Научная статья на тему 'ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ОКТЯБРЬ 2021'

ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ОКТЯБРЬ 2021 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ОКТЯБРЬ 2021»

электронный научный журнал

Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health

2021;67(5)

19.11.2021 г.

ФЕДЕ P iiltHOi ГОСУЙ^СТЯЕИНСЕ ЕЩДЖРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НИИ ОРГАНИЗАЦИИ и И11ФОРМАТИЗАЦИИ л;IPAUOOMРА11 Killш

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ PQCCWHCKDH ФЕДЕРАЦИИ

ДОКУМЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ВОЗ. Информационный бюллетень. Октябрь 2021 Тема номера - Последствия пандемии СОУГО-19 для системы здраво-

7 политических рекомендаций ВОЗ по созданию устойчивых систем здравоохранения

Широкомасштабное медицинское и социально-экономическое воздействие пандемии коронавирусной инфекции (СОУГО-19) на все аспекты жизни общества получило к настоящему времени убедительное документальное подтверждение. Помимо общей задержки в достижении Цели 3 в области устойчивого развития (ЦУР) (обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте), длительный перерыв в оказании основных медицинских услуг в целом ряде мест ставит под угрозу будущие показатели здоровья населения. Это происходит на фоне активных усилий многих стран по удовлетворению возросших потребностей, вызванных пандемией, и по обеспечению основных сопутствующих функций общественного здравоохранения, таких как отслеживание контактов, применение карантинных мер и изоляции2.

Некоторые страны одновременно столкнулись с несколькими чрезвычайными ситуациями в области здравоохранения. Кроме того, новые препятствия для роста спроса на медицинские услуги, например ограничения на передвижение, снижение платежеспособности и страх перед инфекцией, продолжают се-

охранения1

рьезно затруднять использование медицинских услуг более чем год спустя после начала пандемии. Это происходит, несмотря на множество новаторских подходов, применяемых странами для сокращения сбоев. Одной из главных мировых проблем в условиях этого беспрецедентного по своим масштабам кризиса, как и в других чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения, остается его крайне непропорциональное воздействие на уязвимые группы населения и на сообщества как внутри стран, так и между ними.

Существовавшие ранее проявления неравенства, которые стали причиной непропорционального воздействия COVID-19 как на нестабильные страны, так и на уязвимые группы населения, указывают на насущную потребность в надежных системах здравоохранения и в обеспечении готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения. Безопасность в области здравоохранения не может опираться лишь на отдельные функции готовности и реагирования; она также зависит от высокоэффективной системы здравоохранения, которая может задействоваться для наращивания потенциала без ущерба для необходимых услуг. Основой для устойчивости служит механизм, постоянно ориентированный на достижение целей системы здравоохранения — например доступности услуг, качества, эффективности и финансовой защиты, — даже в периоды кризиса и внезапного роста потребностей в медицинском обслуживании. С другой стороны, устойчивость также подразумевает, что деятельность по достижению этих целей системы здравоохранения осуществляется с большей опорой на систему обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям и управления рисками с учетом всех видов опасности.

Устойчивость систем здравоохранения — это «способность системы, общины или общества, подверженного угрозам, противостоять последствиям чрезвычайных ситуаций, преодолевать их, приспосабливаться и адаптироваться к ним, трансформироваться и своевременно и эффективно восстанавливаться, в том числе посредством сохранения и восстановления своих основополагающих

структур и функций на основе управления риском». Таким образом, необходимыми факторами для обеспечения устойчивости системы здравоохранения являются способность предотвращать и выявлять угрозы и чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, реагировать на них и восстанавливаться после них, а также оперативность в развертывании ресурсов для удовлетворения насущных потребностей и обеспечения бесперебойного оказания основных видов медицинской помощи в кризисные периоды.

«Пандемия нанесла серьезный удар по нашим усилиям по поддержке государств-членов в достижении всеобщего охвата услугами здравоохранения», -сказал Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. - «Подготовка, предотвращение, обнаружение эпидемий и быстрое реагирование на них начинаются с сильных систем первичной медико-санитарной помощи и общественного здравоохранения, квалифицированных медицинских работников и сообществ, которым предоставлены полномочия и возможности взять на себя ответственность за свое здоровье. Это должно быть в центре нашего внимания и наших инвестиций».

Повышение устойчивости систем здравоохранения и безопасности здоровья во время COVID-19 и в последующий период требует комплексного подхода к созданию и восстановлению систем здравоохранения, которые обслуживают потребности населения до, во время и после чрезвычайных ситуаций. Для этого необходимо:

• восстановление и преобразование национальных систем здравоохранения путем инвестирования в основные функции общественного здравоохранения с уделением особого внимания первичной медико-санитарной помощи и включением требований в отношении безопасности здравоохранения;

• управление рисками чрезвычайных ситуаций с учетом всех видов опасности, обеспечение и ускорение стабильного осуществления Между-

народных медико-санитарных правил (ММСП) (2005 г.) и готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения;

• общегосударственный подход для обеспечения вовлеченности местного социума и населения в целом.

Эти усилия также помогут ускорить выполнение Международных медико-санитарных правил (2005 г.) и достижение Целей устойчивого развития (ЦУР), связанных со здоровьем.

7 политических рекомендаций ВОЗ по созданию устойчивых систем здравоохранения на основе первичной медико-санитарной помощи:

1. Использование ответных мер для повышения готовности к пандемии и укрепления систем здравоохранения.

2. Инвестиции в основные функции общественного здравоохранения, включая те, которые необходимы для управления рисками чрезвычайных ситуаций.

3. Создание прочной основы для развития первичной медико-санитарной помощи.

4. Инвестиции в институциональные механизмы для участия всего общества в борьбе с пандемией.

5. Создание и продвижение благоприятных условий для исследований, инноваций и обучения.

6. Увеличение внутренних и глобальных инвестиций в основы систем здравоохранения и управление рисками чрезвычайных ситуаций по всем направлениям.

7. Устранение ранее существовавшего неравенства и непропорционального воздействия COVID-19 на уязвимые группы населения.

Документ с изложением позиции ВОЗ подготовлен в решающий момент, чтобы предоставить лидерам и лицам, определяющим политику, рекомендации

по позиционированию здоровья в рамках более широких дискуссий о социально-экономическом восстановлении и преобразованиях.

Резюме документа с изложением позиции ВОЗ «Обеспечение устойчивости систем здравоохранения на пути к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения и безопасности в области здравоохранения во время пандемии COVID-19 и в последующий период» на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/346517/WHO-UHL-PHC-SP-2021.02-rus.pdf

Всемирная организация здравоохранения и ее партнеры выступили с настоятельным призывом к конкретным действиям по защите медицинских работников и тех, кто оказывает социальную помощь, от COVID-19 и других проблем, связанных с болезнями, во всем мире.

ВОЗ и другие международные организации обеспокоены тем, что большое количество медицинских и социальных работников умерло от COVID-19, но также и тем, что все большая часть кадрового потенциала здравоохранения страдает от выгорания, стресса, беспокойства и усталости.

В Совместном заявлении, опубликованном на этой неделе, ВОЗ и партнеры призывают правительства всех государств-членов и заинтересованные стороны усилить мониторинг и отчетность об инфекциях COVID-19, плохом состоянии здоровья и смертях среди медицинских и социальных работников. Необходимо также включать дезагрегацию по возрасту, полу и роду занятий в качестве стандартной процедуры, чтобы позволить лицам, принимающим решения, и ученым выявлять и реализовывать меры по смягчению последствий, которые еще больше снизят риск инфекций и плохого состояния здоровья у кадров здравоохранения.

Заявление также призывает политических лидеров и лиц, определяющих политику, сделать все, что в их силах, для принятия нормативных, политических и инвестиционных решений, обеспечивающих защиту медицинских и социальных работников. В нем подчеркивается возможность включить их в предстоящее глобальное соглашение о медицинских и социальных работниках и призывом Международной организации труда к ориентированному на человека восстановлению после кризиса СОУГО-19.

Наконец, партнеры призывают лидеров и лиц, определяющих политику, обеспечить равный доступ к вакцинам, чтобы медицинские и социальные работники получали приоритетное внимание при вакцинации против СОУГО-19. Имеющиеся данные из 119 стран показывают, что к сентябрю 2021 года 2 из 5 медицинских работников в среднем были полностью вакцинированы. При этом эти данные значительно различаются по регионам и экономическим группам. Менее 1 из 10 медицинских работник были полностью вакцинированы в регионах Африки и Западной части Тихого океана, в то время как из 22 стран с высоким уровнем доходов сообщили, что более 80% их медицинских и социальных работников полностью вакцинированы. Несколько крупных стран с высоким уровнем доходов еще не предоставили данные в ВОЗ.

Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/news/item/21-10-2021-who-and-partners-call-for-action-to-better-protect-health-and-care-workers-from-covid-19

Уроки, извлеченные в ходе пандемии СОУГО-19: обеспечение жизнестойкости перед лицом новых чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения

Последствия пандемии СОУГО-19 ощущаются во всем мире: трагически оборвалась жизнь миллионов людей, был нанесен серьезный ущерб обществу и экономике. Вопрос о том, какие конкретные шаги необходимы для подготовки Европейского Региона к новым пандемиям и чрезвычайным ситуациям в обла-

сти здравоохранения и защиты от них, занимает главное место в повестке дня 71 сессии Европейского регионального комитета, который состоялся в сентябре 2021 г., а также находится в центре внимания в ходе обсуждений рекомендаций

Общеевропейской комиссии по вопросам здоровья и устойчивого развития3.

Как отметила во время мероприятия Dorit Nitzan, директор департамента по чрезвычайным ситуациям ЕРБ ВОЗ: «Если бы можно было сформулировать коллективный опыт, полученный нами в ходе пандемии COVID-19, в одном предложении, то смысл был бы в том, что всеобщий охват услугами здравоохранения и готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения эффективны только в том случае, если они идут рука об руку. Обеспечение жизнестойкости перед лицом чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения -это то, к чему мы все должны стремиться, чтобы защитить наше население от чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения сейчас и в будущем».

Жизнестойкость - ключевой элемент Европейской программы работы

Во время текущей пандемии такие ценности, как равноправие, солидарность и коллективное участие, были признаны центральными элементами обеспечения жизнестойкости и необходимыми условиями эффективного реагирования, основанного на концепции «никто не может считать себя в безопасности до тех пор, пока в безопасности не окажется каждый». Жизнестойкость перед лицом чрезвычайных ситуаций занимает центральное место в целях ООН в области устойчивого развития и является одним из основных принципов Европейской программы работы ВОЗ на 2020-2025 гг. (ЕПР) «Совместные действия для улучшения здоровья жителей Европы».

Основными приоритетами ЕПР являются предоставление адресной поддержки странам, а также повышение готовности и укрепление потенциала региона в области реагирования на чрезвычайные ситуации. Достижению этой цели также способствуют флагманские инициативы ЕПР, которые приобрели

особую значимость в условиях СОУГО-19: «Коалиция по охране психического здоровья»; «Расширение прав и возможностей граждан при помощи цифрового здравоохранения»; «Европейская повестка дня в области иммунизации на период до 2030 г.»; и «Выбор в пользу здоровья: больше внимания к анализу поведенческих и культурных факторов».

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

• Европейский региональный комитет, Семьдесят первая сессия: 13-15 сентября 2021 г. Ответные меры в связи с пандемией СОУГО-19: уроки, извлеченные в Европейском регионе ВОЗ на данный момент. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 19 стр.

На встрече под названием «Уроки, извлеченные из СОУГО-19: подготовка к следующей пандемии», состоявшейся 13 сентября в рамках Семьдесят первой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (ЕРК-71), был официально представлен новый стратегический документ. В нем изложены десять основных уроков, сформулированных к настоящему времени государствами-членами в Регионе и их партнерами. Целью данного документа является повышение жизнестойкости стран и местных сообществ перед лицом чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и обеспечение региональной и глобальной медико-санитарной безопасности в настоящее время и в будущем. В основе документа, озаглавленного «Ответные меры в связи с пандемией СОУГО-19: уроки, извлеченные в Европейском регионе ВОЗ на данный момент» лежат результаты независимых оценок, проведенных Секретариатом ВОЗ в связи с СОУГО-19. В нем используется принцип учета всех факторов риска и признается, что точно предугадать, какая угроза возникнет следующей и какими будут ее последствия, невозможно. Несмотря на то, что некоторые меры реагирования на СОУГО-19 могут оказаться применимыми не для всех будущих кризисов, извлечение уроков из этой пандемии позволит государствам-членам и ВОЗ подготовить свои систе-

мы и общество к противостоянию потрясениям, которые могут последовать за новыми чрезвычайными ситуациями.

Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/343123/71wd06r-rev1-PR-Response-LessonsLearned-210693.pdf

• Усвоение уроков в свете пандемии: новая стратегия в области охраны здоровья и устойчивого развития. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 19 стр.

В течение прошедшего года члены Комиссии внимательно анализировали меры, принятые во время COVID-19 и при предшествующих кризисах, пытаясь установить, какие из этих мер были успешными, а чаще - какие оказались неудачными. В Призыве к действиям, который был опубликован в марте 2021 г., и в настоящем заключительном докладе представлен ряд рекомендаций, призванных способствовать решению семи ключевых задач по предотвращению повторения катастрофы аналогичного масштаба.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0016/511702/Pan-European-Commission-health-sustainable-development-rus.pdf

• COVID-19: стратегический план по обеспечению готовности и реагирования. Руководство оперативному планированию, 1 февраля 2021 г. - 31 января 2022 г. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 54 стр.

Разработанный ВОЗ Стратегический план по обеспечению готовности и реагирования (СПГР) в отношении COVID-19 от 2021 г. призывает национальные органы власти обновить национальные планы в отношении COVID-19 с

учетом выводов, сделанных в течение 2020 г., а также спрогнозировать трудности, ожидающиеся в 2021 г., и подготовиться к ним, включая подготовку всех систем здравоохранения к безопасному и справедливому применению новых средств по борьбе с СОУГО-19, в т. ч. вакцин.

Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/341451/WHO-WHE-2021.03-rus.pdf

• Укрепление системы эпиднадзора за состоянием здоровья населения: инструмент для отбора показателей, необходимых для мониторинга более широких последствий пандемии СОУГО-19 и оповещения о них. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 54 стр.

Пандемия СОУГО-19 и меры, принимаемые в целях борьбы с распространением коронавируса, оказывают существенное воздействие на здоровье населения, и данное воздействие не ограничивается факторами, связанными с заболеваемостью и смертностью от вируса. Чтобы получить полное представление о воздействии пандемии, в национальные мероприятия по мониторингу в связи с СОУГО-19 следует включить соответствующие показатели для отслеживания более широких последствий и оповещения о них.

В настоящем документе приводится инструмент, с помощью которого государства-члены смогут выбрать подходящие показатели для этих целей. Он состоит из:

1) обширного перечня механизмов, посредством которых пандемия СОУГО-19 может оказывать влияние на здоровье населения и связанные с ним области;

2) ряда важных факторов, которые необходимо учесть при мониторинге более широких последствий пандемии (в первую очередь, факторы неравенства в отношении здоровья, источники данных и работу с тенденциями);

3) перечня основных показателей, которые могут послужить для государств-членов практической отправной точкой для начала процесса мониторинга более широких последствий пандемии.

Настоящее руководство было разработано в рамках деятельности Европейского регионального бюро ВОЗ по поддержке государств-членов в укреплении национальных информационных систем здравоохранения. Оказание помощи странам в сборе надежных данных в области здравоохранения и подготовке институционализированных механизмов формирования политики на основе фактических данных неизменно является одним из важных направлений работы ВОЗ и остается таковым в рамках Европейской программы работы на 20202025 гг.

Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340721/WHO-EURO-2021-2297-42052-57961-rus.pdf

• The impact of COVID-19 on health and care workers: a closer look at deaths. Working paper 1. September 2021 (Воздействие COVID-19 на медицинских и социальных работников: более пристальный взгляд на смертность. Рабочий документ 1. Сентябрь 2021 г.). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 18 стр.

Сектор здравоохранения является одним из наиболее сильно пострадавших от пандемии, поскольку медицинские и социальные работники сталкиваются с многочисленными опасностями, влияющими на их физическое, психическое и социальное благополучие. Документально подтверждено, что меди-

цинские работники имеют более высокий риск заражения SARS-CoV-2, чем население в целом. В течение 2020 года Секретариат ВОЗ разработал структуру для поддержки стандартизированного измерения и отчетности о воздействии пандемии на медработников, включая инфицирование, смертность и психические расстройства. Вскоре после этого ВОЗ запустила глобальную кампанию в поддержку Международного года медицинских и социальных работников. Эта кампания уделяет приоритетное внимание вакцинации медицинских работников от СОУГО-19, призывает к учету всех смертей медицинских работников от СОУГО-19 и подчеркивает необходимость проявлять осторожность. Только путем измерения количества вакцинаций, инфицирования и смертности среди медицинских и социальных работников в разбивке по выполнению ими конкретной работы национальные власти могут реализовать соответствующие политические меры для снижения риска инфицирования и смертности среди медицинских кадров.

Полный текст документа на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/publications/i/item/WHO-HWF-WorkingPaper-2021.1

• Непрерывное оказание основных услуг здравоохранения: инструмент для оценки медицинских учреждений. Модуль из пакета инструментов для оценки потенциала медицинских учреждений в контексте пандемии СОУГО-19. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 63 стр.

Пандемия СОУГО-19 вновь продемонстрировала неустойчивость служб здравоохранения и систем медицинского обслуживания во всем мире. Она показала, что даже надежные системы здравоохранения могут быть быстро перегружены и их функционирование поставлено под угрозу при возникновении вспышек подобного рода. Многие плановые процедуры были отложены или приоста-

новлены, а другие услуги и мероприятия оказалось необходимо адаптировать с учетом рисков, которые повлекла за собой пандемия. В то же время перед учреждениями первичной медико-санитарной помощи стоит ряд других задач: ведение пациентов с легким или бессимптомным течением COVID-19, вовлечение местных сообществ, повышение уровня осведомленности, обеспечение различных аспектов процесса тестирования и отслеживания контактов, а также направление пациентов с ухудшающимся состоянием в учреждения вторичной и третичной медицинской помощи. Лечение более серьезных форм заболевания продолжается уже в стационаре. В этой быстро меняющейся ситуации многие страны сталкиваются с проблемами, связанными с доступностью точных и актуальных данных о возможностях реагирования на COVID-19 при сохранении предоставления основных медицинских услуг. Лишь немногие страны имеют надежные и актуальные данные об основном и резервном потенциале кадровых ресурсов и служб здравоохранения. Еще меньшее число могут отслеживать и контролировать масштабы сбоев в предоставлении основных медицинских услуг, чтобы выработать стратегии смягчения последствий и реагировать на меняющиеся потребности сообщества и препятствия к получению медицинской помощи. Для того, чтобы содействовать решению этих проблем, ВОЗ разработала настоящий документ. Он призван помочь выявить слабые места в системе здравоохранения, чтобы контролировать и отслеживать непрерывность оказания основных медицинских услуг.

Полный текст документа на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/344679/WH0-2019-nCoV-HCF-assessment-EHS-2021.1-rus.pdf

• Руководство по эпидемиологическому надзору за вариантами SARS-CoV-2. Временные рекомендации 9 августа 2021 г. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 23 стр.

Риски для общественного здравоохранения, связанные с уже известными и вновь появляющимися вариантами вируса СОУГО-19, вызывающими интерес или вызывающими озабоченность, можно разделить на пять основных категорий: повышенная трансмиссивность; более тяжелое клиническое течение инфекции; невозможность выявления с помощью диагностических тестов; отсутствие естественного или вакцинного иммунитета и снижение восприимчивости к терапевтическим средствам. В данном документе описан минимальный набор мер эпиднадзора, рекомендованных для проведения на национальном уровне в целях установления и мониторинга относительной распространенности вариантов СОУГО-19, а также комплекс мероприятий по оценке риска, обусловленного этими вариантами. Также предусмотрен набор показателей для стандартизации мониторинга и информирования о циркуляции вариантов.

Полный текст документа на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/343775/WH0-2019-nCoV-surveillance-variants-202L1-rus.pdf

• Возможности ведения случаев заболевания СОУГО-19: диагностика, лечение, готовность к вакцинации и наличие изделий медицинского назначения - инструмент для оценки потенциала медицинских учреждений. Модуль из пакета инструментов для оценки потенциала медицинских учреждений в контексте пандемии СОУГО-19. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 23 стр.

Пандемия СОУГО-19 вновь продемонстрировала неустойчивость служб здравоохранения и систем медицинского обслуживания во всем мире. Она показала, что даже надежные системы здравоохранения могут быть быстро перегружены и их функционирование поставлено под угрозу при возникновении вспышек подобного рода. В этой быстро меняющейся ситуации многие страны сталкиваются с проблемами, связанными с доступностью точных и актуальных дан-

ных о возможностях реагирования на COVID-19 при сохранении предоставления основных медицинских услуг. Лишь немногие страны имеют надежные и актуальные данные об основном и резервном потенциале кадровых ресурсов и служб здравоохранения. Для того, чтобы содействовать решению этих проблем, ВОЗ разработала инструмент мониторинга ситуации с COVID-19. Этот инструмент был разработан для оценки имеющихся и резервных возможностей для лечения COVID-19 в медицинских учреждениях с особым вниманием к ситуации в области кадровых ресурсов, доступности диагностических, терапевтических и других изделий медицинского назначения, готовности к вакцинации, наличию свободных больничных коек и площадей, мерам по профилактике инфекций и инфекционному контролю (ПИИК), а также наличию сопутствующих инфекционных заболеваний. Каждый из этих инструментов мониторинга охватывает разные аспекты параллельного ведения работы по двум направлениям: обеспечение непрерывного оказания основных медицинских услуг и ведение случаев ОТУГО-19.

Полный текст документа на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/344719/WH0-2019-nCoV-HCF-assessment-Products-2021.1-rus.pdf

• Лекарственная терапия при C0VID-19. Вариативные рекомендации 6 июля 2021 г. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 63 стр.

Доказательная база в отношении средств лечения COVID-19 быстро расширяется, и уже имеются средства с подтвержденной эффективностью. Для обоснования практических решений проводится большое количество рандоми-

" г»

зированных испытаний ряда препаратов. В этой версии вариативных рекомендаций ВОЗ содержатся новые сведения, а также рекомендация в отношении блокаторов рецепторов к интерлейкину (^)-6, включая как тоцилизумаб, так и

сарилумаб. Данная рекомендация сделана по итогам опубликования данных исследований RECOVERY и REMAP-CAP, в которых изучались блокаторы рецепторов к IL-6 с точки зрения их эффективности в лечении COVID-19. В данном обновлении экспертной группой сделана настоятельная рекомендация применять блокаторы рецепторов к IL-6 (тоцилизумаб или сарилумаб) у пациентов с тяжелым или крайне тяжелым течением COVID-19.

Полный текст документа на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/342368/WHO-2019-nCoV-therapeutics-2021.2-rus.pdf

• Принципы и процедуры профилактики инфекций и инфекционного контроля (ПИИК) при проведении мероприятий по вакцинации против COVID-19. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 4 стр.

В настоящем документе кратко излагаются основные принципы ПИИК, а также меры предосторожности для обеспечения безопасного введения вакцин против COVID-19. Принципы и рекомендации, представленные в настоящем документе, основаны на стандартах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области ПИИК и иммунизации, а также на других руководствах по вопросам, связанным с COVID-19. Данные рекомендации были разработаны по итогам консультаций и обсуждений с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и группой ВОЗ по разработке рекомендаций по мерам ПИИК в отношении COVID-19. Данный документ предназначен для лиц, формирующих политику, руководителей программ по иммунизации, координаторов по ПИИК на национальном и субнациональном уровнях и уровне учреждений, а также для медицинских работников, участвующих в мероприятиях по вакцинации против COVID-19.

Полный текст документа на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/342258/WH0-2019-nCoV-vaccination-IPC-2021.1-rus.pdf

• Принципы реализации и корректировки мер по защите здоровья населения и социальных мер в связи с распространением C0VID-19. Временные рекомендации 14 июня 2021 г. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 31 стр.

Меры по защите здоровья населения и социальные меры оказались критически важными для ограничения передачи COVID-19 и снижения смертности. Решение о внедрении, адаптации или отмене мер по защите здоровья населения должно быть основано, в первую очередь, на ситуационной оценке интенсивности передачи инфекции и способности системы здравоохранения реагировать на нее и должно рассматриваться в свете последствий, которые эти меры могут иметь для благополучия как общества в целом, так и отдельных индивидуумов. Для измерения интенсивности передачи инфекции и способности системы здравоохранения реагировать на нее предложены показатели и пороговые значения. Вместе взятые, они обеспечивают основу для корректировки мер по защите населения. Числовые показатели являются ориентировочными и должны быть адаптированы к условиям на местах. Необходимо обеспечить постоянную адаптацию таких мер к интенсивности передачи инфекции, а также к потенциалу системы здравоохранения в национальном и субнациональном масштабе.

Полный текст документа на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/341811/WH0-2019-nCoV-Adjusting-PH-measures-2021.1-rus.pdf

Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019

и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/ coronavirus-covid-19

Контактная информация

Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209

ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ).

E-mail: doccenter@mednet.ru Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ E-mail: kaidoc@mednet.ru WWW: http://whodc.mednet.ru/ Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

doccenter@mednet.ru

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:

http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html

1 См. также Информационный бюллетень - март 2020 г. «Коронавирус -COVID-19»:

https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/180.html

и Информационный бюллетень - декабрь 2020 г. - «Обновленная информация о пандемии и о ходе подготовки к распределению вакцины против COVID-19»:

https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/189.html

2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/news/item/19-10-2021-who-s-7-policy-recommendations-on-building-resilient-health-systems

3 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/news/news/2021/9/lessons-learned-from-the-covid-19-pandemic-achieving-resilience-for-the-next-health-emergency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.