Научная статья на тему 'Сибирский горный институт: становление вуза'

Сибирский горный институт: становление вуза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЮЗЗОЛОТО / А.П. СЕРЕБРОВСКИЙ / ГОРНЫЙ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ / ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / A.P. SEREBROVSKY / SIBERIAN MINING INSTITUTE / SOYUZZOLOTO / MINING / METALLURGICAL AND GEOLOGICAL DEPARTMENTS / TECHNICAL EDUCATION IN EASTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горощенова Ольга Анатольевна

Приводится краткий обзор создания и развития Сибирского горного института (1930). Представлены неизвестные ранее сведения, касающиеся истории ИрГТУ. На основе выявленных, также ранее неизвестных, исторических источников рассматривается и обобщается история возникновения вуза, влияние личностей на его развитие в первый период существования, уточняются даты, статистика, факты, подводятся итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIBERIAN MINING INSTITUTE: FORMATION

This article gives a brief overview of the formation and development of Siberian Mining Institute (1930). It reveals the unknown facts of Irkutsk state technical university (ISTU) past. Based on the found and earlier unknown historical sources it considers and generalizes the history of ISTU origin, the people that greatly influenced its development in the first period of its existence, clarifies the dates, statistics, facts and makes a resume.

Текст научной работы на тему «Сибирский горный институт: становление вуза»

тельное место. Кроме того, подростки-сироты в деталях и очень эмоционально рассказывают об отрицательных характеристиках мужчин и женщин, положительный же эталон мужчины и женщины у некоторых подростков-сирот достаточно скуден, схематичен.

Таким образом, в ходе контрольного эксперимента подтверждено, что формирование гендерной идентичности у подростков-сирот может быть эффективным.

Обобщая результаты контрольной диагностики, можно утверждать, что благодаря специально разработанной программе, включающей формы, методы и приемы работы, направленные на формирование полоролево-го взаимодействия и поведения подростков-сирот, формирование гендерной идентичности подростков-сирот будет продуктивным.

Статья поступила 09.12.2013 г.

Библиографический список

1. Берн Ш.М. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

2. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07; Иркутский педагогический институт. Иркутск, 2004. 157 с.

3. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: атореф. дис. ...

канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2000.

4. Иванова М.В., Коваленко О.В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: монография. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2005.

5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1979. 184 с.

6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

УДК 377.031.4:93

СИБИРСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ: СТАНОВЛЕНИЕ ВУЗА © О.А. Горощенова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приводится краткий обзор создания и развития Сибирского горного института (1930). Представлены неизвестные ранее сведения, касающиеся истории ИрГТУ. На основе выявленных, также ранее неизвестных, исторических источников рассматривается и обобщается история возникновения вуза, влияние личностей на его развитие в первый период существования, уточняются даты, статистика, факты, подводятся итоги. Табл. 2. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: Сибирский горный институт; Союззолото; А.П. Серебровский; горный, металлургический, геологический факультеты; техническое образование в Восточной Сибири.

SIBERIAN MINING INSTITUTE: FORMATION O.A. Goroshchenova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

This article gives a brief overview of the formation and development of Siberian Mining Institute (1930). It reveals the unknown facts of Irkutsk state technical university (ISTU) past. Based on the found and earlier unknown historical sources it considers and generalizes the history of ISTU origin, the people that greatly influenced its development in the first period of its existence, clarifies the dates, statistics, facts and makes a resume. 2 tables. 17 sources.

Key words: Siberian Mining Institute; Soyuzzoloto; A.P. Serebrovsky; mining, metallurgical and geological departments; technical education in Eastern Siberia.

Становление Сибирского горного института в Иркутске было связано с развитием производительных сил Восточной Сибири - богатейшего по природным ресурсам региона нашей страны. Оно было обусловлено осуществлением первых крупномасштабных региональных программ по вовлечению природных богатств Сибири и Дальнего Востока в экономический потенциал страны. Важное место в хозяйстве края и страны имела добыча угля, цветных и редких металлов. Необходимо было формировать золотой запас

государства (участие Сибири в добыче золота по стране составляло 40%, слюды - 90%), развивать тяжелую промышленность. Однако насыщенность этих отраслей производства инженерными и техническими кадрами была недостаточной. В 1929 г. здесь требовалось 900 инженеров, а работало всего 11 [2]. Да и по остальным специальностям технического направления численность специалистов составляла всего 19% от потребностей народного хозяйства.

Такое положение в ведущей отрасли промышлен-

1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории, тел.: 89148727644, e-mail: goroshionov@mail.ru

Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russia n Academy of Natural Sciences, Director of the Museum of History, tel.: 89148727644, e-mail: goroshionov@mail.ru

ности явно не устраивало руководство страны, и в июле 1929 г. Совет народных комиссаров Союза ССР постановил:

«Поручить Госплану СССР в месячный срок по согласованию с правительствами республик, ВСНХ СССР, НКПС и НКФ СССР внести проект постановления о порядке организации новых втузов и техникумов из ведения республик в ведение Наркоматов Союза» [13]. К постановлению прилагался титульный список учрежденных к открытию втузов, факультетов и отделений. В разделе V «Металлургическое и горное дело» под № 6 записано следующее: «Горный институт по золотоплатиновому делу. Иркутск (путем преобразования индустриального техникума). В графе ведомство: НКПрос, год открытия - 1929, срок обучения - 3 года, прием в год открытия - 75 человек» [5].

Таким образом, уже в 1929 г. правительством страны было решено преобразовать Иркутский индустриальный техникум в горный институт.

Историк И.А. Лутохин пишет: «На основании решения Сибкрайисполкома от 7 июня 1930 г. реорганизован Восточно-Сибирский индустриальный техникум в Иркутске. На его базе возникло пять техникумов: энергетический, авиационный, угольный, строительный и лесной» [14].

В сборнике «Иркутский государственный технический университет 1930-2000» читаем: «В 1935 г. решением СНК РСФСР ему (Сибирскому горному институту - прим. автора) было передано помещение и оборудование энергоотделения политехникума (ул. Красной Звезды, 3, ныне ул. Сухэ-Батора - прим. автора). На работу в институт перешла часть его преподавателей и опытных лаборантов» [10].

В работе авторского коллектива под руководством проф. А.И. Промптова имеются такие сведения: для учебных целей было передано здание по улице Ленина, 5, в котором ранее размещался банк. Благодаря этому учебные площади втуза увеличились на 16 аудиторий и один кабинет химии. В небольшом приспособленном здании, которое стояло на том месте, где сейчас находится гостиница «Ангара», разместился рабфак, который до 1936 г. был для института основным «поставщиком» студентов. Только в 1935 г. институт получил еще один корпус - на Сухэ-Батора, 3, в связи с ликвидацией энергетического техникума. Это позволило довести площадь учебных помещений до 7 тыс. кв метров, на которых были размещены 25 общеинженерных и специальных кафедр, 24 лаборатории и 18 учебных кабинетов» [16].

В протоколе № 84 заседания малого Совета Народных Комиссаров РСФСР от 12 июля 1929 г. под председательством тов. Смолянинова в п. 26 «О выполнении постановления СНК СССР от 3М1-1929 г. «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров» записано:

«2) поручить Госплану, совместно с НКПросом и НКФ, в двухнедельный срок проработать вопрос об открытии Института точной механики в Ленинграде и Горного Института по золотоплатиновому делу в Иркутске и представить на рассмотрение СНК» [5, 6]. При этом Госплану, НКПросу и НКФ вменялось в обязан-

ность определить основные элементы учебных планов, мероприятия по обеспечению преподавателями, помещениями и учебными мастерскими, предполагаемое новое строительство, а также основные финансовые расчеты. НКПросу было предложено к началу 1929/30 учебного года закончить прикрепление высших технических учебных заведений и индустриальных факультетов и отделений высших учебных заведений к соответствующим предприятиям.

Реорганизация Иркутского индустриального техникума была поручена АО «Союззолото». В мае 1929 г. ЦИК и СНК приняли постановление о золотой и платиновой промышленности, а также о хранении и обращении золота и платины, объединяющее все золотопромышленное законодательство. Наркомом тяжелой промышленности в то время был Г.К. Орджоникидзе, а начальником «Главзолото» и членом коллегии Наркомфина СССР с 1926 г. - соратник В.И. Ленина А.П. Серебровский (в 1931 г. его назначили заместителем Наркома тяжелой промышленности). Председателем правления АО «Союззолото» был Г.И. Перышкин. В 1929 г. правление АО «Союззолото» было переведено из Москвы в Иркутск для того, чтобы эффективней влиять на развитие производства цветных и драгоценных металлов. Таким образом, все основополагающие документы по реорганизации золотой промышленности стали приниматься в столице Восточной Сибири. В ноябре 1929 г. АО «Союззолото» было реорганизовано в «Цветметзолото». В его функции вошло руководство промышленностью, планирование, регулирование и разрешение вопросов добычи, обработки и реализации цветных металлов, золота и платины на всей территории СССР. «Цветметзолото» имело право самостоятельного выхода на внешний рынок и организацию филиалов и контор в промышленных центрах СССР и в союзных республиках. Особое внимание «Цветметзолото» уделяло подготовке квалифицированных кадров. В.И. Лениным были выработаны принципы «выдвиженчества», важнейшими из них следует считать классовый подход, политическую зрелость, организаторские способности, практический опыт и знание своего дела. Ленин говорил: «...чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование» [12].

Поэтому А.П. Серебровский лично вел отбор кандидатов для обучения в различных профильных учебных заведениях страны, выявляя наиболее способных и перспективных.

К этому же периоду относится создание на территории СССР сети высших технических заведений, профильных факультетов и кафедр: Сибирский горный институт в Иркутске, горные факультеты во втузах Свердловска и Ленинграда, была организована специализированная кафедра в Московской горной академии.

Для обеспечения реформы надежной научной базой создаются научно-исследовательские институты: в Москве - Центральный проектный институт «Гипрозо-

лото», а в Иркутске - «Гинзолото» (ныне ОАО «Ирге-редмет»).

Кроме того, по инициативе Г.К. Орджоникидзе к золотой промышленности были прикреплены профильные заводы на всей территории СССР. В Иркутске таким заводом стал Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) им. В.В. Куйбышева, который производил оборудование для металлургических заводов и специализировался в драгостроении.

Восстановление и развитие золотодобывающей промышленности было невозможно без надежной сырьевой базы. Поэтому на территории Западной и Восточной Сибири, в Якутии и других регионах были развернуты комплексные работы по изысканию рудных и россыпных месторождений золота. Эти работы возглавил известный в стране геолог В.А. Обручев.

Дальнейшим шагом правительства СССР было постановление от 13 января 1930 г. «О подготовке технических кадров для народного хозяйства СССР». Г.К. Орджоникидзе говорил: «К дальнейшему росту золотой промышленности нам нужно подходить во всеоружии науки и в окружении лучших и наиболее образованных инженеров, техников, экономистов, организаторов» [15].

Вопрос об образовании высшего технического учебного заведения именно в Иркутске возник в связи с переездом правления АО «Союззолото». Дело в том, что в Иркутске уже существовал индустриальный техникум, одним из отделений которого было горное. Поэтому первоначально предполагалось создать при нем дополнительные курсы, выпускниками которых были бы не техники, как прежде, а инженеры, специализирующиеся по золотому делу. Но А.П. Серебров-ским было высказано пожелание о создании самостоятельного втуза в Иркутске. Различные мнения по этому вопросу неоднократно обсуждались в правлении «Союззолото». Окончательное решение приняла Вторая Всесоюзная производственная конференция по золотоплатиновой промышленности, которая прошла в столице Восточной Сибири в конце января 1930 г.:

«П. 3. В области подготовки инженерно-технического персонала в соответствии с потребностями по пятилетке считать необходимым:

а) открыть в Иркутске золотоплатиновый втуз с двухгодичным курсом обучения, приурочив его обязательное открытие к 1 Мая 1930 г. и обратив особое внимание на организацию, укомплектование и постановку дела геологоразведочного факультета;

б) при втузе немедленно открыть годичное отделение для срочной подготовки инженеров из практиков, имеющихся в золотоплатиновой промышленности, взяв установку на выдвижение старых практиков, в особенности из рабочих кадровиков, давно работающих в золотоплатиновой промышленности» [7].

Вскоре из центра пришли встречные директивы: решено открыть не узкоспециализированный золото-платиновый втуз, а горный институт всесоюзного значения с тремя факультетами: горным, геологоразведочным и металлургическим. Перед организаторами стояло несколько сложных задач: найти помещение

для втуза; прикрепить втуз к надежному источнику финансирования; изыскать материальную и методическую базу для занятий студентов; открыть курсы повышения квалификации (промакадемия) для практиков. В связи с решением этих задач принимается постановление:

1. «В связи с организацией втуза, отделения про-макадемии и курсов обратиться с просьбой к парторганизациям и окружным организациям: а) предоставить помещение для правления АО «Союззолото»; б) передать здание профтехшколы для размещения в ней курсов; в) разрешить работу промакадемии в университете в вечернее время. Отвести под втуз дом правления АО «Союззолото» по Ленинской 5/25 для чего: геологоразведочный отдел перевести в дома бывшего горного округа, совместно с исследовательской лабораторией, а управление снабжения перенести на Иннокентьевскую». И далее, в протоколе № 5 от 15 февраля 1930 г. читаем:

«1. Ввиду трудности организации втуза, открытие одногодичных курсов по подготовке практиков перенести на будущий год, выпустив их вместе со вторым курсом втуза.

2. Просить здешние власти (Исполком и ОкрОНО) передать нам профтехшколу, которая будет выпускать рабочих со знаниями, приравненными 7-летке, и будет базой нашего низшего образования, выпуская работников для всего АО «Союззолото».

3. Дать 50000 рублей на приведение профтехшколы в порядок и на ее оборудование для этого года» [3].

Судьба высшего технического учебного заведения была решена. Втуз был открыт первого мая 1930 г., в Международный день трудящихся. Систематические занятия начались с четвертого мая. Общий набор студентов составил немногим более 300 человек с учетом студентов, обучающихся по переведенной в Иркутск специальности «Металлургия цветных металлов и обогащение руд» Томского технологического института.

В сборнике, посвященном 70-летию ИрГТУ, опубликовано Постановление Коллегии Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР от 13 февраля 1932 г. № 95 за подписью С. Орджоникидзе, интересное тем, что в нем говорилось о переводе кафедры по золоту и платине Московского института цветных металлов в течение 1932 г., «без нарушения нормального хода учебных занятий» в Иркутский горный институт, а также «перевести в г. Иркутск преподавательский состав этой кафедры, с оборудованием, относящимся к ней» [10]. Однако известно, что кафедра так и осталась в Москве, а на работу в Иркутск были командированы лишь два аспиранта из Московской горной академии - инженеры М.М. Синицын и Н.А. Сурков [16].

Исполняющим обязанности директора Сибирского горного института был временно назначен С.В. Сергеев, до этого возглавлявший главное управление Алданскими приисками «Союззолото» [3]. На него правлением «Союззолото» была возложена вся организационная работа по втузу и одногодичным курсам (под-

бор преподавателей, составление смет, программ обучения и учебно-методических пособий и пр.). Заместителем директора института, организатором про-макадемии и курсов выдвиженцев был назначен Н.И. Жгенти (к сожалению, о нем и его деятельности пока не найдено никаких сведений). В это время заместителем по учебной и научной работе института был профессор Г.В. Ключанский. А в период «межсезонья» исполнял обязанности руководителя института заведующий учебной частью В.А. Флоров.

Рассматривая вопрос о кадрах, июльский пленум ЦК ВКП (б) 1928 г. рекомендовал партийную прослойку в вузах, особенно на этапах формирования, довести до 65%. Всесоюзное объединение «Союззолото», реализуя решения пленума, вело жесткий отбор претендентов, поступающих в Сибирский горный институт. Контингент учащихся был следующим: из 108 отобранных комиссией кандидатов 71% составляли рабочие, а 60% - партийцы (или парттысячники, как их тогда называли) [3].

Интересна была структура вновь открывшегося вуза. До 1933 г. в приказах «Цветметзолото», «Во-стокзолото» по институту не упоминаются названия ни отделений, ни факультетов. Зато имеется 7 специальностей, подготовительные курсы, кафедры, кабинеты.

На основании приказа от 4 августа 1930 г. № 322 по Всесоюзному объединению «Цветметзолото» институт открывал следующие специальности на горном, геологоразведочном и металлургическом факультетах: «Маркшейдерия», «Разведка бурением и геофизическими методами (уклон по золоту и платине)», «Разработка рудных и россыпных месторождений», «Механизация горных работ», «Обогащение полезных ископаемых», «Металлургия золота, платины и редких элементов», «Инженерно-экономическая (планово-экономическая и экономика труда)» [4]. Соответственно возникла необходимость в пересмотре программ и продления сроков обучения с двух до трех лет. Причем при организации втуза было решено, что с 1 мая до 1 сентября студентов будут обучать только по общеобразовательным дисциплинам, чтобы подготовить их к усвоению технических предметов. Таким образом, вместе с открытием вуза были открыты подготовительные курсы для дальнейшего обучения в нем.

Почти одновременно с открытием СГИ был создан рабочий факультет. Необходимость в нем объяснялась простой причиной - повышением квалификации руководящих работников предприятий золотой промышленности. Они обладали большим практическим стажем работы на предприятии, но в основном были малообразованными. Поэтому в срочном порядке парторганизация командировала их для получения высшего технического образования. Рабфак же являлся стартовой ступенью к поступлению в вуз. Срок подготовки на рабфаке колебался от 9 до 12 месяцев, были 6-месячные курсы. Занятия на рабфаке проходили в отрыве от производства и были очень интенсивными, по 8-10 часов в день. Каникулы были в разное время, а учебный год не был нормирован.

По воспоминаниям начальника учебной части Л.А.

Вершинина, студенты часто были намного старше своих преподавателей [10]. Рабочий факультет играл очень важную роль в учебном процессе: он был практически единственным источником, откуда институт пополнял свои кадры.

В течение первого года существования института им руководили: С.В. Сергеев - с момента основания до августа 1930 г.; И.И. Хромов (экономист) - с 17 августа 1930 г. по ноябрь 1931 г. В ноябре 1931 г. директором СГИ был назначен И.Ф. Щербаченко, который успешно руководил институтом, развивая его материальную базу (был репрессирован в 1937 г. с обвинением «враг народа»). После И.Ф. Щербаченко (19371939) директором был В.Р. Хохлов, выпускник Томского технологического института, проработавший в вузе более 20 лет. С 1939 по 1941 гг. институт возглавлял И.Я. Брук, выпускник Ленинградского горного института, переведенный в 1941 г. в Наркомат цветной металлургии СССР.

С целью кадрового укрепления нового втуза «Цветметзолото» подбирало профессорско-преподавательский состав, который отличался бы своим профессионализмом. Многие преподаватели имели большой опыт работы на производстве или же стаж работы в учебных заведениях: профессора Б.Л. Степанов, П.П. Лукин, Г.В. Ключанский, Г.К. Кропачев, А.П. Свиридов, Б.А. Викберг, П.В. Тихомиров и другие.

Первыми деканами факультетов были назначены: горного - А.И. Марков, геологоразведочного - Л.И. Шаманский, металлургического - В.Р. Хохлов. Заведующими специальностями: геологоразведочной -Л.И. Шаманский, разработки руд - А.И. Марков, разработки россыпей - В.А. Флоров, металлургии - Ван-даловский, обогатительной - Г.П. Славнин, горномеханической - Г.В. Ключанский, инженерно-экономической - И.И. Хромов.

Молодыми специалистами приехали в Иркутск из Томска В.Р. Хохлов, В.А. Оглодков, А.М. Пугачев, И.А. Кузнецов, А.С. Ильенок, Г.П. Славнин. Интенсивный рост парторганизации института потребовал изменения ее структуры. Уже в октябре 1930 г. было избрано партбюро, а в декабре 1931 г. - партийный комитет, в состав которого вошли Е.П. Загайнов, И.М. Лахин, Ф.С. Медведев, И.О. Шевцов, И.Ф. Щербаченко. Во главе партбюро, а затем парткома, стоял студент-парттысячник Евлампий Павлович Загайнов (вуз он так и не окончил, больше работал по партийной линии). Помимо Е.П. Загайнова активно партийной работой занимались сыгравшие важную роль в развитии золотодобычи выпускники - организаторы горного производства: Курятников, Баженов, Масленников, Шишкин, Галченко, Фирсов.

Преподавательский состав первых лет СГИ был крайне непостоянен. Помимо штатных преподавателей к учебному процессу привлекались совместители с почасовой оплатой - 4 руб. за 1 час, что считалось повышенной оплатой труда. Штат состоял из директора, заместителя, заведующего учебной частью, заведующего хозяйственной частью, заведующих различными профильными кабинетами (маркшейдерского, золотого дела, минералогии, геологии). Одним из пер-

вых был принят на работу директор библиотеки, известный краевед В.С. Манассейн. Оплата труда колебалась от 400 рублей директора до 48 рублей технического персонала. Интересен тот факт, что из первого состава института в дальнейшем работали только несколько человек.

Немногим позже в состав вуза влились преподаватели В.С. Нуварьев, Д.М. Корытова, Н.А. Холмогоров, Ю.Г. Шпехт, Ю.С. Чекулаева (электротехника), проф. Г.К. Кропачев (химия), проф. П.С. Желтовский (техническая механика), проф. А.П. Свиридов (крупный специалист по драгам и драгированию, разработке россыпных месторождений), А.Н. Серебренников (известный конструктор драг), проф. Б.Л. Степанов (петрография и минералогия), П.П. Лукин (теоретическая механика), Б.А. Викберг (математика), А.И. Левин

то время. Он вспоминал: «Когда многих достойных и порядочных людей в нашем институте «взяли», я все время ждал своей очереди. У меня даже возникали мысли по поводу собственной порядочности, почему не берут, удивлялся я».2

Репрессии продолжались вплоть до 1953 г., но наиболее массовыми они были в 1930-40-е гг. Лучшие деятели по партийной линии, знаменитые ученые, педагоги, словом, творческая интеллигенция, опять была обезглавлена. Умнейшие люди страны сидели на нарах, профессора работали на лесозаготовках и строили Беломорканал, великие деятели культуры ссылались за границу и на север, в Магадан.

Численность профессорско-преподавательского состава (ППС) первого десятилетия горного института представлена в табл. 1.

Таблица 1

Численность профессорско-преподавательского состава Сибирского горного института_

Год 1930 1931 1932 1933 1934 1935/36 1937 1938 1939 1940

Численность ППС 10 13 26 39 48 58 59 60 65 85

(горное дело), В.М. Гуртовой (сопротивление материалов), А.А. Тресков (физика), В.В. Купер-Конин, М.М. Одинцов, В.Н. Данилович, М.М. Лавров, М.К. Косыгин,

A.В. Львов (геология), Е.В. Францкая, И.И. Брызгалов,

B.А. Румянцев (иностранные языки).

В годы сталинизма невинными жертвами произвола и беззакония стали миллионы советских людей. Жестокая и кровавая трагедия не обошла стороной и Сибирский горный институт. По данным архивов 1936-1938 гг. были репрессированы многие преподаватели, служащие, студенты, исключены из комсомола и партии по ложным доносам и обвинениям. Так, например, пострадали: А.П. Антропов (старший лаборант-художник), И.И. Брызгалов (преподаватель английского языка), Г.Н. Косов (электротехник), В.М. Гуртовой (сотрудник кафедры сопротивления материалов), Н.В. Литвинов (сотрудник кафедры механики), В.С. Манассеин (директор библиотеки), Г.И. Мусорин (преподаватель подготовительных курсов), Б.С. Нестеров (военрук), Н.Л. Пархомов (лаборант кафедры горных машин), В.А. Румянцев (заведующий кафедрой разработки россыпных месторождений), Н.А. Соколовский (сотрудник кафедры технической механики), Л.И. Шаманский (заведующий кафедрой разведочного дела), Ф.А. Шелковников (сотрудник кафедры высшей математики), Ю.Г. Шпехт (сотрудник кафедры электротехники), И.Ф. Щербаченко (директор втуза), А.А. Антонов (студент), В.Р. Хохлов (директор, сотрудник кафедры металлургии благородных металлов), А.И. Марков (сотрудник кафедры горного дела) и многие другие [17].

По воспоминаниям современников почти каждый день кто-то из преподавателей или студентов обвинялся во вредительстве, принадлежности к какой-либо враждебной ВКП(б) партии и становился «врагом народа». Показательными могут стать слова, произнесенные врачом-невропатологом, преподавателем Иркутского мединститута Хаимом Бер-Гершоновичем Ходосом об атмосфере, царившей в вузах Иркутска в

Из приведенных сведений следует, что численность преподавателей за 10 лет увеличилась более чем в 8 раз. Причем пополнение кадров происходило «из своих стен» за счет собственных выпускников. В это время 50% преподавательского состава были моложе 35 лет. Проблемой данного этапа являлось отставание практики от теории. Очевидно, что из-за отсутствия у молодых преподавателей опыта практической работы сказывалось на качестве обучения, хотя в 1940 г. директор И.Я. Брук писал в отчете к 10-летию индустриального вуза Восточной Сибири, что успеваемость по результатам весенней экзаменационной сессии составила 99,4% [9]. Молодые преподаватели не имели такого опыта и знаний, как их репрессированные по разным причинам предшественники. Их обязывали заниматься наукой, что обеспечивало определенную связь с производством, следовательно, знания самих преподавателей поднимались на новую качественную ступень.

Во исполнение намеченных АО «Цветметзолото» планов на 1930-1931 гг. Сибирский горный институт занимался переподготовкой и повышением квалификации рабочих, техников-горняков, а также экономистов-плановиков и др.

В 1932 г. план набора студентов составлял 200 человек, работали 69 преподавателей, среди них 6 профессоров, 21 доцент. Численность учащихся составляла 930 человек по 7 специальностям, при этом 69% из них - выходцы из рабочих и батраков [11].

Студенты втуза, желающие заниматься наукой, были объединены в научно-студенческие кружки. Они успешно выступали с докладами на конференциях, семинарах. Так, например к 10-летию вуза была проведена научная конференция, в которой приняли участие 22 студента. Лучшими докладами были признаны «Проблема распределения оруденения на Балейском

2 Воспоминания Х. Б.-Г. Ходоса записаны автором в 1989 г.

золоторудном месторождении» студента В.Д. Хате-лишвили, «Опыт применения теории упругости к объяснению локализации жил Хапчеранги» В.Н. Успенского, «Проблема обработки руд Саралинского района» Носова.

Согласно учебным планам 1930-35 гг. продолжительность обучения студентов составляла три года. В связи с выходом в 1936 г. постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» в системе высшего образования началась перестройка. Вузы были переведены на пятилетний срок обучения по всем специальностям. Был установлен единый график учебных занятий - с 1 сентября по 30 июня, в летнее время -обязательная производственная практика. Был введен академический час, который составлял 45-50 минут, дифференцирована учебная нагрузка, введено постоянное расписание занятий взамен неудобного «беглого графика». Кроме того, были введены формы дипломов по степеням (I, II). Но наиболее ценным приобретением вузов стали целенаправленно выделяемые средства на развитие науки. Благодаря этому к 1938 г. были защищены 5 кандидатских диссертаций (Г.П. Славнин, В.Н. Данилович, Л.И. Шаманский, М.К. Косыгин, М.М. Одинцов), а в 1940 г. - 7 (среди них: В.А. Оглодков, М.М. Лавров, В.Г. Плешанова, С.Ф. Фонарев, И.И. Скобеев).

Выделенные средства способствовали тому, что научные работники института стали активно помогать и консультировать проекты многих промышленных предприятий, трестов и управлений Западной и Восточной Сибири. Тематика научных работ нашла широкое применение в промышленности.

За организацию учебного процесса горный институт занял первое место среди втузов НКЦМ по производственным показателям в 1939/40 учебном году.

Помещение, которое было выделено институту, раньше принадлежало госбанку, затем правлению «Союззолото», потом «Цветметзолото» и было в довольно хорошем состоянии. Но, несмотря на это, студенты и преподаватели испытывали большую неватку учебных помещениях вплоть до тех пор, пока за вузом не закрепились здания бывшего индустриального техникума.

Несмотря на покупку 20 усадеб, студенты и преподаватели по-прежнему остро нуждались в жилье (из 600 студентов общежитием обеспечено было только одна треть). По воспоминаниям очевидцев, у иногородних преподавателей проблемы были те же самые. После рабочего дня домом им служили учебные классы, а кроватью - подоконники. Чтобы решить проблему с жильем, в 1931 г. партийная организация института выступила с инициативой самостоятельно построить общежития. Краевой комитет оказал институту содействие в получении необходимых для строительства материалов. За короткое время были сформированы бригады возчиков, землекопов, плотников, столяров и печников. Всего за три месяца студенты и преподаватели построили шесть бараков насыпного типа на Провиантской площади (ныне ул. 4-я Советская), в которых могли разместиться до 400 человек.

Кстати, эти общежития использовались студентами института вплоть до шестидесятых годов - времени переезда института в Студгородок.

Большую помощь в повышении научной квалификации и обучении студентов сыграла библиотека института, основанная 1 апреля 1930 г. Ее первым заведующим был известный краевед В.С. Манассеин. В речи к 10-летию института (1940) директор И.Я. Брук назвал ее «библиотекой республиканского значения». В то время она насчитывала более 160 тысяч томов. В своих воспоминаниях, касающихся горного института в Иркутске, А.П. Серебровский писал: «Организовали хорошую библиотеку. Эта библиотека по золоту и теперь, несомненно, является лучшей, чем какая бы то ни было. Она мною передана нашему горному институту». В библиотеке горного института имелись полные комплекты справочной литературы по техническим дисциплинам, издания бывшей Академии геологических наук, Русского минералогического общества, комплект «Горного журнала» за 100 лет, Британская энциклопедия, большой немецкий словарь Брокгауза и т.д.» [15].

Студенты 1930-х гг. - это не юные абитуриенты, которые сегодня поступают после школы в вуз. В те годы студентами были в основном практики, партийцы и комсомольские лидеры, которые не только учились, но и помогали в решении многих проблем, с которыми сталкивался молодой вуз. Например, студент А.А. Антонов, помимо обучения, некоторое время возглавлял геологоразведочный факультет, студент Е.П. Загайнов был секретарем партийной ячейки, а студент Я. Сухогрузов был руководителем строительства жилья (насыпных бараков) для института. Также в первые годы учебы студенты помогали устранять «прорывы»3 в промышленности. Так, в 1931-1932 гг. были ликвидированы прорывы в угольной и золотой промышленности. Многие участники ликвидаций были награждены почетными грамотами, ценными подарками, деньгами. Помимо помощи промышленности студенты одновременно на местах проходили производственную практику, которая оказалась впоследствии хорошей «школой жизни».

Поскольку втуз располагался в центре города, студенты принимали самое деятельное участие в благоустройстве площади III Интернационала (ныне площадь им. С.М. Кирова) после взрыва Казанского кафедрального собора (1932).

В 1933 г. по призыву Иркутского горкома ВКП(б) студенты института были мобилизованы на сооружение ледяных дамб в момент угрозы затопления части города водами Ангары при рекоставе. Из зоны затопления были эвакуированы материальные ценности и люди: вывезены десятки тысяч тонн угля, хлеба и других продуктов, переселено 8 тысяч человек.

Наши студенты активно участвовали и в строительстве Иркутского завода тяжелого машиностроения им. В.В. Куйбышева, Центральной электростанции, проведя ряд субботников.

3 Прорыв - невыполнение плана добычи полезных ископаемых в горной промышленности (прим. автора).

Для налаживания учебной и бытовой жизни студентов в общежитиях в часы досуга по инициативе комсомольцев СГИ в 1933 г. был создан учебно-бытовой коллектив - это первый опыт организации и налаживания студенческого самоуправления, которое сыграло положительную роль в учебном процессе института.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед втузом стояли и другие проблемы - это недостаток в топливе и продовольствии. Выход был найден: в колхозы были направлены студенческие бригады, которые обеспечили учебные корпуса и общежития дровами, а столовую - овощами.

Кроме того, студенты первых лет сами благоустраивали учебные аудитории и общежития. Это сегодня в вузах введено трудовое воспитание, а тогда студенты по собственной инициативе создавали санитарные посты и следили за чистотой в помещении, озеленяли аудитории и украшали их портретами известных деятелей партии, правительства, науки.

Для времени построения нового общества в Советской стране и одновременно надвигающейся угрозы войны была характерна массовая увлеченность оборонной работой. Студенты и преподаватели Сибирского горного института и здесь отличались лучшими результатами в городе. Они неоднократно занимали призовые места в соревнованиях по стрельбе, футболу, беге и гимнастике. Позднее, участвуя в общегородской военной игре, комсомольцы горного института показали хорошую боевую подготовку, знание таких военных специальностей, как артиллерия, стрелковое дело, служба связи, санитарное дело, так-

вестных произведений поэта.

Редчайшим из видов оркестра можно назвать «шумовой», организованный зав. кафедрой разработки рудных месторождений А.И. Марковым. Музыкальными инструментами «оркестра» были перфораторы и отбойные молотки, сигнальная аппаратура и другие производственные инструменты и машины. Выпускники первых лет с особым юмором вспоминали впечатление, которое производил оркестр, а особенно внушительный вид инструментов, создававших производственный шум, и оркестрантов, одетых, кто во что горазд.

О разнообразии художественной самодеятельности института можно судить по следующим коллективам: джаз-оркестр, оркестр духовых инструментов, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр, группа солистов, группа балета, драмкружок, ансамбль песни и пляски. Начиная с 1937 г., первые места среди вузов города всегда держал горный институт. Кроме того, ни одно политическое и общественное событие города не проходило без выступления студентов втуза.

Как видно, преподаватели и студенты горного института умели не только учиться и устранять прорывы, но и активно проводить свой досуг.

Постепенно учебный процесс налаживался, материальная база совершенствовалась, увеличивалось число студентов: с 318 человек в 1930 г. до 730 в 1939/40 учебном году. Всего же за первое десятилетие было подготовлено для горной и металлургической промышленности (692) инженеров (табл. 2).

Таблица 2

Число выпускников СГИ по специальностям за период с 1930 по 1940 гг.

Специальность Число выпускников

Разработка рудных месторождений полезных ископаемых 232

Геология и разведка полезных ископаемых 180

Разработка россыпных месторождений полезных ископаемых 112

Металлургия 104

Обогащение полезных ископаемых 38

Горная электромеханика 19

Экономика 7

тика. В этой игре СГИ было присуждено первое место, объявлена благодарность в приказе по городу, а также дано почетное право возглавлять общегородской комсомольский полк.

Подводя итоги партийного просвещения в комсомольской сети города на районной комсомольской конференции Свердловского района, а затем и на общегородской, комсомольской организации института присудили первое место с вручением грамоты и премии - библиотеки.

Но одной из особенностей горняков была созданная небольшой группой преподавателей (А.И. Марков, В.А. Оглодков, М.М. Лавров, И.И. Брызгалов, В.Р. Хохлов и другие) лучшая в непрофессиональной среде художественная самодеятельность. Поводом послужило 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина. Драматический кружок к памятной дате сделал постановку отдельных сцен из «Бориса Годунова» и других из-

Как видим, первые три специальности, названные в таблице, были приоритетными, и государственный заказ шел именно на разведку и добычу полезных ископаемых.

Более 50% выпускников первого десятилетия горного института работали в золотой промышленности. Всего же на предприятиях восточных районов страны трудились около 90%. Многие из них заняли ведущие посты, например: Д.А. Бочков - заместитель Наркома цветной металлургии СССР, В.А. Артеменков - управляющий Хапчерангинским оловокомбинатом, В.Н. Должных - заведующий угольным отделом Обкома ВКП(б), А.Г. Цуканова - секретарь Иркутского горкома ВКП (б), П.В. Галченко - начальник Главолово, М.Л. Певзнер - начальник строительства Дарасунской обогатительной фабрики, В.Н. Анфилогов - главный геолог треста «Верхамурзолото», Б.И. Максимов - кандидат технических наук, заведующий кафедрой метал-

лургии благородных металлов Свердловского индустриального института и многие другие.

Одной из особенностей начального периода в деятельности Сибирского горного института была постоянная смена руководителей и названий. В 1932 г. директором института был назначен И.Ф. Щербаченко (бывший директор Московского геологоразведочного института) и руководил им до 1937 г. Имея практический опыт руководителя, И.Ф. Щербаченко сумел в короткие сроки наладить работу в Иркутске.

Что же касается смены названий, то за 10 лет существования вуз сменил его семь раз: Сибирский горный институт (1930-1931), Сибирский горнометаллургический учебный комбинат (1931-1932), Сибирский горный институт «Востокзолото» (1933), Сибирский институт цветных металлов и золота (1934-1936), Восточно-Сибирский горный институт НКТП Союза ССР имени А.П. Серебровского (19361937), Восточно-Сибирский горный институт НКТП Союза ССР (1938-1939), Иркутский горнометаллургический институт НКЦМ Союза ССР (1940).

Необходимо отметить, что имя А.П. Серебровско-го, благодаря которому и был создан горный институт в Иркутске, втуз носил по ходатайству иркутян. А смена названия в 1937 г. произошла из-за того, что Александр Павлович, как и многие другие выдающиеся деятели эпохи сталинизма, был репрессирован. В.И. Ленин высоко ценил организаторский талант Сереб-ровского. В телеграмме Г.К. Орджоникидзе он писал: «Серебровского считаю ценнейшим работником» [8].

Вот что написано о нем в Большой советской энциклопедии: «Александр Павлович Серебровский (13/12 1884 - 10/02 1938) советский партийный и государственный деятель. Член коммунистической партии с 1903 г. Родился в семье ссыльного народовольца в Уфе. Рабочий. В революционном движении с 1899 г. В 1905 г. член исполкома Петербургского совета от Пу-тиловского завода. В 1905 г. член исполкома Петербургского совета от Путиловского завода. В 1907 г. участвовал в вооруженном восстании во Владивостоке. Неоднократно арестовывался; в 1908 г. эмигриро-

вал в Бельгию, где окончил в 1911 г. Высшее техническое училище. С 1912 г. вел работу в Новгороде (Горький), Москве, Ростове. Участник Октябрьской революции 1917 г.; затем член коллегии Наркомторга, зам. пред. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, пред. Центрального правления арт. заводов, зам. наркома путей сообщения, нач. военного снабжения Украинского фронта.

В 1921 г. участвовал в борьбе за установление Советской власти в Грузии. В 1920-30 гг. председатель «Азнефти» в Баку, председатель правления Всероссийского нефтесиндиката и зам. пред. ВСНХ СССР, с 1926 г. начальник «Главзолото» и член коллегии Наркомфина СССР; с 1931 г. зам. наркома тяжелой промышленности. С 1924 г. одновременно с государственной деятельностью вел преподавательскую работу в Азербайджанском политехническом институте, Московской горной академии, Институте нар. хоз-ва им. Г.В. Плеханова. Делегат 13, 14, 17-го съездов партии, на 14-17-м съездах избирался кандидатом в чл. ЦК. Был членом ЦИК СССР. Награжден орденом Ленина и тремя другими орденами» [1].

Арестовали А.П. Серебровского за организацию и участие в антисоветской организации 26 сентября 1937 г. в больнице после тяжелой операции и прямо на носилках увезли на Лубянку. Он был расстрелян 10 февраля 1938 г. [15]. Лишь 19 мая 1956 г. Военной Коллегией Верховного Суда СССР он был посмертно реабилитирован.

В 80-е гг. XX в. выпускники первых лет предложили руководству Иркутского политехнического института восстановить имя А.П. Серебровского в аббревиатуре вуза. Решение об увековечении имени замечательного организатора промышленности молодого Советского государства было принято, но так и не реализовано. Сегодня лучшим памятником А.П. Сереб-ровскому служит людская память и вуз, который, пройдя самый сложный момент организации учебного дела в 1930-е гг., вот уже более восьмидесяти лет принимает в свои стены желающих в нем учиться.

Статья поступила 11.11.2013 г.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т. 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1969-1976. Т. 23.

2. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету. Ч. 1 (1754-1917): монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 220 с.

3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 539.

4. ГАИО. Ф. Р-1807.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446.

6. ГАРФ. Ф. 259.

7. Золото и платина. 1930. № 2 (приложение).

8. Известия. 1974. 25 декабря.

9. Иркутский горно-металлургический институт: юбилейный сб. тр. Вып. 3. Ч. 1. 1930-1940. Иркутск, 1941. (сигнальный экземпляр).

10. Иркутский государственный технический университет. 1930-2000 / сост. Н.Я. Хлебкова; отв. ред. В.М. Салов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000.

11. Иркутский политехнический институт (1930-1980). Иркутск: Изд-во ИПИ, 1980.

12. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. В 55 т. М.: Изд-во политической литературы, 1967. Т. 40.

13. Лутохин И.А. Город студентов // Политический вестник. 1985. № 3 (21 ноября).

14. Лутохин И.А. Партийное руководство формированием производственно-технической интеллигенции в Сибири (1928-1937) / под ред. В.Г. Чуфарова. Саратов: Изд-во Са-ратоского университета, 1984. 133 с.

15. Наджафов Г. Весь пламень преданного сердца: об А.П. Серебровском. М.: Политиздат, 1990. 238 с.

16. От Сибирского горного института до Иркутского государственного технического университета. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1994.

17. Фонд Музея истории ИрГТУ. Папка «Репрессированные» (по материалам запроса № 02-465-12 от 11.06.1999 г. ИрГТУ в Региональное управление ФСБ по Иркутской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.