на человека, получает в ряде случаев глубокое, научно обоснованное объяснение с позиций

философии, эстетики, психологии, социологии, искусствоведения, педагогики. Большое значение приобрели специальные социологические исследования [1], свидетельствующие о константных и переменных факторах, связанных с ролью музыки в жизни современной молодежи. В ряду этой актуальной проблематики центральное место по-прежнему занимает проблема взаимосвязи музыки с личностью и социумом.

Цель настоящей статьи - рассмотреть особенности взаимосвязи музыки с личностью и социумом с позиции этапов личностно-формирующего воздействия музыки и механизмов формирования социально определенного типа личности.

Музыка - искусство, в котором, как бы мы не хотели навязать ему пространственные характеристики, все же доминирует время. Именно поэтому так важны процессуальные характеристики влияния музыки на человека. Рассмотрим их подробнее.

Обратим внимание, прежде всего, на роль ритма в музыке, который, как наиболее «природное» свойство музыкального искусства, воспринимается человеком в первую очередь, поскольку соответствует важнейшим ритмическим характеристикам жизнедеятельности человека - ходьбе, бегу, дыханию и сердцебиению [2, с. 367]. Именно с ощущений, связанных с ритмом, начинается процесс взаимодействия музыки и человека. Это - первый, начальный этап их взаимодействия, суть которого в эмоциональной синхронизации. Психологическая подоплека этого процесса заключается в ритмическом «вызове» музыки и посильном (именно с точки зрения силы) «ответе» на него человека. Разнообразие музыкальных ритмов практически всегда обеспечивает включение человека в «диалог» за счет внутренних «ритмических» ресурсов человеческого организма. Более того, воспринимая музыкальный ритм, человек как будто начинает жить в ином измерении - в том движении и ритме, который задает ему музыка [2, с. 366].

Эмоциональная синхронизация может быть внутренней, заключающейся лишь в психической реакции человеческого организма, и внешней (что, кстати, бывает чаще), когда психическая реакция воплощается в движении - постукивании ладони, качании ноги, ритмизации шагов. Часто это - естественная, неосознаваемая реакция на звучащую музыку, например, когда человек просто шагает в такт музыке, но при этом разговаривает с собеседником.

Картина меняется, как только внимание слушателя концентрируется на музыке и начинается ее «наблюдение» (термин Б.В. Асафьева). Это - второй этап их взаимодействия - смысловое погружение. Оно может быть эпизодическим, когда человек отвлекается от внимательного слушания на разговор или же какую-либо другую деятельность, помимо слушания музыки, а может быть континуальным, сопровождающимся глубоким проникновением - погружением в содержание музыки, дифференциацией ее смыслов. Сосредоточение и осмысленное наблюдение за развертыванием музыкального содержания (по Асафьеву - за живой жизнью музыки) - это уже уровень более или менее целостного восприятия, отражающего развитие музыкального образа и музыкальной мысли во времени. Смысловое погружение отражает композиционное строение музыки, динамику ее образного содержания, строение формы или же просто неумолимо следует развертыванию музыкально-звуковой материи, оставляя след в сознании, затрагивая чувства, погружая в соответствующее психологическое состояние.

Заметим, что если на этапе эмоциональной синхронизации доминирующее значение имеет ритм, то на этапе смыслового погружения важны комплексные характеристики музыки, а именно характеристики ее интонации во всем многообразии музыкально-выразительных средств (ритм, мелодия, темп, тембр, динамика, агогика, особенности композиционного строения). Поэтому смысловое погружение - самый содержательно наполненный этап, обеспечивающий не только реальную и непосредственную взаимосвязь музыки и слушателя, но и определяющий инерцию восприятия, т.е. продолжение воздействия музыки после окончания ее звучания. Закрепление в памяти более или менее точного и адекватного «отпечатка» произведения позволяет при повторном прослушивании узнать его по возвратившимся (или возродившимся) эмоциям и чувствам, сопровождавшим восприятие в первый раз или определить автора подобного сочинения по характерным признакам стиля, даже если этот стиль не осознается как таковой обычным слушателем-непрофессионалом. В.В. Медушевский определил это явление запечатления музыки в сознании или подсознании слушателя как «звукосмысло-вое свертывание и развертывание» [3, с. 87].

Прекращение инерции звучания, по сути, означает интериоризацию музыки в сознании слушателя в «свернутом» виде. Это «сжатое» впечатление от музыки знаменует собой третий этап - этап духовной объективации музыки в сознании (если в памяти остались более или менее отчетливые и воспроизводимые художественные впечатления) или подсознании человека. В.В. Медушевский сравнил это с «ароматом», остающимся «в душе человека даже тогда, когда забылось произведение, его темы и мотивы» [3, с. 89].

Духовная объективация может быть прямой, когда в памяти запечатлен конкретный музыкальный эпизод, тема или мотив, который постоянно вспоминается, а то и «преследует» слушателя какое-то время, а может быть опосредованной. Последняя не проявляется в форме вспомнившейся интонации - она глубоко скрыта и остается, по меткому определению В.В. Медушевского, лишь «ароматом», который смутно ощущается как ценный слуховой опыт, «питающий» душу.

В этом смысле следы отзвучавшей музыки «врастают» в контекст духовной жизни человека, тождественной, по мысли Б.П. Юсова, «ритмам Вселенной, волнам океана, кривой взлетов и падений, нарастания и убывания, возгорания и

угасания, рождения и старости, подъема и спада» - космическим, по их широте, законам [4, с. 221]. Кроме того, духовная объективация может быть симультанной (одномоментной) и сукцессивной (процессуальной) или, по Медушевскому, свернутой или развернутой - с разной степенью полноты и конкретности.

Духовная объективация обеспечивает неосознаваемое закрепление слухового опыта как основы личностного потенциала человека, который в той или иной форме проявляется на следующем этапе - деятельностной объективации. Последняя - результат экстериоризации музыкальных впечатлений, их «выхода» из накопленного слухового опыта в действие. При этом следует подчеркнуть опосредованность «следов» влияния музыки на действия и деятельность человека. Это, как правило, не прямое воплощение впечатлений в действии, а лишь их стимулирующее влияние на реальные поступки человека. Говоря о подобном воздействии искусства на личность, Л.С. Выготский обращал внимание на «отсроченную реакцию» искусства [5], закрепленного во внутренних структурах сознания и подсознания. Кроме того, исследователь подчеркивал прочность взаимосвязи внешнего поведения с эмоцией как объективного фактора, обусловливающего характер поведенческих проявлений личности под воздействием искусства.

Таким образом, описанная структура (эмоциональная синхронизация -смысловое погружение - духовная объективация - деятельностная объективация) отражает поэтапное воздействие музыки на личность с учетом происходящих в ней преобразований. Думается, что правомерно отождествлять это воздействие с нравственно-воспитательным, поскольку внутренние накопления и трансформации в итоге меняют и преображают личность. Наверное, поэтому одна из кардинально инновационных моделей воспитания детей, принадлежащая Аристотелю, опиралась лишь на те предметы, которые имеют отношение к нравственному воспитанию, а это - музыка, изобразительное искусство, грамматика и гимнастика. Из четырех обязательных дисциплин три - это искусство (согласно древним, гимнастика - это танцы под музыку). Характерно и отсутствие в этом обязательном перечне математики как не имеющей прямого отношения к нравственности.

Итак, музыка - это действенное образно-иносказательное и ярко эмоциональное аудиальное воздействие на человека, не имеющее аналогов в действительности, если не считать редких примеров прямой звукоизобрази-тельности. Музыка вовлекает человека в диалог сознаний, ничего конкретного не навязывая и ни к чему не принуждая - именно поэтому ее влияние бывает таким непосредственным и сильным по глубине и эмоционально-чувственному воздействию [6].

Однако, оставаясь звуковым иносказанием, музыка вполне определенно влияет на человека. Известно достаточное количество музыкальных интонаций -архетипов, которые исторически сформировались и актуальны поныне. Так, нисходящая интонация малой секунды имеет устойчивый печальный оттенок, а восходящие кварта и квинта символизируют решительность, восходящая большая секста - полет чувства и мысли, а нисходящая малая секста - глубокую тоску и томление духа. Даже обычное мажорное трезвучие ассоциировалось со Святой Троицей, а в разложенном виде - с пребыванием Бога. Этот перечень можно продолжать довольно долго (достаточно познакомиться с основами музыкальной риторики), но суть одна: музыка воплощает тончайшие оттенки и движения человеческой души и потому исторически воспринимается как аналог жизни.

Кроме того, феномен музыкальных архетипов и протоинтонаций, именуемых в музыкознании «базисными формами музыки», находит также свое объяснение как пролингвистическая, доречевая форма развития когнитивных функций в онто- и филогенезе. Таким образом, музыка способствует совершенствованию личностных феноменов, в частности речи как когнитивной функции, а также -вербальной продуктивности, выступающей средством формирования языковой и речевой компетентности [7, 8].

Понятно, что музыка может влиять как на отдельного человека, так и на сообщество людей. В этом случае музыка выполняет две основные функции: организующую (обобществляющую) и направляющую. В основе организующей функции - эмоциональная синхронизация, а в основе направляющей - смысловое погружение и духовная объективация. Но подчеркнем при этом, что есть большая разница в осуществлении этих функций в филармоническом концертном зале и на стадионе.

В концертном зале - с учетом его репертуара, по большей части классического и академического - музыка поэтапно воздействует на слушателей, позволяя им погрузиться в содержание и духовно на него «откликнуться». В условиях стадиона картина меняется. Во-первых, за счет «мелкоформатности» репертуара, а во-вторых, из-за рок- и поп- его характера, который, как правило, не предполагает смыслового погружения, а стимулирует сразу после эмоциональной синхронизации деятельностную объективацию, проявляющуюся в активных жестах и движениях слушателей, сопровождающих музыку [9, с. 12]. Именно поэтому воздействие музыки этих жанров оказывается временным и неглубоким. Одним из доказательств этого служат хит-парады, которые свидетельствуют об изменчивости и непостоянстве массовых увлечений музыкой, их преходящем характере. Помимо этого, публика стадиона и концертного зала - это два различных сообщества, отличающихся потребностями, культурной организованностью, ориентацией на качество музыкальной «продукции» и способы самореализации в процессе восприятия.

Заметим, что воздействие на слушателей происходит не только спонтанно - в процессе восприятия в конкретных условиях, но и организуется вполне целенаправленно, при активном участии СМИ. При этом испытанными механизмами формирования определенного социального типа личности становятся следующие.

Во-первых, популяризация, позволяющая неуправляемо часто транслировать одни и те же образцы поп-продукции, невзирая на их качество. По закону природы, количество обязательно переходит в качество, но весьма сомнительное и непостоянное. Неумеренная и активная популяризация способствует довольно быстрой замене одного низкокачественного впечатления на другое, такого же сорта. Особенно существенно то, что «молодежи навязывается упрощенная, бессмысленная, а порой и откровенно пошлая продукция, которую неискушенный слушатель принимает...» [10, с. 261]. Отсюда - популяризация становится надежным механизмом вполне насильственного оглупления слушателей, навязывания им низкопробных образцов музыки, которые легко потребляются и так же легко обновляются.

В этом круговороте низкосортных впечатлений теряется смысл музыки, ее обращенность к каждому отдельному человеку, снижается до минимума ее духовный посыл, нивелируется содержательность, не связанная с примитивными текстами, а существующая сама по себе, в силу особой художественно-звуковой образности. Таким образом, навязываемая попса фактически уничтожает художественный мир настоящей, качественной музыки и замещает ее, но не в пространстве художественной культуры, а в эрзац-пространстве, образуемом вследствие популяризаторской активности СМИ.

Оценивая результаты воздействия «попсы» на общественное сознание, ученые отмечают, что «в контексте сегодняшнего дня совершенно очевиден процесс моральной десакрализации императивов и ценностей традиционной культуры», отчуждения человека от истоков своих нравственных начал, отчуждения от природы в самом широком ее понимании [11, с. 76].

Вторым механизмом воздействия на общественное сознание является регламентация. Ее суть - в ограничении содержания и форм трансляции различных стилей и жанров музыки в СМИ. Вряд ли стоит кого-либо убеждать, что серьезная классическая музыка, как и академическая в целом, а также лучшие, качественные образцы джаза, поп- и рок-музыки транслируются либо на единственном канале «Культура», либо крайне редко - на центральных каналах, да и то после полуночи. Прайм-тайм отдают, в основном, поп-продукции самого сомнительного качества. Это и есть регламентация, приводящая к навязыванию определенных вкусовых предпочтений среднего и низкого художественного и шире - социокультурного уровня, рассчитанного на невзыскательного потребителя, неспособного к адекватной критической оценке. Исследователи признают «масштабное омассовление сферы музыки за всю историю ее существования», которое в итоге обеспечивает «устойчивое функционирование социального организма» [12, с. 142]. При этом единицей измерения такой низкопробной и легко-потребляемой музыки становится «шлягер - в достаточной степени эклектичная и безлико-«космополитичная» песня танцевального характера, в основе которой лежит текст любовного содержания» [12, с. 146].

В связи с этим напрашивается вывод о том, что регламентация - это не ограничение вообще, а целенаправленное ограничение, обеспечивающее формирование требуемого социального типа личности.

Библиографический список

Третьим механизмом его формирования является запрет. Эта форма недопущения массового слушателя к определенной музыке ныне не актуальна. Развитие демократических тенденций в подавляющем большинстве мировых сообществ, тенденции глобализации и свободы личности в национальных и мировых масштабах привели к отказу от запретов, за небольшим исключением их применения в случаях, нарушающих исконные права человека и наносящих вред его здоровью и жизни.

В связи с глобальным распространением сети Интернет и доступностью любой, в том числе музыкальной, информации механизм запрета становится бессмысленным. Однако в связи с этим все же напомним о классических жестких запретах, содержащихся в Библии (Декалог Моисея) и составляющих ныне признанные общечеловеческие ценности. В этом контексте упомянем, тем не менее, еще одну вневременную историческую ценность, а именно французскую Декларацию прав человека и гражданина (1789), где в пункте 4 сформулировано одно из лучших определений свободы, которая «состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому».

Таким образом, популяризация, регламентация и запрет - это основные механизмы формирования социально определенного типа личности средствами музыки.

Обобщим сказанное. Взаимосвязь музыки с личностью и социумом глубока и многогранна. Она обусловлена временными характеристиками музыки как вида искусства, а также ее художественно-образной природой, обеспечивающей специфику взаимодействия личности и социума с музыкальным искусством. Так, воздействие музыки на личность осуществляется поэтапно в процессе эмоциональной синхронизации, смыслового погружения, духовной объективации и де-ятельностной объективации. Эти этапы иерархичны и характеризуют не только логику взаимодействия человека и музыки, но и логику изменения - преображения человека под ее воздействием. Напомним, что с педагогической точки зрения воспитание связано, прежде всего, с изменением, а значит, есть основание считать взаимодействие человека и музыки актом ненасильственного (а может, учитывая сказанное выше, временами и насильственного?) воспитания, осуществляющегося в естественных условиях, в силу взаимодействия.

Что же касается формирования, другими словами, постепенного воспитания социально определенного типа личности, т.е. человеческого сообщества, объединенного на основе общих потребностей, пристрастий, предпочтений, вкусов, то музыка оказывается действенным средством достижения этой цели и получения в итоге вполне организованного и управляемого социума. Основными механизмами управления этим процессом являются популяризация, регламентация и запрет. Они обеспечивают целенаправленность формирования социально определенного типа личности с требуемыми или желательными характеристиками - в данный исторический период и в конкретной социокультурной ситуации.

Таким образом, музыка, с учетом ее личностно- и социально-формирующих возможностей, огромного психолого-педагогического потенциала в самом широком смысле составляет действенный и эффективный инструмент воздействия на личность и социум. Его продуманное и целенаправленное применение может обеспечить как понижение, так и повышение духовного потенциала общества, прогресс в его развитии с общечеловеческих, культурологических и педагогических позиций.

1. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. Санкт-Петербург: Aлетейя, 2GG5.

2. Петрушин В.И. Неврозы Большого Города. Москва: ИД «Городец», 2G2G.

3. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Музыкальная психология. Москва: МГК, 1992: 84 - 91.

4. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Москва: Спутник+, 2GG4.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986.

6. Бодина E.A. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. Москва: Юрайт, 2G17.

7. Покровская С.В. Развитие вербальной продуктивности как средство преодоления трудностей в письменной речи у школьников.Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2GG7.

8. Покровская С.В., Телышева Н.Н. Из опыта применения музыкотерапевтического подхода в работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2G17; № 9 (81): 21 - 27.

9. Aрнонкур Н. Музыка языком звуков. Москва: Самиздат, 2GG1.

1G. Щербакова AÁ Художественное пространство культуры: музыка и музыкальное образование. Москва: РГСУ 2G1G.

11. Решетникова Т.К. Российская массовая музыкальная культура в аспекте этико-философского анализа. Саранск, ИМУ 2GG9.

12. Aкопян К.З., Захаров АВ., Кагарлицкая С.Я. и др. Массовая культура: учебное пособие. Москва: Aльфа-М, ИНФРA-М, 2GG4.

References

1. Foht-Babushkin Yu.U. Iskusstvo v zhizni molodyh pokolenij Rossii. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2GG5.

2. Petrushin V.I. Nevrozy Bol'shogo Goroda. Moskva: ID «Gorodec», 2G2G.

3. Medushevskij V.V. Dvojstvennost' muzykal'noj formy i vospriyatie muzyki. Muzykal'naya psihologiya. Moskva: MGK, 1992: 84 - 91.

4. Yusov B.P. Vzaimosvyaz' kul'turogennyh faktorov v formirovanii sovremennogo hudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noj oblasti «Iskusstvo». Moskva: Sputnik+, 2GG4.

5. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

6. Bodina E.A. Istoriya muzykal'nojpedagogiki. Ot Platona do Kabalevskogo. Moskva: Yurajt, 2G17.

7. Pokrovskaya S.V. Razvitie verbal'noj produktivnosti kak sredstvo preodoleniya trudnostej v pis'mennoj rechi u shkol'nikov.Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2GG7.

8. Pokrovskaya S.V., Telysheva N.N. Iz opyta primeneniya muzykoterapevticheskogo podhoda v rabote po formirovaniyu kommunikativnoj iniciativy u detej s OVZ. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya ipraktika. 2G17; № 9 (81): 21 - 27.

9. Arnonkur N. Muzyka yazykom zvukov. Moskva: Samizdat, 2GG1.

10. Scherbakova A.I. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury: muzyka i muzykal'noe obrazovanie. Moskva: RGSU, 2010.

11. Reshetnikova T.K. Rossijskaya massovaya muzykal'naya kul'tura v aspekie 'etiko-filosofskogo analiza. Saransk, IMU, 2009.

12. Akopyan K.Z., Zaharov A.V., Kagarlickaya S.Ya. i dr. Massovaya kul'tura: uchebnoe posobie. Moskva: Al'fa-M, INFRA-M, 2004.

Статья поступила в редакцию 13.05.20

УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]

Skripko P.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: [email protected]

POSSIBILITIES OF USING THEORETICAL KNOWLEDGE ON SECONDARY FACTORS OF GEODYNAMIC RISKS FOR IMPROVING VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF URBAN PLANNING. The article continues the assessment of applicability of theoretical knowledge about the formation and development of geodynamic risks for improving vocational education in the field of urban planning that studies engineering geology. The subject of current consideration is the secondary factors of geodynamic risks arising after natural catastrophic phenomena. They have their own specific manifestations, at first glance, not as significant as when exposed to the main factors. But the nature of the influence of secondary factors, more hidden, in fact, nevertheless, creates negative conditions for the well-being and health of the population, including those living far from the epicenters of disasters.

Key words: mathematical modeling, secondary factors of geodynamic risks, engineering geology, professional education.

К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

П.Б. Скрипко, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ВТОРИЧНЫХ ФАКТОРАХ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья продолжает оценку применимости теоретических знаний о формировании и развитии геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности, изучающей инженерную геологию. Предметом текущего рассмотрения являются вторичные факторы геодинамических рисков, возникающие после природных катастрофических явлений. Они имеют свои специфические проявления, на первый взгляд не столь значимые, как при воздействии от основных факторов. Но характер влияния вторичных факторов, более скрытых по сути, создает отрицательные условия самочувствию и здоровью населения, в том числе далеко проживающего от эпицентров катастроф.

Ключевые слова: математическое моделирование, вторичные факторы геодинамических рисков, инженерная геология, профессиональное образование.

Проводимое коллективом авторов ознакомление с потенциальными возможностями совершенствования содержательной тематической части образовательного процесса градостроительных специальностей [1, 2] продолжается и в материалах данной статьи. Ранее было отмечено, что в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительных специальностей может найти теоретическое, практическое и технологическое применение новый перспективный метод математического моделирования геодинамических рисков [3 - 6]. Под этой общей направленностью уже даны характеристики основных положений метода, теоретических подходов к моделированию основных факторов геодинамических рисков.

Далее, в рамках данной статьи, как и планировалось ранее, приведем основные представления о вторичных факторах, относимых к категории геодинамических рисков и также попадающих в область обозначенной методики математического моделирования, дополняя теоретическую динамику появления и развития основных факторов. Их совокупная гамма составляет базовые положения понимания вариантов и уровня воздействия природных стихийных явлений на ландшафтно-территориальные комплексы различного регионального уровня, в том числе имеющихся и планируемых строительных объектов. Именно указанное объединенное множество факторов в первую очередь определяет значительные аспекты геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования и должно быть известным и применимым при формировании знаний градостроительных специальностей, расширении их программы обучения представляемым теоретическим тематическим контентом.

В теоретических исследованиях, связанных с геодинамическими рисками [3 - 6], к вторичным факторам относят:

- напряженность электрического поля (геоэлектрическое поле). На физическом уровне оно генерируется перед землетрясением и характеризуется влиянием на человека и электронику;

- акустические поля, но особого - инфразвукового диапазона. Данный вид полей также может воздействовать на окружающее пространство и человека.

Для первого вида факторов проведены многочисленные теоретические оценки, которые утверждают, что в некоторых случаях его влияние может быть очень существенным. Это связано с тем, что величина генерируемого геоэлектрического поля перед событием достигает значений, допустим в 200 000 В/м. Но еще раз подчеркнем, что такое состояние встречается только перед значи-

тельными землетрясениями, приводящими к катастрофическим последствиям. В этом случае, естественно, что и факт самого землетрясения, и факт активного воздействия геоэлектрического поля становятся очевидными, значительно влияющими на построенные объекты, людей, электронику.

Важным при этом была проверка гипотезы о значимости влияния данного фактора на дальних расстояниях от события, в частности на так называемых платформенных областях, обладающих в геодинамическом плане очень устойчивым характером и поэтому позволяющих не ощущать землетрясения. Действительно, проведенные расчеты для платформенных территорий показали: данная величина на вертикальный слой площадью в 1 м2 и глубиной в 1 км воздействует на уровне низкой напряженности - всего 2 В/м. Она не способна оказать отрицательного влияния на человека и электронную технику.

Второй фактор составляет основу воздействия на человека инфразвуко-вого акустического диапазона. Данный фактор генерируется деформациями геологической среды, и такое природное явление происходит от микроподвижек, которые обусловлены геодинамическими процессами и наблюдаются практически постоянно. В отличие от слышимой человеком обычной звуковой волны, инфразвук им не слышен, но обладает огромной проникающей способностью и очень мало поглощается, в том числе любыми материалами для звукового противодействия.

Предлагаемый в статье учет вторичных факторов геодинамических рисков при инженерно-техническом проектировании строительных объектов различного объемного уровня, по мнению авторов, значительно расширяет возможности понимания воздействий на них потенциальных природных явлений. Причем новой акцентируемой направленностью этой стороны знаний, на которую пока уделяется слишком незначительное теоретическое, практическое и технологическое внимание градостроительных профессионалов, является особенность осуществления природными силами «тихих катастроф».

Кроме определенных воздействий вторичных факторов геодинамических рисков на непосредственные строительные конструкции, что может проходить и на уровне всего лишь фонового характера, не нанося каких-либо значимых нарушений и ущерба, более важным представляется влияние их на людей, их самочувствие, показатели здоровья, инициацию некоторых видов заболеваний и т.д. Вот именно данная особенность обладает характером «тихого» нарушения, в силу, с одной стороны, незаметности рассматриваемых проявлений, а, с другой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.