Научная статья на тему 'Восточный вектор во внешнеэкономической политике стран Центральной Азии'

Восточный вектор во внешнеэкономической политике стран Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ионова Е.

"Экономика и политика России и стран ближнего зарубежья", М., 2005 г., № 4, с. 22-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточный вектор во внешнеэкономической политике стран Центральной Азии»

Е. Ионова,

кандидат исторических наук ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Развитие стран Центральной Азии как самостоятельных независимых государств сопровождается расширением географии их внешнеэкономической деятельности, причем общей тенденцией стала ориентация на сотрудничество со странами вне СНГ. Среди факторов, существенно меняющих политическую ситуацию в ЦА, — усиление регионального сотрудничества с ведущими странами ЮгоВосточной Азии, прежде всего Китаем, Японией и Индией. В последние годы значительно возросла роль этих стран в инвестировании различных сфер экономики центральноазиатских государств. Одним из приоритетов внешней политики Пекина является поддержание стабильности и безопасности в сопредельном регионе, а также развитие экономических связей, в частности, через Шанхайскую организацию сотрудничества. Так, в рамках этой организации Пекин предоставил своим центральноазиатским партнерам 900 млн. долл. на реализацию различных инвестиционных проектов. Расширение сотрудничества Пекина со странами Центральной Азии нашло отражение в создании три года назад нового интеграционного объединения — Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Помимо Китая и Монголии в него вошли Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Азербайджан. Главными сферами взаимодействия экономик стран региона в формате ЦАРЭС должны стать энергетика, транспорт и торговля. Объединение находится под «опекой» мировых финансовых институтов. Среди его доноров — Азиатский банк развития (АБР), Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития и Всемирный банк.

Международные финансовые институты выделяют средства под конкретные проекты — от ремонта автотрасс до модернизации линий электропередач (к примеру, двухлетняя программа АБР предполагает финансирование 14 проектов общей стоимостью более 295 млн. долл.) По мнению президента АБР Тадао Чина, особое значение ЦАРЭС определяется стратегическим положением входящих в объединение стран, располагающих при этом богатыми природными

и человеческими ресурсами. Предполагается, что тесное сотрудничество станет стимулом экономического роста и снижения уровня бедности в регионе («Казахстанская правда» 01.11.04.) Одна из задач объединения заключается в создании транспортных коридоров между Центральной и Южной Азией через Афганистан, что позволит странам ЦАРЭС получить выход к морю и даст импульс развитию транзитной торговли. На состоявшейся 1 ноября 2004 г. встрече глав экономических ведомств стран ЦАРЭС было принято решение об учреждении межправительственной рабочей группы, которая должна заняться разработкой концепции формирования общего рынка этих стран, а также утверждены проекты формирования транспортного и водно-энергетического консорциумов. Кроме того, была достигнута договоренность о создании в рамках ЦАРЭС газового консорциума. ЦАРЭС во многом дублирует инициативы региональных организаций СНГ с участием России и центральноазиатских стран (Организация Центрально-Азиатского сотрудничества, Евразийское экономическое сообщество и др.) С развитием юго-восточного вектора экономической интеграции может произойти переориентация интеграционных процессов, которая не будет отвечать интересам России.

До сих пор развитие экономического сотрудничества Китая со странами ЦА, в котором основное место принадлежит топливной энергетике, шло в основном по линии двусторонних отношений. Следует учитывать, что Китай в настоящее время испытывает острую потребность в увеличении импорта энергетического сырья. К 2010 г. дефицит газа, по предварительным оценкам, составит 20 млрд. куб. м. В планы Пекина входит увеличение импорта нефти к 2030 г. с 80 млн. тонн до 300 млн. Поиск новых поставщиков энергетического сырья во многом связан с неопределенностью позиции Москвы, которая так и не дала Пекину четких гарантий по продаже нефти и газа. В настоящее время Россия поставляет по железной дороге в Китай нефть в объеме 5 млн. т в год (функции ЮКОСа по поставкам нефти в Китай перешли к «Роснефти», ЛУКОЙЛу и «Сибнефти»). Российско-китайский, так называемый Дацинский, проект нефтепровода, был законсервирован. Вместо этого, в соответствии с решением правительства РФ, намечено построить трубопровод в Японию, которая станет тогда крупнейшим импортером российской нефти. Китай же сможет получить российскую нефть только в том случае, если будет построено ответвление от основной магистрали (вариант топливного маршрута «Роснефти»). Очевидно, что в этих условиях значение для

Китая стран - поставщиков энергетического сырья из Центральной Азии резко увеличивается. Прежде всего это относится к Казахстану и Туркмении. Заключенные в 2004 г. казахстано-китайские договоренности обеспечили Астане долговременные китайские инвестиции в развитие ТЭК. При этом основная их часть, до 20 млрд. долл., должна быть направлена в строительство нефтепровода из Западного Казахстана в Китай. Предполагается, что первая очередь казахстанокитайского трубопровода вступит в строй уже в декабре текущего года. К этому времени должно быть завершено строительство трубы по маршруту Атасу — Алашанькоу — Душанцзы. На первом этапе по ней будет прокачиваться до 10 млн. т нефти в год, а в последующие годы мощность нефтепровода должна возрасти до 30 млн. т.

Казахстан готов выйти и на газовый рынок Китая. Пекин дал согласие на закупку казахстанского газа, а до конца 2005 г. должно быть достигнуто соглашение с Астаной о строительстве газовой трубопроводной магистрали. Казахстан рассчитывает начать поставки газа в Китай в конце 2008 г. Их первоначальный объем должен составить 10 млрд. куб. м, а к 2020 г. увеличиться втрое. Для Казахстана возможность транспортировки углеводородов в Китай важна в качестве альтернативного направления существующим маршрутам по экспорту нефти и газа, которые идут через Россию. Очевидно, что реализация этих проектов снизит зависимость Казахстана от РФ в области экспорта энергетического сырья и устанавливаемых ею транзитных тарифов.

Перспективной сферой сотрудничества Китая и Казахстана становится атомная промышленность. Национальная атомная компания (НАК) «Казатомпром» и Китайская государственная корпорация ядерной промышленности разработали соглашение «О долго -срочном стратегическом партнерстве», которое должно быть подписано летом 2005 г, а также рабочую программу сотрудничества в области атомной промышленности до 2020 г. В частности, предполагается совместное освоение уранового месторождения Жалпак на юге Казахстана. Делая ставку на расширение географии экспорта урана, «Казатомпром» намерен поставлять его на атомные электростанции КНР, тем самым обеспечив себе гарантии реализации своей продукции. Все большее значение приобретает финансовое сотрудничество двух стран. На первом заседании казахстано-китайского подкомитета по финансовому сотрудничеству, состоявшемся в декабре 2004 г, были рассмотрены вопросы активизации взаимодействия в банковской

сфере, в том числе вопрос о расширении деятельности китайских банков на территории Казахстана («КП» 24.12.04). В целом углубление сотрудничества с Китаем рассматривается Астаной в качестве важнейшего приоритета внешнеполитического курса.

Внимание Пекина привлекает также топливно-энергетический рынок Туркмении. В соответствии с Соглашением о взаимопонимании и основных принципах сотрудничества в области нефти и газа между правительством Туркменистана и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) китайские специалисты принимают активное участие в исследовании туркменских нефтегазовых месторождений, строительстве газотранспортной инфраструктуры, в частности, на месторождении Кумдаг, и в восстановлении нефтяных скважин. Около пяти лет назад КННК совместно с американской «ЕххопМоШ» и японской «Мицубиси корпорейшн» провела техникоэкономический анализ строительства газопровода из Туркмении в Китай (мощность трубы должна составить 30 млрд. куб. м в год). В настоящее время Ашхабад реанимировал этот проект и активно ищет спонсоров для его реализации. По мнению экспертов, в этих условиях крупнейшему потребителю туркменского газа — российскому «Газпрому», будет значительно труднее договариваться с руководством Туркмении о закупочных ценах. Это стало очевидно в ноябре 2004 г., когда Н.Ниязов потребовал, чтобы цена, по которой Россия покупает туркменский газ, была повышена с 44 долл. до 60 долл. за 1 тыс. куб. м.

Китайские компании участвуют в реализации проектов и в других отраслях экономики Туркмении, например, текстильной. В

2004 г. ими была произведена реконструкция одного из крупнейших в стране производств по выработке шелка — Туркменабатского шелкового производственного объединения, а также Ашхабадской шелкомотальной фабрики.

За последние годы возросло значение Японии как крупного инвестора государств Центральной Азии. Здесь действуют признанные лидеры мировой экономики — крупнейшие японские компании «Иточу корпорейшн», «Мицубиси», «Ничимен» и др. Свидетельством растущего внимания Токио к странам ЦА стало открытие в январе текущего года посольства Японии в столице Туркмении. Уже несколько лет действует туркмено-японский комитет по экономическому сотрудничеству. По словам вице-министра иностранных дел Японии Итиро Айсавы, «у японских бизнесменов есть огромное же-

лание строить партнерские отношения с Туркменией в нефтегазовой, химической и текстильных отраслях». Все большее внимание к странам Центральной Азии проявляет Индия. Эта страна, с ее быстро растущим населением, наряду с Китаем является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в мире. Импорт нефти и газа покрывает 70% потребностей страны. Еще в середине 90-х годов внимание Дели привлек казахстанский рынок энергосырья. В настоящее время нефтяные и газовые индийские компании проявляют интерес к разработке месторождения Курмангазы, а также к строительству газопроводов. Вопросы сотрудничества в энергетической области находятся в центре внимания индийско-казахстанской комиссии, начавшей работу в феврале 2005 г., сопредседателем которой стал министр нефти и газа Индии. Кроме того, важной сферой двустороннего сотрудничества становится область высоких технологий, в частности, программное обеспечение. Как отмечают специалисты, качество продукции, выпускаемой индийскими компаниями, соответствует международным стандартам, однако она значительно дешевле аналогичных продуктов, производимых американскими или японскими фирмами. Развивается партнерство между двумя государствами и в сфере оборонной промышленности.

Важным фактором развития регионального экономического сотрудничества может стать прокладка трансафганского газопровода, что является самым амбициозным проектом руководства Туркмении. Как известно, трубопровод должен пойти из Туркмении через Афганистан до пакистано-индийской границы. Расчет делается на продажу газа Индии, которая нуждается в импорте больших объемов энергосырья. Между Туркменией, Афганистаном и Пакистаном подписаны межправительственные соглашения о принципах реализации этого проекта, в соответствии с которыми предполагается проложить трубу общей протяженностью 1680 км из Туркмении до населенного пункта Фазилка на пакистано-индийской границе. Газопровод, стоимость которого оценивается в 3,3 млрд. долл., рассчитан на прокачку 33 млрд. куб. м газа в год.

Ведущим партнером Туркмении в этом проекте является Азиатский банк развития, который финансировал ТЭО проекта, разработанного английской компанией «Пенспен». В настоящее время в стадии проработки находятся вопросы, связанные с созданием консорциума по его финансированию, строительству и эксплуатации. Реализацию проекта сдерживает, в первую очередь, проблема обеспече-

ния безопасности магистрали, значительная часть которой должна пройти по территории Афганистана. Судьба проекта во многом зависит от позиции Индии как крупнейшего в регионе центра влияния. Пока Дели с осторожностью относится к идее прокладки газопровода по этому маршруту. По словам полномочного посла Индии в Туркмении Р.Мавджи, «определяющим фактором в пользу положительного решения Индии станут предсказуемость и безопасность поставок энергоносителей».

Среди азиатских стран, существенно увеличивших свое участие в экономических и политических процессах в постсоветских государствах ЦА, не последнее место принадлежит Ирану. В силу своего географического положения Иран является естественным партнером прикаспийских государств, хотя до сих пор между ними нет единого мнения о принципах раздела и эксплуатации ресурсов Каспийского моря. В коммюнике 16-го заседания Специальной рабочей группы по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, состоявшегося в январе 2005 г. в Ашхабаде, говорится, что «стороны завершили четвертое постатейное обсуждение проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, достигли определенных результатов и условились продолжать работу по урегулированию вопросов, требующих дальнейшего решения». Как известно, главным препятствием на пути выработки консенсуса является позиция Тегерана, отстаивающего принцип деления моря на пять равных частей. В настоящее время проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря согласован на 60—70%. В частности, практически завершена работа над соглашениями по метеорологии, рыболовству и судоходству. Однако главные вопросы, такие как разграничение дна, недр и акваторий, прокладка трубопроводов, использование вооруженных сил и др., находятся пока в стадии обсуждения.

Наиболее тесные экономические и политические связи сложились у Ирана с сопредельным Туркменистаном. По итогам 2004 г. на торговлю с Ираном пришлось 750 млн. долл. из общего товарооборота Туркмении в 6,4 млрд. долл. (для сравнения — товарооборот Ирана с Казахстаном составляет 400 млн. долл.). По расчетам Ашхабада, в

2005 г. товарооборот двух стран увеличится до 1 млрд. долл. Это можно считать весьма высоким показателем для стран, начинающих экономическое сотрудничество практически с нуля. Поставки в Иран стали вторым экспортным маршрутом туркменского газа (первым и основным остается маршрут через Россию и Украину). Объем газа,

перекачиваемого по трубопроводу Туркмения—Иран, составит в этом году 8 млрд. куб. м в год. Кроме того, с 2003 г. Иран стал крупнейшим потребителем туркменской электроэнергии. Через его территорию осуществляется также транзит туркменской электроэнергии в Турцию. Экспортные поставки туркменской электроэнергии в Иран и Турцию осуществляются по линии Балканабат (Туркмения) — Гонбад (Иран) — Хой-Башкале (Турция). Подачу электроэнергии по этому межгосударственному электромосту обеспечивают электростанции запада страны — Туркменбашинская и Балканабатская. Экспорт в ирано-турецком направлении будет значительно расширен с завершением строительства линии электропередачи в направлении Мары (Туркмения) — Мешхед (Иран) и составит около 2,4 млрд. кВт/час в год. При этом транзит туркменской электроэнергии в Турцию через энергосистему Ирана возрастет в два раза (с 300 до 600 млн. кВт/час в год). Кроме того, начиная с 2002 г., Туркмения ежегодно наращивает поставки электроэнергии в Афганистан.

Следует учитывать, что Иран, наряду с Пакистаном, Афгани -станом и Турцией, взаимодействует с центральноазиатскими странами в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС), которая была создана 20 лет назад (Афганистан и пять стран СНГ присоединились к этому объединению в 1992 г). Так же как другие интеграционные объединения, куда входят центральноазиатские страны, ОЭС занимается проблемами расширения экономических связей в области электороэнергетики, транспорта и торговли. Особое внимание уделяется в настоящее время восстановлению экономики Афганистана.

«Экономика и политика России и стран ближнего зарубежья», М., 2005 г., № 4, с. 22-29.

Г.Зиганшина,

публицист

ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ

Среди кандидатов на вхождение в Европейский союз (ЕС) Турция предстает заслуженным ветераном. Ее ассоциированное членство сначала в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), затем в Европейском сообществе, а ныне в Европейском союзе продолжается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.