Научная статья на тему 'ВКЛАД РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАЗВИТИЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ: ПРОФЕССОР ПАШКОВ Б.К. (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

ВКЛАД РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАЗВИТИЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ: ПРОФЕССОР ПАШКОВ Б.К. (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.К. ПАШКОВ / КАЛМЫКОВЕДЕНИЕ / НАУКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЛМЫЦКИЙ ПЕДИНСТИТУТ / КАЛМЫЦКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Очирова Нина Гаряевна

Статья посвящена исследованию жизни и деятельности крупнейшего советского востоковеда, профессора Б.К.Пашкова, посвятившего многие годы своей жизни становлению и развитию науки и высшего образования Калмыкии, подготовке национальных кадров для республики в контексте непростого времени, в котором проходила его жизнь. Многообразие научных интересов ученого, новаторство в работах сочетались с достижениями восточной и российской лингвистики. Отмечается выдающийся вклад ученого в развитие национальной культуры калмыцкого народа, в развитие науки и высшего образования республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE RUSSIAN INTELLIGENTSIA TO THE DEVELOPMENT OF SCIENCE AND HIGHER EDUCATION KALMYKIA: PROFESSOR PASHKOV B.K. (130TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

The article is devoted to the study of the life and work of the famous Soviet orientalist Professor B.K. Pashkov. Pashkov B.K. devoted many years of his life to the formation and development of science and higher education in Kalmykia, training of national personnel for the republic in the context of the dramatic period in his life. The diversity of his scientific interests and innovation in his works reflect the achievements of Eastern and Russian linguistics. The article outlines the outstanding contribution of the scientist to the development of the national culture of the Kalmyk people and to the development of science and higher education of the republic.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАЗВИТИЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ: ПРОФЕССОР ПАШКОВ Б.К. (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

УДК 93/94 DOI: 10.53315/1995-0713-2021-52-4-31-38

ББК 63.3

Н.Г. Очирова

Южный научный центр РАН

ВКЛАД РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАЗВИТИЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ: ПРОФЕССОР ПАШКОВ Б.К.

(К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН № гр. проекта АААА - А19 - 119011190182-8.

Статья посвящена исследованию жизни и деятельности крупнейшего советского востоковеда, профессора Б.К.Пашкова, посвятившего многие годы своей жизни становлению и развитию науки и высшего образования Калмыкии, подготовке национальных кадров для республики в контексте непростого времени, в котором проходила его жизнь. Многообразие научных интересов ученого, новаторство в работах сочетались с достижениями восточной и российской лингвистики. Отмечается выдающийся вклад ученого в развитие национальной культуры калмыцкого народа, в развитие науки и высшего образования республики.

Ключевые слова: Б.К. Пашков, калмыковедение, наука, высшее образование, Калмыцкий пединститут, калмыцкое отделение, национальные кадры.

N.G. Ochirova

Southern Scientific Center of RAS

THE CONTRIBUTION OF THE RUSSIAN INTELLIGENTSIA TO THE

DEVELOPMENT OF SCIENCE AND HIGHER EDUCATION KALMYKIA: PROFESSOR PASHKOV B.K.

(130th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

The article is devoted to the study of the life and work of the famous Soviet orientalist Professor B.K. Pashkov. Pashkov B.K. devoted many years of his life to the formation and development of science and higher education in Kalmykia, training of national personnel for the republic in the context of the dramatic period in his life. The diversity of his scientific interests and innovation in his works reflect the achievements of Eastern and Russian linguistics. The article outlines the outstanding contribution of the scientist to the development of the national culture of the Kalmyk people and to the development of science and higher education of the republic.

Key words: B.K. Pashkov, Kalmyk studies, science, higher education, Kalmyk Pedagogical Institute, Kalmyk Department, National cadres.

Первые научные исследования изучения калмыцкого народа появились в связи с предпринятыми Российской академией наук академическими экспедициями, хотя и до этого история и культура калмыков привлекала внимание как чиновников царской администрации, так и отдельных исследователей. В связи с открытием кафедры монгольского языка в Казанском университете монголоведение и калмыковедение получили новый импульс в развитии. Выдающийся вклад в развитие этих направлений отечественного востоковедения внесли Н.Я. Бичурин (о.Иакинф) [3], Г.С.Лыткин [8], А.М.Позднеев [14], исследовавшие историю и духовную культуру калмыцкого народа,

вопросы народного образования, христианизации, функционирования буддийских институтов. В конце XIX - начале ХХ века появились научные работы представителей калмыцкой интеллигенции М.В.Бадмаева [1], Номто Очирова [9] и др. В советский период опубликованы труды профессора Н.Н.Пальмова, ставшие ценнейшим источником знаний по истории калмыцкого народа.

Среди тех, кто внес неоценимый вклад в становление, развитие науки и высшего образования Калмыкии, в подготовку национальных научных кадров, мы с благодарностью вспоминаем имя выдающегося востоковеда, видного общественного деятеля, профессора Бориса Климентьевича Пашкова. Он родился 21 июля 1891 г. в бедной крестьянской семье в д. Ермоловка Саранского уезда Пензенской губернии, был, что называется, из самой гущи российского народа. Казалось бы, это достаточно далеко от Калмыцких степей, но совершенно неожиданным образом его судьба переплелась с судьбой калмыцкого народа. Весьма знаково, что Бориса Климентьевича в некоторых источниках, например, в Википедии, называют «калмыцкий ученый». Исследовав богатую событиями и насыщенную научной и педагогической деятельностью жизнь ученого, мы убеждаемся в том, что, несмотря на это, он был всегда открыт для сотрудничества с научными и образовательными учреждениями нашей республики, для взаимодействия и общения с учеными Калмыкии, с молодыми своими последователями, с которыми он многие годы вел переписку и сохранял теплые дружеские отношения. Б.К.Пашков был одним из крупнейших советских специалистов в области китайского, японского, монгольского, калмыцкого языков, был в числе создателей Всероссийской научной ассоциации востоковедов нашей страны. С его именем связано открытие многих кафедр, отделений, научно-исследовательских центров в различных регионах нашей страны востоковедного направления, в частности, он являлся основателем иркутского китаеведения. Вместе с тем его жизни и деятельности посвящено небольшое количество публикаций, достаточно скромных по объему, в основном связанных с памятными датами. Среди них работы Л.Р.Концевича [7], А.А.Хаматовой [16], П.Е.Скачкова [15], В.Г.Дацышена [5], а также сборник статей, посвященный памяти профессора Б.К.Пашкова «Характерологические исследования» [17], ответственным редактором которого является Ю.В.Рождественский. Имя ученого вошло в биобиблиографический справочник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН [2]. Известный сибирский историк В.Г.Дацышен в своей статье «Борис Климентьевич Пашков. Выдающийся русский синолог и основатель иркутского университетского китаеведения» [6] справедливо отмечает, что вклад Б.К.Пашкова в отечественное и мировое китаеведение «недостаточно оценен». Автор статьи обращает внимание, что в вышедших в последние годы двух томах воспоминаний российских китаистов имя Б.К.Пашкова не упоминается. Конечно, наша публикация не восполнит этот пробел в отечественной востоковедной истории, но в определенной степени напомнит сегодняшнему поколению о людях, которые стояли у истоков культурного строительства Калмыкии, преданно служили избранному делу, чистотой своих помыслов и свершений укрепляли и наполняли жизнь людей новыми знаниями и новыми смыслами. Следует отметить, что памятная дата -130-летие со дня рождения ученого - отмечена специальным выпуском о жизни и деятельности выдающегося ученого и большого, искреннего друга калмыцкого народа профессора Б.К.Пашкова на сайте Калмыцкого госуниверситета им. Б.Б.Городовикова.

Путь в большую науку будущего ученого начинался с поступления в 1902 г. в духовное училище, а затем - в Пензенскую духовную семинарию. В 1913 г. после окончания учебы, как один из успешных семинаристов, Б.К.Пашков был рекомендован

для поступления в Казанскую духовную академию, но он выбрал для дальнейшего получения образования Восточный институт (г. Владивосток), который был вторым высшим учебным заведением в Азиатской России. Став студентом, он с большим усердием занимался на двух отделениях - манчжуро-китайском и японо-китайском. Учителями Б.Пашкова были крупные ученые-востоковеды, профессора П.П.Шмидт, А.В.Рудаков, И.В.Кюнер, Е.Г.Спальнин и др. Вместе с Б.К.Пашковым в те годы проходили обучение, но курсами старше, В.Ф.Михайловский, Б.И.Панкратов и другие известные ученые, ставшие впоследствии выдающимися синологами и внесшие значительный вклад в отечественное и мировое востоковедение.

После завершения учебы в институте Б.К.Пашков принимает решение остаться и продолжить обучение, оформившись вольнослушателем, что говорило о целеустремленности молодого человека и его желании получить основательные знания по восточным языкам. Наряду с изучением корейского языка под руководством профессора Г.В. Подставкина, он успешно занимается и полностью завершает обучение на монгольско-калмыцко-китайском отделении. Эти годы в жизни молодого ученого отмечены выходом в свет первой его статьи «К характеристике отношений Японии к европейцам в период знакомства».

Начиная с 1915 по 1917 гг. он преподает китайский язык в специальных классах Владивостокского коммерческого училища и латинский язык в мужской прогимназии им. М.В.Сибирцевой. Позже он организовывает вечерние курсы для рабочих при 14-ом городском начальном училище.

Плодотворной и результативной, насыщенной идеями и их воплощением была научно-педагогическая деятельность начинающего ученого в Иркутском университете, куда он в 1919 г. был приглашен советом профессоров вуза в качестве заведующего кафедрой китайского языка. Здесь впервые за пределами Китая в университетской практике нашей страны молодой китаист читает лекции по курсу байхуа. Наряду с этим, Б.К.Пашков исполняет обязанности заведующего кафедрой японского языка, ведет факультативный курс маньчжурского языка, создает кафедру монгольских языков, ставшую прообразом будущего Бурятского педагогического института. Именно в Иркутском университете раскрывается талант молодого Б.К.Пашкова как умелого организатора вузовского образовательного процесса и компетентного преподавателя восточных языков. В 1923 г. в жизни молодого ученого Б.К.Пашкова происходят важные события, он становится профессором и заведующим кафедрой китайского литературного языка в Дальневосточном университете (г. Владивосток). Курсы «История и анализ китайской письменности», «Сравнительная фонетика китайских диалектов» и другие, которые читал профессор Пашков Б.К., всегда вызывали живой интерес у студентов, по сути, он был ведущим специалистом по странам Дальнего Востока во вновь созданном Иркутском вузе. Здесь вместе с коллегами они создали Кабинет китайского языка, ставший существенным учебно-вспомогательным подразделением на Восточном отделении. Кроме того, Б.К.Пашков разработал и выпустил учебное пособие для студентов [10]. В 1925 г. в Пяньцзине была издана другая работа ученого - обширная политико-экономическая хрестоматия на китайском языке (около 30 п.л.), которая пользуется большим спросом и в наши дни как ценное издание, посвященное актуальным проблемам советско-китайских отношений, так и в плане изучения языковой стилистики. Необходимо отметить, что профессиональное становление Б.К.Пашкова происходило в условиях радикальных перемен в жизни российского общества, на крутом изломе отечественной истории, на фоне невиданных потрясений, борьбы двух систем за власть. Молодой ученый, будучи выходцем из

бедных слоев населения, всецело поддержал большевиков и был в числе первых красных профессоров советской Сибири. Так, в его личных документах было указано «с 1915 не служил, беспартийный, сын крестьянина» [4]. В 1925 г. Пашков Б.К. впервые едет в Китай, сопровождая студентов института в качестве руководителя языковой практики и продолжения своих исследований в области байхуа. По возвращении из командировки ученый направляется на работу в Московский институт востоковедения им. Нариманова, в котором читает курс байхуа. Параллельно проводит занятии у аспирантов в Институте этнических и национальных культур народов Востока, читает лекции о культурных связях между Китаем и Японией, о революционных процессах в литературной сфере Китая, о монгольском алфавите и другие. В 1928 г. Б.К.Пашков заканчивает фундаментальный труд, посвященный анализу важнейших вопросов самобытности и древности китайской иероглифики «Происхождение и развитие китайской иероглифической письменности» (35 п.л.).

Масштабные преобразования векового уклада жизни охватили все территории молодого Советского государства. Власть большевиков в условиях, когда большинство населения не умело ни читать, ни писать, выдвинула задачу создания новой образовательной системы и всеобщей грамотности. Для выполнения этой задачи в национальные окраины России направлялись лучшие интеллектуальные силы страны. В рамках реализации этой грандиозной задачи большевистской партии в 1930 г. профессор Б.К.Пашков был назначен руководителем калмыцкого отделения Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. И с этого времени на протяжении более 40 лет жизнь ученого и его научно-педагогическая деятельность были тесно связаны с судьбой калмыцкого народа, со становлением науки и высшего образования в молодой автономной республике, представителями национальной интеллигенции. Калмыцкий народ, создавший в 1920 г. свою автономную государственность, постепенно адаптировался к новой жизни. Культурная революция в Калмыкии начиналась с борьбы за элементарную грамотность, без этого нельзя было мечтать о научных знаниях. Однако уже тогда в решениях Первого съезда калмыцкого народа говорилось о создании специального «центра, объединяющего, направляющего научно-культурную работу в степи», об издании научно-популярной литературы. Эти решения можно рассматривать как веху, обозначившую постепенное перемещение калмыковедческих исследований туда, где они могли со временем найти, по мере подготовки национальных научных кадров, наиболее питательную среду и широкую перспективу. Прообразом будущего научного центра стал архивно-музейный отдел при ЦИК Калмыцкой автономной области, которым руководил до 1934 г. профессор Н. Н.Пальмов, сыгравший важную роль не только в разработке калмыцкой истории, но и в деле организации науки в республике. С конца 20-х гг. роль научно-организационного центра переходит к созданной в Саратовском государственном университете кафедре калмыковедения с филологическим, историческим и экономическим секторами. Это бурное время характеризовалось в Калмыкии острым дефицитом кадров учителей, врачей. Практически во всех сферах жизнедеятельности автономной области нужны были квалифицированные специалисты. В регионе шла борьба с ликвидацией неграмотности, осуществлялся план обоседления калмыцкого населения, решались и другие безотлагательные меры большевиков по культурному строительству в автономной области. Открытие в 1932 г. калмыцкого отделения явилось важным началом становления науки и высшего образования в Калмыкии, крупным событием в культурной жизни автономной области. В числе первых студентов калмыцкого отделения при СГУ, у которых с первых шагов и до завершения учебы куратором и

заботливым наставником являлся профессор Пашков, были ставшие впоследствии активными проводниками культуры, известными деятелями науки и образования Калмыкии Б.Б.Бадмаев, Б.Ш.Болдырев, Л.Б.Бембеев, С.Л.Котвинов, С.К.Каляев, Т.К.Кичиков, Н.Б.Закостинов, И.М.Мацаков, Б.А.Муниев, УУОчиров, Д.А.Павлов, Б.С.Санджиев, Н.Ш.Ташнинов и др. В процессе деятельности калмыцкого отделения в гг. Саратове и Астрахани, проведения научно-организационных мероприятий профессор Б.К.Пашков вместе со своими соратниками планомерно проводил курс на исследование и решение как теоретических, так и практических проблем калмыцкого языкознания и литературоведения, совершенствование учебных программ, научно-методических комплексов, организации выпуска, подготовку и издание учебников для национальных школ и классов.

С целью разработки и развития единого национального литературного языка калмыцкого народа профессором Б.К.Пашковым в 1932-1933 гг. была предпринята и успешно проведена лингвистическая экспедиция в Приволжский, Сарпинский и другие улусы автономной области. В результате экспедиционной работы стало возможным наиболее полное изучение лексического состава языка, его диалектов, сбор материалов устного народного творчества. Материалы экспедиции легли в основу разработки научной терминологии, орфографии и других вопросов национального языкового строительства. Следует отметить, что в дореволюционный период калмы-коведческие исследования не носили планомерного и систематического характера. Профессор Б.К.Пашков, имея колоссальный опыт и знания в области восточного языкознания, внес неоценимый вклад в разработку теории и практики языкового строительства национальных языка, способствовал созданию условий для дальнейшей успешной деятельности ученых в области языкознания. Ощутимыми успехами отмечена деятельность профессора Пашкова Б.К. В 1935 г. Б.К.Пашков перешел из Астраханского пединститута в научно-исследовательский институт национальностей (Москва), где руководил подготовкой аспирантов из корейцев, бурят и калмыков. С 1937 по 1941 гг. он вновь работает профессором и заведующим кафедрой китайского языка в Московском институте востоковедения им. Нариманова, а с 1943 г. - в Институте языка и письменности АН СССР, где заведует сектором языков народов Севера. В 1950 г. Б.К.Пашков защищает докторскую диссертацию на тему «Синтаксис маньчжурского простого предложения» (в 3-х частях), которая не только явилась теоретическим исследованием в вопросах маньчжурского синтаксиса, но и стала востребованным научно-практическим пособием.

В годы Великой Отечественной войны профессор Б.К.Пашков продолжает свою научную и научно-педагогическую деятельность в Институте языка и письменности, руководит кафедрой дальневосточных языков в Институте внешней торговли. В августе 1951 г. решением Президиума АН СССР Б.К.Пашкова переводят в Институт востоковедения АН СССР. Здесь он завершает монографию «Пекинское наречие и его роль в развитии общенародного китайского языка» (25 п.л.). В этом фундаментальном труде исследователь излагает ряд весьма ценных положений по вопросам китайской письменности и диалектологии. В 1955 г. профессору Б.К.Пашкову поручают руководство группой по написанию маньчжурского (Цицикарского) архива в Центральном государственном архиве древних актов. В процессе работы ученым была выявлена документация на маньчжурском языке по истории ранних русско-китайских отношений. Это был период в жизни страны, связанный с началом совместных изысканий ученых СССР и КНР в области языкознания, этнологии, истории и т.д. Именно к этому историческому

времени широкомасштабного сотрудничества двух стран - СССР и Китая - относится возвращение в 1956 г. профессора Б.К. Пашкова в Институт востоковедения АН СССР, где он продолжает основательно заниматься исследованиями в области истории русско-китайских отношений. В целях налаживания контактов и организации совместного сотрудничества, обмена опытом работы в составе делегации Института востоковедения АН СССР в 1956 г. ученый совершает поездку в Китайскую Народную Республику.

После восстановления Калмыцкой АССР и возвращения калмыцкого народа из незаконной депортации в 1957 г. профессор Пашков Б.К. восстанавливает с республикой прерванную ссылкой связь и в числе первых представителей научной интеллигенции страны приезжает в Калмыкию, принимает активное участие в восстановлении научных и образовательных учреждений республики, в подготовке национальных кадров высшего звена в образовательной и научной сфере. Б.К.Пашков по совместительству работает на калмыцком отделении Ставропольского педагогического института, где через 13 лет он тепло встречается со своими бывшими учениками и коллегами Б.Б.Бадмаевым, С.К.Каляевым, А.Ш.Кичиковым, И.М.Мацаковым, УУОчировым, а также знакомится с новым поколением калмыцких студентов, которые обучались на филологическом факультете. Ряд выпускников после получения высшего образования связали свою жизнь с научной деятельностью и были аспирантами Бориса Климентьевича, частыми и желанными гостями в его доме в Москве. Среди них были А.В.Бадмаев, Г.Ц.Пюрбеев, Э.УБардаев, Б.Б.Оконов, А.Л.Каляев, Н.Н.Джамбинова, Р.А.Мусова, Н.Н.Убушаев, В.П.Дарбакова, Б.Б.Лиджиева, М.УМонраев, С.Э.Лиджи-Горяева и другие, достойно продолжившие дело своего Учителя, работая преподавателями и профессорами в Калмыцком госуниверситете, исследователями в Калмыцком научном центре РАН (КИГИ РАН), других научно-исследовательских учреждениях республики и за ее пределами. Свою научно-педагогическую деятельность профессор Б.К.Пашков в этот трудный организационно-восстановительный период успешно совмещал с работой директора Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории (КалмНЦ) в г. Элисте, в создании которого в 1941 г. принимал самое деятельное участие. Эту должность ученый занимает до прихода на эту работу в 1958 г. своего талантливого ученика - доктора филологических наук И. К. Илишкина.

Неоценима помощь, оказанная Б.К.Пашковым в 1960-1970-х гг., в подготовке высококвалифицированных кадров учителей калмыцкого языка и литературы в Калмыцком педагогическом институте, который был воссоздан в Элисте в 1964 г. Ученый регулярно приезжал и читал лекции, вел спецкурсы у студентов калмыцкого отделения по самым сложным и актуальным вопросам калмыцкого языкознания, участвовал в разработке программ, вузовских учебников и методических пособий. Одной из главных задач в высших учебных заведениях профессор считал качественную подготовку молодых специалистов, поэтому, где бы он ни работал, несмотря на огромный опыт и энциклопедические знания, всегда стремился к повышению эффективности своих занятий со студентами и аспирантами. За многие годы своей научной научно-педагогической деятельности Б.К.Пашков подготовил десятки ученых различных национальностей - кандидатов и докторов наук, к коим совершенно справедливо причисляют себя многие известные ученые Калмыкии, которые трудились и трудятся в разных регионах нашей страны и в таких странах, как Китай, Монголия, КНДР и др. Долгие годы он был членом Экспертной комиссии ВАК, активно занимался делами Всероссийской ассоциации востоковедения, будучи основателем Иркутского регионального отделения и ее первым руководителем.

Круг научных интересов Б.К.Пашкова был весьма обширен. Его перу принадлежит около 50 научных трудов, среди них теоретические исследования и работы, посвященные насущным проблемам гуманитарной науки востоковедческого направления. Это такие работы, как «Основные этапы в развитии китайского языка» [11], «Маньчжурский язык» [12], «Старокалмыцкая письменность - выдающееся культурное наследие калмыцкого народа» [13] и др. К сожалению, многое из богатого творческого наследия профессора Б.К.Пашкова все еще остается не опубликованным, не доступным для широкой научной аудитории. Сам же Борис Климентьевич из-за частых поездок в регионы, чрезвычайной занятости и необычайной скромности никогда не обращался в высокие инстанции для опубликования своих трудов. Таким образом, научное творчество профессора Пашкова Б.К. многогранно и энциклопедично. Борис Климентьевич был открытым человеком, готовым всегда прийти на помощь другим, исключительно щедрым и доброжелательным. Это проявлялось не только в дружбе, но и в отношении к молодым коллегам, обучавшимся в Москве, которым он считал необходимым помогать, делясь своей зарплатой. Об этом автору данной статьи рассказывали ученые Андрей Васильевич Бадмаев, Николай Надбитович Убушаев, которые, как и другие калмыцкие аспиранты, получали у Бориса Клименьевича именную, как они называли, «пашковскую» стипендию. Как вспоминают его ученики, двери дома профессора всегда были открыты для калмыцких друзей и коллег и их детей. Об этом в своих воспоминаниях пишут профессора Б.Б.Бадмаев, М.П.Иванов и др. Б.К.Пашков обладал большими организаторскими способностями, высокой ответственностью и личным обаянием. Он неизменно пользовался высоким авторитетом и уважением тех, кто по роду своей деятельности сотрудничал с ним или сталкивался в обыденной жизни. К сожалению, время неумолимо движется вперед и все меньше людей, кто знал профессора Б.К.Пашкова лично и лично общался с ним, но осталась память о нем, отраженная в воспоминаниях его калмыцких коллег и друзей, его богатое творческое наследие, востребованное новыми поколениями молодых калмыцких ученых, студентов-калмыковедов, монголоведов, китаистов.

Плодотворное сотрудничество ученого с калмыцкими коллегами продолжалось вплоть до ухода Бориса Климентьевича Пашкова из жизни. Он скончался в Элисте 1 сентября 1970 г., был похоронен на Введенском кладбище г. Москвы. Память о выдающемся ученом, профессоре Б.К.Пашкове увековечена в названии одной из улиц г. Элисты.

За выдающийся вклад в развитие национальной культуры калмыцкого народа, высшего образования, в подготовку квалифицированных специалистов в августе 1959 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР профессору Пашкову Борису Климентьевичу было присвоено звание Залуженного деятеля науки РСФСР. Награда была вручена ученому в дни празднования 350-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.

Список литературы

1. Бадмаев М.В. Букварь. Казань, 1982; Бадмаев М.В. Первоначальный учебник русского языка. - Казань, 1982.

2. Библиографический справочник / Ученые Калмыцкого института гуманитарных исследований. (Юбилейное издание). - Элиста: АПП «Джангар», 2001. - 440 с.

3. Бичурин Н.Я. (о. Иакинф) Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. СПб, 185; Он же. Статистическое описание Китайской империи. Ч.1-2. СПб, 1841-42 и др.

4. ГАПК. Ф. Р-117. Оп. 3. Д. 65 Л.32.

5. Дацышен В. Г. История русского китаеведения 1917-1945. - М.: Весь мир, 2015. - 352 с.

6. Дацышен В.Г. Борис Климентьевич Пашков. Выдающийся русский синолог и основатель иркутского университетского китаеведения // Готлибовские чтения: Азиатско-Тихоокеанский регион в контексте глобального развития. - 2017. - С. 83-95.

7. Концевич Л.Р. К 70-летию со дня рождения проф. Б.К. Пашкова // Народы Азии и Африки. 1962. № 1. - С. 214.

8. Лыткин Г.С. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе/ сост. А.В. Бадмаев. - Элиста, 1969.

9. Очиров Н. Джангар. Репертуар Ээлян Овла. Оригинал записи Н.Очирова. 1908. 10 песен «Джангара» // Архив РАН. Личный фонд Вл. Котвича №761. Оп. 2. Д. 8; Избранные труды Н. Очирова. - Элиста, 2002. и др.

10. Пашков Б.К. Пу Сун-лин «Сихуджу». Рассказ. Пособие при изучении китайского языка /разговорного и литературного/. - Иркутск, 1920) [Великий Октябрь ...,] 1988. - 167 с.

11. Пашков Б.К. Основные этапы в развитии китайского языка. - Владивосток: ДВГУ, 1926. - 16 с. (Труды ДВГУ - Серия VI. - Вып.1.)

12. Пашков Б.К. Маньчжурский язык. - М.: Изд. вост. лит., 1963.

13. Пашков Б.К. Старокалмыцкая письменность - выдающееся культурное наследие калмыцкого народа // 320 лет старокалмыцкой письменности. - Элиста, 1970. -С. 13-21.

14. Позднеев А.М. Памятники исторической литературы астраханских калмыков в подлинном калмыцком тексте. - СПб, 1885; Он же, Калмыцкая хрестоматия. СПб., изд. 1-е, 1982; изд. 2-е, 1907; изд.3-е, 1915 и др.

15. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. - М.: Наука, 1979. -С. 285-286, 308, 319, 339, 348. - 505 с.

16. Хаматова А. А. Восточный институт ДВГУ - центр востоковедного образования на Дальнем Востоке России // Изв.Вост.Инст. 1999. №5. - С 37.

17. Характерологические исследования». [Сб. ст. посвящ. памяти проф. Б. К. Пашкова] Отв. ред. Ю.В. Рождественский. - М.: Наука, 1971. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.