Научная статья на тему 'Восстановление церквей города Енисейска после пожара 1869 года'

Восстановление церквей города Енисейска после пожара 1869 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
380
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
храмовое зодчество / памятники Енисейска / Енисейская губерния / XIX в. / temple architecture / monuments of Yeniseysk / Yenisei province / 19th century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дворецкая Анна Павловна

В статье на основе прижизненных свидетельств очевидцев и архивных источников рассматривается процесс разрушения и восстановления церквей г. Енисейска после пожара 1869 г. «Большой» пожар 1869 г. в Енисейске существенно повлиял на развитие города. Вследствие пожара выгорело почти 6/7 застройки. В огне пострадали и пять церквей города. Новизна исследования состоит в том, что в статье впервые публикуются сведения о масштабах разрушений и формировании облика храмов и обителей, восстановленных после огня, уточняются имена священников, благотворителей, связанных с этим процессом. Обращается внимание, что Синодом были выделены средства на восстановление храмов, но значительная помощь была оказана и населением. Церкви восстанавливали всем миром, что позволяет говорить о христианских принципах соборности и милосердия, общинной взаимопомощи и гражданского сотрудничества, объединении усилий государственных и общественных органов, частных и коллективных благотворителей при восстановлении церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of the Сhurches of the Сity of Yeniseysk after the Fire of 1869

The article examines the process of destruction and restoration of the churches of the city of Yeniseisk after the fire of 1869, based on the surviving witnesses’ testimonies, archival sources. of 1869 in Yeniseysk significantly influenced the development of the city. Due to the fire burned almost 6 and 7 building. And five churches of the town were affected in the fire. The novelty of the research is that in the article for the first time information is published on the extent of destruction and the formation of the appearance of temples and monasteries restored after the fire, the names of priests, philanthropists associated with this process are specified. Attention is drawn to the fact that the Synod allocated funds for the restoration of temples. But considerable help was rendered by the population. The churches were restored by the whole world, which allows us to speak about the Christian principles of and charity, community mutual assistance and civic cooperation, uniting the efforts of state and public agencies, private and collective benefactors in the restoration of churches.

Текст научной работы на тему «Восстановление церквей города Енисейска после пожара 1869 года»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10022 УДК 93/94

А.П. Дворецкая Гуманитарный институт Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

advoreckaya@mail.ru

Восстановление церквей города Енисейска после пожара 1869 года

Аннотация

В статье на основе прижизненных свидетельств очевидцев и архивных источников рассматривается процесс разрушения и восстановления церквей г. Енисейска после пожара 1869 г. «Большой» пожар 1869 г. в Енисейске существенно повлиял на развитие города. Вследствие пожара выгорело почти 6/7 застройки. В огне пострадали и пять церквей города. Новизна исследования состоит в том, что в статье впервые публикуются сведения о масштабах разрушений и формировании облика храмов и обителей, восстановленных после огня, уточняются имена священников, благотворителей, связанных с этим процессом. Обращается внимание, что Синодом были выделены средства на восстановление храмов, но значительная помощь была оказана и населением. Церкви восстанавливали всем миром, что позволяет говорить о христианских принципах соборности и милосердия, общинной взаимопомощи и гражданского сотрудничества, объединении усилий государственных и общественных органов, частных и коллективных благотворителей при восстановлении церквей.

Ключевые слова: храмовое зодчество, памятники Енисейска, Енисейская губерния, XIX в.

A.P. Dvoretskaya

The Humanitarian Institute of the Siberian Federal University

advoreckaya@mail.ru

Restoration of the lurches of the Gty of Yeniseysk after the Fire of 1869

Abstact

The article examines the process of destruction and restoration of the churches of the city of Yeniseisk after the fire of 1869, based on the surviving witnesses' testimonies, archival sources. The Big Fire of 1869 in Yeniseysk significantly influenced the development of the city. Due to the fire burned almost 6 and 7 building. And five churches of the town were affected in the fire. The novelty of the research is that in the article for the first time information is published on the extent of destruction and the formation of the appearance of temples and monasteries restored after the fire, the names of priests, philanthropists associated with this process are specified. Attention is drawn to the fact that the Synod allocated funds for the restoration of temples. But considerable help was rendered by the population. The churches were restored by the whole world, which allows us to speak about the Christian principles of and charity, community mutual assistance and civic cooperation, uniting the efforts of state and public agencies, private and collective benefactors in the restoration of churches.

Key words: temple architecture, monuments of Yeniseysk, Yenisei province, 19th century

Во второй половине XIX в. произошло одно из самых трагических событий в истории города Енисейска. 27 августа 1869 г. страшная буря и огонь обрушились на город. Неизвестный очевидец тех событий так описывает пожар 27 августа 1869 г.: «В этот день поднялась погода, превратившаяся в страшный ураган... Вдруг раздался зловещий звук набата на всех Енисейских колокольнях. Все затрепетали. Катастрофа началась от возгоревшегося мелкого кустарника за городом; огонь быстро добрался до склада сена, и вот мгновенно образовался огненный шар, рассыпавшийся в разные стороны. Речка Мельничная была разлившись почти на версту, но и чрез нее перебросилось пламя и зажгло огромные хлебные амбары купца Скорнякова. В это же время и в центре города, в Христорождественском прихо-

де, свирепствовала огненная буря. Не только деревянные, но и каменные здания, железные крыши, церкви и колокола подверглись страшной разрушительной силе грозной стихии. Вся атмосфера имела темно-красный вид и обдавала жгучим дымом, искрами, пеплом, дреевою и головнями. Пламя лилось с каким-то грохотом, треском и свистом, несмотря на то, что, по видимому, в некоторых местах нечему было и гореть» [Записка..., 1889, с. 292—293].

В XIX в. в России пожары являлись самыми распространенными стихийными бедствиями, особенно в городах с преобладающей деревянной застройкой. Были среди них и те, которые называли «Большими». Так обозначались катастрофы, чрезвычайные ситуации, когда уничтожалась большая часть города и погибала значительная часть населения [Дмитри-

енко, 2000, с. 171—173]. В настоящее время такие бедствия выходят за рамки местной и территориальной катастрофы, данные чрезвычайные ситуации являются региональными. С религиозной точки зрения подобные стихийные бедствия являются неким нарушением равновесия, гармонии созданного Богом мира и требуют участия в их ликвидации всем миром.

Первый большой пожар был в Енисейске в 1777 г., когда сгорело 120 домов. Пожар около Троицкой церкви 3 июля 1869 г. удалось затушить. Пострадало только 18 домов. В страшном зареве 27 Августа 1869 г. сгорело более 700 домов, через месяц — 2—3 октября — загорелись дома Калашниковых с многочисленными пристройками. Огонь перебросило на 200 сажен в другой квартал, и пламя истребило еще 24 дома и большой хлебный амбар купцов Щеголевых. Жители постоянно находились в паническом страхе. Нередко раздавался набатный звон только при воображаемой опасности [Записка..., 1889, с. 291].

Для Сибири, в силу холодного климата, такие пожары были особенно страшны. Уничтожение в огне жилищ и запасов продовольствия могло привести не только к разорению, но и гибели людей от голода и холода. Пожар стал знаковым событием истории города. Стихия практически уничтожила старый Енисейск XVIII — первой половины XIX в., превратив в груды пепла 36 каменных и 800 деревянных домов. В пожаре 1869 г., который распространялся со страшной скоростью, погибло, по разным источникам, от 70 до 249 человек. В Воскресенской церкви сгорел священник Илья Хнюнин с женой и сыном, а с ним еще 6 человек. Погибли 6 монахинь Христорожде-ственского монастыря. Стихийное бедствие привело к значительному сокращению населения города. Многие семьи, потеряв дом и хозяйство, переехали из города к родственникам в ближайшие селенья и города Енисейской губернии. На 1870 г. в Енисейске проживало только 4141 чел., таким образом, с 1860-х гг. население города сократилось более чем на треть и только к концу 1870-х гг. численность восстановилась [Аксенова, Гонина, 2017, с. 52].

Во время страшного пожара, когда сгорело 6/7 частей города, пострадали пять церквей. Значительно пострадало и церковное имущество. До пожара в одной только Христорождественской церкви было значительное количество серебряных богослужебных изделий: Царские врата, два паникадила (одно большое, около 4 пудов), гробница, одежда, дарохранительница на престоле, лампады, кресты, евангелия, множество серебряных риз на иконах; всего по описи в храме числилось более 35 пудов серебра. В Воскресенской церкви были также серебряные Царские врата, в иконостасе находилось множество риз и утвари из этого же металла. Такая же ситуация была в Преображенской и Троицкой церквях [Записка... , 1889, с. 299—300].

Почти не пострадали только каменные соборы. Уцелел Богоявленский собор, он стоял «как свеча пред Богом». На нем по-прежнему сияла зеленая крыша, выкрашенная незадолго до пожара. Сильно пострадала колокольня. Как пишет епископ Ни-кодим, «колокола выглядывают в окна, засевши на стене во время падения и не успев ни упасть, ни растопиться» [Записка..., 1889, с. 294].

Сам храм потерял кресты и главы; пять окон вынесла огненная буря, пронесшаяся с юга и запада. Но внутри приделы храма остались совершенно невредимы. Осталась новая позолота иконостаса. Огонь не тронул ни одной иконы; драгоценные ризы на иконах остались совершенно невредимы. «Персть Божм есть ае! (Исх. УШ, 19)», восклицает епископ [Записка..., 1889, с. 298]. А.И. Кытманов добавлял в своей летописи, что в соборе сгорели все деревянные лестницы и иконостасы в боковых приделах [Кытманов, 2016, с. 452]. Но из восьми колоколов расплавились только два малых (3 пуда 19 фунтов и 2 пуда 2 фунта) и один средний (21 пуд) [ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 29. Л. 22—24, 44].

Церкви восстанавливали всем миром. Пострадавшие от пожара 27 августа 1869 г. енисейские церкви уже в 1870 г. начали исправляться, частью на свои церковные суммы, а частью на деньги, пожертвованные церковными старостами [РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 367. Л. 4]. Епископ Никодим передал енисейскому духовенству 1000 руб. своих личных денег и написал ходатайство в Синод с описанием бедствия и просьбой о помощи [РГИА. Ф. 565. Оп. 3. Д. 9691. Л. 13—18].

Все тяготы по восстановлению церквей легли на настоятеля городского собора о. Павла Любомудро-ва. К храму были приписаны Воскресенская, Преображенская и две кладбищенские церкви [Кытманов, 2016, с. 461].

Единственными церквями, которых не коснулся пожар, стали Успенская и две кладбищенские, хотя огонь к ним подступал тоже. В Успенскую церковь было снесено часть спасенного имущества других храмов [Записка..., 1889, с. 301—302]. Абалацкую кладбищенскую церковь спас ее староста, купец Мингалев, который, несмотря на гибель собственного дома и имущества, ревностно охранял церковь, сидя то на колокольне, то на кровле здания при церкви и заливая сыпавшиеся из раскаленной атмосферы градом искры [Записка, 1889, с. 302].

В пожаре 1869 г. сильно пострадала Воскресенская церковь. Протоиерей В. Касьянов, посетивший Енисейск в феврале 1870 г., писал, что колокольня Воскресенской церкви стоит как прекрасное туловище без головы [Кытманов, 2016, с. 451]. По меткому замечанию В. Касьянова, она стояла «развенчанная» — без крыши, без глав, без окон и дверей [Записка..., 1889, с. 294]. Сгорели все приделы, кроме Казанского, сгорели иконы, за которые купец Родю-ков заплатил 15000 руб. [Кытманов, 2016, с. 452].

Церковную паперть занял огромный колокол, упавший с колокольни. Он провалил все своды и лежал на боку в мусоре. Правда, сам колокол уцелел, но лежал без языка. На выходе из Благовещенского придела был найден приходской священник Илья Хнюнин: его убило пламя, ворвавшееся в церковь из колокольни, в то время как он с дароносицей бежал из церкви. Его узнали по воротнику, кусочек которого остался у шеи. К сожалению, тело его сильно подверглось пожару, не уцелела даже половина костей. Рядом сгорели его жена и сын.

Уцелел только придел Казанской Божией Матери. В этом приделе остался невредимым даже занавес над Царскими вратами, не растопились и свечи. «По-кланяюся Тебе, Христе!», - пишет Владыка, — «Ты

здесь был в часы крушеыя храма и запретил огню коснуться придела, посвященнаго честной иконе Божественной Матери Твоей!» [Записка..., 1889, с. 300].

Чудом осталась реликвия — икона Казанской Божией Матери, которая, по преданию, была принесена из Устюга, и в память торжественной встречи ее в Енисейске был учрежден 8 июля вокруг города крестный ход. Ранее он совершался из Воскресенской церкви, а в позднейшее уже время из собора [Кытманов, 2016, с. 453].

В 1873 г. был освящен Благовещенский придел, иконостас для которого сделан на средства П.Г. Фун-тосова; в 1876 г. — Воскресенский придел, в нем был устроен иконостас на пожертвования Н.Н. Дементьева; в 1877 г. — верхний придел с новым иконостасом, финансировал который А.В. Елтышев [Кытманов, 2016, с. 506]. К сожалению, уникальные настенные росписи, покрывавшие ранее стены и своды главного храма и алтаря, восстановить не удалось [Булан-ков, 1999, с. 181].

Несмотря на все произошедшие события, в храме сохранился ряд старинных икон: Св. Великомученицы Варвары, Священномученика Харлампия, Алексия, человека Божия, Священномученика Власия и преподобной Пелагии — самые ранние упоминания о них относятся к 1790 г. Кроме того, остались старинные ризы, плащаницы, дарохранительница и другие предметы, относящиеся к XVII в., но не имеющие четкой датировки [Очерки истории..., 2009, с. 123].

Значительно пострадала и Преображенская церковь: «Преображенская, — тоже огромная, изящная, и также опустошенная» [Записка., 1889, с. 294]. Возле входа лежал и преграждал путь его упавший с колокольни главный колокол, весивший 250 пудов. Он лежал на боку, без языка, но не разбитый [Записка..., 1889, с. 299].

В пожаре 1869 г., как указывает А.И. Кытманов, сгорело все: иконостасы и иконы в них, ризница, утварь, библиотека и архив. Сохранились только Св. Антиминсы и ценное напрестольное евангелие, напечатанное в 1703 г. [Кытманов, 2016, с. 453]. Евангелие сохранялось в церкви до революции 1917 г. Всего убытка причинено пожаром по приблизительной оценке на 50000 руб. [Краткое описание приходов Енисейской епархии, 1916, с. 200].

После пожара Преображенская церковь была приписана к Богоявленскому собору до 1877 г., затем стала вновь самостоятельной. В 1872 г. церковный староста Степан Кузьминых отстроил заново главный Преображенский храм; в 1875 г. восстановлен на средства И. Кытманова придельный Знаменский храм. Иконостас и все украшения изготовлял местный умелец Григорий Барышевцев. Впоследствии в 1882 г. на средства того же Кытманова был восстановлен и освящен Вознесенский придел [Кытманов, 2016, с. 461, 506].

Четвертая совершенно опустошенная пожаром церковь — Троицкая [Записка., 1889, с. 294]. Как указывает А.И. Кытманов: «В Троицкой церкви сгорело все» [Кытманов, 2016, с. 454]. Остались неповрежденными только два образа: маленький образ Божией Матери, писанный на дереве, стоящий над южной церковной дверью; другой образ — Знамения Божией Матери, на восточной стороне храма, писанный на самой стене, над алтарем. Прихожане успели

вынести храмовый образ Пресвятой Троицы в богатой ризе и еще образ Воскресения Христова, спасли огромную хоругвь [Записка..., 1889, с. 297—298].

Храм начал восстанавливаться сразу после пожара. В 1874 г. был заново освящен придел Живо-начального Источника Божьей Матери [Кытманов, 2016, с. 461, 506]. После пожара это был единственный храм Енисейска, остававшийся не отремонтированным в течение 15 лет. Храм был восстановлен в 1883 г. и очень красиво отделан: весь холодный храм выкрашен светло-голубой краской, а купол украшен мелкими золотыми звездочками. Новый золоченый иконостас включал иконы, выполненные местными живописцами [Очерки истории., 2009, с. 138]. Имена большинства из них не сохранились, но в церковных документах от 1881 г. упоминается енисейский иконописец Бутусин, выполнявший заказ Енисейского епархиального попечительства [АГЕ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 88. Л. 16].

Пожар 1869 г. уничтожил все строения в Енисейском Христорождественском монастыре. На Христо-рождественской церкви остались кресты, хотя и покосились. Внутри храм весь выгорел, крышу сорвало, окна стояли пустые. Тут же остались два обгорелых остова каменных домов женского монастыря [Записка... , 1889, с. 293].

Колокола попадали или растопились. И на колокольне и на церкви осталось по одной главе с крестом. Верхний этаж с тремя престолами сгорел, но нижний этаж от огня пострадал частично. Главный престол, в середине, во имя Рождества Христова, остался совершенно невредим. Правый, в южной стороне, великомученика Никиты — сохранен, но с повреждениями. Значительно пострадал главный образ св. Никиты, стоявший во главе иконостаса, у стены и окна, но не сгорел и не зажег иконостаса: иконостас и все иконы его уцелели. В алтаре жертвенник значительно обгорел, но не сгорел, а сам престол остался совершенно невредим, хоть и находился менее чем в двух аршинах от жертвенника.

Налево, в северной стороне храма, придел во имя Рождества Богородицы был уничтожен пожаром наполовину: левая северная сторона его с иконами и половина Царских врат совершенно оказались истреблены огнем; правая же сторона и другая половина Царских врат совершенно остались целы и с иконами. Престол и жертвенник сгорели совершенно [Записка..., 1889, с. 302—303]. Как указывает А.И. Кытманов, во второй половине этого придела сохранилась икона Спаса Нерукотворного, принадлежащая монастырю [Кытманов, 2016, с. 453].

Енисейская Христорождественская церковь после пожара стала приходской. Как пишет в Записке епископ Никодим: «Стоит поразмыслить: прихожане сей церкви, почему-то тяготясь пребыванием женского монастыря около их церкви, ходатайствовали о передаче ее им одним, без участия монастыря: им это уступлено в нынешнем году. Но вот и другое решение!» [Записка..., 2016, с. 305].

После пожара церковь была отремонтирована и украшена за счет благотворителей, во многом сохранив свой первоначальный облик. В 1872 г. жителями Енисейска Щукиными начал исправляться обгорелый иконостас, был восстановлен придел Рождества Богородицы. На средства, вырученные от продажи го-

релого серебра и меди и пожертвования разных лиц, начинает отстраиваться придел во имя Чудотворца Николая. Местный живописец Барышевцев построил иконостас, который обошелся в 4275 руб., а Бутусин написал 31 икону за 1200 руб. Придел освящен в 1877 г. Иконостасы к двум верхним боковым приделам сделаны Бутусиным за 3150 руб. Петропавловский придел освящен в 1878 г., Владимирской Божи-ей Матери — в 1879 г. [Кытманов, 2016, с. 461, 506].

Пожар кардинально изменил судьбу Енисейского Христорождественского монастыря. Была выстроена новая престольная церковь, а сам монастырь получил другое название. В связи с тем, что монастырская каменная церковь была построена во имя Иверской Божией Матери, 11 октября 1873 г., по благословению Св. Синода, Енисейский Христорождественский женский монастырь был переименован в Енисейский Иверский девичий монастырь 3-го класса [Федоров, 2017, с. 53].

19 октября Преосвященный Никодим побывал на пепелище Христорождественского женского монастыря: «Приехали к Христорождественской церкви, при коей от основания города доселе существовал женский монастырь. Разрушена пожаром и сея церковь. При монастыре было училище девиц духовного звания. Для него лишь отстроено было хорошее деревянное здание в полтора этажа. Как огненный ураган охватил окрестность и когда вдруг запылали и церковь и монастырь, — монахини бросились куда какая успела. Шесть из них лишились жизни»» [Записка..., 1889, с. 303—304]. Над могилою старца Даниила, где был поставлен шатер, сгорели все деревянные детали. Остался каменный остов [Записка..., 1889, с. 305].

Очевидец событий, перечисляя жертвы пожара, так рассказывает об этом: «На каждой улице лежали обгоревшие трупы, как головни, а иных в мусоре и пепле не отыскалось совсем. <...> В Христорожде-ственской церкви, на полу, лежал труп задохшейся монахини Феофании, а недалеко от нее был труп женщины, как бы стоявшей на коленях. Пред входными вратами в церковь лежали два трупа: монахини Павлы, а другой — мужской. В ограде около ворот лежали сгоревшая женщина и трапезник Поляков. В левом пределе нашли труп монахини Иу-стины. В кельях оставалась слепая монахиня Ксения, но и костей ее не отыскали, а под берегом речки Мельничной найдена утонувшая монахиня Татьяна» [Записка..., 1889, с. 296—297].

Во время пожара монастырская воспитанница Ксения Лукьянова спасла от смерти восьмерых девочек-сирот, воспитанниц монастырского училища. Из дневника епископа Енисейского и Красноярского Ни-кодима (1869 г.): «Восемь отроковиц училища [при женском монастыре] из коих некоторым только по семи лет, спасла мужественная и разумная девица Ксения, одна из обитавших в монастыре. Сообразив быстро смертную опасность, она приказала одеться девочкам и идти за нею. С ними она направилась на выход из города на восток, и около версты бежала по улице, направо и налево загоревшейся, в мраке огненной бури, с бегущими и едущими жителями города, запрудившими улицу и выбралась благополучно к Иерусалимскому кладбищу, неся на руках то одно, то другое дитя, уставшее и падавшее от изне-

можения. Отсюда Ксения бежала еще семь верст до села Верхнепашенного, где священник Илия и супруга его приняли их и успокоили. Эта Ксения лет 30, девица, семь лет живущая в монастыре на обещании, дочь крестьянина Михаила Лукьянова деревни Изыкчуль Назаровской волости Ачинского округа. Да сохранится в потомстве имя ее и подвиг ее, разум и человеколюбие ее, а наипаче всего воздействующее промышление Божие: се не воздремлет <...>. Храни младенца Г<оспо>дь: смирися и спасен <...>» [ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 18. Енисейск. Рукопись архиепископа Никодима. 1869]. Никодим выхлопотал у Синода для нее пособие — 100 руб., по тем временам достаточно значительная сумма [РГИА. Ф. 565. Оп. 3. Д. 9691. Л. 17—17 об.].

После огненной трагедии, уничтожившей весь монастырь, сестры и послушницы первоначально нашли приют сначала в церковной строжке в с. Вер-непашенном, затем в селе Казачинском, а оттуда в Красноярске, где епископ Никодим предложил им основать для себя обитель [Кытманов, 2016, с. 454].

В Казачинском монахинь посетил епископ и передал им 100 руб. на обустройство на новом месте [Записка..., 1889, с. 305]. Позднее, когда сестры перебрались в Красноярск, настоятельница-игуменья и монахини жили в частном доме, нанимаемом за 250 руб. в год, о чем преосвященным Никодимом было донесено Синоду [РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 367. Л. 3—4].

В конце 1869 г. монастырю было выделено Синодом 4500 руб. на исправление корпусов монастыря. В одном из этих корпусов была разрешена постройка домовой церкви для монашествующих. Был разрешен и сбор добровольных пожертвований двумя сборщицами [РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 367. Л. 3—4].

Распоряжение, по-видимому, задержалось в пути, и в январе 1870 г. архиерей Павел, вновь назначенный вместо Никодима, приехал в Красноярск и при представлении ему новой игуменьи Афанасии объявил ей, что Енисейский монастырь велено закрыть, а монахинь разместить по другим монастырям. Игуменья была поражена этой вестью, но в том же месяце архиерей Павел привез ей на квартиру телеграмму обер-прокурора Синода, в которой тот извещал, что по ходатайству генерал-губернатора М.С. Корсакова разрешено возобновить женский монастырь в Енисейске и ему назначено в пособие 1500 руб. Енисейское епархиальное начальство выделило 675 руб. Пожертвовали деньги купцы И.И. Стахеев, И.Г. Пискунов, Т.И. Щеголева и др. Значительную сумму собрали и добровольных пожертвований с населения по Сибири и остальной России — 5048 руб. 53 коп.

Игуменья приступила, не отлагая времени, к возобновлению монастыря. Пожертвования потекли обильно: елабужский купец Стахеев пожертвовал 10000 руб., неизвестный благотворитель пожертвовал капитал на устройство в монастыре отдельной церкви, многие другие лица жертвовали деньгами, иконами и проч. Была заложена каменная церковь в каменном корпусе, приобретенном игуменьей Дев-ворою, колокольня устроена вблизи церкви, но отдельно от нее [Кытманов, 2016, с. 477].

Новый храм был выполнен в стиле эклектики. Над трапециевидным корпусом воздвигнут деревянный восьмерик с круглыми проемами, завершен-

ный шатром с главкой. Второй шатровый восьмерик меньшего размера возвышался над алтарной частью. Примыкающая с запада башенка монастырской ограды была переделана в звонницу, завершенную шатром с высоким шпилем. В 1872 г. храм был освящен и обитель восстановила свою деятельность [АГЕ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 31]. Игуменья Афанасия позаботилась и об украшении храма дорогими иконами в сре-бропозолоченных ризах, ценной утварью и богатой ризницей [Евтихиев, 1890, с. 371—380].

По мнению А.В. Высоцкого, первоначальный облик Иверской церкви, созданный, предположительно, архитектором Г.Я. Судовским, нес черты, близкие к чертежам К.А. Тона в изданиях 1850-х гг. К числу заимствований следует отнести восьмигранную форму барабанов глав, форму оконных проемов, трехгранную форму оконных перемычек, рисунок оконных обрамлений, форму крыльца на южном фасаде здания. Характерной чертой интерьера Иверской церкви, сближающей ее с «тоновскими образцами», в частности с собором Рождества Богородицы в Красноярске, служил редкий прием, усиливавший эффект вертикального развития подкупольного пространства: нижняя часть стен барабана храмовой главы расширялась внутрь здания [Высоцкий, 2015, с. 252—253].

Храмовая икона, размером 1 аршин на 15 вершков, была написана в Москве по заказу епископа Никодима, освящена им же. Икона располагалась в иконостасе слева от Царских врат. Купец Иван Герасимович Гадалов в 1880 г. пожертвовал для нее драгоценные венцы и оклад [Исаева, 2008, с. 108].

Спасский монастырь также пострадал. Из записки Преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского, мы узнаем, что церковь над бывшими некогда святыми вратами (Захарьевская) сгорела совершенно. Колокольня соборной монастырской церкви тоже сгорела; большой колокол наполовину растопился и лежит на земле. Южная сторона собора Спаса Нерукотворенного опалена, полкрыши сорвано, верхний купол с крестом снесен; но внутрь церкви огонь не проник, несмотря на то, что она стояла среди трех огней: с востока пылала Захарьевская церковь, с запада — колокольня, слитая с церковью, с юга — весь огненный вал пылающего города. Монастырем кончалась черта разрушения пожаром города. Сами монахи размещались в небольшом деревянном домике, построенном для монастырской прислуги: в нем скопилась вся братия. Было спасено и все церковное имущество, хоть и не без повреждений [Записка..., 1889, с. 294]. А.И. Кыт-манов в своей летописи указывал, что после пожара в уцелевшем каменном корпусе монастыря некоторое время помещались присутственные места [Кыт-манов, 2016, с. 454].

Из отчета епископа Павла за 1870 г. мы узнаем, что уже в этом году поврежденная пожаром главная монастырская Спасская церковь начала исправляться на собственные монастырские средства, а также на плату за сдачу монастырского корпуса под присутственные места. На церкви были залиты все своды и купола известью с алебастром, выстланы новым кирпичом все стены и сделана новая железная крыша [РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 367. Л. 3—4].

Однако пожар подорвал все монастырское хо-

зяйство, и без того достаточно слабое, и для восстановления Спасского монастыря настоятелем был назначен эконом Енисейского Архиерейского дома игумен Савва, сумевший подправить материальное благополучие обители, за что он был награжден наперсным крестом от Святейшего синода [Федоров, 2017, с. 46—47].

В 1875 г. после пожара была восстановлена над-вратная Захарьевская церковь, капитально перестроен верхний этаж корпуса и разобрано деревянное крыльцо с «балконом» у южного фасада. Лестница размещена в деревянной пристройке у западного фасада [Храмы г. Енисейска.].

Автор приходит к следующим выводам на примере локального социума Енисейска. Поступки человека, попавшего в огненную стихию, определялись не только естественным инстинктом самосохранения, но и осознанием ответственности за жизнь окружавших его людей и сохранность коллективного материального и духовного благосостояния. Верующие и служители церкви пытались спасти енисейские церкви, выстроенные на их пожертвования и благолепно украшенные. Многие жители города и представители духовенства оказались на высоте своего призвания. В случае действенной материальной помощи и реальной социальной поддержки тяжесть утрат значительно снижалась, а восстановление проходило значительно быстрее. Верующие и духовенство стремились восстановить церкви и монастырские комплексы в том виде, в котором они прибывали до пожара.

Список литературы

1. Аксенова А.В., Гонина Н.В. Енисейск в последней трети XIX — начале ХХ века. Очерки социокультурного развития провинциального города. — Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2017. — 279 с.

2. Буланков В.В., Шумов К.Ю. Енисейск. Очерки по истории развития и застройки города. —Красноярск, 1999. — 216 с.

3. Высоцкий А.В. История строительства объекта культурного наследия «Церковь Иверской Богоматери. 1871—1872 гг.» расположенного по адресу: ул. Ленина, 100. г. Енисейск, и актуальность реставрации и приспособления для современного использования // Архитектурное наследие Сибири: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., посвящ. Междунар. дню памятников и исторических мест. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. — С. 251—254.

4. Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX — первой трети XX века: Управление, экономика, население. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 284 с.

5. Евтихиев Д. Игумения Енисейского Иверского монастыря Афанасия // Енисейские епархиальные ведомости. — 1890. — № 22. — С. 371—380.

6. Записка Преосвященного Никодима о посещении им «разоренного от пожаров» города Енисейска // Енисейские Епархиальные Ведомости. — 1889. — № 17. — С. 291—305.

7. Исаева Н.Н. Привозные иконы и приезжие мастера в Приенисейском крае (XVII—XIX вв.) // IX Рождественские образовательные чтения в Красноярске:

Русская православная церковь и будущее России. — Красноярск: Ситалл, 2008. — С. 105—115.

8. Краткое описание приходов Енисейской епархии. — Красноярск: Эл.-тип. Епархиального братства, 1916. —243 с.

9. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 1594— 1893 год. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. — 850 с.

10. Очерки истории г. Енисейска и Енисейского уезда (XVII—XIX вв.). — Енисейск: Енисейская типография, 2009. — 260 с.

11. Федоров И.Г. Очерки по истории монастырей Приенисейской Сибири в досоветский период. — Красноярск: Поликом, 2017. — 157 с.

12. Храмы г. Енисейска [Электронный ресурс]. — URL: http://biblen.ru/index.php/kraevedenie/hrami. html (дата обращения: 14.11.2017).

Список источников

1. АГЕ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 88.

2. ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 23.

3. ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 29.

4. ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 18. Енисейск. Рукопись архиепископа Никодима. 1869 г.

5. РГИА. Ф. 565. Оп. 3. Д. 9691.

6. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.