Научная статья на тему 'Восточное партнерство: основные тенденции процесса интеграции'

Восточное партнерство: основные тенденции процесса интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
213
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЕС / ИНДЕКС ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточное партнерство: основные тенденции процесса интеграции»

2018.04.012. О.Н. ПРЯЖНИКОВА. ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Восточное партнерство; ЕС; индекс Восточного партнерства; интеграция.

Программа Восточное партнерство (ВП), осуществляемая ЕС с 2009 г., направлена на развитие сотрудничества стран - членов ЕС с рядом стран постсоветского пространства (Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной) с целью углубления экономической интеграции и развития политических союзнических отношений. В качестве задач данной программы декларированы строительство и консолидация демократического общества, поддержка политических и социально-экономических реформ, сбалансированный экономический рост и развитие трансграничных связей, борьба с бедностью, неравенством, наркотрафиком, нелегальной миграцией и загрязнением окружающей среды.

В ходе реализации программы ВП наблюдается достаточно быстрый рост торгового оборота между странами ЕС и ВП. Так, с 2006 по 2016 г. экспорт из стран ВП в ЕС вырос на 55,2%, достигнув 32,4 млрд евро, импорт из ЕС в страны ВП - на 33,5%, достигнув 31,6 млрд евро (3). Наиболее быстрый рост товарооборота демонстрируют Грузия, Молдавия и Украина. При этом в 2016 г. в Азербайджане, Украине и Белоруссии было зафиксировано положительное сальдо торгового баланса по товарообороту со странами ЕС. Дефицит торгового баланса по товарообороту с ЕС в 2016 г. составил 200 млн евро для Армении, 600 млн евро для Молдавии и 1,5 млрд евро для Грузии.

ЕС является ключевым торговым партнером для большинства стран ВП. В 2016 г. Украина и Молдавия экспортировали в ЕС соответственно 65,8 и 65,2% всех своих экспортных товаров; Азербайджан - более 40, Армения, Грузия и Белоруссия - около 25% каждая. При этом в Белоруссии, Армении и Азербайджане доля экспорта в ЕС за этот период сократилась, а в Грузии, Молдавии и Украине - выросла, причем Украина продемонстрировала самый значительный рост экспорта в ЕС - 33,8% (3).

Что касается импорта товаров в страны ВП из ЕС, то в 2016 г. в Украине он составлял 57,1%, в Молдавии - 49,1% от всего импорта этих стран. В других странах ВП товары из ЕС составляют от

25 до 30% импорта. В период с 2006 г. доля импорта из ЕС выросла в Молдавии и Украине, почти не изменилась в Грузии и сократилась в других странах ВП (3).

Для оценки динамики интеграционных процессов группа экспертов из стран ЕС и ВП ежегодно или раз в два года рассчитывает индекс европейской интеграции для стран ВП или индекс Восточного партнерства (ИВП), который представляет собой инструмент мониторинга гражданского общества. Индекс показывает, насколько страна придерживается рекомендуемой траектории движения, оценивает глубину и устойчивость демократии, представляет картину межстрановой и межсекторальной сравнительной динамики интеграционных процессов (2). ИВП рассчитывается по направлениям: «Связи» (оценивается развитие политических, экономических и социальных связей между страной ВП и ЕС) и «Сближение» (approximation) (оценивается сближение правовых норм, регламентаций и институтов со стандартами и требованиями ЕС).

После подписания соглашений об ассоциации Грузия, Молдавия и Украина демонстрируют прогресс в интеграционных процессах, что нашло свое отражение в значениях ИВП за 2015-2016 гг. (2, с. 22-23).

Молдавия достигла самого высокого из шести стран - членов ВП значения показателя «Связи», лидируя по индикатору развития связей между гражданами страны и гражданами ЕС, так как в оцениваемый период была единственной страной ВП, чьи граждане могли перемещаться по ЕС без виз. Однако она отстает от Украины и Грузии по индикаторам международной безопасности, политического диалога и сотрудничества. По показателю «Сближение» Молдавия также лидирует в ВП, имея, как и Грузия, высокое значение индикатора устойчивости демократии и следуя за Украиной по значению индикатора интеграции с ЕС. При этом Молдавия демонстрирует низкие значения индикаторов бизнес-климата и достижения целей устойчивого развития.

Грузия занимает второе место по показателю «Связи», она на втором месте после Украины по международной безопасности, политическому диалогу и сотрудничеству. Кроме того, страна имеет самые высокие в ВП индикаторы по культурному обмену и сотрудничеству в сфере науки и образования. По показателю «Сближение» Грузия занимает четвертое место после Молдавии, Украины и

Армении, разделяя с Арменией третье место по индикатору интеграции с ЕС, и лидирует по индикатору развития рыночной экономики. В сфере устойчивого развития Грузия разделяет последнее место с Белоруссией (4, с. 3).

Украина находится на третьей позиции по показателю «Связи», имея наивысшие индикаторы международной безопасности, сотрудничества и политического диалога с ЕС. Кроме того, страна лидирует по индикаторам секторального сотрудничества и торговых потоков. Вместе с тем, Украина делит последнее место с Азербайджаном по посещению гражданами своей страны ЕС из-за низкого уровня сотрудничества в сфере науки, образования и культурного обмена. Украина занимает второе место по показателю «Сближение» и индикатору интеграции с ЕС, но последнее - по индикатору бизнес-климата.

Армения заняла четвертое место по показателю «Связи», и третье - по показателю «Сближение». Снизились индикаторы секторальной кооперации и торговых потоков, так как после вступления Армении в Евразийский экономический союз страна переориентировала свои экономические связи на российский рынок. Армения имеет самый высокий в ВП индикатор устойчивого развития и создала координационную структуру по проведению политики устойчивого развития.

Азербайджан занимает последнюю позицию в рейтинге по уровню показателя «Связи», имея самые низкие значения индикаторов международной безопасности, политического диалога с ЕС и сотрудничества. При этом Азербайджан опережает Армению и Белоруссию в сфере секторального сотрудничества и торговых потоков со странами ЕС. По показателю «Сближение» страна находится на четвертом месте, но значительно опережает Белоруссию, замыкающую рейтинг. Азербайджан опережает Украину и Молдавию по качеству бизнес-среды и занимает вторую позицию по индикатору устойчивого развития.

Белоруссия находится на предпоследнем пятом месте по показателю «Связи», и последнем - по показателю «Сближение», имея низкие индикаторы по секторальному сотрудничеству и торговым потокам с ЕС, по устойчивому развитию демократии, независимости средств массовой информации и свободе слова.

Основываясь на результатах анализа ИВП 2015-2016 гг., эксперты рекомендуют ЕС усилить поддержку имплементации условий соглашения об ассоциации в Грузии, Молдавии и Украине, делая особый акцент на формировании условий для обеспечения независимости судебной системы и прокуратуры и на учреждении независимых агентств, борющихся с коррупцией. В Армении, Азербайджане и Белоруссии ЕС следует продолжить оказывать поддержку гражданскому обществу, а также продвигать демократические и проевропейские общественные устремления.

Одним из итогов очередного саммита Восточного партнерства, состоявшегося в Брюсселе в ноябре 2017 г., стала поддержка более дифференцированного подхода к развитию двусторонних отношений между ЕС и странами ВП. Важной характеристикой такого подхода стало разделение стран на две группы: 1) страны, подписавшие соглашение об ассоциации, - Грузия, Молдавия, Украина; 2) страны - участницы партнерства, не подписавшие соглашение об ассоциации, - Армения, Азербайджан, Белоруссия. Кроме того, в декларации саммита была подчеркнута приверженность ЕС принципу «больше за большее» (шоге^ог-шоге), предполагающему предоставление большей поддержки странам, более других продвинувшимся по пути преобразований в социально-экономической сфере (4, с. 4).

В декларации подчеркивается важность укрепления стабильности и устойчивости к воздействию извне в странах - соседях ЕС, основываясь при этом на общих демократических ценностях и руководствуясь целями устойчивого развития и достижения благосостояния граждан. В связи с этим в документе сформулированы четыре сферы приоритетного развития: 1) экономическое развитие и рыночные возможности; 2) институциональный рост и надлежащее управление; 3) укрепление связей (транспортное сообщение), энергоэффективность, окружающая среда и изменение климата; 4) мобильность и межличностные контакты (4, с. 3).

Для стимулирования роста экономики планируется увеличить инвестиции, повышать качество бизнес-среды с целью роста числа предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), чему будет способствовать упрощение доступа к финансам и финансовой инфраструктуре. Кроме того, в рамках ВП будет проводиться политика гармонизации цифровых рынков и развития торговли между

странами ВП и ЕС. Начиная с 2009 г. ЕС выделил на поддержку МСБ стран ВП 1,5 млрд евро, в результате чего возникло 10 тыс. рабочих мест. Кроме того, в рамках мер по поддержке бизнеса было предоставлено более 100 тыс. кредитов и организованы бизнес-курсы для 20 тыс. человек. В ближайшем будущем будут приниматься меры для снижения тарифов на роуминг внутри стран ВП, обеспечения более легкого и более дешевого доступа в Интернет, а также создания рабочих мест в новых цифровых отраслях.

В сфере институционального строительства планируется продолжить работу по обеспечению верховенства права и создания антикоррупционных механизмов, осуществлению правовых реформ, реформ государственного управления. Будут осуществляться поддержка организаций гражданского общества и улучшение публичной отчетности путем создания институтов гражданской экспертизы.

Для улучшения транспортного сообщения и инфраструктуры предполагается расширить главную Трансъевропейскую транспортную сеть (TEN-T)1, на что выделено 150 млн евро. Также планируется использовать более 1 млрд евро стратегических инвестиций для модернизации авто- и железных дорог, портов и аэропортов в странах ВП. Для повышения энергетической устойчивости разработан пакет мер в сфере энергоэффективности с инвестиционным финансированием в размере 225 млн евро. Принятие данных мер в перспективе снизит плату за электроэнергию, улучшит качество жизни и поможет адаптироваться к изменениям климата большему количеству людей, муниципальным образований и МСБ.

Начиная с 2014 г. в вузах ЕС и других стран ВП прошли обучение более 10 тыс. студентов из стран-партнеров. Для увеличения мобильности граждан и расширения сети межличностных контактов предполагается реализовать пакет мер в сфере образования молодежи, что позволит 80 тыс. молодых людей (студентам и преподавателям) принять участие в программе Erasmus+2. Кроме того, будет создана «Европейская школа Восточного партнерства» в

1 About TEN-T. - Mode of access: https://ec.europa.eu/transport/themes/infra structure/about-ten-t_en

2 Erasmus+. - Mode of access: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/ node_en

Тбилиси. Также планируется расширять сотрудничество между школами ВП посредством платформы e-Twinning plus, которая уже объединяет 1 тыс. образовательных учреждений. Будут осуществляться поддержка молодых лидеров ВП и укрепление потенциала молодежных организаций, в том числе благодаря инициативе «Послы европейской молодежи» (1).

Список литературы

1. 20 Deliverables for 2020: Bringing tangible results for citizens / Eastern Partnership (EaP). - 2017. - Mode of access: https://www.euneighbours.eu/en/east/stay-informed/publications/factsheet-eastern-partnerships-20-deliverables-2020

2. Eastern partnership index 2015-2016. Charting progress in European integration, democratic reforms, and sustainable development / Eastern partnership civil society forum. - 2017. - 130 p. - Mode of access: https://eap-csf.eu/eastern-partnership-index-2015-2016-charting-progress-in-european-integration-democratic-reforms-and-sustainable-development/?lang=ru

3. European neighbourhood policy - East - statistics on trade flows with the EU / Eurostat. - Mode of access: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explaLned/index. php?title=European_Neighbourhood_Policy_-_East_-_statistics_on_trade_flows_ with_the_EU

4. Joint declaration of the Eastern partnership summit / Council of the European Union -Brussels, 2017. - 24.11. - 21 p. - Mode of access: http://www.consilium.europa. eu/en/press/press-releases/2017/11/24/eastern-partnership-summit-joint-declaration/

2018.04.013. СУЛТАНОГЛУ Дж. СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ПРОГРЕСС В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

SULTANOGLU C. Sustaining progress in transition countries // Project Syndicate. - 2018. - Apr 3. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/achieving-sustainable-development-goals-eurasia-by-cihan-sultanoglu-2018-04

Ключевые слова: страны с переходной экономикой; Восточная Европа; Центральная Азия; цели устойчивого развития.

В статье директора регионального бюро по странам Европы и СНГ Программы развития ООН рассматриваются достижения и проблемы стран Восточной Европы и Центральной Азии (BE и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.