Научная статья на тему 'Вьетнамская политика президента США Л. Б. Джонсона в конце 1963 – первой половине 1965 гг. : от ограниченного вмешательства к войне'

Вьетнамская политика президента США Л. Б. Джонсона в конце 1963 – первой половине 1965 гг. : от ограниченного вмешательства к войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6660
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА США ВО ВЬЕТНАМЕ / ЮЖНЫЙ ВЬЕТНАМ / СЕВЕРНЫЙ ВЬЕТНАМ (ДРВ) / ПРЕЗИДЕНТ США ЛИНДОН ДЖОНСОН / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА / САЙГОНСКИЙ РЕЖИМ / ТОНКИНСКИЙ ИНЦИДЕНТ / ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА / NORTH VIETNAM (DRV) / VIETNAM POLICY OF THE USA / SOUTH VIETNAM / PRESIDENT OF THE USA LYNDON JOHNSON / NATIONAL FRONT FOR THE LIBERATION OF SOUTH VIETNAM / SAIGON / GULF OF TONKIN INCIDENT / GUERRILLA WARFARE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конева Ирина Вячеславовна

В статье рассматривается начальный этап политики Л. Джонсона во Вьетнаме. В период «холодной войны» под лозунгом борьбы с коммунистической угрозой США вмешались во вьетнамские дела. Силы Национального фронта освобождения при поддержке ДРВ вели продолжительную борьбу за освобождение Южного Вьетнама от американского присутствия и за объединение страны. Для США также большой проблемой стала неустойчивость сайгонского режима, которому они оказывали поддержку, в связи с борьбой южновьетнамских лидеров за власть. Руководство США пришло к выводу о необходимости поставить во главе Южного Вьетнама новую фигуру, более соответствующую стратегическим планам в Индокитае. Для этого достаточно было воспользоваться ситуацией внутри страны, поскольку южновьетнамскими офицерами замышлялся и был осуществлен государственный переворот. Пришедшие к власти генералы, как и свергнутый ими лидер, своей задачей ставили подавление национально-освободительного движения на Юге. Приход к власти другого лидера кардинально не изменил ситуацию в Южном Вьетнаме. Военно-политическая доктрина, которой руководствовалась администрация Джонсона, предписывала не только продолжать, но и усиливать подавление национально-освободительных движений, идя при необходимости на прямое вооружённое вмешательство в локальные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

President of USA L. B. Johnson’s Vietnam Policy in Late 1963 – First Half of 1965: from Limited Interference to War

The article covers the initial stage of L. Johnson’s policy in Vietnam. During the period of “cold war” USA interfered with the Vietnamese affairs under the slogan of fight against communist threat. Forces of the National Liberation Front with support of DRV waged long fight for South Vietnam’s liberation from the American presence and for country’s reunification. For the USA the instability of Saigon that was supported by them in connection with South Vietnam leaders’ fight for the power became also a big problem. The leaders of the USA came to a conclusion about necessity to put the new figure which was more corresponding to strategic plans in Indochina at the head of South Vietnam. For this purpose it was enough to use a situation within the country because by the South Vietnam officers the revolution was planned and carried out. The generals who cаme to the power, as well as the leader overthrown by them, assigned the task to suppress the national liberation movement in the South. Coming to the power of another leader did not change the situation in the South Vietnam cardinally. The military-political doctrine by which Johnson’s administration was guided ordered not only to continue, but also to strengthen suppression of national liberation movements and to carry out if necessary the direct armed interference to the local conflicts.

Текст научной работы на тему «Вьетнамская политика президента США Л. Б. Джонсона в конце 1963 – первой половине 1965 гг. : от ограниченного вмешательства к войне»

Конева И. В. Вьетнамская политика президента США Л. Б. Джонсона в конце 1963 -первой половине 1965 гг: от ограниченного вмешательства к войне / И. В. Конева // Научный диалог. - 2013. - № 11 (23) : История. Социология. Философия. - С. 71-84.

УДК 327.8(73)“1963/1965”(091)

Вьетнамская политика президента США Л. Б. Джонсона в конце 1963 - первой половине 1965 гг.: от ограниченного вмешательства к войне

И. В. Конева

В статье рассматривается начальный этап политики Л. Джонсона во Вьетнаме. В период «холодной войны» под лозунгом борьбы с коммунистической угрозой США вмешались во вьетнамские дела. Силы Национального фронта освобождения при поддержке ДРВ вели продолжительную борьбу за освобождение Южного Вьетнама от американского присутствия и за объединение страны. Для США также большой проблемой стала неустойчивость сайгонского режима, которому они оказывали поддержку, в связи с борьбой южновьетнамских лидеров за власть. Руководство США пришло к выводу о необходимости поставить во главе Южного Вьетнама новую фигуру, более соответствующую стратегическим планам в Индокитае. Для этого достаточно было воспользоваться ситуацией внутри страны, поскольку южновьетнамскими офицерами замышлялся и был осуществлен государственный переворот. Пришедшие к власти генералы, как и свергнутый ими лидер, своей задачей ставили подавление национально-освободительного движения на Юге. Приход к власти другого лидера кардинально не изменил ситуацию в Южном Вьетнаме. Военно-политическая доктрина, которой руководствовалась администрация Джонсона, предписывала не только продолжать, но и усиливать подавление национально-освободительных движений, идя при необходимости на прямое вооружённое вмешательство в локальные конфликты.

Ключевые слова: политика США во Вьетнаме; Южный Вьетнам; Северный Вьетнам (ДРВ); президент США Линдон Джонсон; Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама; сайгонский режим; тонкинский инцидент; партизанская война.

Вьетнамская политика США ведет начало с 1950-х гг. С 1954 года правительство Дуайта Эйзенхауэра в течение семи лет поддерживало режим Нго Динь Дьема в Южном Вьетнаме. В Северном Вьетнаме у власти находились коммунисты во главе с Хо Ши Мином. Правительство Северного Вьетнама, стремясь объединить страну под своей властью, с 1960 года развернуло партизанскую войну в Южном Вьетнаме. 20 декабря 1960 года было объявлено о создании Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФО ЮВ), задачей которого было освободить Южный Вьетнам от американского присутствия и их ставленника Нго Динь Дьема.

С приходом к власти правительства демократов в США Джон Кеннеди продолжил политику своего предшественника в отношении Вьетнама. На протяжении трёх лет, с 1961 по 1963 гг., США оказывали финансовую и военную помощь режиму Дьема в борьбе с партизанским движением в стране. Вьетнамскую политику Джона Кеннеди можно считать предпосылкой действий Линдона Джонсона во Вьетнаме.

Регион Юго-Восточная Азия, в частности Вьетнам, объявлялся значимым для интересов США и их национальной безопасности. За этим стояло идеологическое противоборство США и Советского Союза за сферы влияния в период «холодной войны». Поэтому под лозунгом борьбы с коммунистической угрозой США начинают вмешательство во вьетнамские дела, а фактически в местный конфликт - гражданскую войну.

Однако с начала 1963 года происходит постепенное ухудшение взаимоотношений между правительствами США и Южного Вьетнама. Администрация США пришла к выводу, что необходимо поставить во главе Южного Вьетнама новую фигуру, более соответствующую стратегическим планам в Индокитае. В основе решения Белого дома лежала в первую очередь полная неспособность южновьетнамского президента добиться перелома в войне с НФО, а также нежела-

ние считаться с США, стремление Дьема продемонстрировать свою «самостоятельность». Дьем хотел проводить более независимый курс, прежде всего в области внутренней политики, ограничить вмешательство американских советников в Сайгоне, при этом, однако, продолжая получать американскую помощь.

Надёжным вариантом представлялся государственный переворот, замышляемый южновьетнамскими генералами, о чём сообщало отделение ЦРУ в Сайгоне [US Involvement...]. В разведывательных кругах считали, что новое правительство поначалу, возможно, и окажется менее эффективным в своих действиях против сил НФО ЮВ, но при надлежащей поддержке со стороны США сможет обеспечить надёжный контроль над положением в стране и довести войну до победного конца. 1 ноября 1963 года в результате заговора группы офицеров, которые действовали в тесном контакте с ЦРУ и американским посольством в Сайгоне, был совершён переворот, в ходе которого были убиты Нго Динь Дьем и его брат Нго Динь Ню. Был сформирован военно-революционный комитет, которому передавалась вся законодательная и исполнительная власть во главе с Зыонг Ван Минем и исполнительным комитетом из 12 генералов. Участие в заговоре ещё больше вовлекло США во вьетнамскую проблему.

Пришедшие к власти генералы, как и свергнутый ими Нго Динь Дьем, своей главной задачей ставили подавление национально-освободительного движения на Юге. Президент США Джонсон получал информацию о ситуации в Южном Вьетнаме от разных должностных лиц. Так, например, 21 декабря 1963 года министр обороны США Роберт Макнамара в докладной записке на имя президента, озаглавленной «Обстановка во Вьетнаме», писал: «Положение вызывает большое беспокойство. Силы вьетконговцев достигли больших успехов. В настоящее время они контролируют ключевые провинции к югу и западу от Сайгона. Продолжается инфильтрация людей и оборудования из Северного Вьетнама через Лаос и Камбоджу, а также водными путями. Если ситуация для нас не улучшится, мы должны быть готовы к более решительным действиям» [Lyndon, р. 18-20]. Хотя были в правительственных кругах люди, которые предупреждали президента Джонсона об опасности превращения войны в американскую. Сенатор Мэнсфилд писал, что свержение одного лидера

и приход к власти другого не улучшает ситуацию в Южном Вьетнаме. Поскольку среди военных лидеров идет борьба за власть (которая держится на американской помощи), то в ближайшее время последует серия государственных переворотов [Lyndon, р. 25-26].

Военно-политическая доктрина, которой руководствовалась администрация Джонсона, предписывала не только продолжать, но и усиливать подавление национально-освободительных движений, идя при необходимости на прямое вооружённое вмешательство в локальные конфликты. В одном из первых документов по Вьетнаму Джонсон санкционировал программу увеличения тайных операций против Северного Вьетнама (операционный план действий 34 А, разработанный ЦРУ и американской военной администрацией в Сайгоне). Операции включали в себя: 1) нападение отрядов коммандос на северовьетнамскую инфраструктуру, похищение северовьетнамских граждан и полеты самолетов-шпионов над Северным Вьетнамом; 2) бомбардировки сил противника на Севере Вьетнама и вдоль тропы Хо Ши Мина в Лаосе [Sagar, 1991, р. 65]. Также предусматривалось предоставление военному командованию США права руководить военными операциями. В США рассчитывали, что удары по территории Севера напугают его руководство и заставят прекратить борьбу НФО на Юге.

5 марта 1964 года министр обороны Макнамара отправился в 8-дневную поездку по Южному Вьетнаму. В отчете президенту Джонсону он рекомендовал начать разработку двух новых военных программ: 1) «акции возмездия», которые будут включать воздушные атаки Северного Вьетнама в ответ на действия партизан НФО; 2) «последовательное открытое военное давление» - воздушные атаки северовьетнамских военных и промышленных объектов. По оценкам Макнамары, НФО контролировал около 40 % сельской местности Южного Вьетнама, уровень дезертирства в южновьетнамской армии был высокий, росла поддержка Северным Вьетнамом сил НФО.

В итоге 17 марта 1964 года Джонсон одобрил документ, предложенный Макнамарой - Меморандум по вопросам действий в области национальной безопасности № 288 [Lyndon, р. 29-36]. В «плане Джонсона-Макнамары» также предусматривалось дать «новый импульс психологической войне». Предполагалось проводить такую

политику, которая позволила бы властям привлечь на свою сторону всех колеблющихся и недовольных, проживающих в подконтрольных Сайгону зонах. Особое внимание уделялось продолжению работы по созданию «стратегических деревень», которые отныне именовались «деревнями новой жизни». Южновьетнамских жителей насильно переселяли во вновь созданные поселения, которые были надёжно укреплены и должны были обеспечить защиту населению от атак партизан. «Стратегическая деревня» представляла собой изолированный пункт, вход и выход из которого был строго регламентирован не только для посторонних, но и для её жителей. Деревню окружала изгородь из бамбука или кольев, которую опоясывала колючая проволока. Между этими двумя изгородями располагалась «мёртвая зона», утыканная шипами и усеянная минами. За колючей проволокой находился ров, затем земляной вал. В центре всех этих сооружений находились административные учреждения «стратегической деревни», оборудованные подземными убежищами, ходами сообщения и т. п. Жителям такой деревни выдавали особые удостоверения с фотографией и отпечатками пальцев владельца. Вся деревня делилась на группы из 3-5 домов, каждая из которых была обнесена забором. Каждая «стратегическая деревня» охранялась подразделением из корпуса самообороны, в которое входило от 75 до 150 человек. Основной задачей корпуса самообороны было отражение атак партизан до прибытия правительственных войск.

Для поднятия духа сайгонского правительства и марионеточной армии необходимо было активизировать и расширить акты провокаций, саботажа и агрессии против Северного Вьетнама. Это стало отправной точкой реализации военно-политического курса, приведшего к «тонкинскому инциденту» в августе 1964 года и к необъявленной воздушной войне США против ДРВ. За несколько месяцев до «тонкинского инцидента» США усилили скрытые военные нападения на Северный Вьетнам. К этому времени были подготовлены и тщательно разработаны планы открытых военных действий против ДРВ. Для перехода от секретных к открытым военным операциям нужен был предлог в виде провокации.

В то же время в течение 1964 года НФО развёртывал наступательные действия в разных районах страны, в том числе в непосред-

ственной близости от южновьетнамской столицы, применяя тактику «ударов по трём направлениям», то есть используя вооружённую борьбу, политические акции и разъяснительную работу среди солдат марионеточных войск. В ночь на 31 октября 1964 года был атакован аэродром в Бьенхоа, одна из трёх крупнейших военно-воздушных баз США, в 30 км от Сайгона [Duiker, 1994, р. 328-329]. Самой крупной была операция в Биньзя [Vietnam...], в 60 км от Сайгона, продолжавшаяся с 4 декабря 1964 года по 3 января 1965 года. Сражение в Биньзя показало, что НФО умело использует современное оружие и может нанести поражение марионеточным войскам в любой по масштабам операции.

Поражения американо-марионеточных войск на полях сражений сопровождались растущей неустойчивостью сайгонского режима. В течение 1964 года и в начале 1965 года в Сайгоне сменилось 12 правительств. 29 января 1964 года генерал Нгуен Кхань захватил власть в Южном Вьетнаме [Herring, 1986, р. 124]. Кхань объявил, что переворот осуществлен, чтобы расстроить заговор генерала Миня и других членов хунты, которые хотели проводить политику нейтрализации в Южном Вьетнаме при поддержке Франции. Опасаясь, как бы урегулирование южновьетнамской проблемы самими вьетнамцами не привело к созданию в Сайгоне самостоятельного правительства и выдворению американцев из Южного Вьетнама, американское правительство делало все возможное, чтобы не допустить начала каких-либо переговоров по вьетнамскому вопросу. Оно также всеми средствами боролось против распространения идеи нейтрализации, получавшей все большую популярность как в Южном Вьетнаме, так и за его пределами.

1-8 января 1964 года проходил II съезд НФО ЮВ. В условиях усиливающегося вмешательства американцев во внутренние дела Южного Вьетнама руководители партии (ПТВ - партия трудящихся Вьетнама), правительство и общественные организации ДРВ неоднократно обращались к международной общественности, требуя принять меры к прекращению интервенции в Южном Вьетнаме. Позиция ДРВ по вьетнамскому вопросу была изложена в заявлении правительства от 15 июля 1964 года по случаю 10-й годовщины борьбы за выполнение Женевских соглашений, за мирное объединение Вьет-

нама. Правительство ДРВ указывало, что США не удастся, несмотря на увеличение контингента войск в Южном Вьетнаме, на попытки привлечь к вмешательству во вьетнамские дела своих союзников по блокам НАТО и СЕАТО, уйти от поражения. Единственно правильное решение южновьетнамской проблемы заключается в трёх следующих пунктах:

1. Правительство США и правительства стран-участниц Женевского совещания 1954 года по Индокитаю должны точно выполнять Женевские соглашения: уважать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Вьетнама, не вмешиваться в его внутренние дела. Так же, как и правительство ДРВ, южновьетнамские власти должны строго соблюдать военные статьи Женевских соглашений, а именно: не участвовать ни в каких военных союзах с другими странами, не допускать создания военных баз и не принимать военного персонала других стран на своей территории.

2. Правительство США должно немедленно прекратить агрессивную войну в Южном Вьетнаме, вывести оттуда свои войска и оружие и предоставить южновьетнамскому народу право самостоятельно решать свои дела в соответствии с программой НФО, в которую входят все главные политические требования, касающиеся национальных прав, демократии, жизни южновьетнамского народа, а также политики мира и нейтралитета.

3. Вопрос о мирном объединении Вьетнама - дело вьетнамского народа. Этот вопрос будет решён в соответствии с духом программы Отечественного фронта Вьетнама и программы НФО.

В конце июля 1964 года в Тонкинском заливе вёл разведку американский эсминец «Мэддокс». В начале августа Джонсон отдал приказ направить в помощь «Мэддоксу» эсминец «Тэрнер Джой». Через сутки миру было сообщено, что «Мэддокс» и «Тэрнер Джой» якобы подверглись атаке торпедных катеров Северного Вьетнама [Duiker, 1994, р. 321-322]. Командующий американскими вооружёнными силами в бассейне Тихого океана адмирал Шарп по телефону из Гонолулу предложил Вашингтону нанести удар по базам северовьетнамских военных катеров. К полудню 4 августа были разработаны конкретные детали «ответного удара» под кодовым названием «Пронзающая стрела» - из заранее намеченных 94 объектов на территории ДРВ (начиная

с мостов и заканчивая промышленными предприятиями) были выбраны 4 базы торпедных катеров ДРВ и хранилище нефтепродуктов.

5 августа Северный Вьетнам заявил, что «тонкинский инцидент» был спровоцирован США, чтобы скрыть свои нелегальные действия в Юго-Восточной Азии. В тот же день в качестве акта возмездия военные самолёты, базировавшиеся на кораблях 7-го флота США, сбросили бомбы на административный центр одного из прибрежных районов ДРВ - Хонгай, где, по утверждениям Пентагона, и находились базы северовьетнамских торпедных катеров.

6 августа 1964 года Советский Союз выступил с осуждением действий США: «Действия США в Тонкинском заливе ведут к опасному накалу и без того напряжённой обстановки в Юго-Восточной Азии. Они могут вызвать события, способные превратить имевшие место инциденты в широкий военный конфликт со всеми вытекающими опасными последствиями. Ответственность за такие последствия, естественно, ляжет на США».

7 августа 1964 года Конгресс США одобрил «тонкинскую резолюцию», которая предоставила президенту полномочия принимать «все необходимые меры для отражения любого вооружённого нападения на силы США и все необходимые шаги, включая использование вооружённых сил, чтобы помочь любому члену СЕАТО или любому государству, упомянутому в протоколе к этому договору, которое попросит помощи...» [Sagar, 1991, р. 194]. Тем самым высший законодательный орган США давал администрации санкцию на развёртывание открытой агрессии во Вьетнаме.

На самом деле «тонкинская резолюция», изображавшаяся как реакция на «инцидент» в Тонкинском заливе, была составлена задолго до того, как американские эсминцы якобы подверглись атаке военно-морских сил ДРВ. США нужен был подходящий повод для начала прямой вооруженной интервенции против ДРВ. ЦРУ разработало план, согласно которому американский эсминец нарушил территориальные воды ДРВ и обстрелял ее патрульные катера. Защищая безопасность границ своего государства, последние отогнали эсминец в открытое море.

В ноябре 1964 года в США проходили очередные президентские выборы. Во время предвыборной кампании Джонсон пытался пред-

стать умеренным политиком в противовес своему сопернику Барри Голдуотеру, который выступал за эскалацию. Поэтому на время выборов были прекращены бомбардировки Северного Вьетнама. Однако уже 1 декабря 1964 года Джонсон одобрил программу бомбардировок Северного Вьетнама. По словам президента, включение в программу военных и промышленных объектов должно было зависеть от способности сайгонского режима добиться политической стабильности. Также США считали, что если подорвать оборонный и экономический потенциал ДРВ бомбардировками, то руководство ДРВ откажется от продолжения борьбы за Южный Вьетнам.

Бесконечные попытки США посадить в Сайгоне «сильного лидера», который смог бы победить в войне, привели к углублению и обострению кризиса марионеточного сайгонского режима. В августе 1964 года генерал Нгуен Кхань совершил очередной, третий по счёту, государственный переворот [Herring, 1986, р. 138], сосредоточив в своих руках должности «президента Республики», «председателя Военного совета», «премьер-министра», «главнокомандующего армии». Увеличение полномочий Кханя почти до диктатуры вызвало всплеск оппозиционного движения, особенно среди буддистов и студентов. Начались демонстрации в Сайгоне и других городах. Беспорядки усилились столкновениями между буддистами и католиками. Не принесли успеха и попытки создать осенью 1964 года в Сайгоне гражданское правительство, несмотря на все усилия американского посла Тейлора хоть каким-то образом примирить враждующих генералов и политических деятелей, соперничающих правых буддистов и католиков. Сайгон ответил на эти действия новыми демонстрациями студентов, интеллигенции, буддистов.

Выступления также носили антиамериканскую направленность. Все более широкие слои сельского населения Южного Вьетнама вступали в организации НФО ЮВ. Городские слои, религиозные группировки различных оттенков выходили на улицы с требованием прекращения вмешательства США и вывода американских войск из Вьетнама. В декабре 1964 - январе 1965 гг. всеобщая забастовка охватила Сайгон, Хюэ, Дананг, Куангчи. 22 января 1965 года было осаждено американское посольство в Сайгоне, разгромлены помещения американского информационного агентства ЮСИС. Особый

размах в эти годы приобрели террористические акции вьетнамцев против американских гражданских и военных советников.

7-8 февраля 1965 гола американская авиация подвергла ударам территорию Севера, обрушив бомбы на город Донгхой и ряд других населённых пунктов. 13 февраля 1965 года Джонсон санкционировал начало операции «Громовые раскаты», и около 50 американских самолетов, поднявшись с палуб авианосцев и таиландских баз, сбросили бомбы на населенные пункты и промышленные объекты ДРВ [Herring, 1986, р. 143]. 2, 14 и 15 марта были предприняты ещё более интенсивные бомбардировки, после чего налёты американской авиации на территорию Северного Вьетнама непрерывно расширялись. На этот раз авиация США впервые применила в ДРВ напалм (по разрешению Джонсона, данному им 9 марта 1965 года) [Herring, 1986, р. 144]. Северный Вьетнам объявил атаки американцев «новыми актами агрессии», подобные заявления были сделаны Китаем и Советским Союзом. Правительства Франции и Индии призвали к созыву Женевского совещания, чтобы снизить угрозу полномасштабной войны во Вьетнаме. Антиамериканские демонстрации прошли по всему миру.

В ходе бесед делегации СССР во главе с А. Н. Косыгиным с премьер-министром ДРВ Фам Ван Донгом, состоявшихся в начале ноября 1964 года, была достигнута договоренность о конкретных мерах по укреплению обороноспособности Северного Вьетнама и о проведении регулярных консультаций по этому вопросу. Во время визита были подписаны соглашения о расширении сотрудничества двух стран [Duiker, 1994, р. 337].

27 февраля госдепартамент издал Белую книгу, в которой Северный Вьетнам обвинялся в агрессии против Южного Вьетнама [Sagar, 1991, р. 72]. Целью этого документа было доказать, что действия НФО не были спонтанными и локальными, а являлись длительной агрессией, развязанной Севером. Одновременно с развязыванием воздушной войны против Северного Вьетнама США расширили участие в военных действиях на Юге. Чтобы избежать дальнейшего ухудшения положения сайгонской армии и правительства, американское руководство приняло решение начать наступательные действия войск США против сил НФО в Южном Вьетнаме.

С этой целью 8 марта 1965 года в Дананге было высажено 3500 американских морских пехотинцев. 1 и 2 апреля 1965 года Белый дом санкционировал направление на Юг Вьетнама для ведения наступательных операций ещё 18-20 тыс. человек [Lyndon, р. 142]. Кроме того, президент США принимает решение о переносе бомбардировок вглубь ДРВ. Перед американской авиацией была поставлена задача - уничтожение линии коммуникаций ДРВ, в том числе железных дорог севернее и северо-восточнее Ханоя. С момента высадки в Дананге число войск США в Южном Вьетнаме возрастало с молниеносной быстротой. Если в начале 1965 года их было здесь 27 тыс., то в середине апреля их было 33,5 тыс., а в начале июня - 70 тыс. Американское правительство приняло также меры по увеличению сайгонской армии. К концу 1964 года эта армия уже насчитывала свыше 600 тыс.

Стремясь представить вооружённую интервенцию в Южном Вьетнаме как «международную акцию», Вашингтон пытался добиться участия в ней войск своих союзников по военно-политическим блокам. Однако попытки эти имели мало успеха. В связи с крайней непопулярностью вмешательства во Вьетнаме США не удалось привлечь к участию в нём своих европейских и азиатских союзников, за исключением Южной Кореи и ряда стран-членов СЕАТО (Австралии, Новой Зеландии, Таиланда и Филиппин), которые согласились взять на себя ограниченную роль в войне против сил НФО.

В попытке оправдать свои действия Вашингтон развернул в 1965 году кампанию, призванную убедить американскую и мировую общественность в том, что прямое вооружённое вмешательство США во Вьетнаме было вызвано необходимостью «защитить» Юг этой страны от «агрессии Севера», оказать «помощь» сайгонскому правительству, «восстановить прочный мир» в Индокитае.

Выступая 7 апреля 1965 года в Университете Гопкинса в Балтиморе, Джонсон предложил начать переговоры для достижения политического урегулирования в Южном Вьетнаме, которые бы «не сопровождались никакими предварительными условиями» [Herring, 1986, р. 148-149]. В действительности же Вашингтон предъявлял свои условия, и этими условиями была полная капитуляция ДРВ и сил НФО, их отказ от продолжения борьбы.

Предлагавшиеся Белым домом переговоры должны были вестись без участия НФО ЮВ, в момент, когда в Южном Вьетнаме находилось уже более 30 тыс. американских солдат, военно-воздушные силы США подвергали ожесточённым бомбардировкам территорию Северного Вьетнама, аДжонсон открыто заявлял, что агрессия против Севера и интервенция на Юге будут продолжаться. Но какую цену могли иметь эти предложения, если одновременно производились новые налёты на территорию ДРВ. В мае 1965 года Вашингтон объявил «паузу» в бомбардировках ДРВ, сопровождая её заявлениями о «миролюбии» США. Однако спустя неделю после начала «паузы» налёты американской авиации на территорию Северного Вьетнама возобновились с новой силой под предлогом «отсутствия отклика» со стороны Ханоя [Lyndon, р. 155-156].

Периодические приостановки налётов американской авиации на Северный Вьетнам были одним из заранее рассчитанных элементов стратегии эскалации. Наряду заявлениями о стремлении к переговорам для восстановления мира они должны были помочь американской администрации успокоить мировое общественное мнение, а заодно проверить, не откажутся ли ДРВ и НФО от продолжения партизанской войны.

Позиция вьетнамской стороны была представлена в заявлении премьер-министра ДРВ Фам Ван Донга от 8 апреля 1965 года. Его программа мирного урегулирования вьетнамского вопроса сводилась к следующему. Правительство США должно вывести из Южного Вьетнама все свои войска, ликвидировать военные базы, прекратить интервенцию на Юге Вьетнама, а также все военные действия против ДРВ. До мирного воссоединения Вьетнама обе части страны в соответствии с Женевскими соглашениями не должны вступать в военные союзы с иностранными государствами или способствовать созданию иностранных военных баз на своей территории. Внутренние дела Южного Вьетнама должны решаться его жителями в соответствии с программой НФО. Вопрос о мирном воссоединении Вьетнама должен решаться жителями обеих частей без какого-либо иностранного вмешательства [Sagar, 1991, р. 73].

«Если эта основа будет признана, то будут созданы благоприятные условия для мирного урегулирования вьетнамской проблемы

и появится возможность рассмотреть вопрос о созыве нового международного совещания по образцу Женевского совещания 1954 года по Вьетнаму. Любой подход, противоречащий вышеизложенной позиции, непригоден; любой подход, цель которого - обеспечить американское вмешательство в дела Вьетнама, также непригоден, поскольку такие подходы, в сущности, противоречат Женевским соглашениям 1954 года по Вьетнаму».

Таким образом, «локальная война», развязанная американцами во Вьетнаме, превратилась в серьезный международный кризис, по сути - вооруженную конфронтацию двух мировых систем. Принимая решение о прямом вооруженном вмешательстве во Вьетнаме в 1965 году, США рассчитывали, что успешная военная операция будет достаточным предупреждением национально-освободительным революциям всего «третьего мира» и в то же время подбодрит союзные США азиатские страны и режимы, которые были обеспокоены успехами освободительного движения в Азии и Африке. Эта война должна была решить целый ряд проблем общеазиатской и индокитайской политики. Морально-психологический эффект в случае победы США должен был перекрыть все материальные издержки США, а также продемонстрировать готовность США отстаивать свои позиции в любой части земного шара.

Источники

1. Lyndon B. Johnson’s Vietnam papers : a documentary collection / edited by David M. Barret. - December 21, 1963. - P. 18-20.

2. Lyndon B. Johnson’s Vietnam papers : a documentary collection. -February 1, 1964. - P. 25-26.

3. Lyndon B. Johnson’s Vietnam papers: a documentary collection. - March 16, 1964. - P. 29-36.

4. Lyndon B. Johnson’s Vietnam papers: a documentary collection. - April 6, 1965. -P. 142.

5. Lyndon B. Johnson’s Vietnam papers: a documentary collection. May 10, 1965. P. 155-156.

Литература

1. Duiker W. J. US Containment Policy and the Conflict in Indochina / W. J. Duiker. - Stanford (Cal.) : Stanford University Press, 1994. - 453 p.

2. Herring G. C. America’s Longest War : the US and Vietnam, 1950-1975 / G. C. Herring - N. Y. : McGraw-Hill, 1986. - 316 p.

3. SagarD. J. Major Political Events in Indochina, 1945-1990 / D. J. Sagar. -Oxford, N. Y. : Facts on File, 1991. - 230 p.

4. US Involvement in the Overthrow of Diem, 1963. A Staff Study Based on the Pentagon Papers. Wash. : US Government Printing Office, 1972 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vietnam.ttu.edu/virtualar-chive/2390513001.asp.

5. Vietnam : Forty Years of Party Activity. - Hanoi, 1970 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vietnam.ttu.edu/ virtualar-chive/4080320001.asp.

© Конева Ирина Вячеславовна (2013), кандидат исторических наук, доцент кафедры европейских исследований, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.