ВОСТРЕБОВАННОСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ПРАКТИКАХ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Сердюкова Анна Сергеевна,
соискатель кафедры права ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, е-таИ: БепС1икоуа01йдтаИ.сот
В статье детерминируется понятие «ценность». Приведена авторская гипотеза определения наивысших ценностей и связи этих ценностей с формированием у молодёжи навыков самоопределения, самооценки и оценки окружающей реальности.
Обозначен вопрос о востребованности практического применения аксиологического подхода в образовательном пространстве со стороны как студентов, так и педагогов — проводников исторически сложившихся традиционных ценностей.
Для решения поставленного вопроса приводится пример аксиологического подхода в образовательных технологиях в блоке гуманитарных дисциплин, который сможет оказать влияние на воспитание у молодёжи стойких установок на ценность духовно-нравственной составляющей, конкретизировать спектр воспитательного контекста в молодёжной среде и удовлетворить потребность общества в практической готовности студентов к противостоянию разрушительным воздействиям окружающей социокультурной среды.
Ключевые слова: аксиология, абсолютные и относительные ценности, аксиологический подход, воспитание ценностей, ценность, образовательные технологии.
Детерминация категории «ценность» перманентно актуальна, особенно в условиях констатации формального мышления как ведущего способа мыслительной деятельности у современной молодёжи. Более того, складывается впечатление, что в большинстве своём окружающая каждого человека (в том числе ребёнка) действительность имеет целеориентир на стирание традиционных духовно-нравственных ценностей и исторически выверенных на истинность ценностных установок.
С пониманием сущности ценности связаны значимые универсальные цели и нормы, стандарты человеческой деятельности в целом. Истина, Добро, Польза, Благо, Красота должны быть основополагающими установками различных видов и форм проявления креативного потенциала человека и человечности в выборе и интериориза-ции ценностей науки, педагогики, экономики, морали, политики. Но, для того чтобы разобраться в истинности приоритетных, общезначимых, абсолютных и относительных ценностей, нужно проделать немалую работу, так как категория «ценность» берёт начало с древности, развиваясь наряду с такими фундаментальными философскими понятиями, как «бытие», «сущность», «культура», «истина».
Проведя сравнительный анализ слова «ценность» в европейском и российском понимании, мы видим, что наглядно отразились различия лишь в исконных значениях. Так, в русском понятийном аппарате слово «цена» («цЪна», «сепа») происходит от слова «тими» (т1Ц^), понимаемого как «оценка, почёт, цена»1),
1 Фасмер М. Цена // Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. — 1-е изд., 1964-1973; 2-е изд., 1986-1987 (ред. русского текста М.А. Оборина); 3-е изд., 1996; 4-е изд., 2006. — URL: 1-4 Ьйр8://уа8тег.1ехюс^гарЬу.опНпе/ц/цена (дата обращения 23.01.2019).
Ценность (value) // Электронный англо-русский словарь. — URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ словарь/англо-русский^а1ие_1 (дата обращения 10.02.2019).
а в европейском понятийном аппарате слово «ценность» происходит от 'а1 в значении «быть сильным». То есть в первом значении речь идёт о «цене» и «оценке» как таковой, а во втором значении — о «силе». В классическом смысле понятие «ценность» совпадает как в русском, так и европейском его толковании. Здесь можно выделить базовое соотнесение понятия «ценность» — это важность и оценка, где под словом «оценка» подразумевается «придавать значение» (количественное или качественное), производное от слова «цена». Думается, важно отметить и этимологическое значение слова «важность», происходящее от прилагательного «важный», а далее из польского слова 'агпу, т.е. «важный; действительный», идёт своеобразная трансформация в waga — «весы, вес».
Сказанное позволяет высказать предположение о том, что ценность можно рассматривать как нечто взвешенное (сравнённое с какими-то образцами) и оценённое человеком в соответствии с рангами индивидуальной значимости. Для того чтобы понять, что именно ценно для человека, общества, сначала нужно «взвесить» предмет или явление, сравнить с абсолютным и/или относительным образцом и далее дать оценку2.
2 Сердюкова А. С. Напоминание о ценностях: архаика
или современность в поисках согласия // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. — Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. — С. 160-166.
Для исследования проблем, связанных с пониманием общечеловеческих абсолютных ценностей, на одну чашу весов можно положить проблемы, несущие угрозу самому существованию современного мирового сообщества3, а на вторую — абсолютные ценности. Какая чаша окажется тяжелее — зависит от самого человека и человечества. Таким образом, можно приблизиться к истинным ценностям человека как некоему «определителю тяжести веса» сравниваемых данностей и на практике показать, как «взвешивать» на весах жизни псевдоценности и истинные высшие ценности. Из обозначенного следует толкование абсолютных и относительных ценностей.
Абсолютные ценности — идеальные (совершенные) ценности (те ценности, которые нематериальны, относятся к духовным, проверены на истинность временем и тщательно «взвешены», а потом оценены). Здесь можно выделить такие ценности, как: жизнь, здоровье, благо, истина, прекрасное, справедливость, добро.
Относительные ценности — предметно воплощённые и связанные с предметом, то, «что связано с реально-историческими, конкрет-
3 Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. — М.: Академия Естествознания, 2010. — URL: https://monographies.ru/ ru/book/view?id=97 (дата обращения 25.03.2019).
но-предметными значениями данных понятий»4.
В условиях постоянных изменений социальных практик, связанных не только с глобализацией, но и с явными тенденциями подавления духовности в российском народе, обостряется задача поиска связи генезиса восприятия смысла понятия «ценность» с практиками современности, прежде всего — на уровне формирования у молодёжи навыков оценки соотносимости её реальных свойств с аксиологическими константами, исторически подтвердившими своё право оставаться перманентно актуальными. Всё это неизбежно отражается и на сфере образования.
Вопросы аксиологической направленности для системы образования на всех уровнях представляют собой реальную методологическую и методическую задачу. Мы видим, что современное образование в России «требует поиска инновационных подходов к реализации качественного обучения и воспитания»5. На уровне государственной власти ведутся попытки создать реальное диалоговое
4 Религиозная этика: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 1. Основы общей теории морали / П.Е. Матвеев; Владим. гос. ун-т. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. — С. 98.
5 Асташова Н.А., Бондырева С.К., Сманцер А.П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования //
Образование и наука. — 2018. — Т. 20. — № 7. — С. 44.
пространство для проявления духовно-нравственного потенциала со стороны как обучаемых, так и педагогов — проводников исторически сложившихся традиционных ценностей.
Реализуется ряд государственных и федеральных целевых программ, в рамках которых запланированы мероприятия по работе с молодёжью: Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.
Отражение запроса по формированию ценностно ориентированного человека можно найти и в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года6, ориентиры которой сформулированы следующим образом: «...формирование гармоничной личности, воспитание гражданина РФ — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается
6 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. // Российская газета. — 2015. — 8 июня.
любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Отметим важное значение определённой образовательной среды, в которой должны сформироваться предложенные ценностные ориентиры. В ней особая роль отводится именно диалоговому образовательному пространству, представляющему собой «уникальный процесс взаимопроникновения культур, который устанавливает непосредственную связь между образами и представлениями. В данном случае речь идёт о выдающихся творениях человечества, влияющих на ценностные ориентации, мировоззренческие позиции, образ жизни, модели социального поведения»7. Именно формирование представлений о том, что такое истинная ценность и какое место она занимает у ценностно ориентированной личности, может помочь в реализации поставленной стратегической задачи образования. Здесь становится очевидной важность исторического наследия опыта человечества в контексте осмысления сущности ценностей, которые так необходимы для воспитания ценностно ориентированного человека.
7 Асташова Н.А., Бондырева С.К., Сманцер А.П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. — 2018. — Т. 20. — № 7. — С. 43.
Думается, что без сформированных названных представлений молодёжи тяжело будет определяться в современном обществе, в котором должна быть ярко выражена потребность в практической готовности обучаемых к противостоянию разрушительным воздействиям окружающей социокультурной среды.
При такой целевой установке чрезвычайно востребован аксиологический подход в образовательных технологиях в блоке гуманитарных дисциплин, который сможет оказать влияние на воспитание у молодёжи стойких установок на ценность духовно-нравственной составляющей.
При исследовании внедрения в учебную деятельность основ духовно-нравственных ценностей выявлены положительные результаты воздействия на ценностные ориентации молодёжи (как школьников, так и студентов университетов). Исследования проводились с анкетированием до ввода в учебную деятельность ценностных основ и после прохождения курса ценностных основ.
Но важно отметить, что исследователями в области изучения и формирования духовно-нравственных ценностей были выделены и недостатки, с которыми они сталкивались при практической реализации введения в учебный процесс аксиологических констант, а именно: ■ педагог не обладает методами подачи, анализа и закрепления теоретических и практических
основ духовных и нравственных ценностей;
■ нежелание педагогов формировать духовно-нравственные ценности у учащихся, так как, по их мнению, обучение тому или иному предмету достаточно для формирования социально ориентированной личности;
■ неимение, а иногда и нежелание поиска дидактических, учебно-методических пособий по формированию духовно-нравственных ценностей;
■ трудности возникают при комплексном подходе по внедрению в образовательную деятельность духовных и нравственных ценностей, так как должна быть проделана целостная, единая, системная комплексная работа по взаимному сотрудничеству между педагогами при преподавании литературы, истории, географии и других предметов;
■ существуют противоречивые изменения в сознании воспитанников, так как критерий эффективности воспитания тяжело применить, в отличие от обучения. Воспитательная работа «не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки»8.
8 Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
Эти же результаты подтвердила исследователь А.Н. Кошечко, которая проанализировала образовательную ситуацию в России и систему профессиональной подготовки педагогических кадров для преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности и воспитания на их основе традиционных ценностей и пришла к выводу, что в требованиях «нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию духовно-нравственного потенциала традиционных религиозных ценностей в воспитании личности» отсутствуют эффективные образовательные модели подготовки педагогов к реализации этого государственного заказа. Было отмечено, что у педагогов представлены разнообразные ценностные ориентации, а также наблюдается отсутствие «эффективных моделей педагогического сопровождения этого процесса, научно обоснованных рекомендаций для педагогов по самосовершенствованию, самообразованию и само становлению».
Поэтому автор считает актуальным постановку вопроса о создании:
■ доступного для понимания учащимися теоретически оформленного объективного источника, где была бы прописана сущность категорий «ценность», «духовность», «нравственность», а также дана историческая справка о формировании данных категорий, основанная на
реальных исторических фактах, без замалчивания исторически и сущностно важных этапов, формирующих данные категории;
■ аксиологического практикума, благодаря которому учащиеся могут овладеть навыком разделения абсолютных ценностей и относительных, реальных ценностей и псевдоценностей, а также определения наивысших ценностей и связи этих ценностей с формированием у молодёжи навыков самоопределения, самооценки и оценки окружающей реальности;
■ чётких рекомендаций, связанных с выявлением ценностных ориен-таций молодёжи и с последующим воспитанием у молодёжи абсолютных ценностей;
■ системного, комплексного, междисциплинарного диалога аксиологической направленности между теорией и практикой в образовательном пространстве;
■ единого понятийного аппарата в сфере «ценностей», «духовности» и «нравственности», диалога светского и религиозного понимания данных категорий;
■ мотиваций к стремлению педагогов повышать свою профессиональную компетентность в области знаний о ценностях и смыслах общества, а также человечества в целом.
Для воспитания ценностно ориентированной личности необходимы различные подходы: аксиологи-
ческий, культурно-исторический, комплексный (могут использоваться в различных отраслях гуманитарного знания, связанного с формированием общекультурных компетенций у учащихся); системный, компетентностный, системно-дея-тельностный подходы и метод эмпирического наблюдения, анализа, рефлексии, педагогического эксперимента (могут использоваться конкретно в педагогических отраслях знания).
Формирование духовных ценностей осмысливается через «множество двусторонних отношений, обеспечивающих обратную связь между субъектами образования» в образовательной системе (среде), в которой реализуются «разнообразные двусторонние и многосторонние контакты в процессе педагогической деятельности по развитию личности и её социали-зации»9. Поэтому сегодня в образовании особое значение уделено созданию субъект-субъектного диалогового пространства для проявления духовно-нравственного потенциала со стороны как обучаемых, так и педагогов — проводников исторически сложившихся традиционных ценностей.
Педагог Ш.А. Амонашвили точно отметил, что «истинное воспитание
9 Асташова Н.А., Бондырева С.К., Сманцер А.П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. — 2018. — Т. 20. — № 7. — С. 43.
Ребёнка — это воспитание самих себя»10. Отвечая на вопрос о ценностях, присущих личности педагога при формировании духовно-нравственных идеалов, можно согласиться с мнением Н.А. Асташовой: «Несомненно, что ценностной доминантой личности учителя должны быть такие духовные ценности, как любовь, свобода, совесть, вера, ответственность и некоторые другие». Согласимся с учёным и в том, что «основной путь предъявления ценностей, естественно, — каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, взаимодействие «педагог-воспитанник» во всевозможных проявлениях и сочетаниях», где «инте-риоризация ценностей требует внимательного отношения как к каждому звену, так и к полному циклу их развёртывания». Н.А. Асташова выделила этапы полного цикла формирования ценностных ориентаций, которые включают:
■ предъявление ценностей воспитаннику;
■ осознание ценностных ориента-ций личностью;
■ принятие ценностной ориентации;
■ реализацию ценностных ориен-таций в деятельности и поведении;
10 Манифест гуманной педагогики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. gumannajapedagogika.com/манифест.htmlJ свободный
(дата обращения 02.02.2019).
■ закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод её в статус качества личности, т.е. в своего рода потенциальное состояние;
■ актуализацию потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя11.
Здесь важно отметить факт отсроченного результата (термин введён А.Н. Кошечко), «который проявляется не сразу, и ни в какой педагогической модели невозможно определить срок, необходимый для завершения этого процесса. Он принципиально не завершим, и развитие личности продолжается на всём протяжении жизни! Наделённый свободой воли, человек никогда не бывает только дан, он «никогда не закончен, он всегда «задан», перед ним всегда раскрыта бесконечная перспектива духовного развития». «Поэтому аксиологический подход позволяет формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению, что предполагает постепенное самосовершенствование человека через прохождение ситуаций персонального выбора и ответственности за совершённый поступок, нравственного дискомфорта, соизмерения себя, своего внутреннего состояния с чёткой
11 Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монографии. Серия «Научные школы» / под ред. Н.А. Асташовой. — Брянск: Ладомир, 2013. — С. 32.
и личностно принимаемой системой ценностей традиционной духовной культуры»12.
Каковы же формы учебной работы в урочной (аудиторной) и внеурочной (внеаудиторной) деятельности в рамках аксиологического подхода? Формами учебной работы на уроках являются: беседа, интервью, взаимное обсуждение, объяснение, составление словаря терминов и понятий. Методы работы: кейс-метод, метод шести шляп, дискуссия, проблемный метод.
Формы внеклассных мероприятий являются также важным ресурсом при формировании аксиологических констант у молодёжи: образовательные экскурсии в музеи — как обычные, так и интерактивные (например, исторический парк «Россия — моя история»), различные выставки, милосердная помощь ближним в сотрудничестве с различными организациями, занимающимися профессионально этой деятельностью, добрые дела на пользу обществу и другие подобные мероприятия.
Принципы организации аксиологического подхода при использовании той или иной образовательной технологии основываются в первую очередь на комплексности, системности и целостности
12 Кошечко А.Н. Аксиологический подход в реализации образовательных технологий деятельностно-го типа: теория и практика // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27). — С. 166.
организации работы. К этим принципам относятся:
■ субъект-субъектный характер общения;
■ диалогические формы коммуникации;
■ учёт индивидуальных возрастных особенностей учащихся (как основополагающий принцип К.Д. Ушинского природосообраз-ности ребёнка) при обсуждении различных практических ценностных ситуаций;
■ не назидание, а живое общение;
■ приведение именно ценностно ориентированных примеров, основанных на логических, духовных, онтологических константах, без подмены псевдоценностями и откровенным суррогатом, растиражированным в массовой культуре для подражания;
■ ценностный самоанализ, самооценка и самоопределение себя в общем мире с определёнными правилами и законами жизни, основанными на ценностях Добра, Блага, Пользы, Красоты, Истины, Достоинства, Честности, Ответственности;
■ главное — это быть, а не казаться: реализация ценности в поступке;
■ критическое мышление. Аксиологический практикум
внедрения в образовательный процесс методов, направленных на глубокое осмысление истинных ценностей и отличение их от псевдоценности, можно рассмотреть
через комплексное единство понятий, выделенных В.К. Шохиным: «формальной», «материальной», «онтологической» и «гносеологической» аксиологий. Изученные основные аспекты теорий ценностей были доработаны автором данной статьи для внедрения этих теорий в аксиологический практикум. Рассмотрим их.
«Формальные» теории ценностей («ценностная логика») (Ф. Брентано, М. Шелер, Т. Лессинг) обобщают логические законы ценностных отношений. В условиях предлагаемого автором практикума учащийся, обращаясь к достижениям учёных, может активизировать формирование умений и навыков отличения истинной ценности от псевдоценности.
Напомним сформулированные Ф. Брентано четыре аксиомы.
Существование положительной ценности = положительная ценность «+».
Существование отрицательной ценности = отрицательная ценность «-».
Несущественнее некоторой «+» ценности = отрицательная ценность «-».
Несущественнее некоторой «-» ценности = положительная ценность «+».
Учтём, что М. Шелер дополнил эту констатацию неким «долженствованием»:
1) существовать должны только «+» ценности;
2) одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной одновременно. (Пример: прекрасное не может быть и «+» ценностью, и «-» ценностью одновременно, так же как и безобразное. Следовательно, может быть что-то одно: либо «+» ценность, либо «-» ценность.)
Реализуя проблемность постановки учебно-практических задач, можно обратить внимание и на утверждение Т. Лессинга, который считал, что есть априорные (внеопытные) «ценностные законы» и есть априорные «ценностные формы» (ценность вообще, конкретная ценность, неценность). Он выделил закон «специфического отношения ценностей»: из двух ценностей одна больше, другая меньше. (Пример: если «В» ценно, поскольку ценно «А», следовательно, «А» ценно больше, чем «В».)
Из базиса материальной аксиологии, благодаря опыту М. Шелера в глубоком осмыслении «предпочтений» при проблемной дискуссии, можно было бы использовать эвристический метод в иерархии ценностей. Например, осознать и сопоставить с индивидуальными установками критерии «предпочтений»:
■ «долговечность» — то, что проходит сквозь время, на примере материального и нематериального (т.е. картина, которая со временем портится, и любовь, которая нематериальна и не поддаётся старению);
■ «делимость» — более высокие ценности познания «красоты»
или «священного» не нуждаются в делении, следовательно, к ним может приобщиться любое множество людей; ■ «удовлетворённость» — не имеет ничего общего с «удовольствием», но удовольствие может быть следствием «удовлетворённости» (здесь мы видим пример логического закона Т. Лессинга). Здесь учащийся сможет познакомиться с накопленным знанием о том, что мера относительного и абсолютного интуитивна, и на примерах понять, что ценности более высокие ближе к абсолютному.
Из онтологической теории ценностей (И. Кант, М. Шелер, Р.Г. Лотце, Н. Лосский) на уровне учебных дискуссий и применения элементов дебатов можно было бы использовать огромный потенциал, заложенный в возможности изучения и анализа ценностных ситуаций (субъективность и объективность ценностей, нахождения их в бытии, соотношение бытия и существования). Так, познавательный акт предполагает наличие: субъекта (того, кто оценивает); объекта (того, что оценивают); субъект-объектных ценностей (без субъекта объект ценностью не обладает); отношений субъекта и объекта (т.е. оценивание через мир культуры, так как сами по себе отношения невозможно увидеть).
Кейс-метод на основе материалов СМИ можно было бы использовать, опираясь на гносеологическую теорию ценностей — эмпирическое
познание ценностных аспектов через понимание того, что исследовать ценности можно только через отношения, которые имеют выражение в культуре, а сам источник ценностей может находиться и находится за пределами понимания, с чем соглашались учёные Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Самооценке личностного уровня помогли бы достижения исследователей постклассического этапа аксиологической науки (основоположники Дж. Дьюи, М. Рокич, Г. Триандис). Особо можно было бы обратить внимание на последователей этого этапа: опросник термальных ценностей И.Г. Сечина, тест смысложизненных ситуаций Д.А. Леонтьева, авторская методика нравственного самоопределения личности и отношение к неэтическим явлениям у разных возрастных групп А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко. Важно создать условия для вывода учащихся о том, как начинаются первые исследования ценностей в проявлениях культуры на основе оценочных суждений человека.
Через педагогические технологии обучения, развитие критического мышления обучаемый сам сможет оценить свои ценностные ориентиры. В итоге педагогический арсенал может обогатиться артикулированным опытом учащегося, результатами проведённого им исследования ценностных ориентаций и процедуры взаимооценок ровесников. Не исключено, что здесь помогут
выводы, сделанные Н. Лосским, который проанализировал психологические теории осмысления ценностей, основными проявлениями которых являются:
■ чувства — это лишь одежда ценностей (симптомы цели ещё не цель);
■ желания — это следствие ценностей (желание обусловлено ценностью предмета, но не является самим источником ценности);
■ долженствования — когда встаёт выбор между сталкивающимися ценностями;
■ значимость — не относится к психологическим проявлениям, но подобна долженствованию; отличительная особенность состоит в том, что значимость существует там, где есть заданная ценность, но не исполненная.
Важно отметить также и то, что Н. Лосский делает заключение: решение проблемы ценности только через психологию ошибочно.
Таким образом, автор данной статьи подходит к выводу о том, что необходимо детерминировать понятие «ценность», не только теоретически понимая истинную суть этого понятия, но и на практике анализируя индивидуальный ценностный потенциал обучающихся. Опыт показывает, что расширение блока обязательных базовых гуманитарных дисциплин аксиологической направленности реально оказывает влияние на духовно-нравственное формирование у молодёжи креативной
72
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
самооценки и оценки окружающих реалий. Чисто теоретическое освоение генезиса понятия «ценность» не должно стать ведущей целевой составляющей изучения аксиологической дисциплины. Главное — создать реальные условия для образования нравственного базиса каждой личности, осознания значимости национального духовного потенциала, берущего свои ориентиры от исторического наследия прошлого. При таких условиях соединения теории с практикой учащийся будет осмысливать и творчески оценивать явления, предметы и отношения между ними. А навыки разделения абсолютной и относительной ценности, установления связи между ними, различения истинной ценности и псевдоценности обеспечат умение учащихся размышлять и анализировать прежде, чем реагировать на любую информацию из современности или прошлого, строить индивидуальный ценностно ориентированный опыт, понимая, какая Ценность пройдёт сквозь время, а какая — уйдёт в небытие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фасмер М. Цена // Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. — 1-е изд., 1964-1973; 2-е изд., 1986-1987 (ред. русского текста М.А. Оборина); 3-е изд., 1996; 4-е изд., 2006. — URL: 1-4 https://vasmer.lexicography.online/^ цена (дата обращения 23.01.2019).
2. Ценность (value) // Электронный англорусский словарь. — URL: https://dictionary. cambridge.org/ru/словарь/англо-русский/ va1ue_1 (дата обращения 10.02.2019).
3. Сердюкова А.С. Напоминание о ценностях: архаика или современность в поисках согласия // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. — Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. — С.160-166.
4. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. — М.:Академия Естествознания, 2010. — URL: https:// monographies.ru/ru/book/view?id=97 (дата обращения 25.03.2019).
5. Религиозная этика: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 1. Основы общей теории морали / П.Е. Матвеев; Владим. гос. ун-т. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. — 115 с.
6. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Сманцер А.П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. —
2018. — Т. 20. — № 7. — С. 32-67.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. // Российская газета. — 2015. — 8 июня.
8. Сердюкова А.С. Помнить о ценностях: как найти согласие между архаикой и современностью в практиках повседневности? // Современное педагогическое образование. —
2019. — № 2. — С. 163-172.
9. Манифест гуманной педагогики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. gumannajapedagogika.com/манифест.htm1, свободный (дата обращения 02.02.2019).
10. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монографии. Серия «Научные школы» / под ред. Н.А. Асташовой. — Брянск: Ладомир, 2013. — С. 32.
11. Кошечко А.Н. Аксиологический подход в реализации образовательных технологий деятельностного типа: теория и практика // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27), — С. 166.