УДК 796.856.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-4-86-93
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ТХЭКВОНДИСТОВ 12-14 ЛЕТ
М.Р. Мусаев, Ю.Б. Калашников
Рассмотрены актуальные вопросы совершенствования психологической подготовленности тхэквондистов на начальном этапе спортивной специализации средствами фитнеса и специальных упражнений тхэквондо. Установлено, что внедрение разработанной программы в подготовку спортсменов на начальном этапе специализации позволяет улучшить скорость реакции на движущийся объект, снизить различия между длительностью индивидуальной и физической минуты, улучшить результативность в тесте «запомни и расставь точки», снизить количество ошибок в тесте на интеллектуальную лабильность, снизить уровень стресса, а также повысить удовлетворенность жизнью.
Ключевые слова: тхэквондо, психологическая подготовленность, фитнес, психические процессы, психологическое состояние.
IMPACT OF AN INTEGRATED COMPLEX OF EXERCISES ON THE PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF TAEKWONDOISTS12-14 YEARS OLD
Musaev M.R., trainer, musaev.musa2015@ yandex.ru. Russia, Moscow, Moscow Integrated Sports School of Olympic Reserve «Vostok»,
Kalashnikov Yu.B., candidate of pedagogical sciences, professor, honored trainer of the Russian Federation, vice-rector, tkdrgufk@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sports «SCOLIPE»
The current issues of improving the psychological preparedness of taekwondo athletes at the initial stage of sports specialization using the means of fitness and special taekwondo exercises are considered. It has been established that the implementation of the developed program in the training of athletes at the initial stage of specialization makes it possible to improve the speed of reaction to a moving object, reduce the differences between the duration of an individual and physical minute, improve performance in the “remember and dot the dots” test, reduce the number of errors in the test for intellectual lability, reduce stress levels and increase life satisfaction.
Key words: taekwondo, psychological preparedness, fitness, mental processes, psychological state.
Мусаев Муса Русланович, тренер, [email protected], Россия, Москва, Московская интегрированная спортивная школа олимпийского резерва «Восток»,
Калашников Юрий Борисович, канд. пед. наук, проф., заслуженныный тренер РФ, проректор, [email protected], Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
Особенности соревновательной деятельности в тхэквондо требуют от спортсмена, наряду с физической работоспособностью и технико-тактическими умениями высокого уровня, психологической подготовленности, поскольку в некоторых случаях даже физически и технически подготовленный спортсмен может проиграть менее подготовленному вследствие ряда психологических факторов. Как отмечает А.М. Симаков, психологическая подготовка «...проявляется в способности преодолевать высокие нагрузки в тренировочном процессе, в особенности в экстремальных условиях соревновательной деятельности, когда нуж-
но здраво оценить свои возможности и активно мобилизовать себя для работы на более высоком уровне» [4, с. 200].
Важную роль в формировании психологической подготовленности играют программы восстановления. Авторы обращают внимание на тот факт, что, помимо восстановления физических и функциональных возможностей, спортсмен должен освоить навыки восстановления психических функций с помощью аутогенной тренировки, дыхательных техник, приемов концентрации внимания, визуализации, что позволит обеспечить активизацию восстановительных процессов и профилактику травматизма [2].
Помимо умения управлять эмоциональными состояниями, к психо -логической подготовленности спортсмена можно отнести особенности функционирования анализаторов, а также скорость протекания психиче -ских процессов: восприятия, памяти, мышления и пр. Именно благодаря ним спортсмен ориентируется в поединке, принимает решения и реализует их посредством двигательных действий [8], вследствие чего необходимо обращать внимание на данные аспекты в процессе подготовки.
Психологическая подготовленность, в свою очередь, является осно -вой формирования психической устойчивости - способности при наличии внешних раздражителей сохранять позитивный эмоциональный настрой и высокую работоспособность.
В ходе исследования обнаружили небольшое количество исследований, направленных на формирование психологической готовности юных тхэквондистов к соревновательной деятельности. Современные исследователи, решая данную проблему, концентрируются на внедрении в процесс подготовки психорегулирующих приемов и техник [5], медитативных психотехник [1], приемов визуализации [3]. С.А. Тигунцев и В.В. Верхотуров отмечают, что в психологическую подготовку необходимо внедрять средства мышечного расслабления, а также осваивать мето -дику «триггер - спусковой крючок», что позволит спортсмену входить в определенное состояние сознания [6]. В других исследованиях авторы отмечают необходимость обучения умению регулировать физическое и психологическое состояния, что может быть обеспечено применением средств фитнеса [9, 10]. Однако, как отмечают С.В. Титкин и З.М. Кузнецова, данный процесс должен идти в тесной взаимосвязи с физической, технической и тактической подготовками [7]. Именно поэтому в практике подготовки тхэквондистов наиболее целесообразным является комплекс -ное использование средств, оказывающих воздействие как на физическое и функциональное, так и на психологическое состояние спортсмена.
Цель исследования - проверить эффективность воздействия интегрированного комплекса средств фитнеса и специальных упражнений тхэквондо на психологическую подготовленность спортсменов 12-14 лет на начальном этапе специализации.
Задачи исследования:
1) разработать экспериментальную программу на основе средств фитнеса и специальных упражнений тхэквондо, направленную на регулирование психологического состояния спортсменов 12-14 лет;
2) проверить эффективность разработанной программы в регулиро -вании психологического состояния спортсменов.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 2 группы спортсменов. В экспериментальную группу вошли 24 респондента, в контрольную - 22 респондента. Возраст спортсменов составил от 12 до 14 лет, стаж занятий - от 2 до 4 лет. Спортсмены занимались на базе ГБУ ДО МКСШОР «Восток» (г. Москва). Экспериментальное исследование длилось один год, замеры были произведены в сентябре и июне.
Для оценки особенностей протекания психических процессов использовались следующие тесты: «линейка» (скорость реакции на движущийся объект), «индивидуальная минута» (оценка чувства времени), «запомни и расставь точки» (оценка объема внимания), «интеллектуальная лабильность» (концентрация внимания и быстрота действий). Для оценки психологического состояния использовался опросник самооценки уровня психологического стресса (Л. Ридер), шкала удовлетворенности жизнью в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина.
В экспериментальном исследовании в процесс подготовки тхэквондистов на начальном этапе спортивной специализации были включены средства фитнеса, а также специальные упражнения тхэквондо. Контрольная группа занималась по типовой программе.
Результаты исследования и их обсуждение. Умение регулировать собственное психологическое состояние является важным критерием успешности выступления на соревнованиях в любом виде спорта. Именно поэтому при разработке программы подготовки на начальном этапе спортивной специализации в тхэквондо в комплексе использовали средства фитнеса и специальные упражнения. Специальные упражнения тхэквондо, выполняемые с различным оборудованием и в нестандартных условиях, способствовали увеличению технического арсенала спортсменов, а средства фитнеса - увеличению двигательного опыта и общей физической подготовленности. При этом в процессе подготовки оказывались воздействия на сенсорно-перцептивные процессы и психологическое состояние спортсменов (табл. 1).
Перечисленные средства как внедрялись в процесс тренировочного занятия, так и использовались спортсменами самостоятельно по мере необходимости в виде специально разработанных комплексов.
Таблица 1
Примерные средства, используемые для воздействия на сенсорно-перцептивные процессы и психологическое состояние спортсменов в рамках экспериментальной программы
Средства Содержание Цель
Приемы концентрации, распределения и переключения внимания 1. Концентрация внимания на дыхании при выполнении дыхательных упражнений. 2. Концентрация внимания на возникающих телесных ощущениях при самомассаже и релаксации. 3. Наблюдение за поведением партнера во время спарринга Формирование умений концентрировать и распределять внимание, дифференцирование поступающей извне информации
Приемы физической релаксации Самомассаж с использованием мячей и роллов: точечное давление и прокатывание триггерных областей (мышц спины, ягодиц, передней и боковой поверхностей бедер, икроножных мышц, стоп) Снятие мышечного напряжения
Приемы ментальной релаксации Аутогенная тренировка. Дыхательная гимнастика Снятие психоэмоционального напряжения
Приемы ментальной гимнастики 1. И.п. основная стойка: поднять правую руку и правую ногу, вращать запястьем внутрь, а стопой наружу. Поменять направление. 2. И.п. основная стойка: правую руку сжать в кулак, направив большой палец вверх, левую руку сжать в кулак, поднять при этом вверх средний и указательный пальцы. По хлопку поменять положение. 3. И.п. основная стойка: правой рукой касаемся носа, а левой рукой удерживаем мочку правого уха, затем делаем хлопок и меняем положение. Можно сочетать движения с маршевым шагом Синхронизация работы правого и левого полушарий мозга, улучшение качества переработки сенсорно-перцептивной информации
В табл. 2 представлена характеристика психических процессов и психологического состояния спортсменов экспериментальной и контрольной групп на начальном и завершающем этапах эксперимента.
На начальном этапе исследования между группами не было различий по исследуемым показателям. На завершающем этапе между группами появились статистически значимые различия по длительности индивидуальной минуты (в экспериментальной группе отклонение индивидуальной минуты от минуты физической статистически значимо ниже), а также в тесте «запомни и расставь точки».
Таблица 2
Характеристика психических процессов и психологического состояния тхэквондистов экспериментальной и контрольной групп
на этапах эксперимента
Тесты До эксперимента Р После эксперимента Р
ЭГ КГ ЭГ КГ
«Линейка», см 9,75±2,7 9,5±1,62 >0,05 8,5±2,39 8,58±1,78 > 0,05
«Индивидуальная минута», с 7,67±3,67 7,75±2,17 > 0,05 4,75±2,22 6,92±1,31 < 0,05
«Запомни и расставь точки», кол-во точек 5,67±2,19 5,58±1,97 > 0,05 8,5±2,15 6,41±2,19 < 0,05
«Интеллектуальная лабильность» 7,92±1,97 7,83±4,13 > 0,05 6,25±1,54 7±2,66 > 0,05
«Уровень стресса» 2,61±0,35 2,64±0,33 > 0,05 2,77±0,37 2,72±0,39 > 0,05
«У довлетворенность жизнью» 23,33±4,37 26,25±2,45 > 0,05 25,17±3,61 25,33±2,64 > 0,05
Графически приросты показателей психических процессов и психологического состояния представлены на рисунке.
((
"Линейка "Индивидуальная минута "Запоми и расставь точки Интеллектуальная лабильность "Уровень стресса "Удовлетворенность жизнью
12.8 Ж 9.68 2
38.07
10.71
14 87
21.08
9.68 6.13 3.03 7.88 4.79
0 20 40 60
■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Динамика показателей психических процессов и психологического состояния респондентов экспериментальной и контрольной групп на завершающем этапе эксперимента, %
В результате внедрения комплекса средств фитнеса и специальных упражнений тхэквондо в подготовку тхэквондистов 12-14 лет на началь-
ном этапе спортивной специализации происходят следующие изменения: улучшается скорость реакции на движущийся объект (12,82 %), снижается длительность индивидуальной минуты (38,07 %), улучшается результативность в тесте «запомни и расставь точки» (49,91 %), снижается количество ошибок в тесте на интеллектуальную лабильность (21,08 %) и уровень стресса (6,13 %), а также увеличивается удовлетворенность жизнью (7,88 %). Все изменения статистически значимы, за исключением уровня стресса.
В контрольной группе также отмечается позитивная динамика показателей (в среднем от 3,03 до 14,87 %), однако она несколько ниже, чем в экспериментальной группе.
Выводы. На завершающем этапе исследования в обеих группах наблюдается позитивная динамика показателей психических процессов и психологического состояния спортсменов.
Об эффективности экспериментальной методики свидетельствуют более значимые приросты показателей в экспериментальной группе (изменения по всем показателям, за исключением уровня стресса, статистически значимы). Кроме того, на завершающем этапе эксперимента обнаружены статистически значимые различия между группами в длительности инди -видуальной минуты, а также в тесте «запомни и расставь точки».
Полученные результаты свидетельствуют об улучшении психоло -гической подготовленности тхэквондистов на начальном этапе спортивной специализации, а разработанная программа может быть использована в специализированных ДЮСШ и в спортивных секциях для формирования психологической готовности спортсменов к соревнованиям.
Список литературы
1. Амплеева В.В., Власов В.Н. Формирование психической устойчивости тхэквондистов высокой квалификации с помощью медитативных техник // Universum: психология и образование. 2016. № 10(28). С. 1-3.
2. Макеева В.С., Широкова Е.А., Ма К. О профилактике травматизма и характере восстановления баскетболистов различной квалифика -ции // Экстремальная деятельность человека. 2021. № 2(60). С. 52-55.
3. Новоселов А.А. Визуализация как метод преодоления страхов
перед соревнованиями у спортсменов, занимающихся тхэквондо // Моло -дежь XXI века: образование, наука, инновации: сб. материалов
VIII Всерос. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. С. 72-74.
4. Симаков А.М. Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11(141). С. 197-204.
5. Терзи М.С. Психологическая подготовка юных тхэквондистов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12-2. С. 308-314.
6. Тигунцев С.А., Верхотуров В.В. Психологическая подготовка в тхэквондо // Здоровье и безопасность в современном образовании: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Изд-во УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2019. С. 136-138.
7. Титкин С.В., Кузнецова З.М. Психологическая подготовка в сис -теме тренировочного процесса тхэквондистов // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., посв. 90-летию ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». Ульяновск: Изд-во УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2022. С. 237-240.
8. Хасанов А.Т., Шаяхметова Э.Ш., Хакимов Э.Р. Психофизиологические и психологические качества, определяющие успешность спортивной деятельности юных боксеров // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12. № 4. С. 105-111.
9. Широкова Е.А. Особенности применения методики мягкого фитнеса в регулировании качества жизни студентов гуманитарных специальностей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2021. 185 с.
10. Широкова Е.А., Макеева В.С. Влияние низкоинтенсивного режима работы с использованием комплексных технологий Body and Mind на физическое благополучие студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10(176). С. 377-381.
References
1. Ampleeva V.V., Vlasov V.N. Formirovanie psihicheskoj ustojchivosti thekvon-distov vysokoj kvalifikacii s pomoshch'yu meditativnyh tekhnik [Formation of mental stability of highly qualified taekwondoists using meditative techniques] // Universum: psihologiya i obrazovanie [Universum: psychology and education]. 2016. No. 10(28). P. 1-3.
2. Makeeva V.S., Shirokova E.A., Ma K. O profilaktike travmatizma i haraktere vosstanovleniya basketbolistov razlichnoj kvalifikacii [On the prevention of injuries and the nature of recovery of basketball players of various qualifications] // Ekstremal'naya deya-tel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2021. No. 2(60). P. 52-55.
3. Novoselov A.A. Vizualizaciya kak metod preodoleniya strahov pered sorevnova-niyami u sportsmenov, zanimayushchihsya thekvondo [Visualization as a method of overcoming fears of competition among athletes involved in taekwondo] // Youth of the XXI century: education, science, innovation: collection. materials VIII All-Russian. stud. scientific-practical conf. Novosibirsk: NGPU Publishing House, 2019. P. 72-74.
4. Simakov A.M. Osobennosti integral'noj sistemy podgotovki v thekvondo na etape sportivnoj specializacii v vozrastnoj gruppe 13-15 let [Features of the integral training system in taekwondo at the stage of sports specialization in the age group 13-15 years old] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2016. No. 11(141). P. 197-204.
5. Terzi M.S. Psihologicheskaya podgotovka yunyh thekvondistov [Psychological training of young taekwondo athletes] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2013. No. 12-2. P. 308-314.
6. Tiguncev S.A., Verhoturov V.V. Psihologicheskaya podgotovka v thekvondo [Psychological preparation in taekwondo] // Health and safety in modern education: collection. materials VI All-Russian. scientific-practical conf. with international participation. Ekaterinburg: Publishing house of UGPU im. I.N. Ulyanova, 2019. P. 136-138.
7. Titkin S.V., Kuznecova Z.M. Psihologicheskaya podgotovka v sisteme treniro-vochnogo processa thekvondistov [Psychological preparation in the system of the training process of taekwondoists] // Modern problems of physical education, sports and tourism, life safety in the education system: collection. materials VI All-Russian. scientific-practical conf. with international participation, dedicated 90th anniversary of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Ulyanovsk State Pedagogical University named after. I.N. Ulyanov." Ulyanovsk: Publishing house UGPU im. I.N. Ulyanova, 2022. P. 237240.
8. Hasanov A.T., Shayahmetova E.Sh., Hakimov E.R. Psihofiziologicheskie i psiho-logicheskie kachestva, opredelyayushchie uspeshnost' sportivnoj deyatel'nosti yunyh bokse-rov [Psychophysiological and psychological qualities that determine the success of sports activities of young boxers] // Psihologiya. Psihofiziologiya [Psychology. Psychophysiology]. 2019. T. 12. No. 4. P. 105-111.
9. Shirokova E.A. Osobennosti primeneniya metodiki myagkogo fitnesa v reguliro-vanii kachestva zhizni studentov gumanitarnyh special'nostej [Features of the application of soft fitness techniques in regulating the quality of life of students of humanitarian specialties]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2021. 185 p.
10. Shirokova E.A., Makeeva V.S. Vliyanie nizkointensivnogo rezhima raboty s is-pol'zovaniem kompleksnyh tekhnologij bodyandmind na fizicheskoe blagopoluchie studentov [The influence of a low-intensity work regime using complex Body and Mind technologies on the physical well-being of students] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of university named after P.F. Lesgafta]. 2019. No. 10(176). P. 377-381.