Научная статья на тему 'Восточно-Сибирский политехникум повышенного типа'

Восточно-Сибирский политехникум повышенного типа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / НАУКА / ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ / ИРКУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ИРПОЛПРИН) / HISTORY / SCIENCE / ENGINEERING / TECHNICAL EDUCATION / EDUCATION IN SIBERIA / EAST-SIBERIAN POLYTECHNIC SCHOOL / IRKUTSK POLYTECHNIC PRACTICAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горощенова Ольга Анатольевна, Горощенов Анатолий Сергеевич

Данная работа вводит в научный оборот историю развития и существования Восточно-Сибирского политехникума повышенного типа. Из архивных данных восстановлена летопись и условия, в которых приходилось работать и учиться преподавателям и студентам политехникума (1920-1930). Отмечено, что после прихода к власти большевиков и установления нового политического строя, в этот непродолжительный, однако крайне нестабильный период учебному заведению не раз приходилось менять своё название и структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAST-SIBERIAN ADVANCED POLYTECHNIC SCHOOL

This paper introduces the history of development and operation of the East Siberian advanced polytechnic school into scientific use. The archival data allowed to reconstruct the record and describe the conditions that teachers and students of this institution had to deal with in 1920-1930. It is noted that during that rather short but very unstable period after the Bolsheviks had come to power and established a new political order, the institution several times had to change its name and structure.

Текст научной работы на тему «Восточно-Сибирский политехникум повышенного типа»

2010. Изд. Иркутское региональное отделение ООО «Академия наук высшей школы России».

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2009. 335 с.

4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 318 с.

5. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.

6. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.:

Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 330 с.

7. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3.

8. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: монография. М., 2003. 153 с.

9. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева [и др.]. М.: ИП РАН, 2008.

УДК 377.031.4:93

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ ПОВЫШЕННОГО ТИПА

О.А.Горощенова1, А.С.Горощенов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Данная работа вводит в научный оборот историю развития и существования Восточно-Сибирского политехникума повышенного типа. Из архивных данных восстановлена летопись и условия, в которых приходилось работать и учиться преподавателям и студентам политехникума (1920-1930). Отмечено, что после прихода к власти большевиков и установления нового политического строя, в этот непродолжительный, однако крайне нестабильный период учебному заведению не раз приходилось менять своё название и структуру. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: история; наука; техника; техническое образование; образование в Сибири; Восточно -Сибирский политехникум, Иркутский политехнический практический институт (ИРПОЛПРИН).

EAST-SIBERIAN ADVANCED POLYTECHNIC SCHOOL O.A. Goroshchenova, A.S. Goroshchenov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

This paper introduces the history of development and operation of the East Siberian advanced polytechnic school into scientific use. The archival data allowed to reconstruct the record and describe the conditions that teachers and students of this institution had to deal with in 1920-1930. It is noted that during that rather short but very unstable period after the Bolsheviks had come to power and established a new political order, the institution several times had to change its name and structure. 7 sources.

Key words: history; science; engineering; technical education; education in Siberia; East-Siberian polytechnic school; Irkutsk polytechnic practical institute.

В связи с активным развитием промышленности в регионе, усилением роли профессионально-технических учебных заведений, возрождением статуса профессии инженера, закономерно возник интерес к истории профессионально-технического образования в Восточной Сибири. И если многие учебные заведения профессионального направления были достаточно хорошо изучены, то история ВосточноСибирского политехникума оказалась незаслуженно забытой. В научной литературе Восточно-Сибирский политехникум упоминается лишь четыре раза: в книге Кудрявцева Ф.А., Вендриха Г.А. «Иркутск: очерки по истории города» [3]; в «Иркутской летописи 1661-1940 гг.» Колмакова Ю.П. [2]; в «Летописи города Иркутска за 1902-1924 гг.» Романова Н.С. [4]; в монографии Го-

рощеновой О.А. «От навигацкой школы к техническому университету» Ч.1. (1754-1917) [1]. Сведения о Восточно-Сибирском политехникуме носят весьма эпизодический характер и связаны в основном с некоторыми событиями и упоминанием преподавателей.

Основной задачей данной статьи является попытка воссоздания «из небытия» истории одного из крупнейших технических учебных заведений прошлого -Восточно-Сибирского политехникума повышенного типа (1920-1930) и введение её в научный оборот. Из архивных данных (ГАИО, ГАНИИО) была воссоздана летопись учебного заведения и условия, в которых приходилось работать и учиться преподавателям и студентам.

В целом, история создания и существования Во-

1Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории, тел.: 89148727644, e-mail: [email protected]

Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Director of the Museum of History, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]

2Горощенов Анатолий Сергеевич, студент, тел.: 89148727641, e-mail: [email protected] Goroshchenov Anatoly, Student, tel.: 89148727641; e-mail: [email protected]

сточно-Сибирского политехникума довольно запутана и восстанавливалась в течение нескольких лет по отдельным архивным фрагментам. Такая ситуация сложилась потому, что его деятельность проходила во время одного из самых сложных и противоречивых периодов Российского государства. Хорошо отлаженная система государственного управления рухнула, в стране на несколько лет воцарилась разруха в результате смены одной власти другой. Покончив с врагами внутренними, советское правительство взяло курс на подъем экономики страны. Задача такого масштаба требовала большого количества специалистов, способных выполнить намеченные правительством планы. Огромную роль в создании золотого запаса страны, развитии золотодобывающей промышленности и сети технических учебных заведений сыграло АО «Союззолото» (с 1934 г. «Цветметзолото»), которое не только контролировало и регулировало добычу драгоценного металла, но и организовывало учебу специалистов по золотому делу по всей стране. В Иркутске базовым инженерно-техническим учебным заведением стал политехникум, который реформировался несколько раз за 9 лет своего существования: был средним, высшим учебным заведением; финансировался за счет государства, краевого бюджета, промышленных предприятий.

Иркутский политехнический техникум повышенного типа был образован 11 сентября 1920 г согласно директивам Уполнаркомпроса по Сибири Д.К. Чудино-ва путем преобразования бывших иркутских средних технического и горного училищ [5]. По распоряжению Иркутского губернского революционного комитета политехникум был признан техникумом повышенного типа с распространением на него всех прав высшего учебного заведения. По положению Иркутский политехникум относился к учебным заведениям, рассчитанным на состав студенчества с полным средним образованием. В политехникум принимали юношей и девушек после окончания 7-классной трудовой школы, не моложе 16 лет. После двух лет работы выпускник политехникума имел возможность представить отчет о практической деятельности или самостоятельную работу по изучению своей специальности (диплом), публично защитить ее, получить звание инженера-практика, что на тот момент соответствовало высшему инженерному образованию.

Через год политехникум был провозглашен высшим учебным заведением и стал именоваться Иркутским политехническим практическим институтом (ИР-ПОЛПРИНом) с отделениями электромеханическим, горнозаводским, инженерно-строительным, химическим и лесным. В 1923 г. в связи с переходом на местное финансирование стал Восточно-Сибирским политехникумом краевого значения, затем был преобразован в Индустриальный техникум и, наконец, был расформирован на несколько средних учебных заведений [5,6,7].

Учебный курс в политехникуме продолжался три года и делился на 9 триместров (семестр состоял из трех месяцев), летняя практика занимала три летних триместра. В первый год в политехникуме числилось

241 слушателей на специальном отделении, на подготовительном - 292 человека, преподавателей - 49, административного персонала - 11 лиц. В 1922 г. в политехникуме обучалось уже 800 студентов [5].

Материальная база политехникума была превосходной. Она состояла из помещений промышленного и горного училищ, общежития для воспитанников на 50 человек с необходимым инвентарем. При общежитии действовала кухня. У политехникума имелись свои производственные предприятия и земельные участки: слесарно-механические, литейные и кузнечные мастерские, паровая мельница, два участка земли с находящимися на них постройками, мастерскими по улицам Красной Звезды и Харинской, взятые в арендное пользование. В зданиях размещались учебно-вспомогательные аудитории: учебные и производственные мастерские; мельницы; физическая, химическая, минералогическая лаборатории; чертежная; кабинеты: геодезический, физический, прикладной механики, строительных материалов, естествознания, минералогический (петрографии, геологии, палеонтологии), горного искусства; техническая районная библиотека [5,7].

В основу переработки учебных планов политехникума легли труды Ленинградского Губпрофобра и материалы по реформе профессиональной школы, научно-методического совета техникума. Главное, что они соответствовали потребностям жизни Сибирского края с преобладающими отраслями промышленности. В это время осуществлялся переход на новые методы преподавания, активно внедрялся лабораторный метод, преподаватели должны были стать проводниками новой социальной политики государства. Активно внедрялось пропорциональное усвоение теории и практики.

Преподавание велось согласно учебным планам Главпрофобра. Для третьих курсов были организованы специальные чертежные. Практические занятия в учебных мастерских техникума по механической специальности проходили в слесарном отделении, там же велось обучение заправке и закалке инструментов, работе на приводных станках. Техники строительной и рудничной специальности работали в слесарной и столярной мастерских. Для теплотехников были установлены дежурства в производственных мастерских и на мельнице, у парового котла, локомобиля, паровой машины и керосинового двигателя, а также на городском водопроводе. Для электротехников были установлены дежурства на городской электрической станции.

В политехникуме велся учет посещаемости занятий, который проводился как самими учащимися, так и администрацией. Как и в других учебных заведениях, встречались факты пропуска уроков не только студентами, но и преподавателями. Здесь также контроль вела специальная комиссия, состоявшая из дежурных.

Программные курсы политехникума соответствовали современному для того времени состоянию профессионального образования. Еще не были выработаны новые программы, поэтому основа специальных учебных дисциплин все-таки оставалась дореволюци-

онной. Это можно проследить по учебникам, по которым занимались воспитанники политехникума.

Например, пособием служил учебник минералогии (описательная часть), составленный адъюнктом горного института инженером Г. Лебедевым, изданный в С-Петербурге в 1891 году. В программу по минералогии входили следующие крупные темы: 1) самородные элементы; 2) сернистые, теллуристые, селенистые, мышьяковые, сурьмянистые и висмутовые соединения; 3) хлористые, бромистые и йодистые соединения; 4) фтористые соединения; 5) кислородные соединения; 6) минеральные вещества органического происхождения.

Горное дело изучалось по справочным книгам и атласу для горных инженеров и техников, написанных заслуженным профессором Горного института И. Тимме и изданных в 1899 г. По дисциплине студенты изучали виды, строение и эксплуатацию углеподъемных машин (насосы, воздуходувные машины и вентиляторы, молоты и прессы, прокатные машины). А также общую организацию чугуноплавильных, железоделательных и стальных заводов (составление общего заводского плана, водоснабжение, размер и стоимость фабричных зданий, стоимость рудников и заводов, методы определения числа рабочих и стоимости работ). Изучали производительность заводских металлических приборов, расход полученного в них минерального топлива, производительность металлургических приборов; виды передельных заводов (мартеновские литейные, прокатные заводы, арочные конструкции типа Путиловского завода). Политехники должны были уметь пользоваться таблицами главных размеров прокатных фабрик, знать опыт российских и зарубежных заводов, пропорции фабрик, их устройство, уметь правильно рассчитывать стоимость всех горнозаводских работ.

На заседаниях правления АО «Союззолото» была создана комиссия по обсуждению проблем профессионального образования. Здесь обсуждались вопросы об увеличении выпуска специалистов по золотому делу в различных учебных заведениях страны. Неоднократно констатировался факт о недостаточном количестве преподавателей по этой специальности, а также учебных пособий. Исключение составляли курс драгирования проф. Барбот-де-Марни и курсы по извлечению золота из руд профессоров Чеготти и Мо-стовича [6].

Кроме того, правлением был разработан следующий курс для подготовки золотого дела специалистов. Апробировался курс в Московской горной академии. Помимо лекционного материала, студенты занимались на семинарах в течение всех семестров. Такая программа по золотому делу была рекомендована для всех вузов и втузов, имеющих горные отделения. АО «Цветметзолото» поручило написание пособий и методических разработок по дисциплине «Рудное золото» профессору Ленинградского горного института Е.Н. Барбот-де-Марни3, а также курсы «Открытые ра-

3 Барбот-де-Марни Евгений Николаевич (1868 - 1939). Окончил Институт корпуса горных инженеров в Санкт-Петербурге

боты в золотоплатиновом деле» и «Разработка россыпей гидравлическим способом». Для того чтобы обеспечить литературой все техникумы и вузы, увеличивающие или открывающие специальность по золоту, правлением АО «Союззолото» было выделено 7000 рублей на поддержание курса стенографирования лекций лучших специалистов по этому вопросу в Ленинградском горном институте [6].

К тому времени председатель АО «Цветметзолото» А.П. Серебровский уже побывал в США, ознакомился с методами ведения дел и предложил: 1) собрать коллекцию образцов золотосодержащей руды со всех золотоносных районов страны; 2) для ознакомления работников АО «Цветметзолото» с современным американским способом работ в мерзлоте перевести книгу Уимлера о методах работы по оттайке мерзлоты в Аляске, что особенно актуально для обучения специалистов в условиях севера. Таким образом, АО «Цветметзолото» активно влияло на содержание дисциплин по золотому делу во всех учебных заведениях страны, финансово поддерживая выпуск специалистов.

Учебные пособия (готовальни, счетные линейки, чертежные принадлежности) в небольшом количестве были получены из Главпрофобра. Литература приобреталась у Госиздата и комиссионеров. В учебных мастерских велись показательные работы по изготовлению некоторых физических приборов, деревянных креплений, моделей устройства полотна дорог и для музея горного искусства.

Библиотека политехникума состояла из объединенных библиотек горного и промышленного училищ. Но ее нужно было пополнять современными материалами и на приобретение книг в 1924/25 гг. было выделено и израсходовано 1219 руб. 64 коп. [5]. Кроме того, в связи с нехваткой учебных пособий, правлением политехникума было решено вести обмен библиотечных книг на специальную литературу. Значительная часть пособий поступала от АО «Союззолото».

При политехникуме имелся кабинет горного дела, прекрасная коллекция полезных ископаемых и минералов, петрографическая коллекция - все то, что имелось в распоряжении студентов промышленного и горного училищ.

В политехникуме был высококвалифицированный преподавательский состав. Многие инженеры принимали активное участие в работах транспортной промышленности секции губплана, выполняли различные поручения по техническим вопросам различных предприятий Восточной Сибири, Бурятии и Монголии. Такому подбору кадров способствовали условия труда, заработная плата и льготы. Студентов и преподавателей снабжали продовольственным пайком, который они получали по специальным карточкам.

Первым ректором политехникума был Михаил Михайлович Холодковский (инженер-химик), который умер от тифа в ноябре 1921 г. [5]. Он известен своей деятельностью во ВСОИРГО, где в июле 1909 г. по его инициативе в музее общества была устроена химиче-

ская лаборатория и проведен водопровод. Согласно распоряжению Губпрофобра обязанности ректора временно были возложены на проректора Мурского, а преподаватель Лейбович был назначен главой правления с возложением на него руководства учебной частью [5]. Вскоре ректором стал Анатолий Анисимович Пескин - бывший уполномоченным Главпрофобра по Сибири, но и он в этой должности пробыл недолго. По распоряжению Наркомпроса Пескин уехал в Москву, где стал консультантом ВСНХ по профобразованию [5]. С 1923 г. политехникумом заведовал инженер В.К. Линский - один из авторитетнейших преподавателей.

Для преподавательского состава учебных заведений, подведомственных Главпрофобру в 1923 г., была свойственна следующая статистика: лица с высшим образованием - 40%, с незаконченным высшим -23%, со средним образованием - 37% [5,6,7].

Все преподавательские должности в политехникуме были замещены путем объявленного конкурса лицами с высшим техническим и специальным образованием, обладающими большим практическим и педагогическим стажем, а также с привлечением на работу некоторых преподавателей Госуниверситета. В летописи Ю.П. Колмакова упоминается, что при образовании ИРПОЛПРИНа для чтения лекций приглашались «видные ученые: доцент А.В. Львов, профессор В.Б. Шостакович» и другие [2].

Часть преподавателей из технического и горного училищ остались работать в обновленном политехникуме. Так, бывший управляющий горного училища В.И. Тихомиров преподавал химию и золотое дело, затем был избран деканом горного отделения. При преобразовании ИРПОЛПРИНа в политехникум краевого значения В.И. Тихомиров продолжал преподавать золотое дело и обогащение руд. В 1926 г. он читал курс лекций по геологии, петрографии, минералогии и кристаллографии. Им были подготовлены к печати лекции по неорганической химии, которые Владимир Иванович читал на горном, химическом и лесном отделениях политехникума.

Необходимо отметить, что поступившие в Иркутский политехникум во многом были в более привилегированном положении, чем учащиеся других учебных заведений. По приказу Сибкомтруда все учащиеся высших, средних и профессионально-технических школ, училищ и курсов, находящихся в ведении комитетов Профтехобразования, освобождались от призыва в армию на все время нахождения в означенном заведении; кроме того,они получали паек и имели другие льготы. Студенты-стипендиаты политехникума пользовались бесплатным медицинским обслуживанием, другие же имели возможность приобретать в аптеках лекарства со скидкой 25% от общей стоимости [5]. Еще одна замечательная льгота была у студентов политехникума - это 50% за проезд и провоз багажа (по железной дороге и водным путям) к месту учебы, практики, командировки, а также при переходе (переезде) из одного высшего учебного заведения в другое. При этом студент должен был просто предъявить удостоверение с указанием Ф.И.О., статуса вуза, цели поездки и места назначения [5].

Но были и трудные годы в политехникуме, когда студентам самим приходилось заботиться о своем пропитании. В 1922 г. ИРПОЛПРИН вынужден был перенести учебные занятия во вторую смену, предоставив снятым с госснабжения студентам зарабатывать себе на жизнь. Чтобы поддержать студентов материально, политехникум выплачивал стипендии. Так, например, 21 июня 1923 г. проходил отбор кандидатов на стипендию имени М.М. Холодковского - первого ректора политехникума. Было выдвинуто 15 кандидатов, а окончательно - 7 студентов. Но, принимая во внимание, что все кандидаты по академической успеваемости были одинаково успешны, приоритет был отдан ребятам пролетарского происхождения [5]. Кроме того, АО «Союззолото» с 1927 г. выделяло средства на оборудование и учреждение стипендий «Со-юззолото» по 50 рублей в месяц с заключением договора на отработку в золотодобывающей промышленности по окончании втуза [6].

К специфическим моментам того времени можно отнести отчисление студентов из политехникума по политическим причинам. Так, по постановлению правления ИРПОЛПРИНа от 30 марта 1923 г. на основании предложения Иркутского губернского политического управления от 27 марта 1923 г. исключалось 30 человек 1-3 курса механического, строительного, горного, химического и лесного отделений. Причины на исключение были социально-политического характера. Немногим студентам затем удавалось восстановиться. Так, из 30 человек отчисленых восстановлены были только 19 человек [5].

Необходимо отметить, что учащиеся политехникума получали хорошую инженерную подготовку, кроме того, несмотря на сложную политическую обстановку, надеялись построить новое, лучшее общество.

В учебных заведениях проводился специальный подбор кадров на должности общественных дисциплин. Новую идеологию в массы должны были нести люди, верные партии, хорошие ораторы. Так, обществоведение в политехникуме вел Титов Дмитрий Иванович, член РКП (б) с 1920 года. Расчет часов по предмету был следующий: два часа на первых курсах всех трех отделений и по часу ленинизма на каждом курсе, всего 15 часов. Новая идеология быстро распространялась в массы, среди учащихся, скоро в политехникуме возникли ячейки ВКП (б) и РЛКСМ. Имелась при политехникуме и ячейка друзей газеты «Безбожник», которую посещали 42 человека. Отцам революции необходимо было не только запретить религию, но и привлечь к ее уничтожению молодежь. Для учащихся политехникума часто проводились политчасы, ребят организовывали для участия в антирелигиозных акциях, уничтожении церковных святынь [5,7].

Членами ячейки РКП (б) (3 человека), членами РЛКСМ (23 человека) среди учащихся велась активная политическая просветительская работа о построении мирового коммунизма. В политехникуме по субботам в 18.00 заседало бюро РЛКСМ, обсуждавшее насущные политические и социально-бытовые проблемы рабочей молодежи.

Два раза в месяц выходила стенгазета «Красный

техник», в которой освещались актуальные проблемы жизни политехникума.

Значение политехникума для Восточной Сибири было велико. В 1923 г. политехникум Иркутска по своим показателям был включен в список ударных техникумов страны [5]. На совещании Сибирского Завгубоно говорилось, что Иркутская губерния насчитывает к 1924/25 уч. году 16 профессионально-технических и реальных учебных заведений с общим количеством преподавателей 189 человек и учащихся 2358. По сравнению с предыдущим учебным годом количество

учащихся увеличилось на 760 человек за счет Восточно-Сибирского политехникума, в котором были открыты 5 новых специальностей на 3 курсе [7].

Иркутский политехникум, несмотря на трудности, выпускал специалистов, так необходимых советскому государству. Огромная помощь политехникуму была оказана АО «Союззолото», благодаря которому он впоследствии перешел на новый качественный этап развития и явился своеобразной базой для создания нового высшего технического учебного заведения в Иркутске - Сибирского горного института.

Библиографический список

1. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету (1754-1917). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. Ч.1. 220 с.

2. Иркутская летопись 1661-1940 гг. / Составитель, автор предисловия и примечаний Ю.П. Колмаков. Иркутск: «Оттиск», 2003. С.417.

3. Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г.А. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1958.

С.214.

4. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / Составление, предисловие, примечания Н.В. Куликаускене. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. С.427.

5. ГАИО. Ф.261. Оп.1. Д. 1 -35; «ОЦ» 1 -10.

6. ГАИО. Ф. 539. Оп.1. Д.36, 37, 48, 59.

7. ГАНИИО. Ф.160. Оп.1. Д. 138, 324, 345, 356.

УДК 81'25:373

РОЛЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОВЛАДЕНИИ ИНОЯЗЫЧНЫМ ОБЩЕНИЕМ

А

Н.В.Елашкина1

Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Лингводидактический потенциал дистанционного обучения обусловил активизацию исследовательского интереса к разработке теории и технологий реализации данной формы в практике преподавания иноязычного общения. Проблема эффективной организации данного процесса остается открытой. До сих пор не подлежал особому рассмотрению вопрос о специфике самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при овладении иноязычным общением на расстоянии. В настоящей статье рассматриваются подходы к интерпретации и сущности понятия «учебные умения». Представлено определение данного понятия с точки зрения применения учебных умений для осуществления эффективного дистанционного обучения иностранным языкам. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: учебные умения; дистанционное обучение; иноязычное общение; эффективность.

ROLE OF LEARNING SKILLS WHEN DISTANT MASTERING FOREIGN COMMUNICATION N.V. Yelashkina

Irkutsk State Linguistic University, 8 Lenin St., Irkutsk, 664025.

Linguo-didactic potential of distance learning promoted the research interest in developing its theory and implementation methods in teaching foreign language communication. The problem of efficient organization of the process remains in abeyance. The issue on the specific character of students' self-directed learning under distant teaching foreign language still has not been the subject of thorough research. The article discusses approaches to the interpretation and the essence of the concept of "learning skills", which is defined in terms of learning skills application for efficient distance teaching foreign languages. 1 table. 9 sources.

Key words: learning skills; distance teaching; foreign communication; efficiency.

Известно, что обязательным компонентом содержания дистанционного обучения (ДО) иноязычному общению является учебная компетенция обучающегося. Данная компетенция включает в свой состав ряд

умений, специфичная учебная сущность которых вызвана особенностями иностранного языка как учебной дисциплины. На сегодняшний день в методике понятие «учебные умения» достаточно часто рассматри-

1Елашкина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков для специальных целей, тел.: 89021779974, e-mail: [email protected]

Yelashkina Natalya, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages for Special Purposes, tel.: 89021779974, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.