Научная статья на тему 'Воздействие институтов довузовской социализации на наркопотребление у студентов'

Воздействие институтов довузовской социализации на наркопотребление у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ / СЕМЬЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / STUDENTS / DRUG ABUSE / FAMILY / SCHOOL / REFERENCE GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Ольга Игоревна

В статье описано влияние различных институтов довузовской социализации родительской семьи, референтной группы и учреждения довузовского образования на преваленс и структуру наркопотребления у студентов в течение последнего года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of pre-university institutes of socialisation on the characteristics of drug abuse among university students

The article is devoted to the influence of different pre-university institutes of socialisation parental family, reference group and school on the prevalence and structure of university students' drug abuse within the last year.

Текст научной работы на тему «Воздействие институтов довузовской социализации на наркопотребление у студентов»

О. И. Колпакова

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ДОВУЗОВСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ У СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор И. Н. Гурвич

В статье описано влияние различных институтов довузовской социализации - родительской семьи, референтной группы и учреждения довузовского образования - на преваленс и структуру наркопотребления у студентов в течение последнего года.

Ключевые слова: студенты, наркопотребление, семья, учреждение довузовского образования, референтная группа.

O. Kolpakova

INFLUENCE OF PRE-UNIVERSITY INSTITUTES OF SOCIALISATION ON THE CHARACTERISTICS OF DRUG ABUSE AMONG

UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the influence of different pre-university institutes of socialisation - parental family, reference group and school - on the prevalence and structure of university students’ drug abuse within the last year.

Key words: students, drug abuse, family, school, reference group.

Введение

Проблема употребления наркотиков подростками и молодежью остается актуальной для современной России. Подростки и молодежь были и остаются одной из основных групп «риска» по вовлечению в наркопотребление.

В такой ситуации решающее значение имеют разработка и реализация эффективных профилактических программ в подростково-молодежной среде, и в первую очередь на базе учреждений системы общего среднего, начального и среднего профессионального и высшего образования. Одним из необходимых условий для разработки таких программ является понимание природы подросткового и молодежного наркотизма.

В последние десятилетия отечественными и зарубежными исследователями предпринимались попытки объяснения природы подросткового и молодежного наркотизма. В частности, изучалось протективное и провоцирующее воздействие на поведение, связанное с употреблением наркотиков, основных институтов социализации - семьи, референтной группы, образовательного учреждения.

Тем не менее, несмотря на широкий спектр проведенных исследований, существует ряд пробелов. В частности, в большинстве исследований описывается воздействие основных институтов довузовской социализации на наркопотребление в подростковом возрасте, но не прослеживается влияние этих институтов на наркопотребление у студентов. Наличие информации об отсроченном воздействии этих факторов позволило бы разработать рекомендации по совершенствованию профилактических программ, реали-

зуемых в учреждениях системы среднего образования, а также позволило бы выделить среди студентов группу «риска», требующую особого внимания со стороны специалистов, проводящих работу по профилактике наркопотребления в высших учебных заведениях.

Методика и процедура исследования

Цель данной работы заключается в том, чтобы охарактеризовать влияние институтов довузовской социализации на преваленс и структуру наркопотребления у студентов в течение последнего года.

Сбор данных осуществлялся в ходе опросного исследования поведения студентов в сфере здоровья, проведенного в Санкт-Петербургском государственном университете в период с февраля по декабрь 2006 г. Исследование явилось составной частью проекта «Разработка научно обоснованных принципов и методов создания и реализации программ формирования здорового жизненного стиля, профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся». Проект реализуется в 2006-2007 гг. сотрудниками факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)» при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Для сбора данных исследования применена ступенчатая выборка: на первой ступени - сплошная факультетов СПбГУ, на второй - сплошная курсов обучения, когда опрашивались студенты с 1-го по 4-й курс. На третьей ступени выборка была пропорцио-

нальной несистематической - опрашивались находящиеся в помещениях факультета на день опроса 25 человек с каждого курса. Данные были собраны при помощи процедуры группового опроса, который осуществляли психологи в здании факультетов. Для статистической обработки были пригодны 1476 анкет.

Опрошенные представлены в основном молодыми люди до 19 лет (59,2%) или же от 20 до 24 лет (40,1%), лица более старшего возраста составили лишь 0,6% респондентов. Большинство (68,9%) опрошенных студентов составили девушки.

В исследование были включены следующие программные блоки вопросов:

1. Жизненный преваленс употребления наркотиков и характеристики наркопотребления студентов в течение последнего года.

2. Актуальные социально-поведенческие характеристики (актуальное эмоциональное состояние, воспринятая эффективность целевого профилактического поведения).

3. Факторы родительской семьи, действовавшие в довузовский период обучения (воспитание в семье или воспитательном учреждении, наличие родственника-наркопот-ребителя, отношение к употреблению наркотиков в родительской семье).

4. Факторы референтной группы, действовавшие в довузовский период обучения (наличие устойчивой компании сверстников и их отношение к наркотикам и к реализуемым в учреждении довузовского обучения профилактическим программам).

5. Профилактические программы, проводившиеся в учреждении довузовского обучения (форма проведения мероприятий, тематика мероприятий).

Воспринятая эффективность целевого профилактического поведения оценивалась по 5-балльной шкале (очень важно/ скорее, важно/ трудно сказать/ скорее, не важно/ совсем не важно), разработанной д. пс. н., проф. И. Н. Гурвичем. В частности, студентов просили оценить, насколько, с их точки зрения, для сохранения и укрепления здоровья важно избегать употребления наркотиков.

Для описания эмоциональных расстройств оценивался уровень тревожности и выявлялось наличие или отсутствие симптомов депрессии у студентов. Для оценки уровня тревожности использовалась «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора, адаптированная Т. А. Немчиным [1, с. 45]. Для выявления симптомов депрессии применялась «Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний» В. Зунга, адаптированная в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т. И. Балашовой [1, с. 49].

Математико-статистическая обработка данных заключалась в расчете простых распределений и мер центральной тенденции (М, Ме, 5, 0/2). Оценка влияния личностных факторов, а также факторов ближайшего и широкого социального окружения на характеристики наркопотребления производилась с помощью множественного регрессионного анализа. Обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета ЗРББ 13,0.

Основные результаты исследования

Характеристики наркопотребления студентов в течение последнего года. Сообщили, что когда-либо употребляли наркотики и/или другие, похожие на них опьяняющие вещества, не назначенные врачом, 21,8% студентов Санкт-Петербургского государственного университета. Студенты, употреблявшие наркотические вещества в течение последних 12 месяцев, составляют 31,4% всех лиц, имеющих опыт употребления наркотиков. Большинство из них в течение последнего года употребляли препараты конопли (90%) и стимуляторы (22,2%). Употребляли анальгетики 11,8% опрошенных, галлюциногены - 9,0%, снотворные - 2,7%, опиаты - 2,3%. Наименее распространено употребление атропиноподобных препаратов (1,8%) и препаратов бытовой химии (0,9%). Показатели наркопотребления студентов в течение последнего года отражают опыт экспериментирования студентов с наркотиками в целом и их отдельными группами.

Актуальные социально-поведенческие

характеристики. В отношении эмоциональных расстройств можно отметить, что тревожность у 75,9% студентов находится на

среднем уровне, причем у половины из них -на среднем уровне с тенденцией к низкому и еще у половины - на среднем уровне с тенденцией к высокому. Симптомы депрессии отсутствуют у подавляющего большинства студентов, и только примерно у 5% имеются симптомы легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Наибольшую важность для сохранения здоровья, по мнению большинства студентов, имеют избегание наркотиков, соблюдение правил личной гигиены, предохранение в сексуальных контактах, отказ от курения, сон, физическая активность, контроль психологического состояния, питание, отдых, избегание инфекций в быту, отказ от алкоголя, избегание отравлений, организация труда, медосмотры (в порядке убывания важности).

Факторы родительской семьи, действовавшие в довузовский период обучения. Подавляющее большинство опрошенных (92,3%) воспитывались в родительской семье, одно время в семье, другое - в государственном учреждении воспитывались 5,8% респондентов. Единичные проценты или доли процентов составили студенты, воспитывавшиеся в семье родственников, неродной семье и государственном учебно-воспитательном учреждении. Каждый двадцатый опрошенный студент положительно ответил на вопрос: «Употреблял ли кто-либо из Ваших близких родственников, с которыми Вы часто общались до поступления в Университет, наркотики?», еще 6,4% затруднились однозначно ответить на этот вопрос. В семье каждого четвертого опрошенного никогда не обсуждалась тема опасности употребления наркотиков, а в половине случаев подобные беседы проводились лишь изредка

Факторы референтной группы, действовавшие в довузовский период обучения. У 88,3% опрошенных студентов в подростковом возрасте до поступления в Университет был относительно устойчивый круг друзей. При этом в кругу сверстников употребление наркотиков подвергалось наибольшему осуждению и составляло в среднем -0,8 балла по шкале от -1 до +1, где -1 - отрицательное отношение; 0 - безразличное; +1 - положи-

тельное отношение. В исследовании изучалась степень заинтересованности товарищей респондентов по учебе в учреждении довузовского образования к проводившимся там профилактическим мероприятиям. Чуть более половины студентов сообщают, что у некоторых товарищей по учебе был интерес ко всем таким мероприятиям, а у кого-то этого интереса не было. Чуть более Уз студентов говорят, что у кого-то из товарищей был интерес к отдельным мероприятиям. Интерес у всех товарищей по учебе ко всем мероприятиям наблюдался по мнению 5,1% опрошенных студентов. Затруднялись оценить интерес товарищей к мероприятиям по сохранению и укреплению здоровья в среднем учебном заведении 7,6% студентов.

Профилактические программы, проводившиеся в учреждении довузовского обучения. О наличии мероприятий по сохранению здоровья в среднем учебном заведении, где проходили обучение перед поступлением в Университет, сообщают 69,0% студентов.

О проведении подобных мероприятий в рамках специального учебного предмета (ва-леология, основы здорового образа жизни) сообщили 41,3% опрошенных, об их проведении в рамках других учебных предметов -28,5% опрошенных. Упомянули тематические уроки 40,8% студентов, тематические встречи со специалистами - 35,8%. О Днях здоровья сообщают 66,8% респондентов. Проведение семинаров, тренингов в оконченном среднем учебном заведении отмечают лишь 12,5%. В целевых программах по отдельным проблемам сохранения и укрепления здоровья участвовали 8,2% студентов из числа тех, в чьих средних учебных заведениях проводились профилактические мероприятия. О распространении печатных материалов в качестве мероприятия по сохранению и укреплению здоровья в среднем учебном заведении сообщают более 37,4% студентов, 31,4% студентов включают в перечень размещение тематических плакатов в местах частого пребывания учащихся. Массовые мероприятия, акции с привлечением учащихся упоминают 31,2% студентов. О выставках по тематике сохранения и укрепле-

ния здоровья сообщили лишь 12,3% студентов. Незначительное количество студентов сообщают о проведении концертов популярных артистов, посвященных борьбе с отдельными заболеваниями (3%), и выступлениях авторитетных в молодежной среде людей (3,5%). Документальные или художественные фильмы по тематике, связанной со здоровьем, в среднем учебном заведении демонстрировали 49,4% студентов.

Тематика профилактических мероприятий в средних учебных заведениях сводилась в основном к разъяснению опасности употребления наркотиков (87,3% респондентов), курения (упомянули 86,3%) и алкоголя (74,6%), к предотвращению инфекций, передаваемых половым путем (70,9%). Профилактические занятия по проблеме физической активности назвали 50,0% студентов, по проблеме личной гигиены - 48,4%, по проблеме предупреждения беременности - 42,9%. Наименее охваченными профилактическими программами темами стали предотвращение травм (назвали 37,1% студентов), режим дня и правильное питание (27,5 и 27,2% студентов соответственно) и предотвращение психических травм (назвали 18,6% студентов).

Воздействие актуальных социальноповеденческих характеристик и институтов довузовской социализации на наркопотребление в течение последнего года. Преваленс употребления наркотиков в течение последнего года, по данным множественного регрессионного анализа, определяется двумя группами факторов. Наибольшее влияние на годовой преваленс употребления наркотиков оказывают факторы семейного окружения (4,4%) и примерно вдвое меньшее влияние -личностные факторы (1,9%). Наличие у респондентов опыта употребления наркотиков в течение последнего года связано с отсутствием в родительской семье в довузовский период обучения близких родственников, употребляющих наркотики, и с отсутствием у респондентов представлений о том, что для сохранения и укрепления здоровья важно избегать употребления наркотиков.

Годовой преваленс употребления опиатов наиболее полно предсказывают две мо-

дели, отражающие воздействие профилактических мероприятий, проводившихся в учреждении довузовского обучения (7,3%), и личностных факторов (3,7%). Опыт употребления опиатов в течение предшествовавшего опросу года имеют те студенты, у которых в среднем учебном заведении в период их обучения там проводились семинары и тренинги, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также студенты с выраженной депрессией.

Годовой преваленс употребления кокаина предсказывает только одна модель. Она описывает влияние профилактических мероприятий, проводившихся в период обучения респондентов в среднем учебном заведении (2,6%). Так же как и в случае с преваленсом употребления опиатов в течение года, предшествовавшего опросу, наличие у студентов опыта употребления кокаина в течение последнего года связано с проведением семинаров и тренингов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, в период их обучения в среднем учебном заведении.

Годовой преваленс употребления снотворных наиболее полно предсказывают модели, описывающие воздействие личностных факторов (15,6%) и профилактических программ, проводившихся во время обучения респондентов в среднем учебном заведении (11,3%). Опыт употребления снотворных в течение предшествовавшего опросу года чаще имеют студенты, у которых ярко выражено депрессивное состояние и не сформировано представление о том, что для сохранения и укрепления здоровья важно избегать употребления наркотиков. Наличие у студентов опыта употребления снотворных в течение предшествовавшего опросу года связано также с отсутствием мероприятий, посвященных разъяснению опасности употребления наркотиков, с низким интересом к профилактическим мероприятиям товарищей по учебе в довузовский период обучения.

Годовой преваленс употребления стимуляторов наиболее полно предсказывает модель, описывающая влияние референтной группы (6,9%). На преваленс употребления

стимуляторов в течение последнего года также влияют профилактические мероприятия, проводившиеся в среднем учебном заведении в период обучения там респондентов (2,2%). Опыт употребления стимуляторов в течение предшествовавшего опросу года чаще имеют студенты, у которых в период их обучения в среднем учебном заведении демонстрировались документальные или художественные фильмы по тематике, связанной со здоровьем, а также в кругу друзей и подруг преобладало положительное отношение к употреблению наркотиков.

Годовой преваленс употребления галлюциногенов предсказывает только одна модель (2,2%). Она описывает влияние факторов семейного окружения. Опыт употребления галлюциногенов в течение предшествующего опросу года чаще имеют студенты, у которых до поступления в Университет были близкие родственники, употребляющие наркотики.

Годовой преваленс употребления атропиноподобных препаратов, анальгетиков, препаратов конопли наиболее полно предсказывается только одной моделью, описывающей влияние личностных факторов (25; 3,6; 2,2% соответственно). Наиболее часто опыт употребления атропиноподобных препаратов в течение предшествовавшего опросу года имеют студенты с ярко выраженным депрессивным состоянием. Наиболее часто в течение последнего года употребляли анальгетики респонденты с низким уровнем тревоги. Опыт употребления препаратов конопли в течение предшествовавшего опросу года наиболее часто имеют студенты с низким уровнем депрессии.

Обсуждение результатов

Таким образом, данные множественного регрессионного анализа подтвердили данные целого ряда исследований о множественной детерминации наркопотребления, см., напр.: [3; 5]. Так, множественную детерминацию имеет годовой преваленс употребления наркотиков в целом, опиатов, снотворных и стимуляторов. Вместе с тем, согласно данным исследования, годовой преваленс употребления кокаина, галлюциногенов, атропинопо-

добных препаратов, анальгетиков и препаратов конопли в наибольшей степени детерминированы только одной переменной. При этом во всех случаях детерминация является специфичной для разных групп наркотиков.

Факторы, описывающие влияние референтной группы в довузовский период обучения, продолжают действовать и в студенческом возрасте, оказывая значительное влияние на годовой преваленс употребления снотворных и стимуляторов. Протективными факторами в этой группе являются отрицательное отношение большинства представителей круга общения к употреблению наркотиков и высокий интерес товарищей по учебе к профилактическим мероприятиям. Факторами «риска» являются, соответственно, положительное отношение большинства сверстников к употреблению наркотиков и низкий групповой интерес к профилактическим мероприятиям, проводившимся в учреждении довузовского обучения.

Эти данные подтверждают предположение о том, что друзья как представители ближайшего социального окружения оказывают существенное влияние на наркопотребление. Негативное отношение друзей к употреблению наркотиков, по-видимому, формирует у подростков и молодых людей установку на то, что употребление наркотиков не приемлемо, и тем самым снижает риск их вовлечения в наркопотребление. Это подтверждают данные, полученные в ряде зарубежных исследований, см., напр.: [6; 4]. Возможно, интересные профилактические мероприятия способствуют формированию групповых норм, препятствующих употреблению наркотиков.

В группе факторов, описывающих влияние родительской семьи, наибольшее воздействие на характеристики наркопотребления оказывает наличие в родительской семье респондентов в довузовский период обучения близких родственников, имеющих опыт употребления наркотиков. Фактор влияет на годовой преваленс употребления наркотиков в целом, в частности галлюциногенов. Наличие в родительской семье в довузовский период обучения близких родственников, употреб-

ляющих наркотики, провоцирует, а отсутствие в родительской семье таких родственников предотвращает употребление галлюциногенов студентами в течение последнего года. В то же время, по данным исследования, студенты, у которых в семье были близкие родственники, употребляющие наркотики, и студенты, которые осознают важность избегания наркотиков для сохранения и укрепления здоровья, употребляют наркотики в течение последнего года реже, чем студенты, не имевшие таких родственников и не считающие важным избегать употребления наркотиков. Это может свидетельствовать о том, что наличие в родительской семье в период довузовского обучения родственников, употребляющих наркотики, может быть и протективным фактором по отношению к экспериментированию с наркотиками в студенческом возрасте, если оно способствует осознанию подростками важности избегания наркотиков для укрепления и сохранения здоровья.

В группе факторов, отражающих воздействие среднего учебного заведения, наибольшее влияние на характеристики наркопотребления оказывают тематика и методы проведения профилактической работы. Эти факторы продолжают действовать и после окончания респондентами учреждения довузовского обучения и поступления в Университет, определяя в значительной степени годовой преваленс употребления опиатов, кокаина, снотворных, стимуляторов. Протек-тивными факторами в этой группе являются проведение в учреждении довузовского обучения мероприятий, направленных на разъяснение опасности употребления наркотиков. Факторами «риска» являются проведение в среднем учебном заведении семинаров и тренингов с учащимися, демонстрация документальных или художественных фильмов по тематике, связанной со здоровьем.

Более частое употребление в течение последнего года отдельных видов наркоти-

ков студентами, в учреждении довузовского образования которых использовались активные методы профилактической работы (семинары, тренинги, демонстрация художественных фильмов), может быть связано с тем, что сотрудники школ не всегда обладают в полной мере знаниями и навыками, необходимыми для проведения профилактической работы. В этом случае использование ими без специальной подготовки активных методов профилактической работы может спровоцировать употребление наркотиков в студенческом возрасте, когда ослабевает социальный контроль над поведением студентов в сфере здоровья.

Выводы

Проведенная работа позволяет сформулировать вывод о том, что основные институты довузовской социализации - семья, референтная группа сверстников и учреждение довузовского образования - продолжают действовать и после поступления в высшее учебное заведение. Поэтому важно обеспечивать преемственность профилактической работы, проводить антинаркотические профилактические мероприятия в высших учебных заведениях. При этом особое внимание необходимо уделять студентам, у которых не сформировано представление о важности избегания наркотиков для сохранения здоровья, у которых во время обучения в школе были родственники, употреблявшие наркотики, в школе использовались активные методы профилактической работы, а сверстники не интересовались профилактическими мероприятиями и положительно относились к употреблению наркотиков.

В представленном исследовании описаны лишь некоторые факторы, отражающие воздействие институтов довузовской социализации на наркопотребление у студентов. Большое значение имеет дальнейшее исследование природы подросткового и молодежного наркотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с.

2. Farrell A. D., Danish S. J., Howard C. W. Risk factors for drug use in urban adolescents: Identification and cross-validation // American Journal of Community Psychology. 1992. Vol. 20. P. 263-286.

3. Friedman P. L., Kottiri S. R., Neaigus B. J., Richard A. C. Recalled adolescent peer norms towards drug use in young adulthood in a low-income minority urban neighborhood // Journal of drug issues. 2001. Vol. 31. Issue 2. P. 425-443.

4. Gillis J. S., Tareen I. A., Chaudhry H. R., Haider S. Risk factors for drug misuse in Pakistan // International Journal of Addictions. 1994. Vol. 29. P. 215-223.

5. Winfree L. T, Theis H. E., Griffiths C. T. Drug use in rural America: A cross-cultural examination of complementary social deviance theories // Youth and Society. 1981. N 12. P. 465-489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.