Социальная психология
УДК 613.83+178 ББК Ю717.71+Ч481.352
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАРКОТИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Л.А. Цветкова
Рассмотрена проблема одного из варианта девиантного поведения - наркотизации в студенческом обществе. Приведены результаты психологического исследования, позволившие выделить социально-психологические предикторы употребления наркотиков студентами. На основе анализа полученных эмпирических данных описана социально-психологическая модель наркотизма в студенческой среде.
Ключевые слова: девиантное поведение, наркотизация, социально-
психологические предикторы наркотизма.
В настоящее время наблюдается рост различных видов девиантного поведения, в том числе и рост наркотизации, который как и следовало ожидать локализуется, прежде всего, в молодежной среде. Естественно, студенты вузов отнюдь не являются самой подверженной злоупотреблению психоактивными веществами (ПАВ) группой молодежи, но студентами в настоящее время становятся. около 80 % выпускников школ. Таким образом, студенчество является адекватной группой для изучения проблемы молодежного наркотизма. Именно сегодняшние студенты рекрутируют будущую «элиту» российского общества, и от состояния их психического здоровья во многом зависит благополучие нашего общества в недалеком будущем.
Проследить формирование зависимости от ПАВ и определить возможности ее нейтрализации средствами внутривузовского воздействия представляется весьма актуальной задачей.
Первое в СССР исследование наркотизма как социального феномена было предпринято А. А. Габиани [1]. Существенный вклад в развитие отечественной социальной наркологии внесли и ряд других авторов, в результате сегодня имеется достаточно хорошо сформировавшаяся система знаний о злоупотреблении ПАВ и соответствующая ей организация наркологической помощи при явном дефиците знаний о формировании и течении злоупотребления ПАВ в новых общественных условиях.
Социальные подходы к изучению проблем употребления ПАВ лучше всего на сего-
дняшний день оказались разработанными в социологической науке: теория конфликта Козера [2], теория аномии Мертона, двойной неудачи Сазерленда [3].
В психологии же эта проблема рассматривалась в рамках классического психоанализа (регрессия к оральной стадии развития), либо в более поздних работах в рамках когни-тивно-бихевиорального подхода - от теории патологического научения или усвоения патологических ролевых моделей Бандуры, низкой самоэффективности [4].
Более поздние работы были посвящены в основном эмпирическим связям и зависимостям формирования молодежного наркотизма.
Целью же нашего исследования является описание и выявление социально-психологических закономерностей, являющихся предикторами случаев употребления наркотиков студентами.
Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) с 2002 по 2010 гг. с периодичностью 1 раз в 4 года, всего было выполнено 3 среза: в 2002 г., в 2006 г. и в 2010 г. Исследование было организовано по типу мониторингового с использованием единой методологии, что позволило охарактеризовать динамику наркоситуации в студенческой среде за последние 8 лет, выделить факторы наркопотребления и обеспечить воспроизводимость обнаруженных связей во временной перспективе. Общий объем выборки составил 2503 человека, из них 45,7 % - юноши; 54,3 % -девушки. Представленность в выборке юно-
шей и девушек отличается менее чем на 10 %, поэтому в соответствии с требованиями международных стандартов поведенческих исследований корректировка выборки по полу не проводилась.
В исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов СПбГУ. В качестве основного инструмента исследования использовался опросник изучения поведения в сфере здоровья, включавший в себя следующие разделы (блоки): макросоциальные характеристики (актуальные проблемы современного российского общества), микросоциальные характеристики (социально-психологические характеристики семьи, ценностные ориентации студентов, социально-психологические характеристики ближайшего окружения студентов), индивидуально-психологические, личност-
ные, социально-демографические характеристики студентов, социально-организационные факторы вуза, социальные проблемы студентов, сведения о наркотизации студентов и их актуального окружения.
Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с использованием компьютерных программ (Microsoft Excel, SPSS 16.0 for Windows). Для анализа данных были использованы следующие способы математической обработки: методы описательной статистики, расчет частотных характеристик и методы статистического анализа, расчет значений критериев %2 Пирсона и t Стью-дента. Статистическая значимость влияний и знак «вклада» рассчитывался при помощи мультиноминальной логистической регрессии, значение доли вклада вычислялось с использованием метода компонент-дисперсии.
В ходе проведенного исследования были получены следующие основные результаты.
Уровень употребления наркотиков в студенческой среде относительно невысок. При этом значимо различаются следующие характеристики наркотизации:
а) единичные пробы и систематическое употребление;
б) употребление так называемых тяжелых наркотиков (опиаты или кокаин) и «легких» наркотиков (препараты конопли и стимуляторы).
Уровень наркопотребления у представителей изученных нами групп студентов в сравнении с данными исследования по аналогичным американским и европейским группам студентов (по данным авторитетного американского исследования Monitoring the Future [5]) оказался несколько ниже, хотя степень этого различия невелика (см. таблицу).
Общий «жизненный преваленс» употребления ПАВ в выборке наших студентов 2010 г. оказался сопоставим с данными исследования в 2002 г. - около 1/3 принявших участие в исследовании студентов СПбГУ сообщили о том, что когда-либо употребляли наркотики и/или другие, похожие на них опьяняющие вещества, не назначенные врачом.
Однако по сравнению с 2006 годом (21,S %) данный показатель значимо вырос в 1,5 раза и составил 29,2 % (p<0,001).
При сравнении результатов исследования выборок 2002 и 2010 гг., обращает на себя внимание прежде всего уменьшение «жизненного преваленса» употребления практически всех психоактивных веществ, за исключением снотворных препаратов и препаратов конопли, причем для ряда ПАВ эти изменения выступают на статистически значимом уровне.
Самый популярный наркотик в США, в Европе и России - препараты конопли (марихуана, гашиш, план).
В СПбГУ их пробовали все признавшие факт употребления наркотиков студенты (наркопотребители).
На втором месте находятся стимуляторы (чифир, эфедрон, джеф, винт, экстази, спортивные допинги, амфетамины) - опыт их употребления имеет каждый четвертый студент-наркопотребитель в 2010 году (или S % от всех опрошенных студентов).
На последнем месте в структуре потребления ПАВ студентами в 2010 г. оказались
Сопоставление результатов исследования распространенности наркотизма в студенческой среде
США Европа Студенты СПбГУ
Жизненный преваленс1 50 % 50 % 30 %
Месячный преваленс 19 % 20 % 17 %
Самый популярный наркотик Препараты конопли
Возраст первой пробы 15 лет 15 лет 14 лет
* Преваленс - распространенность, показатель уровня распространения потребления наркотиков, использующийся в научной литературе для описания ситуации наркотизации.
Социальная психология
опиаты (опий-сырец, кокнар, морфин, героин, промедол - так называемые «тяжелые» наркотики), которые пробовали 2,8 % сту-дентов-наркопотребителей.
Сравнительный анализ данных позволил установить, что с 2002 по 2006 гг. удельный вес употребления опиатов среди студентов сократился почти в два раза (р<0,05), но значимо не изменился за последние 4 года, хотя тенденция к сокращению его потребления сохраняется.
Таким образом, систематическое употребление тяжелых наркотиков крайне редкое в студенческой среде явление. Одним из объяснений этому является несовместимость наркотизации (точнее, ее последствий) с процессом обучения.
Инициальная проба наркотиков значимо реже происходит в период обучения в вузе. Зачастую в вуз приходят молодые люди, уже имеющие опыт наркопотребления, так как возраст первой пробы составляет 14 лет, что также соответствует данным, полученным в европейских и американских исследованиях [5]. Однако следующий возрастной «пик» обращения к наркотикам соответствует 17-19 годам, что соответствует 1 и 3 курсу обучения в вузе и фактически может быть объяснено известными «кризисами» данных курсов. Кризис (обучения) 1 курса связан с адаптацией к новым условиям и новым социальным ролям, а кризис 3 курса, в первую очередь, связан с профессиональной самоидентификацией, или ее отсутствием.
В результате проведенного исследования нами была выявлена одна универсальная закономерность: употребление всех видов ПАВ более характерно для учащихся и студентов мужского пола (р<0,001), то есть юноши более склонны экспериментировать с ПАВ.
Был обнаружен тревожный факт изменения отношения студентов к наркопотреблению: снижение субъективной значимости
данной проблемы, т. е. в условиях современной России происходит нормализация наркопотребления.
За рассматриваемый период с 2002 по 2010 гг. обнаруживается отчетливая тенденция уменьшения актуальности осознании студентами проблемы распространенности наркотиков именно как проблемы студенческой молодежи (р<0,001).
Употреблению наркотиков способствует наличие ролевых моделей в родительской семье, а именно принятие аддиктивного поведе-
ния в целом и соответственно недостаточное обсуждение негативных последствий наркопотребления. Только у половины принявших участие в исследовании студентов в семьях лишь изредка обсуждалась тема опасности употребления наркотиков, а у 37% эта тема не обсуждалась вовсе. Сравнительный анализ выявил отчетливую негативную тенденцию сокращения применения антинаркотических мер в семье по сравнению с 2002 годом (р<0,001).
Более чем у трети молодых людей Санкт-Петербурга (38 %) есть знакомые, друзья, постоянно употребляющие наркотические и/или токсические препараты не по назначению врача. При этом подростки, которые пробовали наркотики, более часто говорят о том, что у них есть друзья, постоянно употребляющие наркотические препараты, а это свидетельствует о наличии влияния или даже давления группы сверстников (что соответствует данным, полученным в исследованиях [7]).
На студентов в период обучения действует целый ряд когнитивных и личностных факторов, а также ряд факторов социального окружения, провоцирующих употребление наркотических веществ. Среди факторов «широкого» общества можно назвать неуверенность в завтрашнем дне и в надежности профессионального выбора, причем в нашем исследовании был обнаружен статистически значимый (р<0,001) факт нарастания этих тенденций в период с 2002 по 2010 гг. Студенты проявляют малую устойчивость профессионального выбора и с течением времени она существенно снижается. Если в 2002 году 2/3 студентов повторили бы свой выбор профессии, то в 2010 году - лишь чуть более половины респондентов (р<0,001). Этому способствует и общая ситуация в стране, во многом провоцирующая абитуриентов просто подавать документы в различные вузы, а не осознанно выбирать профессию. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что осознанный профессиональный выбор, уверенность в его правильности и возможность профессиональной реализации воздействуют на все звенья наркопотребления (инициальную пробу и актуальное потребление) и являются универсальными протективными факторами наркопотребления.
Среди когнитивных факторов, провоцирующих наркопотребление, мы обнаружили преувеличение масштабов распространенности наркопотребления в студенческой среде и
приуменьшение риска от употребления отдельных видов ПАВ.
При изучении социальных установок к наркотизации было выявлено, что студенты достаточно адекватно представляют себе риск при однократном и систематическом употреблении опьяняющих веществ, а наркопотребители этот риск недооценивают.
H.W. Perkins предлагает интерпретировать переоценку студентами распространенности употребления ПАВ с позиции классической теории каузальной атрибуции [6]. Можно предположить, что представления студента о поведении тем больше искажены, чем больше они основываются на мнениях относительно незнакомой группы студентов. Нормативные заблуждения относительно употребления наркотиков поддерживаются за счет отсутствия обсуждения альтернативных установок и поведения в вузе.
Среди факторов ближайшего социального окружения провоцирующими факторами наркотизации являются уход из родительской семьи, наличие собственной семьи (официальный либо гражданский брак), вторичная трудовая занятость.
Среди личностных характеристик наиболее часто ассоциированы с наркопотреблением некоторые ценностные ориентации: высокая значимость денег и низкая оценка уважения со стороны окружающих, а также внешний локус контроля.
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет описать социальнопсихологическую модель наркотизма в студенческой среде. Она включает в себя:
- ролевую модель родительской семьи: принятие аддиктивного поведения и отсутствие обсуждения опасности и негативных последствий наркопотребления в семье;
- наличие друзей, употребляющих ПАВ, влияние группы сверстников и включение в группы с девиантным поведением;
- наличие социально-психологического феномена искажения восприятия:
а) переоценивание распространенности наркопотребления,
б) недооценивание риска наркопотребления;
- нормализация наркопотребления
(уменьшение актуальности данной проблемы в сознании студентов);
- ценностные ориентации, а именно, высокая значимость денег и низкая оценка со стороны окружающих;
- внешний локус-контроля;
- влияние «широкого» социального окружения, социальная тревога: неуверенность в завтрашнем дне и надежности выбора профессии.
Литература
1. Габиани, А.А. Кто такие наркоманы?/ А.А. Габиани // Социологические исследования. - 1992. - № 2. - С. 78-83.
2. Козер, Л. Функции социального конфликта. / Л. Козер. - М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000.
3. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности. (Современные буржуазные теории.): сб. ст. / под ред. Б.Н. Никифорова. - М. : Прогресс, 1966. - С. 21-35.
4. Bandura, A. Social Foundations of Thought and Actions: A Social Cognitive Theory, Upper Saddle River / A. Bandura. - NJ: Prentice Hall, 1986.
5. Monitoring the Future national results
on adolescent drug use: Overview of key finding, 2007 / L.D. Johnston, P.M. O ’Malley,
J.G. Bachman, J.E. Schulenberg. - Bethesda, MD: National Institute on Drug Abuse, 2008.
6. Misperceptions of the norms for the frequency of alcohol and other drug use on college campuses / H.W. Perkins, P. W. Meilman, J.S. Leichliter et al. // Amer. Coll. Health. 1999.
- 47. - P. 253-258.
7. Rosenstock, I.M. The Health Belief Model and preventative health behavior. Health Education Monograph, 2, 336-353. 1974b.
Поступила в редакцию 12 июля 2011 г.
Цветкова Лариса Александровна. Кандидат психологических наук, декан факультета психологии, доцент, вице-президент Российского психологического общества, председатель научно-методического совета по психологии и педагогике, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург.
Larisa А. Tsvetkova. Dean of the Faculty of Psychology, Candidate of Psychological Science, associate professor, vice-president of the Russian Psychological Society, Chairman of the Scientific and Methodical Council on psychology and pedagogy, St.-Petersburg State University, St.-Petersburg.