Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) В 1970 – 1980-е гг.'

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) В 1970 – 1980-е гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / СССР / Калмыкия / советская культурная политика / государство / партия / возрождение / общество / культурное наследие / Russia / USSR / Kalmykia / Soviet cultural policy / state / party / revival / society / cultural heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н Г. Очирова

Статья посвящена рассмотрению культурной политики советского государства и ее влияния на развитие культуры Калмыкии в 1970–1980-е гг. Автором предпринята попытка выявления особенностей и специфики культурного строительства в республике. Отмечается, что период 1920–1940-е гг. – время окончательного складывания культуры советского типа, достижения высокого уровня интегрированности калмыцкого народа в советское общество. Показано, что культурное строительство в Калмыкии явилось неотъемлемой частью культурной политики советского государства. Отмечается, что рассматриваемый период, несмотря на сложности, явился важным этапом для дальнейшего развертывания деятельности профессиональных коллективов, национальных театров, творческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLICY OF THE SOVIET STATE AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF REGIONAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA) IN THE 1970s – 1980s

The article is devoted to the consideration of the cultural policy of the Soviet state and its infl uence on the development of culture of Kalmykia in the 1970s–1980s. The author made an attempt to identify the features and specifi cs of cultural construction in the republic. It is noted that the period of 1920–1940s. was the time of the fi nal folding of the culture of the Soviet type, the achievement of a high level of integration of the Kalmyk people into Soviet society. It is shown that cultural construction in Kalmykia was an integral part of the cultural policy of the Soviet state. It is noted that the period under review, despite the diffi culties, was an important stage for the further development of the activities of professional groups, national theaters, and artistic organizations

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) В 1970 – 1980-е гг.»

УДК 93/94 ББК 63.3(29=)

DOI: 10.53315/1995-0713-2023-59-3-76-83

Н.Г. Очирова

Южный научный центр РАН

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) В 1970 - 1980-е гг.

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта 122020100347-2

Статья посвящена рассмотрению культурной политики советского государства и ее влияния на развитие культуры Калмыкии в 1970-1980-е гг. Автором предпринята попытка выявления особенностей и специфики культурного строительства в республике. Отмечается, что период 1920-1940-е гг. - время окончательного складывания культуры советского типа, достижения высокого уровня интегрированности калмыцкого народа в советское общество. Показано, что культурное строительство в Калмыкии явилось неотъемлемой частью культурной политики советского государства. Отмечается, что рассматриваемый период, несмотря на сложности, явился важным этапом для дальнейшего развертывания деятельности профессиональных коллективов, национальных театров, творческих организаций.

Ключевые слова: Россия, СССР, Калмыкия, советская культурная политика, государство, партия, возрождение, общество, культурное наследие.

N.G. Ochirova

Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

CULTURAL POLICY OF THE SOVIET STATE AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF REGIONAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA) IN THE 1970s - 1980s

The publication was prepared as part of the implementation of the state task of the SSC RAS, project state registration number 122020100347-2

The article is devoted to the consideration of the cultural policy of the Soviet state and its influence on the development of culture of Kalmykia in the 1970s-1980s. The author made an attempt to identify the features and specifics of cultural construction in the republic. It is noted that the period of1920-1940s. was the time of the final folding of the culture of the Soviet type, the achievement of a high level of integration of the Kalmyk people into Soviet society. It is shown that cultural construction in Kalmykia was an integral part of the cultural policy of the Soviet state. It is noted that the period under review, despite the difficulties, was an important stage for the further development of the activities of professional groups, national theaters, and artistic organizations.

Key words: Russia, USSR, Kalmykia, Soviet cultural policy, state, party, revival, society, cultural heritage.

В условиях нарастающих процессов глобализации происходящие в современный период в российском обществе радикальные перемены кардинально влияют на развитие культуры народов многонациональной России, что требует объективного изучения и осмысления специфики и особенностей культуры регионов, в том числе Калмыкии. Это обстоятельство диктует также самое заинтересованное отношение к истории культуры прошлого, использование его позитивного потенциала в интересах развития общества, преодоление не только социально-экономического, но и нравственного кризиса. На это обращен Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина,

которым 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов Российской Федерации [19]. Поэтому представляется весьма актуальным изучение культурного развития регионов во всех сложностях и исторических перипетиях, в том числе Калмыкии. Одним из важнейших этапов истории калмыцкого народа был советский период восстановления национальной государственности калмыцкого народа в составе РСФСР/ СССР после возвращения его из насильственного переселения в восточные районы страны. Изучение влияния советской и российской культурной политики в аспекте развития культуры Калмыкии в 1970-1980-е гг. представляет несомненный интерес. Содержание культурного развития в 50-х-80-е гг. ХХ века определяли разнохарактерные общественно-политические события, происходившие в стране. Так, начавшаяся в середине 50-х годов, так называемая «десталинизация» затронула все сферы общественной жизни, всколыхнула общественное сознание и ускорила процессы духовного освобождения советского народа. Для калмыцкого народа, как и для всех репрессированных народов, начало «десталинизации» во второй половине 50-х гг. было благодатным и ознаменовано возвращением на родину, которое сопровождалось социально-экономическими преобразованиями в республике, возрождением культуры.

Вопросы культурного строительства, формирования стратегии культурной политики, исследования в различных областях гуманитарной науки находят отражение в трудах отечественных ученых, являются предметом обсуждения на Международных, Всероссийских, региональных и межрегиональных научных конференциях, проводимых по данной проблематике: Международная научная конференция по социальным и культурным преобразованиям в контексте современного глобализма (г. Грозный, 2021) [5], Международный форум историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 2019) [8], Международная научная конференция «Тува в буддийском мире: история и современность» (г. Кызыл, 2021) [6], V Международный научный форум «Сетевое востоковедение: мир Востока и Восток в мире (г. Элиста, 2021) [7]. Проблемы культурного развития освещаются в работах М.Ч. Ларионовой [4], О.В. Семеновой [17], А.Ч. Абазова [1], Н.Г. Очировой [16].

Главную задачу политики в области культуры советское государство видело в воспитании людей, формировании гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. На это была направлена деятельность партийных и советских органов Калмыцкой АССР. В 1970 г. в республике работало 188 клубов и домов культуры, 198 библиотек, 21 передвижной клуб, 13 детских музыкальных школ, драматический театр, концертно-эстрадное бюро, Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан» [3].

Широкий размах в стране получила подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. На основании директив центральных партийных инстанций были приняты и осуществлялись юбилейные мероприятия как по всей стране, так и в Калмыкии под руководством обкома КПСС, т. е по любым значимым событиям, принятые центральными органами партии решения доводились в низовые структуры, и их выполнение было обязательным для всех звеньев партийной цепочки, распространялось на трудовые коллективы.

XXIV съезд КПСС, проходивший в 1971 г., оценил роль культуры в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры и эстетических вкусов. На партийном форуме получила дальнейшее развитие идея о возрастании роли литературы и искусства в жизни социалистического общества, в частности, в формировании у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения,

сознательного отношения к труду, патриотического воспитания. Как отмечено выше, решения партийных съездов должны были неукоснительно выполняться в стране повсеместно. Так, Калмыцкий обком партии сразу же после XXIV съезда КПСС в мае 1971 г. провел II съезд работников культуры республики, обсудивший вопрос «XXIV съезда КПСС и задачи учреждений культуры республики». На нем были приняты обращение ко всем работникам культуры и социалистические обязательства по улучшению культурного обслуживания населения, что свидетельствует о жесткой централизации деятельности культурных учреждений и их подчиненности, прежде всего политике центральных и местных партийных органов. Государственные органы в центре и на местах также были подчинены партийным структурам, что реализовыва-лось через партийные номенклатуры, направленные партийными комитетами для работы в этих учреждениях, организациях в качестве руководителей и полностью несли ответственность за выполнение поставленных задач. Так осуществлялось влияние советской государственной политики в области культуры на регионы, в том числе и на развитие культуры Калмыкии.

Большое внимание в республике уделялось развитию художественной самодеятельности. В 1969 г. в Калмыкии было создан Дом народного творчества, в сферу деятельности которого входила организация работы и оказание методической помощи самодеятельным художественным коллективам различного направления, выявлению самодеятельных талантов, развитию массовости. Совершенствованию репертуара художественных коллективов способствовали районные, городские смотры художественной самодеятельности. Поэтому они проводились регулярно, в поле деятельности партийных организаций входил контроль за художественным и идейно-политическим уровнем исполнения. Первый, после возвращения калмыков из Сибири, большой республиканский смотр народных талантов состоялся в 1962 г., куда съехались 1200 участников, представители 113 коллективов художественной самодеятельности, в том числе, 18 оркестров, 11 агиткультбригад, 500 индивидуальных исполнителей [9, л. 58]. Этому предшествовала активная подготовительная работа на местах - в селах, районах и городах, где прошли смотры художественной самодеятельности. Центральной темой всех программ была патриотическая направленность. Здесь впервые прозвучали современные песни местных авторов: «Элистинский вальс» композитора П. Чонкушова, «Рыбацкий вальс» Ю. Григорьева и др. В августе 1969 г. был проведен смотр агитационно-художественных бригад республики, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и 50-летию Автономии советской Калмыкии. Он показал, что это оперативный, творчески активный, успешно развивающийся вид самодеятельного творчества. На смотре отмечалось, что перед любым таким коллективом стоит цель - всемерно пропагандировать средствами искусства идеи коммунистической партии, агитировать за выполнение очередных хозяйственных и политических задач. В 1970-1980-е годы в Калмыкии были в основном решены многие народно-хозяйственные задачи. В этих достаточно благоприятных условиях развивалась культура Калмыкии. Тем не менее в 1970-1980-е гг. республика продолжала остро нуждаться в профессиональных кадрах в культурной сфере. Решению этой задачи способствовала Программа подготовки специалистов для республики, одобренная Министерством культуры РСФСР. Талантливая молодежь Калмыкии по целевому набору направлялась на учебу в Саратовскую и Московскую консерватории, в Ростовское училище искусств на театральное отделение. В Московском институте культуры готовились кадры библиотечных работников, в Ленинградском (г. Санкт-Петербург) хореографическом училище им. Вагановой было осуществлено четыре набора детей из Калмыкии.

В целях удовлетворения потребностей республики в профессиональных кадрах были открыты Элистинское музыкальное училище, ныне преобразованное в колледж и носящее имя П.О. Чонкушова, а также культпросветучилище.

В 1970-е-1980-е гг. в республике активно осуществлял свою деятельность Союз писателей Калмыкии, издавался альманах «Теегин герл» («Свет в степи»), это способствовало развитию творческого потенциала республики, взращиванию начинающих молодых литераторов. Деятельность Союза писателей республики была тесно связана с Союзом писателей СССР и РСФСР. Союз писателей Калмыкии был представлен в Правлении Союза писателей СССР и РСФСР (Д.Н. Кугультинов). Практически осуществлялось руководство центральных органов писательской организации над региональной писательской организацией. Это было тоже одним из рычагов влияния советской и российской культуры на развитие культуры Калмыкии. Весной 2022 г. культурная общественность нашей страны отметила 100-летие со дня рождения народного поэта Калмыкии Д. Н. Кугультинова. В преддверии юбилея поэта вышла книга писателя В. Церенова, посвященная аресту Д. Кугультинова за правозащитную деятельность, поскольку он не согласился с выселением калмыцкого народа и ликвидацией Калмыцкой АССР в 1943 г. [18]. Через ГУЛАГ прошли поэты С. Каляев, Х. Сян-Белгин, К. Эрендженов. После возвращения в родные места выжившие в лагерях и реабилитированные писатели продолжили трудиться на литературном поприще, создавая новые произведения. Рассматриваемый период в развитии литературы был отмечен изданием романа А. Бадмаева «Алтн шорад даргдшго» («Золото в песке не затеряется») и выходом национальной литературы на всесоюзный уровень. Произведения Д. Кугультинова печатались в самых массовых и популярных журналах «Огонек», «Новый мир», «Дружба народов», завоевав широкую известность. В 1970 г. за сборник стихов «Зов апреля» поэт был удостоен Государственной премии РСФСР, а затем и Государственной премии СССР. Произведения Л. Инджиева, А. Тачиева, А. Сусеева публиковались в Монголии, Михаила Хонинова - в Белоруссии.

В общем русле развития культуры Калмыкии в 70-80-е гг. в значительной степени возрастает роль Калмыцкого драматического театра им. Б. Басангова. Театр стал одним из важнейших составляющих культурной жизни столицы и ее гостей. В театре работали две труппы: калмыцкая и русская. У истоков становления Калмыцкого драматического театра стоял известный деятель культуры и искусства Калмыкии Баатр Басангов, оставивший после себя 12 пьес, в том числе «Кенз байн» («Богач Кенз»), «Случай, достойный удивления», вошедшие в золотой фонд репертуара театра [3, с. 126]. Наряду со старшим довоенным поколением артистов здесь трудятся талантливые выпускники калмыцкой студии Ленинградского государственного института театра, музыки и комедии, ставшие опытными мастерами сцены. В 1972 г. театр пополняется выпускниками калмыцкой студии Ростовского училища искусств [2]. Это время в жизни театра характеризуется как наиболее продуктивное с точки зрения творческих успехов в искусстве, слаженности работы коллектива. Драматический театр неоднократно становился дипломантом престижных фестивалей, в том числе Всесоюзного фестиваля национальной драматургии в 1973 г., смотра румынской (1973 г.) и венгерской драматургии (1978 г.). В конце 80-х гг. в русле происходящих в стране процессов демократизации в драмтеатре режиссером Б. Манджиевым предпринимается попытка привнести в классическую комедию Б. Басангова «Случай, достойный удивления» трагическую ноту, построенную на воспоминаниях калмыков о сибирской ссылке [10, лл.3, 37]. Говоря о деятельности драмтеатра, следует отметить, что его работа была всегда в поле зрения государственных и партийных органов.

Репертуар театра утверждался на худсовете театра и в отделе пропаганды и агитации обкома КПСС в соответствии с требованиями вышестоящих организаций. Работники идеологического направления непременно бывали на премьерных спектаклях, давая оценку работе, иной раз она была нелицеприятной, в этом случае принимались различные меры партийного воздействия. Таким образом, советская и российская культурная политика оказывала влияние на все культурное пространство, в том числе и на театральное искусство.

С восстановлением автономии калмыцкого народа республика остро нуждалась в специалистах в области изобразительного искусства. В 1957-1960-е гг. республика со всех краев и областей страны, республик Средней Азии собирала кадры специалистов из числа калмыков, находившихся на спецпоселении. По приглашению оргкомитета вернулись на родину скульптор Санджиев Н.А из Алтайского края, Рокчинский Г.О. из Казахстана, впрочем, они и так уже, говоря образно, «сидели на чемоданах», собираясь выезжать на родину. По приезде в Калмыкию художники сразу же включились в работу по возрождению республики, решению вопросов, связанных с подготовкой кадров - живописцев, графиков и иных специалистов в области изобразительного искусства. Постепенно съезжались и другие художники, уцелевшие в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, выжившие в тяжелые годы депортации, но численность профессиональных художников была крайне мала, не составляла и 10 человек. По инициативе Н.А. Санджиева и поддержке республиканских органов власти в Калмыкии был создан Союз художников, объединивший творческие силы художников для решения общих задач. Первая республиканская художественная выставка «Советская Калмыкия» состоялась в 1963 г., на которой было представлено 150 произведений живописи, скульптуры и графики, выполненные 29 авторами. В 1960-1970-е гг. изобразительное искусство республики на Всесоюзных выставках было представлено живописными полотнами Г. Рокчинского, У Бадмаева, К. Ольда-ева, скульптора Н. Санджиева [15, с. 320]. В 70-80-е гг. изобразительное искусство Калмыкии отражено творчеством талантливых художников О. Кикеева, В. Бадмаева,

B. Ургадулова, А. Поваева, В. Монтышева, В. Терехова, Н.У Шиняева, скульптора

C. Ботиева и мн. др.

Одним из старейших коллективов культуры Калмыкии является Государственный ансамбль песни и танца Калмыкии «Тюльпан», созданный в 1937 г. из числа лучших участников художественной самодеятельности. После восстановления республики, как и другие направления в культуре Калмыкии, ансамбль песни и танца «Тюльпан» получил второе рождение. В 70-80-е годы прошлого столетия он стал высокопрофессиональным коллективом с обширной программой, основу которой составляло самобытное историко-культурное наследие калмыцкого народа. На концертах исполнялись старинные протяжные песни и современные произведения калмыцких композиторов. Кроме того, были представлены этнографические танцы и масштабные вокально-хореографические сюиты, отражающие современность. Таким образом, в 70-е гг. Калмыкия добилась заметных успехов в развитии профессионального искусства. Стала возможной постановка вопроса о выезде коллектива за рубеж, в то время это было непростой задачей. В стране имели право беспрепятственного выезда за пределы СССР лишь несколько коллективов. И, тем не менее, первая зарубежная командировка коллектива ансамбля «Тюльпан» состоялась. Монгольская Народная Республика выразила желание заключить Договор и принять калмыцких артистов из дружественной советской страны. Этим гастролям придавалось исключительно важное значение, потому как ансамбль представлял культуру близкородственного

монголам калмыцкого народа и на коллектив «Тюльпана» возлагалась важная задача как можно полнее в одной программе отразить музыкальную и хореографическую культуру калмыков и посредством этого показать достижения в социально-экономическом, политическом и культурном развитии республики. Артисты ансамбля блестяще справились с поставленной руководством республики задачей и привезли с собой множество наград МНР, теплые воспоминания о встречах с сородичами. Так, ныне Государственный академический ансамбль песни и танца «Тюльпан» положил начало, а затем и значительно расширил границы международного культурного сотрудничества Калмыкии с зарубежными странами.

Дальнейшее развитие в 70-80-е годы получила республиканская печать. Официальной датой зарождения периодической печати Калмыкии считается 3 декабря 1920 г. (ныне изменена), когда вышел первый номер газеты «Красный калмык» на двух языках (две полосы на калмыцком и две полосы на русском), как орган Центрального Исполнительного Комитета Автономной области трудового калмыцкого народа [11, л. 181]. С 1957 г. после возвращения калмыцкого народа на родину стали издаваться две республиканские газеты: «Советская Калмыкия» и на калмыцком языке газета «Хальмг унн» [12, л. 9.]. Кроме того, в республике издавалась молодежная газета «Комсомолец Калмыкии», и в каждом районе - районные газеты. Газета «Комсомолец Калмыкии», сформированная в 1965 г., была преемницей молодежных изданий 1930-х гг. Она являлась печатным органом Калмыцкого обкома ВЛКСМ, в ее задачу входило воспитание комсомольцев и несоюзной молодежи в духе патриотизма и советского интернационализма, обеспечение молодежью производственных планов. Газеты Калмыкии, как и вся советская печать, оказывали активную помощь областной, районным партийным, комсомольским организациям в успешном решении задач хозяйственного и культурного строительства, в коммунистическом воспитании трудящихся.

После ХХШ съезда КПСС труженики Калмыкии активно принялись за выполнение его решений. В этот период областная парторганизация обратила большое внимание на работу печати. Так, бюро обкома партии после обсуждения указало на недостатки в работе районной газеты «Приморские известия» и обязало «...сосредоточить внимание газеты на оказание действенной помощи партийным организациям в мобилизации трудящихся на выполнение решений мартовского (1965), сентябрьского (1966) пленумов ЦК КПСС и ХХ111 съезда КПСС на вопросах рентабельного ведения всех отраслей сельскохозяйственного и промышленного производства.» [13, л. 112]. В эти годы продолжался выпуск районных газет, среди них «Ленинский путь» в Целинном районе, «Приютненском - «Путь к коммунизму», деятельность которых, как и центральных газет, была направлена на мобилизацию трудящихся по выполнению очередных пятилетних, семилетних планов коммунистического строительства [14, л. 112]. Успешно осуществляли свою деятельность Управление по печати и Калмыцкое книжное издательство. В этот период печать была одним из важных составляющих влияния советской и российской культурной политики на развитие культуры Калмыкии, оставаясь испытанным идеологическим средством воздействия компартии на трудящихся.

Рассмотрение развития советской культуры в 1970-1980-е годы позволяет сделать вывод об устойчивой прогрессивной эволюции в этой сфере. Художественная культура Калмыкии развивалась в тесной взаимосвязи с тенденциями формирования и становления профессиональной культуры народов СССР, в полной мере испытывая ее влияние на культуру Калмыкии. Однако вместе с успехами в развитии советской,

российской культурной политики постепенно утрачивалась, нивелировалась традиционная калмыцкая культура, происходила утрата языка, главного признака этнического самосознания этноса. Следует отметить, что культурное строительство и социально-экономическое развитие республики и калмыцкого народа, обвиненного в пособничестве немецким оккупантам, прерванное на полные унижений, голода и холода тринадцать лет депортации, также негативно отразилось на развитии культуры Калмыкии, пагубно повлияло на духовную культуру последующих поколений и обернулось незнанием родного языка, оторванностью от своих исконных корней.

Таким образом, культура в рассматриваемый период продолжала оставаться идеологическим инструментом воздействия коммунистической партии на трудящиеся массы, в определенной степени способствовала трансляции общечеловеческих ценностей и отводила важную роль в этом советскому человеку, носителю коммунистического мировоззрения, на что и были направлены усилия и работа агитационно-пропагандистских структур партийных и советских органов.

Список литературы

1. Абазов А.Ч. К вопросу о сохранении уникальных культур и языков малых народов Северного Кавказа» // Проблемы истории, методологии, историографии и источниковедения народов Северного Кавказа: опыт и уроки». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нальчик, 30 июня -2 июля 2022 г.) / Под ред. П. А. Кузьминова. Нальчик: «Принт Центр», 2022. - 372 с.

2. Дорджи-Гаряева Н. А. Калмыцкий театр в русле российской театральной культуры 1970 - 2010. Элиста: ЗАО р «НПП Джангар», 2018. - 216 с.

3. Культура Калмыкии. Этапы развития: 1920-2020. Сост. И.Н. Басангов. Элиста, 2022. - 448 с.

4. Ларионова М.Ч. Фольклор и литература: еще раз о методологии исследований // Slavica (Венгрия). - 2021. - Т. 50. - С. 47-54. DOI: https://doi.oig/10.31034/050.2021.06.

5. Международная научная конференция по социальным и культурным преобразованиям в контексте современного глобализма (г. Грозный, 2021). [Электронный ресурс] URL: https://kniiran.ru/index.php?start=259 (дата обращения 15.10.2022).

6. Международная научная конференция «Тува в буддийском мире: история и современность» (г. Кызыл, 2021). [Электронный ресурс] URL: http://tuvsu.ru/news/6957/ (дата обращения 12.10.2022).

7. V Международный научный форум «Сетевое востоковедение: мир Востока и Восток в мире (г. Элиста, 2021). [Электронный ресурс] URL: https://www.kalmgu.ru/ ads/v-mezhdunarodnyj-nauchnyj-forum-setevoe-vostokovedenie-mir-vostoka-i-vostok-v-mire/ (дата обращения 12.10.2022).

8. Международный форум историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 2019). [Электронный ресурс] URL: https://www.ssc-ras.ru/ckfinder/userfiles/files/Forum_ Kavkaz_Sbornik%202019.pdf (дата обращения 12.10.2022).

9. НА РК. Ф. 1. Оп. 5. Д.104. Л. 58.

10. НА РК. Ф. Р-25. Оп.1. Д.3 Л.3, 37.

11. НА РК. Ф.1. Оп. 2. Д. 190. Л. 181.

12. НА РК. Ф.1. Оп. 5. Д.1. Л. 9.

13. НА РК. Ф.1. Оп. 1. Д. 215. Л. 112.

14. НА РК. Ф. 114. Оп. 5. Д. 30. Л. 112.

15. Новомлинова И.Н. Развитие изобразительного искусства Калмыкии // Культура Калмыкии. Этапы развития: 1920-2020. Сост. И.Н. Басангов. Элиста, 2022. - с.320.

16. Очирова Н.Г. Основные направления государственной политики Республики Калмыкия по сохранению историко-культурного наследия в постсоветский период // Научная мысль Кавказа. - 2018. - № 4 (96). - С.62-67.

17. Семенова О.В. Деятельность Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы // Культурная жизнь Юга России. - 2021. - № 3 (82). - С. 146-156.

18. Церенов В.З. Совесть не позволяла мне молчать. К 100-летию Давида Кугуль-тинова. Элиста: Национальный музей Республики Калмыкия, 2022. - 128 с.

19. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 г. № 745 О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47407 (дата обращения 15.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.