DOI: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).644-658 Специальность ВАК: 5.9.9
УДК 378.4; 070.1 ГРНТИ 19.01.79
Онуприенко К. А.
ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (ОПЫТ УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация. В статье рассматривается опыт Ульяновского государственного университета по вовлечению студентов-журналистов в проектную деятельность с учетом их профессиональных предпочтений. С помощью анкетирования слушателей выявляются их склонности к различным направлениям профессиональной деятельности. Полученные данные легли в основу формирования студенческого медиасообщества «УлГУ ТВ», тематика которого в полной мере соответствует интересам и уровню подготовки будущих журналистов. Результаты исследования показывают, что согласование проектной работы с предпочтениями студентов привело к повышению мотивации к обучению, вовлеченности в творчество, эффективности работы и качества медиаконтента. Сделан вывод о необходимости системного подхода к организации проектной деятельности студентов-журналистов с опорой на их индивидуальные предпочтения. Успешный опыт Ульяновского государственного университета может быть полезен для других образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов в области журналистики и медиакоммуникаций.
Ключевые слова: анкетирование, студенческие СМИ, журналистика, проектная деятельность, профориентация.
Для цитирования: Онуприенко К. А. Вовлечение студентов-журналистов в проектную деятельность на основе анализа их профессиональных предпочтений (опыт Ульяновского государственного университета) // Ученые записки НовГУ. 2024.4(55). 644-658. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).644-658
Проблема вовлечения студентов-журналистов в проектную деятельность с учетом их профессиональных предпочтений находится на стыке нескольких научных направлений: теории и практики медиаобразования, методологии организации проектной деятельности студентов вузов, а также исследований профессиональной идентичности и мотивации будущих журналистов.
В работах о современных тенденциях развития журналистского образования [Дзвоник, 2022a; Дрок, Лукина, Замков, 2022; Перевозова, Серчук, Шестеркина, 2023; Смекалина, 2023 и др.] обосновывается важность формирования у студентов практико-ориентированных компетенций, необходимых для успешной профессиональной реализации в условиях трансформации медиасреды.
В исследованиях, раскрывающих теоретические основы проектной журналистики [Шестеркина, Марфицына, 2019; Морозова, Дзвоник, 2021; Гаврилов, 2023; Хубецова, 2024 и др.], отмечается эффективность проектного подхода, позволяющего развить творческие способности каждого студента, интегрировать теоретические знания и практические навыки.
Авторы работ, посвященных вопросам профессиональной идентичности и ценностных ориентиров будущих журналистов [Гаврилов, 2022; Дзвоник (2022б); Пронина, 2023; Студенов, Горбунов, 2024 и др.], подчеркивают важность учета интересов и мотивации студентов при разработке и реализации проектов и отмечают, что профессиональные предпочтения студентов-журналистов определяют их
мотивацию к обучению и дальнейшей трудовой деятельности.
Отдельный интерес в рамках нашей темы представляет диссертационное исследование А. Р. Марфицыной, предлагающее комплексный анализ предпосылок возникновения и развития проектной журналистики, а также особенностей разработки и реализации «модели трансмедийного образовательного проекта» как инструмента формирования компетенций будущих журналистов [Марфицына, 2021].
Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных отдельным аспектам данной проблематики, научных трудов, которые бы раскрывали механизмы вовлечения студентов-журналистов в проектную деятельность с учетом их профессиональных ориентиров, недостаточно. Многие работы предшественников опирались на метод анкетирования студентов данного направления, однако он использовался для изучения их «представлений о будущей профессии» [Морозова, Дзвоник, 2021], анализа «отношения студентов к новым образовательным технологиям, формам и методам обучения» [Гаврилов, 2023], выявления «коммуникативных типов», «трудностей при сборе информации» [Смекалина, 2023], исследования «профессиональной идентичности и проблем» [Пронина, 2023], а также выяснения степени «сформированности профессиональной идентификации студентов-журналистов первого курса» [Гаврилов, 2022]. И хотя полученные данные в целом способствовали совершенствованию проектной деятельности в вузах, это не было их основной целью. Восполнению данного пробела и посвящено настоящее исследование, научная новизна которого заключается в разработке и обосновании модели, включающей в себя диагностику профессиональных ориентиров студентов, формирование медиасообщества на основе собранных данных, а также мониторинг и оценку полученных результатов.
В Ульяновском государственном университете (УлГУ) проектной журналистике как одной из наиболее эффективных форм подготовки будущего специалиста [Морозова, Дзвоник, 2021, с. 85; Гаврилов, 2023, с. 377] отводится особое место. С 2012 года на базе Медиацентра УлГУ реализуются творческие проекты разных типов, участники которых выпускают полноценные СМИ. При этом до настоящего момента данная деятельность носила разрозненный характер и охватывала не всех слушателей. С целью повышения эффективности практической работы и выстраивания индивидуальной траектории обучения в сентябре 2023 года было проведено исследование профессиональных предпочтений, интересов и склонностей студентов 1-4 курсов.
Для получения данных использовался метод анкетирования посредством «стандартизированного электронного вопросника» [Беляева, Царенко, 2012, с. 4], созданного в программе Microsoft Word 2010. Анкету разработали заведующий кафедрой журналистики, филологии, документоведения и библиотековедения, директор Медиацентра УлГУ О. Р. Самарцев и старший преподаватель К. А. Онуприенко. В опросе приняли участие 88 студентов: 1 курс - 15 (17%), 2 курс - 36 (41%), 3 курс - 19 (22%), 4 курс - 18 человек (20%).
Формат анкеты был общим для всех курсов. Вопросы с множественным выбором предваряла информация о целях исследования и краткая инструкция.
Анкета участника проектной деятельности
Уважаемые студенты/
С целью повышения эффективности проектной деятельности на базе Медиацентра УлГУ просим вас ответить на вопросы данной анкеты. В каждом вопросе можно выбрать несколько вариантов ответа (нужное подчеркнуть). Ваш ответ поможет составить индивидуальную траекторию вашего обучения.
1. Ваши фамилия и имя, курс обучения:
2. Тип проекта, в котором вы бы хотели принять участие:
а) Телевизионный проект (фильм, телепередача, ток-шоу, серия роликов)
б) Радио (радиопередача, подкаст. интервью)
в) Мультимедиа (сайт, лонгрид, социальные медиа)
г) Печать (газета, журнал, книга)
Д) Анимация
е) Другое (свой вариант)
ж) Не определился
Рисунок 1. Фрагмент анкеты
Респондент самостоятельно вводил данные в файл формата DOCX и высылал заполненную анкету преподавателю на email. Результаты визуализировались, обобщались и обрабатывались в Excel, затем был проведен сравнительный анализ. В таблице 1 представлены вопросы, варианты ответов и количество выбравших их человек.
Таблица 1. Итоги анкетирования студентов
Вопросы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Тип проекта (СМИ)
Телевидение 12 20 13 8
Радио 4 13 10 6
Мультимедиа 5 10 2 12
Печать 6 6 3 5
Анимация 1 10 1 2
Другое 0 0 0 0
Не определился 1 1 0 0
Предпочтительная роль
Журналист (автор текстов, 8 21 10 7
корреспондент, ведущий)
Редактор (специалист по 7 4 3 3
правке и обработке текстов)
Администратор (продюсер, 4 8 4 4
обеспечивающий работу проекта)
Бильд-редактор 3 3 0 1
(фоторедактор)
Фотограф, дизайнер 5 13 4 8
Оператор (специалист по 4 8 2 1
видеосъемке)
Режиссер монтажа 4 8 4 2
Руководитель (автор или 2 1 0 3
координатор проекта)
Другое 0 0 0 0
Не определился 0 0 1 0
Форма участия
Руководитель проектной 7 9 3 4
команды
Член команды 8 24 16 13
Автор индивидуального 6 6 0 4
проекта
Не определился 1 5 0 1
Опыт медиадеятельности
Без опыта 6 16 3 3
Создание любительского 2 15 6 10
контента (личные аккаунты в
соцсетях, школьные кружки
журналистики)
Написание текстов, фото- 4 11 5 10
и/или видеосъемка, монтаж
Участие в проектах и/или 4 4 8 6
работа в СМИ
Сфера интересов
Компьютерная техника, ^ 0 2 0 2
Культура (музыка, театр, 10 28 13 13
кино, другое)
Политика 4 1 0 0
Молодежные проблемы 4 7 7 4
Социальные вопросы 3 11 5 3
(медицина, экология, защита
интересов, ЖКХ и т.д.)
Наука 3 2 2 2
Правовые вопросы 2 1 1 0
Другое спорт мультиплик ация, спорт, видеоигры 0 0
Не определился 0 2 0 0
Владение компьютерной техникой
Не владею 1 1 0 0
Обычный пользователь 14 30 19 15
Продвинутый пользователь 0 5 (ноутбуки и компьютеры с Windows, Linux, фотоаппараты) 0 3 (оборудование для съемки и создания музыки, компьютер, ноутбук, принтер, смартфон)
Владение специализированным ПО
Пакет MS Office 9 20 18 11
Из пакета Adobe Creative Adobe Adobe Adobe Adobe
Suite Photoshop (3), Photoshop (7), Photoshop, Photoshop (8),
Adobe Acrobat Adobe After Effects Adobe Adobe Premiere
Pro, Adobe (5), Adobe Premiere Pro (7), Adobe
After Effects, Premiere Pro, Pro Illustrator (6),
Adobe Adobe Illustrator Adobe Audition (4),
Animate, (3), Adobe Acrobat Adobe Acrobat Pro,
Adobe Pro, Adobe Adobe After
Illustrator Audition (2), Adobe Effects, Adobe
Character Animate, Adobe
Animator, Adobe Character
InDesign, Adobe Animator, Adobe
Animate InDesign (3)
Другое Publisher Vegas Pro, 0 Krita, Fl
2016 InShot, CapCut, Blender (2), Paint Tool Sai 1.2, Adobe Encoder, Cinema 4D, Figma, Picsart, Movavi Video Editor Plus, Autodesk Maya Studio, Procreate, Audacity
Увлечения, хобби, умения
Вокал 5 5 10 6
Хореография 6 10 6 6
Фото 6 10 8 9
Видео (съемка, монтаж, 5 13 10 8
анимация и т.д.)
Рисование 9 10 7 9
Музыка (создание, 5 8 4 7
аранжировка и т.д.)
Другое спорт литературн спорт макияж,
(2), ая деятельность комментирование
графический (стихи - 2, проза - событий,
дизайн, веб- 1), актерское скрапбукинг
дизайн, мастерство, спорт,
типографика, рукоделие (шитье,
чтение, вязание),
медицина написание текстов, коммуникация
Нет 0 1 0 1
Проанализируем данные по каждой группе отдельно. Итак, большинство первокурсников хотели бы принять участие в телевизионным проекте (80%) и осваивать роль журналиста (53%) или редактора (40%). Предпочтительная форма участия для них - член команды (53%), однако многие желают стать руководителями (47%) и даже авторами индивидуальных проектов (40%). У 60% респондентов уже есть определенный опыт в создании медиаконтента (написании коммерческих текстов, статей, заголовков, SMM, копирайтинге, создании рекламных афиш, постеров, баннеров), в том числе для участия в профессиональных конкурсах (35awards2021, Premio International Luis Valtuena 2023, International Photography & Film Awards Xposure 2023, Sony World Photography Awards 2024, Pink Lady Food Photographer). Две первокурсницы ранее публиковались в школьной газете, другая занималась монтажом видео для онлайн-площадок школы, третья с февраля по июнь 2023 года была главным редактором областной школьной газеты «Алые паруса». Кроме того, она имеет три публикации (репортаж, заметка и эссе) в районной газете «Мелекесские вести». Один студент прошел обучение в Школе телевидения «Телешко», во время которого брал интервью у музыканта Антона Беляева и ведущего телеканала «МУЗ-ТВ» Артема Шалимова. Большинство респондентов интересуются культурой и искусством (67%) и
являются обычными пользователями компьютерной техники (87%). Специализированным программным обеспечением владеют единицы, чаще всего это графический редактор Adobe Photoshop (20%). Самое распространенное увлечение первокурсников - рисование (40%), что объясняет их интерес к дизайну, графике и фотографии.
Более половины студентов второго курса также хотели бы участвовать в телевизионном проекте (56%) и выполнять функции журналиста (58%) в составе команды (67%). В то же время значительную часть опрошенных интересует радио (36%) и роль фотографа или дизайнера (36%). Опыт медиадеятельности есть у 58% обучающихся, чаще всего любительский (42%). Сотрудничают со СМИ (телеканал «УлПравда ТВ», газеты «Ульяновск сегодня» и «Тереньгульские вести») 16% студентов, большая часть которых также ведет блоги и занимается продвижением аккаунтов в социальных сетях (14%). Трое респондентов участвуют в съемках сюжетов, выпускаемых сотрудниками пресс-службы УлГУ. Один студент является основателем студии дизайна dmg_bstudio. Кроме того, он имеет опыт создания постов для VK-сообщества «Ленинский мемориал», монтажа видео в поддержку общественного движения «За сохранение исторического и культурного наследия Ульяновска», а в мае 2023 года проходил стажировку в ФИА «Инфоповод». Почти все второкурсники (83%) владеют компьютером на уровне обычного пользователя. Многие (56%) знакомы с пакетом Microsoft Office, который в большей степени популярен среди респондентов, чем пакет Adobe Creative Suite. Кроме того, 6% владеют Vegas Pro, InShot, CapCut и Blender, 3% - Paint Tool Sai 1.2, Adobe Encoder, Cinema 4D, Figma, Picsart, Movavi Video Editor Plus, Autodesk Maya. Одна студентка имеет опыт работы программистом. Помимо культуры (78%), респондентов волнуют социальные вопросы (31%). В списке увлечений первое место занимает видео (36%), затем идут рисование, фотографирование и хореография (по 28%).
Студенты третьего курса выбирают телевизионный (63%) или радиопроект (53%) и роль журналиста (53%), предпочтительная форма участия - член проектной команды (84%). У 84% опрошенных уже есть опыт работы в медиа, главным образом на телеканалах ГТРК «Волга» и «Репортер 73», который они получили во время и после прохождения производственной практики. Одна студентка работает фотографом и сотрудничает с пресс-центром УлГУ. Слушатели данной группы привлекались к проектам Ульяновского регионального отделения Союза журналистов России: «Музей журналистики» (задачи: поиск информации об экспонатах, создание карточек с описаниями, работа с интерактивным столом, оформление и наполнение контентом сайта journmuseum.ru) и «СЖ73» (в течение 2022-2023 учебного года они вели официальный сайт ulruj.ru, страницу ВКонтакте и Telegram-канал «Ульяновский Союз журналистов»). Сфера интересов большинства респондентов включает культуру (68%) и молодежные проблемы (37%). Все третьекурсники являются обычными пользователями компьютерной техники. Для большинства из них владение программным обеспечением ограничивается пакетом Microsoft Office, лишь 5% работают с Adobe Photoshop и Adobe Premiere Pro. Более половины обучающихся занимаются вокалом (53%), видео- (53%) и фотосъемкой (42%).
Для 67% студентов выпускного курса в приоритете мультимедийный проект,
телевидение привлекает 44% опрошенных. Респонденты видят себя преимущественно в роли фотографов или дизайнеров (44%), непосредственно журналистами готовы работать около 39% слушателей. Предпочтительная форма участия в проекте - член команды (72%), при этом руководителями или авторами индивидуальных проектов могли бы стать 44% старшекурсников. У большинства из них уже был такой опыт. Данная группа респондентов участвовала в реализации упомянутых ранее проектов «Музей журналистики» (одна студентка являлась его руководителем, редактором и дизайнером) и «СЖ73», а также в организации и проведении традиционной областной фотовыставки «Ульяновская область - территория талантов» в 2021-2023 годах. Студенты в течение нескольких лет работали с сайтом-агрегатором специальных проектов Медиацентра УлГУ «Времена.ру» (Прим. 1), куда помимо прочего вошли их интервью с авторитетными деятелями культуры и искусства: «Геннадий Хазанов: дорога к зубу мудрости» (лонгрид и фильм), «Никас Сафронов: путь творца» (лонгрид и фильм), «Юрий Чернов: "Артист - это самая трудная роль!"» (лонгрид и фильм), «Николай Денисов: личность, жизнь, творчество» (лонгрид). Один студент также участвовал в образовательных проектах «Финансовая грамотность для подростков» и «Лига школьного ТВ». Профессиональная подготовка будущих журналистов осуществлялась в студиях телевидения Медиацентра УлГУ, ГТРК «Волга», ООО «Репортер 73» и «УлПравда ТВ», редакциях газет «Бугурусланская правда» и «Цильнинские новости», информационном агентстве «Медиа 73», ООО «Мозаика», пресс-службах, на порталах ulpravda.ru и ulpressa.ru. Более 33% студентов на момент опроса сотрудничают с перечисленными СМИ, 22% осуществляют медиасопровождение деятельности организаций или работают SMM-специалистами. Один студент занимается созданием музыки в жанре «альтернативный хип-хоп», съемкой и монтажом клипов «НДЗ», ведением площадок исполнителя в социальных сетях. Другой слушатель трудится в Школе детского телевидения «Телешко» в должности монтажера-оператора и подрабатывает фотографом-фрилансером. Наиболее популярная сфера интересов среди старшекурсников - культура (72%). Лишь 17% из них считают себя продвинутыми пользователями оборудования для съемки и создания музыки, ПК, ноутбука, принтера, смартфона. В то же время студенты владеют пакетом Adobe Creative Suite, приложением для цифровой живописи Krita, редактором растровой графики Procreate, программой для звукозаписи Fl Studio и аудиоредактором Audacity. Любимыми занятиями для респондентов являются рисование и фотография (по 50%), видеосъемка (44%) и музыка (39%).
Таким образом, большинство студентов проявили заинтересованность в телевизионном проекте (Рисунок 2). Исключением стали четверокурсники, отдавшие приоритет мультимедиа. Предпочтительная роль и форма участия в проектах -журналист в составе творческой группы (Рисунок 3), при этом желающих освоить обязанности оператора, режиссера монтажа, редактора, администратора, фотографа, дизайнера и даже руководителя проектной команды более чем достаточно. У респондентов имеется адекватный опыт медиадеятельности (Рисунок 4), который накапливается и растет в процессе их профессионального становления. В основном студенты считают себя обычными пользователями компьютерной техники и владеют пакетом Microsoft Office (Рисунок 5). За время обучения все они знакомятся с
профессиональным оборудованием в Медиацентре УлГУ и специализированным программным обеспечением. Самой популярной сферой интересов студентов является культура, а главным увлечением - съемка и монтаж видео (Рисунок 6).
Тип проекта Не
Анимация ^^определился
9% \ ^^ 1%
Печать 14%
Мультимедиа 19%
Телевизионный проект 35%
Рисунок 2. Тип проекта, в котором хотели бы принять участие студенты 1-4 курсов
Руководитель. 4%
Режиссер монтажа 11%
Оператор 9%
Роль в проекте
Фотограф, дизайнер 19%
Бильд-редактор 4%
Не
определился 1%
Журналист 29%
Редактор 11%
Администратор 12%
Автор индивид. проекта 15%
Не
определился 7%
Форма участия
Руководитель 21%
Рисунок 3. Предпочтительная роль и форма участия в проекте
Участие в проектах и/или работа в СМИ 19%
Написание текстов, фото- и/или
видеосъемка,_
монтаж 27%
Опыт медиадеятельности
Создание любительского контента 29%
Рисунок 4. Опыт работы студентов в медиа
Продвинутый пользователь 9%
Владение компьютерной техникой
Другое (Krita, Procreate, Fl Studio, Audacity, Publisher, Vegas Pro, InShot, . CapCut, Blender, Paint Tool Sai 1.2,...
Не владею 2%
Обычный пользователь 89%
Владение специализированным ПО
Adobe Creative Suite
23%%
Рисунок 5. Навыки работы с ПК и специализированным ПО
Другое (спорт, мультипликация, видеоигры)
3%
Не определился 1%
Правовые вопросы
3%
Сфера интересов
Социальные вопросы 16%
Молодежные проблемы 16%
.Компьютерная
техника, IT
3%
Политика
4%
Другое (спорт,
Увлечения, хобби, умения
1%
дизайн, литература, написание текстов,
коммуникация,
комментирование событий, макияж,...
Хореография 15%
Рисунок 6. Интересы и увлечения студентов 1-4 курсов
На основе результатов опроса началось формирование студенческого медиасообщества «УлГУ ТВ». Работа над проектом велась слушателями всех курсов как в рамках учебного процесса, так и в свободное время. В октябре 2023 года будущие журналисты, интересующиеся мультимедиа, дизайном и SMM, создали и оформили сообщество ВКонтакте (Прим. 2), другие разработали контент- и медиаплан. Индивидуальный подход позволил студентам под руководством наставников из числа преподавателей и старшекурсников приобрести и отточить именно те навыки, которые они сочли необходимыми. Так, «журналисты» сосредоточили силы на написании текстов и работе в кадре, «операторы» - на освоении техники и искусстве съемки, «монтажеры» - на теории и практике создания телесюжетов и т.д. С ноября начали реализовываться выпуски пяти рубрик: StudTalk (молодежный подкаст), «Обсудим вместе» (интервью со специалистами из разных сфер), «Новости Медиацентра» (интервью и сюжеты о работе студентов-журналистов), StudCook (кулинарная программа), StudLife (клипы, сюжеты, обзоры городских и университетских мероприятий). В этом были задействованы преимущественно студенты 1 и 3 курсов, остальные готовили программы «Окно» (2 курс) и «Новогодний телемарафон» (4 курс), а также несколько лонгридов и документальных фильмов (4 курс). Один из них -«Уроки жизни и поэзии с Алексеем Симоновым» - был выставлен на Всероссийский телевизионный конкурс «Студенческий ТЭФИ-2024».
В конце семестра состоялась презентация итогов работы студентов всех курсов на базе Медиацентра УлГУ. Проектная деятельность кафедры получила высокую оценку преподавателей, руководства факультета и лично ректора Бориса Костишко. Опыт был признан успешным, и во втором полугодии работа над «УлГУ ТВ» продолжилась. С учетом пожеланий студентов в проект были внесены некоторые изменения. На смену StudTalk и «Обсудим вместе» пришли новые рубрики: «Окно» (вместо получасовой программы команда 2 курса стала готовить отдельные сюжеты на темы, связанные с Ульяновском), «КультО№> (интервью с деятелями культуры и искусства, 1 и 3 курс), «Экспонат» (телесюжеты о Музее журналистики, 3 курс). Определенный процент сменил роли или одновременно занялся съемкой и монтажом, созданием контента и продюсированием. Вместо нескольких отчислившихся студентов пришли новые и быстро влились в коллектив. Почти все четверокурсники из-за подготовки к предстоящей государственной итоговой
аттестации прекратили участие в проекте, при этом один из дипломов имел творческую направленность (документальный фильм «Газета "Чемпион": история, сегодняшний день и перспективы» получил отличную оценку и был принят к публикации издательским домом «Ульяновская правда»).
По состоянию на июль 2024 года в сообществе «УлГУ ТВ» 140 подписчиков, опубликовано 111 постов, 54 видео, 24 клипа, 11 выпусков подкаста и 1 лонгрид. Основная аудитория - студенты, молодежь, абитуриенты, герои материалов. Популярные видео набирают до 2500 просмотров («Интернет-мошенники»). Интервью с ветераном ульяновской журналистики Тамарой Бунич, запечатлевшей Олимпиаду-80, было размещено в сообществе «Ульяновский Союз журналистов», а сюжет о волонтере СВО Алексее Машинистове - в ВООВ «Боевое братство». Также стоит упомянуть, что «УлГУ ТВ» функционирует как внеучебная активность в рамках проекта «Социальный ре-актор». Записаться на нее можно в мобильном приложении Navigator ULSU. За посещение студенты получают виртуальную валюту - «улкоины» (Прим. 3), что является дополнительным стимулом к работе. Рейтинг активности в приложении составил «5 звезд», отзывы написали 32 участника (Рисунок 7).
Рисунок 7. Отзывы участников активности
Все это, на наш взгляд, дает основания считать исследование профессиональных предпочтений студентов-журналистов прямым путем к повышению их вовлеченности в проектную деятельность. В 2024-2025 учебном году реализация проекта «УлГУ ТВ» продолжится, будет проведено анкетирование среди первокурсников нового набора. В планах также ребрендинг сообщества, возрождение подкаста, создание сайта ulsutv.ru и участие во всероссийских конкурсах.
Проведенное исследование подтвердило необходимость совершенствования подходов к подготовке будущих журналистов [Шестеркина, Марфицына, 2019, с. 45; Гаврилов, 2023, с. 372] и то, что проектная деятельность, ориентированная на профессиональные интересы студентов, способствует значительному повышению их мотивации и вовлеченности в учебный процесс [Морозова, Дзвоник, 2021, с. 82; Дзвоник, 2022а, с. 115; Студенов, Горбунов, 2024, с. 406]. Создавая медиаконтент различной тематики и формата (от постов до документальных фильмов), они приобретают комплекс необходимых компетенций [Дзвоник, 2022а, с. 114] и начинают лучше понимать свои предпочтения. В результате студенты-журналисты более осознанно подходят к выбору будущей карьеры и специализации, а сотрудничество со СМИ способствует установлению полезных контактов в профессиональном сообществе. Включение студентов в проектную деятельность на протяжении всего периода обучения позволяет сформировать устойчивые профессиональные навыки и подготовить выпускников, готовых к работе в современных медиаорганизациях.
Разработанная модель может быть использована в образовательном процессе для более эффективного вовлечения студентов-журналистов в проектную деятельность, что, в свою очередь, способно существенно повысить качество подготовки специалистов в области медиакоммуникаций.
Примечания
1. Системный адрес - https://vremenaru.tilda.ws/
2. Сайт УлГУ ТВ - https://vk.com/ulsutv
3. Сайт и^0!№ - https://go.ulsu.ru/
Литература и источники
Беляева Г. Ф., Царенко А. С. (2012). Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе. Государственное управление. Электронный вестник, 32, 1-22. Гаврилов В. В. (2022). Оценка профессиональной самоидентификации студентов-журналистов в цифровую эпоху (при формировании целостной медиаличности). Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 5 (80), 106-113.
й01: 10.26105/ББРи.2022.80.5.001 Гаврилов В. В. (2023). Роль технологии вузовского проектного обучения в подготовке целостной медиаличности. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика, 28 (2), 368-380. й01: 10.22363/2312-9220-2023-28-2-368-380 Дзвоник В. П. (2022). Социальная сеть ВКонтакте как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов вуза (на примере направления Журналистика). Виртуальная коммуникация и социальные сети, 1 (3), 114-117. Дзвоник В. П. (2022). Эмоциональная готовность студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе. Вестник КемГУ, 24 (6), 772-777. й01: 10.21603/2078-8975-2022-24-6-772-777 Дрок Н., Лукина М. М., Замков А. В. (2022). Профессиональные роли журналистов будущего: взгляд российских преподавателей. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 1, 3-25.
Марфицына А. Р. (2021). Трансмедийный образовательный проект как инструмент формирования профессиональных компетенций журналиста в условиях цифровой интеграции университетских СМИ: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Воронежский государственный
университет. Воронеж, 236. Морозова И. С., Дзвоник В. П. (2021). Роль проектной деятельности в формировании представлений о будущей профессии у студентов-журналистов (на примере спецпроекта КемГУ «Прямая линия с ректором»). Профессиональное образование в России и за рубежом, 2 (42), 77-86. Перевозова О. В., Серчук М. С., Шестеркина Л. П. (2023). Университетские медиа как коммуникационный инструмент в период пандемии «COVID-19». Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки, 23 (2), 113-120. DOI: 10.14529/ssh230214 Пронина Е. Е. (2023). Профессиональная идентичность и проблемы начинающих журналистов.
Неофилология, 9 (4), 865-877. DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-4-865-877 Смекалина К. С. (2023). Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста. Litera, 4, 82-91. DOI: 10.25136/24098698.2023.4.40436 Студенов М. Ю., Горбунов И. С. (2024). Фотожурналистика как средство реализации творческой деятельности студентов во время учебного процесса. Ученые записки НовГУ, 3 (54), 396-410. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).396-410 Хубецова З. Ф. (2024). Формирование профессионального мировоззрения будущих журналистов в процессе обучения в вузе (мнение экспертного сообщества стран СНГ). Вопросы теории и практики журналистики, 13 (1), 20-33. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(1).20-33 Шестеркина Л. П., Марфицына А. Р. (2019). Проектная журналистика и современные тенденции журналистского образования. Учёные записки ЗабГУ, 14 (1), 40-48. DOI: 10.21209/2658-71142019-14-1-40-48
References
Belyaeva G. F., Tsarenko A. S. (2012). Oprosy "prepodavatel' glazami studenta" kak instrument sovershenstvovaniya upravleniya uchebnym protsessom v vuze [Surveys "teacher through the eyes of a student" as a tool for improving the management of the educational process at the university]. Public administration. E-journal, 32, 1-22. Drok N., Lukina M. M., Zamkov A. V. (2022). Ocenka professional'noj samoidentifikacii studentov-zhurnalistov v cifrovuju jepohu (pri formirovanii celostnoj medialichnosti) [Professional roles of journalists of the future: the view of Russian educators]. Lomonosov Journalism Journal. Series 10. Journalism, 1, 3-25.
Dzvonik V. P. (2022). Social'naja set' VKontakte kak instrument formirovanija professional'nyh kompetencij studentov vuza (na primere napravlenija Zhurnalistika) [VKontakte Social Network as a Tool of Professional Skills Development in University Students (the example of the educational standard Journalism)]. Virtual Communication and Social Networks, 1 (3), 114-117. Dzvonik V. P. (2022). Jemocional'naja gotovnost' studentov-zhurnalistov k professional'noj dejatel'nosti na raznyh jetapah obuchenija v vuze [Professional Emotional Readiness in Future Journalists at Different Stages of University Education]. Bulletin of Kemerovo State University, 24 (6), 772-777. DOI: 10.21603/2078-8975-2022-24-6-772-777 Gavrilov V. V. (2022). Ocenka professional'noj samoidentifikacii studentov-zhurnalistov v cifrovuju jepohu (pri formirovanii celostnoj medialichnosti) [Assessment of professional self-identification of journalism students in the digital age (in the formation of a holistic media personality)]. Bulletin of Surgut State Pedagogical University, 5 (80), 106-113. DOI: 10.26105/SSPU.2022.80.5.001 Gavrilov V. V. (2023). Rol' tehnologii vuzovskogo proektnogo obuchenija v podgotovke celostnoj medialichnosti [The role of university project-based learning technology in shaping a holistic media personality]. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 28 (2), 368-380. DOI: 10.22363/2312-9220-2023-28-2-368-380 Khubetcova Z. F. (2024). Formirovanie professional'nogo mirovozzrenija budushhih zhurnalistov v processe obuchenija v vuze (mnenie jekspertnogo soobshhestva stran SNG) [Formation of the Professional Worldview of Future Journalists in the Process of Studying at University (Opinion of the Expert
Community from the CIS Countries)]. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 13 (1), 20-33. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(1).20-33 Marfittsyna A. R. (2021). Transmedijnyj obrazovatel'nyj proekt kak instrument formirovaniya professional'nykh kompetencij zhurnalista v usloviyakh cifrovoj integracii universitetskikh SMI [Transmedia educational project as a tool for developing professional competencies of a journalist in the context of digital integration of university media]: dis. ... candidate of philological sciences: 10.01.10. Voronezh State University. Voronezh, 236. Morozova I. S, Dzvonik V. P. (2021). Rol' proektnoj dejatel'nosti v formirovanii predstavlenij o budushhej professii u studentov-zhurnalistov (na primere specproekta KemGU «Prjamaja linija s rektorom») [The role of project activity in forming ideasabout the future profession of students of journalism (on the example of the special project of KemSU "Direct line with the rector")]. Professional education in Russia and abroad, 2 (42), 77-86. Perevozova O. V., Serchuk M. S., Shesterkina L. P. (2023). Universitetskie media kak kommunikacionnyj instrument v period pandemii COVID-19 [University Media as a Communication Tool during the COVID-19 Pandemic]. Bulletin of the South Ural State University, 23 (2), 113-120. DOI: 10.14529/ssh230214
Pronina E. E. (2023). Professional'naya identichnost' i problemy nachinayushchikh zhurnalistov [Professional identity and problems of novice journalists]. Neophilology, 9 (4), 865-877. DOI: 10.20310/2587-69532023-9-4-865-877
Shesterkina L. P., Marfittsyna A. R. (2019). Proektnaya zhurnalistika i sovremennye tendencii zhurnalistskogo obrazovaniya [Project Journalism and Current Trends in Journalistic Education]. Scholarly Notes of Transbaikal State University, 14 (1), 40-48. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-1-40-48 Smekalina K. S. (2023). Trihotomija metodologii zhurnalistskoj dejatel'nosti v uslovijah postepennogo perehoda k universalizacii psihologicheskogo portreta zhurnalista [The trichotomy of the methodology of journalistic activity in the context of a gradual transition to the universalization of the psychological portrait of a journalist]. Litera, 4, 82-91. DOI: 10.25136/24098698.2023.4.40436 Studenov M. Yu., Gorbunov I. S. (2024). Fotozhurnalistika kak sredstvo realizacii tvorcheskoj deyatel'nosti studentov vo vremya uchebnogo processa [Photojournalism as a means of realizing students' creative activity during the educational process]. Memoirs of NovSU, 3 (54), 396-410. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).396-410
Статья публикуется впервые.
Поступила в редакцию 13.07.2024.
Принята к публикации 10.10.2024.
Об авторе
Онуприенко Ксения Александровна - кандидат филологических наук, доцент, Ульяновский государственный университет; ORCID: 0000-0001-6535-035X; [email protected].
Onuprienko K. A.
ALIGNING JOURNALIST STUDENTS PROJECT ENGAGEMENT THROUGH ANALYSIS OF PROFESSIONAL PREFERENCES
Ученые записки Новгородского государственного университета. 2024. № 4 (55). С. 644-658. ' -1
(EXPERIENCE OF ULYANOVSK STATE UNIVERSITY)
Abstract. This study examines the experience of Ulyanovsk State University in leveraging journalist student survey data to align project activities with their reported preferences. A questionnaire was administered to journalism students to identify their preferred media genres, topics and content formats. Analysis of the survey results revealed distinct patterns in the students' professional interests and aspirations. The data obtained formed the basis for the formation of the "UIGU TV" student media community, the subject matter of which fully corresponds to the future journalists' interests and level of training. The results of the study show that the coordination of project work with students' preferences led to an increase in motivation for learning, involvement in creativity, work efficiency and the quality of media content. A conclusion about the need for a systematic approach to organizing the journalist students' project activities based on their individual preferences was made. The successful experience of Ulyanovsk State University may be useful for other educational organizations training specialists in the field of journalism and media communications.
Key words: survey, student media, journalism, project activities, career guidance.
For citation: Onuprienko K. A. Aligning journalist students project engagement through analysis of professional preferences (experience of Ulyanovsk state university). Memoirs of NovSU, 2024, 4(55), 644-658. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).644-658