ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕБЮССИ И РАВЕЛЯ Ганиханова Ш.Ш. Email: [email protected]
Ганиханова Шойиста Шарафутдиновна — кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья затрагивает лишь некоторые вопросы взаимовлияния и взаимопроникновения музыкальных и кинематографических приемов. Предлагаемый табличный метод изучения композиторского стиля и мышления Дебюсси и Равеля позволит исполнителям облегчить понимание музыкального содержания сочинений и эстетических принципов композиторов, продвигавших в своем творчестве многоуровневую систему историко-стилевой категории - музыкальный импрессионизм. Задачи данной статьи обозначаются параметрами, исходящими из эстетических принципов Дебюсси и Равеля, которые развивали свое творчество под влиянием нового вида искусства - кино. Ключевые слова: музыка, кинематография, табличный метод, стиль, мелодия, гармония, музыкальный импрессионизм.
ON SOME PRINCIPLES OF CINEMATIC THINKING OF DEBUSSY AND
RAVEL Ganikhanova Sh.Sh.
Ganikhanova Shoyista Sharafutdinovna - PhD, Associate Professor, DEPARTMENT OF THE HISTORY OF MUSIC AND CRITICISM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article addresses only some issues of the mutual influence and interpenetration of musical and cinematic techniques. The proposed tabular method for studying the composer's style and thinking of Debussy and Ravel will allow performers to facilitate the understanding of the musical content of the compositions and aesthetic principles of composers who promoted the multi-level system of the historical-style category in their work - musical impressionism. The objectives of this article are indicated by parameters proceeding from the aesthetic principles of Debussy and Ravel, who developed their work under the influence of a new art form - cinema.
Keywords: music, cinematography, tabular method, style, melody, harmony, musical impressionism.
УДК 778
Кино, как один из самых молодых видов искусства, громко заявил о себе в конце Х1Х столетия и с тех пор, ведется постоянная полемика о его специфических средствах, законах и функциях в системе искусств. Кино и музыка, на первый взгляд совершенно разные по своей сути, при более пристальном наблюдении за внутренними процессами развития и формообразования неожиданно обнаруживают единый механизм существования. Вспомним слова киноэстетика Эмиля Вюйермоза, «Кино ошибочно называли немым искусством: на самом деле это молчаливое искусство. Не превращайте в изъян то, что является скрытой силой. Нужно дать возможность визионерам возможность свободно перебирать клавир тишины» [1. С. 210]. Действительно, довольно часто кинематографическое произведение разворачивается в визуальную симфонию. Полемика о связях двух видов искусств, о первичности того или иного средства и его использования ведется с начала ХХ века. Отдельного внимания заслуживает проблема движения и ритма в кино и музыке, без которых не мыслят себя оба вида искусства. В данной статье будут затронуты лишь некоторые вопросы взаимовлияния и взаимопроникновения музыкальных и кинематографических приемов.
Всеобщая компьютеризация и стремлении сжатия информативного материала продиктовала форму данной статьи, где сделана попытка сжатия вербального текста до уровня «классификационных таблиц». Думается, что данный метод позволит исполнителям облегчить
понимание музыкального содержания сочинений и эстетических принципов композиторов, продвигавших в своем творчестве многоуровневую систему историко-стилевой категории -музыкальный импрессионизм.
Определяя задачи данной статьи, назовем некоторые параметры, о которых пойдет речь в наших таблицах: кинематографичные принципы композиторского мышления импрессионистов; стиль как фактор формирования принципов композиторского письма; своеобразие композиторского мышления Дебюсси и Равеля; кинематографичность стиля как фактор формирования симфонического мышления Дебюсси и Равеля; приемы кинематографии в симфоническом прелюде «Послеполуденный отдыха Фавна» Дебюсси и монотематической симфонической сюите «Испанская рапсодия» Равеля.
Известно, что Дебюсси и Равель создавали свои сочинения в эпоху рождения кинематографа. В их сочинениях мы находим и принципы кадрового развития, и различные техники монтажа, и приемы наезда камеры - крупный план, «съемки» массовых сцен, и т.д.
Думается, что предлагаемые таблицы окажут методологическим подспорьем для учащихся исполнительских специальностей - в интерпретации исполняемых произведений, композиторам - в освоении «колористических» партитур, музыковедам - в понимании и анализе сочинений.
Таблица 1. Кинематографичные принципы мышления импрессионистов
МЫШЛЕНИЕ - живописно-колористическое, картинное.
ТЕМАТИКА, ОБРАЗНЫЙ МИР - пейзажность, восточная экзотика, портретность, сцены быта, зрелищные сценки, интерес к историческому колориту
СЦЕНАРИЙ - исходит из общей поэтической идеи
КОНТРАСТНОСТЬ - котрапунктическое наложение пластов, параллельный монтаж
СТАТИКА, СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ - повторы стабильных структур (мелодических, гармонических, ритмических), крупный план
КРАСОЧНОСТЬ, ДЕКОРАТИВНОСТЬ - преобладание музыкальных красок над рисунком и формой
СООТНОШЕНИЕ РИСУНКА И ФОНА - в связи с этим качеством многослойности структуры звукового пространства необходим акцент на артикуляции при интерпретации произведений
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ГРАДАЦИИ - эффекты приближения и удаления камеры
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЛОТНОСТИ И РАЗРЯЖЕННОСТИ ЗВУКОВОЙ МАССЫ - сила звука при интерпретации произведений обратно пропорциональна плотности (т.н. ««дединамизация» музыки)
ЭФФЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ - тональные и гармонические «блики»
СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ - в распространении звука сознательная организация акустического пространства
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ - слуховые, чувственные впечатления
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ИНТЕРПРЕТАЦИИ - спонтанность, а не семантичность
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ - в организации звукового пространства.
Таблица 2. Стиль как фактор формирования принципов композиторского письма
МЕЛОДИКА - многотемность лаконичность мотивов расплывчатость рисунка разрыв взаимосвязи и взаимозависимости мелодики и гармонии (свободное парение мелодии) значение мелодий как основного выразительного элемента музыки ослабляется
РИТМ - без динамической струи в классическом понимании, без четкого пульса
ЛАДО-ГАРМОНИЯ - Колористика на смену функциональности (распад функциональной гармонии, афункциональность). Красочные вертикали (отказ от терцового построения аккордов) Колебание между модальным и гармоническим мышлением Трактовка тональности - гибкая, пластичная. Тип модуляции - без гармонической базы
Замена каденций и модуляций как факторов конструкции секвенциями. Параллельные цепочки неподготовленных, неразрешенных аккордов (эффект невесомости). Обилие нонаккордов (нонаккордовое «царство») Отрезки целотонной гаммы, пентатоники, мелодических ладов, лада тон-полутон Возрастание роли ладогармонического языка.
ФАКТУРА- Частая смена ладовых, гармонических структур Утолщение мелодической линии аккордами («мелодии аккордов») «паутины» пассажей и фигураций
ПОЛИФОНИЯ- Узорчатая, а не рельефно-контрастная
ОРКЕСТРОВКА- Склонность к «камернизации» оркестра, экономия средств, чистые тембры, а не «коктейль-оркестр» (термин Дебюсси) Темброво-колористические приемы Использование сурдин, матовых звучностей Использование эпизодических инструментов (арфы, гонги, челесты...) В области духовых - медь с сурдиной, господство «дерева», у смычковых - частые divisi, пиццикато Возрастание роли оркестрового стиля
ФОРМА, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ- Неквадратные структуры Трехчастность с усеченной репризой Отсутствие обобщений
ЖАНРЫ- Симфоническая, фортепианная миниатюра-зарисовка Симфоническая, фортепианная, сюита Симфоническая, фортепианная поэма
СОНОРНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ-(впервые у Дебюсси) Весомость отдельного звука или сочетаний звуков Дебюсси придал роль фактора, равного с мелодикой, ритмикой, гармонией (участвуют в создании структуры произведения)
Таблица 3. Своеобразие композиторского мышления Дебюсси и Равеля
Дебюсси отрицал эстетические каноны Х1Хв. Равель примкнул к традиции классического искусства в области формы, мотивного развития, гармонии. Классические нормы Равель органично соединял со звуковой «техникой» импрессионизма.
Характеристичность музыки Дебюсси направлена на ассоциативную детализацию. Равель основывался на ассоциативной связи обобщенных черт программы и музыкального образа в целом (соединение импрессионистического музыкального языка и романтического типа программности).
Дебюсси создавал музыкальный образ как сложную систему кратких характеристичных мотивов, нередко «рассогласованных» с гармонической основой. Равель стремился развертывать законченные по структуре протяженные мелодии, совпадающие с гармоническим сопровождением.
Фигуративная техника у Дебюсси имеет более самостоятельное значение в фактуре. В отличие от Равеля.
У Дебюсси качественно новое переосмысление ладотональности. В области ладогармонического мышления Равеля - новизна в сочетании с функциональностью.
В музыке Дебюсси отмечается не аморфная (как считают некоторые музыковеды), а цельная, отточено-логичная форма со строгой упорядочностью и внутренне сосредоточенной динамикой композиционного движения. Причем, логическое начало в мышлении композитора проявляется завуалировано. Чисто внешне у Дебюсси зыбкость мироощущения, длительное любование колоритом и его оттенками, непрестанная эмоциональная переменчивость способствуют мнимому ощущению расплывчатости, сплошной фрагментарности композиции, случайности ее развертывания В музыке Равеля 1) логическое начало представлено ярче, полнее, инициативнее. 2) динамика активнее.
Итак, назовем факторы кинематографичности стиля симфонического мышления Дебюсси и Равеля: сочинения Дебюсси и Равеля - самостоятельная ветвь западноевропейского симфонизма, вытекающая из зрительных образов; принцип программности (сценария) продиктован общей поэтической идеей; кадровость мышления - как основа музыкального языка; темы-кадры, динамика покадровой съемки в разработочных частях; красочность; динамика в статике; созерцательность; тончайшая нюансировка оркестровой звукописи, охватывающая весь зрительный ряд сочинения; соотношение видео образа и звукового фона; пространственные градации - движение камеры от общего плана к крупному и обратно; изображение плотности и разреженности; эффекты освещения; блики свето-теней.
Таблица 4. Приемы кинематографии в симфоническом прелюде «Послеполуденный отдыха Фавна» Дебюсси и монотематической симфонической сюите «Испанская рапсодия» Равеля
Дебюсси Равель
Созерцательность, пейзажность, крупные планы Быстрая смена образов - кадров, покадровая съемка
Крупные планы, динамика развития в одном образе Постепенное развертывание материала, переход из сцены в сцену
Философская рефлексия, монообраз Массовые сцены как основа динамики развития
обращение к фольклорной теме (редкий случай в импрессионистическом мышлении)
Прозрачная фактура - в кино лирические отступления, размытые образы визуальных аллюзий Мелодический рисунок рельефней, выразительней -влияние пластики немого кино
Список литературы / References
1. Вюйермоз Э. Динамика фильма // Из истории французской киномысли. М., 1988. С. 210.
2. АльшвангА. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М., 1963.
3. КудряшовА. Теория музыкального содержания. М. Лань, 2006.
4. Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 томах. М. Искусство. Т. 2, 1964.
5. Керечашвили Т. К вопросу об интеграции музыкального и кинематографического искусства // Музыка и время. Москва, 2006. № 1.
6. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. 2 изд. М., 1970.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИНАСТИИ УЗБЕКИСТАНА Турсунова Г.А. Email: [email protected]
Турсунова Гулшаной Артикжановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена вопросам музыкальной династии, её роли и значимости в традициях восточных народов. Изучение данного вопроса сегодня требует комплексного подхода, базирующегося не только на исследованиях и разработках музыковедов, историков искусства, но и широкого круга специалистов (психологов, медиков, генетиков, физиологов, социологов, культурологов). Восточные народы с богатым историческим наследием, особым укладом жизни, духовными и культурными ценностями, мировоззрением и многовековыми религиозными устоями во многом содействовали развитию и процветанию династических традиций, присущих блестящему творчеству народных мастеров - ремесленников, науки и искусства. В статье рассмотрены яркие представители музыкальных династий Узбекистана. Ключевые слова: музыкальная династия, традиция, Восток, учитель - ученик, музыкальные способности, Мараги, династия Раджаби.