Научная статья на тему 'Восточные балбалы и западные поминальники как важные составные части организации сакрального пространства в Пазырыке на Алтае'

Восточные балбалы и западные поминальники как важные составные части организации сакрального пространства в Пазырыке на Алтае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / ПАЗЫРЫК / БАШАДАР / БАЛБАЛЫ / ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ALTAI / PAZYRYK / BASHADAR / BALBALS / MEMORIAL OBJECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марсадолов Л.С.

После исследований С.И. Руденко, М.П. Грязнова и С.С. Сорокина в 19201960-е гг. более десяти лет археологические памятники в урочище Пазырык в научной литературе не рассматривались, хотя обследовались многими археологами и любителями истории. Во время небольших археологических разведок в 1979, 1980 и 1995 гг. особое внимание автор уделил уточнению топографии больших курганов в Пазырыке, составлению планов различных выкладок вокруг них, измерению расстояния между ними, а также камням-балбалам, расположенным с восточной стороны от больших курганов. Разнообразные по форме каменные объекты вместе с балбалами и большими курганами образуют сложную обрядовую погребальную систему организации сакрального пространства в Пазырыке, связанную с древней «картиной мира» кочевников Алтая.After research in the 1920-1960 (S.I. Rudenko, M.P. Gryaznov and S.S. Sorokin), archaeological sites in the Pazyryk valley were not considered in scientific literature for more than ten years, although they were examined by many archaeologists and historians. Particular attention was paid to the refinement of the topography of large mounds, drawing up plans, measuring the distance between them, and the study of balbal-stones located on the eastern side of large mounds, during small archaeological studies of the author in 1979, 1980 and 1995 in Pazyryk. Stone objects of various shapes, together with balbals and large barrows form a complex ceremonial burial system in Pazyryk. This system of organization of sacral space was associated with the ancient “world view” of the nomads of Altai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточные балбалы и западные поминальники как важные составные части организации сакрального пространства в Пазырыке на Алтае»

Могильников В.А. Саргатская культура // Археология СССР. Т. 11: Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992. С. 292-311.

Степанова Н.Ф. Могильник скифского времени Кастахта // Археологические исследования на Алтае. Барнаул, 1987. С. 168-183.

Таиров А.Д. Кочевники Урало-Казахстанских степей в VII-VI вв. до н.э. Челябинск, 2007. 274 с.

Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М., 1967. 268 с.

O.S. Likhacheva

Altai State University, Barnaul, Russia

AXE OF THE EARLY IRON AGE FROM THE BIYSK MUSEUM OF LOCAL LORE

One of the most advanced types of melee weapons are battle picks. They are widely distributed since the beginning of the 1st millennium BC among the nomadic tribes of Central Asia in the territory of the forest-steppe Altai in the materials of three archaeological cultures: Bolsherechenskaya, Kamenskaya and Bystryanskaya. The article republishes the product which is kept in the Biysk Local Lore Museum, gives a detailed description of the product, including its metric indicators which are not clear from previous publications. Refining this information allows us to more reasonably determine its chronological position and cultural affiliation.

Key words: battle pick, weapon, early iron age, forest-steppe Altai, Bystrianskaya culture, flagon weapons.

УДК 902«638»(571.1)

Л.С. Марсадолов

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

ВОСТОЧНЫЕ БАЛБАЛЫ И ЗАПАДНЫЕ ПОМИНАЛЬНИКИ КАК ВАЖНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПАЗЫРЫКЕ НА АЛТАЕ

После исследований С.И. Руденко, М.П. Грязнова и С.С. Сорокина в 19201960-е гг. более десяти лет археологические памятники в урочище Пазырык в научной литературе не рассматривались, хотя обследовались многими археологами и любителями истории.

Во время небольших археологических разведок в 1979, 1980 и 1995 гг. особое внимание автор уделил уточнению топографии больших курганов в Па-зырыке, составлению планов различных выкладок вокруг них, измерению расстояния между ними, а также камням-балбалам, расположенным с восточной стороны от больших курганов.

Разнообразные по форме каменные объекты вместе с балбалами и большими курганами образуют сложную обрядовую погребальную систему органи-

зации сакрального пространства в Пазырыке, связанную с древней «картиной мира» кочевников Алтая.

Ключевые слова: Алтай, Пазырык, Башадар, балбалы, поминальные объекты.

Балбалы. Как уже ранее отмечали М.П. Грязнов и С.И. Руденко, с восточной стороны от 2-го, 1-го, 3-го и 4-го больших Пазырыкских курганов находятся вертикально установленные каменные плиты-бал-балы [Руденко, 1953, с. 26], но подробного их описания с размерами камней они не сделали.

В процессе новых исследований было установлено, что почти у всех балбалов верхний край плит обломан, поэтому реконструировать их первоначальную высоту ныне не всегда представляется возможным. Наиболее сохранившиеся обломки плит выступают из земли на высоту 0,3-0,4 м (табл.). Около кургана Пазырык-2 выявлено восемь балбалов, вытянутых в «цепочку» на расстояние около 45 м. Почти такой же длины и «цепочка» из семи балбалов около кургана Пазырык-1. Гораздо меньшее число балбалов зафиксировано около курганов Пазырык-3 (их пять, общая длина «цепочки» около 30 м) и Пазырык-4 (три балбала длиной «цепочки» около 20 м) [Марсадолов, 1981; 1984; 1991].

Длина «цепочки» балбалов, вероятно, зависела от социального ранга и возраста погребенного. Во 2-м Пазырыкском кургане были погребены мужчина 50-60 лет ярко выраженного монголоидного типа и женщина старше 40 лет европеоидного облика. В кургане Пазырык-4 были погребены молодой человек в возрасте 20-35 лет со слабо выраженными монголоидными чертами лица и юная европеоидная женщина в возрасте около 15 лет. Они были погребены в одинарном, а не в двойном срубе, как в остальных больших курганах в Пазырыке. В 3-м кургане также был захоронен молодой мужчина в возрасте 20-35 лет. Молодой возраст погребенных в 4-м и 3-м курганах отразился и в малом числе установленных балбалов (5 и 3), по сравнению с пожилым вождем из Пазырыка-2 (8 балбалов).

Около ранних 2-м и 1-м Пазырыкских курганов находится наибольшее количество балбалов - 7 или 8 плит с длиной «цепочки» 45-48 м. У более поздних 3-го и 4-го курганов длина «цепочки» равна 20-30 м, а число балбалов сократилось до 3-5. Около самого позднего 5-го Пазырыкского кургана балбалов совсем нет. Этот вывод подтверждается и данными дендрохронологии о последовательности сооружения больших курганов Пазырыка, произведенных И.М. Замоториным и Л.С. Марсадоловым.

Каждая из плит-балбалов в Пазырыке своей узкой гранью ориентирована на восток. Первый камень-балбал отстоит от насыпи кургана на 10-18 м. При измерении расстояний между отдельными балбалами выявлен древний метрический модуль, близкий к косой сажени, равной 2-2,2 м, и ее производным - одному большому («царскому») локтю, равному около 0,52 м (табл.). Выявлены закономерности в разметке между балбалами, кратные 5 - 10-15-35-90 локтям около кургана Пазырык-1,

Алтай, Пазырык. Каменные балбалы с восточной стороны от больших курганов

№ п/п Расстояние от насыпи Размеры, м Повреждения Примечания

в м в локтях (0,52 м) высота толщина ширина

Пазырык-2

1 17,5 33 0,05 0,2 0,4 обломан до уровня земли

2 2,2 4 0,05 0,12 0,3 обломан

3 2,9 6 0,08 0,09 0,28 - в форме клина

4 4,2 8 0,07 0,15 0,2 - в форме треугольника

5 3,5 7 0,35 0,13 0,36 хорошо виден

6 2,1 4 0,16 0,1 0,18

7 5,6 11 0,10 0,1 0,52

8 6,9 13 0,15 0,48 0,52 - белый округлый камень

Общая длина 44,9 86

Пазырык-1

1 18,3 35 0,04 0,1 0,2 обломан в форме треугольника

2 5,3 10 0,07 0,07 0,24

3 5,2 10 0,21 0,12 0,22

4 2,6 5 0,05 0,05 0,2

5 2,6 5 0,2 0,18 0,2

6 7,8 15 0,42 0,15 0,3 обломок рядом

7 5,7 11 0,2 0,1 0,4

Общая длина 47,5 91

Пазырык-3

1 13 2,5 - 0,2 0,3 обломан лежит на дороге

2 4,9 9 - 0,1 0,2

3 3,2 6 - 0,09 0,13

4 5,3 10 - 0,1 0,22

5 3,55 7 - 0,2 0,5 - овальный камень

Общая длина 29,95 57

Пазырык-4

1 9,5 18 0,3 0,25 0,25 обломан серый камень

2 6,3 12 0,1 - красный камень

3 3,2 6 0,1 - серый камень

Общая длина 19,5 36

а также 6 - 12-18-36 локтей около кургана Пазырык-4. При установке балбалов около курганов Пазырык-2 и 3, возможно, использовались близкие, но иные модули, равные около 1,8 м и среднему локтю около 0,45 м.

Большинство плит имеет серый или красноватый цвет, но «цепочка» балбалов завершалась белым округлым камнем около кургана Пазы-рык-2 или овальным - около Пазырыка-4.

«Поминальники». С западной стороны у большинства алтайских курганов пазырыкского времени, на небольшом расстоянии от них, обычно расположены два-три ряда выкладок. Выкладки сооружены на уровне древней дневной поверхности.

Первые три выкладки «скифского» или древнетюркского времени в виде круга из семи камней раскопал В.В. Радлов в 1865 г. на первом Катандинском могильнике. «Под камнями грунт был здесь не тронут..., следовательно, каменные круги служили не гробницами, но, по всей вероятности, местами жертвоприношений» [Радлов, 1896, с. 35].

В 1911 г. А.В. Адрианов [1916, с. 13, 52, 56-72] зафиксировал и частично раскопал большое число разнообразных по форме выкладок в западной части Алтая.

В 1924 г. С.И. Руденко раскопал на Пазырыкском могильном поле одну округлую выкладку из камней диаметром в 10 м и две каменных прямоугольных оградки. В 1929 г. М.П. Грязнов исследовал две плоские насыпи и одно кольцо из камней. В итоговой монографии по Па-зырыку С.И. Руденко [1953, с. 26] сделал вывод: «Круги из 6-8 валунов, частично погруженные в почву, неоднократно раскапывались на Алтае А.В. Адриановым и мною, но не дали никаких находок, по которым можно было бы судить об их назначении и времени сооружения».

Только после исследований в 1960-1990-е гг. разнообразных выкладок и «колец» в разных районах Алтая, раскопанных С.С. Сорокиным, Д.Г. Савиновым, В.Д. Кубаревым, Л.С. Марсадоловым, В.А. Мо-гильниковым, Ю.Ф. Кирюшиным, Ю.Т. Мамадаковым, А.А. Тишкиным, Н.В. Полосьмак, В.И. Молодиным, П.И. Шульгой, П.К. Дашковским и другими археологами, стало понятным их поминальное назначение. Подробно семантику внекурганных сооружений Алтая, в том числе и поминальников скифского времени, рассмотрел С.С. Сорокин [1981, с. 23-39]. Не исключено, что поминальными выкладками является и так называемый некоторыми авторами ряд «курганов-кенотафов», где под сплошной каменной насыпью/вымосткой округлой или овальной формы не было могильной ямы.

В Пазырыке к западу от больших и малых курганов расположены два-три ряда, вероятно, поминальных сооружений из камней в виде округлых «колец», насыпей и т.д. (часть объектов находится в лесу). Как и в других могильниках Алтая, размеры выкладок и количество камней в поминальных «кольцах» уменьшаются с востока на запад. Это вполне объяснимо с этнографической точки зрения, когда в последующих поми-

нальных обрядах через определенный срок времени принимало участие все меньшее и меньшее число сородичей [Марсадолов, 1981; 1984; 1991].

Поминальные выкладки в Пазырыке разнообразны по форме и размерам: одиночные или примыкающие друг к другу «кольца» из восьми и более камней-валунов или вертикально установленных плит; округлые или подовальные «насыпи-выкладки» из камня; разнообразные сочетания «колец» и «насыпей» и т.п. Наиболее сложные, сильно задернованные поминальные сооружения были зафиксированы автором к северо-западу от 3-го Пазырыкского кургана - ряды «колец» из больших вертикально поставленных плит, округлые выкладки и т.д. (рис.-1). Здесь вокруг небольшого каменного кургана или выкладки диаметром около 9 м и высотой 1,2 м с восточной и северной сторон расположено около 10 подовальных и округлых выкладок из вертикально поставленных плит. Размеры выкладок и количество камней в каждой из них уменьшаются с юга на север, выклиниваясь до одиночной вертикально поставленной плиты.

Подобные выкладки из вертикально поставленных плит были исследованы автором около курганов в Башадаре [Марсадолов, 1997]. Западнее большого кургана Башадар-2 находится 15-16 оградок, вытянутых «дугой/цепочкой» по линии С-Ю на расстояние около 75 м (рис.-З).

Каждая из оградок образована пятью-восемью отдельно стоящими по окружности, вертикально врытыми плитами-стелами, возвышающимися над уровнем современной поверхности на высоту 0,5-0,8 м. Средний диаметр оградки - 3-4 м. Оградки обычно расположены рядом друг с другом, на расстоянии от 1 до 3 м. В 2-3 м с западной стороны от оградок обычно находятся округлые вымостки из камней. В 2,5 м к северу от последней выкладки лежит валун из белого кварцита, как и на завершении «цепочки» балбалов около кургана Пазырык-2.

У оградки, раскопанной в 1985 г. около кургана Башадар-2, была выявлена следующая конструкция (рис.-4). По окружности диаметром около 2,6 м, на расстоянии 0,6-0,8 м друг от друга, было вкопано 7-8 плит (на глубину 0,3-0,4 м). К двум вертикальным восточным плитам вплотную примыкала плоская выкладка (размерами 1,2*1,2 м), сложенная из больших и малых камней. Под дерновым слоем, над и под камнями оградки никаких предметов, костей, пятен не было обнаружено. На расстоянии 2 м к западу от этой оградки находится самая большая в этой группе задернованная округлая плоская вымостка-выкладка, образованная сплошной укладкой камней и плит по площади круга диаметром 7,5-8 м (рис.-З) [Марсадолов, 1997].

Вероятно, эта оградка является поминальной и относится ко времени, близкому к дате сооружения 2-го Башадарского кургана - к VI в. до н.э., а близкие по конструкции оградки около кургана Пазырык-3 -к концу V в. до н.э. В будущем следует обратить особое внимание на генетические и социально-культурные связи погребенных из Башадара-2 и Пазырыка-3.

Алтай. Поминальные объекты на «могильных полях» в Пазырыке (1-2) и Башадаре (3-4): 1 - около кургана Пазырык-3; 2 - около кургана Пазырык-1; 3 - около кургана Башадар-2; 4 - раскопанное «кольцо» из вертикально поставленных плит с западной стороны от большого кургана Башадар-2.

По материалам экспедиций Л.С. Марсадолова (1-4)

Организация сакрального погребального пространства в па-зырыкской культуре на Алтае может быть реконструирована в виде следующей обрядовой системы, входящей составной частью в более сложную древнюю «картину мира» кочевников.

В центре круглого кургана из камней (символа Неба) сооружали углубленную подквадратную яму - символ Земли. В южной наиболее сакральной части ямы находилось погребение человека, а в северной -

захоронение взнузданного и оседланного коня. Напомним, что в элитных и рядовых курганах пазырыкского времени большинство погребенных лежали головой на восток и были ориентированы в сторону восхода солнца. Пальцы рук и одежда ряда вождей и рядовых кочевников были украшены изображениями петуха, птицей, которая одна из первых встречает и криком приветствует солнечный восход.

Юг был связан с наивысшей полуденной точкой неба - Зенитом, а север - с наивысшей точкой ночного неба - центральной областью незаходящих Звезд. Поэтому и «цепочки» курганов сооружали с юга на север. Восточные вертикально поставленные каменные балбалы, вероятно, символизировали возрождение вождей в будущем, были связаны с Восходом Солнца на Востоке и Жизнью, а большинство плоских горизонтальных выкладок и «колец» с западной стороны от курганов были предназначены для проводов и поминаний умерших, семантически связаны с Заходом Солнца на Западе и Смертью [Марсадолов, 2014].

Заключение. Вероятно, как в длине «цепочек» плит балбалов, так и в общем числе поминальных выкладок около больших курганов отразились временные и социальные факторы, что способствовало общей организации сакрального пространства на курганном поле в Пазырыке.

Как правило, ближайшие к кургану западные поминальные выкладки имеют сложную конструкцию: одну или несколько небольших округлых или подпрямоугольных сплошных каменных вымосток/вы-кладок, а иногда с прилегающими к этой выкладке одним или несколькими «кольцами», обычно из восьми речных валунов/булыжников или вертикально поставленных каменных плит. Второй и третий ряд поминальников гораздо проще по конструкции, что, вероятно, связано с тем, что число участников поминальных обрядов уменьшалось из года в год.

Библиографический список

Адрианов А.В. К археологии Западного Алтая (из поездки в Семипалатинскую область в 1911 г) // Известия Археологической комиссии. Пг., 1916. Вып. 62. 92 с.

Марсадолов Л.С. Исследования в Онгудайском и Улаганском районах Горного Алтая // Археологические открытия 1980 г. М., 1981. С. 195-196.

Марсадолов Л.С. О последовательности сооружения пяти больших курганов в Пазырыке на Алтае // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л., 1984. Вып. 25. С. 90-98.

Марсадолов Л.С. Археологическая разведка в Улаганском районе Горного Алтая в 1980 г. // Древние памятники культуры на территории СССР. СПб., 1991. С. 49-59, 118-123.

Марсадолов Л.С. Исследования в Центральном Алтае (Башадар, Талда). Саяно-Алтайская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа. СПб., 1997. Вып. 1. 56 с.

Марсадолов Л.С. Жертвоприношения на сакральных путях-направлениях у древних кочевников Саяно-Алтая // Актуальные проблемы изучения архаики: мат. теорет. семинара «Теория и методология архаики». 1996-2012 гг. СПб., 2014. С. 365-387.

Радлов В.В. Сибирские древности. Из путевых записок по Сибири. Отдельный оттиск из VII тома Записок Императорского Русского археологического общества: пер. с нем. яз. СПб., 1896. 70 с.

Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. 403 с.

Сорокин С.С. К вопросу о толковании внекурганных памятников ранних кочевников Алтая // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л., 1981. Вып. 22. С. 23-39.

L.S. Marsadolov

The State Hermitage Museum, St. Petersburg, Russia

EASTERN BALBALS AND WESTERN FUNERAL REPAST AS IMPORTANT COMPONENTS OF THE ORGANIZATION OF THE SACRAL SPACE IN THE PAZYRYK IN ALTAI

After research in the 1920-1960 (S.I. Rudenko, M.P. Gryaznov and S.S. So-rokin), archaeological sites in the Pazyryk valley were not considered in scientific literature for more than ten years, although they were examined by many archaeologists and historians.

Particular attention was paid to the refinement of the topography of large mounds, drawing up plans, measuring the distance between them, and the study of balbal-stones located on the eastern side of large mounds, during small archaeological studies of the author in 1979, 1980 and 1995 in Pazyryk.

Stone objects of various shapes, together with balbals and large barrows form a complex ceremonial burial system in Pazyryk. This system of organization of sacral space was associated with the ancient "world view" of the nomads of Altai.

Key words: Altai, Pazyryk, Bashadar, balbals, memorial objects.

УДК 903.5(571.151)

СС. Матренин

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия;

Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СЯНЬБИЙСКО-ЖУЖАНСКОГО ВРЕМЕНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ (проект №16-18-10033 «Формирование и эволюция систем жизнеобеспечения у кочевых социумов Алтая и сопредельных территорий в поздней древности и средневековье: комплексная реконструкция»)

В публикации представлен свод коллективных погребений сяньбийско-жу-жанского времени ([[-V вв. н.э.) с территории Алтая. Проанализированы материалы раскопок 35 могил из тринадцати памятников, содержавших останки 78 человек. В результате выявлены общие, особенные и единичные характеристики данных объектов. Установлено, что по признакам обряда и сопро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.