Научная статья на тему 'Война во Вьетнаме: взгляд через полвека'

Война во Вьетнаме: взгляд через полвека Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2563
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОКИТАЙ / INDOCHINA / ВЬЕТНАМ / VIETNAM / США / USA / ТЕОРИЯ ДОМИНО / DOMINO THEORY / ВАКУУМ СИЛЫ / VACUUM OF FORCE / ВЬЕТКОНГ / ПОРАЖЕНЧЕСКИЙ СИНДРОМ / DEFEATIST SYNDROME / АМЕРИКАНО-ВЬЕТНАМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / THE U.S.-VIETNAMESE RELATIONS / THE VIET CONG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов Александр Владимирович

Статья посвящена некоторым итогам американской войны во Вьетнаме, начавшейся 50 лет тому назад. Опыт этой войны и её уроки представляют немалый интерес для политиков, принимающих силовые решения, а также для военно-исторической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Vietnam War: a view through half a century

The article is devoted to some results of the American war in Vietnam, which began 50 years ago. The experience of this war and its lessons are of considerable interest for politicians making decisions to use force, as well as for military and political science.

Текст научной работы на тему «Война во Вьетнаме: взгляд через полвека»

Война во Вьетнаме: взгляд через полвека

Александр Фролов

В гражданской войне всякая победа есть поражение.

Лукиан

История учит тому, что она ничему не учит. Пятьдесят лет тому назад началась американская война во Вьетнаме, которая, по признанию многих американских и зарубежных экспертов, с точки зрения своих разрушительных и моральных последствий стала самой крупной гуманитарной катастрофой после окончания Второй мировой войны.

Событие это не прошло бесследно ни для самой Америки, ни для региона и населяющих его народов, ни для Китая и Тихоокеанской зоны в целом. Удивительно, но спустя полвека многие моменты этой войны, прежде всего касающиеся её причин, тактики действий, оценок ситуации и реакции на эти оценки, подходов к переговорному процессу, актуальны и поныне.

Мало того что Советский Союз в своё время наступил примерно на те же грабли в Афганистане, некоторые политики и сегодня полагают, что методом силы и внешнего вмешательства можно решать проблемы суверенных народов и стран. Вот почему уроки той далёкой вьетнамской кампании полезно знать и сегодня.

Истоки

о окончании Второй мировой мир. События развивались на фоне

П

войны развернулось жёсткое эрозии и распада колониальной си-

соперничество между двумя велики- стемы европейских держав. США по

ми державами, основное острие ко- мере возможности и сил старались

торого было перенесено в третий перехватить инициативу и поста-

ФРОЛОВ Александр Владимирович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. E-mail: afrolov_53@mail.ru

Ключевые слова: Индокитай, Вьетнам, США, теория домино, вакуум силы, пораженческий синдром, Вьетконг, американо-вьетнамские отношения.

вить новые независимые государства теперь уже под свой контроль. Самые большие опасения связывались с вероятностью выбора этими государствами курса на сближение с СССР.

Юго-Восточная Азия вовсе не случайно стала ареной борьбы - там поднималась новая коммунистическая держава - Китайская Народная Республика, которая вкупе с СССР представляла бы мощнейший противовес западному миру. Господствовавшая в регионе Индокитая Франция «непозволительно сдавала одну позицию за другой», что всерьёз обеспокоило американцев, претендующих на роль «опекунов» американо-европейской цивилизации.

7 апреля 1954 г. Президент США Д.Эйзенхауэр высказался о теории домино в Азии: «Если коммунисты захватят Индокитай, то следующими могут рухнуть Бирма, Таиланд, Малайя и Индонезия». По его словам, «костяшки домино» способны опрокинуться по всей островной оборонительной цепи Америки, состоящей из Японии, Формозы (Тайваня), Филиппин и дальше на юг, угрожая Австралии и Новой Зеландии.

Через некоторое время такого рода тезис ляжет у США в обоснование так называемой доктрины Брежнева (ни шагу назад от коммунистических завоеваний!), которая, в отличие от доктрины американского коллеги, советским руководителем не обозначалась ни в одном официальном документе и, скорее всего, была плодом американской полит-пропаганды.

В этом смысле достигнутые в августе 1954 г. Женевские соглашения

по Индокитаю, предусматривавшие предоставление независимости и нейтралитета народам Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, недопустимость ввода на их территорию иностранных войск, были восприняты в Вашингтоне как «большой прорыв вперёд коммунизма», который может привести к потере для Запада Юго-Восточной Азии.

Вслед за теорией домино хождение получила концепция «вакуума силы», суть которой сводилась к тому, что в результате ухода колониальных держав из своих владений там неизбежно образуется «вакуум силы», который заполнится или самими американцами, или чуждыми им силами. В рамках этой идеологии в 1956 г. США создают Организацию договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), собрав в неё всех своих единомышленников - Англию, Францию, Австралию, Новую Зеландию. К США присоединились Таиланд и Филиппины, а также расположенный на значительном удалении от данного географического региона Пакистан.

2 сентября 1945 г. - День провозглашения независимости Демократической Республики Вьетнам - стал точкой отсчёта многолетней войны. Франция ввела на территорию Вьетнама свой экспедиционный корпус и оккупировала южную часть страны. Однако на оккупированной территории началось мощное освободительное движение, с которым Парижу было справиться не под силу. С 1950 г. США стали оказывать Франции военную помощь, составившую за пять следующих лет огромную сумму в 3 млрд долл. Тяжёлое поражение французов под Дьен-

бьефу (март 1954 г.), развёртывание военной помощи повстанцам со стороны КНР заставили французов в том же году пойти на подписание Женевских соглашений. К этому моменту поощрявшая действия Пари-

жа администрация США уже проплатила до 80% военной кампании.

Могли ли в Вашингтоне, затратив такие астрономические по тем временам средства, взять и просто так уступить коммунистической угрозе?

Эскалация

Разделение Вьетнама на два государства по 17-й параллели -на Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ) и Южный Вьетнам (позже - Республика Вьетнам) - побудило Вашингтон начать оказывать всевозможную помощь и поддержку сайгонскому диктатору Нго Дин Дье-му. Разворачивавшееся протестное движение в Южном Вьетнаме (Вьет-конг) пользовалось естественной поддержкой руководства ДРВ, стремившегося объединить всю страну под своей эгидой. В декабре 1961 г. в Южный Вьетнам были переброшены первые подразделения войск США, советники работали уже давно. Хотя Р.Никсон в своё время назвал диктатора Дьема Уинстоном Черчиллем Юго-Восточной Азии, тот был вовсе не выдающимся политическим деятелем, а обычным властолюбцем.

В январе 1963 г. повстанцы наносят тяжёлое поражение войскам диктатора, после чего генералы свергают Дьема и уничтожают его самого, а заодно и его семью. Пока генералы делят власть, партизаны расширяют подконтрольные им территории, а США наращивают своё военное присутствие: в 1964 г. число американских военных в Южном Вьетнаме составило порядка 24 тыс. чел. В ответ руководство ДРВ посылает в Южный Вьетнам своих специалистов и целые подразделения военных. Объективно условия большой войны созрели,

нужна лишь искра. Такой искрой явилась провокация.

2 августа 1964 г. в Тонкинском заливе произошёл вооружённый инцидент между американским эсминцем «Мэддокс» и северовьетнамскими торпедными катерами. До сих пор не ясно, вторгся ли эсминец в территориальные воды, кто первым открыл огонь на поражение. Через два дня произошёл схожий эпизод. Под этим предлогом авиация США нанесла удары по военным объектам в ДРВ. Одновременно в военном ведомстве США разрабатывались планы бомбовых ударов по соседнему Лаосу.

1 апреля 1965 г. администрация Л .Джонсона приняла решение об использовании американских сухопутных войск для наступательных операций против партизан в Южном Вьетнаме. Началась полномасштабная война. В течение ближайших двух лет численность американского контингента была доведена до 540 тыс. чел. Действуя в стиле «найти и уничтожить», американские корпуса повели широкие наступательные операции. США заявили о своей решимости «сокрушить коммунизм, если только он будет пытаться выходить за пределы своей нынешней сферы».

В Китае, активно поддерживавшем повстанцев, объявили США «бумажным тигром», которого нужно «пощупать штыком». В ответ, как сви-

детельствует советский посол в США А.Ф.Добрынин, в Пентагоне рассматривали планы удара по ядерным объектам КНР и возвращение этой страны к её прежнему безъядерному статусу [1]. Понятно, чем могли обернуться подобного рода планы, и Советский Союз предпринял решительные шаги, чтобы подобные замыслы не осуществились.

Вьетнамцы стойко защищали свою землю от самой современной на тот момент военной машины мира. Используя рельеф местности, джунгли, реки, протоки, они наносили дерзкие удары. Прорывали под землёй укрытия, ходы, где прятались от авиаударов.

ВВС США сбросили миллионы бомб, пролили тысячи тонн напалма, дефолиантов, уничтожали посевы, чтобы партизанам нечем было питаться, придумали теорию «вьетна-мизации» (войны вьетнамцев против вьетнамцев), бомбили территорию ДРВ, вторгались в соседние Лаос и Камбоджу, сожгли деревню Сонгми вместе с её жителями. Всё тщетно. Партизаны, подобно мифической птице Феникс, появлялись и вновь исчезали, нанося по врагу ощутимые удары и растворяясь в джунглях. Пребывание вооружённых сил США во Вьетнаме стало кошмаром. Через четыре года в Вашингтоне пришли к убеждению, что попали в болото, что вьетнамцы могут воевать на своей земле вечно, однако уйти с позором они не могли.

Было бы неверным считать, что в этом столкновении сошлись упрямые американцы и не менее упрямые вьетнамцы, вследствие чего конфликт затянулся на долгие годы. Обе стороны стремились решить вопрос в свою пользу: вьетнамцы за счёт истощения противника, американцы за счёт изменения внешней ситуации вокруг войны. В Вашингтоне делали определённый расчёт на то, что возникшие разногласия между СССР и КНР в конечном счёте перерастут в меджоусобицу и внимание от поддержки ДРВ будет отвлечено. США рассчитывали также на то, что вследствие ввода советских войск на территорию Чехословакии (1968 г.) у различных государств мира появится большее желание пользоваться американской защитой, а Москва увязнет в чехословацких событиях. Этот посыл тоже не оправдался.

Многочисленные инспекции, проведённые к тому времени Министерством обороны США, приводили к неутешительному заключению: бомбардировками проблема не решается. Восемь инспекционных поездок во Вьетнам, совершённых министром обороны Р.Макнамарой, заставили его сделать вывод: авиационные удары не приводят ни к уменьшению потоков людей с севера через 17-ю параллель, ни к ослаблению воли Ханоя воевать дальше [2].

Стало понятно, что войну не так-то легко закончить, а Вашингтон оказался в ловушке: завершить бое-

1 Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М.: Автор, 1996.

2 Manchester W. The Glory and the Dream. A Narrative History of America. 1932-1972. N.Y.: Bantam Books, 1975.

вые действия нужно было на закреплении положительного результата, но его не наблюдалось, а каждое новое усилие приводило к ответному усилию со стороны вьетнамцев. Расписаться в неспособности решить вьетнамскую проблему администрация США позволить себе не могла. Своего рода шоком для Америки стали события января 1968 г., когда бойцы Народного фронта освобождения Южного Вьетнама ворвались на территорию посольства США в Сайгоне и учинили там разгром.

Подтверждением несправедливости войны явился рост протестных движений в США, уклонения от службы, деморализация армии, непонимание целей и задач, рост пьянства и наркомании (в 1970 г. каждый пятый американский военный во Вьетнаме употреблял наркотики). По большому счёту американские военные оказались неготовыми вести войну в условиях отсутствия элементарного комфорта, что они пытались восполнить уходом от реальности.

Лицом войны стал садист - лейтенант Вооружённых сил США Колли, лично убивший больше сотни вьетнамцев.

Переговоры, которые начались практически с самого начала войны, шли с большими осложнениями и трудностями. Вице-президент США Г.Хэмфри от имени США потребовал прекращения военных действий Ханоем против Сайгона в качестве главного условия начала переговоров. Такая постановка вопроса, естественно, не устраивала северных вьетнамцев. В Вашингтоне даже склонялись к мысли признать любое правительство в Сайгоне, даже если оно впоследствии станет социалис-

тическим. Ханой требовал прекращения военных действий со стороны США и полного ухода американцев из Южного Вьетнама.

В целом обстановка вокруг Вьетнама складывалась таким образом, что каждая из действующих сторон пыталась развернуть ситуацию в свою сторону.

Во время визита А.Косыгина в Ханой (февраль 1965 г.) крупные силы Вьетконга напали на лагерь американцев вблизи южновьетнамского города Плейку. Президент Л.Джонсон приказал бомбить территорию ДРВ, когда там находился советский премьер. Эти бомбардировки настроили Косыгина против Джонсона, к которому он ранее относился доброжелательно. Китайцы со своей стороны информировали Соединённые Штаты, что они не несут никакой ответственности за действия Ханоя, где всё определяет Москва, и под этим предлогом отказались связывать себя излишними обещаниями.

В октябре 1972 г. начались переговоры в Париже с делегацией ДрВ. Генри Киссинджер описывает их как весьма необычные для американской дипломатии. Сложно было найти предмет переговоров, выяснить силы, которые подпадали под юрисдикцию соглашения, невозможно было определить линию разграничения между воюющими сторонами. Позиция США состояла в признании противником трёх вещей:

1. Недопустимости военного поражения США.

2. Недопустимости смены политической власти в Южном Вьетнаме с помощью военной силы.

3. Невмешательстве Соединённых Штатов Америки во внутренние дела Южного Вьетнама в случае вывода оттуда северовьетнамских войск [3].

Иными словами, США требовали в качестве предварительного условия вывода из Южного Вьетнама всех внешних сил - США и ДРВ. В Ханое, очевидно, не считали свои войска внешней силой.

Для Вашингтона ситуация усложнялась не на шутку: вьетнамцы упорно отстаивали свои позиции. На этих переговорах они доказывали свою самостоятельность и нежелание

быть ничьими марионетками - ни США, ни Китая, ни СССР. Переговоры шли долго, непросто и завершились подписанием 27 января 1973 г. мирного соглашения, в соответствии с которым американские войска два месяца спустя покинули Вьетнам. Оставшись в одиночку, марионеточная армия Южного Вьетнама стала терпеть поражения. 30 апреля 1975 г. пал Сайгон (позже переименованный в Хошимин).

В результате войны северные вьетнамцы захватили у США и южных вьетнамцев 550 танков, 1200 бронетранспортёров, 1100 самолётов, 500 вертолётов и 80 кораблей.

Майдан по-американски

Война породила в США весьма сильное протестное движение, которое началось сразу после бомбардировок территории Демократической Республики Вьетнам и отправки в Юго-Восточную Азию новых контингентов американских войск. Это движение усиливалось нерешённостью целого ряда внутренних социально-экономических проблем и в основной своей массе охватывало студенчество - людей, которые потенциально могли принять участие в становившейся всё более непопулярной войне. Недовольство ходом военных действий распространилось на весьма широкие слои общества и, по признанию советских исследователей, носило раздробленный характер [4].

Основной протест борьбы был направлен против призыва в армию. В различных американских городах

проводились конференции, на которых обсуждались меры противодействия военному решению вьетнамского вопроса.

К концу 1967 г. по стране действовало более 40 антипризывных организаций, стали возбуждаться дела против уклонистов.

21 октября 1967 г. состоялся так называемый поход на Пентагон, в котором приняли участие порядка 200 тыс. чел.

Сложно сказать, насколько сильное воздействие антивоенное движение оказывало на администрацию США. Но в любом случае она не могла всё это игнорировать, хотя и рассчитывала на чудо.

Когда в 1968 г. Р.Никсону, тогда ещё кандидату на пост президента США, министр обороны М.Лэйрд объяснил, почему США не могут выиграть войну во Вьетнаме, тот сказал, что не нужно говорить об этом общественности прямо. По его мне-

3 Kissinger H. American Foreign Policy. N.Y.: W.W.Norton&Co., 1974. P. 130.

4 История США. М.: Наука, 1987. Т. 4. 1945-1980. С. 370.

нию, говорить нужно будет прямо противоположное, чтобы «сохранить рычаг давления на переговорах с вьетнамцами». Такая тактика сделала Р.Никсона, пришедшего в Белый дом в качестве президента-миротворца, человеком, затягивающим войну.

Важно и другое: в Соединённых Штатах зрело понимание того, что война во Вьетнаме сковывает их действия на других важных направлениях своей политики, включая Ближний и Средний Восток.

Во вьетнамской войне было задействовано до 40% тактической авиации ВВС США и до 60% стратегической.

В результате глубоких раздумий патриарх американской дипломатии Г.Киссинджер пришёл к малоприятному для американского истеблишмента выводу, что после опыта Вьетнама «Америка узнала, что она не

обладает мощью для того, чтобы решать каждую проблему». «Мы знаем, что наше влияние не беспредельно» [5].

Вместе с тем было бы несправедливо утверждать, что именно проте-стные движения внутри страны вынудили Вашингтон прийти к необходимости закончить войну, а фактически согласиться с поражением. Здесь важную роль сыграли и иные факторы, одним из которых являлась позиция СССР. Москва твёрдо пообещала помогать народу Вьетнама. В первую очередь имелась в виду именно военная помощь [6]. И, наоборот, военная помощь со стороны США южновьетнамскому руководству, составлявшая около 1 млрд долл., растворялась подобно бризу в прибрежных джунглях. В 1973 г. США выделили в виде военной помощи порядка 2,2 млрд долл. Всё напрасно.

Неутешительные итоги

Через горнило войны прошло 2,5 млн американских военных и их союзников. По сути, они тоже стали её жертвами. Вьетнам подвергся страшному разрушению.

За годы войны на эту страну было сброшено 8 млн т бомб - почти втрое больше, чем авиация США сбросила в целом на всех противников за годы Второй мировой войны. Общий объём боеприпасов, обрушившихся за землю Индокитая, составил порядка 14 млн т.

Невозможно подсчитать, сколько людей пострадали от фосфора, на-

палма, дефолиантов, фугасных и фрагментных бомб.

«Эйджент Оранж», покрывавший кожу вьетнамцев незаживающими язвами и пузырями, также стал символом этой войны. Потери Вьетнама составили 1, 1 млн военнослужащих и около 2 млн гражданского населения.

Война нанесла и по Америке жестокий удар. В боях погибло и пропало без вести 58 тыс. чел., 303 тыс. получили ранения (150 - тяжёлые). Страшнее другая цифра: среди участвовавших в войне американских

5 Department of State Bulletin. 1975. December 15. Р. 842.

6 Заявление Советского правительства от 25 января 1972 г. // Известия. 1972. 26 января.

военных покончило жизнь самоубийством больше, нежели погибло в боях. В душах американцев поселился пораженческий «вьетнамский синдром», сковавший военную активность Америки более чем на 10 лет.

Война поставила крест на блоке СЕАТО: из него сначала вышел занятый своими делами Пакистан (1973 г.), затем Франция (1974 г.), а потом и Филиппины (1975 г.). Оставшись союзом на бумаге, он в 1977 г. окончательно прекратил своё существование.

Сегодня

По прошествии 50 лет после войны многое в Индокитае изменилось. Вьетнам представляет собой единое государство под руководством Коммунистической партии Вьетнама. Сложно складывались его отношения с коммунистическим Китаем. В период слабости китайцы отобрали у него Парасельские острова. В ответ Вьетнам сверг прокитай-ский режим в соседней Камбодже, на что КНР ответила широкомасштабным вооружённым вторжением в северные провинции Вьетнама весной 1979 г. Видимо, вспомнив американский опыт и опасаясь ответных действий СССР, китайцы поспешили покинуть территорию соседнего государства, но забрали острова Спрат-ли. Отношения между странами были восстановлены лишь в 1991 г.

Во Вьетнаме вовремя отказались от шаблонного копирования неудачного советского экономического опыта и провели мероприятия по либерализации торговли и экономики под государственным контролем. Вьетнам вступил в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и развивает с этими странами интенсивные связи.

После распада СССР коммунистическая угроза во многом перестала бередить умы американских политиков. В 1995 г. США восстановили дипломатические отношения с Вьет-

намом. С тех пор в страну зачастили американские официальные представители.

В 2000 г. Вьетнам посетил американский министр обороны У.Коэн, а в 2001 г. Президент США Б.Клинтон совершил символический «визит примирения» в Ханой. К середине 2003 г. США занимали уже 12-е место среди 60 стран - инвесторов Вьетнама, объём взаимного товарооборота достиг 5 млрд долл.

Однако особое внимание США уделяют развитию военно-политических контактов с Ханоем. Долгое время эти связи ограничивались только вопросами поиска погибших и пропавших без вести в годы войны американских солдат. Но с конца 2003 г. в этой сфере наметилось существенное изменение. Стимул ему дал первый после окончания войны во Вьетнаме визит министра обороны СРВ Фам Ван Тра в США, где он провёл переговоры с госсекретарём К.Пауэллом, министром обороны Д.Рамсфелдом и председателем Комитета начальников штабов ВС США генералом Р.Майерсом. По сообщениям американских СМИ, во время этого визита представители администрации Буша впервые подняли вопрос о предоставлении в аренду ВМС США военно-морской базы в Камрани, которая с апреля 1980 г. по май 2002 г. использовалась ВМФ России. Американцы не скрывали, что крайне заинтересованы в использо-

вании базы, имеющей глубоководную гавань, длинную взлётно-посадочную полосу и полезную площадь в 100 кв. км, что очень важно для нужд ВМС США и корпуса морской пехоты. Тем более что места эти американским военным хорошо знакомы - в период вьетнамской войны здесь располагался базовый комплекс экспедиционного корпуса США, а стратегические бомбардировщики В-52 отсюда летали бомбить Ханой. По мнению американских военных, расположение Камрани идеально для контроля над прилегающей акваторией Южно-Китайского моря.

«Разворот» американской политики в Тихоокеанскую зону (ТОЗ) привёл Вашингтон к активизации его деятельности по развитию двусторонних связей со странами региона. Вьетнаму при этом было уделено серьёзное внимание. В июле 2013 г. состоялся первый визит руководителя Вьетнама Чыонг Тан Шанга в США, между странами были установлены «всесторонние партнёрские отношения», включающие развитие взаимодействия в сфере экономики, торговли, науки и техники, обороны и безопасности. Но американцы были бы не американцами, если бы остановились на этом. В марте 2015 г. они потребовали от Вьетнама прекратить доступ российской авиации к военной базе Камрань, сославшись на события в далёкой от Вьетнама Украине.

Сегодня, наверное, только ленивый не говорит о повышении роли ТОЗ в мировых делах, и США намереваются играть в этом обширном и наиболее динамично развивающемся регионе лидирующую роль. Отсюда перенос деловой активности в ТОЗ

и движение капитала, подкрепляемое позицией силы. В США меняют соотношение военных сил, военных группировок, перебрасывая отдельные части и соединения армии, авиации и ВМС с Атлантического направления на Тихоокеанское. О своей лидирующей роли в регионе всё громче заявляет и Пекин. И у него есть также весомые основания - самая крупная азиатская экономика, доминирование в международных и региональных организациях, вооружённые силы, создающие свои базы, и сильный военно-морской флот.

Пока соперничество США и КНР в ТОЗ носит относительно мягкий характер. Но развитие событий, динамика экономических и политических связей позволяет прогнозировать медленный, но уверенный рост влияния Пекина. И дело даже не в том, что для Китая страны Азии ближе с социокультурной, традиционалистской и иных точек зрения, нежели для США. Китай с его тысячелетней историей никуда не спешит: шаг за шагом с непреклонной настойчивостью прибирает к рукам то, что никто не использует, создавая экономический базис в отношениях со всеми странами ТОЗ. Китай на сегодня - крупнейший инвестор в ТОЗ, создаёт зоны свободной торговли. Соединённые Штаты, существующие как государство по сравнению с Китаем относительно короткий исторический срок, всегда старались действовать динамично и в силу этого торопятся побыстрее достичь результата. Но быстро - необязательно успешно.

Есть и другой фактор, который в определённой степени на руку китайцам. Китай глубоко или вовсе не

вовлекается в различные военно-политические игры на других направлениях, не выстраивает политические союзы, коалиции государств, не осуществляет масштабных программ военной помощи, вооружённых вторжений.

«Медленная сила» - вот его базовый принцип. А по сути, в зоне ТОЗ он везде - в Азии, Северной и Южной Америке, Австралии и даже Новой Зеландии. Он тихо спонсирует выгодные для себя проекты, разрабатывает месторождения ископаемых, перехватывает, где может, технические новинки.

Вашингтон берёт на себя повышенные обязательства: Афганистан, Сирия, Ирак, борьба с иранской ядерной программой, на которую, наверное, было истрачено не меньше денег, чем на саму ядерную программу. Теперь вот Европа, теряющая свой авторитет в мировых делах, долю в экономике, борьба против России, которую считают главным виновником того, что украинское руководство не может справиться с нахлынувшими на него проблемами внутреннего развития.

И, наконец, третье преимущество Китая в том, что он не несёт странам региона каких-то идеологических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рецептов, а его коммунистическая идеология, в отличие от периода Мао Цзэдуна, перестала быть предметом экспорта. Америка пока не свободна от этого.

Сложно сказать, станет ли в этом плане Вьетнам своего рода лакмусовым тестом соперничества, поскольку его руководство всегда проявляло высокую степень самостоятельности. 23 февраля нынешнего года президент Б.Обама, принимая в Белом доме от посла Социалистической Республики Вьетнам в США Фам Ку-анг Виня верительные грамоты, подчеркнул, что установление отношений всеобъемлющего партнёрства между двумя странами во время визита Чыонг Тан Шанга создало условия для дальнейшего развития взаимодействия США и Вьетнама. Американский президент выразил пожелание продолжить развитие двустороннего сотрудничества в решении региональных вопросов, подъёме отношений партнёрства между двумя странами на новую высоту, в совместном завершении переговоров по соглашению о транстихоокеанском партнёрстве и активизации общих интересов относительно стабильности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Вместе с тем США, как показывает опыт их внешней политики, выстраивая отношения с любой страной, не допускают, чтобы она взаимодействовала бы на таком же, а уж тем паче на более высоком уровне с третьей стороной. Это наглядно проявилось на днях и в отношении Вьетнама, когда госдеп США в ультимативном порядке потребовал от Ханоя прекратить сотрудничество с Россией по использованию её самолётами и кораблями базы в бухте Камрань.

Во Вьетнаме это требование США расценили как вмешательство во внутренние дела страны. «Россия - стратегический партнёр Вьетнама. Мы развиваем наше сотрудничество в военно-технической сфере, и одним из его элементов является предоставление аэродрома базы Камрань для посадки рос-

сийских самолётов-заправщиков» - так отреагировал на указание США полковник Ле Тхе Мау, один из руководителей Института военной стратегии Министерства обороны Вьетнама. Российский премьер Д.Медведев подтвердил эти слова, назвав Вьетнам стратегическим партнёром России.

В Ханое также подчёркивают, что американские требования неуместно звучат сегодня, когда во Вьетнаме отмечают 50-летие начала войны с США. Да, Вьетнам в рамках официально принятой многовекторной внешнеполитической доктрины отводит развитию своих отношений с США достаточно важное место. Однако в стране не забывают и о том, к чему ведёт американское присутствие.

ДобрынинА.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США

(1962-1986 гг.). М.: Автор, 1996. - 688 с. [Dobrynin A.F. Sugubo doveritel'no. Posol v Vashingtone pri shesti prezidentakh SSHA (19621986 gg.). M.: Avtor, 1996. - 688 s.] Заявление Советского правительства от 25 января 1972 г. // Известия. 1972. 26 января.

[Zayavlenie Sovetskogo pravitel'stva ot 25 yanvarya 1972 g. // Izvestiya. 1972. 26 yanvarya.]

История США. Т. 4. 1945-1980. М.: Наука, 1987.

[Istoriya SSHA. Tom 4-j. 1945-1980. M.: Nauka, 1987.]

Department of State Bulletin. 1975. December 15.

Kissinger H. American Foreign Policy. N.Y.: W.W.Norton&Co., 1974.

Manchester W. The Glory and the Dream. A Narrative History of America. 1932-1972. N.Y.: Bantam Books, 1975.

Библиография

Подписка на 2015 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬввговг» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

V

47653 — на полугодие 36789 — на год

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.