Г.Б. КОШАРНАЯ доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология и управление персоналом» ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»*
Л.В. РОЖКОВА кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология и управление персоналом» ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Модернизация ценностей современной студенческой молодежи
Сегодня все более возрастает внимание к исследованию ценностей «как обобщенных ориентиров поведения индивидов, социальных общностей, территориальных сообществ и больших обществ; при этом в фокусе исследователей оказываются отдельные ценности и их влияние на те или иные аспекты поведения людей»1.
В условиях кризисного состояния российского общества отчетливо проявляются тенденции к смене системы ценностей, поиску и формированию качественно иных субъектов социальной связи, существенного изменения сути и характера системы деятельности и отношений. Перспектива вывода страны из кризиса связывается с модернизацией базовых ценностей населения и формированием новых под воздействием происходящих в настоящее время социальных трансформаций в российском обществе. Именно система ценностей и определяет вектор развития общества. В контексте когерентной реальности общества ценностные ориентации являются тем базисом, на основании которого строятся поведенческие установки населения.
Модернизация представляет собой принятие ценностей, институтов и культурных моделей «современности». Исследование ценностей в свете теории процессов модернизации, происходящих в современной России, как и в других
* Кошарная Галина Борисовна, e-mail: k-galina1 @yandex.ru, Рожкова Лилия Валерьевна, e-mail: [email protected]
1 Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социология культуры, 2010, № 1, с. 28.
странах постсоветского пространства, является исключительно актуальной задачей.
В модернизации российского общества особая роль принадлежит молодежи. По мнению В.А. Ядова, «выход на арену истории новых поколений россиян..., лучше адаптированных к постсоветским условиям рыночных отношений и демократии, может способствовать качественному сдвигу в реальном становлении практически действующих социальных институтов»1. Современное поколение молодежи в качестве основы ценностной системы имеет доминанты, частично совпадающие с ценностными приоритетами основного массива общества (семья, личностное общение), но при всем кажущемся совпадении содержание этих ценностей трансформируется и является отображением различных актуальных проблем молодого возраста. В ценностном сознании молодежи возникают новые приоритеты, обусловленные современными социокультурными процессами2.
Результаты исследования, проведенного ИС РАН в сотрудничестве с Фондом им. Ф. Эберта в Российской Федерации в 2007 г. («Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты»), позволили составить социальный портрет молодежи нового формирующегося российского общества. Анализ устремлений современной молодежи показал, что для большинства молодого поколения безусловными остаются ценности семьи и работы в той или иной вариации: когда работа желаема и интересна или когда она дает возможность достичь материального благополучия. Современная молодежь планирует многого добиться в жизни, при этом она рассчитывает на свои силы, полагает, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него самого. Современная молодежь не только говорит о желании достичь различных успехов, но и считает, что ей по силам это сделать. Для реализации
1 Ядов В.А. Трансформации российских социальных институтов // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / Под ред. В.А. Ядова. М., 2005, с. 63.
2 См.: Социокультурные ценности и жизненные стратегии населения Пензенской области в транзитивном российском обществе / Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В., Толубаева Л.Т., Шумилин А.П. Пенза, 2009.
жизненных планов она готова предпринимать активные действия, будучи уверена в том, что человек сам в ответе за свою судьбу1.
Исследование ценностных ориентаций студенчества имеет большое значение, поскольку именно студенческая молодежь - наиболее динамичный и социально перспективный слой общества, его стратегический ресурс. Получение информации о ценностных ориентациях студентов позволит оценить и спрогнозировать перспективы развития общества в целом.
Н.И. Лапин выделяет 14 базовых ценностей, или ценностных категорий: жизнь человека; свобода; нравственность; общение; семья; работа; благополучие; инициативность; традиционность; независимость; самопожертвование; авторитетность; законность и вольность2. К современным ценностям, по типологии Н.И. Лапина, относятся: жизнь, свобода, инициативность, независимость, законность; самопожертвование и следование традициям являются традиционными ценностями.
С целью изучения ценностных ориентаций в контексте модернизационных процессов было проведено социологическое исследование среди студентов вузов четырех регионов: Пензенская область, Республика Мордовия, Ульяновская область, Республика Татарстан (п=1254, 2010г., выборка квотная). В исследовании использовалась шкала ценностей, предложенная Н.И. Лапиным3.
В ответах на вопрос «Что для Вас лично наиболее важное в жизни?» респонденты выделили семью как наиболее значимую ценность (70% респондентов); второе ранговое место занимает ценность «здоровье» - 50% опрошенных; третье место - достижение материального достатка - 42%.
При оценке ценностей по шкале Н.И. Лапина были получены следующие данные. Также наибольшее значение для респондентов имеет семья; второе
1 Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад. ИС РАН. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Ф. Эберта в РФ. М., 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html
2 Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996, № 5, с. 7-8.
3 В нашем исследовании использовались 10 ценностных ориентаций по шкале Н.И. Лапина.
ранговое место занимает общение; на третьем месте - жизнь человека. Традиционные ценности (традиционность, самопожертвование) значимы только для малой доли респондентов. Таким образом, для студенческой молодежи наибольшее значение имеют общечеловеческие и современные ценности (среди общечеловеческих ценностей - семья; среди современных ценностей - жизнь человека).
В нашем исследовании рассматривались ценностные ориентации студенческой молодежи в зависимости от различных социальных показателей. Обработка результатов исследования позволила выявить следующие зависимости.
Ценность семьи оказалась значимой для 66% респондентов, придерживающихся модернизационных ориентаций1. Среди традиционалистов ценность семьи ниже - 60%. Среди представителей смешанного типа респондентов признают наиболее значимой ценностью семью 73%. Ценность «иметь хорошее здоровье» наиболее значима для традиционалистов - 57% (среди модернистов таких 46%). Ценность достижения материального достатка практически одинаково значима для всех респондентов (43% - модернистов, 44% - традиционалистов, 41% - представителей амбивалентного типа). Ценность образования наиболее значима для традиционалистов (33% против 26% модернистов). Варианты «интересная работа» и «престижная работа» выбрали около трети респондентов. 33% модернистов, 30% традиционалистов и 34% смешанных высказались за то, чтобы иметь интересную работу. 27% модернистов, 25% традиционалистов и 26% смешанных отметили, что для них важна престижная работа (см. табл.1). Эти данные в целом соотносятся с ценностью работы по шкале Н.И. Лапина, используемой в нашем исследовании - эта ценность получила поддержку у 21% модернистов, 29% традиционалистов и 24% представителей промежуточного типа.
1 О делении респондентов по типам мировоззрения (традиционалисты, модернисты и смешанные) подробнее см.: Рожкова Л.В. Модернизационные ориентации и ценности студенческой молодежи // Социология образования, 2010, №11, с. 65-76.
Вместе с тем были получены интересные результаты по гедонистическим ориентациям студенческой молодежи. Так, 34% модернистов ответили, что наиболее важное для них в жизни - получать удовольствие (среди традиционалистов таких оказалось только 15%!); также 24% представителей смешанного типа выделили эту ценность как наиболее значимую (см. табл.1).
Таблица 1
Ценностные ориентации студенческой молодежи
в зависимости от типа ми] ровоззрения
Вопрос и варианты ответов Всего Модернисты Традиционалисты Промежуточные
Удельный вес в выборке, в % 100 26 9 65
Что для Вас лично наиболее важное в жизни?
Получить хорошее образование 29 26 33 30
Иметь интересную работу 34 33 30 34
Получить престижную работу 26 27 25 26
Достичь материального достатка 42 43 44 41
Иметь хорошее здоровье 50 46 57 51
Моя семья 70 66 60 73
Получать от жизни удовольствие 26 34 15 24
Другое 4 5 5 3
Затрудняюсь ответить 1 1 1 1
Среди других вариантов были выделены следующие: ценности семейной жизни (выйти замуж, воспитать детей, содержать семью), ценности саморазвития и самореализации (творческая самореализация, развитие во всем), ценности любви и счастья (любовь, мечты, счастье, уважение окружающих, достижение гармонии, духовное удовлетворение, духовное равновесие), ценности достижения успеха, власти и материального достатка (успешность, власть над всеми, достижение целей), современные ценности (жизнь, независимость); ценности общения (друзья), гедонистические ценности (досуг), общецивилизационные ценности (мир во всем мире), религиозные ценности (довольство аллаха), филантропия, благотворительность (жертвовать деньги нуждающимся). При этом счастье и творческая самореализация были наиболее предлагаемым вариантом в ряду остальных.
Интересные данные также были получены при определении ценностных ориентаций в зависимости от национальности, типа поселения до поступления
в вуз, курса обучения, профиля специальности, региона расположения вуза и ресурсности респондента.
Для представителей различных национальностей рассматриваемые ценности занимают такие же ранговые места: на первом месте стоит семья, на втором - общение, на третьем - жизнь человека. Вместе с тем по данным исследования эти ценности имеют различное значение для разных этнических групп. Среди опрошенных выделились три основные группы - русские, татары, мордва. В четвертую группу были объединены представители других национальностей (чуваши, украинцы, армяне, мари, евреи, азербайджанцы и другие). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ценностные ориентации студенческой молодежи в зависимости от национальной принадлежности
Всего Русские Татары Мордва Другие
Удельный вес в выборке, в % 100 66 23 6 5
Что для Вас лично наиболее важное в жизни?
Получить хорошее образование 29 30 27 31 29
Иметь интересную работу 34 35 30 26 40
Получить престижную работу 26 27 25 38 17
Достичь материального достатка 42 42 44 34 42
Иметь хорошее здоровье 50 50 53 58 40
Моя семья 70 71 70 77 62
Получать от жизни удовольствие 26 25 32 11 26
Другое 4 4 3 4 9
Затрудняюсь ответить 1 1 1 0 3
Как видно из таблицы 2, иметь интересную работу хотят в наибольшей степени русские - 35%; среди татар таких 30%; среди мордвы - 26%. Вместе с тем представители мордовской национальности больше, чем представители других этнических групп хотели бы получить престижную работу - 38% (27% -русских и 25% татар) и меньше всего достичь материального благополучия -34% (42% - русских и 44% татар). Ценности семьи и здоровья наиболее значимы для мордвы; а гедонистические установки более присущи татарам: среди них 32% респондентов хотят получать от жизни удовольствие (этот же вариант выбрали 25% русских и всего 11% представителей мордвы). Эти
данные также подтверждаются ответами на вопрос «Какие из представленных ниже ценностей наиболее значимы лично для Вас?». Среди представителей мордовской национальности ценность семьи более значима, чем для других этносов, однако это различие незначительно. Больше статистических отличий обнаружено при оценке ценности работы: она значима для 24% русских, 21% татар и 30% мордвы. Различается также оценка ценностей свободы и независимости. Ценность свободы считают важной 31% татар, 27% русских и 19% представителей мордвы; ценность независимости, индивидуальности оценили как приоритетную 34% русских, 30% татар и 26% представителей мордвы.
Тип поселения до поступления в вуз также имеет определенное значение: получить хорошее образование хотят 36% студентов, которые до поступления в вуз проживали в сельской местности, и 25% студентов, проживающих в мегаполисах. Данные исследования выявили тенденцию, что ценность получения образования прямо пропорциональна типу поселения до поступления в вуз: чем меньше населенный пункт, тем больше студентов хотят получить высшее образование. Вместе с тем получить интересную работу хотят 26% жителей сел и поселков и 30% студентов из мегаполисов. Престижность работы наиболее значима для студентов из сельской местности - 32% и всего для 14% студентов из мегаполисов, что возможно объясняется стремлением сельской молодежи достичь высокого социального статуса. Достичь материального достатка в большей степени хотят жители мегаполисов - 52% респондентов и в наименьшей степени молодежь из сельской местности - 41%. Хотят иметь хорошее здоровье в большей степени жители мегаполисов, что можно объяснить неблагоприятной экологической ситуацией в больших городах. Семья как ценность наиболее значима для сельской молодежи, а гедонистические установки более присущи студентам из крупных городов.
Гендерный аспект в ценностных ориентациях студенческой молодежи приобретает особый оттенок: для женщин более значимы семья, здоровье и общение; для мужчин - свобода и удовольствие. Работа как ценность наиболее
значима для женщин, что во многом объясняется изменением социальной роли женщин в современном обществе.
Важнейшим фактором, влияющим на меру и глубину «модерности» человека, является степень его образованности1. По результатам исследования ценность образования снижается по мере увеличения курса обучения. Так, 53% первокурсников поддерживают ценность высшего образования и всего 16% респондентов, которые учатся на пятом курсе, выбрали образование как наиболее важную жизненную ценность. Полученные данные говорят о снижении ценности образования в обществе. Прежде всего, это связано с утратой образованием ясных целевых установок и приоритетов, что лишь на первый взгляд обусловлено процессами деидеологизации; в действительности же причинами такого положения являются структурные изменения общества, которые повлекли за собой нестабильность существующей образовательной системы. На наш взгляд, основными проблемами, требующими проработанной долговременной политики, являются падение качества образования, ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений, девальвация ценности хорошего образования, а также падение престижа профессии и отток высококвалифицированных кадров из вузов.
Иметь интересную работу хотят около трети опрошенных на разных курсах, а получение престижной работы больше значимо для студентов пятых и первых курсов. Также степень стремления к материальному достатку увеличивается в зависимости от повышения курса (32% на первых курсах и 45% на пятых курсах). Иметь хорошее здоровье хотят 39% студентов первого курса и 58% студентов пятого курса, это может быть объяснено современными тенденциями ухудшения здоровья населения. Ценность семьи незначительно увеличивается от первого до пятого курсов. Ценность общения занимает второе место после семьи и не зависит от курса обучения: эту ценность выбрали около половины опрошенных.
1 Inkeles А., БшИк В.И. Becoming modem. Cambridge, 1974, р. 304.
Результаты исследования показывают, что ценностные ориентации студентов, обучающихся на различных специальностях, также разнятся. Так, для студентов технических специальностей более, чем для студентов, обучающихся на гуманитарных и естественнонаучных специальностях, характерно стремление получить интересную работу и получать от жизни удовольствие, для них менее значима работа как средство для заработка. Вместе с тем ценность семьи для них значительно ниже - 52% (63% -представители гуманитарного профиля и 60% - естественнонаучного).
Особенности социально-экономического развития региональных социумов также накладывают свой отпечаток на ценностные ориентации молодежи. Республика Мордовия, Пензенская и Ульяновская области имеют сходные социально-экономические условия: площади территории и численность населения, в том числе молодежи, экономику индустриально -аграрного характера, сравнительно высокий удельный вес сельского населения (свыше 30%), сопоставимые величины регионального прожиточного минимума, среднедушевых доходов и бюджетной обеспеченности населения, социальной инфраструктуры и т.п. Республика Татарстан относится к группе регионов с высоким уровнем социально-экономического развития; по индексу развития человеческого потенциала и индексу демократичности республика занимает лидирующие позиции среди регионов РФ; имеет повышенные значения индекса качества жизни. В соответствии с этим предполагалось, что студенты, обучающиеся в вузах Татарстана, имеют более модернизированное сознание в соответствии с тем, что эта республика значительно отличается по cвоему социально-экономическому развитию от других регионов. Результаты проведенного исследования показали следующее.
Получить хорошее образование хотят 24% студентов из Республики Татарстан и 37% в Ульяновской области. О престижной работе больше мечтают студенты, проживающие в Республике Мордовия - 37%, и эта ценность наименее значима для студентов из Татарстана - 20%. Стремление к материальному достатку больше проявляется у студентов вузов Татарстана -
47% (Ульяновская и Пензенская области по 37% соответственно). Получать от жизни удовольствие больше склонны студенты из Татарстана - 34% и в меньшей степени студенты вузов Мордовии - 19%. Ценности свободы и инициативности присущи около трети студентов вузов Татарстана, что больше, чем у студентов, проживающих в других регионах. Ценности общения и семьи менее значимы для студентов, которые проживают в Ульяновской области; а для студентов вузов Мордовии более значима семья. Работу в качестве жизненной ценности выбрали 23% студентов из Пензенской области, 32% студентов вузов Мордовии, 18% студентов вузов Ульяновской области и 21% студентов из Татарстана.
Одним из важных показателей, который влияет на ценностные ориентации студентов, является интегральный показатель - ресурсность респондентов (степень успеваемости, образование родителей, состав и материальное положение семьи) (см. табл.3).
Таблица 3
Ценности студенческой молодежи в зависимости от социальных, образовательных ресурсов
Всего Ваша семья Высшее образование родителей Степень успеваемости
Полная Неполная а Нет Учусь на 4 и 5 Учусь средне (3-4) Учеба дается с трудом
Удельный вес в выборке, в % 100 78 22 67 33 57 38 5
Что для Вас лично наиболее важное в жизни?
Получить хорошее образование 29 29 31 29 29 28 31 26
Иметь интересную работу 34 34 35 33 35 33 35 31
Получить престижную работу 26 26 27 26 28 26 27 22
Достичь материального достатка 42 43 38 43 40 41 45 35
Иметь хорошее здоровье 50 51 47 47 56 55 45 46
Моя семья 70 70 72 69 72 72 69 63
Получать от жизни удовольствие 26 26 26 29 20 25 28 24
Ддругое 4 4 4 4 3 4 3 7
Затрудняюсь ответить 1 1 1 1 0 1 1 4
Полученные данные позволили также выявить следующее. Состав семьи
не оказывает существенного влияния на ценности. Студенты, чьи родители имеют высшее образование, в отличие от студентов, родители которых не
имеют высшего образования, в большей степени хотят иметь хорошее здоровье (56% против 47%) и получать от жизни удовольствие (29% против 20%). Вместе с тем семья как ценность наиболее значима для студентов, родители которых не имеют высшего образования (63% против 56%). Студенты, которые учатся средне (3-4), больше других хотят иметь интересную работу. Те студенты, которым учеба дается с трудом, в меньшей степени стремятся к достижению материального благополучия; для них также меньшее значение имеет семья - 63% (среди тех, кто учится на 4-5, этот процент составил 72%; среди студентов со средней успеваемостью - 69%). Ценность работы для слаборесурсных респондентов также наименее значима.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить следующие тенденции. Наибольшее значение для студенческой молодежи имеют общечеловеческие и современные ценности (среди общечеловеческих ценностей - семья; среди современных ценностей - жизнь человека). Ценность семьи оказалась значимой для респондентов, придерживающихся модернизационных ориентаций, ориентированных на инициативность, рассчитывающих на собственные силы для достижения жизненного успеха; ценность здоровья наиболее значима для традиционалистов; достичь материального достатка хочет половина опрошенных вне зависимости от социальных установок. Для студентов, придерживающихся модернизационных ориентаций, наиболее важно в жизни получать удовольствие; среди традиционалистов таких оказалось вдвое меньше. Пол также оказывает влияние на ценностные ориентации студенческой молодежи. Для женщин более значимы семья, здоровье и общение; для мужчин - свобода и удовольствие. Исследование выявило, что ценность получения образования прямо пропорциональна типу поселения до поступления в вуз: чем меньше населенный пункт, тем больше студентов хотят получить высшее образование. Ценность образования снижается по мере увеличения курса обучения, а степень стремления к материальному достатку увеличивается. Слаборесурсные студенты (которым учеба дается с трудом) в меньшей степени
стремятся к достижению материального благополучия; для них также меньшее значение имеют семья и работа.
Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В. Модернизация ценностей современной студенческой молодежи. В статье рассматриваются ценности российской студенческой молодежи. На основе результатов социологического исследования проводится анализ современных и традиционных ценностей студентов в зависимости от национальности, пола, социальных ресурсов, прежде всего образовательных.
Ключевые слова: студенческая молодежь, ценностные ориентации, модернизация.
Kosharny G.B., Rozhkova L.V. Modernization of values of modern student's youth. In article values of the Russian student's youth are considered. On the basis of results of sociological research the analysis of modern and traditional values of students depending on a nationality, social resources, birst of all educational, is carried out.
Key words: student's youth, valuable orientations, modernization.