Научная статья на тему 'Восстановление обесцененных вкладов граждан как социально-политический и антикризисный фактор'

Восстановление обесцененных вкладов граждан как социально-политический и антикризисный фактор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЕСЦЕНЕННЫХ ВКЛАДОВ / АНТИКРИЗИСНЫЙ ФАКТОР / ДОЛЛАРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов С. К.

Рассматриваются проблемы восстановления вкладов, обесцененных в ходе реформы цен, как необходимая мера для восстановления и укрепления доверия граждан к государству и банковской системе, а также антикризисный, антиинфляционный фактор и стимул к дедолларизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление обесцененных вкладов граждан как социально-политический и антикризисный фактор»

УГРОЗЫИ БЕЗОПАСНОСТЬ

10 (67) - 2010

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЕСЦЕНЕННЫХ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И АНТИКРИЗИСНЫЙ ФАКТОР

С. К. СЕМЕНОВ,

доктор экономических наук, доцент, ведущий инженер отдела анализа инвестиций Тел.: 8 (8512) 25-16-64 Инженерно-технический центр ООО «Газпром добыча Астрахань»

Рассматриваются проблемы восстановления вкладов, обесцененных в ходе реформы цен, как необходимая мера для восстановления и укрепления доверия граждан к государству и банковской системе, а также антикризисный, антиинфляционный фактор и стимул к дедолларизации экономики.

Ключевые слова: банковская система, экономический кризис, восстановление обесцененных вкладов, антикризисный фактор, долларизация экономики.

Вследствие инфляции в начале рыночных реформ обесценились денежные вклады нескольких поколений граждан, их восстановление — долг государства, возвращение доверия населения к банковской системе и государству в целом, антикризисный, антиинфляционный и важнейший социальный фактор, стимул к дедолларизации российской экономики.

Кроме того, одним из необходимых условий стабилизации, восстановления и дальнейшего роста экономики России является оживление инвестиций в производство, для чего необходимы финансовые ресурсы, которыми могут стать тезаврированные средства населения — наличные рублевые и, главное, инвалютные накопления.

Во всех странах мира сбережения населения представляют собой наиболее надежные средства для инвестиций, наименее зависимые от политической ситуации и экономической конъюнктуры. К примеру, бегство этих денег из страны при кризисных ситуациях на внутреннем и мировых финансовых рынках, как это происходит со средствами

иностранных инвесторов, существенно затруднено или невозможно. Следовательно, возможное увеличение инвестиций за счет средств населения — ярко выраженный стабилизирующий фактор для экономики России, уменьшающий зависимость от иностранного, особенно спекулятивного капитала.

Таким образом, наиболее реальным и стабильным источником инвестиций ресурсов в России остаются тезаврированные средства населения — наличные рублевые и, главное, инвалютные накопления (так называемая «кубышка»).

Денежные сбережения населения на начало июля 1998 г., по данным Госкомстата, составили 308 млрд руб., из их на банковских вкладах — 165,6 млрд руб.; на руках — 102 млрд руб. с резким увеличением последних в период кризиса 1998 г., часть последних — тезаврированные рублевые сбережения граждан. До 1 сентября 2008 г. наблюдался рост вкладов населения до 6 трлн руб., затем имело место кризисное снижение до 5,5 трлн руб. на 1 декабря и последующее повышение до 5,9 трлн руб. по состоянию на 1 января 2009 г. и 7 трлн руб. 01.12.2009 г.1

Почему население хранит сбережения в наличных деньгах? Это, на наш взгляд, связано с противоречивостью и непоследовательностью экономической политики государства, что вызывает одновременно недоверие как предпринимателей (бегство капитала из России, в основном из-за непосильного налогового бремени в начале рыночных реформ, коррупции и т. д.), так и населения.

1 URL: http:// www.cbr.ru / statistics.

Немного истории. Сначала население вкладывало средства в наличные доллары из-за высокой инфляции. При снижении инфляции также вкладывало в иностранную валюту из-за явления, выделенного и названного автором как «ожидание денежной реформы» [6], в связи с возможной конфискацией сбережений в ходе денежной реформы. Деноминация началась, но конфискации не произошло, т. е. основные причины инвалютной тезаврации сбережений, казалось бы, ликвидированы, но население продолжает скупать наличную валюту и хранить ее дома. Значит, недоверие к экономической политике государства преодолено так и не было. В США в середине 2008 г. начался ипотечный кризис, переросший в мировой общеэкономический, на который российская экономика отреагировала более болезненно, чем американская. И население вновь, как защиту от кризиса, скупает иностранную валюту, в первую очередь американскую. Граждане России, покупая и складывая наличные доллары в «чулок» обеспечивают эмиссионный доход и осуществляют беспроцентное долгосрочное кредитование США в лице Федеральной резервной системы США, увеличивая объем инвестиций в экономику США, способствуя ее более быстрому восстановлению, дальнейшему росту и повышению конкурентоспособности в ущерб российской.

Для оживления инвестиций за счет тезаврированных средств граждан, на наш взгляд, необходимо в первую очередь принципиально решить вопрос восстановления сбережений населения, обесцененных в ходе реформы цен 1992 г., которые были аккумулированы в основном в Сбербанке (АКСБ). Именно нерешенность этой проблемы в определенной мере сдерживает приток налично-денежных сбережений граждан в сферу инвестиций.

В утратившем с 1 января 2005 г. силу Законе РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» в ст. 8 был указан источник индексации «... сбережений граждан в Сберегательном банке РСФСР — доходы банка.». По мнению Т. Онищен-ко, в середине 1990-х гг. — руководителя рабочей группы по разработке законов о восстановлении сбережений граждан России при Комитете по делам общественных объединений Госдумы РФ, — в соответствии с названным законом «... АКСБ обязан сохранять покупательную способность вкладов путем изменения процентных ставок по вкладам в соответствии с темпами инфляции. А если бы у АКСБ не хватило для этого своих средств, в действие должна вступить ответственность РФ.

Однако АКСБ Закон об индексации не исполнял. Именно на нарушении договорных обязательств по сохранности реальной ценности внесенных до 1992 г. вкладов, на нарушении Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» зиждется нынешнее богатство АКСБ» [5].

В постановлении Конституционного суда РФ от 31.05.1993 № 12-П «По делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24.10.1991 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и постановления Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», постановления Девятого (Внеочередного) Съезда народных депутатов РФ от 27.03.1993 «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации», Указа Президента РФ от 28.03.1993 «О защите сбережений граждан Российской Федерации» отмечено, что «. проценты по вкладам граждан в Сберегательном банке в течение 1992—1993 гг. повышались трижды. Однако в условиях акционирования Сберегательного банка повышение процентных ставок является не специальной мерой по индексации сбережений граждан, предпринятой для исполнения Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», а способом привлечения клиентов в конкурентной борьбе и не компенсирует потерь граждан. Нерешенность вопросов об индексации вкладов, находящихся в Сберегательном банке (на 1 января 1992 г.), отсутствие видимых усилий Правительства Российской Федерации по индексации вкладов нарушает конституционные права граждан Российской Федерации».

В любом случае, независимо от роли Сбербанка, основную ответственность за восстановление вкладов несет само государство как гарант сохранения депозитов граждан и как владелец (через Банк России) контрольного пакета акций Сбербанка.

Есть мнения, что государство не должно восстанавливать вклады своим гражданам, или что восстановление задержит решение других экономических проблем, поэтому и осуществление его сейчас несвоевременно. Дискуссии идут с 1991 г., за это время принят целый ряд нормативных актов, в частности, основной — Федеральный закон от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», которые необходимо когда-то исполнять.

Федеральным законом от 10.05.1995 № 73-ФЗ государство гарантировало государственной

- 61

собственностью и активами восстановление и обеспечение сохранения ценности сбережений, созданных гражданами до 1992 г. Это предусматривалось произвести переводом их в государственные ценные бумаги — целевые долговые обязательства РФ, а долговую ответственность государства выражать через устанавливаемую не реже одного раза в месяц долговую стоимость для единицы номинала этих ценных бумаг. Тогда был разработан механизм индексации и защиты от инфляции уже самих ценных бумаг. Предусматривалось использование целевых долговых обязательств в качестве платежного средства при продаже акций, находящихся во владении государства и самой государственной собственности, что напоминает соответствующие свойства ваучера. Выход на рынок новой, массовой ценной бумаги — целевого долгового обязательства мог бы существенно активизировать отечественный рынок ценных бумаг, как было в свое время с тем же приватизационным чеком, но, главное, вернуть на этот рынок (отчасти, искусственно) рядового гражданина-инвестора.

В реальном решении проблем компенсации были проведены предварительные мероприятия. Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 г.» Сбербанку поручалось произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан в этом банке в трехкратном размере их депозитов на 01.01.1992 с выплатой вкладчикам — пенсионерам и инвалидам начиная с 1 февраля 1994 г., а остальным категориям вкладчиков — с 1 июля 1994 г. за счет: реализации на сумму 400 млрд руб. ценностей, находящихся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; выделения 200 млрд руб. из прибыли Сбербанка, полученной в 1993 г.

Затем в исполнение Указа Президента РФ от 16.05.1996 № 733 «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992—1995 гг.» началась частичная компенсация за счет государственных средств не более одной тысячи руб. «до 1992 г.» с каждого вклада граждан 1916 г. рождения и старше. Это было продолжено по тем же принципам для других возрастных категорий граждан. Причем выплаты производились деньгами, а не государственными ценными бумагами, как предусмотрено Федеральным законом от 10.05.1995, что подтверждает возможность компенсации именно денежными средствами. Дальше

62 -

этих половинчатых мер восстановления вкладов государство не продвинулось.

Данная проблема с особой остротой прозвучала накануне деноминации из-за перспектив компенсации вкладов именно «новыми» деньгами в ходе деноминации.

Однако компенсация названных средств в полном объеме деньгами в ближайшие годы действительно проблематична, так как вливание (даже постепенное) денежных средств на компенсацию вновь раскрутит инфляционную спираль. Например, при восстановлении вкладов «до 1992 г.» в номинале вклада деноминированными рублями в январе 1998 г., хотя покупательная способность денег накануне реформы цен была в 5—10 раз выше, чем у нового российского рубля.

В то же время при компенсации деньгами большая часть этих средств может быть вместе с тезаврированной наличностью населения направлена им именно на инвестиции в связи с уменьшением недоверия к экономической политике государства. В случае единовременного оформления компенсации государственными ценными бумагами, как иногда предлагается и как можно понимать Федеральный закон от 10.05.1995 № 73-ФЗ, величина государственного долга может превысить критическую черту. В то же время и откладывать начало эмиссии целевых долговых обязательств не следовало бы — если начать эту работу очень сложно сегодня, то с ростом государственного долга это станет еще более проблематичным.

Растягивание на годы и даже десятилетия процесса компенсации таит в себе другую опасность. Так, в декабре 1991 г. закончилось погашение послевоенных государственных займов, населению выплатили старые долги деньгами, которые уже в январе 1992 г. начали быстро обесцениваться как следствие реформы цен. Это напоминает возможную многолетнюю компенсацию обесцененных вкладов, а по ее завершении может иметь место очередное монетарное мероприятие.

Об отсутствии связи восстановления сбережений граждан в Сбербанке с процессом деноминации осенью 1997 года сообщил Банк России, так как для единовременного их восстановления потребуется, по оценкам, около 312 млрд деноминированных руб., что сравнимо с денежной массой на начало деноминации. Вероятно, Госдума могла бы, как сообщил Банк России, принять закон, предусматривающий индексацию в тысячу раз вкладов граждан в Сбербанке, сделанных до 1992 г. При этом вклады должны быть выведены на внебалансовые счета Сбербанка, а выплаты по

ним должны производиться по мере поступления в Сбербанк соответствующих средств из государственного бюджета [4]. При компенсации ценными бумагами забалансовые обязательства Сбербанка могли бы погашаться по мере эмиссии целевых долговых обязательств и их выдачи гражданам. Государственная Дума подобного решения, как известно, не приняла. Однако сама идея оформления задолженности по вкладам на внебалансовых счетах Сбербанка, по нашему мнению, представляется интересной. Это один из возможных вариантов решения проблемы и компромисс: граждане могли бы получить документально оформленную Сбербанком задолженность государства по компенсации названных вкладов (в реальной сумме с последующей индексацией и возможностью наследования). По мнению автора, такая операция де-юре не являлась бы увеличением внутреннего государственного долга: реальный долг появится, и будет увеличиваться по мере эмиссии очередных траншей целевых долговых обязательств и компенсации ими вкладов. Причем долговые обязательства могли бы быть предъявительскими как ваучер.

Возможен комплексный, многосторонний подход и к формированию ресурсов для компенсации — это может быть сделано частично деньгами, которые уже выплачивались; частично целевыми долговыми обязательствами, что предусмотрено Федеральным законом РФ от 10.05.1995 № 73-ФЗ. Можно рассмотреть (пусть даже чисто теоретически) использование других государственных ценных бумаг, а при согласии вкладчиков — акций и иных ценных бумаг субъектов экономики, находящихся в государственной собственности (например, того же Сбербанка), земли, недвижимости и других активов государства.

Необходимость, целесообразность, связь с социальной политикой государства и своевременность восстановления сбережений населения подчеркивается отечественными экономистами с предложением новых механизмов и путей решения старых проблем. Например, «Увеличению социальных пособий следует предпочесть выполнение государством своих обязательств перед населением, включая. восстановление дореформенных сбережений граждан. При этом использование гражданами восстанавливаемых вкладов можно ограничить покупкой российских товаров длительного пользования, строительством или приобретением жилья, оплатой коммунальных, образовательных или медицинских услуг (разрешив свободно расходовать только проценты). Технологически восстановление сбережений граждан может быть

обеспечено созданием под управлением Сбербанка специального фонда с предоставлением ему кредитного ресурса, необходимого для обслуживания и погашения соответствующего государственного долга. Тогда масштаб эмитируемых для этого денег ежегодно определялся бы на основе потребности в выплате процентов и заявлений вкладчиков о товарном наполнении погашаемых вкладов, сводимых в обобщенные программы, реализация которых осуществлялась бы централизованным образом в соответствии с процедурой закупок для госнужд» [3].

До 2007 г. определенная часть совокупной уточненной задолженности была погашена в ходе предварительной компенсации в сумме до 1 000 руб. по одному депозиту. Это по давнему плану Министерства финансов РФ, что неоднократно отмечалось в прессе, должно было продолжаться до полной компенсации из расчета 2 современных рубля за 1 советский. Такое соотношение впервые официально отражено в постановлении Правительства РФ от 29.12.2007 № 1002 «О порядке осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» как «.выплата компенсации в размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.) и дополнительной компенсации в размере остатка вкладов.», а затем соответствующим документом на 2009 г. При этом следует учитывать, что покупательная способность российского рубля снижается, названные суммы (включая с 2001 г. компенсацию не более 6 тыс. руб. на погребение при смерти владельца вклада) никогда не индексировались, а обесцененные вклады принадлежат в основном пенсионерам. Таким образом, обесценивается сама компенсация: соответствующие возрастные категории вкладчиков в последующие годы получают неэквивалентную обесценивающуюся стоимость, что ставит граждан в неравное положение. Кроме того, дробная компенсация (предварительная, дополнительная и т. п.) не соответствует экономической сущности вклада как единого целого, часто сберегаемого для крупных приобретений и расходов.

Следовательно, при восстановлении сбережений в деньгах было бы целесообразно изначально зафиксировать задолженность государства в российских рублях с последующей индексацией (начислением процентов), или ежегодно индексировать соотношение советского и российского рублей. Могла быть также рассмотрена возмож-

- 63

ность полного единовременного восстановления сбережений поэтапно отдельным категориям граждан с учетом их возрастающей при индексации номинальной стоимости с относительным сохранением сопоставимости реальной потребительной стоимости денег в разные сроки восстановления сбережений.

Постановление Правительства РФ от25.12.2009 № 1092 определяет в 2010 г. гражданам России по 1945 г. рождения выплату компенсации уже в трехкратном размере остатка вкладов в Сбербанке РФ за вычетом ранее полученной предварительной и дополнительной компенсаций по вкладам.

На пленарном заседании Государственной Думы 27.01.2010 было решено создать рабочую группу по совершенствованию законодательства в сфере восстановления и защиты сбережений граждан России, цель которой — разработать комплекс мер, направленных на решение проблемы возврата россиянам вкладов, которые были сделаны в советское время. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, который возглавил и новую группу, заверил коллег в ходе дискуссии, что рано или поздно россиянам будут возвращены все обесцененные вклады, «...потому что долг государства перед гражданами есть, и здесь никаких сомнений быть не может». По данным депутата, гарантированные сбережения граждан оцениваются в сумме 345,5 млрд руб. СССР, что в перерасчете на 01.12.2009 составляет 22 трлн руб. [2]. Для сравнения, в 1999 г. Анна Рябых из Белгородской области через Страсбургский суд доказала, что ее вклад в 11 674 советских рубля соответствует 24 300 долл. США. Таким образом, данные оценки сопоставимы по текущему валютному курсу.

Формально правопреемником СССР назвала себя только Россия, однако и другие страны бывшего СССР расплачиваются по вкладам Сбербанка СССР. Так, трети населения Литвы будет выплачено

более 3,6 млрд литов (более 1 млрд евро) из расчета 1 советский рубль — 1 лит, но не более 6 000 литов (средняя выплата — около 9 000 евро). Причем 85 % сумм компенсаций Литва выделила не за счет налогоплательщиков, а из фонда приватизации, например, за счет продажи принадлежащих правительству акций нефтяного холдинга Mazeikiu nafta. Компенсация проходила также в Эстонии из расчета 1 крона за 10 советских руб. Наиболее выгодные условия предполагаются в Азербайджане — 1 советский рубль к 1 долл., если вклад не превышал 2 000 руб., и к 0,5 долл. — при превышении названной суммы [1].

Учитывая изложенное, полагаем, что государством должны быть осуществлены мероприятия по постепенному (в разумных пределах) восстановлению обесцененных сбережений граждан. Это позволит вернуть доверие населения к государственной экономической политике и использовать имеющиеся тезаврированные средства населения как инвестиционные ресурсы для стабилизации, возрождения и дальнейшего поступательного роста экономики России.

Список литературы

1. Верность долгу // Ведомости. 2007. 2 февраля. С. 1, 4.

2. Газета gzt.ru. 2010. 27 января. URL: http://www. gzt.ru.

3. Глазьев С. Об антикризисной стратегии России // Российский экономический журнал. 2009. № 6. С. 26-27.

4. Деловой экспресс. 1997. 14 октября. С. 11.

5. Онищенко Т. Вклад — не клад // Научный парк. 1997. № 7 (Новелла). С. 29.

6. Семенов С. К. Современное денежное обращение и регулирование: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. С. 109—111.

24-25 мая 2010 года в здании Правительства Москвы (Новый Арбат, 36) Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона

при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводит ежегодный Конгресс

«Роль и место бухгалтерского учёта в условиях модернизации экономики»

В рамках Конгресса пройдет специализированная выставка «Новое в бухгалтерском учете и аудите» Заявки на участие: [email protected], 8(495) 411-90-77, (495) 720-54-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.