Научная статья на тему 'Гражданские ценности современной студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации России'

Гражданские ценности современной студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / КОНСОЛИДАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожкова Л. В.

В статье рассматриваются гражданско-патриотические ценности и факторы консолидации с гражданами России. На основании результатов социологических исследований проводится анализ базовых гражданских ценностей студенческой молодежи в разных региональных социумах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рожкова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданские ценности современной студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации России»

Л. В. Рожкова. Гражданские ценности современной студенческой молодежи

разования женщины. Уровень образования влияет на восприятие и оценку тяжести тех или иных расходов на детей посредством идентификации и анализа «нужного» и «должного» для ребенка. Женщины с более высоким уровнем образования предъявляют и более высокие требования к качеству как внешней среды, в которой будет жить их ребенок, так и к уровню развития самого ребенка и собственным возможностям по их обеспечению. Этим частично объясняется тенденция малодетности у женщин с более высоким уровнем образования. Если расходы на детей представляют собой элемент инвестиций в будущее ребенка (в здоровье, отдых, развитие), то их потенциальная (отложенная) ценность превышает материальные потери от их приобретения, и женщины с более высоким уровнем образования склонны оценивать эти расходы как менее тяжелые.

Необходимость корректной идентификации и измерения текущих расходов домохозяйств на детей обусловлена потребностью оценки этих расходов обществом и государством с целью повышения эффективности реализации мероприятий социальной поддержки семей с детьми. В связи с этим предлагается рекомендовать Государственному комитету РФ по статистике внести изменения в методику агрегирования показателей обследования бюджетов домашних хозяйств в части корректировки перечня учетных признаков для получения данных о составе расходов домохозяйств на детей и объемах потребления домохозяйств в части товаров и услуг для детей.

УДК 316.346.3 - 053.7

Примечания

1 Анализ эффективности бюджетных расходов на детей. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Доклад Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). М., 2011. С. 6.

2 См.: LinoM. Expenditures on children by rural families // Rural America. 2002. Vol. 17, iss. 1 / Spring ; Lugo-Gil J., Yoshikawa H. Assessing expenditures on children in low-income ethnically diverse and immigrant families // National Poverty Center Working Paper Series. 2006. № 06-36, October. URL: http://www.npc.umich.edu/publications/ working_papers/ (дата обращения: 11.12.2011).

3 См.: PolandM., Seth-Purdie R. Measuring the cost of children : concepts and methodologies. URL: http://www. familiescommission.govt.nz/recearch/children/measuring-the-cost-of-children (дата обращения: 11.12.2011).

4 Ibid.

5 См.: Samuelson P., Solow R. A Complete Capital Model Involving Heterogeneous Capital Goods // Quarterly J. of Economics. 1956. Vol. 70, № 4. P. 537-562.

6 См.: Becker G. Treatise on the Family. Cambridge : Harvard University Press, 1991.

7 Выборочное прикладное социологическое исследование социально-экономического положения сельских семей с детьми было проведено Институтом аграрных проблем РАН совместно с Министерством социального развития Саратовской области в 2010 г. по выборке, репрезентативной структуре домохозяйств с детьми с различным числом детей, n = 283, респонденты - сельские женщины в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие от 1 до 8 детей.

ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Л. В. Рожкова

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются гражданско-патриотические ценности и факторы консолидации с гражданами России. На основании результатов социологических исследований проводится анализ базовых гражданских ценностей студенческой молодежи в разных региональных социумах.

Ключевые слова: студенческая молодежь, гражданские ценности, консолидация, модернизация.

Modern Student Youth’s Civil Values in the Conditions of Sociocultural Modernization of Russia

L. V. Rojkova

In article civil-patriotic values and factors of consolidation with citizens of Russia are considered. On the basis of results of sociological fol-

lowings the analysis of base civil values of student’s youth in various regional societies is spent.

Key words: student’s youth, civil values, consolidation, modernization.

Актуальность исследования гражданско-патриотических ценностей связана с происходящими в России социально-экономическими и политическими преобразованиями, поскольку для успешной реализации российского социокультурного проекта необходимым является высокий уровень социетальной консолидации, одним из элементов которого является уровень развития гражданских ценностей и гражданственности в целом.

Гражданство чаще всего определяют с юридической точки зрения как устойчивую правовую связь между индивидом и государством, выражающуюся в наличии взаимных прав и обя-

© Рожкова Л. В2012

занностей. Это понятие описывает формальное отношение государства и индивидов, которые считаются гражданами1.

Формирование гражданских ценностей представляет собой процесс становления и развития социально значимых позиций гражданственности, которая может быть рассмотрена не только как принадлежность к государству и возможность пользоваться правами гражданина, но и как определенный уровень сформированности актуальных гражданских ценностей. Быть гражданином означает осознавать принадлежность к своей Родине, знать историю, традиции и культуру своей страны.

Важнейшим показателем активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах является гражданская культура. По мнению Г. Алмонд, С. Верба, она представляет собой культуру лояльного участия2. Понятие гражданской культуры рассматривается как особое взаимодействие личности и общества на основе разделяемых гражданских знаний, норм, ценностей. Она оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина3.

Гражданско-патриотические ценности отражают отношение человека к Родине; выражаются в уважении к истории, традициям, культуре своего народа, в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским сообществом; обусловливают гражданско-патриотическую позицию человека. На основании этого можно выделить основные гражданско-патриотические ценности: преданность и любовь к Родине, народу; историческое и культурное наследие родного края; социально значимая деятельность; гражданские права и свободы; гражданский долг и честь, вера и преданность своему Отечеству.

В соответствии с данными, представленными Л. М. Дробижевой, около 70% респондентов отметили, что для того, чтобы считаться настоящим россиянином, нужно чувствовать ответственность за судьбу страны и быть патриотом России4. В

более позднем ее исследовании был поставлен вопрос: что значит «быть россиянином»? Варианты ответа «чувствовать ответственность за страну» и «быть российским патриотом, любить Россию» дали около 80% респондентов в Калининградской, Свердловской, Томской, Воронежской, Саратовской областях и Приморье. При этом около 60% опрошенных во всех регионах считали, что рассматриваемые характеристики очень важны. Патриотические чувства, по мнению Л. М. Дробижевой, - это эмоциональный компонент идентичности: «Конечно, вряд ли кто-то любит у нас государственные институты, чаще их критикуют, а реально к ним проявляют большую или меньшую лояльность. А вот любить можно страну, людей, поэтому этот индикатор можно интерпретировать как эмоциональный элемент именно гражданской идентичности»5.

С целью оценки гражданских ценностей было проведено социологическое исследование среди студентов вузов четырех регионов Среднего Поволжья (п = 1254, 2010 г.). Результаты его показали, что для 52% респондентов «быть гражданином России» означает иметь гражданские права и нести обязанности; 43% опрошенных сказали, что нужно любить свою Родину, быть патриотом России. По результатам авторского исследования, студенты, придерживающиеся модернизационных ориентаций6, в большей мере, чем традиционалисты, считают, что быть гражданином России означает быть им по паспорту (32% модернистов против 25% традиционалистов), проживать в России (38% против 30%). Студенты-традиционалисты в большей мере считают, что нужно быть патриотом России (48% традиционалистов против 34% модернистов), защищать государство (24% против 19%), исполнять законы (37% против 31%). Варианты «иметь гражданские права», «знать историю, гордиться родиной» и «нести ответственность за судьбу страны» получили практически одинаковую поддержку у традиционалистов и модернистов (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Что лично для Вас означает быть гражданином России?» в зависимости от типа мировоззрения, %

Варианты ответов Всего Социальные установки

Модернисты Традиционалисты Представители смешанного типа

Удельный вес в выборке 100 26 9 65

Быть гражданином России по паспорту 26 32 25 24

Проживать в России 35 38 30 35

Иметь гражданские права и нести обязанности 52 49 46 55

Быть патриотом, любить свою Россию 43 34 48 46

Защищать государство 19 19 24 18

Исполнять законы России 33 31 37 34

Знать историю страны, гордиться достижениями 39 36 37 41

Нести ответственность за судьбу страны 16 16 13 16

Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность.

Л. В. Рожкова. Гражданские ценности современной студенческой молодежи

Различия во взглядах на понятие гражданства в зависимости от национальной принадлежности практически не просматриваются. Исключение составляют два параметра: «быть патриотом, любить Россию» поддержали 46% русских студентов и 36% татар; «знать историю страны, гордиться достижениями» - 42% русских и 35% татар.

Различаются взгляды студенческой молодежи в зависимости от типа поселения (где проживали студенты до поступления в вуз). Так, для студентов осознание «быть гражданином по паспорту» (45% студентов из мегаполисов, 18% -из поселков), «проживать в России» (36 и 30%), «иметь гражданские права и нести обязанности» (20 и 12%) по мере уменьшения населенности поселения уменьшается. Понимание гражданства как «иметь гражданские права» (41% студентов из мегаполисов, 56% - из поселков), «быть патриотом, любить Родину» (32 и 51%), «исполнять законы» (20 и 38%) повышается по мере уменьшения населенности поселения. Таким образом, полученные данные показывают, что имеются достаточно серьезные различия во взглядах городских и сельских жителей на понимание гражданства. Для жителей мегаполисов и крупных городов приоритет отдается классическому пониманию гражданства: быть гражданином по паспорту, проживать в России; жители небольших населенных пунктов считают, что быть гражданином означает в первую очередь быть патриотом, любить Родину.

Данные исследований также выявили некоторые гендерные отличия в понимании значения гражданства. Женщины больше, чем мужчины, считают, что быть гражданином означает иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (58% женщин, 46% мужчин); исполнять законы России (38 и 28%). В то же время 25% мужчин и 14% женщин считают, что быть гражданином - значит защищать государство.

Результаты исследования выявили зависимость взглядов студентов на значение гражданства России от степени их успеваемости: 52% студентов, которые учатся на «4» и «5», и 43% студентов, которые учатся с трудом, сказали, что для них быть гражданином России означает иметь права и нести обязанности. Гражданство связывают с патриотизмом и защитой государства в большей степени студенты, которым учеба дается с трудом. Точки зрения, что необходимо исполнять законы, придерживаются 36% «отличников» и 21% тех, кому учеба дается с трудом. Знать историю страны, гордиться достижениями также больше свойственно «отличникам» (41% против 28%).

Степень и уровень развития гражданских прав также взаимосвязаны с курсом обучения студентов. Так, варианты «проживать в России» (30% - на первом курсе и 44% - на пятом), «иметь гражданские права и обязанности» (50% - на первом курсе и 47% - на пятом) являются наи-

более выбираемыми по мере возрастания курса обучения. Варианты «быть патриотом» (53% - на первом курсе и 32% - на пятом), «знать историю, гордиться достижениями» (46% - на первом курсе и 31% на пятом) больше всего выбирали студенты первых курсов (по мере увеличения курса происходит уменьшение количества студентов, выбравших эти варианты ответа).

В целом результаты исследования выявили снижение ценности патриотизма в сознании молодежи современной России. Сейчас во взрослую жизнь вступает поколение, родившееся в начале 1990-х гг., которое уже не застало Советского Союза с его более или менее устоявшимися ценностями. Изменение системы ценностей молодежи не успевало за более быстрыми переменами в общественных настроениях. Патриотизм, развитию которого раньше уделяли много внимания, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений во что-то несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились все более формально, что непосредственно сказалось на степени развития гражданско-патриотических ценностей.

В рамках исследования предполагалось также оценить взгляды на значение гражданства России в срезе разных регионов. Полученные данные позволили выявить, что широкого понимания гражданства не только как наличия прав и обязанностей, но и как соблюдения этико-моральных правил, которые определяют истинного гражданина, больше всего придерживаются студенты, обучающиеся в вузах Пензенской области. Студенты из Татарстана понимают гражданство скорее в строго юридическом смысле, не связывая его с патриотизмом, знанием истории и гордостью за достижения России.

Большое значение для оценки развития гражданских ценностей имеет анализ факторов консолидации с гражданами России. По данным исследований ИС РАН, среди факторов консолидации с гражданами были выделены следующие: единое государство (около 60% русских), ответственность за судьбу страны, родная земля, природа, историческое прошлое7. По рейтингу консолидирующих факторов гражданская ответственность находится на втором месте, конкурируя с такими представлениями, как «родная земля, природа» и «общее историческое прошлое». Но доминирует вариант «единое государство» - административно-территориальный фактор.

Большинство респондентов указали на то, что с гражданами России их объединяет государство

- 56%; на втором ранговом месте стоит язык -43%, на третьем - родная земля, природа - 38%; 28% студентов отметили, что их объединяет с гражданами России историческое прошлое; 22%

- родственные и дружеские связи; 20% - культура. Вариант «ответственность за судьбу страны» выбрали только 17% опрошенных (однако, по данным общероссийских исследований, этот по-

Социология

37

казатель составляет около 30%). Среди вариантов «другое» участники опроса выбрали следующие: черты характера, желание сменить гражданство, дружба с некоторыми представителями других национальностей, менталитет; 1% респондентов отметили, что с гражданами России их ничего не объединяет.

Модернисты в большей степени, чем традиционалисты, говорят о том, что их объединяет с гражданами России единое государство (55% против 48%) и язык (44% против 34%). Традиционалисты в большей степени выделяют такие факторы консолидации, как культура (22% против 17%), историческое прошлое (33% против 25%) (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Что объединяет Вас с другими гражданами России?» в зависимости

от типа мировоззрения и национальности, %

Варианты ответов Всего Социальные установки

Модернисты Традиционалисты Представители промежуточного типа

Удельный вес в выборке 100 26 9 65

Язык 43 44 34 43

Культура 20 17 22 21

Обычаи, обряды 6 6 3 7

Родная земля, природа 38 38 41 38

Черты характера 9 11 7 9

Религия 7 5 10 7

Историческое прошлое 28 25 33 29

Единое государство 56 55 48 58

Внешний облик 5 8 5 4

Родственные и дружеские связи 22 23 22 22

Ответственность за судьбу страны 17 16 23 16

Другое 1 1 3 1

Затрудняюсь ответить 4 5 3 4

Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность.

При сравнении ответов респондентов в срезе национальности было выявлено, что русские студенты в большей мере, чем представители других национальностей, отмечают, что их объединяет историческое прошлое. Представители татарской национальности в большей мере считают, что их объединяет единое государство, родная земля, культура и ответственность за судьбу страны; мордва - что с гражданами России их объединяет язык, родственные связи, религия. Такой фактор консолидации, как «единое государство», выделили 62% татар, 58% мордвы и 55% русских; «ответственность за судьбу страны» - 21% татар, 17% русских и 14% мордвы.

Значимость языка как фактора консолидации российских граждан снижается по мере уменьшения (снижения населенности) поселения, в котором проживали студенты до поступления в вуз: чем крупнее населенный пункт, тем больше значимость языка как фактора объединения с гражданами России. Это же можно сказать и о факторах «родная земля», «родственные и дружеские связи». Историческое прошлое больше значимо для студентов из сельской местности. Студенты старших курсов в большей мере, чем

младших, в качестве консолидирующих факторов рассматривают язык и культуру.

Фактор «родная земля» имеет большее значение для студентов первых курсов, а «историческое прошлое» и «единое государство» - для третьекурсников. Следует отметить, что значимость фактора «единое государство» повышается к третьему курсу, а к пятому - опять снижается до процентного отношения на первом курсе. Значимость факторов «родственные связи» и «ответственность за судьбу страны» снижается по мере увеличения курса обучения. «Историческое прошлое» более важно для студентов социально-экономических и гуманитарных специальностей (36%), чем технических (22%), а «единое государство» - для студентов, обучающихся на естественнонаучных специальностях (61%), значимее, чем для студентов технических специальностей (51%).

Анализ факторов консолидации с гражданами России в срезе гендерного аспекта показал, что мужчины больше, чем женщины, рассматривают язык (48% мужчин и 38% женщин) и культуру (23 и 19%) в качестве факторов, объединяющих их с гражданами; 61% женщин и 50% мужчин говорят о едином государстве, 24% женщин и 20%

мужчин отметили родственные связи как факторы консолидации.

Степень успеваемости студентов также в определенной мере связана с различиями во взглядах на факторы, которые объединяют их с гражданами России. В соответствии со снижением степени успеваемости уменьшается значимость таких факторов, как «историческое прошлое» и «единое государство», и, наоборот, студенты, которым учеба дается с трудом, в большей мере, чем отличники, говорят о таких факторах, как «язык» и «родственные связи».

При анализе факторов консолидации с гражданами России в зависимости от региональных особенностей значительных отличий выявлено не было. Исключение составляют три фактора: «язык» - этот вариант был наиболее выбираем студентами из Республики Мордовия; «родная земля» - об этом больше говорили студенты из Татарстана; вариант «родственные связи» наиболее выбираем студентами из вузов Пензенской области.

Таким образом, данные проведенных социологических исследований показали, что для студенческой молодежи быть гражданином России означает (в порядке убывания): иметь гражданские права и нести обязанности; любить свою Родину, быть патриотом России; знать историю страны и гордиться ее достижениями. Понимание гражданства ближе к строго юридическому смыслу без связи его с патриотизмом, знанием истории и гордостью за достижения России в основном свойственно студентам из Татарстана Студенты-модернисты в большей степени придерживаются строго юридического понимания гражданства; в этой группе выявлено значительное снижение самой ценности «патриотизм». Традиционалисты связывают гражданственность с патриотизмом, исполнением законов и защитой государства. От-

УДК 316.334.23

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ 01 СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

В. Б. Бокарева

Современная гуманитарная академия, Москва E-mail: [email protected]

В статье охарактеризована современная система управления малым бизнесом в России; проведен анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления предпринимательством; определены методы управления в развитых зарубежных странах, актуальные для нашей страны; разработаны группы механизмов по поддержке и развитию малого бизнеса в России.

Ключевые слова: малый бизнес, социальное управление, система поддержки малого бизнеса.

ветственность за судьбу страны разделяет только пятая часть респондентов. Полученные данные свидетельствуют, что студенческой молодежи присущи недостаточно высокие уровень, глубина социетальной консолидации и общего консолида-ционного потенциала.

Примечания

1 См.: Малинова О. Ю. Гражданство, права человека и изменчивые векторы модернизации. URL: http:// www.pgpalata.ru/reshr/grow/09.shtml (дата обращения: 12.12.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.

3 См.: Салганова Е. И. Гражданская культура как социальный феномен // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Культурология. 2008. Вып. 9, № 32(133).

4 См.:ДробижеваЛ.М. Российская идентичность в массовом сознании // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2008 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннее предупреждение конфликтов / под ред. В. А. Тишкова и В. В. Степанова. М., 2009.

5 Дробижева Л. М. Интеграционные процессы в полиэтническом российском обществе. URL: http:// www.isras.ru/publ.html?id=908 (дата обращения: 12.12.2011).

6 Деление респондентов по типам мировоззрения (традиционалисты, модернисты и представители смешанного типа) осуществлялось с использованием индекса в некоторой модификации, разработанного Институтом социологии РАН (подробнее см.: Рожкова Л. В. Мо-дернизационные ориентации и ценности студенческой молодежи // Социология образования. 2010. № 11.

С. 65-76).

7 См.: Рожкова Л. В. Указ. соч.

Domestic and Foreign Experience of Social Management by Small Business

V. B. Bokareva

In article the modern control of small business in Russia; the analysis of domestic and foreign experience of social management is carried out by business; methods of management in the developed foreign countries, actual for our country are defined; groups of mechanisms on support and development of small business in Russia are developed.

© Бокарева В. Б., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.