Научная статья на тему 'ВОЙНОВСКИЙ ПОМЯННИК - ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ'

ВОЙНОВСКИЙ ПОМЯННИК - ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМЯННИК / ВОЙНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЧЕЛЫШЕВЫ / ЧИСТОПОЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ожеховска Иоанна

Записи в помянниках заставляют исследователей искать то, что, казалось бы, безвозвратно ушло или скрыто временем. В помянниках нередко помещены такие сведения, которые не сохранились в других источниках. Они являются толчком к поискам эпизодов прошлой жизни членов общины. Помянник из коллекции рукописей старообрядческого монастыря в Войново показывает, что за плотно прикрытыми монастырскими воротами кипела жизнь, монахини принимали помощь благотворителей - земляков-старообрядцев, в монастырь попадали книги из России. На основе записей в помяннике удалось установить, что в конце XIX - начале XX в. монастырь сотрудничал с общиной из Чистополя, с членами семьи Челышевых. Такое сотрудничество было важной материальной поддержкой для монастыря и условием сохранения самосознания членов этого конфессионально-культурного анклава на чужой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOJNOWO COMMEMORATIVE BOOK - A SOURCE FOR RECONSTRUCTION OF THE MONASTERY HISTORY

Entries in commemorative books force researchers to look for something that, it would seem, has irrevocably gone or is hidden by time. Commemorative books often contain such information that was not preserved in other sources. They are an impetus to search for episodes of the past life of community members. The commemorative book from the manuscripts collection of the Old Believer monastery in Wojnowo shows that life was in full swing behind the tightly closed monastery gates, the nuns accepted the help of philanthropists - fellow Old Believers, books from Russia came to the monastery. Based on the entries in the commemorative book, it was possible to establish that at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries the monastery collaborated with the community from Chistopol, with members of the Chelyshevs family. Such cooperation was an important material support for the monastery and a condition for preserving the self-consciousness of the members of this confessional-cultural enclave in a foreign territory.

Текст научной работы на тему «ВОЙНОВСКИЙ ПОМЯННИК - ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ»

Научная статья / Original article

УДК 82-94

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-151

Войновский помянник — источник для реконструкции истории монастыря

Ожеховска Иоанна

Варминско-Мазурский университет, г. Ольштын, Польша, ioanaorzech@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9458-5991

Аннотация. Записи в помянниках заставляют исследователей искать то, что, казалось бы, безвозвратно ушло или скрыто временем. В помянниках нередко помещены такие сведения, которые не сохранились в других источниках. Они являются толчком к поискам эпизодов прошлой жизни членов общины. Помянник из коллекции рукописей старообрядческого монастыря в Войново показывает, что за плотно прикрытыми монастырскими воротами кипела жизнь, монахини принимали помощь благотворителей — земляков-старообрядцев, в монастырь попадали книги из России. На основе записей в помяннике удалось установить, что в конце XIX — начале XX в. монастырь сотрудничал с общиной из Чистополя, с членами семьи Челышевых. Такое сотрудничество было важной материальной поддержкой для монастыря и условием сохранения самосознания членов этого конфессионально-культурного анклава на чужой территории.

Ключевые слова: помянник, Войновский монастырь, Челышевы, Чистополь

Для цитирования: Ожеховска И. Войновский помянник — источник для реконструкции истории монастыря // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2022. № 1-2. С. 151-157. https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-151.

Wojnowo commemorative book — a source for reconstruction of the monastery history

Ozhechovska Joanna

University of Warmia and Mazury, Olsztyn, Poland, ioanaorzech@gmail. com, https://orcid.org/0000-0001-9458-5991

Abstract. Entries in commemorative books force researchers to look for something that, it would seem, has irrevocably gone or is hidden by time. Commemorative books often contain such information that was not preserved in other sources. They are an impetus to search for episodes of the past life of community members. The commemorative book from the manuscripts collection of the Old Believer monastery in Wojnowo shows that life was in full swing behind the tightly closed monastery gates, the nuns accepted the help of philanthropists — fellow Old Believers, books from Russia came to the monastery. Based on the entries in the commemorative book, it was possible to establish that at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries the monastery collaborated with the community from Chistopol, with members of the Chelyshevs

© Ожеховска Иоанна, 2022

family. Such cooperation was an important material support for the monastery and a condition for preserving the self-consciousness of the members of this confessional-cultural enclave in a foreign territory.

Keywords: commemoration, monastery in Wojnowo, Chelyshevs family, Chistopol

For citation: Ozhechowska I. Wojnowo commemorative book — a source for reconstruction of the monastery history. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Syktyvkar University Bulletin. Humanities Series. 2022, 1-2: 151-157. (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-151.

История старообрядческого монастыря в Войново (Польша), восстановленная известным польским исследователем — Еугениушем Иванцом [Иванец, 219] — скрывает еще много тайн, но со временем становится очевидным, что белые страницы истории уже не будут записаны новыми сведениями о людях и событиях. С одной стороны, это связано с замкнутостью конфессии и нежеланием старообрядцев раскрывать перед иноверцами свой быт и религиозные практики, с другой — свидетели истории уходят из жизни, а вещи стареют, разрушаются и исчезают.

Некоторые факты истории монастыря можно попытаться восстановить на основе данных помянника, а таже дарственных записей в книгах и сохранившихся фотографий.

В книжнице Войновского монастыря сохранилась толстая тетрадь, в которую внесены имена усопших для церковного поминовения их душ за упокой. На обложке находится надпись Konto Buch, что говорит о том, что тетрадь была приобретена в обыкновенном магазине с канцтоварами. Помянник принадлежал и составлялся матушкой Евпраксией, о чем свидетельствует надпись на заднем форзаце («м. Евпраксш»), а также три штампа на л. 142 — Helene настоятельницы Eckertsdorf и часто встречаются на листах монастырских книг. Различия в почерках свидетельствуют о том, что записи вносились не только самой игуменией на протяжении длительного времени, но также другими обитательницами монастыря. Помянник представляет большую ценность как исторический источник, потому что позволяет установить имена лиц, важных для монастыря, например, вкладчиков и благотворителей. Благодаря таким данным можно восстановить некоторые исторические события, связи и сотрудничество монастырской общины с лицами, проживавшими на одной территории и далеко от нее.

Страницы в тетради пронумерованы числами от 2 до 142. Записи в тетради образуют несколько отдельных частей: собственно поминальные записи (л. 2-5), Общия христолюбцы (л. 96-104), Страдальцы 1941 (л. 104 об.-105), выписки из разных текстов (л. 121-136), поминовение (л. 136 об.-140), Первое (л. 140 об.-141), Второе (л. 141 об.-142).

На л. 140 об. под заглавием «Первое» перечислены 24 фамилии поминаемых, среди которых находится фамилия Челышевой. Кроме того, члены семьи Челыше-вых упоминаются в других местах помянника: (л. 24) 24.11. Екатерины (челышева) (33 об.) 1.01 Васитя (челыше) (л. 45) 15.02 Ирины (челыше)

(л. 46) 20.02 Льва (челыше)

(л. 49) 1.03 Евдокш (челышева)

(л. 49 об.) 4.03 Льва (челыш)

(л. 77) 20.06 (1908) Екатерины (челышева)

(л. 88) 2.08 Васишя (челыше)

(л. 95) 30.08 Александра (челыш)

(л. 96) Льва, Василiя, Феwдора (челышева)

(л. 101) Екатерины, Ирины, Парасковш, Тараны (челышевы)

О том, что семья Челышевых играла существенную роль в жизни монастыря, свидетельствуют дарственные записи в книгах. В двух экземплярах миней (Минея на май, Минея на июнь) появляется упоминание о дарительнице — Екатерине Васильевне Челышевой (Сия книга пожертвована Екатериной Васильевной Челыше-вой 1891(?) года; Сия книга пожертвована Екатериной Васильевной Челышевой 1901 года). Эти дарственные записи сделаны рукой Елены Дикопольской, матушки Евпраксии (судя по почерку сообщения), настоятельницы Войновского монастыря в 1885-1928 годы. Какова связь Елены Дикопольской с Екатериной Че-лышевой?

Молодая монашка Евпраксия приехала в Войново в 1885 году, как пишет Эу-гениуш Иванец, по распоряжению Преображенского кладбища в Москве, для организации женского монастыря. За 40 000 марок она купила здание монастыря с землями и хозяйственными постройками, собрала всех монахинь из других женских монастырей, которые по разным причинам прекратили свою деятельность (Пупы, Осиняк, Майдан). Бывший мужской монастырь начал функционировать как женский. Иванец не уточняет, откуда приехала монашка вместе со своей матерью [Иванец, 2019, с. 141].

Откуда родом Дикопольские, пишет Мельхиор Ванькович, польский писатель, журналист, публицист (1982-1974), который в возрасте 43 лет, в 1935 году путешествовал вместе с дочерью Мартой по Восточной Пруссии. В повести-репортаже «На тропах Сментка» он описал старообрядческие «в сруб» избы, женщин в платках, завязанных на голове, мужчин с козьими бородками с чертами лица монголоидного типа [Wankowicz, 2010, с. 243].

Ванькович посетил монастырь в Войново. Он описывает, что к скиту вели тяжелые врата с глазком, через который послушница сообщила, что сегодня монастырь закрыт для посетителей и что псы уже спущены и перед рассветом не удастся их загнать обратно. На следующий день Ваньковичу удалось встретиться с настоятельницей. Журналист описывает инокиню как женщину с обыкновенным лицом, которое встретить можно на провинциальной русской ярмарке, с двумя косичками с красными бантиками под черным платком. В моленной бабуля рассказала Ваньковичу о родном Чистополе, из которого уехала 30 лет тому назад вместе с матерью, купеческой дочерью. По словам Евпраксии, это её мать купила землю и организовала монастырь. В 1935 году в монастыре жили преимущественно пожилые женщины, из 20 только 9 были способны работать. Жили бедно, питались кашей и рыбами. Немножко зарабатывали на посетителях, так как в путеводителях

их монастырь значился как достопримечательность, заметно влияющая на развитие туризма в регионе [Wankowicz, 2010, с. 246-247].

Так как Ванькович также побывал в Чистополе, он нашел с матушкой общий язык, и оба предались воспоминаниям: о купеческих рядах, деревянных прилавках, бородатых купцах, вкусной рыбе из Волги, самоварах. Матушка рассказала о своей покойной матери и ее чудотворной иконе, которая плакала живыми слезами в Великую пятницу. Весь Чистополь приходил посмотреть на икону, молились, плакали, стонали. Когда-то мать задумала отереть лик Пресвятой Девы и чистым куском льняной тряпки собрала слезы. С тех пор на иконе остались только белые следы, и она уже никогда не плакала.

Потом Ванькович с матушкой перешли на монастырское кладбище, и там на скамеечке матушка уговаривала дочь Ваньковича, 14-летнюю девочку, остаться в монастыре. Монахиня обещала научить Марту рукоделию, варить варенье («Страсть, как хотелось бы иметь такую молоденькую послушницу. Оставайся, Марфа, если тебе не понравится, папа возьмет тебя обратно»). Ванькович фотографировал беседующих из укрытия, но снимки не получились (как будто наказание за нарушение старообрядческого запрета), из целой фотопластинки получился только один снимок [Wankowicz, 2010, с. 320-321].

То, что Дикопольские приехали из Чистополя, подтверждают сохранившиеся в монастыре фотографии, сделанные в ателье Ф. Софонова (фотосалон К. Т. Софо-нова — Архангельская — Базарная ул. дом Г. И. Антропова). Снимки, вернее всего, женщины привезли с собой как семейные реликвии. Не исключено, что Ди-копольские жили в деревне Дикое Поле неподалеку от Чистополя (ныне 60-тыся-ный город в Республике Татарстан).

Действительно, среди жителей этого города, расположенного в 130 километрах к юго-востоку от Казани, была известная семья Челышевых. Дом купца Челы-шева хорошо смотрелся на фоне деревянных застроек города XIX в., был самым большим и богатым домом того времени в Чистополе. Построен в середине XIX века, причислен к памятникам архитектуры. Во время войны здесь располагался госпиталь, а сейчас — многопрофильный колледж. Владельцем особняка был купец первой гильдии Василий Львович (1828-1900). Он происходил из крепостных крестьян графа Шереметьева и вел успешную торговлю хлебом, шерстью, шляпами и пряниками. В 40-е годы разбогател настолько, что смог выкупиться и как свободный человек поселился в Чистополе. Наращивая имущество, не забывал о нуждах менее обеспеченных. Был известным благотворителем в своем городе. Его уговорили стать городским головой (1872-1875), он стал почетным членом Санкт-Петербургского хозяйственного комитета, членом попечительского совета детей-сирот г. Казани (его портрет кисти И. Н. Крамского находится в Пермской государственной художественной галерее1. Василий Челышев является кавалером орденов Св. Владимира IV ст., Св. Анны II и III степени, Св. Станислава II и III степени,

1 иКЬ: http://artpoisk.info/artist/kramskoy_ivan_nikolaevich_1837/portret_vasiliya_l_vo-vicha_chelysheva/ (дата обращения: 18.09.2021).

Золотой медали «За усердие»1. Его женой была Екатерина Васильевна Челышева, без сомнения, дарительница миней, нашедших свое место в далекой Восточной Пруссии.

Кем были Челышевы для Чистополя? На средства В. Л. Челышева в 1880-х годах был построен первый водопровод. По нему в Чистополь подавалась вода из родника за городом. В 1905 году супруга Василия Львовича — Екатерина Васильевна — пожертвовала 100 000 рублей на строительство водопровода. В 1910 году строительство началось. К 1911 году были построены: насосная станция, водонапорная башня (около Хлебной биржи), водонапорные будки по всему городу. За пользование водой из будок была установлена плата: 15 копеек за 100 вёдер. Состоятельные горожане стали проводить воду в свои дома [Кондрашин].

В газете «Новости дня» от 22 (09) февраля 1905 года упоминается этот важный этап развития города: «Вдова коммерции советника Екатерина Челышева пожертвовала городу Чистополю 100 000 руб. на устройство водопровода. Дума, приняв пожертвование, постановила довести до сведения Государя Императора о пожертвовании Челышевой, с ходатайством о присвоении Челышевой звания почетной гражданки Чистополя и о наименовании водопровода именем жертвовательницы [Газетные старости].

Миллионер, коммерции советник Василий Львович в 1882 г. при личной встрече с императором Александром III добился разрешения на открытие в Чистополе молитвенного дома для поморского согласия. Это был первый молельный дом старообрядцев в г. Чистополе. Потом, в память государя-императора Александра III, он построил ночлежный дом «для обездоленных, босяков, погорельцев и ограбленных до нитки». Они получали здесь бесплатный ужин и завтрак, по субботам — баню. В год «ночлежка» принимала более 10 тысяч человек [Татарстан].

Василий Львович в 1900 г. строит для молельни новое помещение, а в 1906 г., после смерти мужа, его вдова Екатерина Васильевна Челышева рядом с молельней строит здание со службами и учреждает в нем женскую богадельню. Комплекс зданий сохранился до нынешнего времени [Соборы.ру]. В 1892 году он отдал городу два амбара для хранения хлеба для голодающих. На деньги мецената в 1895 г. построен главный корпус городской больницы.

После смерти Челышева многомилионное имущество (земли, фабрики, мельницы, пароходы, товар, векслели, наличные) унаследовала его супруга Екатерина Васильевна. А в 1904 году на её средства был построен приют «Убежище для бедных мальчиков» на 25 коек.

Миллионерша и филантропка скончалась в 1908 году (что зафиксировано в помяннике — л. 77), но ее деньги все время служили обществу, согласно записям. Часть денег предназначалась на содержание приюта для престарелых женщин старообрядческой веры, часть — городу, с условием, чтобы прибыль предназначалась для нищих, часть — на содержание убежища для бедных мальчиков. Как подчеркивают историки, богатые старообрядческие купеческие семьи практически содержали город и его неимущих жителей.

1 URL: https://izi.travel/en/4a12-vasiliy-lvovich-chelyshev/ru (дата обращения: 12.02.2021)

155

На сайтах, посвященных истории города Чистополя и старообрядческого купечества, труднее найти сведения о деятельности в пользу самих старообрядцев. Фамилия Челышевых в связи с Преображенским кладбищем, ни тем более, с Вой-новским монастырем не упоминается ни в польской, ни в русской научной литературе. Однако очевидным является факт сотрудничества Москвы с Чистополем. О его размерах и распространении свидетельствуют книги, попавшие в Восточную Пруссию, упоминания в помяннике о благодарности и памяти.

В журнале «Церковь» (№ 32 за 1908 г.) корреспондент пишет о чистопольских старообрядцах: «Общество федосеевцев (отвергающих браки) по своему экономическому положению соперничает с поморско-брачным. Но содержится оно не на средства общественников, а на капитал чистопольской миллионерши, маститой старушки Екат. Васил. Челышевой. Ею построен капитальный молитвенный дом с богадельнею для нескольких призреваемых; при молельне содержится порядочный хор певчих-девушек. В настоящее время строится замечательная каменная столовая» [Приезжий].

Дарственные записи свидетельствуют о том, что сотрудничество началось в Чистополе и продолжалось после отъезда Дикопольских на Мазуры в 1895 г. Несомненно, старообрядки-федосеевки были знакомы еще в Чистополе. К сожалению, изучать историю такого сотрудничества трудно — деятельность старообрядцев была подпольной, множество ее деталей ускользало от властей, не находило отражения в официальных документах. Поэтому хорошо известны гражданские действия, но ничего не знаем о действиях внутри общины.

Не исключено, что Дикопольские приехали в Войново по инициативе и на деньги Екатерины Челышевой, которая решила устроить судьбу осиротевших женщин. Может быть, деньги Челышевых были предназначены на погашение долгов и куплю монастыря. Посредником было Преображенское кладбище. Не случайно в Войново попадали землячки Челышевой и Дикопольской.

О Челышевых в монастыре помнили и молились за них. На страницах рукописи поминаются Василий и Екатерина Челышевы, но также Лев (отец Василия?), Александра, Ирина, Парасковия, Феодора, Татьяна (дочери?). В научной литературе не описана судьба других поминаемых лиц и их связь с Войновским монастырем. Следует спешить, потому что, как сказала Ольга Токарчук в нобелевской лекции: «Происходящее, но не описанное, перестает существовать и умирает».

Записи в помянниках заставляют исследователей искать то, что, казалось бы, безвозвратно ушло или скрыто временем. В них помещены такие сведения, которые не сохранились в других источниках. Они являются толчком к поискам эпизодов жизни предков. Записи в помяннике из коллекции рукописей старообрядческого монастыря в Войново показывают, что за плотно прикрытыми монастырскими воротами кипела жизнь, монахини принимали гостей — земляков-старообрядцев, в монастырь попадали книги из России. На основе записей помянника удалось установить, что в конце XIX — начале XX в. монастырь сотрудничал с семьей Челышевых из Чистополя, что было важным фактором сохранения самосознания этого конфессионально-культурного анклава на чужой территории.

Список истоников

Газетные старости — Газетные старости // URL: http://starosti.ru/article.php?id=8716 (дата обращения: 11.02.2022).

Иванец, 2019 — Иванец Э. Из истории старообрядцев на польских землях XVII-XX вв. М.: Издательский дом ЯСК, 2019. 312 с.

Кондрашин — Кондрашин Ю. Старинный Чистополь // URL: http://river-plate.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0 %B9-%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1% 8C/ (дата обращения: 11.02.2022).

Приезжий — Приезжий. Чистопольские старообрядцы // Церковь. 1908. № 32. С. 1106-1108. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_60000264578?page= 18&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.02.2022).

Соборы.ру — Соборы. Ру // URL: https://sobory.ru/artide/?object=24333 (дата обращения: 11.02.2022).

Татарстан — Татарстан // URL: http://protatarstan.ru/chisto-po-chistopolski-blagotvoriteli/ (дата обращения: 11.02.2022).

Wankowicz, 2010 — Wankowicz M. W kosciolach Meksyku. Opierzona rewolucja. Na tropach Sm^tka. Proszynski i S-ka. 288 c.

Информация об авторе /Information about the author

Ожеховска Иоанна

доктор гуманитарных наук, профессор Вар-минско-Мазурского университета, кафедра восточнославянских языков

Варминско-Мазурский университет, г. Оль-штын, Польша

Ozhechovska Joanna

Doctor of Humanities, Professor of the University of Warmia and Mazury, Department of East Slavic Languages

University of Warmia and Mazury, Olsztyn, Poland

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.02.2022

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.02.2022

Принята к публикации / Accepted for publication 03.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.