Научная статья на тему 'ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ ПОСЛЕ ДЕПОРТАЦИИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА'

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ ПОСЛЕ ДЕПОРТАЦИИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
депортация калмыцкого народа / сибирская ссылка / восстановление национальной культуры / образования. / deportation of the Kalmyk people / Siberian exile / restoration of national culture and education.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Убушиева Ольга Александровна

После возвращения калмыков из тринадцатилетней сибирской ссылки исключительно большое значение для возрождавшейся республики имело восстановление национальной культуры и образования. В статье показаны процессы, которые происходили в этих важнейших сферах в 1957-1959 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION OF EDUCATION AND CULTURE OF KALMYKIA AFTER THE KALMYK DEPORTATIONS

After the Kalmyks returned from thirteen years of Siberian exile, the restoration of education and culture was extremely important for the revived republic. The article shows the processes that took place in these important areas between 1957 and 1959.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ ПОСЛЕ ДЕПОРТАЦИИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА»

Подводя итоги результатов исследования, необходимо отметить, что для подавляющего большинства населения Калмыкии вопрос благоустройства и озеленения их населенного пункта очень значим, и жители готовы участвовать различными способами в деле улучшения внешнего вида, состояния, комфортности мест своего проживания. При этом материальное вознаграждение далеко не первый стимул для участия жителей в мероприятиях по благоустройству и озеленению. Среди причин, которые сподвигнут людей участвовать в общественно полезном деле преобладают духовные и моральные — моральная удовлетворенность, патриотизм и чувство коллективизма.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, выпуск № 20, 2018 г., ст. 2817.

2. Паспорт национального проекта Жилье и городская среда: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, (протокол от 24.12.2018 № 16) (Электронный ресурс) - Режим доступа:

3. https://www.minstroyгf.gov.rl^upload/iblock/426/Pasport-шtsionalnogo-pгoekta-_ZHile-i-gorodskaya-sreda_.pdf (дата обращения 12.12.2023 г.).

4. Сводный отчет по результатам социологического исследования «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия», БНУ РК «ИКИАТ», 2023 г.

Э01: 10.24412/2071-7830-2023-247-76-80 УБУШИЕВА О.А

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ ПОСЛЕ ДЕПОРТАЦИИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, o.ubushieva@mail.ru

Аннотация. После возвращения калмыков из тринадцатилетней сибирской ссылки исключительно большое значение для возрождавшейся республики имело восстановление национальной культуры и образования. В статье показаны процессы, которые происходили в этих важнейших сферах в 1957-1959 годах.

Ключевые слова: депортация калмыцкого народа, сибирская ссылка, восстановление национальной культуры, образования.

В исторической жизни нашего народа были яркие, порой даже судьбоносные, периоды, но не миновали историю народа и трагические страницы, в том числе годы депортации калмыцкого народа.

27 декабря 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». И лишь 9 января 1957 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», а 25 декабря 1958 года принят Закон СССР о преобразовании её в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

1957-1958 годы отличались особой сложностью проблем, стоявших перед органами образования и культуры Калмыкии. В связи с резким увеличением населения, обусловленным массовым возвращением калмыков в родные места, шло восстановление старых и создание

новых населенных пунктов. А это, в свою очередь, влекло за собой открытие новых школ и клубов - очагов культуры.

Данный период в Калмыкии был сопряжен с кадровыми проблемами, для решения которых призвали людей, имеющих педагогические знания и опыт, готовить молодежь к работе по восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры и образования калмыцкого народа.

Среди педагогов были фронтовики.

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич прошел всю войну от рядового до младшего лейтенанта. В годы депортации поступил на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института, с 1949 года работал заведующим учебной частью Нечунаевской семилетней школы Алтайского края. В 1957 году он защитил диссертацию на тему «Развитие навыков самоконтроля в связи с активизацией процесса обучения математике».

Эрдниев Урубжур Эрдниевич, участник войны, первый археолог-калмык. Работал в Сарпинском улусе школьным учителем, инспектором и заведующим РОНО. По окончании исторического факультета Московского института философии, литературы и истории работал в Астраханском педагогическом институте имени Кирова и Калмыцком учительском педагогическом институте в Астрахани. В начале Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии. В 1942-1943 годах преподавал историю ВКП(б) в Первом Ленинградском артиллерийском училище имени Красного Октября, после сокращения училища был снова отправлен на фронт. В конце декабря 1943 года был отозван с фронта в связи с депортацией калмыков на спецпоселение, депортирован в Алтайский край, где по июнь 1958 года преподавал в высших учебных заведениях.

Кичиков Анатолий Шалхакович до войны окончил Калмыцкий педагогический техникум в Астрахани, работал учителем русского языка в Бага-Чоносовском аймаке. В 1942 году окончил Военное авиационное училище в Грозном и ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в сражениях на Северном Кавказе. После окончания Великой Отечественной войны из-за невозможности вернуться на родину переехал в Среднюю Азию, где работал в Семипалатинской области директором средней школы, инспектором народного образования, окончил Семипалатинский педагогический институт. В условиях репрессивного режима были утеряны памятники истории народа, именно такие люди, как Кичиков Анатолий Шалхакович помогли вернуться к своим этническим корням.

Кензеев Санджи Алексеевич - участник Сталинградской битвы. После серьезного ранения в январе 1943 года был демобилизован. В годы депортации вместе с супругой работали в начальной школе пос. Шармантай Азовского района Омской области. Затем для восполнения потребностей в рабочей силе часть калмыков отправили в Ханты-Мансийский автономный округ. Семья Кензеевых тоже попала в их число. Они попали в Самаровский район, где они приступили к работе в качестве учителей русского языка и литературы в пос. Цингали.

Учительская деятельность Даваева Гаврила Эрендженовича началась 1932 году в Ики-Бухусовской начальной школе. Тоже фронтовик, прошел путь от рядового солдата до лейтенанта, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За Победу над Японией», орденом Великой Отечественной войны и другими боевыми наградами. В годы депортации калмыцкого народа в Сибири Гаврил Эрендженович продолжал работать в сфере образования. Более десяти лет работал учителем Маралихинской средней школы Чарышского района Алтайского края. В 1957 году после возвращения на Родину Гаврил Эрендженович продолжил педагогическую деятельность в Степновской семилетней школе Сарпинского района. С 1958 года вся трудовая деятельность Г. Э. Даваева до ухода на заслуженный отдых связана с историей Ханатинской средней школы Малодербетовского района. Гаврил Эрендженович много сил вложил в становление педагогического коллектива, в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.

Тачиев Анджа Эрдниевич, народный писатель Калмыкии. В годы депортации работал директором средней школы в Новосибирской области. После возвращения из Сибири отдал

много сил воспитанию подрастающего поколения, повышению квалификации, развитию профессионального мастерства педагогических кадров Калмыкии.

Без них и многих других настоящих патриотов своего Отечества, вряд ли в столь короткий срок образование и культура поднялись бы на такую высоту.

В первые годы после возвращения из ссылки (1957-1958 гг.) с учетом возникших проблем Совет Министров РСФСР принял Постановление от 2 сентября 1957 года «О мероприятиях по хозяйственному и культурному строительству в Калмыцкой автономной области Ставропольского края в связи с возвращением калмыков в область». Этим документом Совет Министров РСФСР постановляет: «Предусмотреть в плане на 1957 год окончание строительства школы на 400 мест в городе Элиста, строительство 4 школ на 200 мест, 3 школ на 160 мест, каждая в сельской местности».

Важным моментом в вопросе восстановления калмыцкой национальной культуры следует считать то, что обучение детей в Калмыкии велось на родном языке.

Калмыцким исполкомом Областного Совета депутатов трудящихся принято предложение комиссии по калмыцкому алфавиту о внесении некоторых изменений в алфавите: шла замена 3 (трех) гласных букв. Областным отделам народного образования было поручено ходатайствовать о дополнительных ассигнованиях для обеспечения студентов-калмыков общежитиями и постельными принадлежностями.

После восстановления автономии Калмыцкой республики на Родину возвращается национальная интеллигенция, идет подготовка педагогических кадров для национальных школ, издаются учебники на калмыцком языке.

История Элистинского педагогического колледжа имени Х.Б.Канукова начиналась с двухгодичных курсов в г. Астрахани, затем открылся педагогический техникум. В декабре 1943 года в связи с депортацией калмыцкого народа техникум прекратил свою деятельность. В 1957 году его восстановили на базе Черкесского педучилища как одно из его подразделений, которое возглавил А.Ш. Кичиков. Через год техникум перевели в Элисту в статусе педагогического училища. Перед образовательным учреждением была поставлена задача -готовить педагогические кадры системы образования республики, решая проблемы, возникшие за период депортации калмыцкого народа.

Педагогическое училище становится основным центром образования и культуры. Учитель в те годы являлся и культурным работником, и пропагандистом, и консультантом по всем жизненным вопросам.

Элистинское педагогическое училище, как основная кузница кадров учителей для республики, выпускала высококвалифицированные и образованные кадры настоящих патриотов своего Отечества.

В 1960 году в училище было открыто дошкольное отделение, годом позже - заочное отделение. В 1966 году создано отделение физического воспитания, в 1967 году - музыкальное отделение. В 1963 году образовательному учреждению было присвоено имя Харти Бадиевича Канукова.

Республика испытывала огромную потребность в работниках детских садов, начальной школы, физической культуры и спорта. Более половины учителей общеобразовательных школ не имело специального базового образования. Решать эту проблему предстояло именно педагогическому училищу.

В этот сложный период времени на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 12 июня 1957 года исполком областного совета депутатов трудящихся Калмыцкой автономной области принял решение образовать Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Он стал центром исследований в области гуманитарных наук. Институт занимается разработкой научных проблем по филологическим и историческим направлениям. Именно в эти годы был издан ряд фундаментальных работ: «Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьский период)», Русско-калмыцкий словарь, многочисленные монографии.

В 1957-1958 годах было необходимо развивать и высшее образование, подняв его на новый качественный уровень. Особое внимание потребовала подготовка преподавательских кадров, в том числе преподавателей родного языка и литературы.

Учитывая острую потребность в педагогах, руководство Калмыкии неоднократно обращалось в ЦК КПСС, Правительство РСФСР, Министерство просвещения СССР с просьбой восстановить Калмыцкий педагогический институт, закрытый в 1943 году в связи с ликвидацией Калмыцкой автономии.

Калмыцкое отделение при Ставропольском педагогическом институте начало функционировать осенью 1957 года, войдя в состав его филологического факультета. Калмыцкое отделение просуществовало до 1964 года [1].

Руководство Калмыцким отделением было поручено бывшему директору Калмыцкого педагогического института, кандидату филологических наук, доценту Б.Б.Бадмаеву, уже имевшему опыт работы в высших учебных заведениях России в довоенный период [2].

Для чтения лекций, спецкурсов, проведения семинарских занятий и педагогической практики со студентами калмыцкого отделения были привлечены известные еще с довоенных лет специалисты по калмыцкому языку и калмыцкой литературе: профессор Б.К. Пашков, доценты С.К. Каляев, У.У. Очиров, М.М. Мацаков, А.Ш. Кичиков, Д.А. Павлов, Ц.Д. Муниев, У.Д. Номинханов, И.К. Илишкин и другие [3]. Также к организации учебного процесса на калмыцком отделении приглашались для чтения лекций ученые-монголоведы из Москвы: профессор Т.А. Бертагаев, Г.Д. Санжиев, Б.С. Тодаева и другие [4].

В самом начале восстановления национальной автономии функционирование калмыцкого отделения стало первым практическим шагом к восстановлению высшего образования Калмыкии. Это, несомненно, сыграло положительную роль в подготовке национальных кадров и послужило необходимой базой для последующего преобразования отделения в Калмыцкий педагогический институт, условия для которого появились к середине 60-х годов.

Приведенные экстренные меры способствовали коренному реформированию образования Калмыкии, помогли в короткий срок поднять образование Калмыкии на новый уровень и предопределили его дальнейшее развитие. Было много сделано для установления обширной общеобразовательной системы: ремонт школьных зданий, строительство новых школ, укрепление материально-технической базы школ. Подбор и четкое распределение педагогических кадров, в том числе обязательное направление учителей в сельские школы, при этом особое внимание было уделено качественному восстановлению воспитательной системы.

За годы депортации калмыцкого народа пострадала и национальная культура, необходимо было срочно принимать меры по ее восстановлению и развитию.

Решением Облисполкома от 22 сентября 1958 года был восстановлен Калмыцкий государственный драматический театр имени Б. Басангова. 24 августа 1959 года состоялась премьера спектакля Баатра Басангова «Кенз байн» («Запоздалый богач»).

В 1942 году театр был эвакуирован в Актюбинск. Во время Великой Отечественной войны театр гастролировал с постановками в прифронтовых районах. В декабре 1943 года сотрудники театра были сосланы в Сибирь. В годы депортации коллектив Театра находился в Назаровском районе Красноярского края. После возвращения калмыков на родину театр распахнул занавес 24 августа 1959 года, представив зрителям спектакль «Кенз байн» по пьесе Б. Басангова. В 1961 году театру было присвоено имя калмыцкого писателя и драматурга Баатра Басангова. С 1958 года по 1962 год директором театра был Михаил Хонинов, писатель, фронтовик.

В театр вернулись артисты старшего поколения, в их числе У.Лиджиева, Б.Мемеев, Е. Русакова, А. Магнаев и многие другие. После длительного перерыва театр начал свою творческую деятельность. С 1959 года было подготовлено 10 пьес и поставлены 100 спектаклей, в том числе «Кенз байн», «Кермен», «Булгун», «В поисках счастья» и другие [5].

Культурно-просветительские органы Калмыцкой области уделяли серьезное внимание организации культурно-массовой работы среди населения, занятого в сфере сельскохозяйственного производства, непосредственно на фермах и в бригадах [6].

В соответствии с народно-хозяйственным планом развития республики на 1958 год в целях подготовки музыкально грамотных специалистов принято решение организовать детскую музыкальную школу в г. Элиста.

В 1957-1958 годах в Калмыкии активно проходил процесс расширения сети культурно-просветительских учреждений. Огромную роль в подъеме культурного уровня населения сыграли городские, районные и сельские библиотеки. В октябре 1957 году в Калмыкии было уже 15 Домов культуры, 72 сельских клуба, 80 районных и сельских библиотек, 40 киноустановок и 12 кинопередвижек, вышел номер художественного литературного альманаха, создан Государственный ансамбль песни и танца (35 человек).

В поселках и районных центрах области строились новые клубные здания, новые библиотеки. В 1958 году было начато строительство Дома культуры в поселке Целинном. Облисполкому Калмыцкой автономной области был выделен лимит на создание областной библиотеки на 100 тысяч томов [9].

Важным практическим шагом на пути культурного развития Калмыкии было создание в г. Элиста в 1958-1959 годах областного краеведческого музея.

В 1957-1958 гг. организуются творческие союзы, на калмыцком языке издаются газеты и журналы, художественная литература. В этой связи особое значение имело создание Калмыцкого книжного издательства. С марта 1957 года стала издаваться областная газета «Советская Калмыкия», позже на калмыцком языке - газета «Хальмг унн» («Калмыцкая правда») [8].

В 1957 году в Калмыцкой автономной области издавалось 12 газет, кроме того, в этот период начал издаваться литературно-художественный альманах «Теегин Герл» («Свет в степи») [9]

В эти годы вышли в свет следующие сборники: Д. Кугультинов «Стихи», «Я твой ровесник»; А. Сусеев «Мать - моя степь», Х.Сян-Белгин «Новая легенда». В г. Элиста был созван 3-й съезд писателей Калмыкии. На съезд для обсуждения был вынесен вопрос о восстановлении работы Союза писателей Калмыкии.

Возобновление деятельности Союза писателей Калмыкии имело огромное значение, следом возобновил работу Союз журналистов республики, появились отделения Союза художников, композиторов.

Восстановление национальной автономии калмыцкого народа невозможно было произвести без создания новой социально-культурной сферы. Прежде всего, восстановление национальной автономии калмыцкого народа имело огромное значение для подъема национальной культуры и образования, пострадавших в годы депортации калмыков. Эти два важных направления взаимосвязаны, ведь степень образованности народа определяет и культурный уровень нации.

Безусловно, с этой важной задачей органы образования и культуры, преодолевая немало трудностей, успешно справились.

Список литературы

1. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф.Р-8. Оп.1. Д.71. Л.14.

2. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф.Р-8. Оп.1. Д.74. Л.11.

3. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф.Р-8. Оп.1. Д.74. Л.13-15.

4. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф.Р-8. Оп.1. Д.74. Л. 29.

5. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф. Р-309, Оп.1, Д.5. Л. 18.

6. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф.156. Оп.1. Д.1. Л. 101.

7. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф.148. Оп.1. Д.1. Л. 12.

8. Очерки истории Калмыцкой АССР, Т.2, М.,1970, С.401.

9. НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф.Р-156, Оп.1, Д.8, Л.9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.