Научная статья на тему 'Деятельность Попечительного общества о тюрьмах в Енисейской губернии (XIX - начало XX В. )'

Деятельность Попечительного общества о тюрьмах в Енисейской губернии (XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
355
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО О ТЮРЬМАХ / ПРАВОСЛАВИЕ / СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ЦЕРКОВЬ / ТЮРЬМА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЕНИСЕЙСКАЯ И КРАСНОЯРСКАЯ ЕПАРХИЯ / КРАСНОЯРСК / АЧИНСК / ЕНИСЕЙСК / КАНСК / THE COMMUNITY OF TRUSTEES ON PRISONS / ORTHODOXY / PENAL SYSTEM / CHURCH / PRISON / COLLABORATION / STATE / YENISEI AND KRASNOYARSK DIOCESE / KRASNOYARSK / ACHINSK / KANSK / YENISEISK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хромых Александр Станиславович, Дитковская Ксения Дмитриевна

В статье рассматривается деятельность Попечительного Общества о тюрьмах в Енисейской губернии. Представлена история возникновения и функционирования церквей при тюрьмах в Красноярске, Ачинске, Енисейске, Канске, Минусинске в XIX - начале XX вв. Осмысливается сотрудничество Великобританского библейского общества с храмами при тюрьмах Енисейской губернии. Впервые дается аргументация тезиса об исторически сложившихся в Енисейской губернии традициях взаимодействия государства, общественных организаций и Русской православной церкви. Доказательство данного тезиса подкрепляется информацией из ранее не использованных архивных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE COMMUNITY OF TRUSTEES ON PRISONS IN THE YENISEI PROVINCE (XIX - BEEGINNING OF XX CENTURY)

The paper deals with the activity of the community of trustees on prisons in the Yenisei province. The history of the origin and functioning of churches at prisons in Krasnoyarsk, Achinsk, Yeniseisk, Kansk and Minusinsk in XIX early XX century is presented. The paper also considers the cooperation of the British Bible Society with the temples at prisons in the Yenisei province. This article is the first to give reasons for the thesis about the traditions of the interaction between the state, public organizations and the Russian Orthodox Church which were historically formed in the Yenisei province. The proof of this thesis is supported by the information from previously unused archival documents.

Текст научной работы на тему «Деятельность Попечительного общества о тюрьмах в Енисейской губернии (XIX - начало XX В. )»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА О ТЮРЬМАХ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (XIX - НАЧАЛО XX в.)

ACTIVITY OF THE COMMUNITY OF TRUSTEES ON PRISONS IN THE YENISEI PROVINCE (XIX - BEEGINNING OF XX CENTURY)

A.C. Хромых, К.Д. Дитковская A.S. Khromykh, K.D. Ditkovskaya

Попечительное Общество о тюрьмах, православие, система исполнения наказаний, церковь, тюрьма, сотрудничество, государство, Енисейская и Красноярская епархия, Красноярск, Ачинск, Енисейск, Канск. В статье рассматривается деятельность Попечительного Общества о тюрьмах в Енисейской губернии. Представлена история возникновения и функционирования церквей при тюрьмах в Красноярске, Ачинске, Енисейске, Канске, Минусинске в XIX - начале XX вв. Осмысливается сотрудничество Великобританского библейского общества с храмами при тюрьмах Енисейской губернии.

Впервые дается аргументация тезиса об исторически сложившихся в Енисейской губернии традициях взаимодействия государства, общественных организаций и Русской православной церкви. Доказательство данного тезиса подкрепляется информацией из ранее не использованных архивных документов.

The community of trustees on prisons, Orthodoxy, the penal system, church, prison, collaboration, state, Yenisei and Krasnoyarsk diocese, Krasnoyarsk, Achinsk, Yeniseisk, Kansk.

The paper deals with the activity of the community of trustees on prisons in the Yenisei province. The history of the origin and functioning of churches at prisons in Krasnoyarsk, Achinsk, Yeniseisk, Kansk and Minusinsk in XIX - early XX century is presented. The paper also considers the cooperation of the British Bible Society with the temples at prisons in the Yenisei province. This article is the first to give reasons for the thesis about the traditions of the interaction between the state, public organizations and the Russian Orthodox Church which were historically formed in the Yenisei province. The proof of this thesis is supported by the information from previously unused archival documents.

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ Россия является светской страной, в которой религиозные объединения должны быть отделены от государства. В настоящее время учреждения системы исполнения наказаний активно взаимодействуют с православными религиозными организациями. Это взаимодействие обусловлено историческими традициями России. Цель данной работы - рассмотреть механизмы взаимодействия государства и Русской православной церкви в Енисейской губернии в XIX - начале XX вв. в контексте деятельности Попечительного Общества о тюрьмах. Выбор хронологических рамок определен тем, что сама возможность церкви удовлетворять духовные потребности заключенных получила законодательное оформление в 1819 г. с выходом «Пра-

вил для Попечительного Общества о тюрьмах». Точку во взаимодействии церкви и пенитенциарных учреждений поставил вышедший в 1918 г. «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Неопубликованные источники, составляющие фактологическую основу работы, представлены клировыми ведомостями тюремных церквей, перепиской Губернского тюремного комитета со священниками вышеобозначенных храмов, материалами Строительного отделения, протоколами комиссий по изъятию церковных ценностей. Церковные документы периода 1811-1924 гг. содержатся в фонде № 674 Государственного архива Красноярского края. Фонд посвящен учреждениям и учебным заведениям религиозного культа. Материалы о строитель-

стве церквей можно найти в фонде Енисейского губернского управления в описях № 59, 60 строительного отделения. В них собраны документы, относящиеся к 1869-1919 гг. О судьбе тюремных церквей после революции 1917 г. информацию можно почерпнуть из фонда № Р-1134 Енисейского губернского финансового отдела, в частности из документации комиссии по изучению церковных ценностей.

К опубликованным источникам, используемым в работе, относятся нормативные акты («Правила для Попечительного Общества о тюрьмах», «Устав о содержащихся под стражей издания 1890 г.») и периодические печатные издания («Енисейские губернские ведомости» и «Енисейские епархиальные ведомости»).

Вопросу о взаимодействии религиозных организаций с учреждениями системы исполнения наказаний в отечественной историографии не уделено должного внимания. Основные работы относятся к досоветскому периоду. Среди них следует выделить труды В.Н. Никитина [Никитин, 1880, с. 480-670] и Е.Ф. Фридмана [Фридман, 1894, с. 68-115]. Такая ситуация сложилась потому, что правовое регулирование подобного сотрудничества началось лишь в 1990-е гг., когда в России активизировалась религиозная жизнь и церковь стала играть значительную роль в общественно-политической жизни страны [Шибанова, 2013, с. 156]. Работы, вышедшие после 1991 г., в основном посвящены философским и морально-нравственным аспектам воздействия христианства на заключенных. Ярким примером является книга Г.А. Каледы [Каледа, 2009, с. 3-142]. В его работе делается акцент не на истории сотрудничества системы исполнения наказаний и церкви, а на проблеме нравственного воспитания заключенных. В настоящее время история взаимодействия церкви с пенитенциарными учреждениями Енисейской губернии фактически не освещена.

Устройство церквей при тюрьмах получило распространение после утверждения императором Александром I в 1819 г. «Правил для Попечительного Общества о тюрьмах». Согласно этому документу учреждалось Общество попе-

чительное о тюрьмах, одной из главных целей которого являлось наставление заключенных в правилах христианского благочестия и доброй нравственности. Отдельный пункт этого документа посвящен церкви (стилистика и орфография сохранены): «Снабжение книгами Священного Писания и другими духовного содержания книгами предоставляется попечению Комитета. Священников, когда и где возможно таково иметь, весьма нужны и содействуют благотворной цели попечения о тюрьмах. Если найдется средство, при которой тюрьме устроить и церковь, то сие есть превосходным учреждением для душевной пользы содержащихся» [Полное собрание законов Российской империи, 1830, с. 306-314]. Устав о содержащихся под стражей 1890 г. уже более детально регламентирует деятельность попечительного общества. Эта общественная организация состояла при Министерстве внутренних дел и под покровительством императора. Целью общества было улучшение нравственного и физического состояния арестантов. Одним из способов такого улучшения было «исправление их нравственности» путем сооружения в тюрьмах церквей и их обслуживание. Общество состояло из президента, членов, обязывавшихся по подписке на ежегодные приношения для подкрепления действий общества и благотворителей, делавших единовременные пожертвования. Общество обладало собственной финансовой базой, которая состояла из денег, выдаваемых государственным казначейством, пожертвований благотворителей, подаяний, принимавшихся в церквях, на базарах, рынках и так далее, денег, получаемых по духовным завещаниям. Комитеты и отделения Попечительного Общества о тюрьмах должны были собираться не менее двух раз в месяц. Принимаемые решения вносились в специальный журнал. В каждом отделении и комитете составлялся годовой отчет о деятельности общества и использовании им денег. Затем составлялся единый общий отчет, который направлялся императору и потом рассылался в комитеты и отделения [Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части, 1903, с. 50-69].

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

С утверждением «Правил» устройство церквей при тюрьмах Санкт-Петербурга было настолько успешным, что до 1826 г. вход в такие церкви был открыт для всех людей [Протоиерей Олег Скоморох, Пономарева, 2009, с. 221]. Расширялась и география строительства тюремных храмов. В 1824 г. была обустроена домовая каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в тюремном замке г. Вологды [Православные...]. Тобольская тюремная церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского была освящена 25 ноября 1855 г., во время открытия тюремного замка и освящения камер [Тобольский...].

Идея о нравственном исправлении посредством церкви являлась совершенно новой для того времени, поэтому практическое выражение в Енисейской губернии она нашла только в середине XIX в. Так, в 1865 г. в составе губернского Комитета Попечительного Общества о тюрьмах функционировали отделения в Красноярске, Канске, Енисейске, Ачинске, Минусинске.

Строительство церквей при тюрьмах в Енисейской губернии началось с 1863 г. Первой построили Петро-Павловскую церковь при Красноярском тюремном замке в 1863 г. [Казанцева, 2009, с. 38]. Церковь была возведена на средства казны и значительные пожертвования известного купца-благотворителя И.Г. Щеголева [Быко-ня, Комлева, Погребняк, 2012, с. 287]. Она значилась как домовая [Церковные приходы, 1909, с. 67]. Церковь удовлетворяла духовные потребности не только заключенных, но и тюремщиков: священник мог, например, рассматривать дело о разводе надзирателя тюрьмы. В вопросе обучения арестантов священник являлся своеобразным посредником между заключенными, изъявившими желание учиться, и представителями власти - начальником тюрьмы и прокурором (ГАКК. Ф. 740. Оп. 1. Д. 12. Л. 15). Можно только предполагать, влияли ли проповеди священника на нравственное состояние арестантов, но когда 20 марта 1900 г. в тюрьме случился пожар, 38 заключенных активно участвовали в его тушении к удивлению пожарных. За такую гражданскую активность они получили по 50 копеек.

(ГАКК. Ф. 32. Оп. 1. Д. 351. Л. 6). Скорее всего, после пожара началось строительство нового храма. В 1902 г. на заседании губернского комитета Попечительного Общества о тюрьмах 21 июня 1902 г. говорилось, что на тот момент удалось собрать средства в размере 6 452 руб. 52 коп. (ГАКК. Ф. 32. Оп. 1. Д. 367. Л. 6). В марте 1906 г. храм отремонтировали и расширили, затем его освятил епископ Енисейский и Красноярский Ев-фимий (ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 3775. Л. 3).

Красноярский тюремный замок входил в зону действия Губернского комитета Попечительного Общества о тюрьмах, где вице-президентом был епископ Енисейский и Красноярский Никодим, а одним из директоров -И.Г. Щеголев. С 1891 г. при храме существовала школа для детей, а в 1912 г. открылась тюремная школа для взрослых [Енисейские губернские ведомости, 1891]. Последнее упоминание о Петро-Павловской церкви относится к 1916 г. О ее дальнейшей истории можно судить по документам Комиссии по ликвидации домовых церквей за 1922 г. Принимая во внимание просьбы самих заключенных и постановление Нарко-мюста о возможности существования при домах заключения так называемых походных церквей, комиссия предложила администрации дома заключения отдать из бывшей тюремной церкви предметы, необходимые для походной церкви (ГАКК. Ф. 876. Оп. 1. Д. 14. Л. 7-9).

При Ачинском тюремном замке также действовала церковь. 20 июня 1863 г. ачинский протоиерей обратился с просьбой к Никодиму об освящении места, предназначенного под престол храма. 26 мая 1865 г., спустя два года, эту просьбу удовлетворили. По инициативе губернатора церковь была заложена во имя Пресвятой Богородицы всех скорбящих радостей. Однако против этого названия выступил Никодим, который настоял на присвоении церкви имени св. Архангела Михаила. 26 ноября 1866 г. церковь освятил ачинский протоиерей Александр Сретенский (ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 4004. Л. 1-22). Храм построили за счет казны. Из описания церкви известно, что она была «зданием деревянная, крепкая, без колокольни» (ГАКК.

Ф. 674. Оп. 1. Д. 805. Л. 2). Последнее упоминание о церкви относится к 1894 г. По рапорту смотрителя Ачинского тюремного замка, в течение февраля 1894 г. священник «аккуратно исполняет свои обязанности» (ГАКК. Ф. 32. Оп. 1. Д. 259. Л. 7). Больше сведений об Ачинской тюремной церкви нигде не встречается.

В 1864 г. Никодим освятил каменную Енисейскую Преображенскую церковь. Она находилась на территории Енисейского тюремного замка в юго-восточной стороне (ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 2850. Л. 80). После Енисейского пожара 1869 г. в храме прекратились службы вплоть до 1872 г. [Протоиерей Геннадий Фаст, 1994, с. 53-54]. Своего причта храм не имел, обслуживался городским духовенством, внешне никак не выделялся, был ликвидирован вскоре после революции [Бокарев]. В протоколе заседания Енисейской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей по Енисейскому уезду за 1922 г. указывается, что из бывшей тюремной церкви изъяли малоценные предметы (ГАКК. Ф. Р-1134. Оп. 1. Д. 130. Л. 40, 64).

В Канске первую тюремную церковь построили 25 ноября 1864 г. 14 декабря ее освятил один из священников Канского собора (ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 1. Л. 5). Собой она представляла деревянное здание, расположенное внутри больничного корпуса. Тюремную церковь построили за казенный счет. В ней не было ни метрических книг, ни других церковных документов (ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 1049. Л. 10). 12 мая 1898 г. из-за пожара в тюремном замке храм сгорел. Построили новую церковь, финансовым содержанием которой занималось Попечительное Общество. В донесении к «Енисейскому Губернскому Тюремному» инспектору есть описание этой церкви: «...церковь эта, в виду скорой постройки новой тюрьмы, временная, и поэтому здание ее построено без особых внешних отличий, исключая поставленного на верху крыши креста, - с той целью, что если в церкви этой минует надобность, то здание ее легко может быть приспособлено для тюремной школы и библиотеки» (ГАКК. Ф. 32. Оп. 1. Д. 336. Л. 14). В 1920 г. ликвидационное отделение Кан-ской уездной комиссии по отделению церкви

от государства из-за отсутствия общины передало здание церкви отделу Народного образования для культурно-просветительской деятельности заключенных (ГАКК. Ф. 53. On. 1. Д. 151. Л. 2).

В 1912 г. была отремонтирована и расширена минусинская тюрьма. В 1915 г. губернатор Енисейской губернии по просьбе Губернской тюремной инспекции обратился в строительное отделение Енисейского губернского управления с предложением построить при тюрьме церковь. Была составлена смета, по которой на строительство требовалось более 7 600 руб. Работу предлагалось начать в этом же году. К марту 1917 г. основные работы были завершены (ГААК. Ф. 595. Оп. 59. Д. 903 Л. 12). После проверки свод арки предполагалось разобрать и заново собрать в соответствии с проектом и указаниями технического надзора. 13 мая 1917 г. составили новую смету, учитывая предстоящие исправления (ГАКК. Ф. 595. Оп. 59. Д. 910. Л. 3). Но в 1918 г. вышел «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», началось искоренение всех проявлений религиозного культа. Скорее всего, храм так и не открылся или же функционировал совсем недолго, до 1920 г.

Судя по источникам, тюремные церкви более были подотчетны не Енисейской и Красноярской епархии, а Губернской тюремной инспекции и Попечительному Обществу о тюрьмах. Их деятельность велась также бок о бок с Министерством юстиции, с губернатором, прокурором. Интересно, что Губернский комитет Попечительного Общества о тюрьмах сотрудничал с Великобританским библейским обществом. Последнее снабжало тюрьмы Енисейской губернии в 1881 и в 1887 гг. книгами священного писания (на русском языке), которые распределялись как в церкви, так и в больницы при тюрьмах. Так, в 1887 г. в красноярскую тюрьму было направлено 50 книг, в ачинскую - 30, в енисейскую - 25, в Минусинскую - 3 (ГАКК. Ф. 32. On. 1. Д. 149. Л. 9). По условиям Великобританского библейского общества книги вносились в инвентарные списки и помещались на видном месте в каждой камере. В сфере попечения мест содержания заключенных Великобритания занимала передо-

Î

ч tí m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч < ^

о ^ о о ^ h о я

EÍ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

«

S X

H

и

W

м

вые позиции в мире. Не случайно в основу российских «Правил для Попечительного Общества о тюрьмах» легла «Записка о лучшем содержании тюрем» Вальтера Венинга - одного из членов Английского тюремного общества, совершившего путешествие по России в 1817 г.

Таким образом, взаимодействие религиозных организаций и учреждений системы исполнения наказаний с общественными организациями в роли посредников исторически сформировалось по примеру зарубежных стран. В Енисейской губернии оно нашло воплощение в сооружении церквей при тюрьмах в значимых городах. Связь православных учреждений с тюрьмами санкционировалось государственной властью. При организации храмов в тюрьмах складывалась особая система сотрудничества: государство - благотворительные общества - церковь. В этой системе государство и церковь были заинтересованы в расширении своего влияния на заключенных, а благотворительные общества - в утверждении своей значимости. Появление Попечительного Общества о тюрьмах, являлась шагом к гуманизации пенитенциарной системы царской России. Однако, обращая внимания на духовную составляющую жизни заключенных, забывали о более насущных проблемах, которые так и не были решены: переполненность тюрем, их плохое санитарное состояние, отсутствие регламентации труда заключенных.

Список сокращений

1. ГАКК - Государственный архив Красноярского края в г. Красноярске.

Список источников

1. Енисейские губернские ведомости. 1891. № 1.

2. Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. Собр. 1, т. 36.

3. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Пермь, 1903.

Библиографический список

1. Бокарев А. Церковь тюремная в Енисейске. URL: http://temples.ru/card.php?ID=8977

2. Быконя Г.Ф., Комлева Е.В., Погребняк А.И. Енисейское купечество в лицах (XVIII - начало XX в.). Новосибирск.: СО РАН, 2012. 305 с.

3. Казанцева Л.И. Красноярск православный и больничная церковь святителя Николая: исторические очерки событий в России, в г. Красноярске в конце XIX и в начале XX века. Красноярск: Красноярский писатель, 2009. 476 с.

4. Каледа Г.А. Остановитесь на путях ваших... М.: Зачатьевский монастырь, 2009. 144 с.

5. Королева Л.А., Королев A.A., Мельниченко О.В. Взаимоотношения власти и Русской православной церкви накануне празднования 1000-летия крещения Руси // Вестник КГПУ. 2011. № 3. С. 137-141.

6. Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка: 1560-1880 г. Спб.: Тип. Г. Шпарварт, 1880. 674 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Православные приходы и монастыри Севера. URL: http://parishes.mrezha.ru/parish_ history.php?id=435

8. Протоиерей Геннадий Фаст. Енисейск православный. Красноярск, 1994. 240 с.

9. Протоиерей Олег Скоморох, Пономарева Н.В. Тюремное служение Русской православной церкви. М., 2009. 584 с.

10. Тобольский Александро-Невский храм при тюремном замке. URL: http://drevo-info.ru/ articles/21636.html

11. Фридман Е.Ф. Материалы к изучению тюремного вопроса. Спб., 1894. 124 с.

12. Церковные приходы // Памятная книжка Енисейской губернии. Красноярск: Енисейская губернская типография, 1909. С. 67-68.

13. Шибанова H.A. Социально-философский анализ современной православной семьи: проблема объективности критериев // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. № 1. С. 156-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.