Научная статья на тему 'Восстановление – Возрождение – Развитие'

Восстановление – Возрождение – Развитие Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
храм / роспись / икона / эмаль. / church / painting / icon / enamel.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кутейникова Нина Сергеевна

В статье рассмотрено несколько примеров восстановления православных храмов Санкт-Петербурга. Особое внимание уделено специфике реставрации и воссозданию различных видов религиозного искусства - монументальной живописи, иконам, эмалям. Отмечено значение профессиональной подготовки мастеров религиозного искусства в учебных художественных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restore – Revival – Development

The author considers several examples of the restoration of Saint-Petersburg Orthodox churches. The particular attention is paid to the specifics of the restoration and reconstruction of different types of religious art – monumental painting, icons and enamels. The importance of professional training masters of religious art by the special art institutions is noted here.

Текст научной работы на тему «Восстановление – Возрождение – Развитие»

Н. С. Кутейникова

Восстановление - Возрождение - Развитие

В статье рассмотрено несколько примеров восстановления православных храмов Санкт-Петербурга. Особое внимание уделено специфике реставрации и воссозданию различных видов религиозного искусства -монументальной живописи, иконам, эмалям. Отмечено значение профессиональной подготовки мастеров религиозного искусства в учебных художественных заведениях. Ключевые слова: храм; роспись; икона; эмаль.

N. S. Kuteynikova Restore - Revival - Development

The author considers several examples of the restoration of Saint-Petersburg Orthodox churches. The particular attention is paid to the specifics of the restoration and reconstruction of different types of religious art - monumental painting, icons and enamels. The importance of professional training masters of religious art by the special art institutions is noted here. Key words: church; painting; icon; enamel.

Виктор Васнецов неоднократно высказывал мысль о том, что написать образ, олицетворяющий идею веры, неизмеримо трудно. В этом убеждаешься, когда соприкасаешься не только с работой художников, создающих сегодня новые иконы или росписи, предметы церковной утвари, но и всеми теми, кто участвует в реставрации или воссоздании утраченного в сохранившихся храмах или, тем более, в разрушенных. Объем работ такого рода с каждым годом

растет. Разнообразен и характер необходимых специалистов. В нем участвуют многие выпускники, педагоги, аспираты и даже студенты ведущих художественных вузов страны, средних профильных учебных заведений, иконописных школ духовных академий и семинарий, монастырских и церковных мастерских. Не исключены и «самообразованцы». В любом случае, как показывает практика, успех обеспечивает не только духовный уровень исполнителей, но и их профессионализм.

Особую трудность составляет специфика стилистических особенностей объектов. Мастера Петербурга убеждались в этом неоднократно. Синодальный период, храмы которого часто восстанавливают в последнее время, требует владения различной стилистикой (барокко, классицизм или модерн). Кроме того, нередко в декорировании даже одного храма принимали участие несколько мастеров или мастерских, соответственно, обладавших индивидуальными особенностями. Именно с такими трудностями впервые мастера Петербурга (как, впрочем, и все те, кто трудился там) столкнулись при воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве (1999-2000). Тогда в этой поистине грандиозной, масштабной работе принимали участие и две группы художников, возглавляемых профессорами Института имени И. Е. Репина РАХ - С. Репиным и А. Быстровым. Им пришлось писать в стилистике В. Сурикова, Г. Семирадского, В. Маковского, Н. Коше-лева и многих других мастеров 2-й половины XIX в. Общая площадь росписей петербургских художников составила около 1 500 кв.м. Ее выполнили сорок три живописца [6, с. 7].

Необычайно сложным стало воссоздание декоративного убранства дворцовой церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца, построенного по проекту Растрелли в 1747-1751 гг. Стилистика эпохи барокко не сразу «поддалась» мастерам. Живопись стен и потолка воссоздавалась под руководством профессора Института имени И. Е. Репина Н. Фомина (А. Иванов, В. Сухов, А. Чарин, А. Чугунов, А. Белов и др.), а иконы для иконостаса написаны группой Я. Штеренберга (Ю. Бехова, Г. Журавлев и др.) (2008-2011). К моменту реставрации интерьеров церкви их художественное убранство полностью отсутствовало. Процесс его

воссоздания потребовал внимательного изучения немногочисленных сохранившихся свидетельств о живописи эпохи создания дворца и конкретно этой домовой церкви. Подбор аналогов и их анализ, создание форэскизов и эскизов, картонов, копий, эталонов стали необходимыми звеньями в воссоздании утраченной живописи. Ее исполнение потребовало и внимательного изучения техники масляной живописи, которая использовалась в то время. Изучались и грунты, на которых могла быть исполнена живопись. А в связи с тем, что в XVIII в. росписи часто делались на холсте, принципиальными были не только состав, характер и качество штукатурки, на которую он наклеивался, но и используемый клей. Для обработки холста и для склеивания отдельных его частей был использован клей «Beva solution» и «Beva gel», уже более 40 лет известный и хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике. Потребовались и консультации специальной комиссии, которая обычно существует при выполнении подобных работ. Результат превзошел ожидания. Художники не только приблизились к стилистике «мужицкого» барокко в отдельных композициях, но и создали то, что можно назвать симфонией. Ощущение гармонии живописного убранства, изящества архитектурных форм и самого пространства рождают то чувство возвышенной красоты, которое необходимо именно в храме.

Особая страница воссоздания храмов и часовен Петербургской епархии связана с именем, безусловно, выдающегося архитектора В. А. Косякова (1862-1921). К сожалению не все его творения сохранились. Сегодня в разной стадии воссоздания находятся три его крупнейших храма.

Почти двадцать лет ведется реставрация и воссоздание росписей церкви Успения Пресвятой Богородицы (ныне подворье Опти-ной пустыни). Даже краткий перечень восстановительных работ говорит о масштабах урона, нанесенного храму: демонтаж катка и сопутствующих ему пристроек, просушка здания, расчистка от многочисленных покрасок стен и купола, восстановление металлических элементов декора, реставрация резных деревянных элементов дверей, восстановление мраморного иконостаса, воссоздание церковной утвари и многое другое. И это только то, что

касалось интерьера храма. Не менее сложные и многочисленные работы связаны и с его экстерьером. С 1996 г. к реставрации были привлечены выпускники Института имени И. Е. Репина РАХ Я. Штеренберг и Г. Журавлев, под руководством которых постепенно сформировалась архитектурно-реставрационная группа. Число мастеров, участвующих в реставрационных работах, постоянно увеличивается. На протяжении первого десятилетия XXI в. постепенно были отреставрированы все центральные композиции храма: Образ Пресвятой Богородицы «Оранта», Успения Пресвятой Богородицы, в куполе - «Христос Пантократор» и ряд других. На разных стадиях восстановительных работ привлекаются мастера и группы, хорошо зарекомендовавшие себя на других объектах. Так, композиции на межалтарных стенах были выполнены бригадой Е. П. Большакова, а для создания ряда картонов постоянно приглашается доцент кафедры рисунка Института имени И. Е. Репина В. Могилевцев, автор ряда учебных пособий по рисунку.

Бережность, с которой проводятся работы, достойна самой высокой оценки. Успеху сопутствуют постоянные поиски и изучение сохранившихся письменных и визуальных материалов и, конечно, профессионализм реставраторов и живописцев, принимающих участие в этом благородном деле. Сегодня интерьер церкви Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в стилистике религиозной живописи В. Васнецова, является одним из красивейших интерьеров петербургских храмов [5, с. 145-152].

Реставрация и воссоздание живописного убранства церкви Богоявления, которую часто именуют по месту ее нахождения - Гу-туевская, находятся еще в начальной стадии. Живописные работы интерьера возглавляет Н. Фомин. К счастью, часть композиций Священного писания и орнаментов сохранились на стенах и на фотографиях знаменитого мастера своего дела - К. Буллы. Однако состояние самого храма требует значительного объема работ. И вновь от живописцев требуется и внимательное изучение сохранившихся документов, и «проникновение» в технико-технологические особенности старой живописи, и владение навыками живописи академического толка XIX в. Две большие композиции

в апсиде - «Тайная вечеря» и «Крещение» - воссоздали в 2012 г. Н. Фомин, А. Иванов, А. Чарин и О. Фомина. Вогнутая поверхность стены уже априори создает трудности при написании сюжетов. Имевшиеся фрагменты старой живописи и творческая фантазия исполнителей позволили в рамках существующего канона воссоздать важнейшую страницу Священного писания «Тайную вечерю». Принципиально важно общее светотеневое решение, которое не только убедительно передает эффект освещения, но и сообщает всей сцене особый характер некоей таинственности, значимости происходящего момента. Вообще мастерство живописцев сказалось здесь как в передаче облика всех действующих лиц, так и в написании деталей. Тонко и точно написаны цветы и т. д.

В убранстве всех храмов В. Косякова орнаментам отводится особая роль - они и связующее между изображениями образов или сцен, они же продолжают развивать идеи пространственного решения храма, активно в этом участвуют, они придают храму всегда особое ощущение красоты и праздничности. В написании орнаментов и образов в медальонах Гутуевской церкви участвовал педагог реставрационного отделения Института имени И. Е. Репина А. Чувин, реставраторы ГРМ И. Безсолицин, М. Дашкин, а также ряд других мастеров и студенты реставрационного отделения вуза [1, с. 70].

«Образцом истинного великолепия» назвал крупнейший знаток и ученый архитектор Г. В. Барановский Морской собор в Кронштадте. В этом можно было убедиться, когда храм в момент малого освящения (апрель 2012 г.) предстал перед молящимися и посетителями после восстановительных работ. Их полное завершение намечено на 2013 год - год столетнего юбилея храма. Он изначально был задуман и осуществлен как храм-памятник, который должен быть «связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем тех трудов, знаний и подвигов, которые послужили к славе Родины и флота» [2, с. 39]. На специальных памятных досках были записаны чины разных рангов флота России, отдавших свою жизнь за нее. Годы советской власти не пощадили и этот храм. Впрочем, несмотря на значительные потери, колосс, а именно так можно его называть, уцелел. Рассчитанный на пять тысяч молящихся,

он был задуман и осуществлен В. А. Косяковым под впечатлением великого Константинопольского храма Св. Софии. В его архитектуре и внутреннем убранстве идеи византинизма нашли свое оптимальное решение. Процесс восстановления-воссоздания проходил не легко. В первую очередь, трудности были связаны с явно недостаточным наличием письменных свидетельств и визуального ряда, а выбранная концепция воссоздания предусматривала максимальное приближение к первоисточнику. Такой подход был оправдан историческим и художественным значением храма, его уникальностью. Первоначальная (первородная) живопись интерьера сохранилась со значительными повреждениями в галереях и конхе. Иконы иконостаса были засвидетельствованы в нескольких фотографиях. Нет сведений о росписях купольного и подкупольного пространства.

К работе в храмах Косяков обычно привлекал мастеров или ему уже хорошо знакомых, зарекомендовавших себя ранее по совместной работе, или имеющих репутацию высоких профессионалов. Он вообще в строительстве и декорировке признавал только высокий технический и художественный уровень. Тем не менее, сегодня имена живописцев М. М. Васильева, А. В. Троицкого, Ф. Р. Райляна, работавших в храме, не много говорят даже специалистам. Но, видимо, это не их беда, а наша. Религиозное искусство синодального периода остается до настоящего времени мало изученным. Даже церковная живопись такого выдающегося мастера, как В. Боровиковский, фактически стала известна специалистам и широкой публике лишь после монографических выставок 2010-2011 гг. в Москве и Петербурге. С религиозными работами Ф. Р. Райляна искусствоведы познакомились несколько раньше, но и они ждут своего исследователя. Мы мало знаем о Н. Харламове и многих других. О М. Васильеве известно лишь, что он учился в Академии художеств, но ее не закончил, а к моменту работы в Кронштадте успел «прославить себя» живописью церквей русских посольств в Ницце, Флоренции и Бухаресте.

Раскрытая реставраторами живопись М. Васильева явилась полнейшей неожиданностью. Она далека от современного понимания особенностей византийского стиля и свидетельствует о мощных

тенденциях модерна, столь характерных для времени создания храма. Особенно остро это ощущается в трактовке форм, неожиданно напомнивших нам сегодня поиски мастеров круга Н. Гончаровой и подобных ей. Можно предположить, что рациональный и одновременно темпераментный В. Косяков, всегда стремившийся в своих архитектурных и строительных поисках не только к творческому осмыслению достижений прошлого, но и к использованию новых идей, нашел в искусстве этого мастера родство своим замыслам. Конечно, такой живописи сегодня было трудно найти адекватное решение. Росписи, созданные группой художников под руководством московского монументалиста Н. Нужного, находятся несколько в ином стилевом поле. Однако их расположение в храме таково, что близкого соприкосновения «старого и нового» почти не происходит. Заметим, что «постижение» в новых росписях стиля петербургского модерна составило для московской группы явную трудность.

Не было найдено сразу и иконописное решение для иконостаса. Исторически иконы были написаны на медных досках, что вызвало первоначально сопротивление у руководителя этих работ Ю. Беловой. Будучи мастером ярославской школы и успешно возглавляя уже несколько лет ярославскую мастерскую «Ковчег», она не предполагала, что работы в Морском соборе будут выполняться на металле. Тем не менее, выбранная концепция восстановления-воссоздания храма предусматривала именно этот вариант. Нужно заметить, что сам В. Косяков неоднократно применял в своих храмах иконы на медной или цинковой основе. Достаточно вспомнить 106 образов Ф. Райляна, писанных «на цинках» в иконостас собора Св. благоверного князя Александра Невского в Либаве (Лиепае) [1, с. 70-71]. В синодальный период использование меди или цинка в качестве основы для написания икон было весьма распространено. Это объяснялось в первую очередь прочностью материала, возможностями повышенной активности цвета и особенной гладкостью фактуры. Традиция живописи на металле сохранялась в России до начала ХХ в. На меди писал для Марфо-Мариинской обители М. Нестеров, а Н. Кошелев уже на свинцовой и цинковой основе исполнил ряд икон для церкви Животворящей

Троицы в Буэнос-Айресе. Свидетельства о плохой сохранности икон на медной основе оказались не состоятельными. Недавно опубликованные исследования говорят об обратном [3, с. 143-170]. Малое число сохранившихся таких икон в нашей стране, вероятно, можно связать с переплавкой многих работ в период активного богоборчества. Здесь уместно вспомнить, что из Кронштадтского собора «тонны бронзовых и латунных художественных церковных изделий, 55 люстр - произведений литейного искусства, десятки килограммов серебряных вещей, еще оставшихся после изъятий начала 20-х годов как "неразделанный лом", сдавались на утилизационный завод, в конторы Рудметаллторг, Антиквариат, Горкомхоз, Главвоенторг и другие» [2, с. 48].

Иконы иконостаса Морского собора были написаны на медных досках петербургскими мастерами под наблюдением руководителя реставрационным отделением Института имени И. Е. Репина, профессора Ю. Боброва. Композиционно они практически все повторяют сохранившиеся на фотографиях изображения.

Необычайно сложными в исполнении в эмалях были образы для хоросов и западных дверей храма. Эскизы для них создали художники группы Н. Нужного, а автор эмалей - выпускник Художественно-промышленной академии имени А. Штиглица (бывш. ВХПУ имени В. Мухиной) И. Дьяков. Однако предложенные эскизы не соответствовали материалу исполнения. Здесь, очевидно, сказалось отсутствие практики работы художников-монументалистов с эмальерами. Эскизы пришлось корректировать, убирать ненужные детали и заранее предусматривать деление по цветам. Многие лики были перерисованы не один раз. Для ростовых образов свт. Николая и св. Иоанна Кронштадтского на дверях было сделано десять вариантов эскизов. В разработке их окончательного решения принял участие доцент отделения реставрации Института имени И. Е. Репина Ф. Бобров, создавший эскиз на компьютере в цвете. Известно, что любое эмалирование всегда эксперимент. Результаты зависят от многих факторов: состава эмалей, технологии обжигов, прочности сцепления красочного слоя и т. д. Необходим большой опыт, чтобы предусмотреть (предугадать), что же получится после обжига. Для достижения нужного цвета и тона

иногда приходится проводить до двадцати обжигов. Такой опыт у И. Дьякова уже был. Используя довольно широкую палитру (3040 цветов), чередуя прозрачные и глухие эмали, художник создал галерею обобщенных, но одновременно узнаваемых образов святых. Работа оказалась не столько исполнительской, сколько творческой именно потому, что И. Дьяков в конечном итоге сам разрабатывал, уточнял, в соответствии со свойствами эмалей, эскизы образов, особенности решений фонов.

Сегодня в Петербурге активно работает не один десяток эмальеров. Большинство из них - выпускники Художественно-промышленной академии (А. Талащук, С. Пономаренко и др.). Однако опыт работы в перегородчатых эмалях в рамках религиозных образов и сюжетов практически отсутствует. Для И. Дьякова подобная работа также была первой. Впрочем, и в России таких мастеров не много. Хорошо известны эмали религиозного содержания З. Церетели, Н. Вдовина, Е. Вдовиной [3, с. 381-386].

В основе творчества В. Косякова всегда лежал принцип синтеза разнообразных видов искусств. Его храмы поражают обилием декора - мозаики, майолика, витражи, произведения литейного искусства, резьба по камню и многое другое постоянно использовалось им. Именно поэтому восстановление его храмов представляется делом не легким. Восстановление Морского собора в Кронштадте потребовал усилий не одного десятка художников-профессионалов и сотни мастеров самых разных специальностей. История возрождения только одного этого храма, несомненно, уже сегодня являет бесценный опыт для следующих поколений. Здесь, кажется, уместно вспомнить слова М. Нестерова, сказанные, правда, по другому поводу: «Там мечта живет, мечта о русском "ренессансе", о возрождении давно забытого, дивного искусства...» [2, с. 152].

У Е. Трубецкого в его «Умозрении в красках» есть такое замечание: «Русский православный храм в его идее - это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир» [4, с. 29-30]. С этим нельзя не согласиться. Сам этот мир необычайно разнообразен. Одной из важных и примечательных его сторон является мастерство и ремесло созидающих этот мир. Воссоздание храмов вновь заставляет не только

задуматься о многообразии талантов в России, но и о том, как вновь обрести и развить утраченное со временем мастерство. Оставляя за духовностью первенство, согласимся, что профессионализм необходим при восстановлении храмов. Роль художественных учебных заведений, таких, как Институт имени И. Е. Репина РАХ и Художественно-промышленной академии имени А. Штиглица и многих других в этом, безусловно, уже сейчас значительна. Важен и приобретаемый в процессе работы в храмах опыт «соборного делания». Он не только способствует выполнению больших объемов, но, и это принципиально важно подчеркнуть, нахождению единения, мира и согласия всех участников работ. Наконец, восстановление храмов требует возрождения ряда забытых техник и технологий, применения новых. Восстановление - Возрождение - Развитие. Эти три понятия определяют характер и значимость происходящего сегодня в храмостроении. Несколько приведенных примеров убеждают нас, что анализ этого процесса необходим.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кутейникова Н. С. Мозаика. К истории художественной жизни России 2-й половины Х1Х - начала ХХ века. СПб., 1997.

2. Морской собор в Кронштадте. [Репринтное воспроизведение книги В. А. Косякова (1913 г.) и статьи о Кронштадтском Морском соборе]. М., 1998.

3. Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир от древности к современности / Сост. и отв. ред. А. В. Рындина. М., 2012.

4. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.

5. Успенское подворье. История и люди / Под ред. А. Зимина. СПб.,

2010.

6. Храм Христа Спасителя / Авт. вст. ст. Н. Кутейникова, К. Сазонова. СПб., 2001.

7. Шершова Л. ^.Современная монументальная живопись Русской Православной Церкви. СПб., 2011.

30. К статье Н. С. Кутейниковой «Восстановление - Возрождение - Развитие»

Фрагмент живописного убранства

церкви Святых апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца. Руководитель работ проф. Н. Фомин. 2010-2011

31. К статье Н. С. Кутейниковой «Восстановление - Возрождение - Развитие»

Фрагмент живописного убранства

церкви Святых апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца. Руководитель работ проф. Н. Фомин. 2010-2011

32. К статье Н. С. Кутейниковой «Восстановление - Возрождение - Развитие»

Св. преп. Сергий Валаамский. Эмаль. (И. Дьяков, 2012)

33. К статье Н. С. Кутейниковой «Восстановление - Возрождение - Развитие»

Свт. Николай Мирликийский. Эмаль. (И. Дьяков, 2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.