О. И. Колпакова
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ДОВУЗОВСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ У СТУДЕНТОВ
Работа представлена кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор И. Н. Гурвич
В статье описано влияние различных институтов довузовской социализации - родительской семьи, референтной группы и учреждения довузовского образования - на преваленс и структуру наркопотребления у студентов в течение последнего года.
Ключевые слова: студенты, наркопотребление, семья, учреждение довузовского образования, референтная группа.
O. Kolpakova
INFLUENCE OF PRE-UNIVERSITY INSTITUTES OF SOCIALISATION ON THE CHARACTERISTICS OF DRUG ABUSE AMONG
UNIVERSITY STUDENTS
The article is devoted to the influence of different pre-university institutes of socialisation - parental family, reference group and school - on the prevalence and structure of university students’ drug abuse within the last year.
Key words: students, drug abuse, family, school, reference group.
Введение
Проблема употребления наркотиков подростками и молодежью остается актуальной для современной России. Подростки и молодежь были и остаются одной из основных групп «риска» по вовлечению в наркопотребление.
В такой ситуации решающее значение имеют разработка и реализация эффективных профилактических программ в подростково-молодежной среде, и в первую очередь на базе учреждений системы общего среднего, начального и среднего профессионального и высшего образования. Одним из необходимых условий для разработки таких программ является понимание природы подросткового и молодежного наркотизма.
В последние десятилетия отечественными и зарубежными исследователями предпринимались попытки объяснения природы подросткового и молодежного наркотизма. В частности, изучалось протективное и провоцирующее воздействие на поведение, связанное с употреблением наркотиков, основных институтов социализации - семьи, референтной группы, образовательного учреждения.
Тем не менее, несмотря на широкий спектр проведенных исследований, существует ряд пробелов. В частности, в большинстве исследований описывается воздействие основных институтов довузовской социализации на наркопотребление в подростковом возрасте, но не прослеживается влияние этих институтов на наркопотребление у студентов. Наличие информации об отсроченном воздействии этих факторов позволило бы разработать рекомендации по совершенствованию профилактических программ, реали-
зуемых в учреждениях системы среднего образования, а также позволило бы выделить среди студентов группу «риска», требующую особого внимания со стороны специалистов, проводящих работу по профилактике наркопотребления в высших учебных заведениях.
Методика и процедура исследования
Цель данной работы заключается в том, чтобы охарактеризовать влияние институтов довузовской социализации на преваленс и структуру наркопотребления у студентов в течение последнего года.
Сбор данных осуществлялся в ходе опросного исследования поведения студентов в сфере здоровья, проведенного в Санкт-Петербургском государственном университете в период с февраля по декабрь 2006 г. Исследование явилось составной частью проекта «Разработка научно обоснованных принципов и методов создания и реализации программ формирования здорового жизненного стиля, профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся». Проект реализуется в 2006-2007 гг. сотрудниками факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)» при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для сбора данных исследования применена ступенчатая выборка: на первой ступени - сплошная факультетов СПбГУ, на второй - сплошная курсов обучения, когда опрашивались студенты с 1-го по 4-й курс. На третьей ступени выборка была пропорцио-
нальной несистематической - опрашивались находящиеся в помещениях факультета на день опроса 25 человек с каждого курса. Данные были собраны при помощи процедуры группового опроса, который осуществляли психологи в здании факультетов. Для статистической обработки были пригодны 1476 анкет.
Опрошенные представлены в основном молодыми люди до 19 лет (59,2%) или же от 20 до 24 лет (40,1%), лица более старшего возраста составили лишь 0,6% респондентов. Большинство (68,9%) опрошенных студентов составили девушки.
В исследование были включены следующие программные блоки вопросов:
1. Жизненный преваленс употребления наркотиков и характеристики наркопотребления студентов в течение последнего года.
2. Актуальные социально-поведенческие характеристики (актуальное эмоциональное состояние, воспринятая эффективность целевого профилактического поведения).
3. Факторы родительской семьи, действовавшие в довузовский период обучения (воспитание в семье или воспитательном учреждении, наличие родственника-наркопот-ребителя, отношение к употреблению наркотиков в родительской семье).
4. Факторы референтной группы, действовавшие в довузовский период обучения (наличие устойчивой компании сверстников и их отношение к наркотикам и к реализуемым в учреждении довузовского обучения профилактическим программам).
5. Профилактические программы, проводившиеся в учреждении довузовского обучения (форма проведения мероприятий, тематика мероприятий).
Воспринятая эффективность целевого профилактического поведения оценивалась по 5-балльной шкале (очень важно/ скорее, важно/ трудно сказать/ скорее, не важно/ совсем не важно), разработанной д. пс. н., проф. И. Н. Гурвичем. В частности, студентов просили оценить, насколько, с их точки зрения, для сохранения и укрепления здоровья важно избегать употребления наркотиков.
Для описания эмоциональных расстройств оценивался уровень тревожности и выявлялось наличие или отсутствие симптомов депрессии у студентов. Для оценки уровня тревожности использовалась «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора, адаптированная Т. А. Немчиным [1, с. 45]. Для выявления симптомов депрессии применялась «Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний» В. Зунга, адаптированная в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т. И. Балашовой [1, с. 49].
Математико-статистическая обработка данных заключалась в расчете простых распределений и мер центральной тенденции (М, Ме, 5, 0/2). Оценка влияния личностных факторов, а также факторов ближайшего и широкого социального окружения на характеристики наркопотребления производилась с помощью множественного регрессионного анализа. Обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета ЗРББ 13,0.
Основные результаты исследования
Характеристики наркопотребления студентов в течение последнего года. Сообщили, что когда-либо употребляли наркотики и/или другие, похожие на них опьяняющие вещества, не назначенные врачом, 21,8% студентов Санкт-Петербургского государственного университета. Студенты, употреблявшие наркотические вещества в течение последних 12 месяцев, составляют 31,4% всех лиц, имеющих опыт употребления наркотиков. Большинство из них в течение последнего года употребляли препараты конопли (90%) и стимуляторы (22,2%). Употребляли анальгетики 11,8% опрошенных, галлюциногены - 9,0%, снотворные - 2,7%, опиаты - 2,3%. Наименее распространено употребление атропиноподобных препаратов (1,8%) и препаратов бытовой химии (0,9%). Показатели наркопотребления студентов в течение последнего года отражают опыт экспериментирования студентов с наркотиками в целом и их отдельными группами.
Актуальные социально-поведенческие
характеристики. В отношении эмоциональных расстройств можно отметить, что тревожность у 75,9% студентов находится на
среднем уровне, причем у половины из них -на среднем уровне с тенденцией к низкому и еще у половины - на среднем уровне с тенденцией к высокому. Симптомы депрессии отсутствуют у подавляющего большинства студентов, и только примерно у 5% имеются симптомы легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Наибольшую важность для сохранения здоровья, по мнению большинства студентов, имеют избегание наркотиков, соблюдение правил личной гигиены, предохранение в сексуальных контактах, отказ от курения, сон, физическая активность, контроль психологического состояния, питание, отдых, избегание инфекций в быту, отказ от алкоголя, избегание отравлений, организация труда, медосмотры (в порядке убывания важности).
Факторы родительской семьи, действовавшие в довузовский период обучения. Подавляющее большинство опрошенных (92,3%) воспитывались в родительской семье, одно время в семье, другое - в государственном учреждении воспитывались 5,8% респондентов. Единичные проценты или доли процентов составили студенты, воспитывавшиеся в семье родственников, неродной семье и государственном учебно-воспитательном учреждении. Каждый двадцатый опрошенный студент положительно ответил на вопрос: «Употреблял ли кто-либо из Ваших близких родственников, с которыми Вы часто общались до поступления в Университет, наркотики?», еще 6,4% затруднились однозначно ответить на этот вопрос. В семье каждого четвертого опрошенного никогда не обсуждалась тема опасности употребления наркотиков, а в половине случаев подобные беседы проводились лишь изредка
Факторы референтной группы, действовавшие в довузовский период обучения. У 88,3% опрошенных студентов в подростковом возрасте до поступления в Университет был относительно устойчивый круг друзей. При этом в кругу сверстников употребление наркотиков подвергалось наибольшему осуждению и составляло в среднем -0,8 балла по шкале от -1 до +1, где -1 - отрицательное отношение; 0 - безразличное; +1 - положи-
тельное отношение. В исследовании изучалась степень заинтересованности товарищей респондентов по учебе в учреждении довузовского образования к проводившимся там профилактическим мероприятиям. Чуть более половины студентов сообщают, что у некоторых товарищей по учебе был интерес ко всем таким мероприятиям, а у кого-то этого интереса не было. Чуть более Уз студентов говорят, что у кого-то из товарищей был интерес к отдельным мероприятиям. Интерес у всех товарищей по учебе ко всем мероприятиям наблюдался по мнению 5,1% опрошенных студентов. Затруднялись оценить интерес товарищей к мероприятиям по сохранению и укреплению здоровья в среднем учебном заведении 7,6% студентов.
Профилактические программы, проводившиеся в учреждении довузовского обучения. О наличии мероприятий по сохранению здоровья в среднем учебном заведении, где проходили обучение перед поступлением в Университет, сообщают 69,0% студентов.
О проведении подобных мероприятий в рамках специального учебного предмета (ва-леология, основы здорового образа жизни) сообщили 41,3% опрошенных, об их проведении в рамках других учебных предметов -28,5% опрошенных. Упомянули тематические уроки 40,8% студентов, тематические встречи со специалистами - 35,8%. О Днях здоровья сообщают 66,8% респондентов. Проведение семинаров, тренингов в оконченном среднем учебном заведении отмечают лишь 12,5%. В целевых программах по отдельным проблемам сохранения и укрепления здоровья участвовали 8,2% студентов из числа тех, в чьих средних учебных заведениях проводились профилактические мероприятия. О распространении печатных материалов в качестве мероприятия по сохранению и укреплению здоровья в среднем учебном заведении сообщают более 37,4% студентов, 31,4% студентов включают в перечень размещение тематических плакатов в местах частого пребывания учащихся. Массовые мероприятия, акции с привлечением учащихся упоминают 31,2% студентов. О выставках по тематике сохранения и укрепле-
ния здоровья сообщили лишь 12,3% студентов. Незначительное количество студентов сообщают о проведении концертов популярных артистов, посвященных борьбе с отдельными заболеваниями (3%), и выступлениях авторитетных в молодежной среде людей (3,5%). Документальные или художественные фильмы по тематике, связанной со здоровьем, в среднем учебном заведении демонстрировали 49,4% студентов.
Тематика профилактических мероприятий в средних учебных заведениях сводилась в основном к разъяснению опасности употребления наркотиков (87,3% респондентов), курения (упомянули 86,3%) и алкоголя (74,6%), к предотвращению инфекций, передаваемых половым путем (70,9%). Профилактические занятия по проблеме физической активности назвали 50,0% студентов, по проблеме личной гигиены - 48,4%, по проблеме предупреждения беременности - 42,9%. Наименее охваченными профилактическими программами темами стали предотвращение травм (назвали 37,1% студентов), режим дня и правильное питание (27,5 и 27,2% студентов соответственно) и предотвращение психических травм (назвали 18,6% студентов).
Воздействие актуальных социальноповеденческих характеристик и институтов довузовской социализации на наркопотребление в течение последнего года. Преваленс употребления наркотиков в течение последнего года, по данным множественного регрессионного анализа, определяется двумя группами факторов. Наибольшее влияние на годовой преваленс употребления наркотиков оказывают факторы семейного окружения (4,4%) и примерно вдвое меньшее влияние -личностные факторы (1,9%). Наличие у респондентов опыта употребления наркотиков в течение последнего года связано с отсутствием в родительской семье в довузовский период обучения близких родственников, употребляющих наркотики, и с отсутствием у респондентов представлений о том, что для сохранения и укрепления здоровья важно избегать употребления наркотиков.
Годовой преваленс употребления опиатов наиболее полно предсказывают две мо-
дели, отражающие воздействие профилактических мероприятий, проводившихся в учреждении довузовского обучения (7,3%), и личностных факторов (3,7%). Опыт употребления опиатов в течение предшествовавшего опросу года имеют те студенты, у которых в среднем учебном заведении в период их обучения там проводились семинары и тренинги, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также студенты с выраженной депрессией.
Годовой преваленс употребления кокаина предсказывает только одна модель. Она описывает влияние профилактических мероприятий, проводившихся в период обучения респондентов в среднем учебном заведении (2,6%). Так же как и в случае с преваленсом употребления опиатов в течение года, предшествовавшего опросу, наличие у студентов опыта употребления кокаина в течение последнего года связано с проведением семинаров и тренингов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, в период их обучения в среднем учебном заведении.
Годовой преваленс употребления снотворных наиболее полно предсказывают модели, описывающие воздействие личностных факторов (15,6%) и профилактических программ, проводившихся во время обучения респондентов в среднем учебном заведении (11,3%). Опыт употребления снотворных в течение предшествовавшего опросу года чаще имеют студенты, у которых ярко выражено депрессивное состояние и не сформировано представление о том, что для сохранения и укрепления здоровья важно избегать употребления наркотиков. Наличие у студентов опыта употребления снотворных в течение предшествовавшего опросу года связано также с отсутствием мероприятий, посвященных разъяснению опасности употребления наркотиков, с низким интересом к профилактическим мероприятиям товарищей по учебе в довузовский период обучения.
Годовой преваленс употребления стимуляторов наиболее полно предсказывает модель, описывающая влияние референтной группы (6,9%). На преваленс употребления
стимуляторов в течение последнего года также влияют профилактические мероприятия, проводившиеся в среднем учебном заведении в период обучения там респондентов (2,2%). Опыт употребления стимуляторов в течение предшествовавшего опросу года чаще имеют студенты, у которых в период их обучения в среднем учебном заведении демонстрировались документальные или художественные фильмы по тематике, связанной со здоровьем, а также в кругу друзей и подруг преобладало положительное отношение к употреблению наркотиков.
Годовой преваленс употребления галлюциногенов предсказывает только одна модель (2,2%). Она описывает влияние факторов семейного окружения. Опыт употребления галлюциногенов в течение предшествующего опросу года чаще имеют студенты, у которых до поступления в Университет были близкие родственники, употребляющие наркотики.
Годовой преваленс употребления атропиноподобных препаратов, анальгетиков, препаратов конопли наиболее полно предсказывается только одной моделью, описывающей влияние личностных факторов (25; 3,6; 2,2% соответственно). Наиболее часто опыт употребления атропиноподобных препаратов в течение предшествовавшего опросу года имеют студенты с ярко выраженным депрессивным состоянием. Наиболее часто в течение последнего года употребляли анальгетики респонденты с низким уровнем тревоги. Опыт употребления препаратов конопли в течение предшествовавшего опросу года наиболее часто имеют студенты с низким уровнем депрессии.
Обсуждение результатов
Таким образом, данные множественного регрессионного анализа подтвердили данные целого ряда исследований о множественной детерминации наркопотребления, см., напр.: [3; 5]. Так, множественную детерминацию имеет годовой преваленс употребления наркотиков в целом, опиатов, снотворных и стимуляторов. Вместе с тем, согласно данным исследования, годовой преваленс употребления кокаина, галлюциногенов, атропинопо-
добных препаратов, анальгетиков и препаратов конопли в наибольшей степени детерминированы только одной переменной. При этом во всех случаях детерминация является специфичной для разных групп наркотиков.
Факторы, описывающие влияние референтной группы в довузовский период обучения, продолжают действовать и в студенческом возрасте, оказывая значительное влияние на годовой преваленс употребления снотворных и стимуляторов. Протективными факторами в этой группе являются отрицательное отношение большинства представителей круга общения к употреблению наркотиков и высокий интерес товарищей по учебе к профилактическим мероприятиям. Факторами «риска» являются, соответственно, положительное отношение большинства сверстников к употреблению наркотиков и низкий групповой интерес к профилактическим мероприятиям, проводившимся в учреждении довузовского обучения.
Эти данные подтверждают предположение о том, что друзья как представители ближайшего социального окружения оказывают существенное влияние на наркопотребление. Негативное отношение друзей к употреблению наркотиков, по-видимому, формирует у подростков и молодых людей установку на то, что употребление наркотиков не приемлемо, и тем самым снижает риск их вовлечения в наркопотребление. Это подтверждают данные, полученные в ряде зарубежных исследований, см., напр.: [6; 4]. Возможно, интересные профилактические мероприятия способствуют формированию групповых норм, препятствующих употреблению наркотиков.
В группе факторов, описывающих влияние родительской семьи, наибольшее воздействие на характеристики наркопотребления оказывает наличие в родительской семье респондентов в довузовский период обучения близких родственников, имеющих опыт употребления наркотиков. Фактор влияет на годовой преваленс употребления наркотиков в целом, в частности галлюциногенов. Наличие в родительской семье в довузовский период обучения близких родственников, употреб-
ляющих наркотики, провоцирует, а отсутствие в родительской семье таких родственников предотвращает употребление галлюциногенов студентами в течение последнего года. В то же время, по данным исследования, студенты, у которых в семье были близкие родственники, употребляющие наркотики, и студенты, которые осознают важность избегания наркотиков для сохранения и укрепления здоровья, употребляют наркотики в течение последнего года реже, чем студенты, не имевшие таких родственников и не считающие важным избегать употребления наркотиков. Это может свидетельствовать о том, что наличие в родительской семье в период довузовского обучения родственников, употребляющих наркотики, может быть и протективным фактором по отношению к экспериментированию с наркотиками в студенческом возрасте, если оно способствует осознанию подростками важности избегания наркотиков для укрепления и сохранения здоровья.
В группе факторов, отражающих воздействие среднего учебного заведения, наибольшее влияние на характеристики наркопотребления оказывают тематика и методы проведения профилактической работы. Эти факторы продолжают действовать и после окончания респондентами учреждения довузовского обучения и поступления в Университет, определяя в значительной степени годовой преваленс употребления опиатов, кокаина, снотворных, стимуляторов. Протек-тивными факторами в этой группе являются проведение в учреждении довузовского обучения мероприятий, направленных на разъяснение опасности употребления наркотиков. Факторами «риска» являются проведение в среднем учебном заведении семинаров и тренингов с учащимися, демонстрация документальных или художественных фильмов по тематике, связанной со здоровьем.
Более частое употребление в течение последнего года отдельных видов наркоти-
ков студентами, в учреждении довузовского образования которых использовались активные методы профилактической работы (семинары, тренинги, демонстрация художественных фильмов), может быть связано с тем, что сотрудники школ не всегда обладают в полной мере знаниями и навыками, необходимыми для проведения профилактической работы. В этом случае использование ими без специальной подготовки активных методов профилактической работы может спровоцировать употребление наркотиков в студенческом возрасте, когда ослабевает социальный контроль над поведением студентов в сфере здоровья.
Выводы
Проведенная работа позволяет сформулировать вывод о том, что основные институты довузовской социализации - семья, референтная группа сверстников и учреждение довузовского образования - продолжают действовать и после поступления в высшее учебное заведение. Поэтому важно обеспечивать преемственность профилактической работы, проводить антинаркотические профилактические мероприятия в высших учебных заведениях. При этом особое внимание необходимо уделять студентам, у которых не сформировано представление о важности избегания наркотиков для сохранения здоровья, у которых во время обучения в школе были родственники, употреблявшие наркотики, в школе использовались активные методы профилактической работы, а сверстники не интересовались профилактическими мероприятиями и положительно относились к употреблению наркотиков.
В представленном исследовании описаны лишь некоторые факторы, отражающие воздействие институтов довузовской социализации на наркопотребление у студентов. Большое значение имеет дальнейшее исследование природы подросткового и молодежного наркотизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с.
2. Farrell A. D., Danish S. J., Howard C. W. Risk factors for drug use in urban adolescents: Identification and cross-validation // American Journal of Community Psychology. 1992. Vol. 20. P. 263-286.
3. Friedman P. L., Kottiri S. R., Neaigus B. J., Richard A. C. Recalled adolescent peer norms towards drug use in young adulthood in a low-income minority urban neighborhood // Journal of drug issues. 2001. Vol. 31. Issue 2. P. 425-443.
4. Gillis J. S., Tareen I. A., Chaudhry H. R., Haider S. Risk factors for drug misuse in Pakistan // International Journal of Addictions. 1994. Vol. 29. P. 215-223.
5. Winfree L. T, Theis H. E., Griffiths C. T. Drug use in rural America: A cross-cultural examination of complementary social deviance theories // Youth and Society. 1981. N 12. P. 465-489.