Научная статья на тему 'ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ СРЕДИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ'

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ СРЕДИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егоренкова А. И., Мельникова Д. А., Фролова А. В.

На сегодняшний день развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших направлений. Страны всего мира активно внедряют цифровые технологии в государственное управление, что позволяет облегчить и усовершенствовать процесс взаимодействия граждан и организаций с государством. В статье проведён анализ функционирования порталов стран, включенных в рейтинг электронного правительства Организации Объединенных Наций. В работе проведено социологическое исследование на тему пользования электронным правительством России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEMAND FOR ELECTRONIC PUBLIC SERVICES AMONG THE YOUNG POPULATION

Today, the development of information and communication technologies is one of the most important directions. Countries around the world are actively introducing digital technologies into public administration, which makes it possible to facilitate and improve the process of interaction between citizens and organizations with the state. The article analyzes the functioning of the portals of the countries included in the rating of the electronic government of the United Nations. The paper conducted a sociological study on the use of the electronic government of Russia.

Текст научной работы на тему «ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ СРЕДИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 338.465

Егоренкова А.И., Мельникова Д.А., Фролова А.В.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ СРЕДИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ

Егоренкова Арина Игоревна - студентка 1 курса бакалавриата кафедры менеджмента и маркетинга; [email protected].

Мельникова Диана Александровна - студентка 2 курса бакалавриата кафедры менеджмента и маркетинга; melnikova [email protected].

Фролова Анастасия Владимировна - ассистент кафедры менеджмента и маркетинга; [email protected] ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

На сегодняшний день развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших направлений. Страны всего мира активно внедряют цифровые технологии в государственное управление, что позволяет облегчить и усовершенствовать процесс взаимодействия граждан и организаций с государством. В статье проведён анализ функционирования порталов стран, включенных в рейтинг электронного правительства Организации Объединенных Наций. В работе проведено социологическое исследование на тему пользования электронным правительством России.

Ключевые слова: электронное правительство, государственные услуги, портал государственных услуг, информационно-коммуникационные технологии

THE DEMAND FOR ELECTRONIC PUBLIC SERVICES AMONG THE YOUNG POPULATION

Egorenkova A.I., Melnikova D.A., Frolova A.V.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

Today, the development of information and communication technologies is one of the most important directions. Countries around the world are actively introducing digital technologies into public administration, which makes it possible to facilitate and improve the process of interaction between citizens and organizations with the state. The article analyzes the functioning of the portals of the countries included in the rating of the electronic government of the United Nations. The paper conducted a sociological study on the use of the electronic government of Russia. Keywords: e-government, public services, public services portal, information and communication technologies

На сегодняшний день каждое развитое государство стремится к созданию эффективного электронного правительства. Подобная форма организации деятельности органов власти позволяет достичь ряд важных целей, начиная с улучшения функционирования экономики, государственного и местного управления, заканчивая созданием условий для свободного доступа к информации и получения необходимых услуг.

По данным Минцифры в 2020 году количество пользователей сервиса портала «Госуслуг» увеличилось до 56 млн человек, что вдвое больше, чем за 2019 год. Среднесуточная аудитория портала также увеличилась в два раза и превысила 4 млн пользователей, а число обращений к нему составило более 1,5 млрд. Ежегодно список предоставляемых услуг в онлайн-формате увеличивается, что позволяет привлечь новых пользователей. К 2024 Минцифры рассчитывает, что пользователями «Госуслуг» станут 85% населения России. [1]

Анализ рейтинга ООН по уровню развития электронного правительства

В 2020 году Организация Объединённых Наций (ООН) опубликовала рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства. Индекс включает в себя оценку трёх основных показателей: степень охвата и качество интернет-услуг, уровень развития ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. Оценка по каждой из трёх показателей,

складывается из множества параметров, включая информационные услуги и веб-сайты государственных служб, а также их доступность для граждан, относительное число интернет-пользователей, число пользователей фиксированной и мобильной телефонной связи, уровень грамотности населения, нормативно-правовую базу и прочие факторы. Рейтинг стран по уровню развития электронного правительства представлен в таблице 1. [2]

Таблица 1. Рейтинг стран по уровню развития

№ Страна Индекс

1 Дания 0.9758

2 Южная Корея 0.9560

3 Эстония 0.9473

36 Россия 0.8244

Дания. Дания стала лидером среди стран в исследовании на 2020 год. Её особенностью является наличие уникального электронного ключа для каждого гражданина. NemID — это цифровая подпись, используемая для входа на общедоступные веб-сайты, онлайн-банкинга и многих других цифровых сервисов. NemID состоит из идентификатора пользователя, пароль, кодовая карта с кодами (разовые коды). Кодовая карта представляет собой небольшую ламинированную

карту размером с кредитную карту, с напечатанным кодом (разовый код).

Южная Корея. На портале «ООУ.КЯ» существует около 300 000 видов государственных услуг, они разделены на 12 категорий, начиная с рождения ребенка, заканчивая выходом на пенсию. При необходимости получить какую-либо услугу, гражданину не приходится идти в орган власти, достаточно заполнить специальную форму, которая автоматически определит необходимую услугу, после гражданин получит ответ на мобильный телефон о состоянии заказанной услуги. Также на портале есть возможность обратиться к государственному служащему на прямую, например, если гражданин хочет оставить какое-либо предложение нужно зайти на портал и заполнить специальную форму, сайт автоматически направляет сотруднику предложение гражданина и в течение трех дней приходит ответ.

Эстония. Доступ населения к сервисам электронного правительства обеспечивается за счет использования электронных идентификационных карт, с помощью которых граждане получают возможность пользоваться всеми государственными интернет-сервисами. Россия может перенять опыт Эстонии в области электронного управления, а также во внедрении ключевых факторов, способствующих развитию цифрового общества: функциональную совместимость и цифровую идентификацию. Эти средства формируют экосистему, в которой можно развивать цифровые услуги и безопасные способы доступа граждан к ним онлайн. Эстония успешно внедрила эти два фактора и, как следствие, смогла занять лидирующие позиции в развитии цифровых государственных услуг.

По словам Минцифры РФ количество пользователей портала значительно выросло в связи с увеличением доступных услуг для граждан в электронной форме. Предоставление больше 170 федеральных, региональных и муниципальных массовых социально значимых услуг в электронный вид. Кроме услуг, в последний год было разработано много отдельных электронных сервисов:

Развитие российского электронного

правительства

В октябре 2009 года Правительство Российской Федерации утвердило план по переходу государственных услуг в электронный формат, а 25 ноября 2009 года состоялся тестовый запуск портала. Сначала сайт содержал только информацию о различных государственных услугах (110 федеральных услуг и около 200 местных). С каждым годом количество электронных услуг постоянно увеличивалось, создавая множество возможностей для населения. В 2010 году на сайте появилась возможность создать личный кабинет пользователя и возможность заказа 20 услуг. В 2012 году выходит мобильное приложение «Госуслуги», позволяющее заполнять электронные формы различный заявлений. В 2013-2014 годах произошла смена дизайна и появляется еще больше электронных услуг, а точнее их количество приравнивается к 270 услуг. В 20152017 годах разработаны первые возможности для ведомств и юридических лиц. В промежутке с 2019 года по 2021 год «Госуслуги» являются верным помощником населения в общении с государством. Сегодня на портале можно запросить различные справки, оплатить штрафы, записаться к врачу и получить большое количество других разнообразных услуг. Также нововведением последнего года работы портала стали суперсервисы - наборы услуг, объединенные конкретной жизненной ситуацией. На сегодняшний день более 93 миллионов российских граждан (64% населения страны) имеют подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуг». Увеличение числа зарегистрированных на сайте «Госуслуги» с 2010-2018 год представлен на рисунке 1.

электронное голосование, перепись населения, сервисы, связанные с борьбой с COVID-19, «Пушкинская карта». За последние 10 лет через портал «Госуслуг» граждане отправили больше 600 млн электронных заявлений и совершили операций на 150 млрд рублей. [4]

Кроме общероссийского портала

государственных услуг, существуют еще и сайты

Рисунок 1. Тенденция регистрации пользователей на портале «Госуслуги» [3].

«Госуслуг» городов, например, в Санкт-Петербурге -«Санкт-Петербург Госуслуги», в Екатеринбурге-«Екатеринбург.рф», в Новосибирске -«Министерство здравоохранения Новосибирской области», в Красноярске - «Госуслуги» Красноярский край». В исследовании был проанализирован сайт государственных услуг Москвы и Московской области - mos.ru. Главная задача портала создать единое веб-пространство для города, где пользователи смогут найти нужные им городские площадки и онлайн-сервисы, также быстро получить инструкции по самым распространенным проблемам, узнать новости города, своего округа или района, посмотреть афишу ближайших и планируемых мероприятий. Всего портал «Мосуслуг» включает в себя более 300 услуг и сервисов, более 170 электронных услуг и сервисов, более 7 млн физических лиц и 20 тысяч юридических. Также по данным аналитической компании SimilarWeb, в месяц аудитория сайта составляет 34,5 миллиона, что делает его 40-м по посещаемости среди всех сайтов России и 8-м в мире по посещаемости государственных порталов. [5]

Для того, чтобы понять, насколько эффективно пользуются люди электронным правительством РФ, был проведен опрос среди молодой части населения. В опросе поучаствовало 86 респондентов от 18 до 35 лет города Москва. На рисунке 1 представлен первый вопрос анкеты, о возрасте респондентов.

• 18-20 лет ф 21-25 лет

26-30 лет

# 3'-35 лет

г 16.3% ^И

75,6% 1

к.

Рис.1. Ответ на вопрос «Ваш возраст?»

Исходя из рисунка 1, подавляющей частью, прошедших опрос, является группа людей возрастом 18-20 лет. Исходя из рисунка 2, среди опрошенных в основном участвовала женская часть населения.

39,5% л

к Г

I мужской \ женский

На вопрос «пользуетесь ли Вы электронным ресурсом Госуслуги» 91,9% ответили- «да» и только 8,1% «нет». Отсюда можно сделать вывод, что цифровой версией Госуслуг активно пользуются и за последние годы россияне уже смогли оценить преимущества электронного правительства.

Однако на вопрос «Как часто пользуетесь сайтом Госуслуг?» большая часть населения ответила редко. Возможно, причина кроется в том, что треть населения не умеет пользоваться порталом Госуслуг. В особенности сложности с работой на электронных сервисах Госуслуг возникают чаще у людей старшего возраста, также не имеющих высшего образования и неработающих пенсионеров.

На следующий вопрос об удовлетворенности пользователей сайтом, чуть больше половины, а именно 57%, ответили «скорее да, чем нет», а это значит, что есть какие-то недостатки, которые всё-таки не устраивают респондентов. Данные этого опроса представлены на рисунке 3.

• Да

ф Скорее да. чем нет Скорее нет. чем да

• Нет

Рис. 3. Ответ на вопрос « Устраивает ли Вас оформление сайта «Госуслуг»?»

Исходя из данных 4 рисунка, из доступных электронных услуг у населения наиболее популярны запись на прием к врачу/доступ к электронным медицинским документам/запись на вакцинацию от СОУШ-19, получение справок, пособий, выплат, подача заявления на получение

загранпаспорта/загранпаспорт гражданина РФ.

Наиболее важные сферы, в которых инструменты электронного правительства необходимы — это ЖКХ, социальная поддержка граждан, вопросы правопорядка и безопасности, транспортные проблемы, занятость населения, образование.

Большинству опрошенных очевидны

достоинства электронного правительства: это удобно, дает возможность всегда иметь под рукой доступный электронный источник информации о работе государственных органов. Многие осознают возможности экономии времени за счет электронного формата «госуслуг» и называют технологии цифрового правительства необходимым в современном мире.

Рис.2. Ответ на вопрос «Ваш пол?»

Паспорт гражданина РФ/За Автомобильные и дорожны Льготы на проезд в общест Запись в образовательное Подача заявления на пост Налоговый учёт физ.лиц/н Запись к врачу/доступ к эл Получение справок, пособ подать заявление, напр им Смотрю ОД и ИНН Подача на права

Прикрепиться к поликлинике

(32,6 %) -14(16,3%)

В 20 (23.3%)

2 (2,3 %)

9 (10,5 %) 3 [3.5 %)

(1,2%) (1,2%) (1,2%) (1,2%) (1,2%)

|- 41 (4-7,7 %)

£5 (64%)

0

20

40

60

Рис. 4. Ответ на вопрос «Какими услугами Вы пользуетесь чаще всего?»

Однако последним вопросом в проведенном исследовании был о том, как часто гражданам приходится посещать лично государственное 2. учреждение из невозможности получить услугу в онлайн-формате. И 62,3% ответивших выбрали ответ «редко», что говорит о широких возможностях портала. Ведь только в 2020 году на сайте РИА НОВОСТИ директор направления исследований в 3. сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова прокомментировала: «Россияне пользуются цифровыми государственными сервисами заметно менее уверенно, чем, например, финансовыми и платежными инструментами». [6] Финансы - это наша повседневная рутина, мы часто расплачиваемся 4. и совершаем денежные переводы. «Госуслуги» онлайн нужны реже: например, чтобы заплатить налоги и штрафы, подать заявление на новый паспорт или на получение какой-либо выплаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо активно развивать уже существующие 5. электронные сервисы и усовершенствовать их, а также создавать новые в тех областях, которые востребованы обществом, (например, ЖКХ, здравоохранение, социальная поддержка граждан и 6. другие) и широко информировать граждан о новых итогах по развитию электронного правительства.

Список литературы

1. Материалы с сайта форума «XII

Международного 1Т-форума» [Электронный

ресурс] URL: https://itforum.admhmao.ru/2021/ (дата обращения: 21.03.2022). Рейтинг ООН стран по уровню развития электронного правительства, 2020 [Электронный ресурс] URL:

https://nonews.co/directory/lists/countries/e-government (дата обращения: 21.03.2022). Электронные «Госуслуги» в России: история развития, текущие проблемы и планы на будущее [Электронный ресурс]

URL:https://bankstoday.net/last-articles/elektronnye-gosuslugi-v-rossii-istoriya-razvitiya-tekushhie-problemy-i-plany-na-budushhee (дата обращения: 25.03.2022).

На «Госуслугах» зарегистрировались почти две трети населения России [Электронный ресурс] URL: https://gazeta-

ru.turbopages.org/turbo/gazeta.ru/s/tech/news/2022/

02/02/17229241.shtml

(дата

обращения:

25.03.2022).

Официальное измерение диджитал пространства [Электронный ресурс]

иКЬ^йр8://к^-^81тПатеЬ.сот/ги/ (дата

обращения: 25.03.2022).

Исследование: почти треть россиян не умеет пользоваться порталом «Госуслуг»

[Электронный ресурс]

иКЬ^йр8://г1а.ги/20201126^о8ш1вд1-1586375007.html (дата обращения: 31.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.