Научная статья на тему '«Война в настоящем ее выражении» (трагедия войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и «Суровых днях» И. С. Шмелева)'

«Война в настоящем ее выражении» (трагедия войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и «Суровых днях» И. С. Шмелева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4230
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.С. Шмелев / Л.Н. Толстой / традиции / литература / трагедия войны / Shmelev / Tolstoy / traditions / literature / the tragedy of the war

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзыга Ярослава Олеговна

Статья посвящена малоизученному в современном литературоведении вопросу отражения традиций Л.Н. Толстого в творчестве И.С. Шмелева. В поле зрения автора работы попадает тема войны в «Севастопольских рассказах» и «Суровых днях». Исследование проблемы выявляет сходство в изображении трагедии войны у двух писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted the question of reflection of traditions of Tolstoy in works of I.S. Shmelev. The author of this article refers the subject of war in «Sebastopol stories» and «Rough days». The research of this problem shows the similarity of image of tragedy because of the war that is appropriate for both writers.

Текст научной работы на тему ««Война в настоящем ее выражении» (трагедия войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и «Суровых днях» И. С. Шмелева)»

Дзыга Я. О.

«ВОЙНА В НАСТОЯЩЕМ ЕЕ ВЫРАЖЕНИИ»

(ТРАГЕДИЯ ВОЙНЫ В «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ»

Л.Н. ТОЛСТОГО И «СУРОВЫХ ДНЯХ» И.С. ШМЕЛЕВА)

Цикл рассказов И.С. Шмелева «Суровые дни» (1914-1916 гг.), посвященный событиям Первой мировой войны, заметно выделялся на фоне литературы военного времени. Данное обстоятельство не обошли вниманием современники, высоко оценившие художественные достоинства шмелевских произведений [0; 0]. Для определения характера и особенностей книги большое значение имеет не только ее место в литературном процессе начала XX века, но и связь с традициями русской классики, в частности, с опытом и художественными открытиями Л.Н. Толстого.

Как известно, «Севастопольские рассказы» (1855 г.), вызванные к жизни событиями Крымской войны, были написаны Л.Н. Толстым буквально «по горячим следам». Писатель оказался не только очевидцем осады Севастополя, но и непосредственным участником военных действий. Воочию наблюдая изменения в образе жизни осажденного города, писатель больше всего интересовался состоянием духа его защитников.

Первые впечатления очень воодушевили патриотически настроенного Толстого. В это время даже пребывание на опасном 4-м бастионе вызывает большой прилив энтузиазма. Однако очень скоро зрелище пороков николаевской армии приводит к рождению обличительного «Проекта о переформировании армии» и появлению новых настроений: «Третьего дня у нас отбиты ложменты против 5го бастиона, отбиты со срамом. Дух упадает ежедневно, и мысль о возможности взятия Севастополя начинает проявляться во многом» [0, с. 144].

«Суровые дни» Шмелева, как и «Севастопольские рассказы» Толстого, написаны на материале живых наблюдений автора. Начало войны Шмелевы встретили на даче в с. Оболенском Калужской губернии. Там же были написаны первые произведения, живописующие настроения местных крестьян военной поры.

Помимо впечатлений, полученных от непосредственного общения с народом, книга впитала тревожные настроения самого писателя в военные годы. Первым серьезным ударом для семьи Шмелевых стала мобилизация на фронт един-

1

ственного сына Сергея, студента Московского университета. Вскоре угроза мобилизации нависла и над самим писателем, который ни морально, ни физически не был к ней готов. Шмелева признали непригодным к военной службе, но полного облегчения эта новость не принесла.

Эффект авторского присутствия и опора на реальные события - отличительные особенности обоих военных циклов. Это обстоятельство и в том, и в другом случае вызывает похожий художественный эффект. Сюжетно и стилистически разнородные произведения не укладываются в традиционные рамки рассказа, обнаруживая тяготение к новым жанровым образованиям. Не случайно произведения севастопольского цикла современники называли то статьями, то очерками, то повестями. Точно также жанровые особенности шмелевских историй исследователи определяют как рассказы, очерки или даже «репортажи с элементами физиологического очерка» [0, с. 101]. Таким образом, «невыдуман-ность» является основной эстетической категорией обоих военных циклов, которые «<...> мы вправе рассматривать <...> как жизненные факты, художественно преображенные творческой фантазией писателя» [0, с. 175].

В обоих случаях отчетливо выраженная авторская позиция придает повествованию характер задушевной беседы, вносит лирическую ноту, максимально приближая рассказчика к героям и читателю. Комментарии автора расставляют смысловые акценты, фокусируют внимание на важном, мотивируют отбор материала. Так, рассказывая о военных настроениях русской деревни, шмелевский повествователь до поры оставляет в стороне все, что напрямую с ними не связано. «Но о Нырятеле и его рыбьем царстве, которое он знает, как ни один ихтиолог-профессор, я попробую рассказать в другое время, когда настанет пора спокойных и веселых разговоров» [0, с. 71], - обещает читателям рассказчик «Знамений».

Мучительные сомнения одолевают толстовского повествователя: «Вот я и сказал, что хотел сказать на этот раз. Но тяжелое раздумье одолевает меня. Может, не надо было говорить это. Может быть, то, что я сказал, принадлежит к одной из тех злых истин, которые, бессознательно таясь в душе каждого, не должны быть высказываемы <...>» [0, с. 144].

Неуверенность разрешает единственно возможное оправдание, актуальное и для шмелевского военного цикла: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и ко-

торый всегда был, есть и будет прекрасен, - правда» [0, с. 145]. Она в «бессознательном величии и твердости духа» защитников Севастополя, в душераздирающих картинах страданий раненых солдат, в молчаливом горе мирных жителей, в контрастирующих со сценами массового истребления людей торжественных картинах природы.

У Шмелева правда суровых дней обнаруживается в поднимающем дух «укреплении» народа - «как на крыльях все стали» («Под избой»), в тревожном предчувствии больших и трудных перемен («Знамения»), в скорби родителей, потерявших своих детей («На большой дороге»), в робких надеждах и мучительном ожидании перемен («Ожидание», «Правда дяди Семена»), крепится верой в победу по старинной пословице «зачинщику первый кнут» («На крыльях»).

Однако на войне, как и в мирной жизни, правда бывает неприглядной. Унизительны, но правдивы и искренни чувства стыда и злобы отступающих защитников города в третьем рассказе Толстого. Некрасиво тщеславие севастопольских офицеров, «на краю гроба» помышляющих о наградах и повышении по службе. Еще более отвратительно их отношение к простым солдатам, как к «подлому народу», лишенному гордости, храбрости и патриотизма («Севастополь в мае»). У Шмелева точно также отталкивающе неприглядна жадность Ел-кинского старшины-мошенника Ворочулина, который, пожалев для фронта буланых лошадей, привел на пункт неказистую мененую клячу («Лошадиная сила»).

Русский народ с его достоинствами и недостатками - главный герой обоих военных циклов. У Шмелева это простой русский мужик, готовый принять на себя крест, отдать последнее для фронта. «Конятник» и огородник старик Бахро-мов («Лошадиная сила»), пославший на войну троих сыновей и внука, отдает фронту вороного коня, отказываясь от казенной платы: «Для меня ему, - показывает старик к коновязям, - нет никакой цены, сам выходил. Не могу я его обидеть: жертвую на войну. С меня и моего хватит-с...» [0, с. 441].

Просто, спокойно, почти бесстрастно говорят о войне шмелевские герои. Для них это - тяжелая обязанность, трудное и важное дело, которое касается каждого. Потери неизбежны, но и к ним нужно быть готовым: «Война! Жалей - не жалей - все ложатся, такое дело» [0, с. 214].

Естественная в военных условиях ненависть к врагу уживается в русском мужике с глубокой человечностью, которая проявляется в том числе и в экстре-

мальных ситуациях. Мягкий и ласковый Мироша («Мирон и Даша»), вернувшийся с фронта смертельно больным, не может забыть немца, которого пришлось заколоть. «Присягу принимал. а подумать теперь - до сердца достает» [0, с. 850], - оправдывается герой. Мало говорит о боях и вчерашний лихой кровельщик, отчаянный драчун и пьяница Василий Грачев («Развяза», «Лихой кровельщик»): рассказывает больше о разных местах и мелочах, которые его поразили. Любит курить из фарфоровой трубочки, которую подарил ему пленный немец: «Поменялись на разговоре. Дал ему жестяную спишешницу, с тройкой. дуга понравилась. Немец ничего, деликатный.» [0, с. 184].

Сцена перемирия в военном цикле Толстого («Севастополь в мае 1955 года») перекликается со шмелевскими идеями: «<.> Учтивый француз выдувает папироску и подает офицеру сигарочницу с маленьким поклоном. Офицер дает ему свою, и все присутствующие в группе, как французы, так и русские, кажутся очень довольными и улыбаются» [0, с. 142].

Человеческие чувства и у героев Толстого, и у героев Шмелева на первом месте, и это при том, что в сознании простых крестьян противники - «супостаты» («Знамения»), «стервецы» («Ожидание»), «лютые враги», «змеи», «звери» («За семью печатями»). Лучшее в человеке противится насилию, добро и дружеские чувства прорастают сквозь навязанную извне ненависть и агрессию. Война в изображении обоих писателей - неестественное, противное человеческой природе событие, источник горя и страданий для всех воюющих сторон.

Но руководимые чувством долга русские солдаты и офицеры демонстрируют чудеса героизма на полях сражений. Рассказ «Севастополь в декабре 1954 года» посвящен изображению массового «бессознательного величия и твердости духа» защитников осажденного города. Эти чувства являют картины городской жизни военной поры, зрелище укрепленных бастионов, но более всего - вид страданий раненых в приспособленной под госпиталь зале Собрания. В рассказах «Севастополь в мае 1855 года» и «Севастополь в августе 1855 года» описываются судьбы отдельных участников Крымской кампании, показательные в своей трагической будничности. В начале пути обрывается жизнь братьев Козельцо-вых, героев третьего рассказа Толстого, добровольно оказавшихся на севастопольских бастионах: старшего, Михаила, вернувшегося в полк после осколочного ранения в голову, и младшего, Владимира, которому было совестно жить в Петербурге, когда в Крыму умирали за Отечество. Гибнут на бастионах удачли-

вый ротмистр Праскухин и подполковник Нефердов, герои «Севастополя в мае». В условиях военного времени о них очень быстро забывают, и в этом привитом войной небрежении человеческой жизнью - еще одна трагедия человечества.

В отличие от Толстого, у Шмелева нет непосредственного изображения боевых действий. Однако героев «Суровых дней» тоже «крепко и глубоко зацепила невидная война». В калужской деревне Большие Кресты она обнаруживает себя по-другому. «Военная гроза» докатывается до отдаленных уголков страны в виде леденящих душу похоронок, искалеченных солдат-инвалидов, новых призывов и новостей с фронта.

Судьба помиловала плотника Мирона, который после тяжелой контузии вернулся домой к любимой жене. Не задела его ни пуля, ни штык, но тяжелая болезнь сказывается в слабости, нетвердой речи и неуверенной походке. «Кры-лушки и посекло» [0, с. 84], - говорит о себе Мирон, которому совестно, что его, почти здорового, выписали на поправку. Он не унывает, у плотника всегда много работы, и жизнь вроде бы налаживается. Однако на войну теперь он не пойдет: неизлечима нажитая Мироном сухотка мозга («Мирон и Даша»).

Безногим инвалидом пришел с фронта Василий Грачев на радость жене и матери, которые еще недавно желали ему Сибири («Лихой кровельщик»).

Живописуя торжественно-патриотические настроения призывников в рассказе «На пункте», автор «Суровых дней» акцентирует внимание на духовном содержании чувств крестьянских героев. Лица уходящих и провожающих строги и сосредоточенно-деловиты: «С такими лицами входят в церковь. <.> Так бывает и в ожидании крестного хода» [0, с. 387-388].

Однако ни у Толстого, ни у Шмелева патриотический пафос и преклонение перед героизмом защитников Родины не вырастают в шовинизм. Воспевая доблесть и славу русского народа, оба писателя не устают напоминать о недопустимости бесчеловечного способа решения общественных конфликтов и тяжелых последствиях военных действий. Эта идея составляет авторскую сверхзадачу обоих военных циклов: показать войну «<.> в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти.» [0, с. 93].

Кроме непосредственных участников боевых действий, в поле зрения Толстого и Шмелева попадают судьбы мирных жителей. В горниле войны в первую очередь страдают самые беспомощные: старики, дети, женщины. Ситуация усугубляется бедностью, когда нет ни сил, ни возможностей выбраться из военного

пекла. Старуха-матроска из осажденного Севастополя, мужа которой убили еще в «первую бандировку», в сотый раз рассказывает о своем горе: «У кого были мужья да деньги, так повыехали, - говорила старуха, - а тут - ох, горе-то, горе, последний домишко, и тот разбили» («Севастополь с мае») [0, с. 119].

Горе и в отделанной заново богатой усадьбе: погиб недавно женившийся старший сын, и теперь старая барыня со дня на день ждет тело офицера-кавалериста, чтобы похоронить в семейном склепе. «Судьба-то наша! Перед Петровками я им камин выкладал <...>, - сокрушается приготовивший место для «молодчинищи» каменщик Иван. - Вот она, война-то, что и делает!» («Ожидание») [0, с. 211].

Военные тревоги сокращают жизнь родным и близким мобилизованных солдат. Больше всего «подковырнула» война людей пожилых: «Мор на стариков на наших. мор. - говорит дядя Семен. - Бывало, один-два за год-то улетучатся яблоки на тот свет жевать, а нынешний год мерлы задали. шесть человек! Потрясение-скорбь, с нутра. Как сухостой с ветру» («Правда дяди Семена») [0, с. 195].

Напугала война, «задавила всякими думами» работника Максима («Знамения», «Максимова сила»). Везде ему мерещатся тайны, в природе и людях видит он признаки грядущих бедствий. Все, что не дает покоя и тревожит душу, что кажется необычным, связывает герой с войной, будь то крест, сорванный ветром с деревенской церкви, или небывалый выход лещей к перекатам. Максиму есть о чем горевать. После пленения брата «принял на себя его семейство», а это четверо детей, которые с семью собственными составили одиннадцать ртов: «Погладишь - сердце сохнет» [0, с. 405]. Впечатлительный герой задавлен страхами: «А от места откажут? А ну, заболеешь?» [0, с. 405].

Однако крестьянская психология и крепкая хозяйственная закваска сказываются даже в отношении шмелевских героев к войне. За военными тревогами нельзя забывать о своем, о крестьянском: хозяйство рук требует, особенно сейчас, когда молодых и здоровых работников мобилизовали на фронт. Отсеялся и теперь рад узнать, что будет дождь, бывший лаковар и десятский Семен Ореш-кин, встречают вечернее стадо деревенские девчонки, один орудует в лавке седенький старичок лавочник: «Оба сына ушли - кавалерист и пехота. Он тот же, как и раньше, - разговорчивый и не унывает; только никак не может разыскать товар: на покой, было, отходил, а теперь надо торговать. Ищет свечи - находит

чай. Перепутал цены» («На крыльях») [0, с. 384]. Сбивчивые размышления о войне в эмоциональных репликах дяди Семена трогательно переплетаются с хозяйственными заботами: «Большие разговоры. произойдут. Ладно, поглядим. правду, хоть ты ее вилами приколи, она все голову подымает! Не навоз запахал и ладно. Ффу-у. Яблоки-то. Не уродились.» («Правда дяди Семена») [0, с. 205].

На искренность и бескомпромиссную правдивость крестьянских типов у Шмелева обратили внимание уже современники. В рецензии на «Суровые дни» Л. Андреев писал: «Нет на этом мужике сусальной позолоты прекраснодушного народничества, ничего он не пророчествует и не вещает в даль, но в чистой правде души своей стоит он, как вечный укор несправедливости и злу, как великая надежда на будущее .» [0].

В своих поступках герои Толстого и Шмелева руководствуются одним чувством, составляющим основу характера русского человека на протяжении веков. Это чувство «<.> редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине» [0, с. 100-101]. О нем не говорят, но именно оно составляет силу русского народа, питая и дух защитников Севастополя, и надежды калужских крестьян.

Любовью к своему, родному вызвано негодование дяди Семена («Правда дяди Семена»), связанное с вопиющим различием в отношении к пленным в России и Германии. Там, «на людях пашут», помоями кормят, живых пристреливают, а здесь перед ними заискивают, «чтобы образование показать»: «Ведь вот не знали, что они в гости будут. березы бы для их перекрасили, в речку бы молока напустили, перин бы им натащили <.>» [0, с. 203]. Герой рассказывает трагикомическую историю о том, как учил благодарности пленных немцев, ответивших смехом на высказанное от души пожелание «Бог в помощь»: «Взял одного за ворот. а здоровые, черти. ну, да, ведь, и я не маленький. Взял его да голо-вешку-то ему и нагнун-толконул! Кланяйся, такой-растакой, ежели тебе Бог-помощь говорят! Так и присели, ни живы» [0, с. 203].

Любовью к родине и надеждой на силу духа простого солдата питается вера героев Толстого и Шмелева в победу русского оружия. В ней твердо убежден повествователь из «Севастопольских рассказов», ею живут крестьянские герои Шмелева. «Кончится все в нашу пользу», - убеждает односельчан работник Максим («Знамения»). «Всех побьем», - уверен трактирщик с полустанка («На

пункте»). «Должны бы мы одолеть», - из суеверия осторожничает Семен Ореш-кин, а в глазах - боль: «Он - не он. Это вся, тяжелой жизнью выученная, мудрая, болеющая Россия, скорбящая и все же непоколебимая» («Правда дяди Семена») [0, с. 200].

И хотя со временем уверенности у шмелевских героев стало меньше, а защитникам Севастополя пришлось пережить унизительное отступление, вера в победу никогда не иссякала, подтверждая извечную истину о том, что «Россия <.> ставит героизм выше одоления, а самопожертвование и самоотречение выше силы» [0, с. 98].

Непревзойденный мастер психологического анализа, Толстой показывает, как война меняет людей, рождая в душах высокие чувства патриотизма, жертвенности и сострадания. Однако наряду с ними остаются также ничем не искоре-нимые «вечные побуждения лжи, тщеславия и легкомыслия».

Но все же главные перемены военного времени в другом. Простоту и упрямство Толстой называет в числе важнейших черт характера, составляющих силу русского человека, однако «<.> здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства» [0, с. 98].

Война научила шмелевских крестьян мыслить, анализировать происходящее, проникать в суть. Эта истина понятна бывшему десятскому дяде Семену, пережившему и понявшему в войну многое: «Может, через эту войну все увидим. подведем баланцы, распространим! Я теперь газеты читаю, многому научен. Сын у меня страждет, воюет во всей душе. ну, значит. могу я ответ требовать - почему такое. где вся наша правда истинная! Могу!» («Правда дяди Семена») [0, с. 205]. В тяжелую думу погружен не склонный к размышлениям Василий Грачев. Вчерашний драчун и пьяница, а сегодня «сюрьезный», смирный и тихий, проявляет заботу о матери и жене, которые только теперь «свету дождались» («Лихой кровельщик»).

Война обнажает в человеке глубоко скрытое, заставляет по-новому взглянуть на себя и окружающих. В жителях калужских деревень она обострила чувства сострадания и жалости. «Хочу людей утешать» [0, с. 408], - упорствует не внявший вразумлениям батюшки работник Максим. Его толкование примет и снов сводится к одному: успокоить тревогу людей, мучительно ожидающих вестей с фронта.

Актуальный для военного времени мотив ожидания - один из ведущих в циклах Толстого и Шмелева. Показательна эволюция этого мотива в «Севастопольских рассказах» и «Суровых днях».

В первые месяцы осады Севастополь буднично энергичен. В круговороте военной и мирной жизни еще читаются воодушевление, самоуверенность и безопасность жителей. Однако со временем все меняется: те же улицы, батареи, бруствера и траншеи «теперь грустнее и вместе энергичнее»: «<.> На всем лежит теперь не прежний характер привычки и беспечности, а какая-то печать тяжелого ожидания, усталости и напряженности» («Севастополь в августе 1855 года») [0, с. 178].

Эволюция настроений народной России в «Суровых днях» Шмелева одно-природна толстовской. Вроде бы привычное течение деревенского бытия при ближайшем рассмотрении обнаруживает новый «оборот жизни»: «Те же, как будто, стоят тихие избы, а сколько новых узлов заплелось и запуталось за оконцами, за серенькими стенами» [0, с. 220]. Патриотический подъем и лихой задор сменяются спокойной рассудительностью и терпеливым ожиданием. Описанию этого чувства посвящен одноименный рассказ Шмелева.

Притихшая, как будто присмиревшая деревня, ждет конца войны, с надеждой ожидает вестей с фронта, ждет солдат на побывку, раненых - на поправку. На почте - не протолкнуться: приходят с дальних деревень, чтобы получить газеты, «добиваются писем». У железнодорожного переезда по воскресеньям собираются женщины - ждут санитарный поезд в робкой надежде, что сойдет их солдат или услышат хорошие новости. Приходят даже ночью, к почтовому, который в здешних краях не останавливается. Ожидание мучительно: «Бывают такие томительно-долгие непогожие осени. Также тяжелы и мутны серые дни ожидания» [0, с. 210].

Томительное ожидание способно изменить характер человека. Показательна рассказанная Толстым история движимого патриотизмом офицера, который, отказавшись от хорошего места и надежд на богатую женитьбу, отправился добровольцем в действующую армию. Сначала пятимесячная канцелярская волокита, а потом три месяца изнуряющего пути превратили потенциального героя в жесточайшего труса, и теперь «<.> еще много ему надо было пройти моральных страданий, чтобы сделаться тем спокойным, терпеливым человеком в труде и опасности, каким мы привыкли видеть русского офицера» [0, с. 156].

В «Суровых днях» приметы военного времени сказываются даже в восприятии природы. Пышно разросшиеся в военное лето рябины стоят словно «свежей кровью залитые», сизо-багровый закат в тучах - «чисто кровь с дымом».

В «Севастопольских рассказах» картины человеческих страданий на фоне бесстрастной и величественной природы оттеняют трагический характер развязанной людьми войны: «Сотни свежих окровавленных тел людей <.> с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине <.>; а все также, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все также, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило» («Севастополь в мае») [0, с. 137-138].

Размышления Толстого о бесчеловечной природе войны оформляются в мысль о бесперспективности и неразумности подобного способа разрешения международных или внутринациональных конфликтов. «.Вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью» [0, с. 102], - убежден классик. И как приговор человечеству: «Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать» [0, с. 103].

Толстовская идея о безумии войны будет художественно осмыслена и воплощена Шмелевым в рассказе «Это было» (1918-1922), посвященном изображению больного человеческого сознания как закономерного следствия торжества кровавой вакханалии.

Антитезой военной агрессии в обоих военных циклах являются проверенные веками духовные ценности. Ими питаются сознательные и неосознанные поступки и чувства героев «Суровых дней». Так, похороны работника Максима, «пугливая душа» которого не вынесла военных испытаний, неожиданно для всех оборачивается обустройством приюта для детей-сирот: один жертвует деньги, второй - землю, третий - лес.

В финале второго из «Севастопольских рассказов» Толстой напрямую ставит вопрос о вопиющем несоответствии бесчеловечных законов войны христианским ценностям: «И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут

вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся, как братья?» [0, с. 144].

Написанные в разные годы и на материале разных войн военные циклы Л.Н. Толстого и И.С. Шмелева обнаруживают родство концептуальных идей и мотивов. Данное обстоятельство, свидетельствующее о непреходящем значении русской классики, говорит о тесной связи творчества писателя-эмигранта с традициями «золотого века» русской литературы.

* * *

1. Колтоновская Е. Отстоявшееся (Война и деревня) // Русская мысль. 1916. № 9. С. 92-98.

2. ПанченкоА.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука: Ленингр. отделение, 1984. 205 с.

3. Русская воля. 1917. № 8. 9 янв.

4. Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М.: Московский рабочий, Скифы, 1994. 400 с.

5. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит-ра, 1979. Т. 2. 422 с.

6. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит-ра, 1985. Т. 21. 575 с.

7. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека. Калуга: Калужский областной институт усовершенствования учителей, 1995. 344 с.

8. Шмелев И.С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 4. 574 с.

9. Шмелев И.С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 5. 446 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.