Научная статья на тему 'Война в Афганистане в 1979-1989 гг. : истоки и уроки в контексте обеспечения безопасности российского государства'

Война в Афганистане в 1979-1989 гг. : истоки и уроки в контексте обеспечения безопасности российского государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2643
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / НАРКОТРАФИК / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амиров Р.З.

В статье исследуются исторические предпосылки и последствия войны в Афганистане в 1979-1989 гг. Анализируются угрозы безопасности современной России, исходящие из данного региона. Рассматривается роль правоохранительных органов в борьбе с данными угрозами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Война в Афганистане в 1979-1989 гг. : истоки и уроки в контексте обеспечения безопасности российского государства»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 340

Р. З. АМИРОВ, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

R. Z. AMIROV, associate professor of the department of history and theory of state and law Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, associate professor (Ufa)

ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ В 1979-1989 ГГ.: ИСТОКИ И УРОКИ В КОНТЕКСТЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

WAR IN AFGHANISTAN 1979-1989: ORIGINS AND LESSONS IN THE CONTEXT OF SECURITY OF THE RUSSIAN STATE

Аннотация. В статье исследуются исторические предпосылки и последствия войны в Афганистане в 1979-1989 гг. Анализируются угрозы безопасности современной России, исходящие из данного региона. Рассматривается роль правоохранительных органов в борьбе с данными угрозами.

Ключевые слова и словосочетания: война в Афганистане, геополитический конфликт, безопасность государства, международный терроризм, наркотрафик, правоохранительные органы

Annotation. The article examines the historical background and consequences of the war in Afghanistan, 1979-1989. The threats to the security of modern Russia coming from this region are analyzed. The role of law enforcement agencies in combating these threats is considered.

Keywords and phrases: war in Afghanistan, geopolitical conflict, state security, international terrorism, drug trafficking, law enforcement agencies

Каждой войне оценку дает время. «Афганской», очевидно, тоже будет отведено подобающее ей место. Очень хочется верить, что еще придет время, когда поймут, что мы там воевали за свое Отечество

А. А. Ляховский

данную Комитетом Верховного Совета СССР по международным делам, решению о вводе советских войск в Афгани-

Постановлением от 24 декабря 1989 г. Съезд народных депутатов СССР поддержал политическую оценку,

стан в декабре 1979 года как заслуживающему морального и политического осуждения [1]. Однако события, произошедшие в мире в течение последующих трех десятилетий, потребовали определенного переосмысления оценки войны в Афганистане в 1979-1989 гг. 21 ноября 2018 г. в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания, посвященные 30-летию вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Была обозначена необходимость единого подхода к преподаванию в организациях общего образования при освещении боевых действий в Афганистане и роли ограниченного контингента советских войск (далее - ОКСВА) в этой стране с целью исключения фактов фальсификации истории [2].

20 декабря состоялась научно-практическая конференция «Роль и место ОКСВА в выполнении задач в Афганистане в 1979-1989 гг.» [3]. На ней была озвучена позиция Министерства иностранных дел Российской Федерации о том, что 40-я армия противостояла в Афганистане зарождающемуся международному терроризму, который впоследствии распространился практически по всему миру. Российская контртеррористическая операция в Сирии является продолжением этой борьбы. Примечательно, что даже действующий президент США Д. Трамп ввод советских войск в Афганистан назвал верным решением, так как, по его мнению, сложившаяся в этой стране ситуация представляла угрозу для СССР [4].

С момента завершения боевых действий советских войск в Афганистане увидели свет множество научных, военно-мемуарных, публицистических работ, художественных произведений, в которых даются авторские, порой противоположные, оценки минувшей войны. В первую очередь интерес представляют публикации непосредственных участников афганских событий. Война в Афганистане в 1979-1989 гг.,

как правило, рассматривается исследователями в качестве одного из эпизодов заключительного этапа истории СССР. Однако, анализируя истоки этих событий, мы не должны забывать о преемственности истории нашей страны, что позволит дать более объективную оценку как причин ввода советских войск в Афганистан, так и его последствий.

Еще в конце XIX века на Западном Памире столкнулись интересы Российской и Британской империй. 30 августа 1893 г. у кишлака Имц отряд штабс-капитана С. П. Ванновского (сына военного министра Российской империи) одержал победу в бою с пятикратно превосходившими силами войсками афганского эмира, бывшего на тот момент вассалом Великобритании. Участники сражения были отмечены российским императором [5], а один из перевалов Памира был назван в честь отважного русского офицера. Интересный исторический факт: именно в этом бою впервые была применена винтовка Мосина - знаменитая «трехлинейка», более полувека надежно служившая нашей армии.

Ситуацию, сложившуюся на тот момент на афганском направлении, можно охарактеризовать словами председателя Совета министров Российской империи С. Ю. Витте: «Афганистан представляет собой буфер между Англией и Россией. Россия не может иметь никакой претензии на какое бы то ни было приобретение в Афганистане, а равно и на какое бы то ни было существенное влияние на афганское правительство, но Россия очень заинтересована в том, чтобы Афганистан оставался буфером. В результате выходит так, что Афганистан остается буфером, но находящимся под полным влиянием Англии. Естественно рождается сомнение: такого рода буфер не окажется ли когда-нибудь начиненным динамитом, против нас направленным?» [6, с. 443]. Как видим, еще царское правительство было озабочено ситуацией в Афганистане,

представлявшей угрозу безопасности России в контексте ее противостояния с Британской империей.

Обеспечение безопасности южных рубежей сохраняло свою актуальность и для советской России, оказавшей значительную военную и материально-техническую помощь афганскому государству в его борьбе с английскими колонизаторами на основе договора о дружбе от 28 февраля 1921 года. В результате уже в ноябре 1921 г. Англия была вынуждена заключить мирный договор с Афганистаном.

Король Афганистана Аманулла-хан пытался провести ряд реформ (отмена рабства, покупка жен и т. д.), не встретивших понимания у большинства афганцев. В 1928 г. он был свергнут с престола английским ставленником Ба-чаи Сакао (Хабибулла) в результате антиправительственного восстания. На помощь королю советской стороной был направлен вооруженный отряд красноармейцев, переодетых в афганскую форму во главе с «турецким офицером Рагиб-беем» (советским военным атташе в Афганистане, героем Гражданской войны В. М. Примаковым). Отряд разгромил несколько подразделений афганской армии, овладел городами Ханабад, Мазари-Шариф, Балх, Ташкурган и выдвинулся в направлении Кабула [7]. Однако Аманулла-хан прекратил борьбу и покинул страну, а отряду был отдан приказ о возвращении в СССР.

В 30-е годы ХХ века советско-афганские отношения осложнялись тем, что на афганской территории базировались басмаческие отряды, совершавшие вооруженные нападения на территорию среднеазиатских республик СССР. С началом Второй мировой войны афганские реакционные круги поддерживали политику фашистской Германии, что создавало дополнительную военную угрозу для СССР. Лишь после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом афганское руководство

переориентировалось на сближение с англо-американскими союзниками.

В послевоенный период усилилось американское экономическое, политическое и военное проникновение в Афганистан. В материалах, публиковавшихся на страницах американского журнала «Каррент хистори» в 1950 г., отмечалось: «Одна из причин заинтересованности Америки в Афганистане - это возможное значение этой страны в будущем в качестве плацдарма для нападения на Россию. Рано или поздно западные страны предпримут вторжение в Советский Союз» [8, с. 31].

Таким образом, рассматривая истоки войны в Афганистане в 19791989 г., мы не должны ограничиваться лишь утверждениями о том, что это было связано исключительно с политикой СССР по распространению социализма в мировом масштабе и субъективными факторами, связанными со свержением и убийством президента Афганистана Н. Тараки. На наш взгляд, следует говорить об одном из проявлений исторического геополитического конфликта между континентальной евразийской державой (Российской империей-СССР-Рос-сийской Федерацией) и морской англосаксонской державой (Британская империя-Великобритания, США). По мнению одного из главных вашингтонских стратегов Зб. Бжезинского, Евразия является шахматной доской, на которой продолжается борьба за мировое господство, и «жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке» [9, с. 13].

Втягивание СССР в вооруженный конфликт в Афганистане Бжезинский называл своей заслугой. Убедив президента США подписать секретную директиву о поддержке вооруженной оппозиции в Афганистане, он ставит целью «заманить русских в афганский капкан», о чем пишет Дж. Картеру: «Теперь у нас появилась возможность обеспечить

СССР его собственную Вьетнамскую войну» [10].

Еще в XIX веке, как указывает в изданной в 1913 г. книге «Величайшее из искусств (Обзор современного положения в свете высшей стратегии)» русский исследователь генерал-майор императорской армии А. Е. Вандам (Едри-хин), англосаксонские геополитики рассуждали о «титанической борьбе между русскими и англосаксами, долженствующей начаться после падения Германии и наполнить собою двадцатое столетие» [11, с. 183]. Этот неизбежный конфликт рассматривался ими как следствие смещения центра борьбы между Океанской империей и Континентом по вектору Мадрид - Париж - Берлин -Москва. Сегодня, после крушения Российской империи и распада СССР, мы являемся свидетелями дальнейшего смещения этого центра на Восток - в направлении Пекина.

Наглядным подтверждением геополитических устремлений Америки является появление на территории современного Афганистана военной группировки стран Запада во главе с США через двенадцать лет после вывода советских войск. При этом если ОКСВА вводился по просьбе законного афганского правительства, то американцы вторглись в Афганистан без всякого приглашения и решения Совета Безопасности ООН под благовидным предлогом борьбы с международным терроризмом. Советские войска тоже вводились под предлогом оказания помощи афганскому народу в отражении внешней агрессии по просьбе его законного правительства.

Однако если иностранные войска под флагом СССР западные страны объявили оккупантами, то свои воинские контингенты, которые для афганцев не менее иностранные, они таковыми признавать не хотят. Американская группировка в Афганистане составляет около 100 тыс. военнослужащих, силы других стран НАТО - до 50 тыс. По-

мощь американцев и их союзников вооруженной афганской оппозиции в 19791989 гг. в итоге привела к распространению международного терроризма (в том числе появлению «Аль-Каиды», «Талибана»), с которым вооруженный контингент НАТО безуспешно борется, уже вдвое дольше находясь Афганистане, чем ОКСВА.

По убеждению Бжезинского, это несущественная цена за устранение СССР как геополитического соперника Америки на евразийском пространстве. Еще бывший президент США Б. Обама обещал «разоружить и победить «Аль-Каиду» в афганистане и Пакистане, привести афганскую операцию к успешному завершению и в 2014 году начать вывод американских войск». Действующий президент США Д. Трамп заявил о неразумности военного присутствия США в удаленном от них почти на 10 тысяч километров Афганистане, отметив, что «воевать там должны расположенные рядом страны, такие как Пакистан, Индия и Россия» [4].

В настоящее время для России угрозами, исходящими из данного региона, являются терроризм и незаконный оборот наркотиков. На стороне чеченских сепаратистов в 1994-2002 гг. воевали как афганские моджахеды, так и террористы, подготовленные в лагерях на территории Афганистана и Пакистана. По заявлению заместителя министра иностранных дел РФ по вопросам противодействия терроризму О. Сыро-молотова, террористическая организация «Исламское государство» планирует использовать территорию Афганистана в качестве плацдарма для вторжения в страны Центральной Азии и, в последующем, в Россию [12].

Одним из основных источников финансирования террористов является незаконный оборот наркотиков. После вторжения США в Афганистан производство наркотиков в этой стране выросло в 40 раз. Если в 2015 г. оно составило порядка 3 300 тонн, то в 2017 г.

достигло 4 800 тонн. На большей части районов производства наркотиков располагаются британские и американские части. По свидетельству отдельных афганских экспертов, вместо борьбы с наркодельцами (что эффективно осуществляется вооруженными силами США в Центральной и Южной Америке) находящиеся в Афганистане иностранные военные активно участвуют в производстве и незаконном обороте наркотиков [13]. Наркотрафик из Афганистана представляет непосредственную угрозу России, т. к. значительная его часть направляется на ее территорию. Ежегодно от употребления наркотиков в России умирают десятки тысяч человек, что можно рассматривать как потери в «гибридной войне» (афганские моджахеды назвали это «белым джихадом»). Для противодействия данной угрозе проводятся специальные операции. В частности, в период с 10 по 14 сентября 2018 г. антинаркотические структуры государств - участников ОДКБ, а также Китая и Ирана провели международную антинаркотическую операцию «Канал Красный бархан». Ее основными задачами являлись противодействие транзиту наркотиков, произведенных на территории Афганистана, ликвидация наркосырьевой базы и каналов распространения наркотиков. В результате из незаконного оборота было изъято более 9 тонн наркотиков [14].

Уроки и выводы из Афганской войны, содержащиеся в исследованиях ее непосредственных участников, можно обобщить в следующих тезисах:

1. СССР не мог уклониться от вмешательства в афганские дела.

2. Конфликт в Афганистане следовало решать путем политического урегулирования.

3. Ввод советских войск в Афганистан был крайне нецелесообразным, но мог быть более эффективным:

1)требовались более крупные силы, обеспечивающие надежное закрытие границ (ограниченный контин-

гент войск - половинчатая, нерешительная мера);

2) военная операция должна иметь четкую цель, определенный замысел действий, чего не было у советского руководства.

4. Следовало стремиться не к созданию в Афганистане социалистического государства, а вести линию на примирение сторон конфликта.

5. ОКСВА выполнил поставленные задачи.

6. Афганский народ преподал урок мужества в борьбе за свои вековые традиции, культуру, религию, Родину.

7. 40-я армия не одержала военную победу в Афганистане (такая задача не ставилась), но и не потерпела военного поражения.

8. Следовало требовать от США и Пакистана выполнения Женевских соглашений.

9. Правительство Республики Афганистан при определенной помощи могло еще длительное время удерживать власть вооруженной силой.

10. Отказ от помощи правительства Наджибуллы и односторонняя поддержка моджахедов - неоправданный шаг СССР (России). Он способствовал расширению гражданской войны в Афганистане и утрате доверия к России как надежному союзнику.

11. Безопасность России требует налаживания отношений с мусульманским миром, в том числе с Афганистаном [8, с. 355-405; 15, с. 312-338; 16, с. 331; 17, с. 616].

В настоящее время одним из направлений сотрудничества между Российской Федерацией и Афганистаном является межведомственное взаимодействие в сфере правоохранительной деятельности, имеющее свою многолетнюю историю. Еще в 1978 году при Министерстве внутренних дел Демократической Республики Афганистан (далее - ДРА) была создана группа советников МВД СССР, в последующем - Представительство МВД СССР.

В его состав входили советники при службах МВД Афганистана, командовании царандоя (милиции) в провинциях, оперативных и специальных формиро-ва-ниях (полках и батальонах). Главной задачей было оказание практической помощи в формировании оперативных частей царандоя для охраны органов власти, важнейших коммуникаций и предприятий.

Также на территории Афганистана действовал отряд МВД специального назначения «Кобальт». Он формировался из сотрудников оперативных служб органов внутренних дел и занимался сбором данных для обеспечения боевых операций по разгрому противника. В их задачи входило выявление бандформирований в провинциях; сбор и обработка разведданных; уточнение данных иных разведслужб при разработке и осуществлении боевых операций; разработка и осуществление операций по внедрению информаторов в бандформирования, лагеря беженцев.

На базе учебных заведений МВД СССР (Ташкентской, Душанбинской, Фрунзенской, Рижской и других школ милиции) осуществлялась подготовка офицерских кадров для царандоя. В Уфимской средней специальной школе МВД СССР с 1978 по 1992 годы осуществлялся ежегодный набор лиц офицерского состава в количестве 20 человек, обучавшихся по учебной программе «Правоохранительная деятельность царандоя». За этот период было подготовлено около 200 сотрудников органов внутренних дел Афганистана.

В настоящее время с Исламской Республикой Афганистан (далее - ИРА) возобновлено сотрудничество по данному направлению деятельности. В Российской Федерации также осуществляется подготовка специалистов антинаркотических структур ИРА. Всероссийским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России было подготовлено афганских наркополицейских по проекту ОБСЕ - 80 чел.,

по совместному с Управлением по наркотикам и преступности ООН проекту (2012-2017 гг.) - 90 чел. [18, с. 7].

Из Республики Башкортостан в Афганистане проходили службу около 9,5 тыс. чел. Из них награждены около 3 тыс. чел. , получили ранения и контузии 393 чел., погибло 344 чел., пропали без вести 5 чел. Еще в 1989 году в Уфе в комплексе парка Победы был заложен камень под фундамент мемориала в честь уроженцев Башкортостана, погибших в локальных войнах XX века. В республиканской книге Памяти увековечены имена 343 воинов - уроженцев Башкортостана, погибших в Афганистане [19].

В Уфимском юридическом институте МВД России продолжают трудиться ветераны боевых действий в Республике Афганистан:

Авхадеев Дарис Файзуллович, майор милиции в отставке, старший инспектор отдела морально-психологического обеспечения. Проходил службу в Республике Афганистан с октября 1981 г. по май 1983 г. в должности заместителя командира танкового взвода 101 -го мотострелкового полка 5-й гвардейской мотострелковой дивизии.

Амиров Рустем Загирович, полковник полиции в отставке, доцент кафедры истории и теории государства и права. Проходил службу в Республике Афганистан с мая 1988 г. по февраль 1989 г. в должности заместителя командира роты по политической части 1357-го отдельного батальона охраны.

Тактамышев Рафаэль Ростямо-вич, электромонтер отдела тылового обеспечения. Проходил службу в Республике Афганистан с декабря 1979 г. по ноябрь 1981 г. в должности стрелка-гранатометчика роты 317-го гвардейского полка ВДВ.

Шагимуратов Альберт Ниязович, полковник милиции в отставке, помощник начальника института по работе с ветеранами. Проходил службу в Республике Афганистан с июля 1981 г. по

июль 1983 г. в должности заместителя командира мотострелковой роты 371-го мотострелкового полка 5-й гвардейской мотострелковой дивизии.

В настоящее время в Республике Башкортостан ветеранское движение представлено различными общественными организациями, среди которых: Общероссийская общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана», Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - «Инвалиды войны», Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство» (председатель Башкирского

регионального отделения - А. Н. Шаги-муратов).

Как отмечает М. А. Гареев, «в целом война в Афганистане остается одной из самых трагических страниц истории. Но важно как можно полнее учесть политический и военный опыт этой войны, чтобы он послужил надлежащим уроком для решения сегодняшних и будущих задач обеспечения безопасности и мирного сосуществования наших народов» [8, с. 411]. Мы должны не только сохранять память об афганской войне в 1979-1989 гг. и ее участниках, но и не забывать ее уроков.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года: постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г. № 982-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. № 29. Ст. 582.

2. Официальный сайт Комитета Государственной Думы по обороне. URL: http://komitet2-15.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/17484636 (дата обращения: 05.01.2019).

3. Конференция «Роль и место ОКСВА в выполнении задач в Афганистане в 19791989 гг. URL: http://rsva-crimea.ru/afgan/488-konferenciya-rol-i-mesto-oksva-v-vypolnenii-zadach-v-afganistane-v-1979-1989-godah.html (дата обращения: 05.01.2019).

4. Фахрутдинов Р. СССР обанкротился: Трамп рассказал про войну в Афганистане. URL: https://www.gazeta.ru/army/2019/01/03/12117601 .shtml?updated (дата обращения: 05.01.2019).

5. Полное шбрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XVII. № 13727.

6. Витте С. Ю. Воспоминания: в 3 т. Т. 1 (1849-1894). Детство. Царствования Александра II и Александра III. Таллинн; М.: Скиф Алекс, 1994.

7. Афганская эпопея Виталия Примакова // АиФ Долгожитель. № 7. 2007. 13 апреля.

8. Гареев М. А. Моя последняя война (Афганистан без советских войск). М.: «ИНСАН», 1996.

9. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2010.

10. Сажин В. 39 лет вводу советских войск в Афганистан. Как это было // Международная жизнь. 2018. 25 декабря. URL: https://interaffairs.ru/news/show/21332 (дата обращения: 05.01.2019).

11. Вандам (Едрихин) А. Геополитика и геостратегия. М.: Кучково поле, 2002.

12. Козлов Ю. МИД РФ: «Исламское государство» создает в Афганистане новую глобальную базу террористов. URL: https://tass.ru/interviews/5205548 (дата обращения: 05.01.2019).

13. Роль США в производстве афганских наркотиков. URL: https://inosmi.ru/social/ 20180409/241934410.html (дата обращения: 05.01.2019).

14. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/news/item/14432543 (дата обращения: 05.01.2019).

15. Война в Афганистане. М.: Воениздат, 1991.

16. Громов Б. В. Ограниченный контингент. М.: АО Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1994.

17. Ляховский А. А. Трагедия и доблесть Афгана. М.: ГПИ «Искона», 1995.

18. Коврова В. Г. Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра // Вестник ВИПК МВД России. № 3 (43). 2017.

19. Помяни нас, Россия...: книга памяти о погибших и пропавших без вести в Афганистане уроженцах Республики Башкортостан. Уфа, 2005.

© Амиров Р. З.

УДК 340.132.01:347.426.42(470)

В. Р. ИСЛАМОВА, помощник начальника Уфимского юридического института МВД России по международному сотрудничеству (г. Уфа)

V. R. ISLAMOVA, assistant to the head of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia for international cooperation (Ufa)

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНСТИТУТА МОРАЛЬНОГО ВРЕДА LEGAL PRINCIPLES OF THE INSTITUTE OF MORAL HARM

Аннотация. Статья посвящена анализу принципов комплексного межотраслевого института морального вреда, который охватывает все отрасли права. Особое внимание уделяется формам проявления таких принципов, как справедливость, разумность, персонифицированность. Обращение автора к данной проблематике позволяет расширить представление об институте морального вреда, сложившемся в теоретической науке.

Ключевые слова и словосочетания: институт морального вреда, принципы права, справедливость, разумность, персонифицированность.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the principles of the complex interdisciplinary Institute of moral harm, which is contained in all branches of law. Special attention is paid to the forms of manifestation of such principles as justice, reasonableness, personification. The author's appeal to this problem allows to expand the ideas about the Institute of moral harm, formed in theoretical science.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords and phrases: institute of moral harm, principles of law, justice, reasonableness, personification.

Ядром любого правового института выступает совокупность определенных правовых принципов, поскольку принципы права являются универсальным инструментом, имеющим руководящее положение для всей правовой системы.

По справедливому замечанию М. Г. Тирских и Л. Ю. Черняк [1, с. 6]

принципы права являются фундаментальной основой всей системы права и выражают закономерность ее развития, а также функционирования в целом. Под принципами права С. С. Алексеев понимает «сквозные идеи, отражающие его содержание, выражающие основы права, закрепляемые в нем закономерности общественной жизни, которые реально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.