Научная статья на тему 'Социальная психология наркотизма в студенческой среде'

Социальная психология наркотизма в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
689
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАРКОТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ НАРКОТИЗМА / DEVIANT BEHAVIOR / DRUG ADDICTION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF NARCOTICS ABUSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Лариса Александровна

Рассмотрена проблема одного из варианта девиантного поведения наркотизации в студенческом обществе. Приведены результаты психологического исследования, позволившие выделить социально-психологические предикторы употребления наркотиков студентами. На основе анализа полученных эмпирических данных описана социально-психологическая модель наркотизма в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social psychology of narcotics in the student media

The problem of a variant of deviant behavior drug addiction in the student community. The results of psychological research, possible to identify psychosocial predictors of drug use by students. Based on an analysis of the empirical data described in the socio-psychological model of narcotics abuse among college students.

Текст научной работы на тему «Социальная психология наркотизма в студенческой среде»

Социальная психология

УДК 613.83+178 ББК Ю717.71+Ч481.352

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАРКОТИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Л.А. Цветкова

Рассмотрена проблема одного из варианта девиантного поведения - наркотизации в студенческом обществе. Приведены результаты психологического исследования, позволившие выделить социально-психологические предикторы употребления наркотиков студентами. На основе анализа полученных эмпирических данных описана социально-психологическая модель наркотизма в студенческой среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, наркотизация, социально-

психологические предикторы наркотизма.

В настоящее время наблюдается рост различных видов девиантного поведения, в том числе и рост наркотизации, который как и следовало ожидать локализуется, прежде всего, в молодежной среде. Естественно, студенты вузов отнюдь не являются самой подверженной злоупотреблению психоактивными веществами (ПАВ) группой молодежи, но студентами в настоящее время становятся. около 80 % выпускников школ. Таким образом, студенчество является адекватной группой для изучения проблемы молодежного наркотизма. Именно сегодняшние студенты рекрутируют будущую «элиту» российского общества, и от состояния их психического здоровья во многом зависит благополучие нашего общества в недалеком будущем.

Проследить формирование зависимости от ПАВ и определить возможности ее нейтрализации средствами внутривузовского воздействия представляется весьма актуальной задачей.

Первое в СССР исследование наркотизма как социального феномена было предпринято А. А. Габиани [1]. Существенный вклад в развитие отечественной социальной наркологии внесли и ряд других авторов, в результате сегодня имеется достаточно хорошо сформировавшаяся система знаний о злоупотреблении ПАВ и соответствующая ей организация наркологической помощи при явном дефиците знаний о формировании и течении злоупотребления ПАВ в новых общественных условиях.

Социальные подходы к изучению проблем употребления ПАВ лучше всего на сего-

дняшний день оказались разработанными в социологической науке: теория конфликта Козера [2], теория аномии Мертона, двойной неудачи Сазерленда [3].

В психологии же эта проблема рассматривалась в рамках классического психоанализа (регрессия к оральной стадии развития), либо в более поздних работах в рамках когни-тивно-бихевиорального подхода - от теории патологического научения или усвоения патологических ролевых моделей Бандуры, низкой самоэффективности [4].

Более поздние работы были посвящены в основном эмпирическим связям и зависимостям формирования молодежного наркотизма.

Целью же нашего исследования является описание и выявление социально-психологических закономерностей, являющихся предикторами случаев употребления наркотиков студентами.

Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) с 2002 по 2010 гг. с периодичностью 1 раз в 4 года, всего было выполнено 3 среза: в 2002 г., в 2006 г. и в 2010 г. Исследование было организовано по типу мониторингового с использованием единой методологии, что позволило охарактеризовать динамику наркоситуации в студенческой среде за последние 8 лет, выделить факторы наркопотребления и обеспечить воспроизводимость обнаруженных связей во временной перспективе. Общий объем выборки составил 2503 человека, из них 45,7 % - юноши; 54,3 % -девушки. Представленность в выборке юно-

шей и девушек отличается менее чем на 10 %, поэтому в соответствии с требованиями международных стандартов поведенческих исследований корректировка выборки по полу не проводилась.

В исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов СПбГУ. В качестве основного инструмента исследования использовался опросник изучения поведения в сфере здоровья, включавший в себя следующие разделы (блоки): макросоциальные характеристики (актуальные проблемы современного российского общества), микросоциальные характеристики (социально-психологические характеристики семьи, ценностные ориентации студентов, социально-психологические характеристики ближайшего окружения студентов), индивидуально-психологические, личност-

ные, социально-демографические характеристики студентов, социально-организационные факторы вуза, социальные проблемы студентов, сведения о наркотизации студентов и их актуального окружения.

Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с использованием компьютерных программ (Microsoft Excel, SPSS 16.0 for Windows). Для анализа данных были использованы следующие способы математической обработки: методы описательной статистики, расчет частотных характеристик и методы статистического анализа, расчет значений критериев %2 Пирсона и t Стью-дента. Статистическая значимость влияний и знак «вклада» рассчитывался при помощи мультиноминальной логистической регрессии, значение доли вклада вычислялось с использованием метода компонент-дисперсии.

В ходе проведенного исследования были получены следующие основные результаты.

Уровень употребления наркотиков в студенческой среде относительно невысок. При этом значимо различаются следующие характеристики наркотизации:

а) единичные пробы и систематическое употребление;

б) употребление так называемых тяжелых наркотиков (опиаты или кокаин) и «легких» наркотиков (препараты конопли и стимуляторы).

Уровень наркопотребления у представителей изученных нами групп студентов в сравнении с данными исследования по аналогичным американским и европейским группам студентов (по данным авторитетного американского исследования Monitoring the Future [5]) оказался несколько ниже, хотя степень этого различия невелика (см. таблицу).

Общий «жизненный преваленс» употребления ПАВ в выборке наших студентов 2010 г. оказался сопоставим с данными исследования в 2002 г. - около 1/3 принявших участие в исследовании студентов СПбГУ сообщили о том, что когда-либо употребляли наркотики и/или другие, похожие на них опьяняющие вещества, не назначенные врачом.

Однако по сравнению с 2006 годом (21,S %) данный показатель значимо вырос в 1,5 раза и составил 29,2 % (p<0,001).

При сравнении результатов исследования выборок 2002 и 2010 гг., обращает на себя внимание прежде всего уменьшение «жизненного преваленса» употребления практически всех психоактивных веществ, за исключением снотворных препаратов и препаратов конопли, причем для ряда ПАВ эти изменения выступают на статистически значимом уровне.

Самый популярный наркотик в США, в Европе и России - препараты конопли (марихуана, гашиш, план).

В СПбГУ их пробовали все признавшие факт употребления наркотиков студенты (наркопотребители).

На втором месте находятся стимуляторы (чифир, эфедрон, джеф, винт, экстази, спортивные допинги, амфетамины) - опыт их употребления имеет каждый четвертый студент-наркопотребитель в 2010 году (или S % от всех опрошенных студентов).

На последнем месте в структуре потребления ПАВ студентами в 2010 г. оказались

Сопоставление результатов исследования распространенности наркотизма в студенческой среде

США Европа Студенты СПбГУ

Жизненный преваленс1 50 % 50 % 30 %

Месячный преваленс 19 % 20 % 17 %

Самый популярный наркотик Препараты конопли

Возраст первой пробы 15 лет 15 лет 14 лет

* Преваленс - распространенность, показатель уровня распространения потребления наркотиков, использующийся в научной литературе для описания ситуации наркотизации.

Социальная психология

опиаты (опий-сырец, кокнар, морфин, героин, промедол - так называемые «тяжелые» наркотики), которые пробовали 2,8 % сту-дентов-наркопотребителей.

Сравнительный анализ данных позволил установить, что с 2002 по 2006 гг. удельный вес употребления опиатов среди студентов сократился почти в два раза (р<0,05), но значимо не изменился за последние 4 года, хотя тенденция к сокращению его потребления сохраняется.

Таким образом, систематическое употребление тяжелых наркотиков крайне редкое в студенческой среде явление. Одним из объяснений этому является несовместимость наркотизации (точнее, ее последствий) с процессом обучения.

Инициальная проба наркотиков значимо реже происходит в период обучения в вузе. Зачастую в вуз приходят молодые люди, уже имеющие опыт наркопотребления, так как возраст первой пробы составляет 14 лет, что также соответствует данным, полученным в европейских и американских исследованиях [5]. Однако следующий возрастной «пик» обращения к наркотикам соответствует 17-19 годам, что соответствует 1 и 3 курсу обучения в вузе и фактически может быть объяснено известными «кризисами» данных курсов. Кризис (обучения) 1 курса связан с адаптацией к новым условиям и новым социальным ролям, а кризис 3 курса, в первую очередь, связан с профессиональной самоидентификацией, или ее отсутствием.

В результате проведенного исследования нами была выявлена одна универсальная закономерность: употребление всех видов ПАВ более характерно для учащихся и студентов мужского пола (р<0,001), то есть юноши более склонны экспериментировать с ПАВ.

Был обнаружен тревожный факт изменения отношения студентов к наркопотреблению: снижение субъективной значимости

данной проблемы, т. е. в условиях современной России происходит нормализация наркопотребления.

За рассматриваемый период с 2002 по 2010 гг. обнаруживается отчетливая тенденция уменьшения актуальности осознании студентами проблемы распространенности наркотиков именно как проблемы студенческой молодежи (р<0,001).

Употреблению наркотиков способствует наличие ролевых моделей в родительской семье, а именно принятие аддиктивного поведе-

ния в целом и соответственно недостаточное обсуждение негативных последствий наркопотребления. Только у половины принявших участие в исследовании студентов в семьях лишь изредка обсуждалась тема опасности употребления наркотиков, а у 37% эта тема не обсуждалась вовсе. Сравнительный анализ выявил отчетливую негативную тенденцию сокращения применения антинаркотических мер в семье по сравнению с 2002 годом (р<0,001).

Более чем у трети молодых людей Санкт-Петербурга (38 %) есть знакомые, друзья, постоянно употребляющие наркотические и/или токсические препараты не по назначению врача. При этом подростки, которые пробовали наркотики, более часто говорят о том, что у них есть друзья, постоянно употребляющие наркотические препараты, а это свидетельствует о наличии влияния или даже давления группы сверстников (что соответствует данным, полученным в исследованиях [7]).

На студентов в период обучения действует целый ряд когнитивных и личностных факторов, а также ряд факторов социального окружения, провоцирующих употребление наркотических веществ. Среди факторов «широкого» общества можно назвать неуверенность в завтрашнем дне и в надежности профессионального выбора, причем в нашем исследовании был обнаружен статистически значимый (р<0,001) факт нарастания этих тенденций в период с 2002 по 2010 гг. Студенты проявляют малую устойчивость профессионального выбора и с течением времени она существенно снижается. Если в 2002 году 2/3 студентов повторили бы свой выбор профессии, то в 2010 году - лишь чуть более половины респондентов (р<0,001). Этому способствует и общая ситуация в стране, во многом провоцирующая абитуриентов просто подавать документы в различные вузы, а не осознанно выбирать профессию. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что осознанный профессиональный выбор, уверенность в его правильности и возможность профессиональной реализации воздействуют на все звенья наркопотребления (инициальную пробу и актуальное потребление) и являются универсальными протективными факторами наркопотребления.

Среди когнитивных факторов, провоцирующих наркопотребление, мы обнаружили преувеличение масштабов распространенности наркопотребления в студенческой среде и

приуменьшение риска от употребления отдельных видов ПАВ.

При изучении социальных установок к наркотизации было выявлено, что студенты достаточно адекватно представляют себе риск при однократном и систематическом употреблении опьяняющих веществ, а наркопотребители этот риск недооценивают.

H.W. Perkins предлагает интерпретировать переоценку студентами распространенности употребления ПАВ с позиции классической теории каузальной атрибуции [6]. Можно предположить, что представления студента о поведении тем больше искажены, чем больше они основываются на мнениях относительно незнакомой группы студентов. Нормативные заблуждения относительно употребления наркотиков поддерживаются за счет отсутствия обсуждения альтернативных установок и поведения в вузе.

Среди факторов ближайшего социального окружения провоцирующими факторами наркотизации являются уход из родительской семьи, наличие собственной семьи (официальный либо гражданский брак), вторичная трудовая занятость.

Среди личностных характеристик наиболее часто ассоциированы с наркопотреблением некоторые ценностные ориентации: высокая значимость денег и низкая оценка уважения со стороны окружающих, а также внешний локус контроля.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет описать социальнопсихологическую модель наркотизма в студенческой среде. Она включает в себя:

- ролевую модель родительской семьи: принятие аддиктивного поведения и отсутствие обсуждения опасности и негативных последствий наркопотребления в семье;

- наличие друзей, употребляющих ПАВ, влияние группы сверстников и включение в группы с девиантным поведением;

- наличие социально-психологического феномена искажения восприятия:

а) переоценивание распространенности наркопотребления,

б) недооценивание риска наркопотребления;

- нормализация наркопотребления

(уменьшение актуальности данной проблемы в сознании студентов);

- ценностные ориентации, а именно, высокая значимость денег и низкая оценка со стороны окружающих;

- внешний локус-контроля;

- влияние «широкого» социального окружения, социальная тревога: неуверенность в завтрашнем дне и надежности выбора профессии.

Литература

1. Габиани, А.А. Кто такие наркоманы?/ А.А. Габиани // Социологические исследования. - 1992. - № 2. - С. 78-83.

2. Козер, Л. Функции социального конфликта. / Л. Козер. - М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000.

3. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности. (Современные буржуазные теории.): сб. ст. / под ред. Б.Н. Никифорова. - М. : Прогресс, 1966. - С. 21-35.

4. Bandura, A. Social Foundations of Thought and Actions: A Social Cognitive Theory, Upper Saddle River / A. Bandura. - NJ: Prentice Hall, 1986.

5. Monitoring the Future national results

on adolescent drug use: Overview of key finding, 2007 / L.D. Johnston, P.M. O ’Malley,

J.G. Bachman, J.E. Schulenberg. - Bethesda, MD: National Institute on Drug Abuse, 2008.

6. Misperceptions of the norms for the frequency of alcohol and other drug use on college campuses / H.W. Perkins, P. W. Meilman, J.S. Leichliter et al. // Amer. Coll. Health. 1999.

- 47. - P. 253-258.

7. Rosenstock, I.M. The Health Belief Model and preventative health behavior. Health Education Monograph, 2, 336-353. 1974b.

Поступила в редакцию 12 июля 2011 г.

Цветкова Лариса Александровна. Кандидат психологических наук, декан факультета психологии, доцент, вице-президент Российского психологического общества, председатель научно-методического совета по психологии и педагогике, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург.

Larisa А. Tsvetkova. Dean of the Faculty of Psychology, Candidate of Psychological Science, associate professor, vice-president of the Russian Psychological Society, Chairman of the Scientific and Methodical Council on psychology and pedagogy, St.-Petersburg State University, St.-Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.