Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Елена Васильевна

В статье проведен комплексный анализ теоретических представлений, судебной практики, а также законодательства, регламентирующего привлечение к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Определены недостатки правового и организационного характера, предложены пути по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Позднякова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF MINORS IN PARTICIPATION IN UNAUTHORIZED PUBLIC EVENTS: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

The article provides a comprehensive analysis of law enforcement practice, as well as legislation regulating the prosecution for involving minors in participation in unauthorized public events. Legal and organizational shortcomings are identified, ways to eliminate them are proposed.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Е. В. Позднякова, кандидат юридических наук

ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

INVOLVEMENT OF MINORS IN PARTICIPATION IN UNAUTHORIZED PUBLIC EVENTS: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

В статье проведен комплексный анализ теоретических представлений, судебной практики, а также законодательства, регламентирующего привлечение к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Определены недостатки правового и организационного характера, предложены пути по их устранению.

The article provides a comprehensive analysis of law enforcement practice, as well as legislation regulating the prosecution for involving minors in participation in unauthorized public events. Legal and organizational shortcomings are identified, ways to eliminate them are proposed.

Участие граждан в публичных мероприятиях, возможность выражать свое мнение по различным значимым для государства и общества вопросам открыто, мирно, без «гонений» со стороны органов государственной власти являются одними из ключевых условий проявления демократии в обществе. Статья 31 Конституции Российской Федерации [1], закрепляя право граждан Российской Федерации собираться для выражения общественного мнения, предусматривает два важнейших условия его реализации: 1) мирный характер; 2) отсутствие оружия. Также закреплены формы участия граждан в виде собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Нарушение указанных условий влечет массовые беспорядки, необратимые последствия в виде разрушений и человеческих жертв.

Общепринятой классификацией как в теории права, так и правоприменительной практике является деление публичных мероприятий на санкционированные и несанкционированные. Несанкционированным публичное мероприятие является, если в его проведении было отказано, или о его проведении не было подано уведомление в компетентный орган государственной власти, или в ходе его проведения были нарушены установленные законодательством или указанные в уведомлении условия и порядок проведения. Организация несанкционированного публичного мероприятия и участие в нём являются фактическим основанием наступления административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Особую обеспокоенность как у теоретиков права, так и практических сотрудников правоохранительных органов вызывает вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Опасность это-

го явления состоит в том, что, используя несовершеннолетних как инструмент воздействия на власть, пренебрегая их интересами, безопасностью, отдельные лица, группы пытаются таким образом достичь своих, зачастую корыстных, целей. Осуждение такого рода деятельности выразил и Президент России В. В. Путин, который отметил: «Все люди имеют право выражать свою точку зрения в тех рамках, которые предусмотрены законом. Все, что выходит за рамки закона, не просто контрпродуктивно... Тем более ни в коем случае нельзя выталкивать вперед несовершеннолетних. террористы так поступают, когда впереди себя гонят женщин и детей. Здесь немножко фокус смещается, но по сути это то же самое» [2].

Вопрос о привлечении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в несанкционированные публичные мероприятия, к ответственности был затронут еще в 2017 году Председателем Совета Федерации В. И. Матвиенко, мнение которой о необходимости введения запрета на подобного рода вовлечение и подготовки соответствующего нормативного правового акта было поддержано Уполномоченным по правам человека Т. Н. Москальковой.

27 декабря 2018 года статья 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [3] была дополнена частью 1.1, предусматривающей административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.

В связи с указанным законодательным преобразованием обострился вопрос грамотной квалификации анализируемого правонарушения, состоящей в установлении точного соответствия между признаками совершенного деяния и элементами состава административного правонарушения: объ-

ектом, субъектом, объективной и субъективной стороной. Квалификация правонарушения является важнейшим условием законности привлечения лица к ответственности, а также своеобразным индикатором компетентности и профессионализма правоприменителя. При отсутствии хотя бы одного соответствия между элементами состава правонарушения и признаками реально совершенного деяния такое деяние не может быть рассмотрено в качестве правонарушения, что говорит об отсутствии фактического основания привлечения лица к ответственности.

Деяние, предусмотренное частью 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ, проявляется в форме активного действия. В действующих нормативных правовых актах отсутствует законодательно закрепленное понятие вовлечения несовершеннолетних в совершение административных правонарушений, а также момент окончания их совершения, что вызывает определенные дискуссии в научной среде и значительно осложняет правоприменительную практику.

Так, одна группа ученых полагает, что административные правонарушения, связанные с вовлечением несовершеннолетних в противоправные действия, считаются оконченными с момента совершения вовлекаемым несовершеннолетним действий [4]. Оппоненты же считают, что состав окончен с момента формирования у несовершеннолетнего желания совершить действия или дачи им согласия на их совершение [5].

Анализ Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [6], Постановления Пленума Верховного Суда от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [7] позволяет сделать вывод о том, что понятие «вовлечение несовершеннолетних в совершение административного правонарушения» в них не раскрыто. В решении Калининградского областного суда от 16.05.2019 по делу № 12-165/2019 даётся некоторое пояснение по рассматриваемой категории: «Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения следует понимать действия, выраженные в различных формах, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в его совершении, в том числе в виде предложения» [8].

В Постановлении Пленума Верховного Суда от 01.02.2011 №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [9] дается понятие вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а также определяется момент окончания преступлений рассматриваемой категории.

Следует согласиться с К. Д. Рыдченко, который в статье «Особенности документирования вовлечения несовершеннолетних в совершение

антиобщественных действий» отмечал: «Вовлечение является специфической формой объективной стороны противоправных деяний, которые квалифицируются как по УК РФ, так и по КоАП РФ, при этом уголовно наказуемое вовлечение имеет достаточно четкие и однозначно воспринимаемые правоприменителем судебные комментарии и разъяснения. Отсутствие аналогичных рекомендаций относительно квалификации и документирования административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.10, 6.23 КоАП РФ, провоцирует применение уголовно-ориентированных разъяснений по аналогии, что существенно снижает эффективность административно-деликтных норм» [10]. Действительно, нерешенность вопроса об окончании совершения административных правонарушений рассматриваемой категории, неопределенность относительно их формальности или материальности значительно осложняют правоприменительную практику, вызывают путаницу и различные трактовки. Особую актуальность данная проблематика приобретает в условиях расширения перечня составов административных правонарушений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в противоправную деятельность (речь идет о части 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ) и появлением новых способов вовлечения, таких как использование различных социальных мессенджеров (Telegram, What's up, Viber, социальная сеть «ВКонтакте»), видеохостинга «YouTube», которые нередко становились местом размещения в аудио-, видео- или текстовом формате сведений, содержащих призывы стать участником незаконного мероприятия. Опасность данного способа вовлечения состоит в высокой скорости распространения такой информации, в массовости аудитории (большом количестве пользователей, которые могут увидеть эту публикацию).

В целях научного исследования вопросов, связанных с вовлечением несовершеннолетних в противоправную деятельность, автором статьи было проведено анкетирование 52 руководителей структурных подразделений территориальных органов МВД России. Их ответы на вопрос о формальности или материальности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ, вызывают определенный интерес. Так, 35% отпрошенных полагают, что для квалификации деяния по указанной статье необходимо, чтобы несовершеннолетний принял участие в незаконном мероприятии, 65% полагают, что достаточно совершения любых действий (уговоров, предложений, угроз), направленных на возникновение у несовершеннолетнего желания принять участие в незаконной публичной акции, даже при условии, что ребенок откажется.

Следует однозначно согласиться с мнением большинства опрошенных сотрудников органов внутренних дел и отметить формальность состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ.

Действительно, важным фактором, определяющим достаточно серьезную опасность, является направленность умысла правонарушителя на использование несовершеннолетних в незаконных публичных мероприятиях в личных целях. При этом правонарушитель осознает либо должен осознавать опасность последствий для здоровья и жизни несовершеннолетних, которых он склоняет к правонарушению. Это своего рода манипуляция, и ее опасность не менее актуальна и в случае отсутствия последствий в виде участия несовершеннолетнего в мероприятиях. Полагаем, что однозначно квалифицировать указанное деяние необходимо при совершении действий, направленных на вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях, независимо от фактического участия в них вовлекаемого.

В качестве решения указанной проблемы могло бы выступить дополнительное разъяснение понятия вовлечения несовершеннолетних в совершение административных правонарушениях, под которыми необходимо понимать действия, выраженные в различных формах, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в его совершении, в том числе в виде предложения, в судебных комментариях и разъяснениях. Кроме того, необходимо предусмотреть, что оконченным данное правонарушение считается с момента совершения указанных действий.

Дискуссионным и неоднозначным является и определение объекта анализируемого административного правонарушения.

Исходя из названия главы 20 КоАП РФ, следует, что законодатель определяет в качестве родового объекта правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 КоАП РФ, общественные отношения, возникающие в области охраны общественного порядка и общественной безопасности. Непосредственный объект рассматриваемого административного правонарушения необходимо определять с учётом установления того, чему конкретно общественно опасным деянием причиняется вред. Опираясь на вышесказанное, разумно непосредственным объектом считать общественные отношения, связанные с обеспечением нормального физического развития, нравственного воспитания несовершеннолетнего. Соответственно, вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкиони-рованном публичном мероприятии прежде всего посягает на права несовершеннолетних. Представляется достаточно дискуссионным определение в качестве объекта по этой статье общественных отношений в области охраны здоровья и об-

щественной нравственности, так как посягательство направлено на причинение вреда не здоровью несовершеннолетнего, а его правам. Противоположная ситуация отмечается с определением объекта по иным статьям, связанным с вовлечением несовершеннолетних в совершение административных правонарушений. Так, например, не вызывает сомнения определение объекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10 КоАП РФ. Очевидно, что вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ и одурманивающих веществ представляет собой угрозу здоровью несовершеннолетнего.

Таким образом, вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях посягает не столько на общественную безопасность, сколько на права несовершеннолетнего. Именно поэтому рассматриваемый состав административного правонарушения должен был быть включен законодателем не в двадцатую, а в пятую главу КоАП РФ.

Однако даже в рамках подготовленного Минюстом России проекта нового КоАП РФ ответственность за вовлечение несовершенного в участие в несанкционированном мероприятии предусмотрена в рамках главы 14 (ч. 2 ст. 14.2), под административно-правовой защитой которой находится правопорядок в общественных местах.

В заключение необходимо подвести итог:

- во-первых, отсутствие законодательного закрепления понятия «вовлечение несовершеннолетних в совершение административных правонарушений» либо его судебного толкования, а также неоднозначность в понимании момента окончания указанных правонарушений вызывает научные дискуссии и сложности в правоприменительной практике;

- во-вторых, под вовлечением несовершеннолетних в совершение административных правонарушений необходимо понимать действия, выраженные в различных формах, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в их совершении; полагаем, что оконченными данные правонарушения необходимо считать с момента совершения указанных действий;

- в-третьих, юридически неверным представляется отнесение административного правонарушения, связанного с вовлечением несовершеннолетних в участие в незаконных публичных мероприятиях, к главе 20 КоАП РФ, что противоречит объекту рассматриваемого правонарушения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru

2. Путин назвал опасными незаконные акции протеста [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ politika/10539751

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон

от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.

4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. — М. : Юрайт, 2010.

5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Н. Г. Салищевой. — М. : Проспект, 2011.

6. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (в ред. от 21.12.2021) // Рос. газета. — 2005. — 19 апр.

7. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (в ред. от 25.06.2019) // Рос. газета. — 2006. — 8 нояб.

8. Решение Калининградского областного суда от 16.05.2019 по делу № 12-165/2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ atFsyeayyo61/

9. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (в ред. от 28.10.2021) // Рос. газета. — 2011. — 11 февр.

10. Рыдченко К. Д. Особенности документирования вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий // Вестник Воронежского института МВД России. — 2017. — № 4. — С. 66.

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo goloso-vaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.pravo.gov.ru

2. Putin nazval opasnymi nezakonnye akcii protesta [Elektronnyj resurs]. — URL: https://tass.ru/politika/ 10539751

3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativn-yh pravonarusheniyah : federal'nyj zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ (v red. ot 16.04.2022) // Sobranie za-konodatel'stva RF. — 2002. — # 1 (ch. 1). — St. 1.

4. Kommentarij k Kodeksu Rossijskoj Feder-acii ob administrativnyh pravonarusheniyah / otv. red. A. F. Nozdrachev. — M. : Yurajt, 2010.

5. Kommentarij k Kodeksu Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah / pod obshch. red. N. G. Salishchevoj. — M. : Prospekt, 2011.

6. O nekotoryh voprosah, voznikayushchih u su-dov pri primenenii Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah : postanovlenie

Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2005 # 5 (v red. ot 21.12.2021) // Ros. gazeta. — 2005. — 19 apr.

7. O nekotoryh voprosah, voznikayushchih u su-dov pri primenenii Osobennoj chasti Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.10.2006 # 18 (v red. ot 25.06.2019) // Ros. gazeta. — 2006. — 8 noyab.

8. Reshenie Kaliningradskogo oblastnogo suda ot 16.05.2019 po delu # 12-165/2019 [Elektronnyj resurs]. —URL: https://sudact.ru/regular/doc/atFsyeayyo61/

9. O sudebnoj praktike primeneniya zakono-datel'stva, reglamentiruyushchego osobennosti ugolov-noj otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnih : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 01.02.2011 # 1 (v red. ot 28.10.2021) // Ros. gazeta. — 2011. — 11 fevr.

10. Rydchenko K. D. Osobennosti dokumentiro-vaniya vovlecheniya nesovershennoletnih v sovershe-nie antiobshchestvennyh dejstvij // Vestnik Voronezh-skogo instituta MVD Rossii. — 2017. — # 4. — S. 66.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Позднякова Елена Васильевна. Доцент кафедры административного права. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: Elena_pozdn@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-94.

Pozdnyakova Elena Vasilevna. Associate Professor of the chair of Administrative Activity of Police. Candidate of Law.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: Elena_pozdn@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel (473) 200-52-94.

Ключевые слова: вовлечение; несовершеннолетние; административные правонарушения; противоправные действия.

Key words: involvement; minors; administrative offenses; illegal actions.

УДК 342.92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.