Волосков И.В.,
Доктор философии,
профессор ЧОУ ВПО Национальный гуманитарный институт
социального управления Валлис И.,
Аспирант «Синергия», психолог, психотерапевт
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Классический университет, представляя широкий выбор разнопрофильных специальностей позволяет молодежи не только получить качественное высшее профессиональное образование, но и попытаться реализовать себя в разных направлениях подготовки. Традиционно образование как социальный институт рассматривается как социальный лифт, основной канал формирования интеллигенции как основы среднего класса, высокообразованной и квалифицированной группы людей с высоким доходом. Потому поступление в университет рассматривается как фактор успешного социального старта молодежи. Такие характеристики интеллигенции как положение в обществе, доход, более широкие возможности построения карьеры традиционно привлекают к университету представителей молодежи, обеспечивают хорошую перспективу социальной мобильности для представителей группы. На выбор молодежи, как дополнительный фактор востребованности высшего образования в пользу университета воздействуют родители, учителя как социально значимые взрослые. При этом представители молодежи готовы компенсировать временные трудности и ограничения, связанные с процессом получения образования с будущими преференциями от принадлежности к интеллигенции, людей с высшим образованием[1].
Практика социологических исследований показала, что в молодежной среде выделяется группа традиционалистов и модернистов, которые по-разному понимают ценность высшего образования.[2] Для модернистов высшее образование ценно для построения карьеры. Их жизненные планы не ограничиваться одним высшим образованием, их жизненные планы шире: поступить в аспирантуру, получить второе высшее образование, продолжить обучение за рубежом. Высшее образование здесь рассматривается как инвестиция в будущее, вложение в собственную карьеру. Представители данной группы рассматривают высшее образование как значимый социальный лифт. При этом анализ результатов интервью показал, что для модернистов важно содержание работы, самореализация в ней специалиста. С традиционалистами мотивация другая: они учатся под давлением родителей, с трудом представляют, что образование дает им в перспективе. Другой чертой традиционалистов является невысокая мотивация на работу по полученной специальности. Ведущими мотивами работы традиционалистов выступает заработная плата, а не содержание труда. Одним словом, для традиционалистов высшее образование выступает скорее как времяпрепровождение, не имеющее мотивации на достижение результатов и работу по профессии.
Таким образом, мотивация поступления выпускников школ в университет зависит от выбора жизненной стратегии. Для традиционалистов высшее образование скорее ориентация на опыт родителей. При этом у традиционалистов может отсутствовать представление о значимости специальности, по которой они учатся. Для модернистов высшее образование становится шагом для построения карьеры. Они знают, для чего им нужно высшее образование, специальность, по которой они работают, рассматривают обучение в университете как значимый шаг в построении карьеры.
Возможности доступа к высшему образованию даже при осознании его значимости
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№3 / 2024
неравномерно проявляются в разных группах старшеклассников. Максимально социальная поляризация проявляется в возможности получения высшего образования, что является базой для «социального старта». Рамки социального старта предельно ограничены и охватывают, по мысли В.И. Чупрова, возраст от 16 до 20 лет. [4] Получение высшего образования становится практически универсальным жизненным планом выпускников средних школ. Такой высокой мотивации на получение высшего образования противостоит сокращение бюджетных мест, числа высших учебных заведений. Отсутствие средств на обучение становится фактором риска социального фальстарта. Данное противоречие способно решить как государство (льготные кредиты на получение образования, планирование бюджетных мест в соответствии с числом выпускников средних школ), так и бизнес (развитие целевого набора), сами выпускники школ (совмещение работы с учебой).
Получение образования, как социальная проблема молодежи и значимый риск, идентифицируется в 2005 году 45% опрошенными студентами МГУ им. М.В. Ломоносова [1]. Четверть (24%) опрошенных респондентов в рамках проекта «Российская идентичность в социологическом измерении» в 2007-2009 году оценивают свою возможность получения необходимых знаний и образования как «плохо». Данные Института социологии РАН свидетельствуют и о следующей устойчивой закономерности: «чем ниже имеющееся образование молодежи и степень урбанизированности региона, в котором она проживает, тем реже ее представителям удается приобрести хорошее образование и тем более пессимистично они оценивают собственные перспективы. Социальное неравенство в доступе к полноценному образованию для этой части молодых людей предопределяет дальнейшую недостаточность их человеческого капитала, что, в свою очередь, программирует их будущую неконкурентоспособность на рынке труда. Казалось бы, начатые в стране социальные реформы должны были сгладить неравенство между богатыми и бедными, крупными городами и сельской провинцией. В реальности эффект оказался прямо противоположным». [3, с.99-100]. Всероссийские социологические исследования, проведенные сектором социологии молодежи ИСПИ РАН в 2002, 2006, 2009, 2012 году в 66 населенных пунктах, 13 субъектах федерации фиксирует повышения уровня образования молодежи, повышение численного состава студенчества, с другой стороны, зависимость доступа к высшему образованию от доходов родителей. Доступ к высшему образованию открыт для выходцев из семей среднего класса, с устойчивыми доходами и ограничен для молодежи из семей малообеспеченных, сельской молодежи, а также жителей небольших городов.
Таблица 1
Доступ к высшему образованию в зависимости от доходов семей [4]
Материальное положение Неполное среднее образование (%) Полное среднее(%) Среднее специальное (%) Высшее (%)
малообеспеченные 8,2 28,9 43,3 19,6
среднеобеспеченные 1,1 25,7 44,6 28,6
обеспеченные 0 17,6 29,4 52,9
Результаты, представленные в таблице, показывают, что если в малообеспеченных семьях уровень образования концентрируется вокруг среднего специального и полного среднего, то в обеспеченных семьях доминирует высшее образование. Число респондентов с высшим образованием в обеспеченных семьях почти в два раза выше, чем в мало и среднеобеспеченных. Данная зависимость свидетельствует о коммерционализации высшего образования, его недоступности для выпускников школ из семей с низкими доходами. Недоступность высшего образования ограничивает возможности мобильности и социального старта для молодежи из малообеспеченных семей, провинциальных
городов, расширяет группу социальных аутсайдеров, куда входят представители молодежи, которые нигде не учатся и не работают.
Таким образом, значимой проблемой современной молодежной политики является обеспечение доступности высшего профессионального образования, повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда. Список использованной литературы:
1. Васенина, И.В. Эволюция ценностных ориентаций университетского студенчества [Текст]// Мир студенческой и молодежной науки: приоритетные национальные проекты, инновации, молодежь. -М.: ИНИОН., 2007. С. 143-149
2.Волосков, И.В. Динамика системы ценностей российского студенчества.-М.: Университет, 2009.
3.Горшков, М.К. Российское общество: стабильность без признаков развития? [Текст]// Два президентских срока правления В. Путина: динамика перемен. - М.: ИНИОН, 2008. С. 99-100 4.Чупров, В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор подготовки высококвалифицированных кадров/ В.И. Чупров, Ю.А. Зубок [Текст].- Социологические исследования, 2012.-№8.-С.108 5.Ядова, М.А. Образовательные и профессиональные стратегии постсоветской молодежи//Новые социальные практики в зеркале социологии.-М.: ИНИОН РАН, 2019 - с.42
© Волосков И.В., Валлис И., 2024