Научная статья на тему 'Вовлечение рабочей силы в систему международных трудовых отношений'

Вовлечение рабочей силы в систему международных трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЗИТИВНЫЕ / НЕГАТИВНЫЕ / РОССИЯ / КЫРГЫЗСТАН / MIGRATION / LABOR MIGRANT / LABOR MARKET / LABOR / POPULATION SITUATION / POSITIVE / NEGATIVE / RUSSIA / KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаболотов Тажимамат Тайгараевич

На основе изучения миграционных перемещений населения Кыргызстана, негативных и позитивных влияний на развитие страны, рассматривается вопрос вхождения Кыргызстана в систему международных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issue of Kyrgyzstan involvement into the system of international economic relations based on the study of migratory movements of Kyrgyzstan population, negative and positive influence on the country development.

Текст научной работы на тему «Вовлечение рабочей силы в систему международных трудовых отношений»

УДК 331

ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Т.Т. Шаболотов

Аппарат Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

E-mail: shatt05@mail.ru

На основе изучения миграционных перемещений населения Кыргызстана, негативных и позитивных влияний на развитие страны, рассматривается вопрос вхождения Кыргызстана в систему международных экономических отношений.

Ключевые слова:

Миграция, трудовые мигранты, рынок труда, рабочая сила, демографическая ситуация, позитивные, негативные, Россия, Кыргызстан.

Key words:

Migration, labor migrant, labor market, labor, population situation, positive, negative, Russia, Kyrgyzstan.

Своеобразие развития миграционных процессов в современном мире обеспечивается совокупным воздействием различных факторов. Каждый отдельный мигрант имеет собственные индивидуальные мотивы и поводы, определяющие его миграционное поведение. Однако рассмотренные в комплексе, они формируют причинные связи, характеризующиеся общими чертами, специфичными для конкретных миграционных потоков. В экономической литературе такие причины обычно принято называть факторами миграции населения, отличающимися от поводов (конкретных, ближайших причин переселения) и мотивов (субъективного осознания «поверхностных» причин) своим глубинным и закономерным содержанием.

Механизм реализации процессов миграции населения осуществляется посредством воздействия всего комплекса факторов на каждого индивидуального индивидуума. Сложившийся из множества индивидуальных миграционных актов миграционный процесс представляет собой осознанную реализацию потребностей людей в улучшении их жизненных условий, в достижении более предпочтительного стандарта жизни на новом территориальном пространстве.

В соответствии с методологическим принципом, рассматривающим миграцию населения с точки зрения индивидуального и структурного подходов, факторы воздействия можно разделить на две аналогичные группы: находящиеся на стороне индивидуума (субъективные) и структурные, отражающие территориальные различия в значимых для человека объективных условиях жизни. Рассматриваемые в совокупности, они представляют собой элемент системы, механизм действия, который можно представить как постоянное достижение некоторых соответствий между требованиями индивидуумов и условиями среды [1. С. 16].

Демократизация общественной жизни в Кыргызстане сопровождается трансформационными преобразованиями всей системы социально-экономических отношений. Многообразие форм собственности, изменение организационно-правовых форм управления производством внесли коренные изменения в сферу занятости трудоспособного на-

селения и обусловили необходимость выработки экономического механизма (в рамках свободного перемещения мигрантов и капитала), способного обеспечить соответствие спроса и предложения рабочей силы, то есть решение проблемы распределения и перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с наличием рабочих мест.

В системе исходных положений экономической теории миграция населения на макроэкономическом уровне обычно рассматривается как существенный элемент функционирования рынка труда, а ее изучение аналогично решению задачи эффективного размещения ресурсов; на микроэкономическом уровне - инвестирование в человеческий капитал с целью получения человеком больших доходов в будущем. При этом в числе основных экономических факторов миграционных перемещений населения выделяются, во-первых, устойчивые межрегиональные различия в уровне доходов (при прочих равных условиях люди будут перемещаться в те регионы, где выше уровень доходов, и уезжать из тех, в которых они ниже); и, во-вторых, состояние уровня занятости или безработицы (при прочих равных условиях миграционный приток будет выше в тех регионах, где спрос на рабочую силу превышает ее предложение).

Возрастание масштабов трудовой миграции или миграции рабочей силы обусловлено доминированием сугубо экономических причин, вызванных поиском работы, новой сферы приложения труда и является отражением либо отсутствием возможностей трудоустройства либо недостаточной эффективности труда на прежнем месте жительства. При этом цель исследования миграции населения как фактора распределения и перераспределения трудовых ресурсов - равновесие между рабочими местами и рабочей силой в их численном соотношении по типам и территориям. В сфере трудовых отношений миграционная подвижность населения - результат различий между спросом и предложением на рынке труда.

С точки зрения формирования равновесного состояния трудового потенциала в отраслевом и территориальном аспектах перегруппировка трудоспособного населения является одновременно

и результатом, и фактором развития производительных сил. При этом механизм регулирования рынка труда выступает, прежде всего, как стихийно возникший механизм рыночного саморегулирования на основе действия объективных экономических законов товарно-денежного хозяйства.

Переход к рыночной экономике неизбежно ведет к переменам в использовании трудовых ресурсов, их распределении и перераспределении. Мобильность факторов производства, в том числе рабочей силы, представляет собой элементарную составляющую рыночного хозяйства и условие его успешного функционирования. Поэтому трудовая миграция расценивается как явление принципиально позитивное, способствующее соединению факторов производства как внутри отдельного государства, так и в глобальных экономических масштабах. Являясь своеобразным регулятором баланса между различием на конкретной территории рабочей силы и рабочих мест, трудовая миграция выступает механизмом обеспечения занятости и доходов населения.

Вместе с тем подчеркивается, что результативность перераспределения трудоспособного населения не может быть оценена однозначно в различных регионах. Так, например, приток рабочей силы в конкретную территориальную единицу не всегда положителен с точки зрения социально-экономического развития, а ее отток не всегда является негативным процессом. Следовательно, эффективность результата в значительной степени определяется наличием условий обеспечения занятости и доходов населения, демографическими особенностями региона (его трудоизбыточностью или трудонедоста-точностью), перспективами экономического роста.

Таким образом, международная трудовая миграция обусловлена нижеследующими внутренними и внешними факторами [2. С. 171-172]:

• непривлекательная экономическая и политическая ситуация;

• неразвитость регионов (недостаточно развитая инфраструктура);

• безработица и неразвитость локальной политики занятости;

• низкий уровень жизни населения и отсутствие социальных льгот;

• низкий уровень заработной платы;

• отсутствие перспективы профессионального и карьерного роста;

• невозможность получения жилья;

• опасение за свое будущее и будущее своих детей;

• либеральная миграционная политика стран трудовой миграции (Россия);

• потребности рынка труда государств, принимающих мигрантов;

• рост стоимости рабочей силы в государствах, принимающих мигрантов;

• схожая социокультурная среда и исторические связи;

• высокий уровень социальной адаптации мигрантов из Кыргызстана.

Последствия трудовой миграции можно объединить по следующим направлениям: Политические:

• большинство кыргызских граждан, которые осуществляют свою трудовую деятельность за пределами республики, вынуждены получать гражданство России, Казахстана, чтобы не подпадать под квоты, вводимые правительствами этих стран. В этой связи сокращается численность граждан Кыргызстана. Социально-культурные:

• миграция населения существенно отразилась на демографической ситуации - происходят изменения этнической структуры населения;

• основное трудоспособное и репродуктивное население задействовано в процессе миграции, что влечет за собой снижение рождаемости населения страны;

• в последние годы отмечается тенденция, когда мигранты выезжают на заработки семьями. Как правило, при этом интересы детей в стране пребывания ущемляются: во-первых, дети переживают период социально-культурной адаптации; во-вторых, они не охвачены пакетом социальных услуг (социальной защитой);

• зачастую трудовая миграция становится причиной распада семей. Растет число семей, в которых дети находятся на попечении одного родителя, или дети, которые растут без своих родителей, на попечении родственников и соседей. Социально-экономические:

• в результате оттока трудоспособного населения в стране остаются лица пенсионного возраста, студенты, школьники, то есть та категория, которая не занята трудовой деятельностью. Таким образом, увеличивается нагрузка на трудоспособное население и социальный фонд. Государство не может содержать пенсионеров и решает эту проблему повышением ценза пенсионного возраста;

• развитие экономики страны зависит от квалифицированных кадров. Потеря специалистов в результате миграции подрывает перспективы долгосрочного оживления национальной экономики и, как следствие, затормаживает развитие общества в целом;

• не развивается сельское хозяйство, поскольку, во-первых, происходит массовый отток трудоспособного населения из регионов страны; во-вторых, по возвращении трудовые мигранты не хотят «работать на земле», заниматься фермерским хозяйством, они переселяются в города, где пытаются организовать частный бизнес или заняться предпринимательской деятельностью;

• рост занятости в частном секторе приводит к вынужденной потере квалификации для части бывших работников промышленности и социальной сферы, вынужденных на современном этапе заняться более оплачиваемым, но менее квалифицированным трудом;

• экономическое положение в стране улучшается за счет трансфертных поступлений. Меняется

структура потребления, население улучшает свои жилищные условия. Приток денежных средств отправляемых трудовыми мигрантами в Кыргызстан растет из года в год. Так, по данным Национального банка Кыргызстана, денежные переводы трудовых мигрантов составили: в 2006 г. - 430,3 млн долларов, в 2007 г. - 625,5; в 2008 г. - 1138,2; в 2009 г. - 893,2 и в 2010 г. -1124,9 млн долларов. Лишь в 2009 г. из-за ухудшения экономической ситуации в России объемы перевода денежных средств сократились [3]. Социально-безопасные:

• отток населения с приграничных территорий порождает проблему «сползания» границ. Кыргызстан находится в условиях мощного демографического давления со стороны трех соседей. Плотность населения на территории Ферганской долины, принадлежащей Узбекистану, составляет 400-500 человек на кв. км, Таджикистану - 350 человек на кв. км, тогда как в Кыргызстане этот показатель - 120 человек на кв. км. Уменьшается численность кыргызов и, учитывая демографическое давление, увеличивается численность представителей других национальностей. Таким образом, как отмечают эксперты, коренное население Кыргызстана в ближайшие 10 лет может резко уменьшиться. С точки зрения международно-правовых норм, идет потеря суверенитета в этническом развитии [2. С. 174];

• процесс обезлюдивания регионов. Существующая тенденция внутриреспубликанской миграции приводит к перезаселению столицы и ее пригородов, что не может не создавать напряженность на рынке труда.

Таким образом, процесс миграции населения -естественное явление, которое несет в себе как позитивные, так и негативные последствия, оказывающие влияние на развитие страны. В этой ситуации задача государства найти, с учетом национальных интересов, механизмы, позволяющие снизить негативные последствия и мультиплицировать позитивные эффекты.

В этой связи для регулирования процессов миграции необходима государственная политика, которая учитывала бы особенности развития регионов, складывающуюся демографическую ситуацию и соотносилась бы с перспективными задачами социально-экономического развития страны. В ней должны быть заложены, с одной стороны, механизмы работы с трудовыми мигрантами, выезжающими за пределы республики, с другой - альтернативные механизмы создания благоприятных условий, решающих проблему оттока населения. Поэтому, необходимо разработать механизмы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кумсков Г.В. Закономерности и особенности развития миграционных процессов в условиях рыночной трансформации экономики: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Бишкек, 2002. - 42 с.

2. Уметова А.Э. Трудовая миграция в Кыргызстане: проблемы

• стимулирования самозанятости населения на местах путем создания условий для организации мелких производств;

• привлечения специалистов в зоны оттока квалифицированных кадров, основанные на стимулирующих дивидендах. (Примером может быть программа «депозит врача», которая предусматривает ежемесячное перечисление денежных средств на счет специалиста, предоставление жилья и земельных наделов для медицинских работников);

• контроля и регулирования процессов внутренней и внешней миграции в целях осуществления сбалансированной политики трудоустройства населения;

• поощрения привлечения средств мигрантов к различным проектам развития на местном уровне. Для этого необходимо на уровне государства создать условия и в качестве приоритетных -льготное кредитование, облегчение налогового бремени для вернувшихся мигрантов, консультационную помощь в организации бизнеса. Кроме этого важно:

• разработать программу развития территорий, которая позволит восстановить и улучшить инфраструктуру регионов страны;

• восстановить систему подготовки кадров в средне-специальных учебных заведениях;

• провести реформу образования в вузах, которая, в первую очередь, предусматривала бы запросы рынка труда. Эта работа требует привлечения специалистов-маркетологов;

• развивать миграционное законодательство с тем, чтобы выработать комплексный механизм регулирования миграционных процессов, определить четко действующий институт лицензирования и контроля над деятельностью посреднических организаций;

• обеспечить обучение пошаговой организации конкретного бизнеса для той категории мигрантов, которые по возвращении пытаются создать свое дело;

• популяризировать положительный опыт вложения ресурсов вернувшихся трудовых мигрантов, направленных на развитие малой родины;

• осуществить масштабные информационнопрофилактические мероприятия в целях предоставления подробной информации и консультаций по проблемным вопросам, с которыми сталкиваются трудовые мигранты.

Таким образом, Кыргызстан, проводя политику рыночных реформ, входит в мировое сообщество, в систему международных экономических отношений, неотъемлемой составляющей которых являются процессы трудовой миграции.

и особенности // Центральная Азия и культура мира. - 2008. -№ 1-2. - С. 171-172.

3. АКИргезз. 2012. ИЯЬ: http://www.akipress.org/ (дата обращения: 28.05.2012).

Поступила 28.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.