Научная статья на тему '«Восток - Запад - Россия»: о месте России в проекте глобализации'

«Восток - Запад - Россия»: о месте России в проекте глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1415
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ / МИРОВОЕ ЛИДЕРСТВО / ВОСТОК / ЗАПАД / РОССИЯ / США / КИТАЙ / PROJECT OF GLOBALIZATION / ECONOMICS MODERNIZATION / INNOVATIONS / VALUE BASE / GLOBAL LEADERSHIP / EAST / WEST / RUSSIA / USA / CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Опошнянский Алексей Валентинович

В статье осмыслен вопрос лидерства стран Востока (как демографического, так и экономического, политического) на современном этапе мирового цивилизационного развития, обозначены экономические и ценностные основания успеха азиатских стран. Представлены аргументы, ставящие под сомнение лидерство стран Азии, среди которых отсутствие «азиатского единства», преобладающая роль западных инноваций и ценностей в развитии экономик стран Востока и др. Сделан вывод о невозможности точного соотнесения России с Востоком или Западом, однако благоприятные перспективы развития России связываются с присоединением ее к проекту «XXI век век восхождения Востока».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

East - West - Russia: concerning place of Russia in the project of globalization

The article reviews the issue on Oriental countries leadership (both demographic and economic, political) at the present stage of global civilization development, outlines economic and value foundations for success of Asian countries. The paper supplies evidence questioning the leadership of Asian countries, because there are lack of “Asian unity,” the dominant role of Western innovations and values in the development of Oriental countries economics among them. The research results describe inability to precisely match Russia with "East" or "West". However, the prospects of Russia development are associated with its accession to the project "XXI century is the century of the East rising".

Текст научной работы на тему ««Восток - Запад - Россия»: о месте России в проекте глобализации»

УДК 130.123:316.32(470 + 571)

Опошнянский Алексей Валентинович

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко

«ВОСТОК - ЗАПАД - РОССИЯ»: О МЕСТЕ РОССИИ В ПРОЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Oposhnyanskiy Alexey Valentinovitch

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Head of Humanities, Social and Economic Sciences Department, Krasnodar Higher Military School

EAST - WEST - RUSSIA: CONCERNING PLACE OF RUSSIA IN THE PROJECT OF GLOBALIZATION

Аннотация:

В статье осмыслен вопрос лидерства стран Востока (как демографического, так и экономического, политического) на современном этапе мирового цивилизационного развития, обозначены экономические и ценностные основания успеха азиатских стран. Представлены аргументы, ставящие под сомнение лидерство стран Азии, среди которых отсутствие «азиатского единства», преобладающая роль западных инноваций и ценностей в развитии экономик стран Востока и др. Сделан вывод о невозможности точного соотнесения России с Востоком или Западом, однако благоприятные перспективы развития России связываются с присоединением ее к проекту «XXI век - век восхождения Востока».

Ключевые слова:

проект глобализации, модернизация экономики, инновации, ценностные основания, мировое лидерство, Восток, Запад, Россия, США, Китай.

Summary:

The article reviews the issue on Oriental countries leadership (both demographic and economic, political) at the present stage of global civilization development, outlines economic and value foundations for success of Asian countries. The paper supplies evidence questioning the leadership of Asian countries, because there are lack of "Asian unity," the dominant role of Western innovations and values in the development of Oriental countries economics among them. The research results describe inability to precisely match Russia with "East" or "West". However, the prospects of Russia development are associated with its accession to the project "XXI century is the century of the East rising".

Keywords:

project of globalization, economics modernization, innovations, value base, global leadership, East, West, Russia, USA, China.

В октябре 2011 г. было объявлено, что численность населения Земли достигла 7 млрд чел. Из этого количества 60 % проживают в Азии, на Китай, Индию и Индонезию вместе взятые приходится подавляющая часть населения. Модернизационные процессы этих и других стран Востока позволили демографическим гигантам превратиться в локомотивы мировой экономики.

В прошедшем 2015 г. по оценкам Brand Finance, переданным Интерфаксом, самым дорогостоящим в очередной раз оказался бренд США, на втором месте находится Китай. В пятерку вошли также Германия, Великобритания и Япония, 7-е место заняла Индия. Смещение российского бренда с 12-го на 18-е место, очевидно, явилось политической санкцией за позицию РФ по Сирии.

Однако проведение более взвешенной оценки ситуации, с учетом не только абсолютных результатов, но и масштаба экономики, делает заметным лидерство Востока. Так, первое место по многим показателям занимает Сингапур, набравший 88 пунктов из 100. В стране наблюдаются низкий уровень коррупции, высокие экологические стандарты, активно развиваются сферы образования и туризма. Самой конкурентоспособной экономикой в мире в результате сравнения показателей признан Гонконг [1].

Стремительное развитие стран Азии во многом обусловлено благоприятными демографическими предпосылками: в регионе фиксируется большой удельный вес молодого поколения, которое не обязано заботиться об иждивенцах. Однако это лишь одна из слагаемых успеха. В этих странах сформированы эффективная система образования, привлекательная среда для бизнеса, вложены средства в научно-исследовательские разработки и инновации, созданы преграды для коррупционных проявлений.

Долгое время считалось, что капитализм, производительность - это результат трудовой этики протестантизма. Однако страны Востока показали способность к модернизации на основе национальных ценностей, и не только по японскому пути. У азиатских локомотивов мировой экономики есть общие ценностные основания успеха:

- трудовая этика, основанная на традиционных ценностях, обязывающая много трудиться и серьезно относиться к трудовой дисциплине;

- мотивация к лучшей жизни, которой можно достичь, прилагая большие усилия;

- этика стойкости и самоограничения, формирующая умение справляться с трудностями, переносить неудачи.

Япония, Корея, Гонконг, Сингапур и другие страны Азии добились значительных успехов в деле модернизации. Этим успехам сопутствуют громадная конкуренция на рынке рабочей силы вследствие демографического давления, а также желание осваивать и заимствовать чужой опыт, что никак не соответствует образу «закрытого» Востока.

Следующим существенным аргументом в пользу нарастающего лидерства стран Востока является то, что Китай и Япония (Россия тоже) выступают в качестве основных крупнейших кредиторов Соединенных Штатов. Такая ситуация говорит о мощи экономики кредиторов, но вместе с тем поднимает острые вопросы о состоянии экономики США, курса доллара, кризисе Еврозоны.

Существующие тенденции и соответствующие им мироощущения породили своеобразный тренд: «XXI век - век заката Запада и восхождения Востока» [2]. Вслед за демографическим лидерством Восток набирает экономическое, политическое могущество и стремится перенести центр силы в Азию.

История мировой цивилизации показывает, что современное лидерство Запада длится не столь долго, если брать в расчет временной промежуток в тысячи лет. Так, достаточно убедительно утверждение о лидерстве Запада применительно к эпохе капитализма (последние 200 лет), когда он эксплуатировал свои восточные колонии. До этого лидером цивилизационного процесса являлся Восток: Индия, Китай, арабо-мусульманский мир.

Уже в 2003 г. фирма Голден Сакс прогнозировала на 2050 г. лидерство Китая, США, Индии и Японии. Некоторые современные прогнозы предполагают смену лидерства в 2040 г., когда ожидается, что на первые места выйдут Китай и Индия. Об интенсивности изменений говорит следующая оценка: во время индустриальной революции уровень жизни улучшался наполовину каждые 50 лет, тогда как уровень благосостояния азиатских стран повышается в 100 раз в течение жизни одного поколения [3]. Россия также стремится модернизировать свой Дальний Восток, где за последнее время были построены около 20 городов, космодром, университет, железные дороги и пр.

Благоприятная перспектива мирового развития зависит не только от стран Азии, но и от осознания цивилизационного сдвига на Западе, в США. Дело в том, что еще в XIX и ХХ вв. экономическое лидерство европейских стран было основано на покорении и колонизации стран Азии. До Второй мировой войны эксплуатация колоний и зависимых стран являлась главным условием роста экономического могущества колониальных держав. Победа Октябрьской революции, разгром фашистов во Второй мировой войне способствовали падению мировой колониальной системы. В результате создания ООН и заключения мирового соглашения по вопросам международной торговли [4] бывшие колонии получили возможность экономического развития без использования войн. Система правил, которая была принята участниками соглашения, позволила ряду стран восстановить послевоенную экономику, а Китаю и Индии дала возможность постепенно приблизиться к мировому лидерству в XXI в. Все произошедшее стало не просто большим цивилизационным сдвигом и достижением в экономике, но революцией в сознании, ценностях. Для того чтобы такой сдвиг не привел к мировой войне, а прошел мирно и успешно, религиозные деятели, философы, интеллектуалы должны помочь политикам осознать и принять правильные решения.

К сожалению, современное общественное мнение часто формируется манипулятивными медиатехнологиями. В индустрии пропаганды наблюдается протекционизм интересов США и стран Европы. В Международном валютном фонде (МВФ) и Международном банке (МБ) в последние 60 лет сложилось негласное правило, что главой МВФ всегда выступает представитель Европы, а МБ - США. Финансисты из стран Азии, в которых в настоящее время проживает большинство населения Земли, где наблюдаются самые высокие темпы роста экономики и объем золотовалютных резервов которых составляет более 3 трлн долл., никогда не претендуют на эти должности. Но это лишь внешняя сторона анахронизма, которая заключается в привычке смотреть на Азию как в некотором смысле отсталую и за которой скрывается подоплека конфликта.

Рассматриваемые проблемы являются не только экономическими или финансовыми: они поднялись до ценностного уровня. Ведущие международные организации должны способствовать преодолению этих стереотипов теперь уже мнимого превосходства. Азиатские страны предлагают изменить представительство в составе Совета Безопасности ООН и включить в него представителя Азии (сейчас в него входят два представителя Евросоюза), так как данным органом принимаются решения, обязательные к исполнению для всех стран, входящих в ООН. Есть частные примеры того, как азиатские компании выигрывают тендеры на строительство крупных подрядов у европейцев. Однако это лидерство азиатов не бесспорно. В одном случае это протекция государства, в другом - американские или европейские технологии, используемые азиатскими компаниями.

Другой аргумент против лидерства стран Востока и Азии заключается в том, что якобы отсутствует азиатское единство как таковое. Страны региона развиты неравномерно. Прибрежные регионы Южной Кореи, Японии, Вьетнама, восточное побережье Китая имеют сходную экономику и похожие социокультурные характеристики. Но в центральном и западном Китае высок уровень бедного населения, Индонезия и Индия культурно принадлежат к другим мирам Азии, в Индии наличествует большая неравномерность в финансовом положении населения. Политическая система стран Азии неоднородна и разнообразна: от демократии до авторитаризма. Не существует единой экономической системы стран Азии: в Китае доминирует государственный капитализм, что не похоже на частный капитализм Японии, Южной Кореи. Индия, несмотря на наличие продвинутых секторов и разработок, является в основном аграрной страной. В азиатском географическом пространстве отсутствуют общие, единые политические и военные институты: нет общего координирующего учреждения (подобно НАТО или Европейскому союзу) или центра принятия решений. В Азиатском регионе много острых конфликтов: в Пакистане, Корее, Южно-Китайском море. Для обеспечения своей безопасности страны Азии во многом должны обращаться к внешним гарантам, прежде всего НАТО и США.

Несмотря на то что в России принято апеллировать к странам Азии как инновационным экономикам, скептики утверждают, что фундаментальные составляющие этих экономик являются производными от западных достижений. Китайская экономика строится на низкой добавленной стоимости, вся производимая электроника и другая техника, как правило, есть заимствование с Запада. Китай и некоторые другие страны часто добиваются успеха за счет дешевой рабочей силы. Даже основное достоинство Японии и Кореи как производителей представляется лишь результатом усовершенствования западных инноваций и продуктов.

Следующим аргументом в пользу западной модели является оценка системы образования. Азиатские студенты, если есть такая возможность, предпочитают получать образование в североамериканских и европейских университетах. До 80 % китайских студентов, обучающихся в США, не возвращаются на родину. Действительно, миграция квалифицированной молодой рабочей силы является важным показателем прогресса. Может быть, это проигрыш не только системы образования, но и образа жизни в целом. Вполне вероятно, что западная модель образа жизни дает способным молодым людям больше возможностей для совершенствования и самореализации. Возможно, что при тех же трудозатратах она обеспечивает более обеспеченную жизнь и благополучие. Не стоит забывать при этом, что уровень конкуренции за рабочие места в Китае достаточно высок.

Скептики утверждают, что несомненный прогресс и модернизация стран Азиатского региона заключаются в копировании и заимствовании западных ценностей и инноваций. Полностью с этим согласиться нельзя: Китай и другие страны развивают свои университеты, их материальную базу, науку. Можно считать, что господство Запада является не односторонним - экономическим, а комплексным: оно проявляется в университетах, культуре, досуге, системе вооруженных сил. Возможна и такая точка зрения, что капитализм, демократия, равенство полов, свобода, открытость, светскость - это ценности, пришедшие с Запада, которые обеспечили прогресс Азии. Кроме того, есть и ослабления в развитии азиатских стран, в том числе Таиланда, Японии.

С нашей точки зрения, все контраргументы пока лишь говорят об одном: несмотря на то что проект глобализации - это западный проект, в настоящее время на том же глобальном уровне существует конкуренция между Востоком и Западом. В глобальном мире Запад и Восток развиваются вместе, и если Китай покупает облигации американского казначейства, то он поддерживает США, так как если не развиваются они, то не развивается никто. Важна стабильность в отношениях. Массовая культура также стала универсалией глобальной культуры.

В ХХ в. мир несколько раз делился на враждующие группы стран, итогом чего стали две мировые войны и холодная война. В результате распада мировой системы социализма предполагалось возникновение многополярного мира, которое оказалось лишь декларацией, как и «новое мышление» (М.С. Горбачев). Современное устройство глобального человечества во многом является результатом того проекта, который создают и всячески пытаются контролировать США. Геополитический американоцентризм неотделим от финансового лидерства и является лишь подтверждением господства американских ценностей, американского проекта автомобилизации, строительства дорог, Голливуда, Диснейленда, атомных проектов, космических, предпринимательских, зеленых революций и пр. То есть в конечном счете это победа определенного проекта образа жизни, трудовой этики, мечты. Более того, многие современные восточные ценности - индуизма, буддизма, конфуцианства и пр. - стали глобальными, когда распространились по всему свету, пройдя адаптацию к массовой культуре в США, например современная мода на йогу.

Однако в этом проекте, основанном на христианских ценностях, появилась эрозия, которая может свидетельствовать о кризисных перспективах его будущего. Глобализация - не просто

сложный и амбивалентный, но вызывающий сопротивление проект. Она сопровождается процессом агрессивного воздействия на традиционные ценности большинства народов. Сопротивление вызывают установки и тенденции на легализацию наркотиков, проституции, гомосексуализма. Многие из навязываемых элементов образа жизни подрывают традиционный уклад народов, их адаптивную систему, которая оберегает их от упадка и вырождения. Вопросы эвтаназии, легализации однополых браков, проституции, наркотиков и ювенальной юстиции не только вызывают идейное сопротивление, но и служат основой для религиозной конфронтации и стимулируют развитие экстремистского фундаментализма.

Согласно традиционным нормам российского социума подобные ценности, насаждаемые Западом в глобальном проекте, которые, по словам российского экономиста М. Хазина, ведут к эрозии христианской морали, лежащей в основе достижений западной цивилизации, ни при каких условиях не могут быть приняты. Другие авторы (Э. Саид «Ориентализм») отмечают политику двойных стандартов западного сообщества в отношении ряда стран [5].

«Восток», «Запад» - это метафоры, которые используются для объяснения социального, культурного и исторического процесса. Как и всякие другие метафоры, они многозначны и мно-госмысленны. В концепции Гегеля Восток предстает как исторический пережиток и тупик. В современной социальной науке Восток часто рассматривается как синоним традиционного общества, а Запад - как символ антитрадиционализма, инновационности, модернизации. Все позитивные ценности, такие как свобода, индивидуальность, просвещенность и пр., приписываются Западу, а авторитаризм, деспотизм, отсталость, подавление личности - Востоку.

С нашей точки зрения, «Восток» и «Запад» - это понятия, которые фиксируют набор альтернативных культурных кодов в развитии человеческой цивилизации. Само человечество развивается при условии, если есть многообразие культурно-исторических кодов. Реальные страны, народы и государства не принадлежат в чистом виде к таким типам, а являются сочетанием западного и восточного кода. Поэтому географические и геополитические характеристики восточных и западных государств не совпадают с их культурно-историческими и матричными типологиями как восточных и западных. Некоторые страны, как Россия, демонстрируют взаимодействие двух генотипов в своей цивилизации. Географическая граница делит Россию на Европу и Азию, а герб России - двуглавый орел - обращен и к Западу, и к Востоку. Многие русские философы спорили о западной или восточной сущности России. Славянофилы отстаивали ее самобытность по отношению к Западу, а западники - единство с Европой. Н.А. Бердяев считал Россию «Востоко-Западом». В связи с этим восточные и западные коды могут быть присущи как европейским, так и азиатским странам. Не только Россия, но и Турция, Израиль и другие страны считают себя «Востоко-Западом».

Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» прозорливо отмечал, что Восток и Запад порождают все новые культурно-исторические типы, привносящие в историю совместные достижения. Н.А. Бердяев также считал альтернативную связку «Восток - Запад» осью мировой истории и отправным пунктом для тех, кто хочет понять с философских позиций мировую борьбу.

В современных условиях России приходится отстаивать свою цивилизационную продуктивность в сложной международной обстановке. Очевидно, что «большой миф глобализации» создан по заявке и проекту США, и не случайно С. Анхольт и Д. Хилдрет назвали свою работу «Бренд "Америка": прародитель всех брендов» (2005) [6]. Так же как в архаичном мифе, в «мифе глобализации» есть первоначало всех начал - «бренд "Америка"».

Основные альтернативы для России в этих условиях таковы: 1) отвержение американизированного мифа и выбор особого пути, 2) полное принятие американской модели, 3) стремление к интеграции в мировое сообщество на основе многополярности [7, с. 36].

В разные периоды постсоветской истории Россия и ее общественное мнение и руководство находились на различных позициях: от полного братания с западным проектом и стремления к многополярности до осознания режима двойных стандартов в отношении России и режима санкций. В последнем случае достоинство бренда «Россия» приходится отстаивать на мировой арене путем оппозиции к бренду «Америка» и с опорой на могущество вооруженных сил, что мы видим на примере ситуации в Сирии. Лидеры глобализации обеспечивают самые жесткие условия конкуренции для России на мировом уровне, подтверждением чему является прессинг российских спортсменов на международном уровне. В связи с этим успех России во многом связывается с подключением ее к проекту «XXI век - век восхождения Востока».

Глобализация является западническим проектом, скроенным по политическим, экономическим, финансовым, культурным меркам лидеров западного мира. Ведущее место в этом проекте принадлежит США, которые обеспечивают с помощью этой парадигмы контроль мирового сообщества в своих интересах. Многополярность оказалась мифом, который США использовали для обеспечения своего монопольного лидерства в мире. Однако есть экономические, финансовые,

политические и ценностные причины, порождающие альтернативу этому проекту. Это естественно, так как человеческая культура и цивилизация для своего успешного развития требуют многообразия. Цивилизационные маркеры-метафоры, обозначающие эти альтернативы всемирной истории, - «Восток» и «Запад». Россия имеет свое исторически обусловленное место в этом проекте. На современном этапе стремление России к лидерству порождает жесткие конкурентные ответы со стороны стран Запада. Успешное развитие России во многом зависит от правильного выбора стратегии и тактики партнерских отношений в рамках цивилизационной системы «Восток - Запад».

Ссылки и примечания:

1. Производилась оценка по 369 показателям (эффективность экономики, бизнеса, государственного управления, уровень коррупции, развития инфраструктуры и др.).

2. Gritsenko V. "East - West" as the Russian and global dilemma and the problem of synthesis of civilizations // The Rise of the Asian Century: Trends in Asian and Christian Philosophy for Building a Just and Sustainable World. Asian Association of Christian Philosophers Annual Conference (10-11 April, 2013). Quezon City, 2013. P. 16-17.

3. См.: Урусов В. Грядущий век Азии [Электронный ресурс]. URL. http://proza.ru/2008/03/05/8 (дата обращения: 05.02.2017).

4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 3 октября 1947 г. подписали 23 государства.

5. Said E.V. Orientalism. New York, 1978.

6. Anholt S., Hildreth J. Brand of America: The Mother of All Brands. Cyan Communications, 2005. 192 p.

7. Гриценко В.П., Хараишвили К.В. Взаимодействие тенденций регионализации и глобализации на Юге России // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 2 (61). С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.