Административным отделом юстиции при Госсовете КНР совместно с первичными народными судами, который, по закону, оказывает им юридическую помощь и государственную поддержку. Например, административный отдел юстиции народного правительства обязан собирать статистические данные о работе народных посредников и координировать их работу совместно с местным правосудием.
Процедура разрешения трудового спора: 1) Сначала от спорящих должно поступить письменное или устное заявление хотя бы от одного из участников конфликта. Спорящие добровольно и без принуждения обращаются за посредничеством в народную согласительную комиссию либо народный согласительный комитет (НСК). Народный суд или соответствующий орган государственной безопасности также может оказывать консультативную помощь, ориентируя спорящих на примирение. 2) После этого начинается процедура посредничества (ст. 22) [3]. 3) Если посредничество не удаётся, то народные посредники должны прекратить процесс посредничества (ст. 26). 4) Процедура посредничества строго протоколируется и сдаётся в архив. 5) Если процедура посредничества удаётся, то стороны заключают устное или письменное соглашение. 6) Соглашение о примирении является обязательным для всех сторон (ст. 31). 7) Народный суд вправе назначить принудительное исполнение мирового соглашения [1].
По сути дела, альтернативные методы разрешения конфликтов (споров) в Китае становятся основными при разрешении гражданских и трудовых споров. Их понимание и осмысление становится актуальным и полезным для тех, кто сотрудничает с китайскими партнёрами в различных сферах. С другой стороны, медиативные технологии в России, в первую очередь на территории Дальнего Востока, практически никому неизвестны. В этой связи в своей работе мы решили представить широкой публике медиативную модель (базовые положения) разрешения трудовых споров, руководствуясь философским смыслом Федерального закона №193-ФЗ от 27.07.2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Литература
1. Закон КНР «О народном посредничестве» от 28.08.2010 г. (вступил в действие с 1 января 2011 г.). Ст. 29, п. 3. [Электронный ресурс]. URL: www.chinalawinfo.ru (дата обращения: 10.06.2015 г.).
2. Гражданский процессуальный кодекс КНР от 9 апреля 1991 г. (вступил в действие с 09.04.1991 г.). [Электронный ресурс]. URL: www.chinalawinfo.ru (дата обращения: 17.05.2015 г.).
3. Закон КНР «О медиации и арбитраже трудовых споров» от 29.12.2007 г. (вступил в действие с 1 января 2008 г.), [Электронный ресурс]. URL: www.chinalawinfo.ru (дата обращения: 15.06.2015 г.).
References
1. Zakon KNR «O narodnom posrednichestve» ot 28.08.2010 g. (vstupil v dejstvie s 1 janvarja 2011 g.). St. 29, p. 3. [Jelektronnyj resurs]. URL: www.chinalawinfo.ru (data obrashhenija: 10.06.2015 g.).
2. Grazhdanskij processual'nyj kodeks KNR ot 9 aprelja 1991 g. (vstupil v dejstvie s 09.04.1991 g.). [Jelektronnyj resurs]. URL: www.chinalawinfo.ru (data obrashhenija: 17.05.2015 g.).
3. Zakon KNR «O mediacii i arbitrazhe trudovyh sporov» ot 29.12.2007 g. (vstupil v dejstvie s 1 janvarja 2008 g.), [Jelektronnyj resurs]. URL: www.chinalawinfo.ru (data obrashhenija: 15.06.2015 g.).
Панкевич В.И.1, Попова А.О.2
1Студент, 2студент,
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва)
Исследовательский проект, по материалам которого подготовлена статья, стал призером конкурса научно-исследовательских работ студентов из стран Балтии и СНГ в номинации «Социология»
(НИРС-2014; http://www.hse.ru/sng/news/140214227.html)
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В статье представлены результаты исследования вовлеченности студентов Национального исследовательского университета Высшая школа экономики во внеучебные досуговые организации университета. Интерес к этой теме обусловлен проблемой востребованности таких организаций среди студентов. По результатам исследования, большая часть студентов не посещают досуговые организации университета. Было выявлено, что юноши больше задействованы в спортивных организациях, чем в творческих и интеллектуальных. Студенты с высокой успеваемостью менее вовлечены во внеучебные организации университета. Также существует положительная зависимость между количеством часов, проведенных во внеучебных организациях, и количеством посещаемых организаций.
Ключевые слова: студенческий досуг, внеучебные университетские организации, участие студентов во внеучебных организациях.
Pankevych V.I.1, Popova A.O.2
'Student, 2student, National Research University -Higher School of Economics, Moscow
STUDENTS’ INVOLVEMENT IN THE EXTRACURRICULAR ORGANIZATIONS AT THE UNIVERSITY
Abstract
In this article the results of the research of the students’ involvement in the extracurricular organizations at the university are presented by the example of the faculty of Social Sciences at the National Research University Higher School of Economics. The survey was conducted among 200 students of the second, third and fourth years of education with a specially designed questionnaire. According to the results of the survey, male students are mostly involved in the sport organizations, the students with higher study progress are less involved in the university leisure activity. Besides, the strong correlation between variables ‘the number of hours spent in the extracurricular organizations’ and ‘the number of attended organizations’ was revealed. Moreover, more than half of the respondents (58.5%) did not attend the extracurricular university organizations. The results of the research can be useful for the universities while developing the students’ leisure policy in order to make the extracurricular organizations more demanded.
Keywords: students’ leisure time; university extracurricular organizations; students’ participation in extracurricular organizations.
Степень изученности темы. Обзор литературы
Проблема студенческого досуга активно изучается российскими и зарубежными авторами. В разные годы по данной теме проводились исследования и в крупных, и в провинциальных городах России. Наиболее популярная цель таких исследований -выяснить, как студенты проводят свое свободное время. Зарубежные публикации на тему студенческого досуга, в основном, находятся на стыке социологии и психологии. Их авторы связывают досуг как форму социализации личности с такими понятиями из области психологии, как удовлетворенность жизнью, внутреннее самоощущение и самосознание [6].
Проблемой для российской студенческой молодежи является не нехватка свободного времени, а именно проблема его "качественного...насыщения" [3]. Исследователи выявили, что досуговые предпочтения студентов, во многом, зависят от региона проживания. Например, исследование досуга студентов Казанского государственного технологического университета показало, что
59
приоритетным в свободное время для них является общение с родителями, родственниками, друзьями и любимым человеком [4]. В то же время в Оренбурге студенты предпочитают активный досуг (например, клубы, вечеринки и т.п.) [1]. Значительное влияние на форму досуга студентов оказывает наличие перспектив и возможностей в жизни после окончания обучения. Проведенный М.Е. Петровой анализ проблем студенческого досуга в Уфе (крупный город, республиканская столица) и моногороде Октябрьский (провинциальный город республики Башкортостан) показал «явное отставание» [3] доступности форм досуга для студентов из провинции и крупного города. Свободное время студентов из Октябрьского - это, прежде всего, возможность получить дополнительное образование. «Диспропорции в возможности проведения досуга» могут быть обусловлены различиями в уровне материальной обеспеченности студентов, однако этот фактор почти не учитывается авторами изученных статей [2].
Мнения исследователей о необходимости активного участия университета в организации внеучебной деятельности студентов неоднозначны. С одной стороны, университетский досуг предоставляет возможность "осуществления целенаправленной и контролируемой социализации студентов" [1]. Однако, с другой стороны, несмотря на современные масштабы регламентации процессов, которые происходят в нашей жизни, и тенденции к «стандартизации» моделей поведения [2], досуг всё же предполагает нерегламентированную - свободную и креативную - деятельность студентов [3]. Авторы исследования внеучебной активности студентов одного из частных университетов Тайваня выявили связь между уровнем удовлетворенности досугом и удовлетворенностью жизнью [6]. Авторы убеждены, что именно ВУЗ должен участвовать в организации внеучебной деятельности студентов, так как они проводят там значительную часть времени.
Студенты тоже по-разному оценивают роль университета как места для проведения свободного от учебы времени. По результатам исследования, проведенного среди студентов Оренбургского государственного университета (которое проводилось в период, когда ВУЗ работал над проектом организации мест студенческого отдыха), «большинство студентов подчеркнули незаинтересованность в свободном времяпровождении на территории университета» [1].
Анализ ряда исследований показал, что на данный момент недостаточно изучены такие факторы, как возраст и год обучения, объясняющие уровень вовлеченности студентов в досуговые мероприятия университета. Также недостаточно эмпирических подтверждений зависимости между успеваемостью студентов и уровнем их вовлеченности во внеучебные организации.. Хотя тезис об этой связи приводятся в работе В.Н. Худякова, Е.И. Семушиной и Ф.Д. Симбирякова [5], а также упоминается в исследовании досуговой активности студентов в частном университете Тайваня [6], специальной эмпирической проверки этой связи авторы не проводили.
Описание исследования: цель, гипотезы, методология
Целью нашего исследования было выяснить на примере факультета Социальных наук Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (далее: НИУ ВШЭ), насколько студенты вовлечены во внеучебную деятельность университета; насколько их досуг связан с внеучебными мероприятиями, которые организовывает именно НИУ ВШЭ. Базовой теорией для нас стала теория социализации, согласно которой в процессе общения студенты вслед за своими друзьями, уже посещающими внеучебные организации НИУ ВШЭ, тоже начинают интересоваться досуговой сферой университета.
Под внеучебной деятельностью мы понимали такую деятельность студентов, которая не связана с посещением занятий по базовому учебному плану и направлена на творческое саморазвитие и самореализацию личности в свободное от учебы время. Все внеучебные организации мы объединили в три блока по типам деятельности: спортивные (занятия физической культурой), творческие (все виды искусства: театр, рисование, вокал, хореография, литература и т.п.) и интеллектуальные (все организации, связанные с умственной деятельностью и развитием мышления).
Мы предполагали, что большая часть студентов посещает внеучебные организации университета в свободное от учебы время.
Стоит отметить, что в нашем исследовании все зависимые переменные (уровень вовлеченности, количество посещаемых организаций и тип организации) рассматриваются в рамках именно университетской внеучебной деятельности. Также мы учитываем успеваемость студентов в качестве одной из независимых переменных, влияющих на степень вовлеченности. В этом заключаются основные отличия нашего исследования от предыдущих исследований студенческого досуга.
Исследование проводилось осенью 2014 года. Методом сбора данных было анкетирование. Анкета состояла из семи вопросов закрытого типа. Генеральная совокупность - 1646 человек (по рейтинговым спискам и приказам о зачислении) - это все студенты бакалавриата факультета Социальных наук, в состав которого входят департаменты Государственного и муниципального управления, Политических наук, Психологии и Социологии. Отбор делался по принципу случайной выборки по департаментам. Всего было роздано 207 анкет. Все респонденты вернули нам заполненные анкеты, однако 7 из них были заполнены некорректно. Таким образом, процент ответов (response rate) составил 96,6%. Статистический анализ в программе SPSS проводился по 200 анкетам. Все студенты, обучающиеся на факультете Социальных наук, примерно одного и того же возраста, обладают схожими способностями и интересами. Также по департаментам примерно одинаковое соотношение студентов по полу и успеваемости. Это означает, что полученные результаты можно экстраполировать на всех студентов факультета Социальных наук НИУ ВШЭ и, возможно, на студентов факультетов гуманитарного направления других университетов Москвы.
Результаты исследования
Согласно результатам опроса, больше половины опрошенных (117 человек) не посещают внеучебные организации НИУ ВШЭ. При этом их число значительно превышает количество ответивших «да» или «иногда» (46 и 37 человек соответственно). Поэтому основная гипотеза о том, что большинство посещает внеучебные организации университета, не подтвердилась.
Было выявлено, что, чем выше успеваемость студента в учебе, тем менее он вовлечен во внеучебную сферу (Таб.1). Стоит отметить, что в нашу выборку попало очень малое количество студентов, которые учатся удовлетворительно. Это может быть связано с тем, что опрос проводился во время занятий в университете, т.е. среди тех, кто присутствовал на лекциях, а занятия, как правило, посещают именно отличники и хорошисты. Еще одной причиной может быть проблема социальных ожиданий: студенты сами не желали «признаваться», что они учатся удовлетворительно.
Таблица 1 - Распределение студентов с разной успеваемостью по уровню вовлеченности во внеучебные организации
Не посещают Менее 3 часов От 3 до 6 часов Более 6 часов Всего
Учится удовлетворительно 7 44% 4 25% 5 31% 0 0 16 100%
Хорошист 63 55% 40 35% 9 8% 2 2% 114 100%
Отличник 47 67% 15 21% 7 10% 1 2% 70 100%
Сравнивая ответы студентов только 2 и 3 курсов, можно сказать, что с увеличением курса растет количество умеренно и сильно вовлеченных, а количество студентов, не посещающих внеучебные организации, сокращается (Рис.1).Однако, если учитывать ответы студентов 4 курса, то среди них количество вовлеченных меньше, чем на 2 и 3 курсах.
60
Рис.1 - Взаимосвязь между курсом обучения и степенью вовлеченности во внеучебные организации
Можно предположить, что студенты 4 курса серьезнее «уходят» в науку, посвящают много времени написанию Выпускной квалификационной работы и, следовательно, становятся менее вовлеченными во внеучебные организации университета.
По результатам опроса, среди юношей более популярны спортивные организации (Таб.2). При этом творческие и интеллектуальные организации заметно уступают по популярности спортивным (21% и 34% соответственно против 45%). Разница между частотой посещения девушками организаций разного типа составляет 1-3%. Фактически, студентки уделяют спортивному развитию не меньше внимания, чем интеллектуальному и творческому.
Таблица 2 - Посещаемость юношами и девушками внеучебных организаций различных типов
Типы внеучебных организаций Юноши Девушки
частота посещений частота посещений
абсолютное значение % от опрошенных юношей абсолютное значение % от опрошенных девушек
Спортивные 17 45% 18 32%
Творческие 8 21% 20 35%
Интеллектуальные 13 34% 19 33%
Для изучения зависимости количества часов проведенных во внеучебных организациях и количества посещаемых организаций студентами был оценен коэффициент корреляции Пирсона. Его значение оказалось равным 0,844. Это свидетельствует об очень сильной связи между переменными «уровень вовлеченности (в часах)» и «количество посещаемых организаций».
Для проверки полученных результатов был проведен регрессионный анализ (Таб.3), с помощью которого удалось оценить вклад переменных «пол», «курс» и «успеваемость» как независимых переменных в объяснение вовлеченности во внеучебные организации (зависимая переменная).
Таблица 3 - Результаты регрессионного анализа
Независимые переменные Нестандартизированные коэффициенты Стандартизированные переменные t
B Стандартная ошибка Бета
константа 1,237 ,319 - 3,680
пол ,219 ,112 ,137 1,951*
успеваемость -,178 ,088 -,143 -2,019*
курс -,112 ,063 -,125 -1,760**
**p < 0,10; *p < 0,05
Регрессионная модель:
у = а + P,x, + Р2Х2 + Р3Х3 + е,
где у - зависимая переменная (вовлеченность студентов), а - константа, рь р2, в3 - коэффициенты при независимых переменных; х1 „ол), х2 (ус„еваемость), хз(курс) - независимые переменные; е - ошибка моделирования.
Согласно результатам регрессионного анализа, влияние переменных «пол» и «успеваемость» значимо на доверительном интервале 0,95, а переменной «курс» - при 0,90. Таким образом, результаты регрессионного анализа подтверждают правильность полученных выводов. Успеваемость и курс студентов действительно отрицательно влияют на уровень вовлеченности во внеучебные организации. Кроме того, пол также оказывает воздействие на вовлеченность. Влияние этой переменной следует учитывать в дальнейших исследованиях студенческого досуга.
Выводы и возможности практического применения результатов исследования
Участие студентов во внеучебных организациях университета развивает множество дополнительных навыков (коммуникативные, творческие, интеллектуальные, спортивные, умение работать в команде и др.). Однако на примере опроса студентов факультета Социальных наук НИУ ВШЭ было выявлено, что больше половины студентов не посещают внеучебные
61
организации. В связи с этим университету стоит задуматься о том, правильно ли осуществляется управление ими, соответствуют ли их деятельность и количество интересам студентов.
Актуальным продолжением исследования мы видим изучение причин невостребованности досуговой сферы университета среди студентов. Так, например, можно предположить, что студентам не подходят расположение или расписание работы внеучебных организаций или они недостаточно информированы об их деятельности.
Университет исторически был местом не только для получения знаний, но и для всестороннего развития личности в различных сферах: творческой, интеллектуальной, спортивной. В связи с этим результаты нашего исследования могут быть полезны, прежде всего, высшим учебным заведениям при разработке политики организации внеучебной деятельности с целью сделать ее более эффективной, полезной и интересной для студентов.
Литература
1. Боброва Г.В. Основные проблемы организации досуга студенческой молодежи, на примере Оренбургского государственного университета // Психология и педагогика: методологии и проблемы.- 2011.- №23.- С.380-384.
2. Воронина Г. А., Рыбина М.А., Досуг и свободное время студентов // Альманах современной науки и образования. - 2010.-№3 (34).- С.143-146.
3. Петрова М. Е. Особенности досуговой жизнедеятельности студентов: социологический анализ // Сервис Plus. - 2011 -№3. - С.43-48.
4. Фильченкова Е.Ф. Внеучебная деятельность студентов при переходе на двухуровневую систему подготовки // Вестник Казан.технолог. ун-та. -2013. - №3 (Т.15). - С.328-331.
5. Худяков В. Н., Семушина Е. И., Симбирякова Ф. Д., Роль интеграции учебной и внеучебной деятельности в профессиональном воспитании студентов // Вопросы современной науки и практики. - 2010. - №10-12(31).-С.96-110.
6. Huang C. Carleton B. The relationships among leisure participation, leisure satisfaction, and life satisfaction of college students in Taiwan // Journal of Exercise Science and Fitness. 2003. 1(2): P.129-132.
References
1. Bobrova G.V. Osnovnye problemy organizacii dosuga studencheskoj molodezhi, naprimere Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta // Psihologija i pedagogika: metodologii i problemy. - 2011. - №23. -S.380-384.
2. Voronina G. A., Rybina M.A., Dosug i svobodnoe vremja studentov // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. - 2010. - №3 (34). - S.143-146.
3. Petrova M. E. Osobennosti dosugovoj zhiznedejatel'nosti studentov: sociologicheskij analiz // Servis Plus. - 2011 - №3. - S.43-48.
4. Fil'chenkova E.F. Vneuchebnaja dejatel'nost' studentov pri perehode na dvuhurovnevuju sistemu podgotovki // Vestnik Kazan. ethnology. un-at. -2013. - №3 (T.15). - S.328-331.
5. Hudjakov V. N., Semushina E. I., Simbirjakova F. D., Rol' integracii uchebnoj i vneuchebnoj dejatel'nosti v professional'nom vospitanii studentov // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. - 2010. - №10-12(31). - S.96-110.
6. Huang C. Carleton B. The relationships among leisure participation, leisure satisfaction, and life satisfaction of college students in Taiwan // Journal of Exercise Science and Fitness. 2003. 1(2): P.129-132.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITICS
Аношкин А.В.1, Напалкова И.Г.2
'Студент; 2кандидат исторических наук, доцент, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Аннотация
В данной статье анализируются тенденции восприятия образа России за рубежом на основании исследования, проведенного в рамках глобального проекта Pew Global Attitudes Project, и формулируются авторские выводы о международном имидже страны и факторах на него влияющих.
Ключевые слова: внешнеполитический имидж, Россия, рейтинг, репрезентации.
Anoshkin A.V.1, Napalkova I.G.2
'Student; 2PhD in History, Associate professor, Ogarev Mordovia State University THE FOREIGN POLICY IMAGE OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE: PROBLEMS OF INTERPRETATION
Abstract
The article analyzes trends in the perception of Russia abroad on the basis of research conducted in the framework of the global project Pew Global Attitudes Project, and the author's conclusions are formulated about the international image of the country and the factors influencing it.
Keywords: the foreign policy, Russia, rating, representation.
В современную эпоху роль имиджа государства транслируемого во вне значительно возросла. Это объяснимо не только тем, что современный мир «функционирует на уровне имиджей» и «в бесконечном потоке информации... нужно выделяться» [3, с. 74], но и тем, что внешнеполитический имидж государства становится одним из основных факторов определяющих его политическую и экономическую конкурентоспособность на международной арене. Причем на первый план стали выступать не столько особенности трансляции имиджа самим государством, сколь его интерпретации мировым сообществом.
Россия сегодня оказалась в очень сложной геополитической ситуации, постепенно меняя статус с конкурента в противника для стран Запада. Показательно в данном отношении изменение за последние годы лексики и риторики в отношении к России в целом, в оценке ее внешней и внутренней политики. В этом плане показательно высказывание журналиста «Польского радио» Гжегоша Шрубовского, который отмечает, что «сейчас польские политики смотрят на Россию иначе, чем 5 - 6 лет назад. раньше только правая оппозиция считала, что главную опасность для Польши представляет Россия, но в данный момент такой позиции придерживается большинство политических партий Польши» [2].
Крайней степенью поляризации характеризуется и глобальное информационное пространство. На широкую международную аудиторию ведется активная антироссийская пропаганда в зарубежных СМИ, что создает отрицательный фон для выстраивания международных отношений. На уровне государств и правительств предпринимаются активные меры по вытеснению «российского присутствия в международном медийном поле». В частности, ЕС инициируются разработки «плана противодействия российским «дезинформационным кампаниям» по освещению украинского конфликта» [6] и «стратегии противодействия пропаганде Кремля» [7]. В правительстве Финляндии, например, создана рабочая группа, в состав которой вошли представители министерств и государственных служб. В ее задачу вменена «борьба с российской пропагандой и создание единой картины «информационных операций против Финляндии» [12].
Для анализа изменения отношения к современной России обратимся к результатам международного опроса, проведенного с 17 марта по 5 июня 2014 г. американской исследовательской организацией Pew Research Center. В рамках глобального проекта Pew Global Attitudes Project было опрошено 48 643 человека из 44 стран мира при помощи личных и телефонных интервью [5]. В число
62