Научная статья на тему 'Воздействие интернет-технологий на образовательный процесс высшего учебного заведения'

Воздействие интернет-технологий на образовательный процесс высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / EDUCATIONAL FIELD / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ONLINE MARKETING / ИМИДЖ / IMAGE / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET CONDITIONS / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Дженнет Халидовна

В статье освещаются основные моменты использования интернетмаркетинга в системе управления вузом. Обосновывается его положительное влияние на имидж учебного заведения и положение на рынке образовательных услуг и, следовательно, на концепцию деятельности самого вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF INTERNET TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL

Main moments of the use internet-marketing are illuminated in article in managerial system by high school. It is motivated its positive influence on educational institution and position on the market of the educational services and, consequently, on concept of activity most high school.

Текст научной работы на тему «Воздействие интернет-технологий на образовательный процесс высшего учебного заведения»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

МАГОМЕДОВА Д.Х.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье освещаются основные моменты использования интернет-маркетинга в системе управления вузом. Обосновывается его положительное влияние на имидж учебного заведения и положение на рынке образовательных услуг и, следовательно, на концепцию деятельности самого вуза.

MAGOMEDOVA D.H.

THE INFLUENCE INTERNET-TECHNOLOGY ON EDUCATIONAL PROCESS of the HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION

Main moments of the use internet-marketing are illuminated in article in managerial system by high school. It is motivated its positive influence on educational institution and position on the market of the educational services and, consequently, on concept of activity most high school.

Ключевые слова: интернет-технологии, образовательный процесс, высшее учебное заведение, интернет-маркетинг, имидж, рынок образовательных услуг, концепция.

Keywords: Internet technologies, the educational process, university, online marketing, image, market conditions, the educational field, the concept.

Рост темпов внедрения новых технологий, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, быстрое изменение условий жизнедеятельности организационных структур привели к трансформации подхода работодателя к уровню образования специалистов. Наряду со стремлением к самоорганизации, гибкому менеджменту, ориентации на потребителя, работодатель начинает создавать комплекс мероприятий по информированию, обучению, переподготовке и повышению квалификации сотрудников. На смену понятию «повышение квалификации» приходит понятие «развитие персонала», которое обозначает непрерывный процесс совершенствования профессиональных умений и навыков, личностных качеств работников. Все это способствует изменению места высшего образования и высшей школы в современном мире.

Однако рыночные реформы конца XX в. значительно усложнили жизнь современной высшей школы: теперь не только абитуриенты соревнуются между собой, пытаясь попасть в желанный вуз, вынуждены конкурировать и сами вузы, «сражаясь» за абитуриента. Система управления высшей школой играет при этом важную роль.

Эффективное функционирование в современных рыночных условиях и долгосрочный успех вуза связаны с выделением и организацией в системе

управления вуза трех интегрированных процессов: управление качеством; управление инновациями; управление нематериальными активами.

Развитие современных информационных технологий, в частности интернет-технологий, позволяет более эффективно решать управленческие задачи, стоящие перед руководством вуза.

Маркетинг - это система деятельности вуза, направленная на исследование рынка, его сегментацию с целью выделения типичных групп потенциальных потребителей образовательных услуг, их характеристик, а также на установление конкурентной позиции, т.е. позиционирование вуза.

В настоящее время сформировалось такое направление, как интернет-маркетинг, под которым понимается процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обмена, удовлетворяющего потребности отдельных пользователей и организаций посредством интернет-технологий. Для того чтобы определить место интернет-маркетинга в системе управления вузом, целесообразно рассмотреть, какое влияние оказывает его использование на комплекс управленческих задач.

Образовательные услуги на современном рынке являются товаром, для сохранения конкурентоспособности которого образовательному учреждению необходимо владеть методикой комплексного маркетинга. Учитывая многообразие предложений на рынке образовательных услуг, потребитель может испытывать затруднения при выборе необходимой программы образования. В этой связи возрастает роль продвижения образовательных услуг как источника информации о товарах и услугах и в то же время как способа формирова-ния имиджа учебного заведения.

Продвижение образовательных услуг - это все формы целенаправленной и комплексной деятельности образовательного учреждения, направленные на информирование, разъяснение и напоминание потенциальным потребителям о своих услугах, идеях, общественной деятельности.

В 2002 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации была утверждена Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. В 2003 г. на основании результатов эксперимента в Федеральный закон «Об образовании» было введено понятие «дистанционные образовательные технологии» (ред. Федерального закона от 10.01.2003 №11-ФЗ), а также принята серия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации дистанционного обучения. Таким образом, государство официально дало разрешение на использование дистанционных технологий в системе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, которые к XXI в. уже получили широкое распространение в учебном процессе.

Развитие информатизации побуждает научно-педагогическую общественность и всю систему управления образованием обратиться к проблеме модернизации образовательного процесса, которая в современных условиях

должна базироваться на внедрении информационных и коммуникационных технологий, позволяющих развиваться различным формам образования, осуществлять его дистанционно.

Среди преимуществ внедрения новых технологий образования называются: «высокая степень включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденная активность» - принудительная активизация мышления и деятельности обучающегося; повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективное форсирование усилий, интенсификация процесса обучения». Кроме того, каждый из методов наряду с обучением выполняет общую для всех методов обучения функцию обеспечения перехода от организации всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации и саморегуляции этого процесса студентами в контакте с преподавателем.

Разработка учебно-методических материалов, их стандартизация и применение занимают одно из основных мест в научно-методическом обеспечении российских научно-региональных комплексов в структуре международной образовательной индустрии.

Результатом учебной деятельности вуза является подготовка национальных и зарубежных студентов, аспирантов и докторантов; аттестация экстернов; дополнительное образование; подготовка абитуриентов. Результат научной деятельности - это проводимые фундаментальные исследования; разработка нового оборудования, приборов, технологий; разработка бизнес-проектов; подготовка справочников и монографий. Результат методической деятельности вуза - подготовка учебников и учебных материалов и разработка принципов ведения учебного процесса. Хозяйственная деятельность вуза направлена на обеспечение образовательного процесса необходимой материально-технической базой.

Например, принятию решения об открытии новой специальности, кафедры или факультета в вузе должен предшествовать маркетинговый анализ внешней и внутренней среды, который предусматривает изучение мнений руководителей ведущих предприятий региона о том, какие специалисты понадобятся на предприятиях в ближайшее время, какие направления деятельности предприятий будут развиваться и т.п. Также важно провести маркетинговый анализ рынка образовательных услуг региона. Анализ внутренней среды включает изучение кадрового потенциала вуза, технической базы, наличие площадей, возможность финансирования. Технологии интернета дают возможность руководству вуза более эффективно реализовать перечисленные мероприятия.

Для того чтобы поддерживать постоянную связь с руководителями ведущих предприятий региона, необходимо создавать электронные базы данных. Это позволяет вести постоянный автоматический сбор и обработку информации, что значительно сокращает время. Для анализа перечня специальностей, представленных на рынке образовательных услуг региона, достаточно изучить Web-caйты учебных заведений, которые в настоящее время пре-

доставляют полную информацию о том, какие специальности и направления дополнительного образования существуют в вузе. Создание электронных баз данных преподавателей и сотрудников, студентов, учебных аудиторий, лабораторий, компьютерных классов, учебного оборудования вуза позволяет более оперативно провести анализ кадрового потенциала, принять решение о приобретении дорогостоящего оборудования, учебной литературы, строительстве новых зданий, оборудовании новых лабораторий, планировать текущий и капитальный ремонт зданий и т.д. Интернет дает возможность быстро провести стоимостный анализ необходимого оборудования, программного обеспечения, изучить мнение потребителей, заказать, оплатить выбранное оборудование и программное обеспечение с использованием электронных платежных систем.

Для решения задач технического и оперативного уровней управления необходимо создание электронных учебных планов, которые позволят автоматически создавать годовые рабочие планы, план-график. Связь таких планов с базами данных преподавателей и студентов позволит формировать учебную нагрузку преподавателя на год, создавать семестровое расписание занятий. Наличие интерактивного расписания занятий на Web-caйтe вуза позволяет преподавателям и студентам, не выходя из дома, узнать свое расписание занятий, расписание консультаций, что существенно экономит время. Создание электронной библиотеки научных изданий, учебников и учебно-методических пособий дает возможность сократить затраты на приобретение литературы, уменьшить площади, занимаемые библиотечным фондом, студентам и преподавателям пользоваться литературой в удобное для них время.

Интеграция систем отдельных уровней управления в систему автоматизации всей деятельности вуза способствует формированию единого информационного пространства, которое будет охватывать все сферы деятельности вуза, сократит время получения необходимой информации для оперативного принятия решений.

Современный российский вуз, особенно негосударственный, находится в постоянном поиске стратегий усиления собственного положения на рынке образовательных услуг. Однако далеко не всеми еще осознан тот факт, что одной из наиболее эффективных стратегий достижения данной цели может выступать целенаправленное построение позитивного имиджа вуза.

Итак, можно утверждать, что использование интернет-маркетинга в системе управления вузом положительно влияет на его имидж и положение на рынке образовательных услуг и, следовательно, на концепцию деятельности вуза.

Если имидж вуза рассматривать в качестве оригинального, трудно имитируемого и трудно заменяемого ресурса, то управление им в современной конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг выдвигается на первый план.

Под имиджем вуза следует понимать устойчивое мнение о вузе у группы людей на основе сформированного у них образа данной организации, воз-

никшего вследствие либо прямого контакта с вузом, либо на основе информации о данном вузе, полученной из других источников.

Если исходить из данного определения, то процесс формирования имиджа вуза выглядит следующим образом:

Рис.1. Процесс формирования имиджа вуза.

Чтобы выявить механизмы и возможности управления имиджем вуза, необходимо проанализировать, на основе восприятия каких характеристик формируется образ вуза, предметно представить его структуру.

Традиционно в качестве компонентов образа вуза выделяют:

❖ образовательные услуги вуза (востребованность предлагаемых специальностей, качество преподавания, престижность дипломов, стоимость предоставляемых услуг, возможности трудоустройства);

❖ профессорско-преподавательский состав вуза (социально-демографические характеристики, общий культурный уровень, компетентность);

❖ руководители вуза (внешний облик, социально-демографические характеристики, психологические характеристики);

❖ студенты вуза (внешний облик, стиль жизни, общий культурный уровень);

❖ внутренние социально-психологические характеристики вуза (культура организации, социально-психологический климат коллектива);

❖ визуальные характеристики вуза (архитектура, дизайн интерьера, элементы фирменного стиля, внешний облик персонала);

❖ социальные характеристики вуза (социальные аспекты деятельности вуза).

Итак, образ вуза складывается из множества компонентов. Мнение о каждой составляющей образа вуза, в свою очередь, оказывает влияние на формирование имиджа организации в целом, однако основу имиджа составляет качество образования.

Для того чтобы понимать сущность качества в сфере услуг, а именно к ней относится образование, необходимо помнить, что любая услуга как товар - это неосязаемое, нематериальное действие, происходящее в момент контакта производителя услуги и ее потребителя.

Маркетинговые исследования должны также выявлять позиции конкурентов, что способствует определению наиболее благоприятной рыночной ниши конкретного вуза. Важнейшей составляющей маркетинговых исследований является изучение интересов, намерений, запросов, потребностей и предпочтений групп потенциальных потребителей товаров и услуг. Поскольку «готовым продуктом» вуза мы считаем выпускника-специалиста, то вузу также необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, т.е. запросов работодателей.

Повышение конкурентоспособности вуза связано с его способностью удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей, изучение которых должно стать важным направлением деятельности любого вуза. Ориентация на потребителя - основа эффективной рыночной стратегии вуза.

По мнению многих маркетологов, качество в сфере услуг предполагает сравнение потребителем своих ожиданий качества перед потреблением услуги с восприятием качества в момент непосредственного потребления услуги. Это тот самый момент, когда ожидания клиентов относительно качества услуги либо подтверждаются, либо нет. Если эти ожидания не подтверждаются, потребители переходят к конкурентам, что, как следствие, ведет к дополнительным расходам на маркетинг для привлечения новых клиентов, а подтверждение ожиданий способствует долгосрочной лояльности потребителей.

При оказании образовательных услуг важно помнить, что сегодня необходимо переходить от простой передачи информации студентам о текущем состоянии того или иного вопроса к формированию базы различного вида знаний и, что более важно, - к воспитанию способности к самообучению и постоянному самосовершенствованию. Это особенно актуально в связи с бурным развитием научно-технического процесса и быстрой изменчивостью внешней среды.

При этом перед вузом встает сложная задача опережающего влияния на рынок, т.е. формирование будущих потребностей их для последующего удовлетворения. На качество образовательного процесса влияют следующие факторы:

❖ преподаватель, который является основой образовательного процесса, так как передает знания, делится опытом, прививает навыки, формирует жизненную позицию;

❖ студент, который сам является источником знаний;

❖ среда, в том числе информационная, обучения и жизнедеятельности;

❖ мотивация обучения, в которой результат обучения напрямую связан с успехом на рынке труда;

❖ модульность обучения как инструмент инновационного процесса;

❖ ориентация студента на участие в рыночных отношениях как потребителя и как производителя.

Система управления качеством образования в вузе должна состоять из следующих взаимосвязанных подсистем:

1. Планирование качества, т.е. процесс повышения качества должен иметь определенные параметры.

2. Обеспечение качества, т.е. должна быть определена область регулирования данного процесса.

3. Контроль качества, т.е. система измерения процесса повышения качества. Качество образовательных услуг определяют следующие характеристики:

❖ показатели качества подготовки студентов и выпускников на основе их успеваемости;

❖ процент трудоустроенных по специальности выпускников;

❖ стоимость обучения;

❖ уровень психофизических параметров личности после обучения относительно входного уровня.

4. Повышение качества, т.е. постоянное улучшение данного процесса.

Система качества обязывает образовательное учреждение высшего

профессионального образования ввести в практику постоянную оценку и определение степени удовлетворенности обучающихся, которая должна согласовываться с профессиональными стандартами, принципами и духом образовательного учреждения. Оптимальность принятия управленческих решений в вузе напрямую зависит от качества совокупной оценки ситуации. Применительно к деятельности вуза, на рынке образовательных услуг она должна опираться на данные маркетинговых исследований, т.е. маркетингового анализа и разработанных на их основе маркетинговых стратегий и технологий, учитывающих специфику профессиональной деятельности, а также действие факторов макросреды, в частности экономических, социальных и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособным на рынке становится тот вуз, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование высокого качества. Качество образования должно быть связано с общим развитием и улучшением образовательного потенциала вуза, и здесь особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством. Создание нормативно-методической базы для оценки эффективности образовательного процесса, уровней знаний студентов, среды обучения, внедрение современных технологий образования, в частности интернет-технологий, являются важнейшей задачей вуза. С ее помощью вуз поднимет свой имидж, повысит свою конкурентоспособность .

_Литература_

1. Научно-теоретические основы Интернет-технологий высшей школы [Электронный ресурс] http://www.la.bv/content/11-nauchno-teoreticheskie-osnovv-

2. Развитие электронного обучения в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00203296 0.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.