Научная статья на тему '2014. 02. 014. Индекс европейской интеграции 2013 для стран Восточного партнерства. European integration index 2013 for Eastern partnership countries / International Renaissance Foundation, open society foundations, Eastern partnership civil society Forum. - 2013. - 105 Р. - mode of access: http://www. Eap-index. Eu/images/index_2013. Pdf'

2014. 02. 014. Индекс европейской интеграции 2013 для стран Восточного партнерства. European integration index 2013 for Eastern partnership countries / International Renaissance Foundation, open society foundations, Eastern partnership civil society Forum. - 2013. - 105 Р. - mode of access: http://www. Eap-index. Eu/images/index_2013. Pdf Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС И СТРАНЫ БЫВШЕГО ССС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 014. Индекс европейской интеграции 2013 для стран Восточного партнерства. European integration index 2013 for Eastern partnership countries / International Renaissance Foundation, open society foundations, Eastern partnership civil society Forum. - 2013. - 105 Р. - mode of access: http://www. Eap-index. Eu/images/index_2013. Pdf»

дикальных структурных реформах, направленных на повышение темпов потенциального роста. В-третьих, сбалансировать экономический рост: вместо стимулирования внутреннего спроса акцент следует перенести на развитие экспортных секторов экономики.

В заключение авторы делают следующий вывод. Модель экономического роста и конвергенции новых стран - членов ЕС, использовавшаяся ими в докризисный период, уже не пригодна для современных условий. Для усиления (или возобновления) роста требуются широкие структурные реформы. Однако такие особенности обществ ЕС-10, как определенная «усталость от реформ» и принцип «нового популизма» в экономической политике, помимо общих проблем европейской интеграции, серьезно затрудняют проведение подобных реформ.

Е.Е. Луцкая

2014.02.014. ИНДЕКС ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 2013 ДЛЯ СТРАН ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА.

European intégration index 2013 for Eastern partnership countries / International renaissance foundation, Open society foundations, Eastern partnership civil society forum. - 2013. - 105 р. - Mode of access: http://www.eap-index.eu/images/Index_2013.pdf

В работе представлены оценки результатов интеграционных процессов в шести странах Восточного партнерства (ВП)1 - Армении, Азербайджане, Грузии, Молдавии, Украине и Белоруссии, сделанные через пять лет после запуска проекта ВП группой из 50 экспертов из стран ЕС и ВП.

Индекс европейской интеграции для стран ВП (далее - Индекс) представляет собой инструмент мониторинга гражданского общества и служит «спидометром» для интеграционных процессов. Индекс, рассчитываемый ежегодно, показывает, насколько строго страна придерживается рекомендуемой траектории движения. Во-первых, для каждой страны происходит оценка глубины и устойчивости демократии по четко установленным стандартам. Во-вторых, Индекс представляет детальную картину межстрановой и межсекторальной сравнительной динамики интеграционных процессов,

1 Индекс не оценивает ситуацию в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии. - Прим. реф.

так как оценка для каждой страны проводится по одинаковому списку из 823 вопросов и индикаторов. Индекс определяет те сферы реформируемых систем, где требуется прилагать больше усилий, и является ориентиром для гражданского общества стран ВП.

Расчеты Индекса проводятся по трем направлениям:

1) связи: оценивается развитие политических, экономических и социальных связей между страной ВП и ЕС;

2) сближение: оценивается сближение правовых норм, рег-ламентаций и институтов со стандартами и требованиями ЕС;

3) менеджмент: оценивается структура управления и фактическая реализация политики интеграции.

Индекс европейской интеграции показывает, что во всех странах ВП наблюдается позитивная динамика в движении к интеграции с ЕС, несмотря на различие стартовых позиций, поставленных целей и темп реформирования (табл.).

Таблица

Индекс европейской интеграции в 2012-2013 гг. для стран ВП

(с. 98-99)

Молдавия Грузия Украина Армения Азербайджан Бело руссия

2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013

Связи 0,70 0,70 0,54 0,57 0,67 0,65 0,48 0,49 0,38 0,41 0,31 0,31

Сближение 0,65 0,67 0,58 0,63 0,55 0,58 0,56 0,59 0,42 0,42 0,31 0,33

Менеджмент 0,57 0,59 0,58 0,58 0,52 0,52 0,43 0,51 0,34 0,33 0,19 0,24

Наилучших результатов в процессе реформирования и сближения со стандартами ЕС добилась Молдавия. Она продолжает занимать 1-е место по всем трем направлениям интеграции. Однако при более детальном рассмотрении составляющих Индекса видно, что Молдавия слегка отстает от Украины по таким показателям, как активность политического диалога (0,79), торгово-экономическая интеграция (0,71) и кооперация с ЕС (0,61). Политика Молдавии в области регулирования транспорта, образования, культуры, развития информационного общества и молодежная политика все еще во многом не соответствуют европейским стандартам. Показатель развития рыночной экономики в Молдавии (0,61) также не соответствует требованиям Договора об углублении зоны свободной торговли (Deep and comprehensive free trade area, DCFTA).

Вместе с тем Молдавия имеет самую развитую в ВП сеть связей между ее гражданами и гражданами ЕС (0,71) и является крупнейшим реципиентом помощи со стороны ЕС. Страна занимает 1-е место по показателям глубины и устойчивости демократии (0,75) и делит 1-е место с Грузией по показателю борьбы с коррупцией (с. 36-37).

Грузия достигла высоких результатов в борьбе с коррупцией и в построении независимой судебной системы, а также имеет наиболее благоприятный деловой климат в ВП и демонстрирует наибольшее сближение с экономическими требованиями ЭСБТА (0,66). Очевидны успехи грузинской политики увеличения осведомленности граждан об интеграционных процессах. Кроме того, высока степень участия гражданского общества в разработке и реализации интеграционных проектов (0,92). Однако торгово-экономическая интеграция Грузии и ЕС довольно слабая (0,54). По этому показателю Грузия находится на одном уровне с Арменией и опережает лишь Белоруссию (0,38). Требуют дополнительного стимулирования программа повышения мобильности населения и программы в области образования, культуры, развития информационного общества и молодежной политики (с. 42-43).

Украина в 2013 г. достигла высокого показателя ведения политического диалога с ЕС (0,88), а также добилась наибольшего в ВП прогресса в торгово-экономической интеграции (0,72) и кооперации с ЕС в различных секторах экономики (0,66), получая при этом намного меньше помощи от ЕС по сравнению с Молдавией, Грузией и Арменией. По уровню развития рыночной экономики и соответствию с требованиями ЭСБТА Украина занимает скромные позиции (0,54), опережая лишь Азербайджан (0,43) и Белоруссию (0,38). Вместе с тем страна достигла лучшего в ВП показателя в сфере сближения своей правовой системы с европейской (0,66). Кроме того, на Украине высок уровень участия гражданского общества в интеграционных проектах (0,75). Украина также улучшила показатели соблюдения прав человека и делового климата (с. 48-49).

Несмотря на то что Армения занимает всего лишь 4-е место по показателям интеграции, входящим в группу «Связи» (0,49), она активно сотрудничает с агентствами и участвует в различных программах ЕС. В 2013 г. Армения обогнала Украину по показателям

группы «Сближение» (0,59 против 0,58). Армения также занимает 4-е место по показателю глубины и устойчивости демократии (0,59), а показатель Армении в области государственного управления один из лучших в ВП. Среди лучших по региону также показатели сближения Армении со стандартами ЕС в сфере энергетики, транспорта, политики в области культуры и образования, развития информационного общества и молодежной политики. Страна имеет наивысшие показатели развитости системы обучения в рамках проектов интеграции (0,57) и политики увеличения осведомленности граждан об интеграционных процессах (0,43). Вместе с тем по сравнению с 2012 г. снизился индекс развитости сети связей между гражданами Армении и гражданами ЕС (с. 52-53).

Занимая предпоследние место по всем направлениям интеграции, Азербайджан при этом достиг достаточно высокого уровня торгово-экономической интеграции с ЕС (0,57) и сотрудничества в области энергетики. Заметны также успехи в сближении со стандартами ЕС в транспортном секторе, политике в сфере культуры, образования, информационного общества и молодежной политики. Наименьшего прогресса Азербайджан достиг в сотрудничестве с ЕС с целью расширения в обществе свободы, безопасности и главенства закона, повышения экологических стандартов и развития сети контактов между азербайджанскими и европейскими гражданами (0,28) (с. 56-57).

Белоруссия находится на последнем месте по совокупным индексам всех направлений интеграции. При этом она является лидером ВП в торговле услугами с ЕС и достигла наивысшего показателя (0,81) в управлении проектами оказываемой ЕС помощи. Исследователи отмечают успехи Белоруссии в установлении и следовании высоким экологическим стандартам, а также наихудшие показатели глубины и стабильности демократии (0,27). В целом Белоруссия интенсифицировала в 2013 г. торгово-экономическое сотрудничество с ЕС (с. 60-61).

По результатам расчетов Индекса-2013 авторы делают вывод о том, что Грузия, Армения и Азербайджан интенсифицировали свои связи с ЕС, активность сотрудничества с ЕС со стороны Молдавии и Белоруссии остались на прежнем уровне, а интенсивность сотрудничества Украины и ЕС несколько уменьшилась.

О.Н. Пряжникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.