Научная статья на тему '"царский" курган в Сентелеке, и его особенности как объекта познавательного туризма'

"царский" курган в Сентелеке, и его особенности как объекта познавательного туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЕФИКАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / АЛТАЙ / КУРГАН / СТЕЛЫ / ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА / СКИФСКОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга П.И.

В статье характеризуется курган № 1 с обводной оградой и отходящими на восток самыми крупны-ми на Алтае 19 стелами высотой до 4-4,5 м. Курган исследовался под руководством автора в 1993-2001 гг. у с. Сентелек Чарышского района Алтайского края. На настоящее время это единственный пол-ностью сохранившийся элитный погребально-поминальный комплекс IV начала III вв. до н. э. всемир-но известной пазырыкской культуры, распространённой на Алтае, в Казахстане, Китае и Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"царский" курган в Сентелеке, и его особенности как объекта познавательного туризма»

4. Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Г. Даулинг ; пер. с англ. А. В. Кузнецова. - Москва : Консалтинг. группа «ИМИДЖ-Контакт» ; ИНФА-М, 2003. - 368 с.

5. Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 9 окт. 2015 г. № 1085 // Российская газета. - 2015. - 19 дек.

УДК 902::338.482.22(571.150)

П. И. Шульга

Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН,

Новосибирск, Россия

«ЦАРСКИИ» КУРГАН В СЕНТЕЛЕКЕ,

И ЕГО ОСОБЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

В статье характеризуется курган № 1 с обводной оградой и отходящими на восток самыми крупными на Алтае 19 стелами высотой до 4-4,5 м. Курган исследовался под руководством автора в 19932001 гг. у с. Сентелек Чарышского района Алтайского края. На настоящее время это единственный полностью сохранившийся элитный погребально-поминальный комплекс IV - начала III вв. до н. э. всемирно известной пазырыкской культуры, распространённой на Алтае, в Казахстане, Китае и Монголии.

Ключевые слова: музеефикация, познавательный туризм, Алтай, курган, стелы, погребальнопоминальный комплекс, пазырыкская культура, скифское время.

P. I. Shul'ga

Institute of archaeology and Ethnography of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences,

Novosibirsk, Russia

«TSAR'S» BURIAL MOUND IN SENTELEK, AND ITS FEATURES AS AN OBJECT OF COGNITIVE TOURISM

In the article the mound No. 1 with a by-pass fence and the tallest on the Altai East-oriented 19 stelae up to 4-4,5 m in height is being characterized. It was investigated in 1993-2001 near Sentelek, Charysh district of the Altai Territory. At present, it is the sole fully preserved elite burial-memorial complex of the 4th - beginning of the 3rd centuries BC of the world-famous Pazyryk culture, widespread in the Altai, Kazakhstan, China and Mongolia.

Keywords: museumification, cognitive tourism, Altai, mound, stelae, burial-memorial complex, Pazyryk culture, Scythian time.

Расположенная среди красивых гор Северо-Западного Алтая обширная долина реки Сентелек протяжённостью около 15 км отличается особо высокой концентрацией древних памятников от стоянок каменного века до «татарских могилок» этнографического времени. Объясняется это особо благоприятными для скотоводов природно-климатическими условиями. Большое количество осадков способствует буйному росту трав, которые ветрами и солнцем в зимнее время освобождаются от снега и доступны скоту. По этой причине долина была освоена уже в III-II тыс. до н. э. представителями афанасьевской культуры - первыми скотоводами и металлургами Южной Сибири. Вероятно, их привлекали не только хорошие пастбища и охотничьи угодья, но и месторождения медной руды, выходы которой имеются в самой долине на горе Воскударная Теплуха. Несомненно, большое значение для обитателей долины имело наличие кедровых лесов, а также значительное количество мигрирующей косули и пушного зверя. Совсем не случайно именно здесь в 1829 г. основали с. Сентелек, через 70 лет ставшее одним из самых крупных поселений на территории современного Чарышского района Алтайского края.

Наиболее плотно долина была заселена в скифское время (VII-III вв. до н. э.). Именно тогда были устроены многочисленные курганные могильники протяжённостью до 3 км. Среди них выделяется один из наиболее крупных для Горного Алтая курган раннескифского времени (VII в. до н. э.) с захоронением женщины в сопровождении четвёрки колесничных лошадей [1, рис. 38), а также более поздний «царский» курган IV-III вв. до н. э. всемирно известной пазырыкской культуры [2, 3]. Важной и замечательной особенностью археологических памятников долины является наличие оленных камней и стел. Двести лет назад, ещё до появления с. Сентелек, известный исследователь Г. И. Спасский посетил эту ещё не тронутую земледельцами долину и увидел «кладбище древних народов», обставленное яшмовыми и известковыми плитами. Вероятно, тогда в долине были ещё видны сотни стел скифского времени и тюркских балбалов, а также десятки оленных камней. На начальном этапе освоения долины

русскоязычным населением, многие участки ещё не распахивались, да и при работе на лошадях каменные «столбы» («маяки») мешали незначительно. Некоторые из стел могли долгое время служить пограничными камнями наделов и коновязями на время сельскохозяйственных работ. Поэтому многие крупные стелы продолжали стоять на своих местах на пашнях и покосах ещё сто лет назад [4, с. 50]. С появлением тракторов в 30-х гг. и тяжёлой техники в 70-х гг. XX в. все крупные каменные блоки были убраны с полей на край или на опахиваемые курганы. В ходе тщательного обследования в 1991 г. в долине уже не было зафиксировано стоящих стел. Тогда же был обнаружен так называемый «царский» курган, отмеченный под № 1 на могильнике Урочище Балчикова-3. К тому времени с галечной насыпи этого кургана периодически брался камень на строительные нужды, а в 1991 г. делалась попытка разработать карьер, и на насыпи было заложено две траншеи.

Важной особенностью долины Сентелека является быстрый процесс гумусообразования, усиленный смывом почвы со склонов. В результате, археологические объекты, включая «царский» курган, к нашему времени оказались скрытыми под слоем земли мощностью до 0,5—1,5 м, предохранившим от уничтожения распашкой основную часть всё ещё покоящихся в земле каменных конструкций, стел и изваяний. Однако, это же обстоятельство чрезвычайно затрудняет ведение земляных работ, вынуждая затрачивать на их выполнение в несколько раз больше усилий и средств по сравнению с долинами внутренних районов Г орного Алтая, где в наиболее засушливых высокогорных районах гумусообразование происходит медленно, и каменные конструкции скифского времени, зачастую, остаются незадернованными. Вследствие хорошей сохранности скрытых под землёй ярких и разнообразных археологических объектов, долина Сентелека имеет большие перспективы их музеефикации, развития познавательного туризма. Значимым фактором для развития туризма является замечательная природа богатого флорой и фауной Тигирекского хребта и примыкающей к нему Сентелекской долины, по которым проходят туристические маршруты.

Толчком к началу работ по музеефикации археологических объектов послужило строительство дороги Сентелек - Покровка, разрушившей несколько десятков курганов. Так в 1993 г. возник первый «большой раскоп» на могильнике Покровский Лог-4, протянувшийся вдоль дороги на 120 м. В 1994 г. общая расчищенная здесь до уровня древней поверхности площадь составила 2800 кв. м. Основная задача этих работ состояла в расчистке запаханных, а затем частично разрушенных и засыпанных в ходе дорожного строительства каменных конструкций, установка поваленных стел и оленных камней, исследование аварийных объектов с их последующим восстановлением. К сожалению, расчищенные и восстановленные на выровненной древней поверхности каменные конструкции курганов и поминальников остаются зрелищными совсем недолго. Уже во время археологических работ многочисленные кроты портят внешний вид выбросами земли. На следующий год идеальный раскоп превращается в поросший сорняками обезображенный кротовинами и размывами участок, на котором рядовые курганы и выкладки высотой 10-40 см почти не видны. Значительно лучше выглядят раскопы, закладываемые ранее снятыми пластами дёрна. Однако, быстро растущую траву нужно регулярно выкашивать, да и поверхность не всегда получается ровной. Помимо этого, начинают зарастать травой и сами небольшие каменные конструкции, поскольку под камнями или между ними находится земля. По этим причинам крайне сложно сохранять в надлежащем виде уже исследованные площадки с уплощёнными конструкциями малых и даже средних размеров.

В ходе тщательного обследования всей долины Сентелека и разведочных раскопок у «царского» кургана № 1 на могильнике Урочище Балчикова-3 было установлено, что этот погребальнопоминальный комплекс является наиболее перспективным для научного исследования и музеефикации. Первые работы на «царском» кургане начаты Барнаульским государственным педагогическим университетом и Научно-производственным Центром «Наследие» в 1994 г. после обнаружения одной из пова-леных стел и оленного камня с личиной [5]. Тогда же была установлена стела № 9, и траншеей выявлены самые крупные стелы № 17, 18, 19 на восточном конце ряда (рис. 1 Б). Крупные работы здесь были начаты в 1995 г., когда в отдельные дни у кургана работало до 90 и более учащихся и студентов. Из нескольких раскопов наиболее результативной оказалась траншея размерами 74х4 м, заложенная по предполагаемой линии расположения стел (балбалов) к востоку от кургана № 1. Здесь под слоем земли на своих первоначальных местах сохранилось двенадцать из девятнадцати поваленных в древности стел длиной 3-4,5 м. Из семи отсутствующих стел неподалёку было найдено четыре, оттащенных на «царский» курган и к дороге 20-30 лет назад во время распашки террасы. Поскольку местонахождение, глубина и конфигурация ямок-гнёзд у кургана № 1 определялось с точностью до нескольких сантиметров, то тогда же вручную были установлены ещё четыре сравнительно небольшие, обломанные при распашке стелы № 5-8 [6]. Работы по выявлению и расчистке конструкций кургана № 1 были продолжены в 1996 г.

Наиболее значительные работы на площадке у кургана № 1 проводились в 2000 г., согласно Постановлению администрации Алтайского края «О создании в Чарышском районе музеефицированного объекта "Царский курган"» [7]. В раскопках приняли участие студенты и сотрудники БГПУ и АГУ,

а также отряды школьников из г. Славгорода, Поспелихинского и Чарышского районов Алтайского края. Общее число работников в экспедиции составило 140 человек. Благодаря оптимальному комбинированию ручного труда (расчистка лопатами и совками, вынос земли носилками) и техники (трактор К-700 для снятия гумуса и перемещения отвалов и кран для установки стел), удалось выполнить значительные работы.

1. На прилегающей к кургану № 1 площади 5500 кв. м снят слой гумуса мощностью 0,5-0,8 м (не менее 2500 куб. м), выявлено и полностью зачищено одиннадцать курганов диаметром 6-11 м, частично - курган № 13 диаметром 25-30 м из одной цепочки с курганом № 1. На насыпи кургана № 1 (площадь около 1500 кв. м) убраны растительность и земля. Исследовано и восстановлено четыре средневековых кургана (№ 3-7), предположительно второй половины I тыс. н. э., среди которых выявлен новый тип средневековых захоронений со стелами в изголовье. В кургане № 7 расчищены остатки разграбленного кенотафа с непотревоженным крупным фрагментом панциря из 36 железных пластин. Большая работа проделана по зарисовке и фотофиксации насыпей и обводного кольца у кургана № 1. Выполнена тахеометрическая съёмка всего погребально-поминального комплекса.

2. Обследованы, зарисованы и установлены на изначальные места 11 стел у кургана № 1 (в дополнение к пяти ранее поставленным) и 2 стелы - у средневековых курганов. 3. Восстановлен имевшийся в долине триангуляционный пункт на Казанцевой Сопке. У кургана № 1 установлены и забетонированы два геодезических репера. Определены координаты кургана № 1 и других археологических объектов в долине.

В результате, впервые в практике раскопок на Алтае, на площади размерами до 120х90 м была расчищена вся примыкавшая к кургану площадка, включая протянувшиеся на 62 м к востоку стелы (рис. 1 Б). Расчищенная насыпь кургана № 1 имела несколько вытянутую в плане форму и размерами 45х48 м. Высота насыпи от уровня древней поверхности составляла от 0,6 м в северо-западной (верхней по склону) части до 1,7-2 м - в нижней, юго-восточной части (рис. 1 Б). Установлено, что основная часть камня в незадернованной центральной части насыпи была выбрана ещё в древности, в частности, на сооружение средневековых курганов. При этом местами образовались понижения до 1 м от первоначального уровня насыпи. В основании насыпи по периметру под углом 25-45 градусов к поверхности выступали плиты лепестковидной крепиды. Они придавали кургану вид большого цветка с примерно 310 лепестками. У северо-западной, верхней по склону, полы кургана № 1 выявлено обводное кольцо из лежащих плит длиной 1-1,5 м. По предварительным расчётам в обводной ограде также насчитывалось около 310 вкопанных плит. В древности они устанавливались вертикально в неглубокие канавки и образовывали ограду, опоясывающую курган по окружности. Зафиксированный диаметр обводной ограды -не более 44 м, следовательно, с учётом имевшегося коридора между насыпью и оградой (ширина коридора около 1,5 м), заключённая в ограде насыпь кургана № 1 изначально не превышала 42 м. У центра насыпи кургана имеется большая воронка глубиной около 3 м, возможно, оставленная неизвестными исследователями в начале XX в., вскрывшими погребение, включая подхоронение лошадей. По конфигурации ямы можно заключить, что в плане она была квадратной размерами 7х7 м, глубиной около 5 м. Под слоем камней на дне воронки были обнаружены многочисленные кости лошадей, сброшенных вниз после завершения раскопок могилы. Очевидно, что могила вскрывалась полностью с выбросом всего заполнения на прилегающие участки насыпи. Следует отметить, что у примыкающего с юга кургана № 2 грунт и камни во всей центральной части были сняты и отброшены в стороны. Такой трудозатратный способ не применялся грабителями и также указывает на работы какой-то экспедиции, не оставившей отчётов. Эти факты, как будто подтверждают рассказы старожилов о раскопках кургана № 1 до революции 1917 г. некими «американцами». В ходе работ 2000 и 2001 гг. насыпь кургана была очищена с боков и сверху от земли и растительности, но не раскапывалась. На дне расположенной по центру ямы было поднято несколько десятков крупных камней, но, после обнаружения под ними скопления костей от нескольких лошадей, снятые камни были вновь уложены на прежнее место.

Особый интерес представляют исследованный у кургана ряд стел. Всего на уровне древней поверхности обнаружено 12 каменных стел длиной 3-4,55 м (№ 1-9, 17-19), лежащих у своих ямок-гнёзд, в которые они были первоначально установлены. Еще семь стел из восточной части ряда были перемещены при распашке на насыпь кургана и в стороны. Судя по количеству ямок глубиной 50-70 см от уровня древней поверхности, общее число стел в ряду изначально равнялось 19. В настоящее время ряд стел протяженностью 62 м начинается в 4 м от восточной полы кургана. Первая стела № 1 самая массивная размерами 3х1х0,4 м. На ней, обращённой к северу широкой плоскости, имеется чашевидное углубление. Между стелой № 1 и насыпью находился «алтарик» - выложенная из плит розетка диаметром около 1 м, в котором встречено небольшое количество угольков. Все стелы прямоугольные в сечении, первоначально устанавливались узкими сторонами по линии З-В. Особенно выделялись стела № 1 и две последние (№ 18, 19) длиной 4,2 м и 4,55 м (рис. 1 А). Расстояние между центрами первых десяти ямок-гнёзд составляло по 3,2 м, а в восточной половине ряда - 3-3,1 м. Стелы вкапывались строго в одну линию по азимуту 95° и нацеливались на выделяющуюся седловинку на вершине противостоящей

горы. По мере удаления от кургана и понижения склона (до 4 м у стелы № 19) длина стел увеличивалась, как бы компенсируя перепад высот. На уровне древней поверхности и в ямках пяти установленных нами стел скоплений костей и керамики не обнаружено.

Согласно наблюдениям С. И. Руденко, С. И. Киселёва и других исследователей, курганные насыпи элитных пазырыкских захоронений возводились по прошествии определённого времени похорон умершего в бревенчатом срубе. Ряд стел к востоку от кургана № 1, вероятно, также устанавливался через какое-то время после погребения умершего. Количество стел (19), их размеры (прежде всего, первых и последних) и конкретные места установки каждой стелы, должны были заранее определяться распорядителем обрядовых действий, дававшим соответствующие указания группам родственников или союзников, принимавших участие в поминальном обряде. Важно отметить наличие почти у всех стел в нижней части насечек и следов обработки, указывающих глубину их закапывания в ямке (50-70 см). Заготовка и обработка стел производились на нескольких месторождениях камня, часть которых, возможно, располагались за пределами долины. Устанавливались стелы по-разному. Наиболее короткие и лёгкие из западной части, очевидно, ставили вручную, как это делалось под руководством автора в 1994, 1995 и 2000 гг. Однако, мощные длинные стелы в восточной части ряда и некоторые тяжёлые в западной, поставить по центру ямки нельзя было ни вручную, ни при помощи тягловых животных. Дело в том, что стелы в древности ставились точно по центру ямки, но для этого сначала их нужно было приподнять и держать навесу. В 2000 г. нами использовался кран, а сентелекцам его, очевидно, заменяла тренога из брёвен высотой до 5 м с блоком вверху. Чтобы поднять стелу, нужно было поставить треногу над ямкой и при помощи толстого ремня, подтянуть её через блок. Стелы устанавливались строго по одной линии в намеченные заранее ямки между служившими визирами и уже, очевидно, вкопанными стелами 1 и 19, при этом длина последней (4,55 м) примерно соответствовала перепаду высот (4 м), и вершина ее выходила на один уровень со стелой 1 и «алтарем». Продуманность и тщательность возведения комплекса указывает на присутствие организатора поминального обряда - служителя культа (жреца), а, скорее группы служителей, обладавших обширными познаниями и применявших фиксированные меры длины, кратные персидскому локтю и частям тела человека [8].

По всем выявленным конструктивным особенностям, курган № 1 является элитным захоронением пазырыкской культуры.

1. Каменная насыпь имеет размеры, характерные для элитных курганов пазырыкской культуры, в частности, в урочище Пазырык [9]. Теоретически такие размеры могли бы иметь надмогильные сооружения предыдущих или последующих эпох, однако, все они или значительно меньше, или иной конструкции.

2. Расположенный к востоку от кургана ряд стел с промежутками около 3-3,2 м также имеет аналогии в пазырыкских могильниках. Следует отметить, что ряды небольших стел (балбалов) устраивались и в тюркское время у оградок и курганов, но они имеют свои особенности.

3. Находящаяся по центру кургана № 1 раскопанная, но не засыпанная могила полностью соответствует стандартам элитных погребений пазырыкской культуры: квадратная в плане размерами около 7х7 м, глубиной более 4 м, с подхоронением нескольких лошадей.

4. Устроенная по периметру насыпи кургана «лепестковидная крепида» из наклонно установленных плит также не является исключением. Такая конструктивная особенность известна на Укоке и в Берели [10, рис. 84, 87-90; 11]. 5. Обводная ограда из плит вокруг насыпи элемент, по-видимому, довольно редкий, но также зафиксирован в Пятом Пазырыкском кургане [12, с. 372, рис. 3].

Первоначально автор предполагал, что столь тщательно устроенный курган № 1 можно трактовать как показатель ранней традиции устройства полного «идеального» погребально-поминального (храмового) элитного комплекса пазырыкской культуры [13, с. 127]. Однако, изыскания последних десятилетий, наоборот, указывают на относительно позднее время его сооружения. На основе комплексного рассмотрения данных дендрохронологии, радиоуглеродного анализа и археологического материала, сделано заключение, что подавляющее количество захоронений на периферии ареала пазырыкской культуры, в том числе по Чарышу, относятся к её позднему этапу. Почти все погребальные конструкции, исследованные на периферии культуры, в том числе в Берели и на Укоке, включенные в древесно-кольцевую шкалу, датируются в рамках 326-275 гг. до н. э. Из этого следует, что пазырыкцы распространились на остепнённую периферию Г орного Алтая примерно во второй половине IV - начале III вв. до н. э. В последнее десятилетие в округе Алтай (Синьцзян, Китай) исследовано около 20 курганов с подхоронения-ми лошадей в различных сочетаниях со срубами и каменными ящиками. По инвентарю и особенностям погребального обряда они, как и обнаруженные в Монголии, также относятся к позднему этапу пазырыкской культуры [14]. Следует добавить, что такие элементы конструкции, как «лепестковидная крепида» и обводная ограда зафиксированы также у поздних курганов в Берели, Укоке и Пазырыке. Таким образом, появление наиболее крупного в долине Сентелека элитного кургана № 1 следует связывать с последним периодом расцвета пазырыкской культуры во второй половине IV - начале III вв. до н. э. Исходя из большого количества в Сентелеке курганов диаметром 20-30 м, можно предположить наличие

здесь ещё одного центра локализации пазырыкской культуры - её западного форпоста, непосредственно контактировавшего с населением предгорий Алтая.

За прошедшие годы курганные захоронения пазырыкской культуры были найдены и исследованы на территории Западной Монголии, Китая (Синьцзян, округ Алтай) и в Восточном Казахстане. Однако столь грандиозных и показательных сооружений, как в кургане № 1, найти не удалось. Вполне вероятно, «царский» курган из Сентелека является единственным сохранившимся эталонным элитным погребально-поминальный комплексом всемирно известной пазырыкской культуры с обводной оградой и отходящими на восток самыми высокими на Алтае 19 стелами. Очевидно, что по завершению необходимых работ по исследованию насыпи и установки обводной ограды, курган № 1 с прилегающими сооружениями станет ценным объектом познавательного туризма, вполне сопоставимым с археологическими памятниками мирового значения.

Рис. 1. Погребально-поминальный комплекс - «царский» курган № 1 на могильнике Урочище Балчикова-3 в Сентелеке.

А - реконструкция изначального вида кургана с обводной оградой и рядом стел.

Б - План кургана № 1 и прилегающих объектов по окончании работ в 2000 г.

Список литературы

1. Шульга, П. И. Снаряжение верховой лошади и воинские пояса на Алтае / П. И. Шульга. - Ч. I: Раннескифское время. - Барнаул: Азбука, 2008. - 276 с.

2. Шульга, П. И. Архитектура и семантика погребально-поминальных комплексов пазырыкской культуры / П. И. Шульга // Степи Евразии в древности и средневековье. - Санкт-Петербург: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003. - Кн. II. - С. 191-194.

3. Шульга, П. И. «Царский» курган в Сентелеке / П. И. Шульга // Алтай сакральный: культовые и архео-астрономические смыслы святилищ. - Барнаул, 2010. - С. 125-131.

4. Богданов, Д. П. Материалы для геологии Алтая / Д. П. Богданов. - Москва, 1911. - 442 с.

5. Гельмель, Ю. И. Работы в долине р. Сентелек / Ю. И. Гельмель, М. А. Демин, С. М. Ситников, П. И. Шульга // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. - Барнаул : Изд-во АГУ, 1995. - С. 13-16.

6. Гельмель, Ю. И. О ходе работ по созданию Сентелекского археологического заповедника / Ю. И. Гельмель, М. А. Демин, Н. Ф. Шульга, П. И. Шульга // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул : Изд-во АГУ, 1996. - С. 109-114.

7. Кирюшин, Ю. Ф. Исследование и музеефикация «царского» кургана в долине Сентелека / Ю. Ф. Кирюшин, П. И. Шульга, М. А. Дёмин, А. А. Тишкин // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2001. - Вып. XII. - С. 21-25.

8. Марсадолов, Л. С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае. Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа / Л. С. Марсадолов. - Санкт-Петербург : Копи Р, 2001. -Вып. 4. - 65 с. : ил.

9. Руденко, С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время / С. И. Руденко. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1953. - 402 с. : ил.

10. Полосьмак, Н. В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы) / Н. В. Полосьмак. - Новосибирск : Наука ; Изд. фирма. 1994. - 125 с.

11. Самашев, З. Берел / З. Самашев. - Алматы : Таймас. 2011. - 236 с.

12. Руденко, С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время / С. И. Руденко. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1953. - 402 с. : ил.

13. Шульга, П. И. «Царский» курган в Сентелеке / П. И. Шульга // Алтай сакральный: культовые и архео-астрономические смыслы святилищ. - Барнаул, 2010. - С. 125-131.

14. Шульга, П. И. Датировка погребальных комплексов на периферии пазырыкской культуры / П. И. Шульга, И. Ю. Слюсаренко // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск : Изд-во ин-т археологии и этнографии Сиб. отд. Рос. акад. наук, 2016. - Т. XXII. - С. 473-477.

УДК 338.482.22:911.3

В. С. Яговец

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

МЕТОДИКА ТУРИСТСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ

Культурно-познавательный туризм играет значительную роль в культурной жизни современного общества. Культурный туризм реализуется в различных формах и использует как материальное наследие, так и нематериальную среду. В предложении культурного туризма на туристском рынке происходят изменения. Для формирования продукта культурно-познавательного туризма целесообразно использовать технологии туристского проектирования. В практике организации туризма можно выделить три подхода к проектированию культурно-познавательных туров.

Ключевые слова: культурно-познавательный туризм, культурное наследие, туристский продукт, туристское проектирование.

V. S. Yagovets Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

THE TOURISM DESIGN METHODOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL-COGNITIVE TOURS

Cultural and cognitive tourism plays a significant role in the cultural life of modern society. Cultural tourism is realized in various forms and uses both material heritage and intangible environment. The offer of cultural tourism in the tourist market is changing. To form a product of cultural and educational tourism, it is advisable to use the technologies of tourist design. In the practice of tourism, three approaches to the design of cultural and educational tours can be distinguished.

Keywords: cultural and cognitive tourism, cultural heritage, tourist product, tourist design.

Культурно-познавательный туризм прочно вошел в структуру потребностей человека постиндустриального общества и занимает значительную долю в статистике мирового туризма. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.

Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Поэтому при разработке рынка, в рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского путешествия.

Культурный туризм определяется как форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.

Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.