Научная статья на тему 'Политика сша в отношении Республики Вьетнам в 1973-1975 гг. Как один из главных факторов падения режима Нгуен Ван Тхиеу'

Политика сша в отношении Республики Вьетнам в 1973-1975 гг. Как один из главных факторов падения режима Нгуен Ван Тхиеу Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1119
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ ВЬЕТНАМ / США / ИНДОКИТАЙ / ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА / SOUTH VIETNAM / UNITED STATES / INDOCHINA / VIETNAMESE WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Валерий Владимирович

Статья посвящена политике США в отношении Южного Вьетнама в 1973-1975 гг. Подписание Парижских соглашений в 1973 г. привели к выводу войск США из Индокитая, но позволили Северному Вьетнаму сохранить своё присутствие в Южном Вьетнаме. Правительство США активизировало мирные инициативы в Индокитае. Конгресс и активные антивоенные настроения привели к серьёзному сокращению военной и экономической помощи США Южному Вьетнаму. Весной 1975 г. Вьетнамская Народная Армия развернула широкомасштабное наступление, которое завершилось захватом Сайгона коммунистическими силами 30 апреля 1975 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to politic of United States toward South Vietnam during 1973-1975. The 1973 Paris peace accords resulted in the in the withdrawal of U.S. military forces but allowed North Vietnamese troops to remain in the South Vietnam. The U.S. government intensified pacification efforts in Indochina. Congress and firm antiwar sentiment sharply reduced military and economic aid to South Vietnam. In spring1975, VNA launched its massive offensive, and Saigon fell to communist forces on 30 April 1975.

Текст научной работы на тему «Политика сша в отношении Республики Вьетнам в 1973-1975 гг. Как один из главных факторов падения режима Нгуен Ван Тхиеу»

УДК 94"1973/1975"+327(091)

Иванов В. В.

ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ В 19731975 гг. КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ ПАДЕНИЯ РЕЖИМА НГУЕН ВАН ТХИЕУ

Статья посвящена политике США в отношении Южного Вьетнама в 1973-1975 гг. Подписание Парижских соглашений в 1973 г. привели к выводу войск США из Индокитая, но позволили Северному Вьетнаму сохранить своё присутствие в Южном Вьетнаме. Правительство США активизировало мирные инициативы в Индокитае. Конгресс и активные антивоенные настроения привели к серьёзному сокращению военной и экономической помощи США Южному Вьетнаму. Весной 1975 г. Вьетнамская Народная Армия развернула широкомасштабное наступление, которое завершилось захватом Сайгона коммунистическими силами 30 апреля 1975 г.

Ключевые слова: Южный Вьетнам, США, Индокитай, вьетнамская война.

Окончание военной интервенции Соединённых Штатов и их союзников из Индокитая в 1973 г. не стали завершением длительного вооружённого конфликта, развернувшегося в начале 1960-х гг. между правительством Республики Вьетнам (с 1967 г. его возглавлял Нгуен Ван Тхиеу) и коммунистическим Национальным Фронтом Освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), который активно поддерживала

Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам). Вьетнам, получивший независимость после восьмилетней

колониальной войны с Францией, продолжал оставаться страной, разделённой на враждующие Север и Юг. Ситуация осложнялась тем, что гражданская война на Юге в середине 1960-х гг. трансформировалась в весьма интенсивный участок противостояния социалистического и капиталистического лагерей. Южновьетнамские коммунистические силы и ДРВ получали широкую военную и экономическую помощь из СССР и Китая. Режим Нгуен Ван Тхиеу опирался на поддержку США и их союзников. К положению в Индокитае было приковано внимание мировой общественности.

Вывод американских войск из Южного Вьетнама, подписание Парижских соглашений накладывали определённые обязанности на Вашингтон, как на главного инициатора широкомасштабной агрессии в Индокитае. В первую очередь, это вынудило Вашингтон кардинально изменять свою политику в отношении своих союзников в Южном Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Постепенное ослабление интереса

Соединённых Штатов к событиям в странах Индокитая объяснялось целым рядом обстоятельств. В конце 1960-х гг.

американские военные и политики убедились в невозможности достижения победы США во вьетнамской войне. Огромные затраты на ведение интервенции и поддержку своих союзников в странах Индокитая привели к кризисным явлениям в экономике Америки, в стране росло антивоенное движение. Провал широкомасштабной агрессии в Южном Вьетнаме, Лаосе, Камбодже серьёзно подорвал международный престиж США.

Перед администрацией Р. Никсона стоял ряд очень сложных внешнеполитических задач:

Во-первых, добиваться от противоборствующих сторон выполнения условий Парижских соглашений, используя ненасильственные методы. Сделать это было чрезвычайно сложно. Американские политики и военные понимали, что вывод войск США из Южного Вьетнама кардинально изменил баланс сил в пользу прокоммунистического НФОЮВ и ДРВ постарается этим воспользоваться. Таким образом, Вашингтон серьёзно рассматривал вариант возобновления боевых действий во всем Индокитае, где роль наступающей стороны будут играть коммунистические силы.

Во-вторых, Р. Никсон в полной мере осознавал, что прекращение помощи Республике Вьетнам неизбежно приведёт её к поражению. Этого Вашингтон не мог допустить, т.к. падение Сайгона означало бы утрату для Америки не только Южного Вьетнама, но и всего Индокитая. Советник президента по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджер утверждал: «Мы твёрдо верили, что у нас есть право - более того, обязанность защищать соглашение, ради которого умерли 50 тысяч американцев. В противном случае любое мирное

соглашение с Соединёнными Штатами было бы юридическим эквивалентом

капитуляции»1.

В-третьих, администрация США понимала, что падение режима Нгуен Ван Тхиеу серьёзно подорвёт авторитет и престиж Америки в глазах американской общественности, союзников Соединённых Штатов.

В-четвертых, попытки Вашингтона оказать давление на ДРВ и прокоммунистическое Временное Революционное Правительство Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ), официально представлявшее НФОЮВ с 1969 г., через СССР, КНР закончились неудачей.

В-пятых, Белый дом понимал, что международная обстановка, сложившаяся в 1974 г., крайне не благоприятствует новому американскому вооружённому вмешательству в индокитайский конфликт. Большинство европейских капиталистических государств и стран-участниц Движения неприсоединения считали, что политический путь является единственным в разрешении индокитайского конфликта, однако с какими-либо инициативами в данный период не выступали за исключением предложений о посредничестве. ООН и другие международные объединения после вывода из Южного Вьетнама войск интервентов стали проявлять определённую пассивность в ускорении процесса нормализации обстановки в странах Индокитая и вокруг них. По всей вероятности, эти организации посчитали свою задачу выполненной.

В-шестых, США не могли продолжать оказывать военную и финансовую помощь Южном Вьетнаму в прежнем объёме в силу собственных экономических проблем. Кроме того, в 1973-1974 гг. Америка активно поддерживала Израиль, Чили, ЮАР и др.

В этих условиях Вашингтон был вынужден использовать исключительно политические шаги. Первоначально Никсон через неофициальные каналы предлагал лидерам ДРВ предоставление 3,25 млрд. долл. для восстановления хозяйства и гуманитарные поставки на общую сумму 1,5 млрд. долл.2 Этим США пытались возобновить диалог с Ханоем и получить убедительные гарантии прекращения

военной помощи НФОЮВ. Однако в июле 1973 г. Конгресс отказался поддержать предложение президента об инвестициях ДРВ. В конечном счёте, Никсон отказался от своих обещаний, мотивируя это началом переброски крупных контингентов Вьетнамской Народной Армии (регулярные Вооружённые силы ДРВ, ВНА) в Южный Вьетнам.

В соответствии с условиями Парижских соглашений, в 1973 г. корабли 7-го флота США приступили к уничтожению минных заграждений в территориальных водах ДРВ. Для этого было сформировано 78-е оперативное соединение под общим руководством командующего минно-тральными силами контр-адмирала Макколи. Операция под кодовым наименованием «The End Sweep» продолжалась с февраля по июль 1973 г. Несмотря на активное траление полностью ликвидировать минную угрозу в Тонкинском заливе не удалось3.

С другой стороны, Р. Никсон дал сай-гонским лидерам твёрдые гарантии, что, если северовьетнамцы нарушат мирное соглашение, он немедленно предпримет силовые меры в отношении НФОЮВ и ДРВ. В непосредственной близости от побережья Южного Вьетнама курсировала эскадра 7-го флота США, которая при каждом удобном случае поддерживала южновьетнамские войска огнём корабельной артиллерии и авиацией. На американских базах на Филиппинах, Таиланде, о. Гуам продолжала находиться значительная группировка Военно-Воздушных Сил. Вопреки Парижским соглашениям продолжались бомбардировки территории Камбоджи, разведывательные самолёты ВВС США совершали рейды севернее 17-й параллели. Данный курс Вашингтон объяснял следующими целями:

- поддержать действия камбоджийской правительственной армии;

- предупредить Ханой, что удары по ДРВ возобновятся в случае начала ВНА враждебных акций в районе демилитаризованной зоны;

- продемонстрировать администрации Южного Вьетнама готовность США поддержать Сайгон военной силой в случае необходимости.

1 Цит. по: Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, -

1997. С. 632. 3Доценко В. Д., Моцак М. В. Атака у берегов Синая. Бо-

2Herring G. America's Longest War. N.Y.: Mc. Graw-Hill. евое применение флотов после 1945 г. СПб.:

Inc., 1996. P. 288. ООО «Галея Принт», 2000. С.62-63.

Американский ОКНШ (Объединённый комитет начальников штабов) получил распоряжения приступить к разработке плана действий в случае возобновления вооружённого конфликта в Южном Вьетнаме. Тем не менее, новое военное вмешательство США в Индокитае так и не состоялось.

29 марта 1973 г. было упразднено военное командование США в Южном Вьетнаме, MACV (Military Assistance Command Vietnam). В апреле была образована специальная американская Группа по оказанию поддержки (U.S. Support Activities Group) под командованием генерала авиации Вогта. Группа располагалась в г. Нанхон Фаном (Таиланд)4. Её главными задачами являлись:

1. Ведение разведки в районах, где находилась «Тропа Хо Ши Мина» - система главных транспортных магистралей Народных Вооружённых Сил Освобождения (НВСО) и Вьетнамской Народной Армии.

2. Планирование и координация действий американских ВВС, дислоцировавшихся в Таиланде и в западной части Тихого океана, и ВВС Южного Вьетнама.

Кроме того, Группа по оказанию поддержки занималась разработкой операций авиации США в Камбодже, сотрудничая с Кхмерским центром управления воздушной поддержки (Khmer Direct Air Support center)5.

В 1973 г. была сформирована специальная группа (50 чел.) во главе с генерал-майором Дж. Е. Мюрреем, располагавшаяся на базе ВВС Таншоннят. Её основной задачей было наблюдение и изучение действий южновьетнамской правительственной армии. Кроме того, группа Мюррея занималась мониторингом американских представителей, занимавшихся обучением сайгонских военных и поставками вооружения Сайгону6. 199 гражданских специалистов, заключивших контракты с компанией «Lear Sigler Incorporated» и 2 - с «Loсkheed», осуществляли техническое обслуживание самолётов ВВС Южного Вьетнама7.

Весной 1973 г. группа генерала Вогта получила директиву от командующего вооружёнными силами США на Тихом океане планировать два варианта контрмер в случае

4 Nalty A. Air War over South Vietnam 1968-1975. Wash. D.C.: Air Force History and Museums Program United States Air Force, 2000. P. 403.

5 Ibid. P. 405.

6 Ibid. P. 405.

7 Ibid. P. 405.

вторжения Вьетнамской Народной Армии в Южный Вьетнам. При таком развитии событий генерал Вогт получал право использовать соединения ВВС, авиацию ВМС и корпуса морской пехоты США. Эти силы должны были в течение 20 дней наносить удары по территории ДРВ8. Пентагон не одобрил план Вогта по следующим причинам:

1. Развёртывание масштабных операций потребовало бы вновь сосредоточить американские подразделения ВВС в Бьенхоа и Дананге.

2. Сконцентрировать группы авианаводчиков и авиадиспетчеров в Дананге и Нанхон Фаноме.

3. Назначение офицеров ВВС в южновьетнамский центр Тактического Воздушного контроля.

4. В предполагаемой операции планировалось задействовать 268 офицеров, 2535 сержантов и солдат ВВС, 177 гражданских специалистов9.

Президент Р. Никсон осознавал непрочность соглашений, подписанных в Париже, и всячески стремился укрепить веру Нгуен Ван Тхиеу в США10. Вашингтон обещал Сайгону продолжать оказывать в полном объёме экономическую и военную помощь. В 1973 г. на совещании в Сан-Клементе, американский лидер заявил, что если ДРВ нарушит Парижские соглашения, Южный Вьетнам может «рассчитывать на нас»11. Ещё в октябре 1972 г. в рамках операции «Enhance Plus» американские военные передали сайгонской армии вооружения и оборудования на общую сумму 2 млрд. долл.12 В стране в качестве советников находились 9 тыс. военнослужащих армии США, аккредитованных, «как гражданские специалисты»13.

Тем не менее, новая интервенция США в Индокитае не состоялась. Стратегические провалы Белого дома в Юго-Восточной Азии, рост антивоенного движения, падение престижа США на международной арене и ряд других факторов сделали продолжение американской интервенции в Южном Вьетнаме, Лаосе и

8 Ibid. P. 405.

9 Ibid. P. 404.

10Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М.: Новости, 1992. С.399-400.

11 Herring G. America's Longest War ... P. 287.

12 Willbanks J.H. Vietnam War Almanac. Facts on File, Inc, 2009. P. 419.

13Herring G. America's Longest War . P. 288.

Камбодже невыгодным для Белого дома. Кроме того, во время пребывания у власти администрации Никсона обозначились признаки падения престижа и влияния института президента. На рубеже 1960-1970-х гг. активизировалась деятельность Конгресса. Тупик в Индокитае подтолкнул ряд сенаторов и членов палаты представителей к действиям, направленным на ограничение власти президента в таких сферах, как военные полномочия, использование бюджетных ассигнований для внешнеполитических целей.

В 1972 г. был принят закон Кейса-Заблоцки, в соответствии с которым госсекретарь от лица администрации обязан предоставить Конгрессу текст любого международного соглашения, одной из договаривающихся сторон которого являются США, не позднее чем через 60 дней после того, как оно вступило в силу в отношении Америки. В июне 1973 г. Конгресс принял постановление о запрете финансирования боевых полётов над территорией Лаоса, Камбоджи.

1 июля 1973 г. Конгресс принял поправку председателя сенатского комитета по иностранным делам у. Фулбрайта, в которой особо подчёркивалось: «15 августа 1973 г. или после этой даты никакие фонды, ассигнованные настоящим, ранее или в последующем не могут быть предназначены или израсходованы для финансирования участия вооружённых сил Соединённых Штатов в военных действиях на территории или в воздушном пространстве, или у берегов Северного Вьетнама, Южного Вьетнама, Лаоса или Камбоджи»14.

Эта поправка вошла в совместную бюджетную резолюцию Конгресса 1973 г. и стала законом. 7 ноября 1973 г. Конгресс принял объединённый документ «War Powers Resolution» (87 Stat. 555-560), ограничивающий возможности президента в вопросах использования силы15. США фактически продемонстрировали намерение соблюдать условия соглашений даже в случае их нарушения. При обсуждении Билля об оказании помощи Сайгону в 1974 г. Белый дом запросил на это 1,6 млрд. долл. Однако Конгресс сократил сумму до 1,126 млрд. долл.16

Следует учесть, что с момента образования Республики Вьетнам в 1954-1955 гг. Сайгон получал значительную финансово-экономическую помощь США. В период американской интервенции 1964-1973 гг. её объёмы постоянно возрастали. Кроме Америки, Южному Вьетнаму предоставили широкую материальную поддержку ещё около 30 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Это не могло не порождать у правительства Нгуен Ван Тхиеу настроений иждивенчества. Постоянная уверенность в получении щедрых инвестиций отучала действовать самостоятельно и эффективно при распределении ресурсов. Реализация программ иностранной помощи резко активизировала деятельность посреднических элементов в Южном Вьетнаме; в управленческих структурах всех уровней невиданных масштабов достигла коррупция.

Значительное сокращение военной и финансовой помощи США крайне негативно отразилось на состоянии Вооружённых Сил Республики Вьетнам. Критическая ситуация сложилась в ВВС Южного Вьетнама. По данным разведки ВНА, только 30 % лётчиков полностью соответствовали полётным требованиям; из 1800 самолётов 1100 были исправны. Особенно негативно отразился на боеспособности авиации недостаток керосина и запчастей. Во второй половине 1973 г. в 2 раза сократилось обеспечение горючим17. В 1974 г. по сравнению с 1973 г. объёмы топлива сократились на 30 % 18. Вследствие этого число операций ВВС уменьшилось на 50 % 19. Это не позволило южновьетнамской авиации наносить удары по объектам «Тропы Хо Ши Мина» в основной период её реконструкции в 19731974 гг.

По мнению генерал-лейтенанта армии США Ф. Дэвидсона: «Американцы научили союзников воевать «по-американски», то есть вести технологичные боевые действия с упором на применение авиации и вертолётов, не жалеть боеприпасов и ГСМ.. .»20.

В 1973 г. американская кампания «Lear Sigler Incorporated» развернула программу подготовки специалистов для ВВС Южного Вьетнама. Только в Нячанге было открыто шесть школ по обучению пилотированию,

14 Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме. М.: Изографус, Изд-во ЭКСМО, 2002. С. 717.

15 Kutler S. I. Encyclopedia of the Vietnam War. N.Y.: Simon and Schuster Macmillan, 1996. P. 620.

16 Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме ... С. 717.

17 Hoang Van Thai How South Viet Nam was Liberated. Ha Noi: The Gioi Publishers, 2005. P. 95.

18 Wiest A. Vietnam's Forgotten Army. N.Y.: New York City, 2008. P.418.

19 Herring G. America's Longest War. ... P. 291-293.

20Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме. ... С. 722.

техническому обеспечению, средствам связи, электронике, английскому языку и т.д. Тем не менее многие офицеры младшего и среднего звена, сержанты не прошли курса подготовки по причине значительного сокращения программ; число полётов было урезано вследствие нехватки запчастей и горючего.

В 1974 г. южновьетнамское командование планировало отправку на обучение за рубеж, главным образом в США, 1200 военнослужащих ВВС. На эти цели предполагалось выделить 30 млн. долл.21 Вследствие сокращения финансирования осуществить этот проект не удалось.

Вследствие нехватки запчастей, низкого уровня эксплуатации техники мобильность частей южновьетнамской армии, сократилась с 70 % до 50 %22. По мнению Као Ван Виена, вышеуказанные причины привели к невозможности использовать 4 тыс. автомобилей, ранее переданных сайгонским войскам армией США23.

Большой проблемой армии Южного Вьетнама продолжал оставаться острый недостаток боеприпасов: артиллерийские и миномётные батареи получали меньше снарядов и мин; выдача патронов сократилась на 50 %24. В начале 1975 г. вследствие снижения поставок США стратегические запасы боепитания сайгонских войск, рассчитанные на 60 дней, уменьшились почти на 50 % 25. По оценкам австралийских специалистов, по сравнению с периодом индокитайской войны 1965-1972 гг., в конце 1974 г. дневная норма расхода боеприпасов южновьетнамскими войсками выглядела следующим образом: 1,6 винтовочных патронов в день (13 во время интервенции США), 10,6 пулемётных патронов (165 - во время интервенции), 1,3 миномётных мин (16,9 - во время интервенции), 6,4 снарядов к 105 мм гаубицам (36,5 - во время интервенции)26. По определению Ван Тиен Зунга: «Нгуен Ван Тхиеу оказался вынужден вести войну как бедняк. Огневая мощь противника

21Nalty A. Air War over South Vietnam 1968-1975. P. 405.

22Ibid. P. 722.

23Vo Nguyen Giap The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory. Ha Noi.: The Gioi Publishers, 2005. P. 418.

24Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме. ... С. 723

25 Wiest A. Vietnam's Forgotten Army. Heroism and Betrayal in ARVN. ... P. 418.

26 Ham P. Vietnam: the Australian War. Harper Collins

Publishers, 2007. P. 587.

упала примерно на 60 %... подвижность снизилась вдвое»27.

Управление военного атташе США в Сайгоне провело собственное обследование и пришло к выводу, что сокращение помощи Америки поставили многих военнослужащих в безнадёжное положение. Управление сделало вывод: «Личный состав Вооружённых Сил Южного Вьетнама поставлен на грань выживания, что пагубно влияет на боеспособность войск. Ежедневная борьба за существование... вызывает снижение боевых качеств частей, чего допускать нельзя, поскольку в противном случае вооружённые силы страны утратят способность сражаться»28.

Вывод войск интервентов из Индокитая в 1969-1973 гг. весьма негативно отразился и на морально-психологическом состоянии армии Южного Вьетнама. Полковник армии США Кемпер, советник при штабе 1-й пехотной дивизии, признавал: «Моральный дух вьетнамцев после вывода войск США серьёзно упал. Они чувствовали, что мы их бросили. Я думаю, что это ощущение пронизало все эшелоны от солдат до генералов»29.

Низкий уровень боеспособности Вооружённых Сил Республики Вьетнам признавали некоторые старшие офицеры южновьетнамской армии. Полковник Нгуен Ван Тхо, захваченный в плен во время интервенции в Лаос в 1971 г., на вопрос, как долго продержится сайгонская армия после вывода войск США из Индокитая, ответил: «Всего два года»30.

После скандальной отставки Р. Никсона в 1974 г., вследствие «уотергейтского скандала», новый президент Дж. Форд утверждал, что поддержка США Сайгона будет адекват-ной31. Эта точка зрения подкреплялась тем обстоятельством, что позиция Конгресса вызвала негативную реакцию той части общественности Америки, которая выражала уверенность в сохранении у власти в Южном Вьетнаме режима Нгуен Ван Тхиеу.

16 октября 1974 г. журнал «Newsweek» сообщал: «Многие вьетнамские и американ-

27 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого. М.: Военн. изд-во, 1980. С. 20.

28 Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме ... С. 723.

29 Wiest A. Vietnam's Forgotten Army. Heroism and Betrayal in ARVN ... P. 234.

30 Vo Nguyen Giap The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory ... P. 104.

31Vo Nguyen Giap The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory ... P. 417.

ские представители военных кругов. несмотря на успехи. возмущены сокращением помощи и выражают уверенность, что Южному Вьетнаму будет трудно удержаться на такие ограниченные финансовые средства»32. Тем не менее, после проведения очередных президентских выборов в Сайгоне «Newsweek» признавал: «Тхиеу при существующем положении дел будет сложно убедить конгресс США в том, что он заслуживает большей военной помощи, чем получает»33.

В конце 1974 г. положение режима Нгуен Ван Тхиеу серьёзно ухудшилось. В декабре НВСО-ВНА внезапными ударами овладели городами Фуоклонг и Донлуан. Эта операция была своеобразной проверкой решимости США защищать Южный Вьетнам. Несмотря на заявления, сделанные ранее, Вашингтон проявил безразличие к захвату Фуоклонга - нарушению соглашения о прекращении огня; не последовало никакой реакции со стороны других государств. Министр обороны ВРП РЮВ Чан Нам Чунг сделал вывод: «Конечно, мы не исключали полностью возможность американского вмешательства, но мы были убеждены, что баланс сил был решительно в нашу пользу, и что мы будем в состоянии нанести новое поражение американской интервенции»34.

США, в связи с захватом г. Фуоклонга, произвели ряд военных приготовлений. Из американской базы ВМС Субик-Бей (Филиппины) к побережью Южного Вьетнама направилась эскадра 7-го флота, имевшая в составе авианосец «Энтерпрайз», крейсер «Лонг Бич», эсминцы. 3-я дивизия корпуса морской пехоты, дислоцировавшаяся в Японии, была приведена в состояние повышенной боевой го-товности35.

Тем не менее, фактическое нарушение южновьетнамскими коммунистами условий Парижского соглашения 1973 г. не привело к конкретным жёстким ответным действиям со стороны Америки. Министр обороны США Шлезингер утверждал, что захват Фуоклон-га - «это ещё не массированное наступление

32 Бицадзе А. А. Агрессия США и американская буржуазная пресса. М.: Наука, 1988. С. 123.

33 Там же. С.123.

34 Chanda N. Suddenly last spring / / Far Eastern Economic Review. 12.09. 1975. P. 35.

35 Hoang Van Thai How South Viet Nam was Liberated.

Ha Noi: The Gioi Publishers, 2005. P. 140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северного Вьетнама»36. Посол Соединённых Штатов Г. Мартин в личной беседе с Нгуен Ван Тхиеу заявил: «Американское вмешательство пока нецелесообразно»37.

Премьер-министр ДРВ Фам Ван Донг дал собственную оценку действиям США и лично Дж. Форду после вышеуказанных событий: «Он самый слабый президент в американской истории; народ не выбирал его. Мы испытали решимость Форда, атаковав Фуоклонг... Когда Форд сохранил свои Б-52 в их ангарах, наше руководство решилось на крупное наступление против Южного Вьет-нама»38. Таким образом, Ханой убедился, что США не решатся на новое военное вторжение в Индокитае. Последующие события подтвердили справедливость выводов, сделанных правительством ДРВ и ВРП РЮВ.

В марте 1975 г. войска НВСО-ВНА развернули широкомасштабное наступление в Южном Вьетнаме. Внезапными ударами они нанесли ряд серьёзных поражений сайгон-ской армии на Центральном плато (Тэйнгу-ен). В течение месяца коммунистические силы установили контроль над шестью провинциями, овладели рядом морских портов Юга -Хюэ, Дананг, Нячанг, Камрань. Правительство Нгуен Ван Тхиеу, командование южновьетнамской армии продемонстрировали полную неспособность в принятии мер по стабилизации обстановки в стране. Сайгон оказался на грани катастрофы.

В начале апреля 1975 г. НВСО-ВНА временно прекратили наступательные действия. Северовьетнамское командование занялось перегруппировкой войск и подготовкой штурма столицы Южного Вьетнама. Вашингтон и Сайгон получили небольшую паузу для организации решительных мер по отражению коммунистических сил.

Победы ВНА-НВСО в марте 1975 г. ошеломили руководство США. Тем не менее, Белый дом воздержался от принятия срочных мер по стабилизации положения в Южном Вьетнаме. Личная переписка между президентами только подтвердила двойную игру, которую вёл американский лидер. 22 марта Дж. Форд в письме Нгуен Ван Тхиеу утверждал: «Нападение войск Северного Вьетнама

36 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого. М.: Военн. изд-во, 1980. С. 25.

37 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого . С. 25.

38Summers H. G. Historical Atlas of the Vietnam War. N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1995. P. 192.

на вашу страну - величайшее беспокойство для каждого. Для США эта проблема не менее критическая. Я персонально решил, что американцы защитят Вьетнам в этот решающий час с намерением выполнить долг США в этом случае. Я близко принимаю развитие событий и горячо обсуждаю со своими заместителями те действия, которые мы должны предпринять в этих обстоятельствах и так, как позволяет закон»39. Однако Вашингтон был явно не расположен вмешиваться в конфликт.

23 марта Нгуен Ван Тхиеу обратился к Форду с очередной просьбой о военном вмешательстве США: «Господин президент. В эту решающую минуту, когда Южный Вьетнам в опасности и мир под серьёзной угрозой, я имею честь попросить правительство США выполнить своё обещание. Первое, приказать осуществить бомбардирование Б-52 по местам дислокации вражеских войск и тыловых баз в районах, пограничных с Южным Вьетнамом. Второе, оказать всю необходимую помощь по отражению нападения. Господин президент, я обращаюсь к Вашему превосходительству, к доверию к американской внешней политике, и особенно к совести Соединённых Штатов. Я благодарю вас за демонстрацию решимости действием выполнить своё обещание»40.

Белый дом не отреагировал на это послание. 28 марта правительство Форда отправило несколько ранее зафрахтованных японских торговых судов в сопровождении американских военных кораблей для эвакуации из Дананга граждан США.

Тяжёлое положение режима Нгуен Ван Тхиеу было настолько очевидным, что американские СМИ не скрывали успехов наступления коммунистических сил в Индокитае весной 1975 г. 24 марта журнал «U.S. News and World Report», оценивая ситуацию в Южном Вьетнаме, признавал: «Вьетконги прорвали фронт атаками. на всём протяжении от Дананга до дельты Меконга. У них три основные цели: захватить как можно больше территории, деморализовать армию и народ Южного Вьетнама, заставить США прекратить поставки Сайгону»41.

Несмотря на трагизм положения, в начале апреля в Южный Вьетнам для изуче-

ния военной ситуации прибыл начальник штаба сухопутных войск США генерал Уианд. После инспекции сайгонской армии он рекомендовал создать линию обороны в районе Фанранга. К побережью Южного Вьетнама прибыли четыре американских транспорта и авианосец «Хенкок»42. Пентагон также ускорил доставку вооружения из Таиланда, но это не могло спасти ситуацию. Предотвратить поражение Республики Вьетнам было невозможно. В сложившейся ситуации, Белый дом мог предпринять только политические шаги, чтобы сохранить собственный престиж в глазах союзников.

10 апреля 1975 г. Дж. Форд запросил Конгресс и Сенат выделить 722 млн. долл. на оказание военной поддержки Сайгону, но получил отказ43. Весной 1975 г. президент предоставил из своего фонда средства на осуществление операции «Baby Lift» по эвакуации из Южного Вьетнама в США 2 тыс. детей-сирот44. Данная акция была успешно завершена.

В начале апреля США предложили ДРВ либо вновь созвать Парижскую конференцию для изучения ситуации во Вьетнаме, либо использовать другие возможности для создания на Юге нейтрального коалиционного правительства. В противном случае американцы обещали применить силу. На предложение Вашингтона Ханой ответил отказом, т.к. был твёрдо уверен в том, что США не окажут прямой военной помощи Сайгону.

Глава отделения ЦРУ в Южном Вьетнаме Т. Полгар предложил сместить Нгуен Ван Тхиеу. По его мнению, свержение непопулярного президента могло стать основанием для нового витка переговоров с ДРВ. Однако эту идею отверг директор ЦРУ У. Колби45. В обстановке широкомасштабного наступления коммунистических сил смена президента могла иметь фатальные последствия.

Новый виток дебатов в Белом доме по поводу предоставления Нгуен Ван Тхиеу кредитов привёл к выделению 300 млн. долл. для эвакуации из Южного Вьетнама американских граждан и «гуманитарных целей»46. Конгресс одобрил предложение Форда об исполь-

39 Vo Nguyen Giap The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory ... P. 245-246.

40 Vo Nguyen Giap The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory . P. 246.

41 Бицадзе А. А. Агрессия США во Вьетнаме и американская буржуазная пресса ... С. 124.

42 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого. С. 118.

43 Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме ... С. 717.

44Kutler S. I. Encyclopedia of the Vietnam War ... P. 198

45 Karnow S. Vietnam. A history. N.Y.: Pimlico, 1996. P. 682.

46Herring G. America's Longest War ... P. 293.

зовании ВМС для осуществления этих планов. Американские СМИ не скрывали драматизма ситуации, сложившейся в Индокитае: «Армия Южного Вьетнама, кажется, неспособна к сопротивлению. «Сайгонская цитадель» на грани падения»47.

19 апреля посол США Г. Мартин в своём донесении в Вашингтон охарактеризовал военную ситуацию в Южном Вьетнаме следующим образом: «Войска противника более мощные, чем правительственные силы, со всех сторон подходят к Сайгону и имеют возможность в течение одной или двух недель окружить и изолировать город. Хотя правительство (!) может усилить группировку на одном или двух направлениях, отозвав войска из районов Кантхо или Митхо в дельте Меконга, но это ничего не даст, кроме продления существования Сайгона ещё примерно на неделю, так как противник имеет возможность почти сразу же уничтожить подкрепления своими гораздо более мощными сила-ми»48.

Несмотря на критическое положение сайгонской армии, американские военные рассматривали варианты отвода южновьетнамских войск, сохранивших боеспособность, в район дельты Меконга для продолжения сопротивления. 21 апреля военный атташе США генерал Уэлсон и группа офицеров ВВС вместе с командиром 4-й южновьетнамской авиационной дивизии инспектировали аэродром Биньтхюи, чтобы изучить возможность перегона самолетов из Бьенхоа и Таншоннят в Кантхо49. Тем не менее, в сложившейся ситуации главным критерием было время.

Используя паузу в боевых действиях, возникшую в начале апреля, США могли принять меры по спасению режима Нгуен Ван Тхиеу. Под таковыми предполагалось давление на Ханой и ВРП через нейтральные страны, международные организации, включая ООН. Не исключалась возможность пересмотра Парижских соглашений, т.к. действия ВНА-НВСО являлись нарушением договора. В этой ситуации ДРВ и ВРП РЮВ представлялись в глазах мирового сообщества агрессорами, а не жертвами интервенции, как это было в предыдущие годы.

Однако это понимали и в Ханое. В этой связи, правительство ДРВ принимало все возможные меры по развёртыванию наступления на Сайгон. Северовьетнамские военные после одержанных побед весьма скептически смотрели на перспективу американского военного вмешательства в ход боевых действий. Оценивая международную ситуацию и возможную реакцию США на события в Индокитае, представитель ЦК ПТВ в Южном Вьетнаме Ле Дык Тхо заявил: «Возможность того, что американцы вновь вступят в войну, абсолютно исключена. В настоящее время складывается очень благоприятная для нас обстановка, наши возможности велики, надо только не упустить момент, действовать быстро и уве-ренно»50. Во второй декаде апреля НВСО-ВНА начали операцию «Хо Ши Мин» по захвату столицы Юга.

В апреле 1975 г. последним крупным сражением войны стал штурм частями НВСО-ВНА г. Суанлока - центра провинции Лонгкхань, важного узла обороны в III корпусной тактической зоне Южного Вьетнама. Город располагался на пересечении дорог № 1 и № 20, соединявших Сайгон с портом Вунгтау. Он также прикрывал базы ВВС Таншоннят и Бьенхоа. Суанлок был превращён в настолько мощный узел обороны, что ВНА-НВСО, в отличие от операций на Центральном плато и в Дананге, пришлось вести упорные бои до 22 апреля.

Командир 18-й южновьетнамской дивизии, защищавшей Суанлок, бригадный генерал Ле Минь Дао публично заявил: «Мы будем драться так, что весь мир заговорит о нас, как о героях, и тогда американцы не поскупятся на дополнительную помощь»51.

Американские военные также высоко оценивали значение сражения за Суанлок. Начальник штаба сухопутных войск США генерал Ф. Уианд подчёркивал, что «потеря Суанлока будет означать потерю Сайгона»52. Военный атташе в Южном Вьетнаме, генерал-майор Х. Смит в телеграмме председателю ОКНШ генералу Дж. Брауну утверждал: «Доблесть и агрессивность войск правительства Вьетнама отложила на время

47Бицадзе А. А. Агрессия США во Вьетнаме и американская буржуазная пресса ... С. 124.

48 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого. С. 187.

49 Там же. С. 190.

50 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого. С. 149.

51 Там же. С. 157.

52 Vo Nguyen Giap The General Headquarters in the Spring

of Brilliant Victory ... P. 270.

вопрос «Будет ли южновьетнамская армия сражаться?»53.

Действия Пентагона, противоречащие оценке Г. Мартина, следует расценивать скорее как некоторую несогласованность в действиях военного ведомства и Белого дома. 23 апреля президент Дж. Форд, выступая в университете Тулейн (Новый Орлеан), признавал: «Для американцев война уже закончилась. Нет никакой возможности оказать помощь вьетнамцам. Они должны приготовиться к любой участи, которая их ожидает»54.

Мнение президента активно поддержали американские СМИ. 23 апреля «U.S. News and World Report» сообщал: «Спасать Южный Вьетнам поздно. Раньше ещё можно было спасти Южный Вьетнам, во-первых, передать власть популярным и способным лидерам; во-вторых, восстановить боевой дух армии и удержать линию обороны. Возникает вопрос: стоит ли США вообще вмешиваться в дела стран Азии?»55.

В начале третьей декады апреля Вашингтон предпринял попытку повлиять на Северный Вьетнам и ВРП РЮВ через Советский Союз. 21 апреля 1975 г. посол СССР в ДРВ Б. Н. Чаплин получил поручение Москвы - передать руководству Северного Вьетнама, что к Л. И. Брежневу с устным посланием обратился президент США Дж. Форд. В послании содержалась просьба к СССР оказать содействие в деле временного прекращения войны в Южном Вьетнаме с тем, чтобы можно было обеспечить эвакуацию американских граждан и тех южновьетнамцев, перед которыми США несут особую ответственность. Вашингтон сообщил, что после прекращения огня американцы намерены принять меры к тому, чтобы в Сайгоне была создана администрация, готовая к новому витку переговоров с ДРВ и НФОЮВ56.

Как уже указывалось выше, Белый дом планировал замену президента Нгуена Ван Тхиеу на более умеренного лидера, но время для переговоров с коммунистами было упущено. В диалог с США вступила ДРВ,

53 Summers H. G. Historical Atlas of the Vietnam War. P. 200.

54 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого. С. 189.

55Бицадзе А. А. Агрессия США во Вьетнаме и американская буржуазная пресса. С. 124. 56Чаплин Б. Н. Вьетнам: весна 1975 г. // Вопросы истории. 2000. № 4-5. С.90-92.

занявшая непримиримую позицию и преследовавшая цель свергнуть правящий режим Юга и объединить страну. В этой ситуации Москва воздержалась от попыток повлиять на курс Ханоя.

21 апреля Нгуен Ван Тхиеу подал в отставку и отбыл на личном самолёте на Тайвань. Он вывез 16 тонн золота, значительную сумму валюты и ценные бумаги57. Власть перешла в руки вице-президента Чан Ван Хыон-га. В своём последнем выступлении экс-президент Южного Вьетнама всю ответственность за поражение возложил на США: «Соединённые Штаты не выполнили своих обещаний. Это негуманно. Это безответственно»58. Нгуен Ван Тхиеу сравнил дебаты в Конгрессе по проблеме помощи Сайгону с «торговлей на рыбном рынке» и заявил, что «не мог позволить другому народу торговать на трупах наших солдат»59.

21 апреля президент Форд отдал категорический приказ эвакуировать всех граждан США из Южного Вьетнама. Массовый отъезд американцев начался сразу после потери Хюэ и Дананга. Для вьетнамцев процедура выезда в Штаты получила наименование «Виза по талонам»60. В первую очередь документы получали те, кто сотрудничал со спецслужбами. Затем визы предоставлялись чиновникам, военным.

22 апреля США предложили ДРВ и ВРП РЮВ вступить в переговоры с целью создания коалиционного правительства. В результате в Таншоннят была отправлена делегация во главе с генерал-майором ВНА Хоанг Ань Туаном. Переговоры изначально зашли в тупик, т.к. обе стороны заняли неприемлемые позиции. ВРП РЮВ предлагало фактически капитулировать кабинету Чан Ван Хыонга. Сайгон требовал прекращения наступления НВСО-ВНА. В этой атмосфере мирный диалог был невозможен.

В 20-х числах апреля эвакуация из Сайгона приняла массовые масштабы, а потом превратилась в паническое бегство61. С аэродромов десятки военных и гражданских

57 Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят пятого. С. 191.

58Summers H. G. Historical Atlas of the Vietnam War. P. 202.

59 Ibid. P. 202.

60Скворцов В. Н. Лавина с гор // Вокруг света. 1976. № 2. С.13.

61 Maclear M. Vietnam: The Ten Thousand Day War. London: Eyre Methuen Ltd, 1981. P. 456-460.

самолётов с беженцами на борту ежедневно стартовали в сопредельные страны (Таиланд, Филиппины). Ситуация осложнилась тем, что 24 апреля посольства многих государств были закрыты. Для вьетнамцев, желавших покинуть страну, единственной надеждой оставались американские дипломаты. Около посольства США происходили душераздирающие сцены. Десятки тысяч чиновников, военных, члены их семей добивались получения виз на въезд, осаждая здание. Подразделение морской пехоты США, нёсшее охрану, было вынуждено применять силу, чтобы сдержать толпы беженцев.

До 26 апреля функционировал аэропорт Таншоннят, но после того как взлётно-посадочные полосы стали подвергаться обстрелам артиллерии ВНА, его закрыли. Единственным местом спасения сторонников сай-гонского режима стал Вунгтау, где стояли военные корабли США. Так как автомобильную трассу в порт уже перекрыли части НВСО, добраться до порта можно было только по воздуху. Взлётно-посадочные площадки в Сайгоне превратились в арены кровавых столкновений; тысячи беженцев ожесточённо дрались за места в вертолётах. Воспользовавшись хаосом и полной беспомощностью властей, в городе свирепствовали банды гангстеров, совершавших грабежи и убийства.

30 апреля 1975 г. южновьетнамскую столицу покинули на вертолётах последние американцы. Корабли 7-го флота США были вынуждены принимать не только свои вертолёты, но и машины сайгонских ВВС, которые без разрешения и предупреждения садились на посадочные площадки. Чтобы их освободить, морякам приходилось сбрасывать южновьетнамские вертолёты с палубы в воду. Это стало страшной демонстрацией произошедшей драмы.

Таким образом, соблюдение США и другими странами-участницами интервенции в Индокитае условий Парижского соглашения 1973 г., значительное сокращение американской военной и финансовой помощи Южному Вьетнаму в 1973-1974 гг. серьёзно ухудшили положение правящего режима этой страны и привели его к поражению. Серьёзные перемены в соотношении сил на мировой арене, а также в государствах Азии, произошедшие вследствие победы коммунистических сил в странах Индокитая в 1975 г., создали предпосылки для серьёзного поворота в азиатской политике США. Обстановка в

Юго-Восточной Азии после завершения вьетнамской войны привела к самороспуску военно-политического блока СЕАТО. Это потребовало кардинального изменения позиции США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Президент Дж. Форд выступил с новой внешнеполитической («тихоокеанской») доктриной. Этот проект был ориентирован на сокращение американского присутствия в Юго-Восточной Азии.

Источники

Ван Тиен Зунг Великая победа весной семьдесят

пятого. М.: Военн. изд-во, 1980. Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997. Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М.: Новости, 1992. Hoang Van Thai How South Viet Nam was Liberated. Ha Noi: The Gioi Publishers, 2005. Vo Nguyen Giap The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory. Ha Noi.: The Gioi Publishers, 2005.

Литература

Бицадзе А. А. Агрессия США во Вьетнаме и американская буржуазная пресса. М.: Наука, 1988.

Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме. М.: Изогра-

фус, Изд-во ЭКСМО, 2002. Доценко В. Д., Моцак М. В. Атака у берегов Синая. Боевое применение флотов после 1945 г. СПб.: ООО «Галея Принт», 2000. Скворцов В. Н Лавина с гор // Вокруг света. 1976.

№ 2. С. 7-13. Чаплин Б. Н. Вьетнам: апрель 1975 года / / Вопросы истории. 2000. № 4-5. С. 83-97. Herring G. America's Longest War. N.Y.: Mc. Graw-

Hill. Inc., 1996. Karnow S. Vietnam. A history. N.Y.: Pimlico, 1996. Chanda N. Suddenly last spring //Far Eastern Economic Review. 12.09.1975. P. 35-39. Ham P. Vietnam: the Australian War. Harper Collins Publishers, 2007. Kutler S. I. Encyclopedia of the Vietnam War. N.Y.:

Simon and Schuster Macmillan, 1996. Maclear M. Vietnam: The Ten Thousand Day War. London.: Eyre Methuen Ltd, 1981. Nalty А. Air War over South Vietnam 1968-1975. Wash. D.C.: Air Force History and Museums Program United States Air Force, 2000. Summers H. G. Historical Atlas of the Vietnam War.

N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1995. Wiest A. Vietnam's Forgotten Army. Heroism and Betrayal in ARVN. N.Y.: New York City, 2008.

Willbanks J. H. Vietnam War Almanac. Facts on File, Inc, 2009.

НВСО - Народные Вооруженные Силы

Освобождения ВНА - Вьетнамская Народная Армия. ДРВ - Демократическая Республика Вьетнам НФОЮВ - Национальный Фронт Освобождения Южного Вьетнама.

Иванов Валерий Владимирович, доцент кафедры кафедры истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (Комсомольск-на-Амуре, Россия); e-mail: sir.vv-ivanov@yandex.ru

US POLICY TOWARD REPUBLIC OF VIETNAM DURING 1973-1975 AS ONE OF THE MAIN FACTORS FALL

REGIME OF NGUYEN VAN THIEU

The article is devoted to politic of United States toward South Vietnam during 1973-1975. The 1973 Paris peace accords resulted in the in the withdrawal of U.S. military forces but allowed North Vietnamese troops to remain in the South Vietnam. The U.S. government intensified pacification efforts in Indochina. Congress and firm antiwar sentiment sharply reduced military and economic aid to South Vietnam. In spring1975, VNA launched its massive offensive, and Saigon fell to communist forces on 30 April 1975.

Key words: South Vietnam, United States, Indochina, Vietnamese War.

Valery V. Ivanov, Associate Professor of the Department of History and Jurisprudence, Candidate of Historical Sciences (Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, Russia); e-mail: sir.vv-ivanov@yandex.ru.

Список сокращений

ВРП РЮВ - Временное Революционное правительство Республики Южный Вьетнам

ПТВ - Партия Трудящихся Вьетнама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.