Научная статья на тему 'ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. МАЙ 2021'

ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. МАЙ 2021 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. МАЙ 2021»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health

2021;67(3)

07.07.2020 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

+

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НИИ ОРГАНИЗАЦИИ II ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЩРАНООХРАНКШШ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРДВООКРДНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕР ДЦИИ

ДОКУМЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЗ. Информационный бюллетень. Май 2021

Инвалидность - одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать всё большие трудности с функционированием. Инвалидность - это сложное явление, а меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий.

Основные факты2

• Более 1 миллиарда людей, что составляет около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности.

• Число людей с инвалидностью резко возрастает. Это связано, в частности, с демографическими тенденциями и увеличением бремени хронических нарушений здоровья.

• Почти каждый человек, по всей вероятности, испытывает ту или иную форму инвалидности - временную или постоянную - в какой-либо момент своей жизни.

Тема номера - Инвалидность и здоровье

1

• Люди с инвалидностью имеют ограниченный доступ к службам здравоохранения и значительные неудовлетворенные медико-санитарные потребности.

• Необходимо срочно расширить медицинское обслуживание людей с инвалидностью в рамках первичной медико-санитарной помощи, особенно реабилитационные мероприятия.

Инвалидность непропорционально широко затрагивает уязвимые группы населения. Лица с низким доходом, безработные или с низким уровнем образования подвергаются повышенному риску инвалидности. Дети из беднейших до-мохозяйств и этнических меньшинств имеют значительно более высокий риск инвалидности, чем другие дети.

Кроме того, лишь немногие страны собирают данные, которые можно дезагрегировать с учетом инвалидности в секторе здравоохранения. Это со всей очевидностью проявилось во время пандемии COVID-19, когда страны не могли последовательно учитывать аспекты инвалидности в своих мерах по борьбе с

»-» т-» и

пандемией. В этой связи люди с инвалидностью подвергались трем повышенным рискам, имеющим разрушительные последствия: риску заражения COVID-19, риску развития тяжелых симптомов COVID-19 или смерти от этой болезни, а также риску ухудшения здоровья во время пандемии и после нее независимо от наличия инфекции COVID-19.

Конвенция о правах инвалидов: меры политики

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней были приняты 13 декабря 2006 года и вступили в силу 3 мая 2008 года. Данная Конвенция продолжает и заменяет собой Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Организацией Объединенных Наций в 1993 году, что послужило катализатором для принятия законодательства, защищающего права инвалидов, более чем в 50 странах мира.

Цель «Конвенции о правах инвалидов» (КПИ) состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция отражает основной сдвиг в глобальном понимании проблемы инвалидности и мер реагирования на нее.

Полный текст Конвенции на русском языке на сайте Организации Объединенных Наций:

https://www.un.org/disabilities/documents/convention/convoptprot-r.pdf

Инвалидность в Конвенции определяется в качестве одного из основных вопросов, который должен учитываться во всех программах, а не как отдельно стоящая тематическая проблема. Инвалиды больше не рассматриваются с точки зрения благотворительности, медицины и ухода; все больше инвалиды рассматриваются как люди, имеющие законные права на равенство, справедливость и самоопределение.

ВОЗ в партнерстве с сотрудничающими центрами и другими организациями оказывает содействие государствам-членам в следующих областях:

Поддержка в обеспечении осведомленности и осуществлении Конвенции о правах инвалидов

Всемирная организация здравоохранения распространяет информацию о Конвенции и факультативном протоколе, проводит работу, способствующую пониманию важности Конвенции, и поддерживает государства-члены в выполнении обязательств по этим соглашениям.

В 2014 году Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила Глобальный план действий в отношении инвалидности, общей целью которого является достижение оптимальных уровней здоровья, функционирования, благополучия и соблюдения прав человека для всех инвалидов.

Включение проблемы прав инвалидов в работу ВОЗ

ВОЗ учредила Целевую группу для обеспечения надлежащего включения проблемы прав инвалидов в программы и проекты ВОЗ, а также доступа к информационным ресурсам и возможностям по трудоустройству.

Проблемы, связанные с инвалидностью

При попытках получить доступ к медико-санитарной помощи люди с инвалидностью сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие:

• Непомерно высокая стоимость

Не доступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что люди с инвалидностью не получают столь необходимой им медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода. Медико-санитарная помощь остается не доступной по стоимости для немногим более половины людей с инвалидностью по сравнению с примерно одной третью людей без инвалидности.

• Ограниченное наличие служб

Надлежащих служб для людей с инвалидностью не хватает. Многие исследования выявили высокие уровни неудовлетворенных медико-санитарных потребностей людей с инвалидностью в связи с отсутствием служб, особенно в сельских и отдаленных районах.

• Физические препятствия

Отсутствие выровненного доступа к зданиям (больницам, центрам здравоохранения), недоступное медицинское оборудование, ненадлежащие указатели, узкие дверные проемы, ступеньки внутри помещений, ненадлежащее оборудование в туалетах и недоступные места для парковки создают препятствия на пути к медицинским учреждениям. Например, женщины с трудностями в передвижении часто не имеют доступа к скринингу на рак молочной железы и шейки матки из-за того, что диагностические столы не регулируются по высоте, а

оборудование для маммографии подходит только для женщин, которые могут стоять.

• Ненадлежащие навыки и знания работников здравоохранения

Люди с инвалидностью более чем в два раза чаще сообщают о том, что квалификация работников здравоохранения не достаточна для удовлетворения их потребностей, в четыре раза чаще сообщают о плохом лечении и почти в три раза чаще сообщают о полученном отказе в медицинской помощи.

• Учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения

Очень часто инвалидность не воспринимается как проблема общественного здравоохранения. Поэтому не принимаются меры для учета проблемы инвалидности в секторе здравоохранения, который также часто упускается из виду в национальных стратегиях в области инвалидности и в планах действий по осуществлению и мониторингу КПИ. Таким образом, учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения по-прежнему не интегрирован в программы стран в области здравоохранения.

Министерства здравоохранения должны принять меры для обеспечения учета проблем, связанных с инвалидностью. Это подразумевает меры по достижению справедливости в отношении людей с инвалидностью в трех областях:

• доступ к эффективным службам здравоохранения,

• защита во время чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, и

• доступ к межсекторальным мерам в сфере общественного здравоохранения, таким как услуги в области водоснабжения, санитарии и гигиены, для достижения наивысшего достижимого уровня здоровья.

Правительства могут улучшить показатели здоровья людей с инвалидностью путем улучшения доступа к качественным, доступным по стоимости службам здравоохранения, наилучшим образом использующим имеющиеся ре-

сурсы. В связи с тем, что препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи возникают в результате взаимодействия различных факторов, необходимо проведение реформ во всех взаимодействующих компонентах системы здравоохранения:

Политика и законодательство

Произвести оценку существующей политики и служб, определить приоритеты для уменьшения неравенств в отношении здоровья и обеспечить учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения. Осуществить изменения в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. Разработать стандарты в области оказания медико-санитарной помощи людям с инвалидностью и механизмы обеспечения их соблюдения.

Финансирование

Там, где в области финансирования здравоохранения преобладает частное медицинское страхование, обеспечить охват людей с инвалидностью и предусмотреть меры, обеспечивающие доступность страховых взносов. Обеспечить, чтобы люди с инвалидностью получали равные преимущества от программ общественного здравоохранения. Использовать финансовые стимулы для медицинских учреждений с тем, чтобы они обеспечивали доступность медицинской помощи для инвалидов и проводили всесторонние оценки состояния здоровья, лечение и последующее наблюдение. Предусмотреть возможные пути сокращения или отмены платежей из собственных средств для людей с инвалидностью, не имеющих других финансовых средств для оплаты медико-санитарных услуг.

Предоставление медицинской помощи

Обеспечить доступ к эффективным услугам по укреплению здоровья и оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи. Обеспечить широкий спектр модификаций и корректировок (целесообразных приспособлений) в окружающей среде для облегчения доступа к служ-

бам здравоохранения. Например, изменить планировку клиник для обеспечения доступа людей с трудностями в передвижении. Обеспечить доступность любой информации в области общественного здравоохранения. Предоставить людям с инвалидностью возможности для максимального улучшения их здоровья путем информирования, обучения и поддержки со стороны лиц аналогичного профиля. Способствовать реабилитации на уровне общин для облегчения доступа людей с инвалидностью к существующим службам. Определить группы, которым требуются альтернативные модели предоставления услуг, например целевые услуги или координация помощи, для улучшения доступа в учреждения здравоохранения.

Кадровые ресурсы

Обеспечить, чтобы работники здравоохранения имели необходимую квалификацию и навыки для удовлетворения индивидуальных потребностей людей с инвалидностью. Включить подготовку по вопросам инвалидности в программы обучения студентов и повышения квалификации для всех специалистов здравоохранения. Осуществлять подготовку общинных работников с тем, чтобы они могли принимать участие в профилактической работе служб здравоохранения. Предоставить основанные на фактических данных руководящие принципы для оценки состояния здоровья и лечения.

Данные и научные исследования

Обеспечить дезагрегирование данных с учетом инвалидности. Учитывать людей с инвалидностью при осуществлении надзора в сфере здравоохранения. Проводить дополнительные исследования в области потребностей людей с инвалидностью, препятствий на пути получения медико-санитарной помощи и показателей их здоровья.

Стратегия Организации Объединенных Наций по интеграции инвалидов

В июне 2019 г. Генеральный секретарь ООН провозгласил Стратегию ООН по интеграции инвалидов в целях содействия «устойчивому и преобразующему прогрессу в деле учета вопроса интеграции инвалидов в рамках всех компонентов работы Организации Объединенных Наций». В соответствии с этой стратегией все учреждения Организации Объединенных Наций должны обеспечивать последовательный и систематический учет проблемы инвалидности во всех аспектах своей работы.

ВОЗ приветствует эту стратегию и в настоящее время разрабатывает всеобъемлющую политику и план действий в отношении инвалидности, согласно которым ВОЗ должна стать организацией, которая учитывает интересы и проблемы людей с инвалидностью во всем их многообразии и систематически включает аспекты инвалидности во все программные области, в том числе на страновом уровне.

Деятельность ВОЗ

Для улучшения доступа людей с инвалидностью к службам здравоохранения ВОЗ:

• направляет и поддерживает государства-члены в области расширения осведомленности по вопросам инвалидности и способствует включению проблемы инвалидности в качестве компонента в национальные политику и программы здравоохранения;

• способствует сбору и распространению данных и информации об инвалидности;

• разрабатывает нормативные методики, включая руководящие принципы укрепления служб здравоохранения;

• расширяет потенциал лиц, формирующих политику в области здравоохранения, и провайдеров услуг;

• способствует расширению масштабов реабилитации на уровне общин;

• способствует проведению стратегий по обеспечению того, чтобы люди с инвалидностью были информированы о своем состоянии здоровья и чтобы персонал здравоохранения поддерживал и защищал их права и достоинство.

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

• WHO Policy on disability (Политика ВОЗ в отношении инвалидности). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. -11 стр.

В рамках этой политики ВОЗ обязуется сделать себя организацией, объединяющей людей с ограниченными возможностями во всем их разнообразии и систематически интегрирующей вопросы инвалидности во все программные области, содействовать практическому выполнению согласованных на глобальном уровне обязательств, содержащихся в договорах Организации Объединенных Наций (ООН), конференциях и совещаниях, проводимых в рамках выполнения Целей в области Устойчивого развития 2030, и других важных международных мероприятий по этому направлению.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/publications/i/item/9789240020627

• WHO global disability action plan 2014-2021 (Глобальный план действий ВОЗ в области инвалидности). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. - 25 стр.

Глобальный план действий ВОЗ в области инвалидности на 2014-2021 гг. является значительным шагом на пути к достижению здоровья и благополучия, а также прав человека для людей с ограниченными возможностями. План действий был одобрен государствами-членами ВОЗ в 2014 г. и призывает их устранить препятствия и улучшить доступ к услугам и программам здравоохранения;

укреплять и расширять реабилитацию, доступность вспомогательных устройств; и улучшить сбор актуальных и сопоставимых на международном уровне данных об инвалидности, а также содействовать проведению исследований по инвалидности и связанных с ней услугах. Лучшее достижение целей Плана действий позволяет людям с ограниченными возможностями реализовать свои надежды во всех сферах жизни.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/publications/i/item/who-global-disability-action-plan-2014-2021

• Всемирный доклад об инвалидности. - Всемирная организация

здравоохранения / Всемирный Банк. 2011 г. - 325 стр.

По данным первого за всю историю "Всемирного доклада об инвалидности", выпущенного совместными усилиями ВОЗ и Всемирного банка, в настоящее время в мире насчитывается более одного миллиарда инвалидов.

Как правило, для инвалидов характерны более низкие показатели состояния здоровья, достижений в области образования и экономических возможностей и более высокие показатели нищеты, чем для людей без каких-либо форм инвалидности. В значительной мере это связано с отсутствием необходимых для них служб и с многочисленными препятствиями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

В докладе представлены наилучшие имеющиеся фактические данные об эффективных способах преодоления препятствий в доступе к службам здравоохранения, реабилитации, образования, трудоустройства и поддержки, а также создания окружающей среды, обеспечивающей возможности для надлежащей жизни и работы инвалидов. В докладе содержится ряд рекомендаций в отношении конкретных действий правительств и их партнеров.

"Всемирный доклад об инвалидности" внес значительный вклад в осуществление Конвенции о правах инвалидов (КПИ) в качестве необходимого ресурса для работы в таких областях как общественное здравоохранение, права человека и развитие. Доклад предназначен для лиц, формирующих политику, провайдеров услуг, специалистов и защитников интересов инвалидов и их семей.

Цели Доклада:

■ Обеспечить органы государственной власти и гражданское общество всеобъемлющим анализом значения инвалидности и осуществляемых ответных мер на основе наилучшего имеющегося опыта.

■ Рекомендовать действия на национальном и международном уровне.

Полный текст Доклада на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44575/1/9789240685215 eng.pdf

Резюме на русском языке:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70670/ WHO NMH VIP 11.04 rus.pdf

• Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2001 г. - 343 стр.

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) принадлежит к "семье" международных классификаций, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), которые применимы к различным аспектам здоровья.

В международных классификациях ВОЗ изменения здоровья (болезнь, расстройство, травма и т.п.) изначально классифицированы в Международной классификации болезней (МКБ), которая определяет их этиологическую струк-

туру. Функционирование и ограничения жизнедеятельности, связанные с изменениями здоровья, классифицируются в МКФ. Таким образом, МКБ и МКФ дополняют друг друга, и пользователям рекомендуется применять обе классификации совместно. В МКБ заболевания, расстройства или другие изменения здоровья обеспечиваются диагнозом, который дополняется информацией МКФ о функционировании. Совместная информация, относящаяся к диагнозу и функционированию, дает более широкую и значимую картину здоровья людей или популяций, которая может быть использована при принятии решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полный текст МКФ на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/42407/924454542X-rus.pdf

• Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2016 г. - 241 стр.

Первые двадцать лет жизни человека характеризуются быстрым ростом и развитием организма. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП) дает возможность точно описать состояние здоровья на различных возрастных этапах. Коды классификации представляют функции и структуры организма, характеристики активности и участия, а также факторы окружающей среды, оказывающие воздействие на здоровье и жизнедеятельность детей и подростков.

МКФ-ДП обеспечивает универсальный язык для описания здоровья, функционирования, их нарушений в разные возрастные периоды и поможет клиницистам, педагогам, исследователям, администраторам, политикам и родителям выявить потребности детей и подростков в области здравоохранения и образования.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/ 10665/43737/9789244547328 rus.pdf

• Оказание помощи людям с инвалидностью при вспышке

СОУГО-19. -Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020

г. - 17 стр.

ВОЗ и органы общественного здравоохранения во всем мире принимают активные меры по сдерживанию вспышки СОУГО-19. Воздействие СОУГО-19 на некоторые группы населения, в частности, людей, живущих с инвалидностью, может быть особенно сильным, но его можно снизить соответствующими действиями и предупредительными мерами, предпринимаемыми основными вовлеченными сторонами.

Люди с инвалидностью могут оказаться подверженными большему риску заболевания СОУГО-19 вследствие:

- барьеров для осуществления базовых мер гигиены, таких как мытье рук (например, отсутствие физического доступа к раковине или водоразборной колонке, или человеку физически трудно тщательно промывать руки);

- трудностей в соблюдении правил социального дистанцирования из-за необходимости дополнительной поддержки или нахождения в учреждении постоянного пребывания;

- необходимости дотрагиваться до предметов для получения информации из внешней среды или физической поддержки;

- барьеров в доступе к информации о здоровье.

В случае заражения СОУГО-19 люди с инвалидностью подвергаются большему риску развития тяжелого заболевания в связи с:

- уже имеющимися заболеваниями, связанными с инвалидностью;

- барьерами в доступе к услугам здравоохранения.

На людей с инвалидностью вспышка этой инфекции может оказать несоразмерное воздействие вследствие серьезного нарушения деятельности служб, в которых они нуждаются. Барьеры, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, можно сократить, если ключевые заинтересованные стороны будут предпринимать соответствующие меры.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332252/WHO-2019-nCov-Disability-2020.1-rus.pdf

• Рекомендации для поддержки самостоятельной реабилитации

после болезни, вызванной СОУГО-19. - Европейское региональное

бюро ВОЗ. 2021 г. - 26 стр.

Данная брошюра содержит описание базовых реабилитационных физических упражнений и сопутствующих рекомендаций, предназначенных для взрослых, которые были госпитализированы по поводу тяжелого заболевания СОУГО-19. Брошюра содержит информацию по следующим аспектам реабилитации:

• Купирование одышки

• Физические упражнения после выписки из больницы

• Преодоление проблем, связанных с нарушением голосовой функции

• Восстановление нарушенных функций глотания и употребления пищи и жидкостей

• Преодоление трудностей, связанных с нарушениями памяти, мышления и концентрации внимания

• Выполнение повседневных функций

• Преодоление последствий стресса и проблем, связанных с расстройствами настроения

• Когда нужно обращаться к врачу?

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/333288/WHO-EURO-2020-855-40590-54572-rus.pdf

• Соображения по вопросам инвалидности применительно к вакцинации против СОУШ-19 Аналитическая записка ВОЗ и ЮНИСЕФ

по вопросам политики 19 апреля 2021 г. - Европейское региональное

бюро ВОЗ. 2021 г. - 26 стр. - 18 стр.

В настоящем документе представлены соображения и изложены действия по обеспечению справедливости в доступе к вакцинации против СОУГО-19 для людей с инвалидностью. Данные рекомендации предназначены в первую очередь для следующих заинтересованных сторон:

• Люди с инвалидностью и сети их поддержки

• Органы государственного управления

• Поставщики услуг здравоохранения, проводящие вакцинацию

• Организации людей с ограниченными возможностями здоровья

• Поставщики услуг для инвалидов

• Дома-интернаты и учреждения длительного ухода

• Местное сообщество

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/341508/WHO-2019-nCoV-Vaccination-and-disability-Policy-brief-2021.1-rus.pdf

• Country assessment framework for the integrated delivery of long-term care (Рамочная основа для проведения оценки комплексного оказания долгосрочной помощи в стране). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. - 31 стр.

Этот документ призван служить руководством для оценки комплексного предоставления медицинских и социальных услуг для долгосрочного ухода. Система оценки, которая учитывает виды предоставления, служит основой для сбора данных, обобщения информации и составления доклада об оценке. Рамочная основа определяет основные компоненты оценки в соответствии с потребностями в уходе, правами больных, медицинскими и социальными услугами, видами ухода, организацией поставщиков услуг и возможностями системы здравоохранения. Документ предоставляет богатый перечень источников для доступа к данным и проведения исследований, а также анкеты для проведения опросов людей, нуждающихся в длительном уходе, и схемы для проведения семинаров и фокус-групп.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0011/419357/Country-assessment-framework-integrated-delivery-care.pdf

• Integrating palliative care and symptom relief into primary health care: a WHO guide for planners, implementers and managers (Интеграция паллиативной помощи и мер по облегчению симптомов в первичную медико-санитарную помощь: руководство ВОЗ для специалистов

по планированию и управлению здравоохранением и медицинских

работников). - Всемирная организация здравоохранения. Женева.

2018 г. - 79 стр.

Всемирная ассамблея здравоохранения на 67 сессии в 2014 г. постановила, что паллиативная помощь является «этической обязанностью систем здравоохранения» и что интеграция паллиативной помощи в системы общественного здравоохранения имеет важное значение для достижения Цели устойчивого развития в области всеобщего охвата услугами здравоохранения ^НА 67.19). Однако паллиативная помощь и меры по облегчению симптомов не всегда доступны в ряде стран. В результате, масштабные страдания остаются невыносимыми, и прогресс в направлении всеобщего охвата услугами здравоохранения находится под угрозой.

Подавляющее большинство людей, нуждающихся в паллиативной помощи, предпочитают оставаться дома, поэтому с медицинской и этической точки зрения необходимо, чтобы паллиативная помощь оказывалась как часть первичной медико-санитарной помощи. Медицинские работники на уровне первичной медико-санитарной помощи, имеющие базовую подготовку в области паллиативной помощи и снятия симптомов, могут эффективно реагировать на большинство потребностей в паллиативной помощи и при необходимости организовать перевод пациентов на более высокий уровень системы здравоохранения. Особое внимание следует уделять непрерывности оказания медицинской помощи, уважению к пациентам, справедливому доступу больных к услугам здравоохранения и вниманию не только к пациентам, но и к их семьям.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/274559/9789241514477-eng.pdf

• GERMANY. Country case study on the integrated delivery of long-term care (ГЕРМАНИЯ. Тематическое исследование комплексного оказания долгосрочной помощи в стране). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2020 г. - 50 стр.

В настоящем докладе описывается предоставление длительного ухода в Германии с акцентом на выявление усилий по содействию комплексному оказанию услуг. Существует обязательное официальное или частное страхование на случай длительного ухода для всего населения; право на эту помощь открыто для людей с любыми ограниченными возможностями в повседневной жизни. Длительный уход включает финансовые затраты на пособия в натуральной форме или по уходу на дому. Расходы на здравоохранение высоки, и координация оказания амбулаторной, стационарной, реабилитационной и долгосрочной помощи остается проблемой. Укрепление роли врачей на уровне первичной медицинской помощи может привести к снижению смертности и госпитализации при одновременном содействии интеграции медицинской помощи и лечения в долгосрочную медицинскую помощь.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0011/426386/05 DEU-LTC web.pdf

• Mental health, human rights and standards of care (Психическое здоровье, права человека и стандарты оказания помощи). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2018 г. - 44 стр.

Проект ВОЗ для поддержки совершеннолетних пациентов с психосоциальными расстройствами и ограниченными интеллектуальными возможностями, проживающих в стационарных учреждениях в Европейском регионе ВОЗ, нацелен на очень уязвимую и в высокой степени маргинализированную категорию людей, чье качество жизни, права человека и возможности для возвраще-

ния к жизни в обществе сильно страдают из-за устаревших и зачастую бесчеловечных институциональных подходов. Цель проекта - всячески способствовать деинституционализации.

Он призван восполнить пробелы в знаниях относительно численности и характеристик подобных учреждений длительного пребывания и определить недостатки существующих стандартов оказания помощи, руководствуясь положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Авторы публикации при помощи разработанного ВОЗ пособия Quality Rights дают оценку качеству помощи и степени защиты прав человека в ряде стационарных учреждений в более чем 20 странах Региона. В публикации описываются шаги, необходимые для продолжения процесса деинституционализации и обеспечения должного уважения к людям с психосоциальными расстройствами и ограниченными интеллектуальными возможностями.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0017/373202/mental-health-programme-eng.pdf

• Список приоритетных вспомогательных устройств (СВУ). Улучшение доступа к ассистивной технологии для всех и повсюду. - Американское агентство по международному развитию, Инициатива ГСАТ, Международный альянс инвалидов. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2016 г. - 16 стр.

По оценкам ВОЗ, более одного миллиарда человек нуждаются в одном или нескольких вспомогательных (ассистивных) устройствах. Большинство таких людей - это пожилые люди и люди с инвалидностью. По мере того как люди, включая инвалидов, стареют, их функции сокращаются в многочисленных областях, и их потребность во вспомогательных устройствах соответственно увеличивается. Поскольку население во всем мире постепенно стареет, а рас-

пространенность неинфекционных заболеваний увеличивается, предполагается, что число людей, нуждающихся во вспомогательных устройствах, увеличится к 2050 году до более двух миллиардов.

Для улучшения доступа к высококачественным и доступным вспомогательным устройствам во всех странах ВОЗ внедряет Список приоритетных вспомогательных устройств (СВУ). Этот список является первым этапом реализации глобального обязательства по улучшению доступа к вспомогательным устройствам - Глобального сотрудничества в области ассистивной технологии (ГСАТ).

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/207694/ WH0_EMP_PHI_2016.01_rus.pdf

Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/health-topics/disability

и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/disability-and-rehabilitation

Контактная информация

Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209

ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ).

E-mail: doccenter@mednet.ru Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ E-mail: kaidoc@mednet.ru WWW: http://whodc.mednet.ru/ Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

doccenter@mednet.ru

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:

http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj'-byulleten.html

1 См. также Информационный бюллетень «Инвалидность» - январь 2011

г.:

https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/69.html

2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.