XII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОАЗИАТСКОГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА»
Ващенко А.В.
кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных
отношений ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
ВОЙНА И МИР: ВСЕ ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ (КОРЕЙСКИЙ
ПОЛУОСТРОВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА)
Аннотация: в статье анализируется круг проблем, связанных с современной ситуацией на Корейском полуострове в контексте развития ракетно-ядерной программы КНДР.
Ключевые слова: ракетно-ядерная программа КНДР, концепция «нераспространения ядерного оружия», стратегия «контр распространения ядерного оружия».
Корейский полуостров в последнее время находится в эпицентре мировых СМИ, аналитиков-международников, специалистов по ракетным и ядерным технологиям, военных, экономистов и дипломатов. Одно перечисление специалистов в различных областях человеческой деятельности, вовлеченных в происходящее на Корейском полуострове, говорит о том, что возникшая проблема сложна, многофакторна, имеет глобальный и региональный аспекты. На первый взгляд она затрагивает, как минимум, три ядерные державы: США, КНР и Россию. А так же, региональных акторов, в лице Корейской Народной Демократической Республики (КНДР), Республики Корея (РК) и Японии. В момент работы над данной статьей (3 сентября 2017 г.) пришло сообщение об успешном испытании КНДР (шестого по счету с 2006 г.) водородной бомбы, да еще и в виде боеголовки, которую можно размещать на северокорейских баллистических ракетах типа «Hwasong». Ранее, 29 августа 2017 г. КНДР осуществила успешный пуск (3-й по счету) межконтинентальной баллистической ракеты, которая пролетела 2700 км., в том числе и над территорией Японии, упав севернее острова Хокайдо. Это означает тот факт, что у КНДР есть ядерное оружие (боеголовки плюс средства доставки). Количество (боеголовок) и технические характеристики ракет важны, но в данном случае второстепенны. Ибо, фактически, речь идет о возникновении еще одного государства, обладающего ядерным оружием. Это реальный факт, меняющий всю конфигурацию региональной системы безопасности. И это необходимо признать. Чем быстрее этот факт будет признан, тем быстрее могут быть найдены пути урегулирования сложившейся ситуации.
Цель работы: проведение ситуативного анализа.
Задачи: выявление интересов основных акторов, втянутых в сложившуюся ситуацию; определение точек напряжения и разрядки; выход на возможные предложения по урегулирования сложившейся кризисной ситуации.
Для ситуативного анализа в работе предлагается использовать системный метод с разделением на глобальный и региональный уровень в различных сферах экономической, политической, информационной и военно-стратегической.
Тезис 1. КНДР - страна, обладающая ядерным оружием. Разрешение сложившейся ситуации военно-силовым путём исключено.
Тезис 2. Остается путь многосторонних переговоров без предварительных условий.
Тезис 3. Главная цель переговоров - создание приемлемой системы региональной безопасности. Все остальные вопросы, как то, характер «режима КНДР» и его эволюция, объединение двух корейских государств, должны быть вынесены за скобки.
Тезис 4. Формат переговоров. Шесть участников: США, КНР, Россия, КНДР, Республика Корея и Япония. Статус всех участников юридически должен быть одинаков.
Хотя фактически необходимо понимать, что два последних участника имеют ограниченный суверенитет в силу размещения на их территории иностранных военных контингентов и баз. То есть реально, и Япония и Южная Корея в вопросах безопасности зависят от США. Но эти страны находятся в «первом эшелоне зоны риска», поэтому их позиции крайне важны и не факт, что они будут совпадать с позицией США.
Тезис 5. Одна из важнейших проблем - это организация данных переговоров. Для её решения потребуется интенсивная подготовительная работа и серьезные шаги, налагающие ограничения на участников данного процесса. Причем необходима четкая синхронизация заявлений, действий и процессов. КНДР - должна объявить о моратории на ядерные испытания и пуски баллистических ракет, траектории полета которых выходят за пределы страны. США, Республика Корея и Япония должны будут воздержаться от проведения любых военных учений, передвижений войсковых контингентов, которые могут быть восприняты противоположной стороной как военные приготовления. Данные договоренности должны вводиться на определённый срок с возможной дальнейшей пролонгацией в случае необходимости. Очень важны фоновые характеристики или с точки зрения системного анализа характеристики среды, как внешней, так и внутренней. Это то, что на языке СМИ называется «укреплением мер доверия». К сожалению, уровень взаимного доверия крайне низок. В качестве первого шага («шага назад»), который может стать «первым шагом вперед», можно предложить отказ от системы санкций введенных против КНДР. Крайне необходимо налаживание диалога между двумя корейскими государствами. В этом диалоге необходима заморозка тем, которые являются предметом разногласий, но параллельно, опережающими темпами развивать те сферы и направления, в которых есть совместный интерес. Действовать необходимо постепенно, что называется «step by step». Общий язык, культура, история, разделенные семьи, обмен делегациями - вот далеко не полный перечень мероприятий, которые могут быть задействованы на первом этапе. Вышеизложенные шаги в том или ином виде отражены в совместной российско-китайской «дорожной карте по денуклеаризации Корейского полуострова» (Приложение 1)1.
Тезис 6. КНДР необходимо включать в региональные многосторонние форматы, например, такие как, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Предварительным этапом многосторонних переговоров «шестерки» должны стать формулирование позиции КНДР по вопросу региональной системы безопасности. Выработка этой позиции должна проходить с участием КНР и России. При выработке данной позиции необходимо учитывать, что де-факто КНДР уже стала ядерной державой, так же как Индия и Пакистан.
Тезис 7. Роль Китайской Народной Республики в переговорном процессе и в урегулировании на Корейском полуострове может быть ключевой. Во-первых, КНР главный экономический партнер КНДР. И любые изменения в этой сфере чувствительны для Северной Кореи. Во-вторых, Китай, как и Россия, имеют общую границу с КНДР, следовательно, обе страны не заинтересованы в обострении проблемы до состояния войны. В тоже время, учитывая контекст и уровень российско-западных и российско-американских отношений, вряд ли РФ сможет выступить гарантом стабильности на Корейском полуострове. Гарантом, который имел бы, доверие у США, Южной Кореи и Японии. Эту роль главного гаранта, в современных условиях, может выполнить только Китай. США, не смотря на «звонкие заявления» президента Д. Трампа, в полной мере осознаёт эту роль КНР. Обозреватель «Washington Post» Д. Игнатиус пишет: «Тиллерсон сигнализировал, что Соединенные Штаты готовы к прямым переговорам с режимом Ким Чен Ына, если Ким проявит сдержанность. Госсекретарь хочет, чтобы за столом переговоров Китай находился позади Кима и, образно говоря, держал его за горло»2.
1 Вручный М. План России для КНДР: Корейский полуостров ждет двойная заморозка. URL: https://riafan.ru/854414-plan-rossii-dlya-kndr-koreiskii-poluostrov-zhdet-dvoinaya-zamorozka (дата обращения 10.09.2017).
2 Игнатиус Д. WP: в делах с Россией и Китаем «тихий» Тиллерсон делает ставку на личную дипломатию. URL: https://russian.rt.com/inotv/2017-09-08/WP-v-delah-s-Rossiej (дата обращения 10.09.2017).
Тезис 8. США имеют достаточно проработанную на теоретическом уровне концепцию «принудительного разоружения», которая эволюционизировала от дипломатических и моральных методов воздействия концепции нераспространения ядерного оружия (non-proliferation strategy) с конца 60-х до 90-х гг. ХХ в., до стратегии контрраспространения (counter-proliferation strategy) в начале XXI в. Последняя, не исключает применения силы для уничтожения ядерных объектов пороговых «проблемных государств». «В целом, содержательные аспекты политики контрраспространения можно представить в следующем виде: формирование режима универсальной отчетности и контроля в ядерной области; создание нового органа (американского или международного) для ведения мониторинга и укрепления контроля над мировым оборотом расщепляющихся материалов; введение нового экспортного режима, предполагающего, что закупать расщепляющиеся материалы смогут только те неядерные страны, которые подписали Дополнительный протокол Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) 1997 г., предусматривающий ужесточение режима инспекций для выявления случаев «необъявленной ядерной деятельности»; усиление международного контроля над поставками расщепляющихся материалов; изменение режима работы рынков «оружейного» урана и плутония (ужесточение условий торговли на неамериканских рынках); разработка международных мер по охране транспортировки и хранения отработанного ядерного топлива и уранового концентрата. Ключевой идеей этой политики является лишение любых стран, реально или теоретически претендующих на приобщение к «ядерному клубу», всех возможностей осуществить эту задачу, оставить продвижение к ней на возможно более ранних этапах этого процесса, причем, если понадобится и окажется возможным, то при помощи силы»1.
Однако на практическом уровне успехи американцев весьма скромные и больше напоминают «поведение слона в посудной лавке». Практически, под предлогом «принудительного разоружения», в 2003 г. был разрушен Ирак2, что создало огромную «зону хаоса», охватившую территорию от Северной Африки до границ Ирана, Пакистана и Индии. Отказ от своей ядерной программы вождя Ливийской Джамахирии М. Каддафи, обусловленный даже не столько угрозами американцев применить «иракский сценарий», сколько обещаниями ЕС интегрировать Ливию в выгодные экономические проекты, стоило лидеру Ливии жизни и разрушению страны в 2011 г. В случае с Ливией был реализован сценарий «злого и доброго полицейского», в котором роль «злого» играли США, а «доброго» ЕС. Дублирование данного сценария при решении ядерной программы Ирана уже не прошло. Уж слишком показательной и поучительной была публичная расправа с М. Каддафи. Только подключив к решению «иранской ядерной программы» Россию, удалось выйти на основные договоренности. При попытке урегулировать проблему «корейской ядерной программы» американцы задействовали весь свой теоретический и практический «арсенал», но безуспешно. Порождаемый американцами хаос, политика «двойных стандартов», акцент на силовые варианты решения проблемных ситуаций не только породили множество проблем от активизации радикального ислама, до роста миграционных потоков, но и полностью подорвали доверие к политике США и их ближайших союзников по НАТО. Отсюда «тихие», не публичные попытки американского государственного секретаря Р. Тиллерсона действовать через личные контакты с лидерами тех государств, которые сохранили свою репутацию на международной арене. В случае с КНДР - это Синь Цзинь Пин и КНР, в случае с Сирией и Украиной - Владимир Путин и Россия. В тоже время, создается впечатление, что традиционно, американцы стремятся хорошо заработать на войне и создать для американских компаний преимущества в
1 Фененко А. Стратегия «принудительного разоружения и бизнес». URL: http://www.intertrends.ru/nineth/004.htm (дата обращения: 09.09.2017).
2 Ващенко А.В. «Curveball» - неожиданный поворот событий или цена одного решения// Медийные стратегии современного мира. Материалы VII международной научно-практической конференции. Краснодар, 2013. С. 45-50.
международной торговле. Речь идет о «концептуальном одобрении США приобретения Сеулом оружия и военного оборудования на миллиарды долларов»1 и пересмотре торгового соглашение с Республикой Кореей в сторону изменения тех статей соглашения, которые приводят к торговому дефициту не в пользу США в двусторонней торговле2.
Тезис 9. Если отстранится от журналистских штампов, которые рассматривают политику КНДР как поведение группы сумасшедших, неадекватных и непредсказуемых людей, то стоит сказать, что данная политика в высшей степени реалистична и адекватна. Более того, развитие ракетно-ядерной программы в сложившихся условиях единственно возможный путь для обеспечения национальной безопасности КНДР, сохранения ее территориальной целостности и суверенитета. Руководство КНДР в принципе не отрицает возможности переговоров с США и их региональными союзниками. Но хотят вести эти переговоры на равных, а не как страна-изгой. В этом смысл демонстрации возможностей: пуски баллистических ракет и ядерных испытаний. По мнению ведущего научного сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук К. Асмолова: «Власти КНДР думают, что создание МБР с ядерной боеголовкой выведет их на модель ядерного сдерживания. Конечно, не такую крутую, как американо-российскую, но она даст хоть какой-то шанс ядерного ответа. Этот возможный ответ позволит Пхеньяну выстраивать отношения с Вашингтоном на уровне ядерных держав. Это уже не статус страны-изгоя, в отношении которого можно безнаказанно нарушать обещания»3.
Тезис 10. Еще одна проблема, о которой стоит упомянуть - это деятельность негосударственных легальных и нелегальных сетевых акторов по формированию рынка, в том числе и «черного рынка», ядерных технологий и материалов. Информации по этой теме не много. Большинство утечек произошло в связи с так называемым «делом Хана»4. Необходимо отметить, что этот рынок плохо регулируем законодательно и плохо контролируем государствами. Главное стремление крупных корпораций - это получение прибыли. На данном рынке доминируют в основном американские корпорации, такие как: «Камеко» (Cameco), «Когема» (Cogema), «ЭРА» (ERA), «ВМС» (WMC). Иногда достаточно трудно определить, где заканчивается легальный рынок и начинается «черный». По ««делу Хана» упоминались такие компании как китайская «Шэньян эркрафт корпорэйшэн» (Shenyang Aircraft Corporation), турецкая «Электроник контрол алетлери» (Elektronik Kontrol Aletleri), европейский концерн «Юренко» (Urenco), а также некоторые компании Малайзии и ЮАР. Во-вторых, в марте 2004 г. США обвинили дубайскую компанию «Эс-Эм-Би компьютерз» (SMB Computers) в незаконном транзите пакистанских ядерных технологий. Партнерами этой фирмы оказались компании «Эпсон» (Epson), «Палм» (Palm), «Асер» (Acer) и «Самсунг» (Samsung). В-третьих, в январе 2005 г. появились признания генерального управляющего транснациональной компании «Россинг ураниум лимитид» (Rossing Uranium
1 Дональд Трамп одобрил многомиллиардные поставки оружия Южной Корее. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3402454 (дата обращения: 10.09.2017).
2 22 августа 2017 г. прошёл первый раунд переговоров между министром торговли РК Ким Хён Чжоном и торговым представителем США Роберт Лайтхайзер. Сторонам не удалось прийти к компромиссу. Переговоры о пересмотре договора о свободной торговле между США и РК были анонсированы вице-президентом США М. Пенсом ещё в апреле 2017 г. Нагнетание напряженности на Корейском полуострове фактически усиливают переговорные позиции США. Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/89901
3 Цит. по: План России для КНДР: Корейский полуостров ждет двойная заморозка. URL: https://riafan.ru/854414-plan-rossii-dlya-kndr-koreiskii-poluostrov-zhdet-dvoinaya-zamorozka (дата обращения 10.09.2017).
4 В 80-е годы доктор Абдул Кадир Хан, руководивший главным ядерным центром Пакистана Khan Research Laboratories, выкрал с голландского завода Almelo, входящего в состав международного консорциума URENCO, стопку документации по центрифужному обогащению урана. Сделать это удалось, безусловно, не без помощи разведки. Позже Хана обвинили в передаче ядерных технологий Ирану, Ливии и Северной Корее. Для Запада он стал злодеем и изгоем, для исламского мира — героем. Под домашним арестом Хан провел пять лет, по решению Верховного суда страны в 2009 г. был освобожден. Однако вопросы о степени причастности пакистанских военных и чиновников к деятельности шпионской сети остаются до сих пор// Цит.по: Полозкова А. Пакистан: ядерная держава вопреки. Обзор атомной энергетики Пакистана. Прошлое, настоящее и будущее. URL: https://regnum.ru/news/2243270.html (дата обращения 10.09.2017).
Limited) Г. Дэвидсона, что 15% ее акций принадлежит Ирану. Более того, контрольный пакет ее акций контролируется англо-австралийским урановым гигантом «Рио Тинто» (Rio Tinto), что позволяет подозревать «капитанов» международного уранового бизнеса в теневом сотрудничестве с «режимами-изгоями»1.
Выводы. Корейская проблема сложна и далека от своего разрешения. Существует разница, как в теоретических подходах, так в практических методах её разрешения. Разброс мнений очень велик и коррелируется от мирных переговоров до войны, от контроля за ядерной и ракетными программами КНДР, до их запрета и полного разоружения Северной Кореи. Надеюсь, что компромисс возможен. Но для того чтобы он состоялся необходимо сохранить мир и не допустить войны! И тогда есть шанс, что всё закончится хорошо.
Над романом «Война и мир» Лев Николаевич Толстой работал с 1863 по 1869 гг. По мере работы шли поиски названия произведения. Пробовались различные варианты: «Три поры», «1805 год» и последний вариант: «Все хорошо, что хорошо кончается». Только за два года до окончания работы, в 1867 г. возникло окончательное название романа: «Война и мир». _
ПЛАН РОССИИ ДЛЯ КНДР
Москва разработала «дорожную карту» (план) по урегулированию проблемы Корейского полуострова, где предложена поэтапная схема продвижения сторон к диалогу без предварительных условий
цель плана
I---1
Формирование в Северо-Восточной Азии механизма прочного мира с одновременным решением проблем полуострова, включая его денуклеаризацию
I_I
первые шаги
teu:
Проявление взаимной сдержанности
Непровоцирование друг друга
Переговоры об общих принципах взаимоотношений
Предоставление КНДР гарантий безопасности
главный принцип
Проблемы полуострова должны решаться мирным путем, прежде всего, путем диалога главных антагонистов — США и КНДР
история конфликта
ш
Август 2003 г.
Начались переговоры по денуклеаризации КНДР (Россия КНДР. Южная Корея. США. Китай. Япония) Корея заморозила свою ядерную программу
—> —> (§)
2017 г. Июнь 2017 г. Май - июнь 2017 г.
Напряженность обострилась Совет Безопасности ООН Пхеньян испытал ракеты
на фоне ядерных исгвэгганий единогласно принял резо- с системой самонаведения
КНДР Ваш*м-тон направил люцию, расширяющую для перехвата ракет против-
в Японское море атомный санкции против Северной ника и провел пуск испытав
авианосец «Карл Винсон» Кореи в связи с продолжаю- несколько противокора-
и там же завершил ремонт щимися ракетными пусками бельных крылатых ракет авианосца «Рэнагьд Рейган»
riafan.ru
Приложение 1.
1 Фененко А. Стратегия «принудительного разоружения и бизнес». URL: http://www.intertrends.ru/nineth/004.htm (дата обращения: 09.09.2017).
Литература
1. Ващенко А.В. «Curveball» - неожиданный поворот событий или цена одного решения // Медийные стратегии современного мира. Материалы VII международной научно-практической конференции. Краснодар, 2013. С. 45-50.
2. Вручный М. План России для КНДР: Корейский полуостров ждет двойная заморозка. URL: https://riafan.rn/854414-plan-rossii-dlya-kndr-koreiskii-poluostrov-zhdet-dvoinaya-zamorozka (дата обращения: 10.09.2017).
3. Игнатиус Д. WP: в делах с Россией и Китаем «тихий» Тиллерсон делает ставку на личную дипломатию. URL: https://russian.rt.com/inotv/2017-09-08/WP-v-delah-s-Rossiej (дата обращения: 10.09.2017).
4. Фененко А. Стратегия «принудительного разоружения и бизнес». URL: http://www.intertrends.ru/nineth/004.htm (дата обращения: 09.09.2017).
5. Дональд Трамп одобрил многомиллиардные поставки оружия Южной Корее. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3402454 (дата обращения: 10.09.2017).
References:
1. Vashchenko A. V. «Curveball» - neozhidannyi povorot sobytii ili tsena odnogo resheniia // Mediinye strategii sovremennogo mira. Materialy VII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Krasnodar, 2013. S. 45-50.
2. VruchnyiM. Plan Rossii dlia KNDR: Koreiskii poluostrov zhdet dvoinaia zamorozka. URL: https://riafan.ru/854414-plan-rossii-dlya-kndr-koreiskii-poluostrov-zhdet-dvoinaya-zamorozka (data obrashcheniia 10.09.2017).
3. Ignatius D. WP: v delakh s Rossiei i Kitaem «tikhii» Tillerson delaet stavku na lichnuiu diplomatiiu. URL: https://russian.rt.com/inotv/2017-09-08/WP-v-delah-s-Rossiej (data obrashcheniia 10.09.2017).
4. Fenenko A. Strategiia «prinuditel'nogo razoruzheniia i biznes». URL: http://www.intertrends.ru/nineth/004.htm (data obrashcheniia 09.09.2017).
5. Donal'd Tramp odobril mnogomilliardnye postavki oruzhiia Iuzhnoi Koree. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3402454 (data obrashcheniia.10.09.2017).
WAR AND PEACE: IT'S SO NICE CONES (CORES POST AT THE BEGINNING OF THE
XXI CENTURY)
Vashchenko A. V.
Ph.D. in History, Associate Professor Department of new, modern history and international
relations Kuban State University
Abstract: The article analyzes the range of problems related to the current situation on the Korean peninsula in the context of the development of the North Korean nuclear missile program. Key words: nuclear missile program of the North Korean, the concept of "non-proliferation of nuclear weapons", the strategy of "(counter-proliferation of nuclear weapons".
Для цитирования: Ващенко А.В. Война и мир: все хорошо, что хорошо кончается (Корейский полуостров начале XXI века)// Архонт, 2017. № 2. С. 31-36.