Научная статья на тему 'Воцерковленность современной молодежи: итоги исследования'

Воцерковленность современной молодежи: итоги исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна, Данилов Вячеслав Леонидович

В статье рассматриваются проблемы религиозности, духовности и воцерковленности современного общества, на основании данных опросов, проведенных в 2017-2018 учебном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воцерковленность современной молодежи: итоги исследования»

,история русской православной церкви, церковно-государственные отношения_

Воробьева Наталия Владимировна, данилов Вячеслав Леонидович «Воцерковленность современной молодежи: итоги исследования»

удк 316.752.4

ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Воробьева Наталия Владимировна, д.и.н., доцент, проректор по научной работе Омской Духовной Семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви;

Данилов Вячеслав Леонидович, к.и.н., доцент, первый проректор Омской Духовной Семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы религиозности, духовности и воцерковленности современного общества на основании данных опросов, проведенных в 2017-2018 учебном году. Ключевые слова: воцерковленность, духовность, религиозность, социология религии.

OBSERVANCE OF ORTHODOX PRACTICES: THE RESULTS OF THE SURVEY DATA ANALYSIS

N.V. Vorobiova, Doctor of History, associate professor, Vice-Rector for Scientific Affairs of Omsk Theological Seminary V.L. Danilov, PhD of History, associate professor, Vice-rector for academic affairs of Omsk Theological Seminary

Annotation. The article deals with the problems of religiosity, spirituality and observance of orthodox practices by modern society based on the data of surveys conducted in 2017-2018 academic year. Keywords. Observance of orthodox practices, spirituality, religion, sociology of religion.

Омской области регулярно проводятся исследования религиозности1, в данной статье мы не будем анализировать мероприятия, направленные на координацию межнациональных и межконфессиональных отношений в ре-

1 Положение о консультативном совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области. Указ губернатора Омской области от 21 июля 2005 года № 87 (в редакции Указов Губернатора Омской области от 05.10.2009 № 123) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. omskportal.ru/ru/government/society/society_topics/konsultativ-sovet-po-mejnacional-imejkonfesional-otnoshenijam.html (дата обращения 13.08.2013); Деятельность Общественной палаты в Омской области // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.op55.ru/?sid=5377 (дата обращения: 10.12.2017); Духовно-нравственные и патриотические традиции в Омской области: монографии/ Баженов С.В.; Гоноши-лов В.В.; Карпенко Е.В.; Макеев В.И.; Пономарева Л.Г.; Процюк И.И.; Соловьев А.А.; Телевной В.А.; Царева Р.Н.; Чекалина Л.А.; Шершнева Н.Л.; Юрченко Н.Т.; под редакцией А.А. Соловьева - Омск: Типография «Золотой тираж», 2011. - 240 с.; Филина Н.В. Религиозная ситуация в Омской области по материалам Министерства юстиции Омской области // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 4 (2). С. 282-287. Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Маркеры и риски современной религиозной идентичности: образ Бога в сознании современной молодежи // Персоноразмерный мониторинг: актуальность, критерии, технологии реализации: монография. Рук. авторского коллектива П.Л. Зайцев. Омск: Амфора, 2018. - 191 с. С. 165-175.

гионе. Тем не менее, стоит остановиться на результатах некоторых из проведенных в последние годы исследований.

В 2017 году было проведено эмпирическое исследование в Омском государственном университете, выборку составили 254 человека в возрасте от 21 до 23 лет. Цель исследования заключалась в выявлении отношения молодежи к Богу, религии, вере, сознании, на определении религиозности и сформированности образа Бога в сознании2. Согласно полученным данным только 53% обучающейся молодежи (Омский государственный университет, психологический факультет) считают себя религиозными людьми, из них воцерковлены 39%. Для определения по критерию воцер-ковленности в опросник были включены вопросы следующего характера: «В какой степени вы относите себя к религиозным людям?», «Существуют ли в вашей семье религиозные обычаи и традиции?», «Как часто вы посещаете религиозные службы?», «Отмечаете ли вы религиозные праздники?». Авторы исследования настаивают на признании конфликтности религиозного сознания современной молодежи, ведь только треть опрошенных считает религиозность изначальным свойством человека.

Для анализа особенностей религиозного сознания в современной России в 2017-2018 учебном году в Омской Духовной Семинарии нами было проведено исследование религиозности молодежи с помощью анкетирования.

В качестве респондентов выступили школьники 9-11-х классов средней школы № 83 (возраст от 15 до 17 лет) в количестве 75 человек, студенты омских вузов (Омский государственный университет, Омский государственный аграрный университет) в количестве 100 человек, а также представители различных возрастных категорий от 24 до 83 лет в количестве 100 человек (опрошены на ярмарке-выставке «Сильвестр - свет земли Омской»). Исходя из ответов респондентов на вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что религия во многом определяет поведение человека?», в группе «Школьники» согласились с данным утверждением 45%, не согласились с утверждением 22% и дали свой вариант 8%. В группе «Студенты» согласились с данным утверждением 44%, не согласились с утверждением 27% и свой вариант ответа дали 6 человек. В группе респондентов от 24 до 55 и возрастной группе 56-82 года согласились с данным утверждением 58 %, не согласились с утверждением 27% и дали свой ответ 3%, можно сделать вывод, что все группы респондентов согласны с тем, что религия во многом определяет поведение человека. Однако стоит отметить, что в группе респондентов от 56 до 82 лет количество респондентов, давших согласие, значительно превышает количество в других группах респондентов.

В качестве своих ответов в группе «Школьники» были представлены такие варианты ответов: определяет, но не во многом, иногда возможно, вообще не определяет и определяет не всегда. В группе «Студенты» были представлены такие варианты: в зависимости от ситуации, зависит от самого человека. В группе респондентов от 24 до 55 и возрастной группе 56-82 года были представлены такие варианты: иногда обстоятельства заставляют делать так, как не хотелось бы, не всегда определяет.

На вопрос: «Каковы ваши религиозные предпочтения?», в группе «Школьники» вариант «Не верю в Бога» выбрали 3%, вариант «Я колеблюсь между верой и неверием» выбрали 15%, вариант «Я верю в Бога» выбрали 21%, вариант «Я православный»

2Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Маркеры и риски современной религиозной идентичности: образ Бога в сознании современной молодежи... С. 170-174.

№ 1, 2018 (4)

Доистория русской православной церкви, церковно-государственные отношения_

Воробьева Наталия Владимировна, данилов Вячеслав Леонидович «Воцерковленность современной молодежи: итоги исследования»

выбрали 22%, вариант «Я мусульманин» выбрали 11% и свой вариант выбрали 3%. В своем варианте школьники указали, что одинаково относятся ко всем религиям.

В группе «Студенты» вариант «Не верю в Бога» выбрали 10%, вариант «Я колеблюсь между верой и неверием» выбрали 15%, вариант «Я верю в Бога» выбрали 18%, вариант «Я православный» выбрали 25%, вариант «Я мусульманин» выбрали 7%.

В группе респондентов от 24 до 55 и возрастной группе 56-82 лет вариант «Не верю в Бога» выбрали 2%, вариант «Я колеблюсь между верой и неверием» выбрали 10 человек, вариант «Я верю в Бога» выбрали 12%, вариант «Я православный» выбрали 35%.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наблюдается низкое количество неверующих респондентов во всех группах. Стоить отметить, что не все верующие респонденты определились, к какой религии имеют принадлежность, это видно исходя из варианта «Я верю в Бога». Также стоит обратить внимание на тот факт, что в группе респондентов 56-82 лет количество респондентов, выбравших вариант «Я православный», значительно превышает количество респондентов в других группах.

Можно также отметить, что в группе «Студенты» наблюдается относительно большое количество респондентов, выбравших вариант «Не верю в Бога».

На вопрос «Согласны ли вы с мнением, что верующий человек более патриотичен, нежели неверующий?», в группе «Школьники» согласились с данным утверждением 43%, не согласились с утверждением 25% и дали свой вариант 7%. В группе «Студенты» согласились с данным утверждением 37%, не согласились с утверждением 33% и свой вариант ответа дали 5%. В группе респондентов от 24 до 55 и возрастной группе 56-82 лет согласились с данным утверждением 40%, не согласились с утверждением 32% и дали свой вариант ответа 3% опрошенных респондентов.

Если сопоставить данные проведенного нами исследования, с выводами исследования Омского государственного университета, то при ответе на вопрос «Согласны ли вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?», согласие выказали свыше 60% опрошенных респондентов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что во всех группах респонденты в большей степени согласны с тем, что верующий человек более патриотичен, нежели неверующий, однако количество респондентов, не согласных с данным утверждением, ненамного отстает от количества согласных респондентов.

На вопрос «Как вы думаете, с чем связан тот факт, что Правительство РФ все больше пытается внести в жизнь граждан веру в Бога (благословение солдат перед службой, строительство храмов, показываемое по телевидению и отображаемое в других СМИ)?» Во всех группах были даны похожие варианты ответов, из которых можно выделить:

- правительство хочет, чтобы люди стали менее жестокими, хотят повысить чувство патриотизма;

- связан с поддержанием людей в веру в Бога, с целью снизить рост преступности;

- чтобы люди были верны Родине;

- верующий человек более патриотичен, ведь Россия - православная страна;

- для того чтобы облагородить людей, сделать их более добрыми. Бог - это любовь к ближнему;

- правительство пытается сделать так, чтобы народ был более сплоченным;

- правительство таким образом пытается заручиться поддержкой церкви и повысить авторитет в народе;

- потому что вера в основном проповедует смирение, терпение;

- я думаю, что так люди не будут совершать необдуманные действия, не будут воровать, убивать, причинять боль и страдания другому человеку;

- правительство пытается сделать страну более религиозной;

- вера определяет поведение человека и меняет его в лучшую сторону;

- связано с тем, чтобы поднять уровень духовной культуры у населения и воспитывать моральные нормы с детства;

- через церковь власть хочет оказать влияние на людей в свою пользу;

- связано с тем, что утрачивается значение религии в наше время;

- воспитывать в человеке нравственные качества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основном респонденты отмечают целью действий Правительства РФ повышение роли религии как основного механизма, определяющего нравственные нормы человека, его поведение и чувство патриотизма. Также стоит отметить, что респонденты видят в действиях правительства РФ личные цели, как, например, оказание влияния на граждан, повышение авторитета государства и другие.

На вопрос «Как вы думаете, влияет ли на уровень религиозности (веры) людей политический режим государства?», в группе «Школьники» согласились с данным утверждением 33%, не согласились с утверждением 35% и дали свой вариант 7%. В группе «Студенты» согласились с данным утверждением 28%, не согласились с утверждением 41% и свой вариант ответа дали 6%. В группе респондентов от 24 до 82 лет согласились с данным утверждением 25%, не согласились с утверждением 47% и дали свой ответ 3%.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что во всех группах наблюдается большое количество респондентов, не согласных с данным утверждением, также стоит отметить тот факт, что количество не согласных респондентов от 56 до 82 лет превышает количество респондентов в других группах (на 12% в группе «Школьники», на 6% в группе «Студенты»). Такие показатели могут быть связаны с тем, что респонденты от 56 до 82 лет имеют больший жизненный опыт, за свою жизнь они наблюдали все процессы, происходящие в политике государства.

В качестве своих ответов в группе «школьники» были представлены такие варианты ответов: не во всех случаях, зависит от самих людей. В группе «студенты» были представлены такие варианты:

- не исключено;

- влияет, но не в современной России, нет устоявшегося политического курса (пример того, что влияет, РФ - «православие, самодержавие, народность», СССР -«коммунисты, атеисты»);

- если только во внешних проявлениях, например, как в СССР было запрещено верить в Бога и храмы разрушали. Ты мог говорить, что не веришь, но, по сути, внутри тебя это все равно есть и ты будешь верить, просто никому не говоря.

В группе респондентов от 56 до 82 лет были представлены такие варианты:

- влияние может прослеживаться только во внешних проявлениях;

- зависит от человека.

№ 1, 2018 (4)

В опросе Омского государственного университета на вопрос «Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?» согласием ответили лишь 22,1% респондентов.

На наш вопрос «Согласны ли вы с тем, что снижение нравственности и духовности в России связано со снижением значимости религии (веры) в России?» в группе «Школьники» согласились с данным утверждением 41%, не согласились с утверждением 34%. В группе «Студенты» согласились с данным утверждением 36%, не согласились с утверждением 35% и свой вариант ответа дали 4%. В группе респондентов от 56 до 82 лет согласились с данным утверждением 52%, не согласились с утверждением 23%.

В качестве своих ответов в группе «Студенты» были представлены такие варианты:

- не считаю, что это связано с религией. Это связано с общей культурой (которая включает в себя не только религию, но и просвещение, образование, досуг и т.п.);

- религия влияла на нравственность людей только очень давно. Сейчас это скорее способ получить укрытие от каких-либо проблем, обрести какой-то смысл, знать (скорее, даже надеяться), что есть кто-то сильнее тебя, тот, кто поможет тебе.

Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты осознают значимость религии (веры) в формировании нравственных устоев общества, также присутствует осознание того, что снижение нравственности и духовности в России связано со снижением значимости религии (веры).

Согласно проведенному исследованию, признают себя верующими православными подавляющее большинство респондентов (67%). Факторный анализ уточняет эти данные. В частности, был задан вопрос: «Верите ли вы в Бога?», респонденты отвечали в баллах по шкале от 1 (полное согласие) до 4 (полное несогласие). По результатам анализа большинство опрошенных студентов следует признать «скорее верующими». Серединная область, расположенная между двумя полюсами точно идентифицируемой религиозностью и высоким уровнем религиозной практики (тем, что принято называть традиционной религиозностью), с одной стороны, и неверием в Бога или какие-либо иные силы - с другой, представляет собой качественно неоднородную зону, получившую название расплывчатой или «фуззи» религиозности. Этот термин характеризует неопределенность, диффузность, синкретич-ность религиозного сознания человека, живущего в современном индустриально развитом мире, где секулярное переплетается с сакральным, вера - с неверием, а в мозаичной вере традиция сосуществует с новыми формами приватизированной религиозности.

В современных исследованиях выявлено несколько подходов к определению понятия «воцерковленность», например, «индекс воцерковленности» В.Ф. Чесноко-вой подразумевает «степень «обжитости» в Церкви, - знание ее устава, обрядов, обычаев, короче, - повседневного ее бытия, ощущения себя в этой сфере своим, - позволяет прощупать приверженность человека к данной религии через его образ жизни. А образ жизни - явление все-таки более наблюдаемое, чем феномены сознания и ценностные установки. И самое главное - оно указывает на регулярность связанного с этими установками поведения»3.

3Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_01.htm (дата обращения: 03.01.2018).

история русской православной церкви, церковно-государственные отношения

Воробьева Наталия Владимировна, данилов Вячеслав Леонидович «Воцерковленность современной молодежи: итоги исследования»

Религиозное мировоззрение студенчества находится в стадии становления. Люди, декларирующие «православие», действительно являются православными, но находятся на разных стадиях воцерковления. Именно исследование феномена «во-церковленности» позволяет правильно понять и оценить процессы изменения религиозного самосознания молодежи.

Исключительной религиозная жизнь современной России выглядит как по сравнению с рядом стран Западной Европы и Америки, так и по сравнению с религиозной жизнью предшествующих поколений внутри самой России.

С точки зрения современных исследовательских подходов оценка состояния современного христианства в целом не расходится с основными тезисами традиционной парадигмы секуляризации относительно снижения уровня веры и функциональной маргинализации, которая усиливается параллельно неизбежным процессам социальной дифференциации.

Вместе с тем вызов, брошенный христианству современностью, привел в действие механизмы, трансформирующие религию в сторону приспособления ее к вариациям потребностей современного общества. Религия и ее институциональные формы, находясь под влиянием общественных трансформаций, качественно меняются, и то, что мы наблюдаем на рубеже XX и XXI столетий - это четвертая социальная форма религии: ее структурная приватизация.

Уровень религиозности в христианских странах остается довольно высоким (в среднем около 70%), а христианство - самой многочисленной религией. Исследования также показывают, что переориентация духовного поиска в приватную сферу и религиозный плюрализм сопровождаются сегодня процессом выхода верующих за пределы организованных форм доминирующих религий, вследствие чего религиозная самоидентификация становится все в меньшей степени монохромной, четко очерченной границами конфессиональной принадлежности и приобретает черты неопределенности.

Таким образом, принципиальное изменение места и роли религии в жизни народов России связано, по мнению исследователя, с рядом причин. Важнейшими среди них являются внутренние, политико-идеологические и внешние, геополитические. К первым необходимо отнести развал единой, мощной державы Советского Союза, ослабление властной вертикали на уровне государственного управления страной, ослабление социально-экономической политики на местах, возникновение националистического сепаратизма, утрата прежних мировоззренческих идеалов и ориентиров, возникновение идеологического вакуума, поиск новых национально-политических и мировоззренческих идентичностей. Вторая группа причин связана с возникшими на рубеже ХХ - XXI веков новыми мировыми геополитическими реалиями, новым витком борьбы крупнейших держав за сферы влияния и контроля во всемирном масштабе.4

Нетипичность современной российской религиозной ситуации связана, прежде всего, с явлением религиозного ренессанса, внезапно последовавшим за крушением советской системы и ставшим очередной загадкой, которую российский сфинкс вновь преподнес миру. Столь внезапное оживление религиозных поисков внутри России, прошедшей через десятилетия всеохватывающей атеистической пропаганды, действительно, не может не озадачить исследователя. Прежде всего,

4Кулаков В.В. Религиозный фактор и национальная безопасность России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2006.

№ 1, 2018 (4)

Доистория русской православной церкви, церковно-государственные отношения_

Воробьева Наталия Владимировна, данилов Вячеслав Леонидович «Воцерковленность современной

молодежи: итоги исследования»

он сталкивается с серьезными методологическими затруднениями. Очевидно, анализ религиозной жизни нашей страны становится проблематичным в свете теорий, разработанных в других странах и возникших в ином культурном контексте. Важно отметить, что объяснительные возможности западных теорий, используемых для исследования религиозности «меняющегося общества», применяются, прежде всего, при рассмотрении постепенных трансформаций в сфере религиозной жизни, связанных с процессом обмирщения жизни общества. Российская же ситуация отражает ценностные изменения, носящие скорее революционный нежели эволюционный характер. Речь идет о радикальной смене ценностных векторов социальной жизни, эпохальной смене стилей мышления и образов мировосприятия, новом «осевом времени» российской истории, характеризующемся осознанием исчерпанности прежних моделей объяснения мира5.

Библиографический список:

1. Деятельность Общественной палаты в Омской области // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.op55.ru/?sid=5377 (дата обращения: 10.12.2017).

2. Духовно-нравственные и патриотические традиции в Омской области: монографии/ Баженов С.В.; Гоношилов В.В.; Карпенко Е.В.; Макеев В.И.; Пономарева Л.Г.; Процюк И.И.; Соловьев А.А.; Телевной В.А.; Царева Р.Н.; Чекалина Л.А.; Шершнева Н.Л.; Юрченко Н.Т.; под редакцией А.А. Соловьева. Омск: Типография «Золотой тираж», 2011. 240 с.

3. Кулаков В.В. Религиозный фактор и национальная безопасность России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2006.

4. Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Маркеры и риски современной религиозной идентичности: образ Бога в сознании современной молодежи // Персоноразмерный мониторинг: актуальность, критерии, технологии реализации: монография. Рук. авторского коллектива П.Л. Зайцев. Омск: Амфора, 2018. 191 с. С. 165-175.

5. Положение о консультативном совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области. Указ Губернатора Омской области от 21 июля 2005 года № 87 (в редакции Указов Губернатора Омской области от 05.10.2009 № 123) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.omskportal.ru/ru/ government/society/society_topics/konsultativ-sovet-po-mejnacional-imejkonfesional-otnoshenijam.html (дата обращения: 13.08.2013).

6. Филина Н.В. Религиозная ситуация в Омской области по материалам Министерства юстиции Омской области // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. - № 4 (2). С. 282-287.

7. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. URL: http://krotov.info/history/20/1990/ chesnokova_01.htm (дата обращения: 03.01.2018).

5Посадский А.В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России в контексте стратегических перспектив развития духовного просвещения // [Электронный ресурс]: URL: http://www.nravstvennost.info (дата обращения: 16.02.2017).

t)k 104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.