pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
Валютно-кредитные отношения
ЗАЩИТА ОБЕСЦЕНЕННЫХ СБЕРЕЖЕНИИ ГРАЖДАН
КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИИ*
Сергей Константинович СЕМЕНОВ3'', Константин Сергеевич СЕМЕНОВЬ
а доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация semenov_sk@mail .ш https://orcid.org/0000-0001-5606-7202 SPIN-код: 1060-8078
ь старший преподаватель кафедры экономической безопасности,
Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0002-4206-8009
SPIN-код: 1362-1877
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 19.04.2018 Получена в доработанном виде 06.06.2018 Одобрена 16.07.2018 Доступна онлайн 28.09.2018
УДК 336.72
Е21, Е22, Е65
Ключевые слова:
банковская система, экономическая политика, восстановление вкладов, антикризисный фактор, инвестиционные ресурсы
Аннотация
Предмет. Проблемы экономической и денежно-кредитной политики, инвестиций и сбережений, в частности восстановления обесцененных сбережений граждан. Цели. Исследование вопросов компенсации банковских депозитов населения, которые обесценились в начале рыночных реформ.
Методология. Исследованы работы зарубежных и отечественных ученых. Использован диалектический принцип, раскрывающий возможности исследования механизмов экономической политики в динамике и взаимосвязи; методы логического и статистического анализа.
Результаты. Проанализированы процессы компенсации и восстановления обесцененных вкладов граждан в России и на территории бывшего СССР, экономическая и антиинфляционная политика с авторскими иллюстрациями, комментариями и предложениями. Результаты исследования и конкретные авторские предложения могут быть использованы в деятельности заинтересованных организаций.
Выводы. Российское государство как преемник СССР должно проводить мероприятия по постепенному восстановлению обесцененных в ходе реформы цен сбережений населения, что обеспечит повышение доверия граждан к государственным и финансово-кредитным организациям. Затем можно будет применить накопленные, особенно наличные и инвалютные, денежные средства граждан в форме инвестиционных вложений для экономического восстановления и развития.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Семенов С.К., Семенов К.С. Защита обесцененных сбережений граждан как социально-экономический фактор развития России // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 9. — С. 2077 — 2085. https://doi.org/10.24891/fc.24.9.2077
Введение
Многие проблемные вопросы отечественной экономики на сегодняшний день являются нерешенными: достаточно высокий уровень инфляции, рубль обесценивается,
* Статья представлена Информационным центром ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» в Астраханском государственном техническом университете.
возвращаются кризисы. Актуальность настоящей статьи определяется целесообразностью продолжения научных исследований проблем экономической политики, сбережений и инвестиций, необходимостью повышения эффективности этих институтов в нынешней России, наличием проблемных финансовых и
2077
аналитических вопросов, в частности, восстановления обесцененных сбережений граждан, что и предопределило направление авторских исследований и выбор темы.
По проблемам, исследованным в настоящей статье, имеется определенный теоретико-методологический опыт в трудах зарубежных и отечественных экономистов. Вопросы экономической и денежно-кредитной политики рассмотрены в работах: Э.Дж. Долана, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелла [1], Д. Воронина, М. Головнина, Е. Гурвича, М.И. Гуревича, М.Ю. Малкиной1, С. Моисеева, Г. Фетисова [2 — 7]; наличных и безналичных сбережений: С.В. Ануреева, В.М. Ионова, Л.Ю. Рыжановской2, А.В. Юрова; [8 — 10]; инвестиций: Е.А. Мизиковского, К.Н. Абубакировой [11], И.В. Минаковой, К.Е. Коровиной [12], И.Е. Смирнова [13], И.В. Трегуба [14], У.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александера, Дж.В. Бэйли3.
В начале рыночных реформ в России вследствие инфляции и некорректной экономической политики обесценились деньги во вкладах целых поколений гражданского населения; восстановление этих средств — государственный долг России, что повысит доверие населения к государственным и финансово-кредитным институтам, позволит восстановить экономику и поспособствует ее развитию.
Сбережения: банковские вклады, долларизация, тезаврация
В каждой стране сбережения гражданского населения являются самыми надежными средствами инвестиционных вложений, минимально подчиненные политической и экономической ситуации. Поэтому возможный рост инвестиций из средств гражданского населения стабилизирует национальную экономику, сокращает зависимость от
1 Малкина М.Ю. Анализ динамики уровня монетизации экономики и особенностей денежно-кредитной политики в современной России // Финансы и кредит. 2007. № 34. С. 2—14.
2 Рыжановская Л.Ю. Сбережения и инвестиции: денежный аспект // Финансы и кредит. 2007. № 28. С. 39—48.
3 Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Дж.В. Инвестиции.
М.: ИНФРА-М, 2011. 1028 с.
зарубежных, часто спекулятивных инвестиционных вложений.
С начала 1990-х гг. граждане вкладывали средства в иностранную валюту из-за значительной инфляции. Со снижением инфляции граждане покупали наличные доллары в связи с явлением, названным ожиданием денежной реформы из-за возможной конфискации рублевых денежных сбережений во время деноминации [15].
Денежная реформа осуществлялась без прямой конфискации наличных и безналичных денег, то есть главные причины тезаврации инвалютных сбережений были, казалось, устранены, но граждане продолжали приобретать наличные доллары и хранить их дома. Следовательно, доверие к государству и его экономической и социальной политике не было восстановлено.
В целях оживления инвестиционных вложений за счет накопленных денег населения, особенно наличных, в том числе иностранной валюты, целесообразно восстановить в сопоставимой стоимости деньги россиян, замороженные во вкладах, обесцененных во время рыночных реформ 1992 г. и аккумулированных в государственном Сбербанке РФ.
Как пытались спасти сбережения: индексация, компенсация и др.
В утратившем действие с 1 января 2005 г. Законе4 ст. 8 законодательно определяла источник финансирования для индексации и восстановления сбережений граждан в Сберегательном банке РСФСР — доходы банка.
В середине 1990-х гг. возглавивший структуру по подготовке нормативных документов по восстановлению, компенсации и индексации сбережений физических лиц при профильном комитете Госдумы Т. Онищенко считал, что по этому Закону АКСБ5 обязан сохранять покупательную способность вкладов путем
4 Закон РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».
5 Аббревиатура Сбербанка сразу после акционирования — Акционерный коммерческий Сберегательный банк.
2078
изменения процентных ставок по вкладам в соответствии с темпами инфляции. А если бы у АКСБ не хватило для этого своих средств, в действие должна была вступить ответственность РФ. Однако АКСБ Закон об индексации не исполнял. Именно на нарушении договорных обязательств по сохранности реальной ценности внесенных до
1992 г. вкладов, на нарушении Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» зиждется нынешнее богатство Сбербанка. Он и сегодня продолжает использовать эти незакрытые вклады как беспроцентные ресурсы6, а также как краткосрочные кредитные ресурсы, суммы компенсации, при этом получая с последних при их выплате 2,5% комиссии от государства согласно правительственным постановлениям.
Нормативными актами7 было также определено, что проценты по вкладам граждан в Сберегательном банке в течение 1992 —
1993 гг. повышались трижды. Однако в условиях акционирования Сберегательного банка повышение процентных ставок является не специальной мерой по индексации сбережений граждан, предпринятой для исполнения Закона, а способом привлечения клиентов в конкурентной борьбе, и оно не компенсирует потерь граждан. Нерешенность вопросов об индексации вкладов, отсутствие видимых усилий Правительства Российской Федерации по индексации вкладов нарушают конституционные права граждан.
Таким образом, главную ответственность за индексацию, компенсацию и восстановление частной собственности граждан в форме названных вкладов несет сама Российская Федерация, в качестве гаранта частной собственности, и в качестве собственника —
6 Михайлов А. Глупость и обман.
URL: https://www.gazeta.ru/column/mikhailov/4725013.shtml
7 Постановления Конституционного суда РФ от 31.05.1993 № 12-П «По делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», Девятого (Внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27.03.1993
«О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации», указа Президента РФ от 28.03.1993 «О защите сбережений граждан Российской Федерации».
главного акционера Сбербанка РФ через государственный эмиссионный банк.
Существуют точки зрения, в том числе на государственном уровне, что восстановление обесцененных вкладов физических лиц нецелесообразно. Наиболее популярна и активно внедряется в общественное сознание (особенно поколения, не пережившего заморозку и обесценение вкладов) версия об отсутствии у сбережений покупательной стоимости из-за дефицита потребительских товаров и услуг, что не помешало этими средствами, отражающими эквивалент труда, накопленного десятилетиями, покрыть дефицит государственного бюджета в 1990 — 1992 гг. В конце 1980-х гг. были вполне доступны некоторые формы недвижимости, неэквивалентные формы обмена (фактически продажа) квартир, практически любые товары из-под полы в комиссионной торговле, на колхозном и черном рынках, поэтому сбережения формировались не только из-за товарного дефицита. Невозможность покупки как единственный фактор сбережений того периода — эта версия основана на современной модели неограниченного потребления и жизни в долг. Сбережения того периода — это не только вынужденный и отложенный потребительский спрос, но и осознанно или неосознанно (на черный день) сформированные инвестиционные ресурсы при незначительной тезаврации наличности, связанные с патриотическими традициями военного, послевоенного времени и доверием г р а ж д а н к г о с уд а р с т в у, д о в е р и е м , неоправданным и обманутым.
В то же время соответствующим Законом8 Российская Федерация гарантировала активами и госсобственностью восстановление сбережений, накопленных гражданским населением до 1992 г. Средства предполагалось перевести в целевые долговые обязательства Российской Федерации, а долг государства определять как вводимую не реже чем ежемесячно долговую стоимость номинальной единицы данных бумаг. Были также предложены антиинфляционные
8 Федеральный закон от 10.05.1995 № 73-Ф3 «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
2079
инструменты индексаци и самих государственных ценных бумаг.
Реальным решением проблем восстановления были проведенные предварительные компенсации. Выплаты осуществлялись денежными средствами, а не целевыми долговыми обязательствами Российской Федерации, как предусматривалось соответствующим Законом от 10.05.1995, что свидетельствует о возможности компенсации деньгами. Далее половинчатых мероприятий по компенсации депозитов граждан Российская Федерация не продвинулась.
Что сделано... И что делать?
Отсутствие какой-либо связи единовременного восстановления вкладов гражданского населения в Сбербанке с деноминацией Банк России продекларировал уже во второй половине 1997 г., ибо такое восстановление вызвало бы ориентировочно двукратное единовременное увеличение денег М2. Поэтому, по мнению эмиссионного банка, можно было бы проиндексировать в заявленных пропорциях деноминации (в 1 000 раз) обесцененные депозиты физических лиц с их отражением в забалансовых обязательствах и гашением по ходу поступления Сбербанку соответствующих государственных финансовых средств. При восстановлении сбережений с помощью ценных бумаг, по нашему мнению, эти внебалансовые обязательства СБ РФ погашались бы в соответствии с эмиссией целевых ценных бумаг и их выдачи населению. Вместе с тем сам принцип оформления государственной задолженности по депозитам на забалансовых счетах СБ РФ, на наш взгляд, представлялся крайне интересным как компромиссное решение проблемы: гражданское население могло бы получить юридически оформленную государственную задолженность с дальнейшей эмиссией траншей данных ценных бумаг и по мере восстановления ими банковских депозитов. Причем эти ценные бумаги можно было бы сделать на предъявителя как ваучер.
Или мог быть использован многосторонний, комплексный подход по формированию
денежных ресурсов для восстановления в определенной части деньгами, как уже имело место, частично ценными бумагами (целевыми), что определялось соответствующим Законом. Работа с последними может быть разделена на этапы: эмиссия (главное — зафиксировать долг), обращение и погашение. Свободный оборот этих ценных бумаг оживит финансовый рынок, позволит оптимизировать их гашение — государство сможет выкупать их с дисконтом. Сроки и суммы гашения могут устанавливаться позднее, в зависимости от финансовых возможностей эмитента. Собственно гашение может быть растянуто на десятилетия (например, в суммах нынешних компенсаций), поэтому отсутствие средств на восстановление — отговорка, так же как и отсутствие законодательной базы.
Это и неудивительно — Закон РФ от 10.05.1995 принимался вопреки мнению Правительства России, которое фактически саботирует исполнение этого нормативного акта9. Впрочем, законодательные инициативы имеются. Рязанской областной думой внесен проект закона10, определяющий долг беспроцентным со сроком гашения 30 лет и предельным размером целевых долговых обязательств по каждому вкладу. А проект закона Российской Федерации № 231324-3 «О государственных гарантиях восстановления и выплаты денежных сбережений граждан Российской Федерации», внесенный группой депутатов Госдумы, предусматривает декларацию еще не полученных сбережений в налоговых органах.
Считаем целесообразным использование недвижимости, ценных бумаг и иных активов Российской Федерации, в том числе в процессе текущей приватиз ации госсобственности, раз уж не удалось применить сбережения при массовой чековой приватизации (или вместо бесплатной ваучеризации). Или использовать сбережения
9 Михайлов А. Глупость и обман.
URL: https://www.gazeta.ru/column/mikhailov/4725013.shtml
10 Проект закона Российской Федерации № 277603-3 «О порядке погашения и обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации по сберегательным вкладам граждан Российской Федерации, помещенным
в системе Сберегательного банка Российской Федерации до 20 июня 1991 года».
2080
в форме, подобной материнскому капиталу; для формирования накопительной части пенсии11; как взнос в негосударственные пенсионные фонды.
Нерешенность многих проблем компенсации и восстановления дореформенных вкладов, растягивание на десятилетия этих процессов может иметь продолжение, аналогично следующему. В конце 1991 г. завершилось гашение государственных послевоенных займов, и гражданам уплатили эту старую многолетнюю задолженность денежными средствами, которые с января 1992 г. начали стремительно обесцениваться именно в рассматриваемых в настоящем исследовании вкладах населения. При завершении многолетнего восстановления и компенсации рассматриваемых в настоящее время обесцененных банковских депозитов граждан может также быть произведена очередная денежная реформа (монетарное мероприятие). Тем более, что данные вклады, так и не оформленные ценными бумагами как государственные обязательства, со временем теряются: стареют и умирают вместе с вкладчиками.
Формально только Российская Федерация назвала себя правопреемником Советского Союза, тем не менее и иные государства бывшего Союза ССР отвечают по депозитам союзного Сбербанка. Молдавия, Украина и Белоруссия уже компенсировали советские сбережения своим гражданам12. Раньше это по различным схемам продекларировали Литва, Эстония и Азербайджан13. В Армении схема компенсации следующая: за вклад до 1 000 советских рублей выплачивается 200 долл. США, далее за каждую тысячу советских рублей в размере не менее 1 000 и не более 3 000 руб. — 140 долл. США, 3 000 — 5 000 руб. — 80 долл. США, 5 000—10 000 руб. — 40 долл. США, более 10 000 руб. — 20 долл. США14. Похожая ситуация с компенсацией в
11 Михайлов А. Глупость и обман.
URL: https://www.gazeta.ru/column/mikhailov/4725013.shtml
12 Госдума продлила приостановку компенсаций советских вкладов Сбербанка. URL: https://regnum.ru/news/2207196.html
13 Верность долгу // Ведомости. 2007.
URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2007/02/02/ot-redakcii-vernost-dolgu
14 В Армении начался процесс выдачи компенсаций
вкладчикам Сбербанка СССР.
URL: http://regnum.ru/news/696769.html
Киргизии с индексацией на уровень потребительской инфляции: до 2 500 руб. в соотношении 1 сом к 1 руб., 2 501—5 000 руб.— 1 сом к 20 руб., 5 001 — 10 000 — к 30, свыше 10 000 — к 40 руб.15.
Приведенная дифференциация по выплатам является элементом конфискации и отражает социально-политический (по сути социалистический), а не экономический подход к компенсации и восстановлению сбережений. Добросовестные частные собственники лишаются части средств и, следовательно, достойного уровня жизни и возможностей некриминального первичного накопления капитала для начала собственного бизнеса. Это особенно актуально для произошедшей в начале 1990-х гг. смены государственно-политического строя и форм собственности. Если же государство хочет финансово поддержать определенные слои населения, то это необходимо делать напрямую.
Следует также учитывать снижение покупательной способности рубля Российской Федерации. Называвшиеся суммы (соотношения) компенсации, включая компенсацию не более 6 тыс. руб. на похороны владельца депозита, не индексировались, а принадлежат обесцененные депозиты, как правило, пенсионерам. Следовательно, обесценивается сама компенсация: соответствующие возрастные группы вкладчиков-граждан в следующие годы получат неэквивалентную сумму, что не обеспечивает равноправия вкладчиков и противоречит Закону РФ от 10.05.1995.
Руководитель Комитета по финансовым рынкам Государственной Думы В. Резник, возглавивший соответствующую рабочую г р у п п у, с о о б щ и л о п е р с п е к т и в а х восстановления обесцененных банковских депозитов физических лиц.
В 2010 г. российским гражданам, родившимся до 1945 г., нормативным актом16 установлена трехкратная величина компенсации депозитов Сбербанка с учетом компенсаций, полученных
15 Закон Кыргызской Республики от 02.06.1997 № 36 «О восстановлении и защите сбережений граждан Кыргызской Республики
URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/536
16 Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1092.
2081
предварительно и дополнительно; населению после 1945 г. рождения без всякой аргументации по-прежнему выплачивается двукратная компенсация. Действие документа ежегодно продлевается. Компенсация вкладов в названном соотношении как завершение «восстановления» обесцененных в ходе реформы цен депозитов активно лоббируется Минфином России. В министерстве отметили, что Российская Федерация уже выплатила несколько больше, чем большинство других стран бывшего СССР, поэтому предлагается признать обязательства по обесцененным сбережениям исполненными17. Странная логика сравнивать собственные выплаты с аналогичными платежами других стран.
Однако вопрос остался открытым. Федеральным законом от 19.12.2016 № 429-ФЗ до 1 января 2020 г. было приостановлено исполнение Закона18, который дополнял и фактически обусловливал возможность исполнения Закона от 10.05.1995.
Выводы
Таким образом, проанализированы процессы компенсации и восстановления обесцененных вкладов граждан в России и на территории бывшего СССР, экономическая и антиинфляционная политика. Результаты исследования и конкретные авторские предложения могут быть использованы в деятельности заинтересованных организаций.
Учитывая изложенное, полагаем, что Российское государство как преемник СССР должно осуществлять мероприятия по постепенному восстановлению обесцененных рыночными реформами сбережений населения, что обеспечит восстановление доверия граждан к государственным и финансово-кредитным организациям и позволить использовать накопленные, особенно наличные и инвалютные, денежные средства граждан в форме инвестиционных вложений для экономического развития.
17 Минфин предложил завершить выплату компенсаций по дореформенным сбережениям к концу 2016 года.
URL: http://www.interfax.ru/business/481848
18 Федеральный закон от 04.02.1999 №21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» в связи
с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»; принят во исполнение Федерального закона от 06.07.1996 № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации».
2082
Список литературы
1. Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: Мосинкомбанк, 1993. 446 с.
2. Воронин Д. Денежно-кредитная политика как инструмент экономического роста // Банковское дело. 2007. № 1. С. 19 — 21.
3. Головнин М. Финансовая глобализация и ограничения национальной денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2007. № 7. С. 20 — 34.
4. Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры // Вопросы экономики. 2006. № 3. С. 4—27.
5. Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. 2007. № 5. С. 43—46.
6. Моисеев С. Формализация макроэкономики и ее последствия для денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 46 — 58.
7. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 4—19.
8. Ануреев С.В. Конкуренция в денежном обороте наличных и безналичных денег // Бизнес и банки. 2002. № 25. С. 1—4. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/articles02-026.pdf
9. Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития // Деньги и кредит. 2007. № 4. С. 40—45.
10. Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив // Деньги и кредит. 2007. № 7. С. 37—42.
11. Мизиковский Е.А., Абубакирова К.Н. Управление инвестициями: учет и аудит // Аудиторские ведомости. 2011. № 8. С. 64—71.
12. Минакова И.В., Коровина К.Е. Регулирование инвестиционной деятельности посредством налоговых механизмов // Право и экономика. 2011. № 10. С. 55 — 60.
13. Смирнов И.Е. В интересах повышения эффективности инвестиционной деятельности // Управление в кредитной организации. 2007. № 2. URL: https://www.lawmix.ru/bux/71703
14. Трегуб И.В. Финансирование инвестиционных проектов: классификация и оценка риска // Финансы. 2008. № 9. С. 71 — 72. URL: https://www.lawmix.ru/bux/41668
15. Семенов С.К. Современное денежное обращение и регулирование: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. 248 с.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном
отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было
третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,
написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
2083
pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
Monetary and Credit Relations
PROTECTION OF IMPAIRED SAVINGS OF PEOPLE AS A SOCIO-ECONOMIC FACTOR OF RUSSIA'S DEVELOPMENT
Sergei K. SEMENOV a>', Konstantin S. SEMENOV b
a Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation
semenov_sk@mail .ru
https://orcid.org/0000-0001-5606-7202
b Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation
https://orcid.org/0000-0002-4206-8009
' Corresponding author
Article history:
Received 19 April 2018 Received in revised form 6 June 2018 Accepted 16 July 2018 Available online 28 September 2018
JEL classification: E21, E22, E65
Keywords: banking system, economic policy, deposit restoration, anti-recessionary factor, investment resources
Abstract
Subject This paper examines the problems of economic and monetary policy, investment and savings, in particular, the restoration of the impaired savings of people. Objectives The paper aims to analyze the issues of compensating the population's bank deposits that impaired at the beginning of market reforms. The paper does not intend to discuss the causes and specific persons involved in the process of impairment of savings. Methods We use the works of foreign and national scientists as a methodological and theoretical basis of the study. The study involves the dialectic principle, methods of logical and statistical analyses.
Results The paper analyzes the process of compensation and rehabilitation of impaired deposits of people in Russia and the former Soviet Union. We contribute suggestions on the question.
Conclusions and Relevance We conclude that the Russian Federation government should undertake activities to gradually restore the impaired savings. It will ensure the restoration of the citizens' confidence in public and financial institutions. People will be able to commit the accumulated funds to economic reconstruction and development. The results of the study and our suggestions can be helpful in the activities of the organizations concerned.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Semenov S.K., Semenov K.S. Protection of Impaired Savings of People as a Socio-Economic Factor of Russia's Development. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 9, pp. 2077-2085. https://doi.org/10.24891/fc.24.9.2077
Acknowledgments
This paper was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information Centre
at the Astrakhan State Technical University.
References
1. Dolan E.G., Campbell C.D., Campbell R.G. Den'gi, bankovskoe delo i denezhno-kreditnaya politika [Money, Banking, and Monetary Policy]. St. Petersburg, Mosinkombank Publ., 1993, 446 p.
2. Voronin D. [Monetary policy as a tool of economic growth]. Bankovskoe delo, 2007, no. 1, pp. 19-21. (In Russ.)
3. Golovnin M. [Financial globalization and limitations of national monetary policy]. Voprosy Ekonomiki, 2007, no. 7, pp. 20-34. (In Russ.)
2084
4. Gurvich E. [Budgetary and monetary policy in terms of unstable external economic conditions]. Voprosy Ekonomiki, 2006, no. 3, pp. 4-27. (In Russ.)
5. Gurevich M.I. [On perfection of monetary policy]. Den gi i kredit = Money and Credit, 2007, no. 5, pp. 43-46. (In Russ.)
6. Moiseev S. [The formalization of macroeconomics and its consequences for monetary policy]. Voprosy Ekonomiki, 2007, no. 2, pp. 46-58. (In Russ.)
7. Fetisov G. [On choosing aims and tools of monetary policy]. Voprosy Ekonomiki, 2004, no. 2, pp. 4-19. (In Russ.)
8. Anureev S.V. [Competition of cash and non-cash payments in monetary turnover]. Biznes i banki, 2002, no. 25, pp. 1-4. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/articles02-026.pdf (In Russ.)
9. Ionov V.M. [Currency circulation: basic development tendencies]. Den 'gi i kredit = Money and Credit, 2007, no. 4, pp. 40-45. (In Russ.)
10. Yurov A.V. [Currency and electronic payment instruments: prospects evaluation]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2007, no. 7, pp. 37-42. (In Russ.)
11. Mizikovskii E.A., Abubakirova K.N. [Investment management: accounting and audit]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2011, no. 8, pp. 64-71. (In Russ.)
12. Minakova I.V., Korovina K.E. [Regulation of investments through tax incentives]. Pravo i ekonomika, 2011, no. 10, pp. 55-60. (In Russ.)
13. Smirnov I.E. [For purposes of investment efficiency improvement]. Upravlenie v kreditnoi organizatsii, 2007, no. 2. URL: https://www.lawmix.ru/bux/71703 (In Russ.)
14. Tregub I.V. [Investment projects financing: classification and risk evaluation]. Finansy = Finance, 2008, no. 9, pp. 71-72. URL: https://www.lawmix.ru/bux/41668 (In Russ.)
15. Semenov S.K. Sovremennoe denezhnoe obrashchenie i regulirovanie: monografiya [Modern currency circulation and regulation: a monograph]. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo Publ., 2007, 248 p.
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
2085