Научная статья на тему 'Востребованность выпускников как показатель качества образовательной деятельности вуза'

Востребованность выпускников как показатель качества образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE MANAGEMENT / EDUCATIONAL ACTIVITIES AND QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ястребов Анатолий Павлович, Мойсеюк Владимир Григорьевич

Реформирование системы образования предполагает ее институциональную переработку на основе взаимодействия с рынком труда. Процесс управления качеством образования включает в себя обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Для обеспечения качества образования необходима серьезная институциональная переработка практически всей системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда, с учетом требований которого предлагается подойти к проектированию методологии оценки параметров внешнего уровня качества образовательной программы, включая прогнозные оценки востребованности образовательной программы на целевом (региональном) рынке труда. В статье предлагается использовать в качестве механизма такого управления интеграцию вузов в учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). Такое взаимодействие подразумевает разработку совместных программ обучения, а также создание дополнительных рабочих мест. Предложенный автором принципиально новый подход к решению проблемы востребованности выпускников делает возможным решение ряда проблем, которые стоят перед российской высшей школой, в том числе по укреплению связей учебного процесса с научной и производственной деятельностью, что может позволить значительно повысить качество подготовки специалистов и сделать российское высшее образование конкурентоспособным на мировом рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ястребов Анатолий Павлович, Мойсеюк Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demand for Graduates: A Factor Reflecting the Quality of the University's Educational Activities

The article views the demand for graduates as a factor reflecting the quality of the university's educational activities. It suggests that institutional processing, based on interaction with the labor market, is needed to reform the educational system. The paper adds that quality management of education involves balancing supply and demand in the educational services market. Moreover, it says that involving the entire educational system would help guarantee the quality of education. The document then turns to estimating the external parameters of quality for educational programs. In this section, it covers projections of demand for educational programs made by the target (regional) labor market. The blueprint says that universities probably employ the mechanism of interaction when dealing with areas such as teaching, research and production complexes. Interaction would also involve the development of joint training programs and the creation of further jobs. In conclusion, the analysis covers several of the problems facing Russian graduates. These include strengthening the current connection between the educational process and scientific and production activities. One means of achieving this goal would be to enhance the quality of training so Russian graduates could compete in the global labor market.

Текст научной работы на тему «Востребованность выпускников как показатель качества образовательной деятельности вуза»

ш s

I

с m О со с о.

О

Востребованность выпускников

как показатель качества образовательной

деятельности вуза

Demand for Graduates: A Factor Reflecting the Quality of the University's Educational Activities

УДК 378.1

Ш S

I <

m О со с о.

О

Ястребов Анатолий Павлович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор технических наук, профессор

190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67

Yastrebov Anatoliy Pavlovich

Bolshaya Morskaya Str. 67, St. Petersburg, 190000

Мойсеюк Владимир Григорьевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67

Moyseyuk Vladimir Grigor'evich

Bolshaya Morskaya Str. 67, St. Petersburg, 190000

Реформирование системы образования предполагает ее институциональную переработку на основе взаимодействия с рынком труда. Процесс управления качеством образования включает в себя обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Для обеспечения качества образования необходима серьезная институциональная переработка практически всей системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда, с учетом требований которого предлагается подойти к проектированию методологии оценки параметров внешнего уровня качества образовательной программы, включая прогнозные оценки востребованности образовательной программы на целевом (региональном) рынке труда. В статье предлагается использовать в качестве механизма такого управления интеграцию вузов в учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). Такое взаимодействие подразумевает разработку совместных программ обучения, а также создание дополнительных рабочих мест. Предложенный автором принципиально новый подход к решению проблемы востребованности выпускников делает возможным решение ряда проблем, которые стоят перед российской высшей школой, в том числе по укреплению связей учебного процесса с научной и производственной деятельностью, что может позволить значительно повысить качество подготовки специалистов и сделать российское высшее образование конкурентоспособным на мировом рынке труда.

The article views the demand for graduates as a factor reflecting the quality of the university's educational activities. It suggests that institutional processing, based on interaction with the labor market, is needed to reform the educational system. The paper adds that quality management of education involves balancing supply and demand in the educational services market. Moreover, it says that involving the entire educational system would help guarantee the quality of education. The document then turns to estimating the external parameters of quality for educational programs. In this section, it covers projections of demand for educational programs made by the target (regional) labor market. The blueprint says that universities probably employ the mechanism of interaction when dealing with areas such as teaching, research and production complexes. Interaction would also involve the development of joint training programs and the creation of further jobs. In conclusion, the analysis covers several of the problems facing Russian graduates. These

include strengthening the current connection between the educational process and scientific and production activities. One means of achieving this goal would be to enhance the quality of training so Russian graduates could compete in the global labor market.

Ключевые слова: инновационное управление, образовательная деятельность, качество образования

Keywords: Innovative management, educational activities and quality of education

Правительство России рассматривает процесс модернизации системы образования как один из главных приоритетов развития государства в долгосрочной перспективе до 2020 г. Одной из основных его задач стало формирование инновационных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Поэтому важным элементом модернизации является участие вузов в международных сопоставительных исследованиях путем создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации, включая разработку механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведения оценки качества образовательной деятельности вуза [1].

В настоящее время возникла ситуация рассогласования рынка образовательных услуг, с одной стороны, и рынка труда — с другой. Падение производства и резкое изменение структуры спроса на многие профессии, недофинансирование образования из государственного бюджета и, вместе с тем, расширение возможностей экономической деятельности вузов — все это привело к несогласованности подсистем образования и рынка труда, что выражается в несоответствии предложений учреждений профессионального образования и запросов работодателей.

Разрешение обострившейся проблемы дисбаланса рынка образования и рынка труда потребует немалых усилий. Последние в значительной мере должны быть сосредоточены на разработке методологии анализа взаимодействия двух рассматриваемых нами рынков и создании модели их взаимосвязанного прогнозирования и развития.

ш Большинство специалистов в этой области сходятся ^ во мнении, что основным критерием востребованно-^ сти выпускника на рынке труда является качество его ™ подготовки. В связи с этим проектирование и реа-^ лизация эффективных механизмов оценки качества о образования на всех уровнях российской системы образования является актуальной государственной задачей.

Для обеспечения качества образования необходимы серьезные институциональные изменения в системе образования в целом с целью повышения эффективности ее взаимодействия с рынком труда. В настоящее время вузы не в полной мере несут ответственность за конечные результаты образовательной деятельности. Отсутствуют в достаточной степени развитые независимые формы и механизмы участия работодателей и профессиональных сообществ в выработке образовательной политики, а также в процессах независимой общественной оценки качества образования.

Нельзя не согласиться с утверждением, что прогрессивное развитие экономики России возможно лишь при наличии мощного научного и интеллектуального потенциала, серьезной технологической базы и востребованности квалифицированного труда. С другой стороны, следует отметить, что за годы реформ производственный и интеллектуальный потенциал экономики несколько уменьшился. Достаточно сильно сказались потери от «утечки умов», связанные с утратой целых научных школ, вызванной отъездом за рубеж части опытных конструкторов, испытателей и экспериментаторов.

В связи с этим существенным моментом эволюционной модели развития рынка труда, на наш взгляд, является оценка реального потенциала рынка труда специалистов, которая потребует масштабных маркетинговых исследований. Осуществление последних предполагает сбор большого объема информации, создания компьютерных банков данных, аналитических центров, постоянной работы по мониторингу рынка труда специалистов и системы высшего образования. Такую работу естественно организовать через систему высшего образования — главную структуру подготовки специалистов.

Необходимо отметить, что решение этой задачи могло бы инициировать изменения и в самой высшей школе. С точки зрения вуза как субъекта рынка образовательных услуг при ориентации на будущий рынок труда, необходимо проанализировать существующую структуру подготовки специалистов, оценить внутренние резервы и систему качества подготовки с учетом уровней востребованности специальностей. Ориентация на дальнейшие перспективы и тенденции развития рынка труда позволит определить жизненный цикл каждой специальности вуза, предложить прогноз новых направлений развития и выработать стратегию вуза.

Формирование методологии интегрированного показателя качества образовательных услуг должно проводиться с учетом внутреннего и внешнего уровня проявления категории качества образовательной услуги, что позволит в дальнейшем повысить уровень управления качеством профессионального образования как в отдельном вузе, так и применительно ко всей системе профессионального образования [2]. При разработке методологии оценки параметров внешнего уровня качества образовательной программы необходимо учитывать прогнозные оценки востребованности образовательной программы на целевом (региональном) рынке труда.

Механизм включения современной высшей школы в рыночные отношения тесно связан с удовлетворением спроса на специалистов. Однако процедура формирования необходимого баланса между спросом на определенные профессии и предложением выпускников со стороны системы образования требует дальнейшего улучшения и проведения исследований данной проблемы. Ориентация высшей школы на текущие потребности современного российского рынка, в котором наблюдаются значительные отклонения в сторону торгово-посреднических и финансово-сервисных видов деятельности, искажает истинные потребности реальной экономики. В конечном итоге возможно возникновение значительного диссонанса во взаимодействии образовательных учреждений и рынка труда.

По мнению целого ряда исследователей, в настоящее время разрушены существующие механизмы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, практически разорваны связи высших учебных заведений с производством, не отработаны механизмы социального заказа на профессии, пользующиеся наибольшим спросом. В силу сложившихся традиций и ценностей образования в нашей стране представляется целесообразной реализация такой концепции взаимодействия образовательной системы и рынка труда, которая обеспечила бы насыщение экономики квалифицированными кадрами. Реализация данной концепции сможет гарантировать рациональное размещение и использование специалистов, конкуренцию реальных квалификаций и способностей. Данный подход предусматривает совершенствование подготовки специалистов и в то же время обеспечивает поддержку интеллектуального потенциала общества.

Важная роль в решении данной проблемы, по мнению некоторых исследователей, принадлежит государству, заинтересованному в определении прогнозных параметров занятости специалистов с позиции макроэкономики, обеспечивающих совершенствование дальнейшего развития профессионального образования [3].

Реализация общественно-экономической потребности в специалистах в рыночных условиях проявляется через спрос на образовательные услуги со стороны государственного сектора экономики в форме государственного заказа на подготовку специалистов, а со стороны коммерческих структур — в форме договоров с профессиональными учебными заведениями.

Для того чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг, необходимо знать, каких специалистов и в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы активно участвовать в трудовой деятельности на современных предприятиях.

Одним из направлений решения данной проблемы является система обучения студентов определенных специальностей и направлений подготовки по заказу предприятий. Функционирование такой системы осложняется отсутствием точных прогнозов в потребности специалистов и опыта работы предприятий в рыночных условиях. Кроме того, в большинстве вузов не созданы структуры, принимающие заказы от предприятий и отвечающие за их выполнение.

Вместе с тем, представители предприятий и организаций по-прежнему рассматривают в качестве основного источника пополнения кадрового состава вузы, а не биржи труда или кадровые агентства. Дан-

ное положение подтверждает необходимость эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда в процессе подготовки специалистов.

По данным журнала «Деньги», востребованность выпускников является одним из главных показателей в рейтинге российских вузов. При этом в качестве основных критериев оценки деятельности вузов выделяются следующие:

• сочетание фундаментальных знаний студентов

и обеспечение тесной связи вузов с компаниями-

работодателями;

• количество выпускников вуза, принятых на работу

в крупнейшие российские компании;

• уровень заработной платы молодых специалистов.

Осуществление прогнозной оценки востребованности выпускников должно происходить на основе анализа заявок на молодых специалистов. В этой ситуации представляется наиболее рациональным использование форм сотрудничества вузов и производственных учреждений в форме постоянного взаимодействия на основе создания единого комплекса.

Наиболее эффективным способом создания конкурентного рынка для образовательных организаций могло бы стать значительное расширение круга потенциальных потребителей образовательных услуг, способных сформулировать собственные требования к ним. Учебные заведения, в свою очередь, были бы заинтересованы в использовании проектного подхода по отношению к таким потребителям. На традиционных товарных рынках потребитель обычно напрямую ассоциируется с владельцем финансовых средств. В отношении публичных институтов, к которым принадлежит и образование, складывается несколько иная ситуация. В ряде научных работ отмечалось, что при превращении государственного института образования в сферу услуг появляется понятие потребителя как субъекта, который ставит свои условия благодаря тому, что он оплачивает услугу. Из года в год количество таких потребителей увеличивается. Важно, чтобы «некоммерческие» потребители (фактически для них образовательные услуги оплачивает государство) получили доступ к управленческому влиянию на процессы образования, стали подлинными субъектами образовательного института.

В идеале, каждый из этапов последовательного образовательного процесса должен найти своих потребителей (коммерческих и публичных), которые ставили бы образовательные учреждения перед необходимостью перманентной модернизации института образования [4].

Инновационный подход к управлению вузом принципиально меняет общепринятое отношение к образовательному процессу, подчиняя всю деятельность исследовательских структур маркетинговым задачам предприятий, осуществляющих активную инновационную политику, в том числе путем создания различных по структурной форме объединений исследовательских и предпринимательских структур. Достаточно часто средние по размерам предприятия не имеют возможности создавать собственные исследовательские подразделения, несмотря на то что их деятельность во многих случаях основывается на реализации научно-инженерных или проектных разработок. Чаще всего финансирование расходов, связанных с фундаментальными исследованиями, а также разработками в интересах инновационного малого и среднего бизнеса, осуществляется государством. Тем не менее главными заказчиками на исследования может стать

как государство, поддерживающее фундаментальные ^ исследования по системе тендера, так и собственно ^ сам бизнес, непосредственно заинтересованный в вы- ^ сококвалифицированных специалистах для решения ™ самых разных задач. ^

Таким образом, можно предположить, что в числе о основных задач реорганизации высшего профессионального образования стоит создание уникальных комплексов, которые могли бы обеспечивать эффективное взаимодействие образовательных организаций, с одной стороны, и потребителей образовательных услуг, нуждающихся в специалистах, готовых работать на высоком профессиональном уровне и предприятий, с другой стороны.

Эффективность функционирования такой системы достигается в основном за счет координации деятельности вузов и предприятий, а также совместной разработки ими содержания образовательных программ и планов производственного обучения, что позволяет значительно повысить качество фундаментальной подготовки специалистов, серьезно расширить возможности для обеспечения свободы выбора профессиональной специализации, определения индивидуальной модели образования.

В условиях ужесточающейся конкуренции вузам крайне важно сосредоточить свою деятельность на привлечении дополнительных финансовых источников. В связи с этим исключительное значение приобретает создание адекватной организационной структуры, интегрирующей учебную, научную, инновационную, производственную, маркетинговую деятельность и обеспечивающей реализацию непрерывности образования в тесной связи с задачами производства. Одним из возможных направлений адаптации вузов к изменяющимся реалиям внешней среды и потребностям рынка труда может стать создание учебно-научно-производственных комплексов (УНПК).

Цель создания УНПК состоит в создании рабочих мест для выпускников вуза, чей труд как ресурс будет использоваться для выпуска «продукта» с более высокой добавленной стоимостью. В данном случае в качестве «продукта» рассматриваются новые предлагаемые к продаже технологии и/или новая продукция, выпускаемая на основе новых технологий и с использованием труда выпускников вуза.

В рамках процесса создания УНПК одной из основных задач является обеспечение вузу возможности участия в реализации инновационного продукта на рынке посредством подготовки выпускников, которые используются в качестве ресурса для производства продукта более высокой добавленной стоимости. Тем самым вуз становится субъектом распределения полученного дохода, будучи соучредителем технопарка и/или пользующихся его услугами малых инновационных фирм.

Синергетический эффект УНПК состоит в том, что при его реализации решается практическая задача получения экономического эффекта, преодолевается проблема дискретности в инновационном процессе, осуществляется разработка научных идей, осуществляется грамотный подбор кадров и возрастает обучающий эффект. Создание УНПК открывает возможность решения ряда проблем, которые стоят перед российской высшей школой, в том числе по укреплению связей учебного процесса с научной и производственной деятельностью, по формированию предпринимательских навыков у студентов и аспирантов, развитию у них инициативы и самостоятельности, по учету институциональных, национальных и

ш региональных особенностей в процессе обучения, по ^ интеграции вузов с реальным сектором экономики, по ^ ликвидации диспропорций в подготовке специалистов ™ для отдельных регионов страны и т. д. Формирование ^ УНПК позволяет постепенно сконцентрировать все о функции по созданию новых продуктов (от получения нового знания, превращения его в техническую разработку до внедрения в реальное производство) и одновременно подготовить специалистов, ориентированных на практическое решение актуальных экономических и технических задач.

Таким образом, оценка качества высшего образования с опорой на критерии, предъявляемые всеми заинтересованными субъектами, а особенно рынком труда, требует внедрения принципиально нового подхода, отличного от педагогического, социологического и экспертного подходов. Необходима новая методология построения системы высшего профессионального образования и, соответственно, контроля качества подготовки выпускников, ориентированная

на углубленную оценку степени удовлетворения потребностей в высокопрофессиональных специалистах со стороны производственных предприятий.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Васильченко Н. Г., Бурлюкина Е. В. Востребованность специалистов на рынке труда как интегрированный критерий качества образовательной программы // Инженерное образование. 2005. № 3.

3. Романов П. В., Слепухин А. Ю., Карпец В. А. и др. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования / Под ред. М. Э. Елютиной, В. Н. Ярской. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004.

4. Сазонов Б. В. Проблемы и пути модернизации российского образования // Некоммерческий институт развития. 2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://\ммм. fondgp.ru/lib/mmk/49.

Организационно-экономические особенности сетевого сотрудничества высших учебных заведений

Organizational and economic features of network cooperation of higher educational institutions

УДК 378

Свекатовски Рышард Владимир

старший преподаватель Высшей школы логистики (Республика Польша, г. Познань), кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Svekatovski Ryshard Vladimir

Sadovaya Str. 21, St. Peterburg, 191023

Глобализация открывает для вузов возможности выхода на рынки образовательных услуг других стран и способствует повышению требований к их предоставлению местными вузами и одновременно способствует оттоку части мобильных потребителей образовательных услуг с внутренних рынков на зарубежные, обостряя конкуренцию и создавая угрозу экономической безопасности местных вузов. В связи с этим, автор посвящает свою статью проблемам формирования стратегических образовательных альянсов высших учебных заведений. Обосновываются факторы, обусловливающие усиление тенденции объединения вузов в альянсы, и предлагается матричная модель проектирования таких альянсов, а также приводятся рекомендации по проведению переговоров с вузами — претендентами на вхождение в стратегические образовательные альянсы и урегулированию межвузовских конфликтов в таких структурах.

Globalization opens for higher education institutions of possibility of an exit to the markets of educational services of other countries and promotes increase of requirements to their granting by local higher education institutions and at the same time promotes an overflow of a part of mobile consumers of educational services from domestic markets on foreign, aggravating the competition and creating threat of economic safety of local higher education institutions.

In this regard, authors devote the article to problems of formation of strategic educational alliances of higher educational institutions.The factors causing strengthening of a tendency of association of higher education institutions in alliances locate and the matrix model of design of such alliances is offered by author, and also recommendations about negotiation with higher education institutions — applicants for occurrence into strategic educational alliances and to settlement of the interuni-versity conflicts are provided in such structures.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, межвузовские конфликты, образовательная услуга, переговоры, стратегический образовательный альянс

Keywords: higher educational institution, interuniver-sity conflicts, educational service, negotiations, strategic educational alliance

Одной из тенденций развития конкуренции на рынке образовательных услуг является переход от соперничества между вузами к экономической состязательности альянсов высших учебных заведений. Межвузовские отношения в таких структурах выстраиваются на принципах партнерства и сетевого сотрудниче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.