Научная статья на тему 'Анализ актуальности создания электронного правительства'

Анализ актуальности создания электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3911
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / WEB 2.0 / БАЗА ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / G2B И G2G / G2C / E-GOVERNMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / DIGITAL ERA / PUBLIC SERVICES / DATABASE / E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балюков Александр Сергеевич

Проведен анализ актуальности создания электронного правительства в России, учитывая все последние тенденции в развитии электронного правительства как в России, так и во всем остальном мире, и с точки зрения временного и финансовых вложений России и различных стран. За основы берется рейтинг Организации Объединенных Наций. Также исследуются возможности углубления процесса модернизации электронного правительства и способы взаимодействия граждан и бизнеса с правительством, приведен опыт различных стран в достижении высоких показателей в области создания и модернизации электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балюков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RELEVANCE OF E-GOVERNMENT

This paper examines the relevance of e-government in Russia taking into account all the latest trends in the development of e-government in Russia and throughout the world. This paper analyzes the relevance of e-government in terms of time and financial investment in Russia and various countries. The basis is a rating of the United Nations. It is investigated the possibility of deepening the process of modernization of e-government and how to interact with citizens and businesses by the government, it’s given the experience of different countries in achieving high performance in the field of e-government and modernization.

Текст научной работы на тему «Анализ актуальности создания электронного правительства»

УДК 323.2

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

А.С. Балюков

Проведен анализ актуальности создания электронного правительства в России, учитывая все последние тенденции в развитии электронного правительства как в России, так и во всем остальном мире, и с точки зрения временного и финансовых вложений России и различных стран. За основы берется рейтинг Организации Объединенных Наций. Также исследуются возможности углубления процесса модернизации электронного правительства и способы взаимодействия граждан и бизнеса с правительством, приведен опыт различных стран в достижении высоких показателей в области создания и модернизации электронного правительства.

Ключевые слова: электронное правительство, государственное управление, цифровая эра, государственные услуги, web 2.0, база данных, электронная коммерция, G2C, G2B и G2G.

В последнее время все чаще перед властью и гражданами становятся вопросы - «Насколько необходимо России электронное правительство? И что это такое?». Недавно было опубликовано официальное сообщение Минэкономразвития: «Портал государственных услуг будет переработан в соответствии с новой концепцией, а количество предоставляемых населению в электронной форме услуг будет значительно сокращено» [1].

Из этого можно сделать вывод, что реализация программы «Электронное правительство», как составной части государственной программы «Информационное общество» несостоятельна, и на первый взгляд, второстепенна для развития и становления России. Чтобы понять актуальность реализации программы «Электронное правительство» необходимо проанализировать два основополагающих вопроса.

1. Понять, что такое электронное правительство. Дать четкое определение исходя из потребностей России. Определить этапы становления.

2. Проанализировать мировой опыт внедрения и разработки электронного правительства, историю, основные концепции, пути развития и внедрения.

Для начала необходимо четко сформулировать определение электронного правительства исходя из потребностей граждан России. Есть два наиболее подходящих и распространенных определения:

Электронное правительство (англ. e-Govemment) - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии [2].

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества [3].

Исходя из этих двух определений становится понятно, что электронное правительство (далее ЭП) не отдельный проект и эволюционно новая ступень государственного развития. ЭП не является аналогом или дополнением к какой-то части государственного управления, это полноценная система будущего, а в некоторых аспектах настоящего, которая выводит развитие государства (граждан, бизнес, власть) на абсолютно новый уровень взаимодействия и возможностей. ЭП позволяет более качественно минимизировать затраты на функционирование (администрирование) всех сфер жизни государства, например: социальная (Пенсионный Фонд, ФМС, ФСС), экономическая (бюджет, налоги, внебюджетные активы), юридическая (адвокатура, судопроизводство, нотариат), муниципальная сфера (ЖКХ), медицинская, культурная (наука, образование) и т. д.

ЭП позволяет эффективно и прозрачно для граждан использовать ресурсы государства. Происходит реализация систем контроля государственного управления. Любой желающий гражданин может получить доступ к любому отчету любой государственной структуры (за исключением информации, являющейся государственной тайной).

Реализация ЭП выводит взаимоотношения власти и граждан (G2C), власти и бизнеса (G2B), власти и власти (G2G) на приоритетно новый, качественно высокий уровень взаимодействия. Происходит изменение парадигмы мышления. В общественной и бизнес-среде меняется отношение к взаимодействию с властью. Отношения «теплеют».

ЭП позволяет внедрять системы, способствующие развитию и совершенствованию демократии, что повышает ответственность чиновников перед гражданами, как одного из основных принципов демократии. Увеличиваются возможности для участия всех граждан в процессах руководства и управления страной [3].

Эти три основные принципа описывают актуальность качественной реализации проекта ЭП. Электронное правительство охватывает все сферы жизни государства, но все они расположены на трех вышеперечисленных принципах.

Если подвести итог в определении понятия ЭП - это более удобный и качественно новый уровень жизни государства, в котором системы web 2.0 позволяют реализовать концепцию «одного окна», где можно получить все интересующие сведения и услуги, предоставляемые государством, посредством которых укрепляются демократические принципы, меняется парадигма мышления и улучшается социально-экономическая структура государства.

Реализацию «электронного правительства» можно рассматривать:

- в общем ракурсе - как большой пласт вопросов, связанных с реализацией проектов в области «электронной демократии», электронного образования, электронной полиции и т. д.;

- в частном ракурсе - как реализацию в электронной форме определенных административных функций и процессов G2C, G2B, G2G [2].

Для перехода от «классического» к «электронному правительству» государству нужно пройти три этапа.

1. Публикация государственными учреждениями информации в электронной форме. Публикуется та же информация, которая прежде печаталась в печатных изданиях, сообщалась по ТВ и радио, но при современных технологиях, комфортнее и быстрее актуальная информация получается гражданином через сеть Интернет.

2. Онлайн взаимодействие G2C, G2B и G2G. Это возможность компетентной консультации и предоставление актуальной информации.

3. Взаимодействие через транзакции. Это решение путем IT-технологий, предоставление различных услуг для граждан, таких как, замена паспорта или получение нового, оплата штрафов или коммунальных услуг и т. д. [1].

Многие страны достаточно эффективно реализуют проекты, связанные с ЭП. Это страны, которые по данным рейтинга ООН, находятся на передовых позициях в создании «электронного правительства»: Южная Корея, Сингапур, Эстония, США, Канада, Нидерланды. Далее, для расширения границ представления о ЭП и его развитии нам необходимо обратиться к опыту наиболее успешных государств мира. Обратимся к рейтингу ООН.

Индекс развития электронного правительства (The E-Govemment Development Index) - комплексный показатель, характеризующий уровень развития электронного правительства в странах мира [4].

Первая страна в этом рейтинге, с показателем (высший показатель 1) - 0,9283, уже второй год подряд является Южная Корея, пятая - США (0,8687), десятая - Сингапур (0,8474), двадцатая -Эстония (0,7987). И только на двадцать седьмом месте оказалась Россия с показателем 0,7345. Отметим, что за несколько лет Россия поднялась в этом показателе на 32 строчки вверх. С 59-го места до 27-го, что не может не показать стремления России в развитии электронного правительства. Вышеперечисленные государства отмечены по причине их разных подходов в развитии ЭП. Все они могут служить ярким примером того, что разными путями можно добиться одной и той же цели [13].

Для более глубокого понимания 27-го места России этого рейтинга, нужно сравнить средства выделяемые странами на реализацию ЭП, и как ключевой показатель - сумму на одного человека (гражданина).

Бюджет стран на реализацию проекта «Электронное правительство» [13]

Страна Бюджет (млрд $) $ на человека Г од начала реализации

Россия 0,18 1,2 2002

Эстония 1,5 1153,8 1997

Южная Корея 1,6 35,6 2003

Сингапур 15 3125 1998

США 36,65 118,6 1992

Из таблицы видно, что разные страны шли разными финансовыми вложениями и добились разных результатов, но нужно учитывать важнейшие факторы при первичной оценке: количество граждан, размер территории страны, а также продолжительность и активность реализации ЭП и т. д.

Обратимся сначала к примеру Южной Кореи. За 10 лет (работы по созданию ЭП стартовали в 2003 г.) она смогла при сравнительно небольших вложениях провести впечатляющую работу. 35 $ на человека по сравнению с 1153 $ на человека в Эстонии и 3125 $ на человека в Сингапуре. Из таблицы следует, что в России пока рано подводить какие-то итоги по реализации проекта ЭП, так как вложения в проект еще сравнительно малы, а реализация затрудняется большими территориями страны, большим количеством государственных организаций с ненадлежащим уровнем функциональной подготовленности. Также следует отметить, что с учетом периода реализации проектов ЭП в странах, приведенных в таблице, Россия имеет самое низкое соотношение по показателю время проекта к степени реализации [13].

Для улучшения качества реализации ЭП в России необходимо для начала тезисно проанализировать опыт Южной Кореи.

Во второй раз подряд ООН признала лучшим в мире электронное правительство Южной Кореи. Первое место в мировом eGov-рейтинге ООН Южная Корея заняла благодаря развитию онлайн-сервисов для граждан, строительству телекоммуникационной инфраструктуры, повышению квалификации специалистов, занимающихся формированием электронного правительства. Но тем не менее, главным достижением Южной Кореи в области электронного правительства является активное использование мобильных технологий. На сегодняшний день в Южной Корее любой гражданин может настроить электронное правительство под необходимые для него нужды, а также обеспечить доступ к нему с помощью мобильных приложений. Еще в 1960-х годах их экономика была одной из беднейших в восточном полушарии, а страной управляли военные.

Уже в конце 1980-х Южная Корея сделала первые шаги в строительстве электронного правительства, когда власти решили использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для того, чтобы сделать максимально эффективными свои действия. Для этого были составлены пять национальных баз данных в области государственного управления, финансов, образования и исследования, национальной обороны и национальной безопасности, а впоследствии запущен государственный проект по созданию информационной сети. Однако говорить о полноценных попытках создания электронного правительства было еще рано. В середине - конце 1990-х экономический кризис заставил власть задуматься о реформе слишком большого государственного аппарата. В общей сложности, под сокращение попало около 17 тыс. чиновников. В то же время власти стали активно внедрять новые ИКТ в деятельность государственных органов. В конце 1990-х был принят основной закон о плане по информатизации. В частности, было разработано 7 систем управления в следующих сферах: социальное обеспечение, почтовые услуги, метеорология, перевозка грузов и защита интеллектуальных прав. Также была создана официальная интернет-страница правительства, переведена в электронный формат деятельность налоговых и таможенных органов (e-Customs), система госзакупок («Narajangteo»), были введены в действие электронная система выдачи паспорта и система по предотвращению мошенничества на рынке недвижимости. Все эти меры способствовали более эффективной работе корейских государственных институтов.

В начале 2000-х началось формирование инфраструктуры электронного правительства в его современном понимании, а также реализация 11 ключевых инициатив. А основной этап строительства электронного правительства начался с 2003 года. Власти успешно реализовали 31 проект под контролем специального комитета и это привлекло внимание далеко за границами страны.

Что касается услуг на экспорт, стоит заметить, что проект Е-правительства приносил весьма ощутимый доход. Так, после публикации результатов в вышеупомянутом рейтинге ООН, Корея увеличила объем экспорта услуг по формированию электронного правительства чуть ли не в 2 раза.

Корейская служба по сертификации информации или KICA - это один из крупнейших мировых экспортеров IT-сервисов на основе электронной подписи. Власти Южной Кореи полагают, что экспорт экспертного знания со странами партнерами будет способствовать тесному сотрудничеству, что принесет в экономику страны инвестиции в размере 3,2 млрд долларов.

Умные города. Одним из ярких примеров успеха проекта являются так называемые «умные города» (U-cities). В их основе лежит идея повсеместных вычислений (ubiquitous computing). Обычные будничные заботы и проблемы людей в таких городах (к примеру, государственные услуги, информация о маршрутах транспорта, удаленная диагностика заболеваний и т. п.) решаются благодаря использованию смартфонов либо других устройств. При этом у граждан таких городов нет необходимости изучать, как действуют те или иные технологии или устройства. Устройства сами адаптируются к среде проживания человека.

К примеру, первая в Корее инновационная образовательная система была введена в городе Сечжон: умные школы и университеты. При входе каждого ученика в школу или университет регистрируется время благодаря ID-карточкам с RFID-чипами. Таким образом, родители ежедневно получают автоматическое SMS-сообщение о том, что их дети в этот день посещали учебное заведение. Новые знания усваиваются с помощью электронных досок, при этом информация с досок транслируется напрямую в электронные записные книжки учеников. Расписание уроков и другую необходимую информацию можно узнать с помощью электронных табло. Благодаря этим услугам родители имеют возможность записать своих детей в школу, а также наблюдать за их успеваемостью через интернет. А учителя могут планировать онлайн свои занятия и размещать учебные материалы. Благодаря Е-школе можно избежать многих проблем, связанных с недостатком информации в образовательной сфере, так как благодаря именно этим услугам семья постоянно информирована об успеваемости ребёнка, а учащиеся имеют стабильный доступ к учебным материалам и расписаниям.

Еще одним примером успеха е-правительства является стремительное преображение Ганг-нам-гу - одного из самых оживленных районов Сеула. Сегодня граждане этого города имеют возможность оплатить коммунальные услуги или заполнить налоговую декларацию с помощью мобильных устройств. Недавно в Гангнам-гу была запущена высокоскоростная сеть передачи данных, а также уникальная система видеонаблюдения для предупреждения преступлений на основе интеллектуального анализа изображений.

Обратимся к опыту Эстонии, страны более близкой к России как по менталитету, так и по общему советскому прошлому. Для лучшего понимания рассмотрим проекты, которые были реализованы в этой стране. Следует заметить, что концепция построения проектов в России, Эстонии, Южной Корее, а также во многих других развитых странах в целом схожа, однако в разных странах реализовались разные проекты. Можно увидеть на примере Южной Кореи и Эстонии какой минимум необходимо реализовать России, чтобы полноценно внедрить электронное правительство, а также проанализировать необходимость данных проектов. Также необходимо отметить, что в Южной Корее и Эстонии было реализовано много схожих или полностью идентичных проектов. На примере Эстонии мы изложим концепции электронного правительства в этой стране, а также проекты, которые различаются по реализации или по структуре от проектов, реализованных в Южной Корее.

Жизнь человека и Е-общество. В Эстонии давно пришли к пониманию того, что ценность любого IT-проекта тем выше, чем значительнее польза от его практического внедрения в повседневную жизнь людей. Именно по этой причине в Эстонии поддерживается разными способами и приветствуется разработка Е-решений, которые охватывают все этапы и сферы жизни людей. К примеру, были созданы Е-решения с целью устройства ребёнка в школу, получения детских пособий, для заказа театральных билетов и записи на приём к врачу, а также для получения пенсии и трудоустройства. Более того, в процессе создания находится система по регистрации браков через интернет и, если уж так случилось - то даже и оформлению развода. Граждане также имеют онлайн доступ и могут оформить в электронном виде большую часть бланков и форм всех государственных учреждений, следовательно у граждан отпадает всякая необходимость наносить визиты чиновникам.

«Прыжок тигра». Эстония далеко не сразу стала Е-государством. Вначале возникла потребность представить широким слоям общества саму концепцию информационных технологий. С этой целью в 1997 году было принято решение о предоставлении школам интернета и современных компьютеров. Благодаря этой программе, которая была названа «Прыжок тигра», навыки общения с компьютером проникли во все слои общества. Целью «Прыжка» была подготовка учащихся к возможностям, которые могут обеспечить новейшие интернет-технологии и компьютеры. Благодаря «Прыжку» все школы страны начали готовить 1Т-образованных выпускников, что впоследствии дало толчок для развития направлений бизнеса, связанных с инфотехнология-ми, и как следствие, рост числа рабочих мест для людей, занятых в 1Т-сфере.

Е-поддержка граждан. В то время как задачей программы «Прыжок тигра» являлось ^-образование учащихся и учителей, программа «Смотри на Мир» была нацелена на население в целом и ее главной задачей было ознакомление граждан с основами информационного общества. Целью программы «Смотри на Мир» было дать бесплатную возможность овладеть основами компьютерной грамотности и навыками пользования интернетом для всех желающих. Особенно это касалось тех слоёв общества, которые не имели возможности сделать это самостоятельно в силу возрастных или иных причин. Благодаря данной программе в Эстонии теперь не редкость ГГ-образованные пенсионеры.

Массовое ГГ-Обучение. Стремительно развивающемуся информационному обществу необходимы подготовленные кадры. Поэтому практически в каждом вузе Эстонии осуществляется подготовка специалистов в ГТ-сфере. Некоторые из них уникальны и даже не имеют аналогов в мире.

Е-услуги. Государственный портал eesti.ee. Е-сервисы бессмысленны в том случае, если граждане не знают о их существовании или если эти услуги по каким-либо причинам недоступны. Для этого веб-сайт eesti.ee объединил в одном месте все предоставляемые государством информационные услуги. С помощью этого портала у граждан могут попасть в систему Е-налогов, скачать формы бланков для заполнения, ознакомиться со своими данными в земельном реестре, подать заявление о поступлении в вуз, заявку на оформление пенсии или заявление в комиссию по трудовым спорам. Доступ ко всем этим услугам также возможен и через интернет-сайты банков, благодаря чему их клиенты имеют возможность воспользоваться ими при необходимости. Также сайт предоставляет возможность каждому гражданину увидеть, какой информацией о нём располагает государство. С целью информационной безопасности граждан портал представляет собой не одну большую базу данных, а безопасную шину для обмена данными между различными ин-фосистемами, как коммерческими, так и государственными.

Е-полиция. Полиция имеет доступ к базе данных информационной системы Шенгенской зоны. Благодаря этой информационной оснащенности полиция может принимать оперативные решения без лишнего общения с диспетчером. За последнее время Е-полиция добилась в Эстонии снижения смертности в дорожно-транспортных происшествиях в четыре раза, уменьшив количество несчастных случаев, способствуя обузданию нарушителей скоростного режима и пьянства за рулём и предотвращая различные преступления.

Е-парламентские сессии. С 2000 г. действует информационная система проведения парламентских сессий, и теперь министрам нет необходимости приезжать на заседание с папками, плотно набитыми разными документами. Эта система полезна не только для министров. Официальные лица также имеют доступ к базам данных и имеют возможность ознакомиться с необходимыми материалами и высказать перед заседанием своё мнение по вопросу. Все эти факторы позволили уменьшить время принятия решений с 4-5 часов до 30-90 минут, позволив министрам решать в оставшееся время более важные вопросы. Сам процесс принятия решений стенографируется и его можно отследить в режиме реального времени. Основная часть парламентской работы также осуществляется через интернет. Парламентскую сессию можно увидеть в режиме реального времени на парламентской странице в интернете. Она полностью совпадает со стенограммой. Все законодательные проекты, находящиеся в стадии разработки можно просмотреть через систему И-законодательства, начиная от самой ранней стадии создания, и проследить их движение через различные инстанции. Также находятся в прямом доступе реестры документов всех госучреждений Эстонии. Это увеличивает прозрачность государственного аппарата, а также способствует уменьшению коррупции, так как любое перемещение документов автоматически фиксируется.

И-выборы. С 2005 г. граждане Эстонии имеют возможность проголосовать на выборах по интернету. С помощью своей ГО-карты или мобильного ГО любой человек может сделать свой выбор как в пределах страны, так и за границей. На выборах 2009 г. 104 413 голосовавших воспользовались возможностью проголосовать через интернет, что составляет 15,7 % всех участвовавших в выборах.

Электронная ГО-карта и мобильный ГО в прямом смысле слова являются основой всех инновационных инфосистем. Так, например, в Эстонии электронная ГО-карта является обязательным документом каждого гражданина, предусматривающим целый спектр возможностей. Внутри каждой карты находится микросхема, которая содержит информацию о ее владельце и два сертификата, один из которых отвечает за идентичность карточки, а второй представляет из себя электронную подпись владельца. Благодаря такой защищённости карта используется во многих web-системах, где требуется электронная идентификация личности.

И-бизнес и И-земельные реестры. Деловая активность граждан - основа любой успешной экономики. Любой предприниматель теперь может избежать бюрократической волокиты и открыть фирму через интернет. На И-бизнес-портале был зафиксирован рекорд по регистрации компании - 18 минут. Это значит, что через 18 минут после начала процесса новая компания уже зарегистрирована в реестре предприятий, в налоговом департаменте и других органах. Для того чтобы создать фирму через интернет, достаточно лишь эстонскую ГО-карту. Система также распознаёт ГО-карты из Бельгии, Португалии, Литвы и Финляндии. И-земельный реестр - это информационная система, с помощью которой можно осуществлять поиск недвижимости, исходя из её номинальной стоимости.

И-налоги и Декларации о доходах. До того как появилась система И-налогов, каждый налогоплательщик был вынужден высчитывать свой доход самостоятельно. Теперь же все вычисления производит специальная система на основе данных, собранных из различных источников. Гражданину необходимо лишь зайти в систему И-налогов, используя ГО-карточку, мобильный ГО или интернет-банк, проверить автоматически собранную о нём налоговую информацию и при необходимости внести дополнения или изменения и подтвердить налоговую декларацию. Теперь нет необходимости выстаивать в длинных очередях или что-либо распечатывать, так как система И-налогов работает круглые сутки и без выходных. По подсчетам 92 % всех налоговых деклараций было подано через электронную систему И-налогов.

И-безопасность. В Эстонии И-услуги регулируются в соответствии с законодательством об электронных базах данных. По эстонским законам электронные процедуры имеют статус, равный «бумажным». Электронная подпись полностью идентична традиционной. Злоупотребление электронной идентичностью, а также ее кража преследуются по закону. Защита личной информации граждан - часть эстонского законодательства. Хранение и использование информации в электронном виде регулируется разными законами. Также использование баз данных госучреждений постоянно отслеживается и фиксируется.

Заключение

Из данной статьи можно сделать выводы на примере Южной Кореи и Эстонии, и анализе современного состояния российского электронного правительства, что в данный момент говорить о неудачах, несостоятельности и о том, что электронное правительство не реализуемо в России пока что преждевременно. Стоит отметить, что в России нет четко определенного понятия электронного правительства, на котором бы строилась вся методология и система ЭП. В данной статье выведено одно из возможных определений, которые были выведены из двух всемирно принятых определений и конечный результат был адаптирован под реалии России. Так же стоит отметить финансовый фактор. В работе был представлен показательный сравнительный анализ финансовых вложений и сроков реализации, далее мы дали конкретные примеры реализации проектов на примере Южной Кореи и Эстонии, из данного сравнительного анализа видно, что Россия еще не вложила и 10 % от сумм, которые понадобились на полноценную реализацию ЭП. Также из примера Южной Кореи и Эстонии видно, что Россия не реализовала никаких проектов выше второго уровня развития ЭП, чему свидетельствует 27-е место в общемировом рейтинге ООН. Если подвести рекомендательный итог, то можно сказать, что Россия уже на протяжении 11 лет реализует проект электронного правительства, но к сожалению без особых успехов, единственным реальным успехом можно представить сайт госуслуг, но и его в ближайшем будущем планируют со-

кратить и перестать развивать, т. е. ощутимых проектов, реализованных за 11 лет развития, у России не станет. В рейтинге ООН мы опустимся очень низко. России, при оценке результатов и выводов о дальнейшей актуальности, стоит учитывать три важнейших фактора: срок реализации, территорию реализации и выделенные ресурсы. К сожалению, эта пропорция из трех компонентов не учитывается при реализации ЭП. России необходимо увеличить скорость реализации ЭП, выделить дополнительные средства, необходимые на реализацию полноценного ЭП, и с процессом реализации вступать на путь современного, электронно-демократического, развитого государства.

Литература1

1. Melitski, J. Public performance and management review, 2001 (дата обращения: 13.02.2014).

2. Iriberri, A., Carlos, J. E-government services: design and evaluation of crime reporting alternatives, 2009 (дата обращения: 14.03.2014).

3. Fogli, D. Towards a new work practice in the development of e-government applications, 2003 (дата обращения: 01.10.2013).

4. Hart-Teeter, A. The new e-government equation: Ease, engagement, privacy and protection, 2004 (дата обращения: 09.10.2013).

5. Bulut, C., Yen, B. E-procurement in public sector: a global overview, 2009 (дата обращения:

11.02.2014).

6. Pardo, T. Reassessing New York: A Collaborative Process, 2000 (дата обращения: 10.02.2014).

7. Belanche, D., Casalo, L.V., Guinaliu, M. How to make online public services trustworthy, 2012 (дата обращения: 08.03.2014).

8. Агамирзян, И. Электронное правительство в контексте глобализации // Компьютерра. -2005. - № 23 (дата обращения: 12.12.2013).

9. Голобуцкий, А., Шевчук, О. Электронное правительство, 2004 (дата обращения: 15.11.2013).

10. Юрасов, А.В. Электронная коммерция: учеб. пособие, 2006.

11. Электронный словарь электронной коммерции, 2012.

12. Wikipedia.org.

13. http://izvestia.ru/news/558416.

14. http://gtmarket. ru/ratings/e-government-survey/info.

15. http://www.unrussia.ru/.

Балюков Александр Сергеевич, аспирант, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Самара); Balukov2013@mail.ru.

Поступила в редакцию 5 мая 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics”

2014, vol. 14, no. 3, pp. 78-85

ANALYSIS OF THE RELEVANCE OF E-GOVERNMENT

A.S. Balyukov, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics,

Samara, Russian Federation, Balukov2013@mail.ru

This paper examines the relevance of e-government in Russia taking into account all the latest trends in the development of e-government in Russia and throughout the world. This paper analyzes the relevance of e-government in terms of time and financial investment in Russia and various countries. The basis is a rating of the United Nations.

1 Перечень процитированных в статье литературных источников представлен с сохранением оформления автора статьи.

It is investigated the possibility of deepening the process of modernization of e-government and how to interact with citizens and businesses by the government, it’s given the experience of different countries in achieving high performance in the field of e-government and modernization.

Keywords: E-government, public administration, the digital era, public services, web 2.0, database, e-commerce, G2C, G2B u G2G.

References

1. Melitski J. Public Performance and Management Review, 2001 (accessed 13.02.2014).

2. Iriberri A., Carlos J. E-government services: design and evaluation of crime reporting alternatives, 2009 (accessed 14.03.2014).

3. Fogli D. Towards a new work practice in the development of e-government applications, 2003 (accessed 01.10.2013).

4. Hart-Teeter. The new e-government equation: Ease, engagement, privacy and protection, 2004 (accessed 09.10.2013).

5. Bulut C., Yen B. E-procurement in public sector: a global overview, 2009 (accessed 11.02.2014).

6. Pardo T. Reassessing New York: A Collaborative Process, 2000 (accessed 10.02.2014).

7. Belanche D., Casalo L.V., Guinalm M. How to make online public services trustworthy, 2012. (accessed 08.03.2014).

8. Agamirzyan I. E-government in the context of globalization. Comp'yuterra. 2005, № 23 (accessed 12.12.2013). (in Russ.)

9. Golobutsky A., Shevchuk O. E-Government, 2004 (accessed 15.11.2013). (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Yurasov A.V., E-commerce. Textbook, 2006. (in Russ.)

11. Electronic dictionary e-Commerce, 2012.

12. Wikipedia.org.

13. http://izvestia.ru/news/558416.

14. http://gtmarket.ru/ratings/e-government-survey/info.

15. http://www.unrussia.ru/.

Received 5 May 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.