УДК 281.93(09)
DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-63-76
Авдеев Александр Григорьевич, доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, научный сотрудник Университета Дмитрия Пожарского, г. Москва e-mail: [email protected]
АРХИМАНДРИТ ТРОИЦКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ ФЕОДОСИЙ II (f1680)
Статья посвящена редкому генеалогическому казусу — родовой поминальной записи архимандрита Троицкого Ипатьевского монастыря Феодосия в одном из синодиков этой обители. В записи указаны прямые родственники настоятеля со степенями родства, а также лица, с которыми тот находился в духовном родстве и общении. Поминальные записи рода архимандрита Феодосия в совокупности с записями в других синодиках позволяют восстановить ранний период его жизни и построить генеалогическое древо его рода на протяжении четырёх поколений и включить в него родственников со стороны матери и жены, что является редкостью для синодичных записей. Ключевые слова: древнерусский синодик, поминальная культура Руси, генеалогия, русское монашество, Троицкий Ипатьевский монастырь, НовоИерусалимский Воскресенский монастырь.
Цитирование: Авдеев А. Г. Архимандрит Троицкого Ипатьевского монастыря Феодосии II (f1680) // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 63-76.
Архимандрит Феодосий — второй настоятель Троицкого Ипатьевского монастыря с таким именем — почти не оставил о себе памяти в истории обители1. Тем не менее, составленные им поминальные
1 Подробности пребывания архимандрита Феодосия настоятелем Троицкого Ипатьевского монастыря неизвестны. Архимандриту Амвросию (Орнатскому) он не был известен (Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии. Ч. II. — М., 1810. — С. 657). П. М. Строев определял время его настоятельства 1670-1674 гг. с припиской «будто бы перев. в Новый Иерусалим» (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. — СПб., 1877. — Стб. 853). См. также: Диев М. Я., прот. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. — М., 1858. — С. 37; Островский П., прот. Историко-статистическое описание Костромско-
Авдеев
Александр Григорьевич
записи в монастырских синодиках позволяют восстановить ключевые факты его биографии.
Общеизвестно, что синодики — и в первую очередь, монастырские — являются ценнейшим источником по истории личного благочестия и поминальной культуры Древней Руси. В настоящее время их литературная сторона привлекает всё большее внимание исследователей1. Вместе с тем, синодики содержат важную информацию о родах поминаемых лиц, бывших вкладчиками обители и зачастую погребённых на монастырском некрополе. Тем не менее, использование синодиков в качестве генеалогического источника натыкается на ряд трудностей. В первую очередь это связано с тем, что в родовые синодичные записи вкладчики заносили личные имена без отчеств, связи друг с другом и дат смерти. Имена перечислялись либо по гендерному принципу — сначала мужские, потом женские в нисходящем порядке родства, либо в порядке семейного старшинства, если речь шла о потомках одного отца, — сначала сыновья, затем внуки, однако деление рода на прямые и боковые ветви выдерживалось далеко не всегда. Нередко система в перечислении имён отсутствовала, так как вкладчик перечислял их в том порядке, в котором они всплывали в памяти2. Наконец, совсем необычным представляется случай, когда родовой помянник инокини Евфимии (княгини Нагаевой) начинался именами правителей России от Василия III до Василия Шуйского (за исключением Бориса Годунова), их жён и детей, после чего следовала фраза «рабъ свой рода cew» и имена поминаемых родственников монахини3.
На этом фоне редким случаем кажется поминальная запись рода архимандрита Троицкого Ипатьевского монастыря Феодосия в одном из синодиков той же обители (Приложение 1; далее — список 1), в которой над именами поминаемых указаны их связь с настоятелем. Ещё два синодика той же обители (Приложения 2 и 3; далее, соответственно, списки 2 и 3) содержат аналогичные, но не идентичные записи. Главным их отличием является то, что поясняющие записи в них отсутствуют. В четвёртом из известных мне синодиков Ипатьевского монастыря4 запись рода архимандрита Феодосия отсутствует.
Исследование данных источников имеет важное значение для понимания структуры синодичных записей и их изменений с течением времени.
Рассмотрим круг поминаемых лиц, включённых архимандритом Феодо-сием в родовые синодики Ипатьевского монастыря (ил. 1, 2; таблица 1). Для
го первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря. — Кострома, 1870. — С. 113, где даты настоятельства архим. Феодосия уточнены.
1 Напр.: Дергачёва И. В. Древнерусский Синодик. Исследования и тексты. — М., 2011.
2 См. также: Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 2. Кн. 2. — Киев, 1908. — С. 14831484; Лаврентьев А. В. Люди и вещи. Памятники русской истории и культуры XVI-XVIII вв., их создатели и владельцы. — М., 1997. — С. 59; Безроднов В. Семейные синодики XVII-XVIII вв. в собрании Отдела письменных источников Государственного исторического музея // Генеалогический вестник. — Вып. 8. — СПб., 2002. — С. 19-20.
3 РГБ ОР. — Ф. — 304Л (Главное собрание рукописей библиотеки Троице-Сергиевой лавры). — № 818. — Л. 121-123 об.
4 РГБ ОР. — Ф. 209 (Собрание П. А. Овчинникова). — № 419 (список второй половины XVII в. с дополнениями XVIII — начала XIX в.). Благодарю О. Н. Радееву за указание на этот источник.
//
, р 7 » * /
гл . (ш(нна>/ер(А и на (л ¿^ гКИЛШ . (£р/ннИи'еЖ-ЛЩЛ, мил • ¡(мы ■ м/а\и • 0ул( Д. НлшллГи.^
<М • ДШИШИ • •
^днл\АНДРНТД Двоили¿411« Д§НТ|1А. КНАНЛАД . " ^
с нлфндмл: Д«с>Л0"н • Д(онтГд/ид : мнибд. Л*«НД|*^и
0«О^ОС»Л.¿КДТП^ИНЫ. |ОАМ4Л4£
ТДШГАНЫ . пдллскеьн лкл-г^ииилм :
Ил. 1. Синодик Троицкого Ипатьевского монастыря. ЦИАМ БВП № 252, КОК КМЗ № 24442. Л. 59.
, г»
нллй'онл . |«ЛАПН . ДННМ .МАРШ ,
, ., Г,,,. / .""^г им»/
сЛЛМТЛР^Л. оулишм. ДН^ГД . М л ч лени . МОнддд «^н./оги^д. Л40НДДИ Г^Н /МЛ(КЛ<«1ЛНМ. 11|»6ТС110|1(, А^кУдНА . М«НА)(Л (АКНЫ . Л^НЛЛАН /МИТА ДК.АК1А. ОуЛ1АН1И . неч^д.
ЗнноаУд . •гдпилны . ЛНЛчплин ЛМНМАН^ТА пллшмл, Кодшим СГФД/л- '
1 / еш ННЩИШЛА . ¿1 НОКЛ (< А Ши7
л/ям
.и-' .
Ил. 2. Синодик Троицкого Ипатьевского монастыря. ЦИАМ БВП № 252, КОК КМЗ № 24442. Л. 59 об.
удобства пользования таблицей (см. стр. 66-67) каждому имени присвоен порядковый номер.
В родовые синодики Ипатьевского монастыря внесены 33 имени, однако размещены они без тендерного порядка и делятся на три группы:
— ближайшие родственники архимандрита Феодосия;
— неустановленные лица; возможно, дальние родственники архимандрита Феодосия и его жены;
— лица, с которыми архимандрит Феодосий находился в духовном родстве или духовном общении.
Выявленная закономерность очень важна для понимания структуры синодиков, так как напрямую указывает, что, помимо имён прямых родственников в родовые помянники вписывались лица, с которыми вкладчик находился в духовном родстве — крестный и духовный отцы, а также лица, входившие в круг духовного общения — священники, иноки и иерархи Русской Церкви.
Датировка всех трёх списков вытекает из биографии самого архимандрита Феодосия. В 1669 г. он был рукоположен в настоятели Ипатьевского монастыря1, и в этом же году умерли упоминаемые во всех ипатьевских списках архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Акакий (№ 26) и, вероятнее всего,
1 Диев М. Я., прот. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. -М., 1858. — С. 37; Островский П., прот. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного
кафедрального Ипатиевского монастыря. — Кострома, 1870. — С. 113.
Список имён, включённых в родовой
Но- Имя Указание на отношение
мер к архимандриту Феодосию по списку 1
1 Кирилл Дед
2 Пелагия Бабка
3 Симон младенец Брат
4 Феодосия младенец Сестра
5 Марина младенец Сестра
6 Леонтий младенец Брат
7 Василий Дед
8 Схимник Феодосий Отец
9 Екатерина Жена
10 Иоанн младенец Сын
11 Татиана Сестра
12 Параскева
13 Екатерина
14 Илларион
15 Пелагия
16 Анна
17 Мария
18 Аристарх Тесть
19 Улита Тёща
20 Андрей Дядя
21 Матрона
22 Схимник Иосиф Крестный отец
23 Схимница Мариамна Бабка
24 Протопоп Лукиан Царский духовник
25 Монах Савва Келарь Чудова монастыря
26 Архимандрит Акакий Настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря
27 Улиания Бабка
28 Пётр
29 Зиновий Дед
30 Татиана
31 Анастасия
32 Архимандрит Герасим
33 Иеродиакон Иерофей
34 Монах Вассиан
35 Мария
Примечания. *Имя вписано позже 2-м почерком. "Имя вписано позже 3-м почерком. минаемое дважды.
Таблица 1
синодик архимандрита Феодосия
Место в синодичном списке Дата смерти
Список 1 Список 2 Список 3 Список 4 Список 5
1 1 1 1 1 До 1665 г.
2 2**** 2**** 2 2 До 1665 г.
3 3 3 — — ?
4 4 4 — — ?
5 5 5 — — ?
6 6 6 — — ?
7 7 7 — — Между 1665-1670 гг.
8 8 8 3***** 3 До 1665 г.
9 9 11 6**** 6**** До 1665 г.
10 10 14 7 7 До 1665 г.
11 11 12 — — Между 1665-1670 гг.
12 12 13 — — Между 1665-1670 гг.
13 13**** 15**** — — Между 1665-1670 гг.
14 14 16 10 10 До 1665 г.
15 15 17 11 11 До 1655 г.
16 16 18 — — Между 1665-1670 гг.
17 19 — 8 8 До 1665 г.
18 17 19 — — Между 1665-1670 гг.
19 18 20 — — Между 1665-1670 гг.
20 20 21 9 9 До 1655 г.
21 21 22 — — Между 1665-1670 гг.
22 22 9 5 5 До 1655 г.
23 23 23 4 4 До 1655 г.
24 24 24 — — 1667 или 1670 г.
25 25 10 — — Между 1667 и 1670 г.
26 26 25 — — 1669 г.
27 27 26 — — ?
28 29 28 — — Между 1655-1670 гг.
29 28 27 — — ?
30 30 29 — — Между 1655-1670 гг.
31* 31 32 13 13 Между 1655-1670 гг.
32** — 30 — — 1665 г.
33*** — 31 12 12** До 1665 г.
— — — 14 14 До 1665 г.
— — — 15 15 До 1665 г.
***Имя вписано позже 4-м почерком. ""Младенец. *****Имя ошибочно помечено как по-
Ил. 3. Генеалогическое древо архимандрита Феодосия по синодичным спискам
протопоп Лукиан Кириллов (№ 24)1. В 1671 г. архимандрит Феодосий был переведён настоятелем в Ново-Иерусалимский монастырь. Таким образом, все три списка могут быть датированы временем около 1670 г.
Сделанные выводы позволяют конкретизировать то, что род Феодосия внесён в два синодика Ново-Иерусалимского монастыря (Приложения 4 и 5, далее соответственно, списки 4 и 5)2. От поминальных записей в синодиках Ипатьевского монастыря (списки 1-3) они отличаются меньшим количеством имён (в каждом списке их 15). При этом обе записи были внесены в синодики уже после смерти архимандрита, так как его имя вписано в общее поминовение иноков, подвизавшихся в Ново-Иерусалимском монастыре как архимандрита-схимника, четвёртого настоятеля этой обители3. Списки, однако, восходят к более раннему синодику: по составу имён они идентичны друг другу, при этом список 4 является протографом для списка 5, о чём свидетельствует отсутствие принадлежности поминаемых к чьему-либо роду (родственные связи с архимандритом Феодосием устанавливаются по общности имён, внесённых в синодики Ипатьевского монастыря).
В обеих синодичных записях соблюдена традиция внесения лиц, с которыми архимандрит Феодосий находился в духовном родстве. Это — его крестный отец, схимонах Иосиф, а также иеродиакон Иерофей (№ 34) и инок Вассиан (№ 35). Имя первого в синодиках Ново-Иерусалимского монастыря отсутствует, имя второго — содержится в поздней приписке к общему помяннику настоятелей и иноков этой обители. В ново-иерусалимских списках ещё нет имён лиц, с которыми Феодосий находился в духовном общении, — архимандритов Герасима и Акакия (№ 26, 32), а также келаря Чудовского монастыря Саввы (№ 25) и духовника Алексея Михайловича Лукьяна Кириллова (№ 25), умер-
1 Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима. Историко-семиотическое исследование. — М., 2006. — С. 109-113; Романов А., прот. Тульская Казанская церковь // Материалы для историко-статистического описания тульской губернии. Вып. 1: Святые храмы города Тулы / Под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. — Тула, 1888. — С. 232-233.
2 ГИМ ОР. — Воскресенское собрание. — № 67. — Л. 21; № 65. — Л. 72.
3 ГИМ ОР. — Воскресенское собрание. — № 67. — Л. 42; № 65. — Л. 100.
ших между 1665-1670 гг. Это даёт основание полагать, что синодичная запись в списке 4 была сделана до 1665 г., а в начало списка 5 внесена важная для его датировки запись — «Родъ живоначалныл трцы ипаского мнтрл архимадрита
■>,..->/ ж , "с* -с-
еешдоил иже бъ преде строитель воскренскаго мнтрл», что соответствует новому статусу Феодосия, который, как уже говорилось, в 1669 г. стал настоятелем Ипатьевского монастыря. При этом данная запись в 1694/95 г. была дополнена новым списком имён, родственная связь которых с архимандритом Феодосием установить уже невозможно.
Обе поминальные записи в синодиках Ново-Иерусалимского монастыря имеют чёткую структуру: первыми названы имена деда и бабки Феодосия по отцовской линии (№ 1-2), затем — имена отца (№ 8), жены (№ 9), сына (№ 10), дяди (№ 20) и бабки по материнской линии (№ 23). Имена родственников по «боковой» линии — братьев и сестёр, многие из которых умерли во младенчестве ещё при жизни отца Феодосия, а также родичей жены отсутствуют. Впрочем, не исключено, что на время составления списка 4 (за исключением деда и бабки жены) они были живы. При этом в обоих списках повторяется одна и та же ошибка в разделении имён: во фразе «екатерины млца. Манна» интерпунктационный знак в виде точки поставлен после слова «млца», а не перед ним. Между тем, из синодиков Ипатьевского монастыря явствует, что Екатерина была женой Феодосия, а умерший во младенчестве Иоанн — их сыном.
Разница в 15 лет между списками 4-5 и 1-3 позволяет уточнить вероятное время смерти отдельных родственников архимандрита Феодосия и их степень родства. В частности, по положению в списках 1-3 можно предполагать, что Матрона (№ 21), чьё имя отсутствует в списках 4-5, была женой его дяди Андрея (№ 20). К сожалению, большинство родственных связей по иным именам установить не удаётся.
В списке 1 не отмечено, какое из женских имён принадлежит матери архимандрита. Не устанавливается оно и на основе анализа прочих списков. Возможно, около 1670 г. она была жива, но не исключено, что имя «Евдокия, стоящее на первом месте в дополнении, сделанном в 1694/95 г. к списку 5, принадлежит ей.
Синодичные записи в комплексе с иными источниками позволяют восстановить отдельные черты биографии архимандрита Феодосия. Хотя в записях не названы его социальное происхождение, мирское имя и фамилия, но перечисленных имён достаточно, чтобы восстановить ранний период его жизни и построить генеалогическое древо его рода на протяжении четырёх поколений и включить в него родственников со стороны матери и жены (Ил. 1). Архимандрит Феодосий родился в многодетной семье: в списке названы два его брата и три сестры (№ 3-6, 11), из них четверо умерли в младенчестве, то есть до достижения 10 лет. Статистика имён показывает, что в семье будущего настоятеля особой популярностью пользовалось имя «Феодосий / Феодосия». Это было монашеское имя самого архимандрита, схимническое имя его отца и мирское — сестры, умершей в младенчестве (№ 4). Не исключено, что, согласно обычаю, распространённому на Руси, отец и сын носили одно
и то же крестильное имя, которое при смене патронального святого сохранилось у отца при пострижении в великую схиму, а у сына — в малую1.
Феодосий, очевидно, принял монашество после смерти жены и малолетнего сына (возможно, по примеру отца). Список лиц, с которыми будущий настоятель находился в духовном общении, в комплексе с иными источниками, позволяет заключить, что он принял постриг в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре во второй половине 50-х гг. XVII в. и, возможно, был пострижеником либо второго настоятеля, архимандрита Герасима (№ 32), управлявшего обителью с 1659 по 5 декабря 1665 г.,2 либо патриарха Никона, который с 1658 г. постоянно пребывал в Ново-Иерусалимском монастыре.
Сменивший архимандрита Герасима Акакий (№ 26) был третьим настоятелем, управлявшим этой обителью с 14 февраля 1666 по 1669 г.3 Умер 8 сентября 1670 г.4 При нём, а может быть, и при предыдущем настоятеле, архимандрите Герасиме Феодосий был строителем этой обители.
Два имени, включённые в списки 1-3 — келаря Чудова монастыря Саввы (№ 25) и духовника Алексея Михайловича протопопа Лукьяна Кириллова (№ 24) — свидетельствуют, что архимандрит Феодосий находился в самой гуще событий, связанных со следствием и судом над патриархом Никоном. Келарь Чудова монастыря Савва в январе-октябре 1666 г. возглавлял посольство, направленное к патриарху Константинопольскому Досифею для уточнения присланных последним разъяснений и писем по делу о самовольном оставлении патриархом Никоном патриаршего престола5. Последнее в источниках упоминание Саввы относится к январю 1667 г., когда он был назначен описывать имущество Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, оставшегося после отправки патриарха Никона в ссылку, но был отозван в связи с назначенной по царскому указу переписью имущества Чудова монастыря6.
Протопоп Лукиан Кириллов — уроженец Тулы, с 1625 г. он был приходским священником в родном городе, позднее — протопопом Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1645/46 г. «казною блаженныя памяти велика-го Государя Царя и великаго Князя Алекая Михайловича, всея Велиюя и Ма-лыя и Б'Ьлыя Россш Самодержца, и своея келейною и всякою вкладчиковою всякихъ чиновъ людей» построил в Туле каменную церковь во имя Собора Архангела Михаила, в конце XVII в. заново освящённую в Казанскую. После смерти Стефана Вонифатьева (11 ноября 1656) и вплоть до 24 марта 1666 г.
1 См.: Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. — М.; СПб., 2017. — С. 96.
2 О нём см.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. — М., 1876. — С. 126.
3 О нём см.: Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима... — С. 109-113.
4 См.: Беляев Л. А. Надгробия с эпитафиями в культуре Москвы конца XVII века и «Эпитафион» Сильвестра Медведева в память Симеона Полоцкого // «Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори / Отв. ред. А. А. Турилов. М., 2018. С. 524. Ил. 3.
5 Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. — М., 2009. — С. 103-104.
6 Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». — СПб., 2003. — С. 251.
Лукиан Кириллов — духовник царя Алексея Михайловича1. В 1666 г. он был отослан в Тулу и продолжил служить приходским священником в построенной им церкви2. Умер между 1 сентября 1666 и 31 августа 1667 г.3
После лишения патриарха Никона сана и ссылки в Ферапонтов монастырь в 1667 г. Феодосий подал прошение об увольнении с должности строителя Ново-Иерусалимского монастыря. В конце ноября того же года он был обвинён в хранении документов, связанных с патриархом Никоном, и вместе с архимандритом Акакием был вызван в Москву для дознания, но серьёзных последствий это, очевидно, не имело4. В 1669 г. Феодосий был назначен архимандритом Ипатьевского монастыря. Хотя обитель имела статус царского богомолья и согласно Лествице патриарха Иосифа занимала десятую ступень в иерархии русских монастырей5, архимандрит оказался далеко от Москвы и привычного круга общения. В 1671 г., после смерти архимандрита Акакия, — Феодосий был назначен архимандритом Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. С декабря 1673 г. он находился на покое в той же обители и в 1679 г. за какой-то проступок был посажен в земляную тюрьму. В конце жизни принял схиму6. Умер в декабре 1680 г. и погребён в НовоИерусалимском монастыре на участке братского кладбища к югу от Воскресенского собора рядом со своим предшественником, архимандритом Акакием7. Могила не сохранилась.
Подведём итоги. Поминальные записи рода архимандрита Феодосия в синодиках Ново-Иерусалимского и Ипатьевского монастырей позволили идентифицировать 19 прямых его родственников, и 4 лица, с которыми настоятель находился в духовном родстве и общении. Ключевыми элементами для их отождествления стали пояснения к поминальным записям в списке 1
1 О нём см.: Извеков Н. Д., прот. Московские кремлёвские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке. Церковно-историко-археологическое исследование // Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии / Под. ред. А. И. Успенского. Т. 2. — М., 1906. — С. 102; Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. — М., 1913. — С. 253. «Рш бл гов^щескаго протопопа, что оу велйкого гд рл на с!не лигаана. Кирилова» вписан в Синодик Троице-Сергиева монастыря [РГБ ОР. — Ф. 304.I (Главное собрание рукописей библиотеки Троице-Сергиевой лавры). — № 818. — Л. 136 об.].
2 Романов А., прот. Тульская Казанская церковь // Материалы для историко-статистического описания тульской губернии. Вып. 1: Святые храмы города Тулы / Под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. — Тула, 1888. — С. 218, 230, 232-233.
3 Андреев Н. О надгробном камне XVII века, находившемся при церкви Казанской, что в городе Туле // Тульские губернские ведомости. Ч. неофиц. — 1852. — № 9. — С. 45-48.
4 Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». — СПб., 2003. — С. 251.
5 Соборное Уложение 1649 г. Гл. Х, ст. 32-80 (Соборное Уложение 1649 года / Под. текста Л. И. Ивиной / Комм. Г. В. Абрамовича, А. Г. Манькова, Б. Н. Миронова, В. М. Панеяха. — Л., 1987. — С. 33-36).
6 О нём см. также: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание... — С. 127; Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима. — С. 113.
7 ГИМ ОР. — Воскресенское собрание. — № 67. — Л. 2. Кирпичный склеп с останками архимандрита Акакия и сохранившимся in situ его надгробием с эпитафией обнаружен во время раскопок в Ново-Иерусалимском монастыре к юго-западу от Воскресенского собора. См.: Беляев Л. А. Надгробия с эпитафиями. С. 524. Ил. 3.
и факты биографии архимандрита Феодосия, что является редким для большинства синодичных записей.
Приложение
1. Синодик Троицкого Ипатьевского монастыря. ЦИАМ БВП № 252, КОК КМЗ № 24442. XVII в. с дополнениями XVIII в. Полуустав. Ил. 1-2.
(Л. 59) Ро архимандрита веодосТа ипаска мнтрА. Кирилла д^дъ1. пелагш баба2. сИмwна мл бра3: веодосТи мла4 сестра5. марина мла6 сестра7. леонтТа мл бр.а8. василТа д^дъ9. монаха схи веодосТа оцъ10. екатерины скпрйга11. 1оана мл сы12. татТаны сестра13. параскеви. екатерины. (Л. 59 об.) иларТона. пелагТи. анны. марТи. аристарха тесть14. оулиты теща15. андреа дАда16. матроны. монаха схи, 1осифа^17-оЦъ крестно-18. монахи схи маремТаны баба19. протопопа лвкТана 20- гдрвъ дхвникъ-21. 22- монаха саввы кела чюдовской-23. 24архимандрита акакТа воскресенско-25. оулТанТи баба26. петра. зиновТа д®27. татТаны. анастасш28. 29-сщенно архимандрТта Герасима-30.31-1еродТакона еровеа.-32
Примечания. 1Над строкой. 2Над строкой. 3Над строкой. 4Над строкой.5Над строкой. 6Над строкой.7Над строкой. 8Над строкой. 9Над строкой. 10Над строкой. 11Над строкой. 12Над строкой. 13Над строкой. 14Над строкой. 15Над строкой. 16Над строкой. 17-18Над строкой. 19Над строкой. 20-21Над строкой. 22-23Над строкой. 24-25Над строкой. 26Над строкой. 27Над строкой. 28Вписано позже 2-м почерком. 29-30Вписано позже 3-м почерком. 31-32Вписано позже 4-м почерком.
2. Синодик Троицкого Ипатьевского монастыря. ЦИАМ БВП № 252, КМЗ КОК № 24534. Вторая половина XVII в. Полуустав.
(Л. 48) Ро
Архимандрита веодосТа ипатцкаго мнтрА
кирилла. пелаг1и. сИмwна. ФеодосТи. марины. леОнтТА младецовъ. василТА. монаха схиника, веодосТ'А. (Л. 48 об.) екатерины. Юанна, млае. татьАны. параскеви. екатерины, млае. 1ларТо'на. пелагш. анны. аристаха. ¿литы. марТи. андр«А. матроны. монаха, (Л. 49) схимника иОсифа. монахи схимницы маремьАны. ©сщенно протопопа лккьАна. монаха саввы. сщенно архимадрита АкакТа. оулТаанТи. зиновТа. петра. Тат1Аны. (Л. 49 об.) анастасш.
3. Синодик Троицкого Ипатьевского монастыря. ЦИАМ БВП НВ — ВХ № 93. КМЗ ВХ № 560. Полуустав^
(Л. 58) Ро ипатска мнтрА ахимадрита веодосТа
кирилла. пелагТи. симона. веодосТи. марины. леЖнтТ'А. младецовъ. василТА. монаховъ, схимника веодосТ'А. схинТка 1осифа. саввы. екатерины. ТатТАны: параскеви. Юанна. екатерины млаенцовъ. илариона. пелагш. анны. Аристарха. ¿литы. АндреА. матроны. монахи схи МаремеАны. осщео протопопа лккТ'Ана. сщенно Архимадрита АкакТА. оульАнТю. зиновТа. петра. татьАны. архимандрита Герасима. 1ерад1ака !ерофеа. анастасТи.
4. Синодик Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. ГИМ ОР. Воскресенское собрание. № 67. 1690 г. с позднейшими дополнениями. Полуустав.
(Л. 21) ПЛМАНИ щи рЛдъ сей.
кирилла. пелагш. схимонаха веЛдосТа в. схимонахини марТамны. схимонахаЮсифа1. екатерины млца. !Ланна. марТи. андреа. иларТона. пелагш. 1еродТакона Эерофеа. анастасш. монаха васТана. марТи. 2
Примечания. :Далее стёрто в. 2Далее стёрто одно имя.
5. Синодик Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. ГИМ ОР. Воскресенское собрание. № 65. Конец XVII в. с позднейшими дополнениями. Полуустав.
(Л. 72) помани щи. ро сей л
1-Родъ живоначалныА трцы ипаского мнтрА архимадрита веЛдосТА
-2
иже бъ преде строитель воскренскаго мнтрА 2
кирилла. пелагш. монаха схиника веодосТА. монахи схшицы маре-мТаныГ3. монаха схи Юсива. екатерины млца. !оанна. марТи. андреа иларЮна. пелагш. 41ЕРОДИАКОНА 1ЕРО0ЕА. АНАСТАСШ.-5 монаха васТАна марТи. 6
7-Того роу #зсг году-8
еудокТи. ТереА кириака. еуфим'Тй9 монаха герасима. анны. вж. схимонаха исмайла Теромонаха халампТА. монаха веодосТА. ермила. схимонаха атонТА.
Примечания. 1-2На полях красными чернилами, более мелким почерком. 3Другим почерком, над стёртым в. 4-5Другим почерком. 6Далее через небольшой пробел следует приписка, сделанная другим почерком. 7-8На полях. 94-я буква вписана над строкой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии. Ч. II. — М.: в Синодальной тип., 1810. — CXLIX, 658, 4 с.
2. Андреев Н. О надгробном камне XVII века, находившемся при церкви Казанской, что в городе Туле // Тульские губернские ведомости. Ч. неофиц. — Тула, 1852. — № 9. — С. 45-48.
3. Безроднов В. Семейные синодики XVII-XVIII вв. в собрании Отдела письменных источников Государственного исторического музея // Генеалогический вестник. — Вып. 8. — СПб.: ВИРД, 2002. — С. 19-32.
4. Беляев Л. А. Надгробия с эпитафиями в культуре Москвы конца XVII века и «Эпитафион» Сильвестра Медведева в память Симеона Полоцкого // «Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори / Отв. ред. А. А. Турилов. М.: Индрик, 2018. — С. 511-526.
5. Дергачёва И. В. Древнерусский Синодик. Исследования и тексты. — М.: Кругъ, 2011. — 404 с., ил. (Памятники древнерусской мысли. Исследования и тексты. Вып. VI).
6. Диев М. Я., прот. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. — М.: в тип. А. Семена, 1858. — 90 с.
7. Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима. Ис-торико-семиотическое исследование. —М.: Древлехранилище, 2006. — 418 с., ил.
8. Извеков Н. Д., прот. Московские кремлёвские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке. Церковно-историко-археологическое исследование // Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии / Под. ред. А. И. Успенского. Т. 2. — М.: печ. А. И. Снегирёвой, 1906. — 268 с.
9. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 2. Кн. 2. — Киев: тип. Имп. Университета св. Владимира, 1908. — [2], IV, 1057-1956, X, 114, XXXIII-L, XII с.
10. Лаврентьев А. В. Люди и вещи. Памятники русской истории и культуры
вв., их создатели и владельцы. — М.: Археографический центр, 1997. —
254 с., ил.
11. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. — М.: в Университетской тип. (Каткова), 1876. — IV, 767, II с.
12. Островский П., прот. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря. — Кострома: в тип. Андроникова, 1870. — 305 с.
13. Романов А., прот. Тульская Казанская церковь // Материалы для историко-статистического описания тульской губернии. Вып. 1: Святые храмы города Тулы / Под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. — Тула: в тип. Губернского Правления, 1888. — С. 217-235.
14. Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 520 с.
15. Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. — М.: Синодальная тип., 1913. — VII, 290 с.
16. Соборное Уложение 1649 года / Подг. текста Л. И. Ивиной / Комм. Г. В. Абрамовича, А. Г. Манькова, Б. Н. Миронова, В. М. Панеяха. — Л.: Наука, 1987. — 448 с. (Законодательные памятники Русского централизованного государства ХУ-ХУ11 веков).
17. Строев П. М. Список иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. — СПб.: Археографическая комиссия, 1877. — Х с., 1064, 68 стб. (репр.: М., 2007).
18. Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. — 344 с.
19. Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 296 с., ил. (Россия и Христианский Восток. Библиотека. Вып. 7).
Список сокращений
ГИМ — Государственный исторический музей. Москва.
КМЗ — Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
КОК — Костромская объединённая коллекция
ОР — Отдел рукописей
РГБ — Российская государственная библиотека. Москва. ЦИАМ — Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. Кострома.
Alexander G. Avdeev, DPh in history, full professor of St'Tikhon's Orthodox University, research professor of Dmitry Pozharsky University, Moscow, e-mail: [email protected]
ARCHIMANDRITE OF THE TRINITY IPATIEVSKY MONASTERY THEODOSIUS II (t1680)
The paper is devoted to a rare genealogical incident — the ancestral memorial note of Archimandrite Theodosius of the Trinity Ipatievsky Monastery in one of the synodics of this monastery. The record shows the direct relatives of the senior priest with degrees of kinship, as well as the persons with whom he was in spiritual kinship and communion. The memorial records of the family of Archimandrite Theodosius, together with the records in other synodics, allow us to restore the early period of his life and build a genealogical tree of his family over four generations and include relatives from his mother and wife, which is rare for synodic records. Keywords: Old Russian Synodic, memorial culture of Russia, genealogy, russian monasticism, Trinity Ipatievsky Monastery, New Jerusalem Resurrection Monastery.
Citation: Avdeev A. G. Archimandrite of the Trinity Ipatievsky monastery Theodosius II (f1680) // Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 4. — P. 63-76.
REFERENSES
1. Amvrosij (Ornatskij), arkhim. Istoriya Rossiiskoi ierarkhii. Ch. II. — Moscow, 1810. — CXLIX, 658, 4 p.
2. Andreev N. O nadgrobnom kamne XVII veka, nahodivshemsya pri cerkvi Kazanskoj, chto v gorode Tule // Tul'skie gubernskie vedomosti. Ch. neof. — 1852. № 9. — P. 45-48.
3. Belyaev L. A. Nadgrobiya s epitafiyami v kul'ture Moskvy konca XVII veka i «Epitafion» Sil'vestra Medvedeva v pamyat' Simeona Polockogo // «Vertograd mno-gocvetnyj». Sbornik k 80-letiyu Borisa Nikolaevicha Flori / Otv. red. A. A. Turilov. M.: Indrik, 2018. — S. 511-526.
4. Bezrodnov V. Semeinye sinodiki XVII-XVIII vv. v sobranii Otdela pismennykh istochnikov Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya // Genealogicheskii vestnik. — Vyp. 8. — St. Petersburg, 2002. — P. 19-32.
5. Dergacheva I. V. Drevnerusskii Sinodik. Issledovaniya i teksty. — Moscow, 2011. — 404 p., ill. (Pamyatniki drevnerusskoi mysli. Issledovaniya i teksty. Vyp. VI).
6. Diev M. Ya., prot. Istoricheskoe opisanie Kostromskogo Ipatskogo monas-tyrya. — Moscow, 1858. — 90 p.
7. Fonkich B. L. Greko-slavyanskie shkoly v Moskve v XVII veke. — Moscow, 2009. — 296 s., il. (Rossiya i Khristianskii Vostok. Biblioteka. Vyp. 7).
8. Ikonnikov V. S. Opyt russkoi istoriografii. T. 2. Kn. — 2. Kiev, 1908. — [2], IV, 1057-1956, X, 114, XXXIII-L, XII p.
9. Izvekov N. D., prot. Moskovskie kremlevskie dvortsovye tserkvi i sluzhivshie pri nikh litsa v XVII veke. Tserkovno-istoriko-arkheologicheskoe issledovanie // Trudy Ko-missii po osmotru i izucheniyu pamyatnikov tserkovnoi stariny g. Moskvy i Moskovskoi eparkhii / Pod. red. A. I. Uspenskogo. T. 2. — Moscow, 1906. — 268 p.
10. Lavrentjev A. V. Lyudi i veshchi. Pamyatniki russkoi istorii i kultury XVI-XVIII vv., ikh sozdateli i vladeltsy. — Moscow, 1997. — 254 p., ill.
11. Leonid (Kavelin), arkhim. Istoricheskoe opisanie stavropigialnogo Voskresen-sko-go, Novyi Ierusalim imenuemogo monastyrya. — Moskow, 1876. — IV, 767, II p.
12. Ostrovskii P., prot. Istoriko-statisticheskoe opisanie Kostromskogo pervo-klassnogo kafedralnogo Ipatievskogo monastyrya. — Kostroma, 1870. — 305 p.
13. Romanov A., prot. Tulskaya Kazanskaya tserkov // Materialy dlya istoriko-statisticheskogo opisaniya tulskoi gubernii. Vyp. 1: Svyatye khramy goroda Tuly / Pod red. N. I. Troitskogo i Yu. V. Arseneva. — Tula, 1888. — P. 217-235.
14. Sevastianova S. K. Materialy k «Letopisi zhizni i literaturnoy deyatelnosti pa-triarkha Nikona». — SPb.: Dmitriy Bulanin. 2003. — 520 p.
15. Smirnov S. Drevne-russkii dukhovnik. Issledovanie s prilozheniem: Materialy dlya istorii drevne-russkoi pokayannoi distsipliny. — Moscow, 1913. — VII, 290 p.
16. Sobornoe Ulozhenie 1649 goda / Podg. teksta L. I. Ivinoi / Komm. G. V. Abramovicha, A. G. Mankova, B. N. Mironova, V. M. Paneyakha. — Leningrad, 1987. — 448 p. (Zakonodatel-nye pamyatniki Russkogo tsentralizovannogo gosudarstva XV-XVII vekov).
17. Stroev P. M. Spisok ierarkhov i nastoyatelei monastyrei Rossiiskiya Tserkvi. — St. Petersburg, 1877. — X p., 1064, 68 sp. (repr.: M., 2007).
18. Uspenskii B. A., Uspenskii F. B. Inocheskie imena na Rusi. — Moscow; St. Petersburg, 2017. — 344 p.
19. Zelenskaya G. M., Svyatoslavskii A. V. Nekropol Novogo Ierusalima. Istoriko-semioticheskoe issledovanie. — Moscow, 2006. — 418 p., ill.