А.В. МИРОНОВ
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры истории, философии и
культурологии МГГУ им. М.А. Шолохова'
Л.В. РОЖКОВА
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»'
Политико-правовые ценности современной студенческой молодежи
В современных социально-экономических условиях России все большее значение исследователи придают изучению демократических основ, правовых ценностей, что связано с переходом нашей страны от командно-административной системы к рыночной экономике, построению демократического, правового государства, повлекшим за собой распространение девиантного поведения, неуважения к закону среди широких слоев населения.
Проблема определения категории «правовая ценность» имеет особое значение, поскольку правовые ценности выступают в качестве средства упорядочивания правовой действительности и на этой основе оптимизируют механизм правового регулирования. С юридической точки зрения правовые ценности рассматриваются, во-первых, как форма позитивного отношения к правовой системе общества; во-вторых, как социально-правовые явления, механизмы, в-третьих, как формирование правосознания, осуществление правотворческого процесса, создание правового законодательства и др.
Следует отметить, что специфика социологического подхода к ценностям состоит в их изучении как высшего уровня механизма социальной регуляции поведения личности (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, Г.В. Осипов и др.). Ценности рассматриваются как фундаментальные идеалы и нормы жизни индивида; ценности-нормы - декларируемые ценности, воспринимаемые обществом как норма. С позиции социологии Т.К. Облап рассматривает правовые ценности как представления о зле и добре; они составляют «стержень ценностно-нормативных ориентаций общественного сознания и служат главным фактором социокультурной интеграции»1. Они могут быть выражены в трех измерениях: во-первых, как ценность самого права (например, безопасность индивида, гарантированность его прав и др.); во-вторых, как фундаментальные права человека и гражданина, демократические принципы; в-третьих, как правовые механизмы и средства2. Правовые ценности - это вид духовных ценностей, которые необходимы для создания и поддержания социального порядка в обществе3.
Достаточно часто в научной литературе происходит переплетение понятий - правовых, политических, гражданских ценностей. Рассматривая правовые ценности, Л.С. Гурьева, С.И. Копкарева выделяют свободу, справедливость, равенство, демократию, безопасность, порядок и справедливо отмечают, что в социологической литературе происходит противопоставление политических и правовых ценностей, возникает их «дублирование, взаимопроникновение»4.
В политологическом словаре политические ценности рассматриваются как ориентации индивидов на «объекты и состояния политического бытия; представления о наиболее важном и значимом в политике»5. Они обусловлены формой государственного устройства, типом отношений между государством и индивидом, отражают представления людей о справедливости, свободе, порядке.
Гражданские ценности формируют гражданское самосознание, способствуют укреплению существующего строя. Среди ученых также отсутствует единое мнение об их составе, они рассматриваются в широком диапазоне. Так, C^. Серебряков среди гражданских ценностей выделяет свободу, плюрализм, демократическое правосознание; Э.Я. Баталов - плюрализм, терпимость, уважение к закону, к личности; Г.В. Осипов - державность, духовность,
* Миронов Анатолий Васильевич, e-mail: [email protected]
* Рожкова Лилия Валерьевна, e-mail: [email protected]
10блап Т.К.Право как ценность в современной России // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М., 2012, с. 5023. URL: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part32.pdf.
2 Там же, с. 5025.
3 См.: Рашева Н.Ю., Гомонов Н.Д. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества // Вестник МГТУ, 2006, № 1, т. 9, с. 61.
4 Гурьева Л.С., Копкарева С.И. Правовые и политические ценности молодежи // Власть, 2008, № 3, с. 50.
5 Политология. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю.Ю. Петрунина, М.И. Панова. М., 2006.
народовластие; Т.С. Протько - демократию, законность, права человека и гражданина; С.Н. Дрожжин - общественное благо, справедливость, равенство, порядок, плюрализм, патриотизм6.
Таким образом, представляется целесообразным с позиции социологического подхода политико-правовые, гражданские ценности рассматривать как совокупность трех компонентов -правосознания, правовой культуры и поведения в рамках действующего законодательства. Правовые ценности тесно переплетены с демократическими принципами и нормами, связаны с культурой гражданственности. Гражданственность может быть рассмотрена как способность иметь права, исполнять обязанности не только в своих личных интересах, но и на благо всего общества. Это, во-первых, совокупность гражданских ценностей и нравственных принципов (свобода, равенство, социальная справедливость, толерантность, плюрализм), и, во-вторых, осознание своей причастности к Родине, ее народу, его истокам и корням. Культура гражданственности является мерой самореализации человека как гражданина как в формально-юридическом смысле, так и в нравственно-этическом, социокультурном.
Под правовой культурой Ю.А. Зубок и В.И. Чупров понимают «совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений»7. Правовая культура состоит из правовых норм, правосознания, правоотношений и правового поведения. С нашей точки зрения, важным показателем уровня правовой культуры населения может выступать отношение к закону, которое реализуется в трех аспектах: гносеологическом (знание законов), аксиологическом (их ценностное восприятие), а также праксиологическом (следование законам в поведении).
Данные авторского исследования среди студенческой молодежи регионов Поволжья (2010г., п=1254, Пенза, Саранск, Ульяновск, Казань) показывают, что около трети респондентов полностью согласны и скорее согласны с тем, что порядок и безопасность в стране стоят того, чтобы нарушить закон8. 54 % респондентов считают, что закон нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, даже в целях наведения порядка в стране. Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь рассматривает закон как гарант их индивидуальных прав и свобод.
Несмотря на то, что ценность законности, порядка как жизненную ценность и необходимый элемент демократии в большей мере разделяют студенты-«традиционалисты»9 (возможно, для них это просто декларируемая ценность), при оценке возможности нарушения закона в противовес порядку и общественной стабильности 55% «модернистов» и 48% «традиционалистов» не согласны нарушить закон.
Взгляды студенческой молодежи на возможность нарушения закона различаются в зависимости от пола и типа поселения до поступления в вуз. Студентов, которые считают приемлемым нарушение закона, больше среди выходцев из мегаполисов (21%) и меньше - из поселков (10%); больше среди юношей, чем среди девушек (38 и 28% соответственно). В таблице 1 дается распределение ответов на вопрос «Насколько Вы согласны или не согласны с утверждением, что порядок и безопасность в стране стоят того, чтобы нарушить закон?» в зависимости от типа мировоззрения, национальности, пола, типа поселения до поступления в вуз (в процентах).
__Таблица 1
Тип мировоззрения Национальность Тип поселения до поступления в вуз Пол
Варианты ответоЕ Всего, n=1254 Модернисты Традиционалисты Представители смешанного типа Русские Татары Мордва Другие Мегаполис Крупнейший и крупный город Большой, средний город Малый город Поселок Мужской Женский
Удель-
ный вес в выборке, % 100 26 9 65 66 23 6 5 5 36 22 17 20 45 55
Порядок и безопасность в стране стоят того, чтобы нарушить закон
Пол- 11 16 17 8 10 14 5 15 21 10 12 9 10 14 8
согласен
Скорее 22 20 23 23 23 18 24 18 20 21 23 24 22 24 20
6 См.: Соцкая Е.В. Гражданские ценности в современной духовной культуре. URL: http ://www. superinf. ru/view_helpstud .php?id=3906.
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социологические исследования, 200б, № 6, с. 37.
8 Подробнее см.: Рожкова Л.В. Модернизационные ориентации и ценности современной студенческой молодежи. Пенза, 2011; Рожкова Л.В. Ценностные доминанты правосознания студенческой молодежи регионов Поволжья в условиях социокультурной модернизации / Л.В. Рожкова, Г.Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2011, № 4(20), с. 85-98.
9О критериях выделения «модернистов» и «традиционалистов» (по социально-политическим предпочтениям) см.: Рожкова Л.В. Модернизационные ориентации и ценности современной студенческой молодежи.
согласен
Скорее не согласен 32 31 33 32 33 31 35 29 28 34 28 33 32 28 35
Совсем не согласен 22 24 15 22 21 25 25 26 18 22 25 21 22 23 22
Затрудняюсь ответить 13 9 12 15 13 12 11 12 13 13 12 13 14 11 15
Итого 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
По данным исследования 2012 г. среди студенческой молодежи Пензы и Уфы (п= 638) по гранту РГНФ (проект № 12-03-0016) было выявлено, что большинство респондентов согласно сделать выбор в дилемме «порядок, безопасность - законность» в пользу общественного порядка.
В соответствии с материалами исследования 2010 г. для трети студентов из разных российских регионов нарушение закона является неприемлемым (31% из Пензенской области, 35% из Республики Мордовия, 35% из Ульяновской области и 32% из Республики Татарстан).
Ценность закона для студентов-«модернистов» подтверждают и данные авторского исследования 2009 г. Так, по этим данным 42% респондентов согласны, что закон можно нарушить, если он не справедлив; 46% студентов считают, что законы нужно соблюдать только в случае их соблюдения самими представителями власти. Только 11% опрошенных согласны, что всегда и во всем нужно соблюдать букву закона. «Модернисты» в большей мере считают, что нужно соблюдать букву закона (хотя статистические отличия невелики), а также соблюдать закон нужно, если его соблюдают представители властных структур; «традиционалисты» больше склоняются к точке зрения, что справедливость важнее закона.
Эти результаты подтверждаются данными социологических исследований ИС РАН. Так, 53% респондентов убеждены, что законы нужно соблюдать только при условии их соблюдения представителями власти;о соблюдении буквы закона сказали лишь 18% традиционалистов и 24% модернистов (по авторскому исследованию 2010 г. - 9 и 20% соответственно). По результатам исследования 2012 г. среди студенческой молодежи Пензы и Уфы также было выявлено, что соблюдение законов ассоциируется у студентов с законопослушанием представителей органов власти (см. табл.2). Исследование среди студентов Челябинской области (2011г.) также подтверждает, что установки на соблюдение норм права взаимосвязаны с уровнем зрелости правовой
10
культуры представителей различных ветвей власти .
Данные исследований среди студенческой молодежи согласуются с материалами исследования ИС РАН, согласно которым за последние 10 лет как среди молодежи, так и среди старшего поколения выросла доля лиц, демонстрирующих законопослушание и согласных с необходимостью соблюдения законов даже в случае их несоответствия современным реалиям. Доля представителей молодого поколения, считающих подобным образом, выросла с 10 до 16%. Также заметно снизилась доля респондентов, которые считают справедливость главнее законности (с 34 до 25% среди молодежи). В этой связи социологи справедливо отмечают, что «обязательным условием законопослушания является соблюдение закона властью и ее представителями. Эта устойчивая точка зрения является отражением фундаментального общественного запроса на равенство всех граждан перед законом...»11.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к закону?»в зависимости от типа мировоззрения (в
процентах)
Тип мировоззрения
Варианты ответов Всего Модернисты Традиционалисты Представителисме шанного типа
Удельный вес в выборке, % 100 26 12 62
Важно, не соответствие закону, а справедливость 14 19 17 12
Законы нужно соблюдать только в случае их соблюдения представителями 56 64 63 52
10 См.: Грунт Е.В. Установки студентов на соблюдение правовых норм в современных условиях // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса, с. 5000.URL: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part32.pdf.
11 Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад ИС РАН [подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ]. М., 2007, с. 79.
органов власти
Закон нужно соблюдать всегда, даже если он устарел или не совсем соответствует сегодняшним реалиям 24 11 21 30
ИТОГО 5 6 0 5
Примечание. Исследование 2012 г. среди студентов Пензы и Уфы (n = 638) по гранту РГНФ (проект №1203-0016).
По данным исследований Л.С. Гурьевой, С.И. Копкаревой, основу политических ценностей современных студентов составляют, во-первых, нравственное требование справедливости в отношении политических решений и, во-вторых, прагматическое стремление к безопасности. По
результатам исследований также была установлена взаимосвязь политико-правовых ценностей
12
студентов с нравственными принципами, представлениями о справедливости .
Важным компонентом политико-правовых ценностей является отношение студентов к правам человека и гражданина. В целом по данным социологических исследований среди студенческой молодежи регионов Поволжья наиболее важными для респондентов являются гражданские (личные) права: первое место занимает право на жизнь вне зависимости от типа мировоззрения; второе - право на свободу и личную неприкосновенность. Для трети студенческой молодежи важны такие социальные права, как право на образование и охрану здоровья. Среди личных прав наименее значимым для респондентов является право на судебную защиту, что во многом связано с обстановкой в стране: недоверие судебным институтам, нежелание тратить время насу-дебную тяжбу и др. (при этом доля студентов, готовых использовать судебную защиту своих прав, по данным исследования 2012 г., снижается по сравнению с 2010 г.). Среди политических прав -право избирать и быть избранным - занимает самые «слабые» позиции, что во многом подтверждают материалы фокус-групп, и объясняется отсутствием реального влияния населения на исход выборов и действия властей.
В заключение следует отметить, что правовой нигилизм, который проявляется в негативном, неуважительном отношении к закону и праву, обусловлен непоследовательностью проводимых в стране социально-экономических реформ, связан с нарушением правовых норм и порядка правозащитной деятельности. Несомненно, все это приводит к негативным последствиям. Изменить сложившуюся ситуацию возможно путем формирования идеологии, национальной идеи, продуманной национальной политики, стратегии национального развития, совершенствования основ культурной политики, формирования и развития системы правового воспитания, что может существенно повлиять на повышение уровня правовой культуры населения.
Миронов А.В., Рожкова Л.В. Политико-правовые ценности современной студенческой молодежи. В
статье рассматриваются правовые и политические ценности современной студенческой молодежи. На основе результатов социологических исследований проводится анализ отношения молодежи к закону, демократическим принципам и нормам, правам человека и гражданина.
Ключевые слова: ценности, право, закон, демократия, студенческая молодежь.
Mironov A.V., Rozhkova L.V. Political and legal values of the contemporarystudents. The article deals with contemporary students' legal and political values. Based on the results of the sociological research, students' attitude to the law, democratic principles and standards, human and civil rights is analyzed.
Key words: values, rights, law, democracy, students.
12Гурьева Л.С., Копкарева С.И. Правовые и политические ценности молодежи // Власть, 2008, № 3, с. 54.