Научная статья на тему 'Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания'

Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания»

T.N. VOLKOVA

RESTORATION OF SOCIAL JUSTICE AS THE GOAL OF PENAL PUNISHMENT

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК ЦЕЛЬ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

«Восстановление социальной справедливости» на первый взгляд представляется оценочным понятием, а данная цель - носящей скорее нравственноэтический характер, чем правовой. Действительно, слово «справедливость» с точки зрения его филологического толкования означает деятельность, осуществляемую на законных и честных основаниях, беспристрастно, правильно, в соответствии с истиной.

Философское толкование категории справедливости основано на оценке его как отношения индивидов, группы, государства или общества в целом к тем или иным социальным явлениям или поступкам людей. Таким образом, можно судить о размытости, условности оценки справедливости как нравственно-этической категории.

История подтверждает, что в различные эпохи представления людей о справедливом и несправедливом существенно отличались между собой. Если в соответствии с требованиями времени вполне созвучными политическойситу-ации казались суждения В.И. Ленина о том, что изнурительный труд и каторга необходимы для наказания вора, а взяточников и жуликов следует ловить и расстреливать1, то в настоящее время нам иногда представляется вполне приемлемым применение условного осуждения даже к лицам, совершившим тяжкие преступления (ст. 73 УК РФ).

Реализация цели восстановления социальной справедливости основана на назначении и исполнении справедливого наказания. Например, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам совершения и личности виновного, и когда наказание не назначается дважды за одно и то

же преступление (ст. 50 Конституции РФ, ст. 6 УК РФ).

На связь закрепленных в уголовном законе целей наказания с принципом справедливости указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания». В частности, судьям рекомендовано «обратить внимание ... на необходимостьисполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовногокодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 УК РФ назначенное подсудимомунаказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного»2.

Однако содержание принципа справедливости, отраженного в ст. 6 УК РФ, и объем понятия социальной справедливости неодинаковы. Последнее значительно шире и глубже, поскольку требует учета в своем понимании не только юридических требований закона, но и справедливости общечеловеческой то есть расценивается уже как моральная, этическая категория. В.В. Похмелкин считает, что исправление осужденного является проявлением социально-восстановительной функции уголовной ответственности, в результате чего обществу предстает субъект с иными нравственно-психологическими качествами3.

Требование восстановления социальной справедливости обращено к нескольким адресатам, в частности к государству. Именно государственные органы обеспечивают правопорядок и защиту прав и свобод граждан, а поэтому посягательство на них влечет за со-

Т.Н. ВОЛКОВА,

доктор юридических наук (Академия ФСИН России)

бой обязанность государства восстановить наказанием нарушенную социальную справедливость. Очевидная несправедливость наказания, приводящая к явному недостижению цели уголовного наказания (например, слишком мягкое наказание в отношении опасного преступника), влечет за собой не только отрицательную оценку деятельности суда со стороны общества, но и негативное отношение к государству, его органам и структурам в целом. Таким образом, восстановление социальной справедливости - дело государственной важности.

Поскольку только суд вправе назначить уголовное наказание лицу, совершившему преступление, требование восстановления социальной справедливости (как цели наказания) относится к нему как органу, олицетворяющему волю и правомочие государства. Для того чтобы приговор суда удовлетворял такой цели наказания, как восстановление социальной справедливости, он должен соответствовать наряду с правовыми принципами и требованиям нравственности. В то же время речь идет не об абстрактной идее справедливости, существующей вне времени и пространства, а о конкретной ситуации, конкретном лице, совершившем преступление, о потерпевшем и определенном ущербе, причиненном данным деянием.

Морально оправданным, а значит, справедливым будет такое наказание, которое отвечает требованиям рациональности, целесообразности с точки зрения его соответствия всем установленным законодателем целям. В этом плане важен учет судом всех обстоятельств рассматриваемого уголовного дела и личности преступника. Эти требования подчеркнуты законодателем в ч. 3 ст. 60 УК РФ, посвященной общим началам назначения наказания. Не будет способствовать цели восстановления социальной справедливости применение равного наказания к различным по правовым и криминологическим характеристикам преступникам. Традиционно справедливым считается суровое наказание в отношении рецидивистов, лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления из низменных побуждений, и т. д.

Вместе с тем и необоснованное увеличение сроков лишения свободы, применение чрез-

мерно строгих наказаний, исключение из судебного рассмотрения смягчающих наказание обстоятельств и иные искажения в осуществлении законного, объективного и полноценного рассмотрения уголовного дела при производстве правосудия не принесут восстановительного эффекта с точки зрения применения такого несправедливого наказания к осуждаемому лицу.

Наряду с необходимостью достижения морально-этического эффекта при реализации цели восстановления социальной справедливости следует видеть и ее компенсационную (в экономическомотношении) функцию. Восстановить социальную справедливость в ряде случаев означает и возместить причиненный преступником материальный и моральный ущерб. Наибольший ущерб преступлениями обычно причиняется личной собственности граждан в результате хищений имущества (46 % - от всех хищений, 19 % - от иных преступ-лений)4.

Между тем из перечня ст. 44 УК РФ можно выделить очень ограниченный круг наказаний, которые имеют компенсационный (либо частично компенсационный) характер и направлены (хотя бы отчасти) на восполнение того вреда, который причинен государству и обществу, а также отдельным его гражданам конкретным преступлением.

Если проанализировать экономический характер уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, то можно увидеть, что только одно наказание - штраф (ст. 46 УК РФ) - представляет собой исключительно финансовое возмещение причиненного преступлением вреда. При этом объем причиненного ущерба также не связан с размером назначаемого судом штрафа. Позволим себе не согласиться с мнением Д. Липинского, который подчеркивает, что «компенсационный характер штрафа имеет место в тех преступлениях, когда государству причиняется ущерб»5. На наш взгляд, нет и не может быть прямой корреляции между ущербом, причиненным совершенным преступлением, и размером назначенного штрафа. Соответствие в данном случае весьма условно, хотя, разумеется, государство при применении штрафов имеет целью в первую очередь возместить те убыт-

ки, которые причинили ему совершенные преступления.

Законодатель устанавливает сущность штрафа как денежного взыскания и его размеры [от 2500 до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (ч. 2 ст. 46 УК РФ)]. При этом объем экономической репрессии может быть выше (от 500 тыс. до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода на период свыше трех лет) только в том случае, если совершенное преступление является тяжким или особо тяжким.

Следует отметить, что, несмотря на рост преступлений в сфере экономики, практика применения судами материальных санкций в виде штрафов в данный период снижается. Так, по данным судебной статистики, количество примененных штрафов районными судами за 2005 г. сократилось с 52 тыс. до 48,6 тыс. (на 6,7 %), что составило 6,9 % от общего числа осужденных (в 2004 г. этот показатель составил 7,7 %)6.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» была исключена конфискация имущества как наказание только экономической направленности, но, как показала практика, данный шаг оказался преждевременным и не обусловленным реальной криминальной ситуацией в России. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “ О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма” и Федерального закона “ О противодействии терроризму”» конфискация вновь включена в УК РФ, хотя и в иной редакции. В условиях роста преступлений в сфере экономики вряд ли достижима цель восстановления социальной справедливости, если похищенное или полученное криминальным путем имущество не может быть конфисковано в доход государства. В данном случае исполнением наказания достигается такая цель, как восстановление социальной справедливости в форме публичного изъятия преступно нажитого имущества, что имеет существенное морально-этическое значение для общества, а также компенсационная цель, реализуемая путем обращения дан-

ных материальных ценностей в фонд государственного капитала.

Вторая группа наказаний носит лишь отчасти возместительно-экономический характер: исправительные работы и ограничение по военной службе. В частности, в ст. 50 УК РФ, регламентирующей общий порядок назначения и исполнения исправительных работ, установлено, что из заработка осужденного к данному виду наказания производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %. Данное производство удержаний является обязательным, поэтому компенсационная направленность исправительных работ, наряду с их воспитательным воздействием, не вызывает сомнений.

Между тем с учетом изменений, внесенных в уголовное законодательство Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, исключающим применение данного вида наказания по месту работы, его назначение судами в настоящее время весьма ограничено. Так, к исправительным работам по итогам 2005 г. осуждено 14,7 тыс. чел., что на 7,2 % меньше, чем в предыдущем году, и составило лишь 2,1 % от общего числа осужденных.

Определенную компенсационную направленность имеет такой вид наказания, как ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), поскольку из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не более 20 %. Кроме того, во время отбывания данного наказания осужденный не может быть повышен в долж-ности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания, что, в свою очередь, также влечет за собой денежные потери для осужденного и некоторую экономическую выгоду для государства, хотя, разумеется, очень незначительную.

Растет количество лиц, осуждаемых к обязательным работам, в содержание которых также входит определенный компенсационный элемент: если в 2004 г. к данному виду наказания были осуждены всего 746 чел., то в 2005 г. - 8,5 тыс.7 Этот интенсивный рост свидетельствует, во-первых, о положительной тенденции расширения поля применения наказаний, не связан-

ных с лишением свободы; во-вторых, о позитивной динамике усиления компенсационной функции уголовных наказаний в целом, что идет на пользу государственнойэкономике, обремененной в последние годы проблемами содержания огромной армии осужденных к лишению свободы.

Что касается оставшихся видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, в содержание которых законодатель не включил экономические санкции, следует отметить, что их частично компенсационная ориентированность вытекает из положений уголовно-исполнительного законодательства. Однако отметим, что такая опосредованная регламентация не ориентирована на возмещение причиненного преступлением ущерба, а предполагает лишь возмещение затрат государства на содержание осужденных. Так, в ч. 4 ст. 99 УИК РФ определено, что осужденные к лишению свободы, получающие заработную плату и пенсию, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, а с осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

Таким образом, принудительные вычеты на содержание осужденного из его заработка и иных доходов фактически представляют собой также восстановительную (в плане социальной справедливости), экономическую санкцию, которая является нравственно и экономически оправданной со стороны государства и общества, пострадавших от деяний преступника и вынужденных его содержать. К труду привлекаются осужденные всех видов исправительных учреждений (тюрьмы, исправительные колонии, воспитательные колонии, колонии-поселения).

К сожалению, в настоящее время только около 60 % осужденных, лишенных свободы, обеспечены работой. Таким образом, названные меры не способны возместить расходы на содержание осужденных и иные нужды, связанные с функционированием исправительных учреждений, хотя отметим, что занятость трудом данных лиц - не только экономическая необходимость, но и требование социальной справедливости.

Третьим лицом, заинтересованным в цели восстановления социальной справедливости и

правомочным требовать ее реализации, является потерпевший. Потерпевший как лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, существует не во всех преступлениях, но в тех случаях, когда посягательство совершено в отношении конкретного лица, он вправе требовать не только законного, но и справедливого наказания преступнику. Характерно, что представления о справедливости у различных сторон уголовного процесса могут не совпадать. Например, потерпевшему наказание представляется слишком мягким, а осужденный удовлетворен справедливым, по его мнению, приговором, либо потерпевший удовлетворен решением суда и считает цель восстановления социальной справедливости достигнутой в назначенном преступнику наказании, в то время как общественное мнение, нередко солидарное в этом с осужденным, крайне отрицательно оценивает приговор, признавая его чрезмерно суровым (вспомним, например, общественный резонанс в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении водителя, автомобиль которого столкнулся с автомобилем губернатора Алтайского края М.Е. Евдокимова).

В каждом случае применяется индивидуальный подход суда к назначению уголовного наказания, но, на наш взгляд, в идеале он, скорее, должен приближаться к нейтрально-общественному представлению о восстановлении справедливости, чем к индивидуальному восприятию данной категории потерпевшим (хотя могут быть и исключения)8.

К сожалению, в российском праве еще не сложились принципы экономическойответствен-ности государства за вред, причиненный гражданину преступлением. Между тем в ряде стран международного сообщества давно действует система обязательных, жестко регламентированных государственных компенсаций вреда, причиненного потерпевшему, независимо от возмещения ущерба непосредственно самим преступником (например, такая система работает в Японии).

В данном случае речь идет о восстановлении социальной справедливости по отношению к потерпевшему со стороны государства, не обеспечившего безопасность своего гражданина. Следовательно, непосредственногоотноше-ния к реализации цели наказания преступника данная восстановительная мера не имеет, так

как он не принимает прямого участия в выплате компенсации, но она направлена на восстановление социальной справедливости по отношению к потерпевшему со стороны государства и общества и отчасти обеспечивает реализацию этой цели.

Следует указать, что еще одно лицо, к которому обращена цель наказания в виде восстановления социальной справедливости, - это субъект, совершивший преступление. Во-первых, наказание как мера государственногопри-нуждения состоит в комплексе лишений и ограничений прав и свобод осужденного, которые он должен претерпеть, что дает психологическое удовлетворение потерпевшему и остальным гражданам, наблюдающим за процессом правосудия и реализацией постановленного приговора.

Во-вторых, осужденный во многих случаях изолируется от общества (лишение свободы, смертная казнь) либо существенно ограничивается в своих правах (ограничение свободы, обязательные работы и др.). Таким образом, он полностью исключается из нормальных социальных отношений, чем и обеспечивается безопасность окружающих от дальнейших посягательств данного преступника на определенное время. Прав Д. Липинский, который указывает, что «объектом воздействия восстановительной функции выступают нарушенные преступлением общественные отношения и поведение лица, совершившего преступление. Восстановление общественных отношений возможно как путем удаления субъекта из определенной сферы общественных отношений, так и посредством принуждения лица к определенному варианту поведения»9.

В-третьих, реализация цели восстановления социальной справедливости видна и в случаях возмещения морального и материального вреда непосредственно осужденным (имеется в виду в гражданско-правовом порядке, хотя материальное возмещение вреда, причиненного преступником, является условной компенсацией преступного последствия). В связи с этим интересно суждение Г.Г. Гор-шенкова, который пишет: «В юридической литературе явно недооценивается превентивная роль компенсации морального вреда. Внимание концентрируется на компенсационном

характере ответственности, которая признана максимально сгладить негативные изменения в психической сфере личности». Проведя исследования по данному вопросу, ученый пришел к выводу, что «степень результативности юридического механизма компенсации морального вреда зависит от профессионализма тех, кто этот механизм приводит в действие. А приводят его в действие не только судьи, но и сами граждане с их представи-телями»10.

В-четвертых, следствием наказания является судимость, которая постоянно «напоминает» (в течение разумного, установленного законодателем периода) лицу, освобожденному от отбывания наказания, о совершенном им антисоциальном деянии, в то же время влияя экономически, например, ограничивая выбор работы, места жительства.

Данные исследований, проведенных в местах лишения свободы, показывают, что более 50 % осужденных считают назначенное им наказание законным, но несправедливым. Установлено, что в случаях, когда осужденный считает наказание справедливым, процесс его исправления протекает успешнее11. Таким образом, искажения в «восстановительном» объеме социальной справедливости не только влияют на общественно значимые процессы и факторы, но и негативно отражаются на индивидуально-личностном процессе исправления и ресоциализации осужденного.

Итак, цель восстановления социальной справедливости при назначении уголовного наказания не случайно названа законодателем первой среди иных его целей. Она имеет конкретное и недвусмысленное содержание, являясь одновременно морально-этической категорией отражения господствующих в государстве и обществе представлений о справедливости, и в то же время имеет компенсационную (экономическую) направленность. Назначение наказания, которое отвечает требованиям не только права, но и нравственности, способствует достижению всех закрепленных в законе целей наказания, а также привитию уважения к закону у населения, росту авторитета органов государственной власти, в особенности судебной системы.

1 См.: Ленин В.И. Очередные задачи советской власти / / Полн. собр. соч. Т. 36. С. 122-123.

2 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 8. С. 2.

3 См.: Похмелкин В.В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. М., 2001. С. 90-91.

4 См.: Отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Рос. юстиция. 2004. № 4.

5 Липинский Д. Восстановительная функция уголовной ответственности // Уголовное право. 2003. № 2. С. 48.

6 См.: Российская юстиция. 2006. № 9. С. 72-75.

7 См.: Там же.

8 См.: Кауфман М. Об уголовном праве в его либертарно-юридическом понимании // Уголовное право. 2005. № 5. С. 26.

9 Липинский Д. Указ. соч. С. 47.

10 Российская юстиция. 2006. № 5. С. 19.

11 См.: Елеонский В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности. Рязань, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.