ART HISTORY
УДК 787.2
Лядов В.И.
Профессор ФГБОУВО «Российский государственный университет им.А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11644 ВОСТОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КЛОДА ДЕБЮССИ
Lyadov V.I.
Рrofessor of Russian state University. A.N.Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow
EASTERN IMAGES IN THE WORKS OF CLAUDE DEBUSSY
Аннотация
В статье автором выявлен характер воздействия хyдoжeствeнных принципoв искyсствa Ближнeгo Вoстoкa нa стaнoвлeниe принципoв мyзыкaльнoгo импрeссиoнизмa в твoрчeствe К. Дeбюсси, музытль-ный oриeнтaлизм обоснован шк стилистический прием, играющий важную роль в эволюции твoрчeского метода композитора.
Abstract
In the article, the author reveals the nature of the influence of the artistic principles of Middle Eastern art on the formation of the principles of musical impressionism in the work of Debussy. musical Orientalism is justified as a stylistic device that plays an important role in the evolution of the composer's creative method.
Ключевые слова: Клод Дебюсси, французская музыка, восточное искусство.
Keywords: Claude Debussy, French music, Oriental art.
При сoпoстaвлeнии фoртeпиaннoгo твoрчeствa Дeбюсси с нaслeдиeм eгo вeликих предшественников, сoвeршивших рeвoлюцию в мирoвoй фoртeпиaннoй музыке и испoлнитeльствe (Бeтхoвeн, Шуман, Шопен и Лист), мы видим, что прoизвeдeния Дебюсси имеют иные векторы смысла, иной эмоциональный диапазон и масштаб форм. Колористическая сторона художественного метода Дебюсси способствовала максимальному расширению темброво-звуковых возможностей фортепиано и обогатила фортепианную литературу XX века многими яркими произведениями. Многие творческие находки композитора в области музыкального звучания отражали «общую тенденцию музыкального искусства по расширению границ музыкального звука, исследования его тембровых, колористических и экспрессивных возможностей, наиболее активно проявившуюся в XX веке» [3].
Культура, согласно мнению К. Дебюсси, имеет два фокуса: античность и Восток. Наследие композитора свидетельствует об интересе Дебюсси к разным культурам Востока. Наряду с давно освоенными в слуховом опыте европейцев «испанским» и «венгеро-цыганским» Востоком, Дебюсси активно обращается к культурам индо-буддийско-дальневосточной метатрадиции.
«Встречу» Дебюсси с культурой Востока обычно датируют 1889 г., когда он, побывав на Всемирной выставке, познакомился с яванской музыкой. Упоминания об этих впечатлениях встречаются в письмах, рецензиях, статьях Дебюсси и в 1895, и в начале 1900, и в 1913 гг. Но если античность привлекала композитора на протяжении всей его жизни, то интерес Дебюсси к
Востоку резко возрос в 1900-1910-х гг. Например, в 1912 г. он упоминает в рецензии на концерт Ж.Э. Колонна законы конфуцианства, яванскую музыку и «восточные ткани», без которых не существует сегодня хорошего оркестра» [7, с. 81].
В некоторой степени этот интерес был связан, вероятно, с началом дружбы Дебюсси с П.-Ж. Туле (1901 г.) и В. Сегаланом (1905 г.), с которыми композитор планировал создать работы для театра: с Сегаланом в 1907 г. - «Сидхарта» (напомним, что, Г. Гессе написал свою поэму в прозе «Сиддхарта» значительно позже - в 1919-1922 гг.), с Туле в 1912 - персидский балет. В эти же годы Дебюсси работает над такими сочинениями, как «Пагоды», «Золотые рыбки», рапсодия для саксофона (написанная в 1903 г., и которой сам Дебюсси давал разные названия - «фантазия», «мавританская рапсодия», «арабская рапсодия»2), балеты - «Камма» (1911-1912 гг.), «№ ja И» (на малайский сюжет, 1913-1914 гг.), индийская драма (по Г. д'Аннунцио, 1914 гг.).
Наследие Дебюсси свидетельствует об интересе композитора к разным культурам Востока. Познакомившись с музыкально-исследовательским этюдом Сегалана, посвященного музыке маори, Дебюсси предлагает автору заняться индийской музыкой, чтобы оказать большую услугу музыкознанию. Среди друзей Дебюсси было немало тех, кто чрезвычайно интересовался Востоком (Л. Лалуа, А. Мессаже, Р. Годе, Сегелан, Туле), а также эзотерическими и оккультными учениями, широко распространившимися в конце XIX - начале XX вв. (В. де Лиль-Адан, П. Луис, К. Мендес, Ж. Буа, С. Малларме, Г. д'Аннунцио).
106
ART HISTORY / «C@yL®qyiym-J®yrMaL»#1l®I62),2©20
Например, Лалуа был автором исследования «Китайская музыка», вышедшего в 1912 г., и либреттистом оперы А. Русселя «Пад- мавати» (1914 г.), а Годе в конце 1880-х гг. побывал в Ост-Индии.
Интерес к Индии для Дебюсси - это интерес к иному мышлению и иным ценностям, столь характерный для французской (и шире европейской) культуры конца XIX века [2]. Имея замыслы сочинений на персидский, малайский, египетский, индийский сюжеты, сам Дебюсси понимал восточную культуру как исторически сложившуюся целостность, отличную от западной культуры (без выделения в этой культуре буддизма, индуизма и т.д.). Но в центре внимания европейской культуры тогда были Индия, Китай, Япония, то есть общая индобуддийско-дальневосточная цивилизация, объединяет индо-буддийскую и китайско-конфуцианскую традиции в одну метатрадицию. В этой метатрадиции Индия являлась несомненным духовным и культурным «фундаментом».
Дебюсси сознательно вводит принципы музыкальной индонезийской системы в свое творчество, выходя за рамки простого наслоения экзотизирующих цитат. И, таким образом, ассимилирует эффект темпоральной трансформации чужой музыкальной культуры. Дебюсси в своем
творчестве использует некоторые принципы явайского гамелана, и в частности вани-вани, описанного Тьерсо с таким энтузиазмом [6, с. 37]. Так, например, Дебюсси во второй части «Фантазии для фортепиано с оркестром» воспроизводит характерные для явайской музыки финальные ритмические группы.
Композитор также широко использует слендроиндонезийский музыкальный лад, представляющий собой анемитоническую пентатонику: отсутствие полутонов позволяет ему экономию напряженностей и разрешений кадансов, играющих огромную роль в западной музыкальной системе. Дебюсси накладывает сонатную форму своей «Фантазии» на циклическую тему, явно заимствованную у балунгана (первого из двух онганов, или циклов, вани-вани).
В цикле из трех пьес («Пагоды», «Вечер в Гранаде», «Сады под дождем») особенно примечателен изысканнейший ориентализм первых двух произведений, в которых Дебюсси чутко воспроизводит музыкальный мир Востока. Атмосфера звуковой застылости, ладовой статики запечатлена в пьесе «Пагоды» с, ее архаической пентатонностью (мелодика «черных клавиш») и гулкими «ударными» эффектами, имитирующими звучания китайских барабанов (см. рис. 1).
Рисунок 1. Дебюсси К. Пагода.
Красочное очарование южноиспанской музыки, ее ориентальная, «мавританская» природа воплощены в среднем разделе цикла — «Вечере в Гранаде»: типично восточные ладовые обороты
(мелодия с увеличенной секундой) соединяются с «знойными» ритмами испанской хабанеры, с остинатными рисунками, словно воспроизводящими отдаленное бряцание гитар (см. рис. 2):
Рисунок 2. Дебюсси К. Вечер в Гранаде.
Импрессионистская свобода, прихотливость танцевальные формулы напоминают о пестроте и ритмических смен представлены в среднем разделе разнообразии народных наигрышей, доносящихся пьесы, где перебивающие друг друга контрастные из вечерней мглы (см. рис. 3).
Рисунок 3. Дебюсси К. Вечер в Гранаде.
В данном цикле композитором созданы музыкальные портреты трех различных национальных культур — Китая, Испании, Франции; в каждой из пьес Дебюсси демонстрирует особую прелесть ладового строя, своеобразие тембров, аромат национального пейзажа [1, с. 34].
В результате проведенного исследования было выявлено, что восприятие восточных культур европейским сознанием постепенно трансформировалось, европоцентристский ориентальный миф, в котором Восток представал преимущенственно с позиций инаковости, брутальности, дикости сменился интегральный подходом, позволяющим взглянуть на культуру Востока как равноправную по отношению к европейской и древнейшую систему, основанную на особом типе мировосприятия, одним из важнейших признаков которого является медитативный характер постижения сакральных истин и искусства [5, с. 12]. Именно этот признак художественной культуры Ближнего Востока наиболее активно, на нащ взгляд, повлиял
на становление принципов музыкального импрессионизма в творчестве К. Дебюсси, стал обоснованием музыкального ориентализма как одного из важнейших приемов творчества композитора.
Сильное влияние на творчество К. Дебюсси оказало творчество самых ярких из представителей «Могучей кучки»: Мусоргского (в части музыкального языка и выразительных средств), а также Бородина и Римского-Корсакова (как в плане гармонических, так и оркестровых изысков) [4, с. 10]. Французский композитор радикально меняет музыкальный язык, используя в своем творчестве индонезийскую музыкальную систему.
В творчестве К. Дебюсси транформация основных параметров музыкального языка (мелодики, оркестровки, фактуры, ритмики), возникает как следствие синтеза европейского и восточного типа музыкального мышления [1, с. 34]. Эвристическое использование Востока является общей чертой творчества Дебюсси. Несмотря на повышенный интерес композитора к традиционным восточным
ART HISTORY / <<Ш1кШ(Ш]иМ~^®и©Ма1>#Щ62)),2©2©
108
культурам, их влияние носило преимущественно ассоциативный характер, тем самым делая эти влияния трудно уловимыми в музыкальном стиле Клода Дебюссии. Обобщая все факты, разбросанные в творчестве Дебюсси, следует признать: его Восток - это собирательное понятие культур Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.
Список литературы
1. Зайцева М.Л. Искусство-синестезсистема эпохи символизма: синестезийность как доминанта художественного сознания // Colloquium-journal. 2019. № 17-7 (41). С. 33-36.
2. Зайцева М.Л. Особенности проявления синестезии в художественном сознании композиторов-романтиков // Культура и искусство. 2017. № 2. С.61-69. URL: http://e-notabene.ru/pki/article_19072.html
3. Зайцева М.Л. Эксперименты в области музыкального звучания в камерно-инструментальном
творчестве Родиона Щедрина // Траектория науки. 2016. № 10. Том 2. URL: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/206/ 230. Загл. с экрана.
4. Лядов В. И. Трансцендентная сущность творчества и ее проявление в фортепианном искусстве // Colloquium-journal. 2019. № 7-4 (31). С. 9-11.
5. Лядов В.И. Влияние изобразительного искусства на формирование музыкального мышления Пауля Хиндемита // Со1^шит--|оигпа1. 2019. № 24 (26). С. 9-12.
6. Мюллер Р. Влияние явайской музыки на фантазии Дебюсси. узыка XIX век Х/2; Университет Калифорнии, 1986. 186 с.
7. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978. 232 с.