УДК 796.856.2
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО
Валентина Владимировна Шурыгина, кандидат медицинских наук, доцент, Рустем Назирович Гайфуллин, магистр, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы), г. Уфа; Радмир Зубаирович Хадиятов, преподаватель, Башкирский государственный медицинский университет
(БГМУ), г. Уфа
Аннотация
В статье представлены результаты, проведенного комплексного исследования психофизиологического развития юных спортсменов с целью определения возможности достигать высоких результатов в избранном виде спорта без ущерба для здоровья и управлять тренировочным процессом с начального уровня подготовки.
Экспериментальная выборка состояла из двух групп: мальчики с начальной спортивной подготовкой по тхэквондо (n = 15) и контрольной группы, в которую также вошли мальчики, не занимающиеся спортом и обучающиеся в общеобразовательной школе (n = 15), в возрасте от 7 до 9 лет ±0,5 года. Физическое здоровье и физическую работоспособность мы определяли по показателям и индексам, выполнив следующие измерения: рост, масса тела, окружность грудной клетки и талии, частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и ЧСС с нагрузкой, артериальное давление (АД) в покое и АД с нагрузкой, проба Штанге. Использовались методы динамометрии, спирометрии, стабилометрии. Для оценки психологического состояния обследуемых, мы использовали тест Люшера, для оценки мотивации, использовали методику Смекала-Кучера в редакции Л. Верещагиной. Полученные в ходе исследования данные были оценены с использованием критерия Стьюдента (t-критерий).
Ключевые слова: физическое развитие, психологическое тестирование, спирометрия, динамометрия, стабилометрия, тхэквондо.
PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT DYNAMICS OF YOUNG TAEKWONDO ATHLETES
Valentina Vladimirovna Shurygina, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Rustem Nazirovich Gaifullin, the master student, Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla, Ufa; Radmir Zubairovich Hadiatov, the teacher, Bashkir State Medical University, Ufa
Annotation
The article, presenting the complex research of the psychophysiological development of the young athletes, was conducted to determine the ways of achieving good sport results without significant health damage and controlling training process from the initial level. Experiment was conducted in two groups: boys with basic level of taekwondo (n = 15) and control group, represented by boys of the same age (7 to 9 ± 0.5) who were attending school and did not participate in sports (n = 15). We determined physical health and physical efficiency via the indicators and indexes, after measuring the following characteristics: height, body weight, circumference of chest and waist, heart rate at rest and under strain, arterial blood pressure at rest and under strain, Stange's test. Methods of dynamometry, spirometry, and stability tests were used. For the assessment of psychological state of the surveyed group, а complex of tests and questionnaires was used: Lyusher computer testing, Smekal-Kucera method modified by L. Vereshchagina for motivation evaluation.
Keywords: physical development, psychological testing, spirometry, dynamometry, taekwondo.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе, когда перед тренером поставлена задача в совершенствовании мастерства спортсменов, велика значимость факторов и условий, оказывающих влияние на физическую работоспособность и конечные спортивные достижения, начиная с начального этапа подготовки юных спортсменов. Оптимальным возрастом для развития и совершенствования координации движений и ловкости у детей считается период от 7 до
12 лет, во многом благодаря психофизиологическим особенностям их развития [2, 3].
В этом возрасте развивается устойчивость двигательного анализатора и формируется пластичность центральной нервной системы, дети приобретают точность ориентированности в пространстве и движениях, период благоприятен для начала спортивных занятий, в том числе по спортивной подготовке в тхэквондо.
Спецификой спортивных занятий по тхэквондо является чередование в них упражнений динамического и статического характера.
Для того чтобы выявить индивидуальные параметры функционального состояния юных спортсменов, необходимо проводить комплексное тестирование при отборе с учетом функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, также адаптивными возможностями организма.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Применение комплексного исследования, направленного на изучение психофизиологических особенностей юных спортсменов и детей, не занимающихся спортом, позволило выполнить сравнительный анализ показателей.
Исследования проводились на базе двух школ: спортивной Олимпийского резерва «Уфимец» и школы №109 городского округа Уфа, с 28.11.2017 по 28.11. 2018 гг.
В процессе спортивной тренировки у юных спортсменов происходит развитие и совершенствование определенных психофизиологических качеств, которые необходимы им в дальнейшем для выполнения специфической нагрузки в избранном виде спорта.
Мы изучили реакцию на незначительную физическую нагрузку со стороны сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов, занимающихся тхэквондо и детей, которые, не посещают спортивные секции, чья двигательная активность была ограничена только занятиями физической культурой в школе.
В таблице представлены особенности реакции сердечно-сосудистой системы у детей, до и после физической нагрузки на заключительном этапе эксперимента (таблица 1).
В качестве нагрузки обследуемые выполняли сенсомоторную реакцию (простую) в виде «блок руками» - элемент тхэквондо.
Таблица 1 - Особенности реакции сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов и детей, не занимающихся спортом (М±т)_
Реакция ССС (уд/мин) Группы контроля
Экспериментальная Контрольная
I этап II этап I этап II этап
ЧСС в покое 85± 1,0* 85±1,4* 85±1,4* 84±1,4*
ЧСС с нагрузкой 91± 1,1 * 95±1,1* 90±1,1* 90±1,9*
ЧСС с нагрузкой - ЧСС в покое 6 10 5 6
Примечание: * - р < 0,05 изменения достоверны
Мы отметили увеличение разности сердечных сокращений в экспериментальной группе до 10 уд/мин, в контрольной группе увеличение произошло незначительное, что может свидетельствовать о недостаточной пластичности регуляторных механизмов центральной нервной системы (р <0,05).
Формирование способности к координации у тхэквондистов воспитывается в ходе тренировочных занятий. Для определения устойчивости к равновесию и статической координации мы провели координационный тест.
В ходе эксперимента у юных спортсменов возросла способность к равновесию, о чем свидетельствует устойчивость в пробе Ромберга (1=1,993) и достоверные различия между данными экспериментальной и контрольной групп (р <0,05).
Следует отметить, что тремор рук не наблюдался ни у одного участника эксперимента, как на начальном, так и заключительном этапах проведения.
В ходе эксперимента мы определили изменение уровня гипоксии по результатам пробы Штанге.
Таблица 2 - Динамика показателей дыхательных проб в ходе эксперимента (М±т)
Показатели Группы контроля
Экспериментальная Контрольная
I этап II этап I этап II этап
Проба Штанге, с 32,27±1,56* 38,92±1,24* 30,54±1,52* 33,12±1,23*
ЖЕЛ, л 1,78±0,05* 1,88±0,07* 1,67±0,05* 1,73±0,09*
Примечание: * - р <0,05 изменения достоверны
На заключительном этапе исследования (таблица 2) время задержки дыхания значительно увеличилось в экспериментальной группе (20,66%), в то время как в контрольной, время увеличения составило лишь 8,44% (р <0,05).
Показатели динамометрии также изменились в ходе эксперимента. Наибольшее увеличение наблюдалось у юных спортсменов, занимающихся в спортивной секции тхэквондо, по сравнению со школьниками, не занимающихся спортом.
Так мышечная сила (в кг) в экспериментальной группе составила: правой руки 12,2±0,73 до эксперимента и 13,2±0,75 после, левой 11,6±0,62 и 12,2±0,54, соответственно (р <0,05). Прирост мышечной силы рук составил левой - 8,19% и правой - 5,17%.
В контрольной группе показатели силы (в кг) правой руки 12,4±0,79 до эксперимента и 12,9±0,82 после, левой 11,4±0,47 и 11,9±0,63 соответственно (р <0,05). Прирост мышечной силы рук изменился незначительно: 4,03% и 4,38%, соответственно.
Мы оценили психологическую подготовленность состояния занимающихся детей в контрольной и экспериментальной группах, оценив показатели нервно-психического состояния и самочувствия с использованием стандартных методик.
В ходе проведенного исследования, мы отметили, что уровень тревожности у детей, измеряемый по методике Люшера, в контрольной группе изменился незначительно. В экспериментальной группе наблюдалось повышение вегетативного коэффициента и понижение аутогенной нормы (до состояния психического комфорта), что свидетельствует о наличии у спортсменов дополнительных резервов работоспособности и повышении их стрессовой устойчивости (р<0,05).
В ходе эксперимента у юных спортсменов повысилась личностная самооценка и социальное самоутверждение (р <0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведенного исследования в экспериментальной группе произошли положительные сдвиги по всем измеряемым показателям, значительно повысился результат жизненной емкости легких (р <0,05). В экспериментальной группе был зафиксирован более низкий уровень гипоксии, чем в контрольной группе (р <0,05).
Доказана физкультурно-оздоровительная направленность занятиями тхэквондо, позволяющая содействовать повышению уровня здоровья, общей физической подготовленности, способствовать формированию ценностных ориентаций, повышающих самооценку [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенко, О.В. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии / О.В. Борисенко, С.И. Логинов, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 86-89.
2. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И.Ю. Горская // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 7. - С. 34-37.
3. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 16-19.
4. Шурыгина, В.В. Организация и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в условиях спортивной школы / В.В. Шурыгина, Р.Р. Тухватуллин, А.С. Шурыгин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-5. - С. 255-263.
REFERENCES
1. Borisenko, O.V., Loginov, S.I. and Lubysheva, L.I. (2015), "Development of coordination abilities in children of younger school age by means of judo on the basis of modular technology", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6. - pp. 86-89.
2. Gorskaya I.Yu. (2010), "The assessment of coordination training in sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 34-37.
3. Lyakh, V.I. (1995), "Coordination and motive improvement in physical training and sport: history, theory, pilot studies", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, pp. 16-19.
4. Shurygina, V.V., Tukhvatullin, R.R. and Shurygin, A.S. (2017), "Organization and management of sports and recreational activity in the conditions of sports school", Problems of modern pedagogical education, No. 55-5, pp. 255-263.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2019
УДК 796.41
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОВ РАЗЛИЧНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Игорь Андреевич Щербаков, Наталья Александровна Дарданова, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Смоленск;
Алексей Александрович Козин, МАУДО СДЮСШОР № 3, Томск
Аннотация
Современный этап развития спортивной гимнастики отличается возрастанием требований к координационной подготовленности спортсменов. В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» содержатся только перечень тестов для определения скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости. Цель исследования - определение информативности тестов Федерального стандарта спортивной подготовки и предложенного комплекса координационных тестов для гимнастов различного квалификационного уровня. Материалы и методы: метод контрольно-педагогических испытаний, методы математической статистики и основные положения теории тестов позволяют выявить информативность предложенных тестов. Результаты исследования. Из Федерального стандарта спортивной подготовки умеренную и среднюю взаимосвязь имеют на челночный бег, прыжок в длину с места, удержание «угла» в висе, наклон вперёд и «мост». Из комплекса координационных тестов высокой информативностью на всех этапах подготовки обладают тесты прыжок с вращением на заданное и максимальное количество градусов; удержание равновесия в различных позах с открытыми и закрытыми глазами, ходьба по линии и прыжок на заданное расстояние с закрытыми глазами.
Ключевые слова: тесты Федерального стандарта спортивной подготовки, координационные тесты, информативность тестов, гимнасты.
INFORMATIVENESS OF TEST COMPLEX VALUE FOR DETERMINING GENERAL AND SPECIFIC READINESS OF GYMNASTS OF DIFFERENT
QUALIFICATION
Igor Andreevich Shcherbakov, Natalia Alexandrovna Dardanova, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk; Aleksey Alexandrovich Kozin, Specialized children-youth sports school of Olympic reserve No. 3, Tomsk
Annotation
Introduction. The current stage of the development of gymnastics is characterized by the increase of the requirements for coordination readiness of the athletes. The Federal standard of sports training, concerning the event of «gymnastics», contains only a list of tests for determining speed, power abilities, endurance