Научная статья на тему 'Формирование ценностей и педагогическая практика их введения в образовательный процесс: архаика и современность'

Формирование ценностей и педагогическая практика их введения в образовательный процесс: архаика и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТЬ / АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕННОСТНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / AXIOLOGY / VALUE / ABSOLUTE AND RELATIVE VALUES / HISTORICAL HERITAGE OF THE VALUE EXPERIENCE OF A PERSON / EDUCATION OF VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сердюкова Анна Сергеевна

Анализ исторического наследия прошлого как объективного источника понимания сущности категории «ценность». Детерминация понятия. Расширение блока обязательных гуманитарных дисциплин аксиологической направленности. Конкретизация спектра воспитательного контекста в молодёжной среде. Удовлетворение потребности общества в практической готовности обучаемых к противостоянию разрушительным воздействиям социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation Of Values And Pedagogical Practice Of Their Introduction To The Educational Process: Archaic And Modernity

The article defines the concept of «value» through the analysis of the historical heritage of the past as an objective source of understanding of the essence of this category and proposed to expand the block of compulsory basic humanitarian disciplines of axiological orientation, which concretize the range of educational context in the youth environment and satisfy the need of society in the practical readiness of students to resist the destructive effects of the surrounding socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностей и педагогическая практика их введения в образовательный процесс: архаика и современность»

ФОР

УДК 37.034

МИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ и педагогическая практика их введения в образовательный процесс: архаика и современность

Анна Сергеевна Сердюкова,

соискатель кафедры права Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, e-mail: serdiukova01@gmail.com

• аксиология • ценность • абсолютные и относительные ценности

• историческое наследие ценностного опыта человека • воспитание ценностей

Детерминация понятия «ценность» никогда не потеряет значения в процессе формирования духовно-нравственного опыта человека. Это касается и обыденной жизни, и внешних для индивида и его семьи интеракций.

С пониманием сущности ценности связаны значимые универсальные цели и нормы, стандарты человеческой деятельности в целом. Истина, Добро, Красота, Справедливость — основополагающие установки различных видов и форм проявления креативного потенциала человека и человечности в выборе и интериоризации ценностей науки, педагогики, экономики, морали, политики. Но для того, чтобы разобраться в истинности приоритетных, общезначимых, абсолютных и относительных ценностей, требуется проделать немалую работу, так как категория «ценность» берёт начало с древности, развиваясь наряду с такими фундаментальными

философскими категориями, как «бытие», «сущность», «культура», «истина».

В условиях преобразования социальных практик, связанных не только с глобализацией, но и с явными тенденциями подавления духовности в российском народе, обостряется задача поиска связи генезиса восприятия смысла понятия «ценность» с практиками современности, прежде всего на уровне формирования у молодёжи навыков самооценки соотносимости её реальных действий с аксиологическими константами, исторически подтвердившими право оставаться всегда актуальными.

При такой целевой установке чрезвычайно востребован практикум, расширяющий блок обязательных базовых гуманитарных дисциплин аксиологической направленности, который сможет оказать влияние на воспитание стойких установок на ценность духовно-нравственной составляющей в процессах самоактуализации.

Обращаясь к генезису понятия «ценность», следует определиться в самом значении данного понятия. Так, этимологически «ценность» имеет древнегреческие корни

от слова «Т1ДП» («тими» (timi), понимаемое как «оценка, почёт, цена»), далее оно преобразовалось в праславянское слово «смпа» от которого произошли древнерусские и старославянские слова «цъна» и русское слово «цена»1.

В национальном понятийном аппарате под собственно термином «ценность» принято восприятие трёх значений: ценность как «стоимость», ценность как «важность» и ценность как «значение».

Говоря об общеисторических смыслах ценности, следует отметить не только российскую интерпретацию сущности ценности как таковой, но и европейское понимание, связанное с происхождением слова «ценность» («value»2). Исследовав этимологию двух ветвей понимания сущности данной категории, мы видим, что наглядно отразились различия лишь в исконных значениях: «тими» (timi), понимаемое как «оценка, почёт, цена», и «wal» в значении «быть сильным». То есть в первом значении речь идёт «о цене» и «оценке» как таковой, а во втором значении — «о силе».

ТУ" «

Классический смысл понятия «ценность» совпадает как в русском, так и европейском его толковании. Здесь можно выделить базовое соотнесение понятия «ценность» — это важность и оценка. Под словом «оценка» подразумевается придавать значение (количественное или качественное), производное от слова «цена». Думается, важно отметить этимологическое значение и слова «важность», происходящее от прилагательного «важный», а далее из польского слова «wa ny» — то есть «важный; действительный» идёт своеобразная трансформация в «waga» — «весы; вес». Аналогичен и немецкий вариант «waage» — «весы» (которое возникло от праин-доевропеского «wegh» — «двигать; везти»).

Сказанное позволяет высказать авторскую гипотезу о том, что «ценность» можно

1 Фасмер М. Цена. Этимологический словарь русского языка // пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. — 1-е издание: 1964—1973; 2-е издание: 1986—1987 (редактор русского текста

М.А. Оборина); 3-е издание: 1996; 4-е издание: 2006. URL: 1—4 Ьир8://уа8тег.1ехюо^арЬу.оп1те/ц/цена (дата обращения 30.01.2019).

2 Электронный англо-русский словарь. URL: https://dictionary. cambridge.org/ru/словарь/аш\ло-русский/va1ue_1 (дата обращения

30.01.2019).

рассматривать как нечто взвешенное (сравненное с какими-то образцами) и оценённое человеком в соответствии с рангами индивидуальной значимости. Для того чтобы понять, что именно ценно для человека, общества, сначала нужно «взвесить» предмет или явление, сравнить с абсолютным и/или относительным образцом и далее дать оценку.

Последнее неизбежно выводит на сопоставление понятий абсолютного и относительного смысла ценности. Для исследования проблем, связанных с пониманием общечеловеческих, абсолютных ценностей, требуется сначала выявить проблемы понимания понятия ценности и его места в актуальных проблемах человечества, «взвесить» его по методологии философского и исторического анализа, проследить эволюцию осмысления поставленной проблемы, а затем «оценить» полученные результаты исследования.

На одну чашу «весов» можно «поставить» проблемы, несущие угрозу самому существованию современного мирового сообщества, а на вторую — абсолютные ценности. Какая «чаша» окажется «тяжелее» — зависит от самого человека и человечества. Таким образом, можно приблизиться к истинным ценностям человека как некоему «определителю тяжести веса» сравниваемых данностей.

Я придерживаюсь точки зрения, что под той или иной ценностью надо понимать как то, что связано с абсолютным значением одноимённых понятий, так и то, что связано с реально-историческими, конкретно-предметными значениями понятий. В первом случае имеем дело с абсолютной моральной ценностью, а во втором — с относительной моральной ценностью» .

3 Религиозная этика: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 1. Основы общей теории морали / П.Е. Матвеев; Владим. гос. ун-т. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. — С. 102.

Отсюда представляется целесообразным учесть три основные формы существования человека: материальный мир, духовный мир и социальный мир, а также отношения между этими «мирами». Из обозначенного следует:

Абсолютные ценности — идеальные (совершенные) ценности (те ценности, которые нематериальны, относятся к духовным, проверены на истинность временем и тщательно взвешены, а потом оценены). Здесь можно выделить такие ценности, как: жизнь, здоровье, благо, истина, прекрасное, справедливость, добро;

Относительные ценности — предметно воплощённые и связанные с предметом ценности.

Здесь можно разделить:

1) ценности, которые зависят от самого существования человека (флора, фауна, почва, энергия);

2) ценности как основа отношений между людьми (семья, общество, государство, духовная культура, быт, наука, образование);

3) ценности как отношение между человеком и предметным миром.

Если будем рассматривать исследуемую категорию в более широком смысле, то понятие «ценность» нужно также «взвесить» и потом «оценить», а для того, чтобы «взвесить» и «оценить», их первоначально нужно определить (выявить) через сравнение с осознанными проблемами и угрозами как «сегодня», так и в рамках социокультурного наследия — «вчера».

Обобщая общечеловеческие ценности, В.М. Таланов выделяет одну из проблем, которую отнёс к «самой серьёзной», — «это появившаяся в ХХ веке опасность полного самоуничтожения человечества. Это качественно новая угроза — никогда ранее, ни в одну из эпох существования человечества её не было.

Прошедший век некоторые учёные и философы назвали веком Предупреждений. Учёные

доказали, что следствием ядерной войны будут «ядерная зима» и «ядерная ночь»,

4

не совместимые с жизнью человека» .

Также к самоуничтожению человечества помимо терроризма и войн может привести кризис духовности (снижение нравственного уровня общества в целом, разрушение семьи и семейных традиций; материальные удовольствия и «красивая» (роскошная) жизнь зачастую стали выше ценностей общечеловеческих: уважения старшего или ближнего, помощи ближнему, стыда за безнравственное поведение и мысли самого человека). Отсюда идут утрата безопасных для будущего социума ориентиров в поиске смысла жизни, невежество по отношению к историческому наследию прошлого и нежелание осмысления наследия человеческого опыта, увеличение депрессивности в поведенческих практиках населения, векордизм.

Таким образом, без осознания и понимания личностью абсолютных базовых ценностей культуры общества, без гармонии абсолютных и относительных ценностей жизнь человека становится лишённой смысла, а человечество сталкивается с угрозой самоуничтожения.

Здесь становится очевидным важность исторического наследия опыта человечества в контексте осмысления сущности ценностей и их проявления в практиках повседневности, которые так необходимы для воспитания ценностно-ориентированного человека.

Этот же запрос видим в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»5, ориентиры которой сформулированы следующим образом:

4 Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. Издательство «Академия Естествознания», 2010 г. URL: https://monographies.ru/ru/ book/view?id=97 (дата обращения 28.01.2019).

5 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. // Российская газета. 8 июня 2015 г. — Федеральный выпуск № 6693 (122).

«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина РФ — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Без формирования представлений, что такое истинная ценность и какое место она занимает у ценностно-ориентированной личности, реализация поставленной стратегической задачи будет затруднительна.

Учтём историческое наследие в накопленном человечеством опыте понимания сущности «ценности».

Античность (Сократ, Платон, Аристотель). Философы размышляли на тему ценностей через осознание и понимания таких понятий, как: Благо — Польза; Справедливость — выражается в пользе, «Бог — благ по существу», а мифы про богов, которые рассказывает Гомер, и остальные поэты «составили для людей лживые сказания», так как не может быть Бог грешным, ведь истина — справедлива по своей сути. «Благо — причина не всех действий...

В

6

зле оно не повинно» .

Средневековье (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Под ценностью понимаются: справедливость, истина, добро, благо, счастье, красота, идея, закон. В продолжении понимания мира Сократом в эпоху средневековья происходит глубокое осмысление: неизменная истина — Бог (Бог неизменен, следовательно, и истина неизменна1), происходит рациональное и логическое осмысления существования Бога (Фома Аквинский говорил: «Бытие Бога может быть

С 8

доказано 5 путями» , и здесь мы видим, как, не прибегая к учению Церкви, а на основании

6 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. // Российская газета. 8 июня 2015 г. — Федеральный выпуск № 6693 (122). — С. 82.

7 Блаженный Августин. Исповедь. Издательство Белорусского Экзархата. 2006. — С. 64.

8 Фома Аквинский. Сумма теологии: Т. 1. Первая часть:

Вопросы 1—64. Билингва латинско-русский. Пер. с лат. / Под ред. Н. Лобковица, А.В. Апполонова. Изд. 2-е, испр. —

Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — С. 67.

доводов разума и логики, происходит доказывания Истинности суждения).

Переходный период перед классической картиной мира — здесь впервые ценность находится уже в мире Субъекта. Р. Декарт закладывает формулу использования термина valeur. Впервые высказывается мнение, что Воля сильнее Интеллекта. Б. Паскаль разделил человеческие достоинства на условные (связанные с высоким положением личности) и естественные (относящиеся к душе и телу). Благодаря этому делению и происходит формирование понимания новой категории «моральное чувство» английскими учёными: Э.Э.К. Шефтсбери (чувства «хорошо» / «плохо» заложено природой, «очевидности — все люди понимают, что есть нечто почётное и есть бесчестие, есть гнусное и есть превосход-ное»9); Д. Юм (рассудок не является источником наших оценок моральной ситуации); И. Кант (абсолютная ценность — это бескорыстность поведения), здесь есть некая параллель с Платоном, что делать по долгу ниже, чем делать по совести; «Доброе» в отличие от «приятного, прекрасного» — и есть объективная ценность; он выделил иерархию ценностей («Царство целей» и «Царство природы»), где всегда есть вершина ценностей, которые и являются основой основ).

Предклассический и классический этапы аксиологии. Предклассический: Р.Г. Лот-це впервые использует категорию «ценность» в сочинениях, и здесь понятия ценностей — «эстетических, моральных, религиозных — становятся общезначимыми единицами философской лексики»10; А.Б. Ритчль соединил веру

9 Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. — Москва, 2000. Гл. 1. п. 4. URL: http://fi1osof.historic.ru/books/item/f00/s00/z000094 2/st000.shtm1 (дата обращения 12.01.2019).

10 Философия: Энциклопедический словарь. — Москва: Гардарики. Под редакцией А.А.Ивина. 2004. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phi-bsophy/36/АКСИОЛОГИЯ (дата обращения 30.04.2018).

с ценностными суждениями; Ф. Брентано — развивал учение о неком «внутреннем опыте».

Учитывая представленные рассуждения, обоснуем выводы о значимости практического концепта в освоении аксиологических дисциплин. Их актуализация совпадает с Классическим периодом развития понятия «ценность».

В.К. Шохин предлагает отнести весь комплекс научных изысканий, связанных с изучением основных проблем теории ценностей, которые, по его мнению, можно рассмотреть через единство понятий: «формальной», «материальной», «онтологической» и «гносеологи-11

ческой» аксиологии :

«Формальные» теории ценностей («ценностная логика») (Ф. Брентано, М. Шелер, Т. Лессинг) — обобщают логические законы ценностных отношений. В условиях предлагаемого автором практикума учащийся, обращаясь к достижениям учёных, может активизировать формирование умений и навыков различения истинной ценности от псевдоценности.

Напомним сформулированные Ф. Брентано четыре аксиомы:

• Существование положительной ценности = положительная ценность «+»;

• Существование отрицательной ценности = отрицательная ценность «—»;

• Несущественнее некоторой «+» ценности = отрицательная ценность «—»;

• Несущественнее некоторой «—» ценности = положительная ценность «+».

Учтём, что М. Шелер дополнил эту констатацию неким «долженствованием»:

1. Существовать только «+» ценности;

2. Одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной одновременно (Пример: прекрасное не может быть и «+»

11 Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альманах «Альфа и Омега». — 1998. — № 17, 18, URL: http://www.pravmir.ru/klassicheskaya-filosofiya-tsennostey/ (дата обращения 30.01.2019).

ценностью, и «—» ценностью одновременно, так же, как и безобразное. Следовательно, может быть что-то одно: либо «+» ценность, либо «—» ценность).

Реализуя проблемность постановки учебно-практических задач, можно обратить внимание и на утверждение Т. Лессинга, который считал, что есть априорные (вне-опытные) «ценностные законы» и есть априорные «ценностные формы» (ценность вообще, конкретная ценность, не ценность), выделил закон «специфического отношения ценностей»: из двух ценностей одна больше другая меньше (пример: если «В» ценно, поскольку ценно «А», следовательно, «А» ценно больше, чем «В»).

Из базиса материальной аксиологии, благодаря опыту М. Шелера, в глубоком осмыслении «предпочтении» неких рангов ценностной иерархии можно было бы использовать метод ранжирования иерархии ценностей. Например, осознать и сопоставить с индивидуальными установками критерии «предпочтений »:

• «долговечность» — то, что проходит сквозь время, на примере материального и нематериального (то есть картина, которая со временем портится, и любовь, которая не материальна и не поддаётся старению);

• «делимость» — более высокие ценности познания «красоты» или «священного»

не нуждаются в делении, следовательно, к ним может приобщиться любое множество людей;

• «удовлетворённость» — не имеет ничего общего с «удовольствием», но удовольствие может быть следствием «удовлетворённости» (здесь мы видим пример логического закона Т. Лессинга).

Здесь учащийся сможет познакомиться с накопленным знанием о том, что мера относительного и абсолютного интуитивна, и на примерах понять, что ценности более высокие ближе к абсолютному.

Из онтологической теории ценностей

(И. Кант, М. Шелер, Р. Г. Лотце, Н. Лосский) на уровне учебных дискуссий и применения элементов дебатов можно было бы использовать огромный потенциал, заложенный в возможности изучения и анализа ценностных ситуаций (субъективность и объективность ценностей, нахождения их в бытии, соотношение бытия и существования). Так, познавательный акт предполагает наличие: «субъекта» (тот, кто оценивает); «объекта» (то, что оценивают); «субъект-объектные» ценности (без субъекта объект ценностью не обладает); отношения субъекта и объекта (то есть оценивание через мир культуры, так как сами по себе отношения невозможно увидеть).

Кейс-метод на основе материалов СМИ можно использовать, опираясь на гносеологическую теорию ценностей — эмпирическое познание ценностных аспектов через понимание того, что исследовать ценности можно только через отношения, которые имеют выражение в культуре, а сам источник ценностей может и находится за пределами поминания, с чем соглашались учёные Баденской школы (В. Виндель-банд, Г. Риккерт).

Самооценке личностного уровня помогли бы достижения исследователей постклассического этапа (основоположники Дж. Дьюи, М. Рокич, Г. Триандис). Особо можно обратить внимание на последователей этого этапа: опросник термальных ценностей И.Г. Сечина, тест смысло-жизненных ситуаций Д.А. Леонтьева, авторская методика нравственного самоопределение личности и отношение к неэтическим явлениям у разных возрастных групп А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко12. Важно создать условия для вывода учащегося о том, как начинаются первые исследования ценностей в проявлениях культуры на основе оценочных суждениях человека.

Средствами педагогических технологий обучения, развития критического мышления обучаемый сам сможет оценить ценностные ориентиры. В итоге педагогический арсенал может обогатиться артикулированным опытом учащегося, результатом проведённого им исследования цен-

12 Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное

самоопределение молодежи. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

ностных ориентаций и процедуры взаимооценок ровесников. Не исключено, что здесь помогут выводы, сделанные Н. Лосским, который проанализировал психологические теории осмысления ценностей, основными проявлениями которых являются:

• чувства — это лишь одежда ценностей (симптомы цели ещё не цель);

• желания — это следствие ценностей (желание обусловлено ценностью предмета, но не является самим источником ценности);

• долженствования — когда встаёт выбор между сталкивающимися ценностями;

• значимость — не относиться к психологическим проявлениям, но, подобно долженствованию, отличительная особенность в том, что значимость существует там, где есть заданная ценность, но

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не исполненная»13.

Важно будет отметить также и то, что Н. Лосский делает заключение: решение проблемы ценности только в психологии ошибочно.

Таким образом, важно детерминировать понятие «ценность», не только теоретически понимая истинную суть этого понятия, но и на практике анализируя индивидуальный ценностный потенциал. Теоретическое освоение генезиса понятия «ценность» не должно стать ведущей целевой составляющей практикума. Главное — создать реальные условия образования нравственного базиса каждой личности, осознания значимости национального духовного потенциала, исторически берущего ориентиры из христианской этики.

Навыки разделения абсолютной и относительной ценности, установления связи между ними, различения истиной ценности и псевдоценности обеспечат умение

13 Лосский Н. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. — YMCA PRESS. Paris, 1931. URL: http://www.odinblago.ru/ cennots_i_bitie/ (дата обращения 30.11.2018).

учащихся размышлять и анализировать прежде, чем реагировать на любую информацию из современности и прошлого, строить индиви-

дуальный ценностно-ориентированный опыт, понимая, какая Ценность пройдёт сквозь время, а какая — уйдёт в небытие. НО

Formation Of Values And Pedagogical Practice Of Their Introduction To The Educational Process: Archaic And Modernity

Anna S. Serdyukova, aspirant of the chair of law Russian state vocational pedagogical university, Yekaterinburg, e-mail: serdiukova01@gmail.com

Abstract. The article defines the concept of «value» through the analysis of the historical heritage of the past as an objective source of understanding of the essence of this category and proposed to expand the block of compulsory basic humanitarian disciplines of axiological orientation, which concretize the range of educational context in the youth environment and satisfy the need of society in the practical readiness of students to resist the destructive effects of the surrounding socio-cultural environment.

Keywords: axiology, value, absolute and relative values, historical heritage of the value experience of a person, education of values.

Literatura:

1. Abramov M.A. SHotlandskaya filosofiya veka Prosveshcheniya. — Moskva, 2000. Gl. 1. p. 4. URL: http://filosof.historic.ru/ books/ite m/f00/s00/z0000942/st000.shtml (data obrashcheniya 12.01.2019).

2. Blazhennyj Avgustin. Ispoved'. Izdatel'stvo Belorusskogo EHkzarhata. 2006. — 336 s.

3. Kuprejchenko A.B., Vorob'eva A.E. Nravstvennoe samoopredelenie molodyozhi. — Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013.

4. Losskij N. Cennost' i bytie. Bog i Carstvo Bozhie kak osnova cennostej. — YMCA PRESS Paris, 1931. URL: http://www.odinblago.ru/cennots_i_bitie/ (data obrashcheniya 30.04.2018).

5. Platon. Gosudarstvo; [per.s drevnegrech. A.N. Egunova]. — Moskva: Izdatel'stvo AST, 2016. — 448 s.

6. Religioznaya ehtika: Kurs lekcij. V 3 ch. CH. 1. Osnovy obshchej teorii morali / P.E. Matveev; Vladim. gos. un-t. — Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2009. — 115 s.

7. «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r. // Rossijskaya gazeta. 8 iyunya 2015 g. — Federal'nyj vypusk № 6693 (122).

8. Talanov V.M. Obshchechelovecheskie cennosti: monografiya. Izdatel'stvo «Akademiya Estestvoznaniya», 2010 g. URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=97 (data obrashcheniya 25.09.2018).

9. Fasmer M. Cena. Ehtimologicheskij slovar' russkogo yazyka / per. s nem. i dop. O.N. Trubachyova. — 1-e izdanie: 1964—1973; 2-e izdanie: 1986—1987 (redaktor russkogo teksta M. A. Oborina); 3-e izdanie: 1996; 4-e izdanie: 2006. URL: 1—4 https://vasmer.lexicography.online/c/cena (data obrashcheniya 30.09.2018).

10. Foma Akvinskij. Summa teologii: T. 1. Pevrvaya chast': Voprosy 1—64. Per. s lat. / pod red. N. Lobkovica, A.V. Appolonova. Izd. 2-e, ispr. — Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2013. — 832 s.

11. Filosofiya: Ehnciklopedicheskij slovar'. — Moskva: Gardariki. Pod redakciej A.A. Ivina. 2004. URL: https://dic.acade mic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/36/AKSIOLOGIYA (data obrashcheniya 30.04.2018).

12. Shohin V.K. Klassicheskaya filosofiya cennostej: predystoriya, problemy, rezul'taty // Al'manah«Al'fa i Omega». — 1998. — № 17, 18. URL: http://www.pravmir.ru/klassicheskaya-filosofiya-tsennostey/ (data obrashcheniya 30.04.2018).

13. Ehlektronnyj anglo-russkij slovar'. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/slovar'/anglo-russkij/value_1 (data obrashcheniya 30.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.