Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛИ КАЛМЫКИИ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ: А.У. БАДМАЕВ (1921-2012)'

ДЕЯТЕЛИ КАЛМЫКИИ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ: А.У. БАДМАЕВ (1921-2012) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫКИЯ / РЕСПУБЛИКА / А. У.БАДМАЕВ / КУЛЬТУРА / ВОЗРОЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / КАДРЫ / ДЕПОРТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Очирова Нина Гаряевна

Статья посвящена жизни и деятельности видного государственного и общественного деятеля Калмыкии Алексея Урубджуровича Бадмаева, внесшего значительный вклад в возрождение и развитие культуры в республике. Вопросы исследования заключаются во всестороннем рассмотрении проблем развития культуры в Калмыкии в конце 1950-х - середине 1980-х гг. и выявлении основных этапов практической деятельности А.УБадмаева. Автор статьи на примере деятельности одного из известных руководителей в сфере развития и реализации культурной политики в Калмыкии анализирует процессы решения национальных, социальных и культурных вопросов в сложнейший период восстановления республики после трагических событий в жизни калмыцкого народа в 1943-1957 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Очирова Нина Гаряевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONS OF KALMYKIA AND THEIR CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF CULTURE: A.U. BADMAEV (1921-2012)

The article is devoted to the life and work of the prominent statesman and publicfigure of Kalmykia Alexei Urubdzhurovich Badmaev, who made a significant contribution to the revival and development of culture in the republic. The questions of the research consist in a comprehensive consideration of the problems of the development of culture in Kalmykia in the late 1950s - mid-1980s. and identifying the main stages of A.U.Badmaev ’s practical activity. The author of the article, using the example of the activities of one of the well-known leaders in the field of development and implementation of cultural policy in Kalmykia, analyzes the processes of solving national social, and cultural issues in the most difficult period of restoration and formation of the republic after the tragic events in the life of the Kalmyk people in the period from 1943 to 1957.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛИ КАЛМЫКИИ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ: А.У. БАДМАЕВ (1921-2012)»

УДК 93/94 DOI: 10.53315/1995-0713-2022-55-3-37-43

ББК 63.3

Н.Г. Очирова

Южный научный центр РАН

ДЕЯТЕЛИ КАЛМЫКИИ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ: А.У. БАДМАЕВ (1921-2012)

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН № гр. проекта 122020100347-2

Статья посвящена жизни и деятельности видного государственного и общественного деятеля Калмыкии Алексея Урубджуровича Бадмаева, внесшего значительный вклад в возрождение и развитие культуры в республике. Вопросы исследования заключаются во всестороннем рассмотрении проблем развития культуры в Калмыкии в конце 1950-х - середине 1980-х гг. и выявлении основных этапов практической деятельности А.У.Бадмаева. Автор статьи на примере деятельности одного из известных руководителей в сфере развития и реализации культурной политики в Калмыкии анализирует процессы решения национальных, социальных и культурных вопросов в сложнейший период восстановления республики после трагических событий в жизни калмыцкого народа в 1943-1957 гг.

Ключевые слова: Калмыкия, республика, А. У.Бадмаев, культура, возрождение, развитие, творческие коллективы, кадры, депортация.

N.G. Ochirova

Southern Scientific Center of RAS

PERSONS OF KALMYKIA AND THEIR CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF CULTURE: A.U. BADMAEV

(1921-2012)

The article is written in the framework of the project № 122020100347-2

The article is devoted to the life and work of the prominent statesman and publicfigure of Kalmykia Alexei Urubdzhurovich Badmaev, who made a significant contribution to the revival and development of culture in the republic. The questions of the research consist in a comprehensive consideration of the problems of the development of culture in Kalmykia in the late 1950s - mid-1980s. and identifying the main stages of A.U.Badmaev's practical activity. The author of the article, using the example of the activities of one of the well-known leaders in the field of development and implementation of cultural policy in Kalmykia, analyzes the processes of solving national, social, and cultural issues in the most difficult period of restoration and formation of the republic after the tragic events in the life of the Kalmyk people in the period from 1943 to 1957.

Key words: Kalmykia, republic, A.U.Badmaev, culture, revival, development, creative teams, personnel, deportation.

Введение. В условиях нарастающих процессов глобализации происходящие в современный период в российском обществе радикальные перемены кардинально влияют на развитие культуры народов многонациональной России, что требует объективного изучения и осмысления специфики и особенностей культуры регионов, в том числе Калмыкии. Это обстоятельство диктует также самое заинтересованное отношение к истории культуры прошлого, использование его позитивного потенциала в интересах развития общества, преодоление не только социально-экономического, но и

нравственного кризиса. В этих целях представляется важным исследовать культурное развитие калмыцкого этноса в его исторических перипетиях. Одним из важнейших и уникальных этапов истории калмыцкого народа был советский период восстановления национальной государственности калмыцкого народа в составе РСФСР/СССР после возвращения его из насильственного переселения в восточные районы страны и функционирования системы культуры в конце 1950-х - 1980-е гг.

Вопросы культурного строительства, проблемы формирования стратегии культурной политики все чаще становятся предметом общественных дискуссий, решений органов государственной власти [13]. Важное значение для осмысления развития культуры советского периода имеют труды М.П.Кима [7], А.И.Арнольдова [2]. Проблемы истории культурного строительства нашли отражение в работах О.И.Митяевой [10], В.В.Номогоевой [12], Л.Е.Вострякова [5], Т.Ю.Красовицкой [8], А.И.Соловьева [17], Г. Д. Алексеевой [1], Д.Ц.-Д.Номинханова [11]. Различным аспектам развития калмыцкой культуры посвящены исследования Н.Д.Санджиева [16], Н.Т.Манджиевой [9], Н.Г.Очировой [14]. Вопросы культуры достаточно полно освещены в фундаментальных трудах «История Калмыкии с древнейших времён до наших дней» в 3-х томах [6], «Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма» [15]. Разнообразие точек зрения на культуру советского периода нашей истории, полярность позиций требуют научного осмысления и роли руководителей этой сферы в развитии культуры и общественного прогресса. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что в истории бывают такие периоды, когда роль одного человека в решении каких-то сложных, к примеру, гуманитарных, проблем может быть более значимой, чем роль иных факторов.

Калмыки по праву гордятся своими знаменитыми людьми, творившими в прошлые столетия. Среди них были деятели различных сфер духовной жизни: педагоги-просветители, ученые-исследователи, писатели, представители духовенства, выдающиеся сказители. Одним из видных руководителей в сфере развития и реализации культурной политики в Калмыкии в конце 1950-х - 1980-е гг. является Алексей Уруб-джурович Бадмаев. Он родился 15 декабря 1921 г. в хотоне Тугтун Кетченеровского улуса Калмыцкой АССР. Эта глубинка в Калмыцкой степи удивительно щедра на талантливых людей. Выходцами из этого небольшого селения были первый профессор Калмыкии Б.Б.Бадмаев, ученый-калмыковед Б.Д.Муниев, писатель Б.Б.Дорджиев, известные джангарчи и домбристки. Отец Алексея Урубджуровича - Бадмаев Ялям Бадмаевич - был одним из тех, кто стоял у истоков создания и укрепления национальной государственности нашего народа в годы советской власти. В 20-е гг. он работал Наркомом земледелия Калмыцкой АССР. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которым родители стремились дать хорошее образование. После окончания школы А.УБадмаев, отличавшийся активным участием в общественной жизни, достижениями в спорте, пользовавшийся авторитетом среди местной молодежи, был избран секретарем Малодербетовского райкома ВЛКСМ. Вовлечение молодежи в комсомол, занятия физкультурой и спортом, подготовка юношей для службы в рядах Красной армии, сдача нормативов на значки БГТО, ГТО, проведение политзанятий, организация участия в производственной сфере, создание агитбригад и выезды с концертами на животноводческие стоянки, комсомольские собрания - все это и другое в те годы составляло содержание деятельности молодежного объединения. А. Бадмаев увлеченно, с энтузиазмом занимался комсомольской работой, мечтал о дальнейшей учебе. Перед началом войны, пройдя строжайший отбор, он поступил и успешно окончил Московское пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР (школа красных командиров, именуемых «кремлевскими курсантами»), участвовал

в Великой Отечественной войне, был комсоргом роты. Войну он закончил в 1945 г., проходя службу в качестве адъютанта командира дивизии генерала Васильева, в войсковой части, расквартированной в Омском гарнизоне [4]. Как и весь калмыцкий народ, его семья перенесла все тяготы и лишения сибирской ссылки. Благодаря своей безупречной фронтовой характеристике и настойчивости, имея диплом учителя, Бадмаеву А.У. вопреки ограничениям по национальному признаку удалось устроиться на работу по специальности в одной из киргизских школ. Спустя некоторое время деятельного и творческого учителя местное руководство выдвинуло на должность заведующего районным отделом народного образования. В этом качестве Алексей Урубджурович проработал в Киргизии вплоть до выезда на родину, снискав своей добросовестной, результативной деятельностью уважение и авторитет у родительской общественности и учительства района. А.УБадмаева, как и многих других его земляков - участников Великой Отечественной войны, все годы нахождения в депортации терзали и волновали вопросы, связанные с принудительным выселением калмыцкого народа, с обвинением в «измене родине», с чем он, боевой офицер, не мог смириться. В своей книге «Возрожденная культура» он с волнением вспоминает о том, как летом 1956 г. по пути на работу вдруг впервые после долгих лет неожиданно услышал лившиеся из установленного на столбе и транслировавшего радиопередачи «колокола» калмыцкие танцевальные мелодии и обмер, не веря, что это наяву [3]. На смятенное и даже тревожное состояние А.УБадмаева обратил внимание проходивший мимо сельчанин, который стал участливо спрашивать, не случилось ли чего-либо, не нужна ли помощь. Вот такие эмоции, радостное волнение и одновременно неясное беспокойство охватывали калмыков, когда из Москвы по радио стали звучать калмыцкие песни и наигрыши. Эти передачи воспринимались ими как знаки на предстоящие перемены в их жизни, возвращение на родную землю в бескрайние полынные степи. Вскоре А.У. Бадмаев отмечает: «Тема отъезда на Родину была у всех на устах» [3, с. 8]. Эти перемены наступили после выхода 9 января 1957 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края» [18].

Теперь калмыки могли вернуться в родные края, радости их не было предела. В декабре 1956 г. Центральным Комитетом КПСС и Ставропольским крайкомом партии в целях приема возвращающихся из ссылки калмыков, создания партийных и советских органов, восстановления экономики были образованы Оргбюро обкома партии и Оргкомитет областного совета депутатов трудящихся, которые активно приступили к решению поставленных задач. В первые два года с начала восстановления автономии на родину вернулись около 70 тыс. человек, в числе первых возвратившихся в Калмыкию была национальная интеллигенция. Основная часть прибывших (80%) размещалась и обустраивалась в местах своего прежнего проживания в совхозах, колхозах, на фермах, животноводческих стоянках в полуразрушенных домах и землянках [3, с.12]. Элиста, разрушенная войной, стояла в руинах. Вернувшимся из ссылки людям катастрофически не хватало жилья, негде было разместить вновь создаваемые органы управления, учреждения культуры и образования, редакции газет и мн. др. Однако калмыков, в течение 13 лет находившихся вдали от родных мест и перенесших все муки ада, трудности быта, отсутствие элементарных удобств, в тот период мало смущало, они были заряжены необыкновенной энергией созидания, полны энтузиазма, всеми ими двигало одно стремление как можно скорее отстроить и возродить свою республику.

В этот непростой период полный надежд, воодушевленный происходящими поистине эпохальными событиями в жизни народа А.У.Бадмаев возвращается с семьей в Калмыкию. Приобретенный в суровых перипетиях судьбы богатый жизненный

и профессиональный опыт Алексея Урубджуровича был востребован в возрождающейся республике. Его направили на работу в обком партии в качестве инструктора, а затем утвердили на должность заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации. Поле деятельности А.УБадмаева было очень сложным и ответственным, в республике все начинало только восстанавливаться и создаваться вновь. Он занимается вопросами средств массовой информации, прежде всего, организацией изданий республиканских газет «Хальмг унн» («Калмыцкая правда») и «Советская Калмыкия», Калмыцким радиовещанием, оказывает содействие редакциям в укомплектовании кадрами журналистов. А.УБадмаев деятельно участвует в создании Калмыцкого книжного издательства, функционировавшего в довоенные годы, выпуская учебники, художественную, политическую и детскую литературу. Теперь эту работу надо было организовывать заново, заниматься формированием кадров, обеспечением материально-технической базы. Реализация этой сложной задачи была весьма трудной, в соседних регионах ситуация была схожа с Калмыкией. Поэтому А.УБадмаев выезжает в Северную Осетию, где была наиболее прочная полиграфическая база и должным образом готовились специалисты, налаживает контакты с коллегами, договаривается о сотрудничестве, с присущей ему скрупулезностью изучает опыт их работы, который впоследствии использует в своей республике. В этот же период в сотрудничестве с Союзом писателей СССР в республике проводится работа по воссозданию Союза писателей Калмыкии, образуется оргкомитет, в который вошли секретарь обкома партии Б.О.Джимбинов, поэты Л.О.Инджиев, С.К.Каляев, Д.Н.Кугультинов, А.И.Сусеев. Оргкомитет провел большую работу по сплочению писательских сил республики, подготовке и изданию их произведений. На протяжении 13 лет лишенные возможности общаться, публиковаться, заниматься творчеством писатели и поэты Калмыкии, как и все население, были полны энтузиазма, радостных порывов, творческих замыслов. На заседании Союза писателей Калмыкии было принято важное решение об издании альманаха «Теегин герел» («Свет в степи»), что способствовало развитию творческого потенциала республики.

В 1958 году состоялся первый Всероссийский съезд писателей, в котором приняла участие калмыцкая делегация во главе с секретарем обкома КПСС Б.О. Джимбиновым, талантливым журналистом, писателем, лектором-международником. А.У Бадмаев высоко ценил вклад Б.О.Джимбинова в восстановление и развитие республики, отмечал его принципиальную позицию в отстаивании интересов Калмыцкой области в то сложное время. До начала работы писательского съезда А.УБадмаев неоднократно выезжал в Москву, участвовал в совещаниях по подготовке писательского форума, слушал выступления крупнейших деятелей культуры страны. Это, несомненно, расширяло его возможности в понимании проблем развития культуры, деятельности творческих союзов, задач, стоящих перед ними. В апреле 1958 г. А.У Бадмаева направляют на стажировку в отдел оргпартработы бюро ЦК по РСФСР, что позволяет ему на другом уровне, со стороны взглянуть и проанализировать работу в Калмыцкой области, приобрести новый опыт. В июле 1958 года Калмыкия приобретает статус республики, отныне она вновь именуется Калмыцкой АССР.

В 1959 г. начинается новый этап в жизни и деятельности А.УБадмаева, его назначают на должность министра культуры Калмыцкой АССР. Поле деятельности его стремительно расширялось. К сентябрю 1958 года в Калмыкии были организованы Госу -дарственный Калмыцкий национальный ансамбль песни и пляски, творческая часть которого состояла из 27 человек, открыты детская музыкальная школа на 50 учащихся и республиканская библиотека, восстановлен Калмыцкий драматический театр.

Все это требовало наполнения содержанием - обеспечения кадрами специалистов, создания материально-технической базы, приобретения оборудования, решения вопросов финансирования и т.д. С первых шагов своей работы в качестве министра он стал работать над решением этих задач. Между тем, приближались торжества, посвященные 350-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Недавно созданные творческие коллективы под руководством министерства культуры в ударном темпе готовились к юбилею, на который съезжались высокие гости из различных регионов страны. Празднование состоялось 22-23 августа 1959 г. при огромном стечении народа на стадионе, где была сооружена концертная площадка и трибуны. Всеобщее ликование вызвало награждение Калмыцкой АССР орденом Ленина за успехи в хозяйственном и культурном строительстве. Концерты, подготовленные в основном силами художественной самодеятельности, проходили под бурный восторг вернувшихся из ссылки калмыков, надолго отлученных от своей национальной культуры.

После юбилейных торжеств, проанализировав состояние культуры в республике, А.У. Бадмаев вместе со своими коллегами с присущей ему тщательностью разрабатывает план действий и программу дальнейшего возрождения и культурного строительства в Калмыкии. Одной из важных черт его характера было умение советоваться со знатоками калмыцкой культуры, с компетентными в этой сфере людьми, что позволяло принимать правильные и эффективные решения. В конце 1959 г. с пакетом документов он выезжает в министерство культуры России с тем, чтобы мероприятия по развитию культуры, в том числе финансирование отрасли были включены в план министерства культуры России. Конечно, ему пришлось побывать во многих кабинетах, начиная с федерального министра А.И.Попова и дойдя до сотрудников отделов ведомства, объясняя, доказывая, убеждая, вплоть до того, что иным приходилось рассказывать о том, где находится республика, ведь в период ссылки наименование «Калмыкия» было уничтожено со всех карт и справочников страны. Бадмаев А. У. общался с работниками аппарата, привлекая их в союзники по реализации планов развития культуры Калмыкии. Он побывал в Центральном Доме народного творчества и познакомился с его директором Л.Я.Алексеевой, в Союзе композиторов РСФСР, в вузах культуры. Все это позволило Алексею Урубжуровичу за короткий срок найти поддержку в Москве непосредственно у руководителя ведомства, министра Попова А.И., который с пониманием отнесся к проблемам культурного строительства в Калмыкии и дал ряд поручений подчиненным по оказанию конкретной помощи республике. Конечно, деятельность А.УБадмаева в эти годы была сопряжена с преодолением многих трудностей. Однако постепенно создавалась и расширялась материальная база культуры, ускоренными темпами шла подготовка национальных кадров по всем направлениям культурного строительства, дальнейшее развитие получает работа творческих союзов. Огромная заслуга А.УБадмаева состоит в том, что он сумел привлечь к сотрудничеству многих известных деятелей культуры и искусства России. Это были люди со своей организаторской и творческой жилкой, со своим видением проблем развития уникальной культуры калмыков, бережным отношением к ней. Среди них были М.О.Грачев, М.Л.Тритуз, Л.Н.Александров, Д.В.Сычев, Я.Абрамис, А.А.Самсония, Н.К.Волькович, внесшие неоценимый вклад в реализацию культурной политики государства в республике, в возрождение, сохранение и развитие культуры калмыцкого народа. Благодаря их самоотверженной работе и труду их талантливых питомцев состоялись первые выступления Калмыцкого Государственного ансамбля песни и пляски «Тюльпан», артистов Калмыцкого драматического театра, коллективов

художественной самодеятельности в лучших концертных залах Москвы, в том числе Кремлевском Дворце, Колонном зале Дома Союзов, на ВДНХ, прошли выставки художников и др. Участникам этих концертов, руководству республики было важно доказать, что, несмотря на годы депортации, народ сумел сохранить свою культуру, что талантами полнится калмыцкая земля. И у них это успешно получилось.

Деятельность А.УБадмаева в сфере культуры продолжалась в общей сложности более десяти лет, и еще десять лет в должности заместителя председателя правительства Калмыцкой АССР он продолжал осуществлять руководство культурой, но уже на новом уровне, занимаясь также результативно вопросами здравоохранениями, образования, науки республики. Следует отметить, что все годы неутомимой деятельности Бадмаева А.У главной заботой было сохранение самобытной и неповторимой культуры народа. Важной работой он считал собирание, фиксацию и изучение устного народного творчества, старинного песенного, музыкального, танцевального фольклора калмыков и всячески поощрял деятельность республиканского Дома народного творчества в этом направлении.

В результате подвижнического труда А.УБадмаева было подготовлено не одно поколение профессиональных кадров практически во всех отраслях культуры и искусства Калмыкии. Он сумел добиться того, чтобы талантливая молодежь республики обучалась в лучших учебных заведениях культуры, проходила стажировку у именитых педагогов. Так, при Ленинградском государственном институте театра и кино была открыта калмыцкая студия, ряд талантливых молодых людей был направлен на учебу по льготному набору в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я.Вагановой, Ростовское музыкальное училище, Казанскую и Саратовскую консерватории, Ленинградское художественно-промышленное училище им. Мухиной, в Московский институт культуры и др. После окончания учебы, вернувшись домой, они стали цветом калмыцкой культуры и искусства, ее гордостью. В начале своей карьеры певицы Валентина Гаряева и Валентина Ильцаранова проходили стажировку в мастерской народной артистки России Ирмы Яунзем. В Элисте были открыты музыкальное училище и культпросветучилище, курсы повышения квалификации культработников различного профиля, что дало возможность обеспечить специалистами сельские, районные культурные учреждения, детские музыкальные школы, активно развивать художественную самодеятельность, приобщать к духовным ценностям население республики.

На вечере памяти, посвященном 100-летию А.УБадмаева, 14 декабря 2021 г. один из тех, кого Алексей Урубджурович направлял на учебу в хореографическое училище им. Вагановой, художественный руководитель Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» П.Т.Надбитов, говоря об А.УБадмаеве, отметил, что он был «мудрый и дальновидный руководитель, мыслил широко и масштабно». С этим можно только согласиться. И то обстоятельство, что Бадмаеву А.У удалось так много сделать в становлении и развитии культуры Калмыкии, свидетельствуют не только о его эрудиции и таланте организатора, но и о необыкновенной работоспособности и организованности, доброжелательности и отзывчивости, чуткости и личном обаянии. Люди, работавшие с А.УБадмаевым, сохранили о нем безграничное уважение и память по сей день.

Список литературы

1. Алексеева Г. Д. Историческая наука России в поисках новых концепций // Историческая наука в России в XX веке. - М.: Науч.-изд. центр «Скрипторий», 1994. - 561 с.

2. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. - М.: Политиздат, 1975. - 128 с.

3. Бадмаев А.У «Возрожденная культура». - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2006. - 166 с.

4. Басангов И.Н. Сибирская школа (Очерки, воспоминания документы). - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. - 124 с.

5. Востряков Л.Е. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поиск новой управленческой парадигмы. - М.: Институт социологии РАН, 1996. - 112 с.

6. История Калмыкии с древнейших времён до наших дней: в 3-х т. Элиста: ГУ «Издательский дом Герел», 2009 - 751 с.

7. Ким М.П. Проблемы теории и истории реального социализма. - М.: Высшая школа, 1983. - 263 с.

8. Красовицкая Т.Ю. Власть и культура: исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством. - М.: Наука, 1992. - 298 с.

9. Манджиева Н.Т. Художественная культура Калмыкии: Проблемы истории и типологии: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2004. - 22 с.

10. Митяева О.И. История и проблемы отечественной культуры в XIX - первой трети XX века. - Уфа: Издательство ВЭГУ, 1994. - 99 с.

11. Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. - 136 с.

12. Номогоева В.В. Бурятия в 1920-1930-е гг.: опыт социально-культурной модернизации. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2011. - 280 с.

13. Очирова Н.Г. Основные направления государственной политики Республики Калмыкия по сохранению историко-культурного наследия в постсоветский период // Научная мысль Кавказа. -2018.- № 4 (96). - С. 62-67.

14. Очирова Н.Г. Калмыкия в пространстве российско-монгольских отношений в XX - начале XXI в.: историко-культурный аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2021. - Т. 26. - №5. - С. 191-201.

15. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма / Ред. коллегия: Д.А.Чугаев, И.К.Илишкин и др. - Москва: Наука, 1970. - 431 с.

16. Санджиев Н.Д. Этнокультурные факторы развития современной Калмыкии: автореферат дис... кандидата культурологии: 24.00.01 / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2002. - 18 с.

17. Соловьев А.И. Культура власти. - М.: ТОО «Николь», 1992. - 141 с.

18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» // https://base.garant.ru/6331042/ (дата обращения 01.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.